Конфликты интересов: к чему могут привести, и как с ними бороться?
В рамках собственного профессионального опыта я сталкивался с двумя полярными точками зрения на так называемое наличие «конфликта интересов», демонстрируемое собственниками бизнеса, для которых наша компания делала различные проекты, в том числе по выявлению недобросовестных действий менеджмента и оценке контрольной среды.
Точка зрения №1: (например, в отношении директора отдела продаж): «Да, я прекрасно знаю, что возможно, у него есть свой собственный интерес и он, конечно, побочно еще что-то зарабатывает, но он прекрасный продавец, и где я еще такого себе найду? И конечно, он приносит мне больше, чем «отщипывает», поэтому пока ничего не делаю».
Точка зрения №2: (например, в отношении также директора отдела продаж): «Это абсолютно неприемлемо для нашей компании. Службе безопасности — срочно инициировать внутреннее расследование для расчета убытков, и далее решим, как будем разбираться с данным персонажем: в судебном или досудебном порядке».
При этом необходимо отметить, что точка зрения № 1, то есть акционеры, которые принимают наличие внутреннего конфликта интересов, не так уж редка, и по моим субъективным оценкам встречается в 30–40 % случаев среди собственников частного бизнеса.
Что такое конфликт интересов
Давайте разберемся, что все-таки такое «конфликт интересов», можно ли с ним жить и насколько это плохо или хорошо для существования бизнеса?
Формальное определение «конфликта интересов» — это наличие ситуации, когда сотрудник (или более широкое понятие «агент») имеет незадекларированный персональный интерес, который может негативно повлиять на исполнение им своих профессиональных обязанностей. Это подразумевает конфликт между частными интересами сотрудника и его профессиональными интересами и обязанностями.
При этом ключевое слово в определении — «незадекларированный» (undisclosed). Само по себе наличие заинтересованности в сделке, если информация о данном факте должным образом донесена до акционеров/менеджмента/отдела внутреннего аудита, не является чем-то противозаконным и в некоторых случаях приносит выгоду компании. Приведем пример.
Ситуация №1. Иван Петрович Бунин работает начальником отдела материально-технического снабжения крупной промышленной компании и в том числе ежегодно в рамках годового бюджета закупок закупает централизованно бумагу для принтеров, ксероксов для всех 50 подразделений холдинга. Поставщиком бумаги для офиса является ЦБК №1, где продавцом, который отвечает за вышеописанный контракт, является родной брат И. П. Бунина – Сергей. Оба брата при подготовке контракта и его подписании информируют своих генеральных директоров о том, что контактируют как братья друг с другом, при этом И. П. Бунин в качестве основного аргумента приводит ценовой, поскольку при сохранении качества бумага ЦБК №1 наиболее привлекательна по цене по сравнению с конкурентами.
В вышеописанной ситуации при наличии родственных связей сторон сделки были соблюдены условия, которые не привели к конфликту интересов, а наоборот, привели к взаимовыгодному сотрудничеству и выгоде для обеих компаний.
Отсюда следует и логика самого конфликта интересов: обычно пытаются скрыть именно ситуацию, когда есть потенциальный ущерб, который сотрудник (агент) наносит своему работодателю в угоду своим персональным интересам (выгоде).
Ситуация №2. Та же семья Буниных, но Сергей в качестве представителя от ЦБК №1 продает бумагу посреднику, ООО «Вольный ветер», который с наценкой в 5 %, не осуществляя каких-либо функций, кроме посреднических, продает эту же бумагу холдингу, в котором работает другой Бунин. ООО «Вольный ветер» принадлежит обоим Буниным или другим «товарищам», которых они попросили побыть собственниками посредника.
В данной ситуации налицо конфликт интересов при отсутствии информации от Буниных о том, что ООО «Вольный ветер» не является случайной компанией в данной цепочке. Отсутствие должного информирования логично, поскольку Буниным очень сложно «защитить» данную конструкцию, при которой 5 % наценка оседает на счетах без осуществления каких-либо функций.
Чтобы ответить на вопрос, насколько велик ущерб от незадекларированных конфликтов интересов, приведем немного мировой статистики, которую ежегодно собирает и обрабатывает Ассоциация специалистов по борьбе с мошенничеством (acfe.com):
Согласно статистике, случаи инициирования схем, связанных с конфликтами интересов, не так уж редки и происходят почти в 4 раза чаще, чем случаи намеренной фальсификации отчетности, при этом средняя сумма убытков от одного случая составляет 250 тыс. USD, что, конечно, является «средней температурой по больнице», но не так уж она несущественна. Каждый делает выводы самостоятельно.
Какие бывают конфликты интересов
Конфликты интересов могут быть монетарными или немонетарными.
Примеры монетарных конфликтов интересов:
- Сотрудник имеет акции или работает параллельно в другой компании, с которой у его работодателя есть контакт;
- Родственники сотрудника работают в компании, с которой заключен контракт работодателем данного сотрудника;
- Родственник сотрудника претендует на работу у работодателя, на которого трудится сотрудник;
Примеры немонетарных конфликтов интересов:
- Вы просите знакомого, который работает в лицензионном отделе, по старой дружбе проконтролировать быстрое прохождение/получение лицензии для компании, собственником которой вы являетесь;
- Сотрудник компании А параллельно работает на другую компанию, которая имеет контракт с компанией В, конкурентом А;
- Сын одного из друзей сотрудника подает документы в кадровый отдел на работу в компанию, в которой работает сотрудник;
- Сотрудник является секретарем некоммерческой организации, которая просит спонсорскую помощь у работодателя сотрудника.
При этом формально ситуациями с наличием конфликтов интересов являются даже привычные кейсы, с которыми мы сталкиваемся каждый день на рабочем месте и даже не считаем неким конфликтом интересов. Например:
К чему могут привести конфликты интересов
Итак, в вашей компании процветают открытые и скрытые ситуации с наличием конфликта интересов. Хорошо это или плохо, какая точка зрения собственников верна?
Наличие конфликта интересов, конечно, негативно воздействует на состояние и развитие бизнеса, если мы говорим о полноценном коммерческом проекте/компании, а не об окологосударственной «кормушке», которую нельзя назвать полноценным частным бизнесом.
Во-первых, конфликт интересов напрямую связан с ущербом для компании, поскольку интерес лица, являющегося носителем данного конфликта интересов, связан с получением собственной выгоды обычно за счет уменьшения выгоды компании, в которой он работает. Это может быть убыток в виде разницы в цене, которая «оседает» на счетах аффилированной компании. Это могут быть просто дополнительные навязанные компании затраты, которые являются необязательными для нормального функционирования бизнеса.
Во-вторых, наличие конфликта интересов говорит о том, что в компании не все в порядке с системой внутренних контролей, т. е. недостаточно превентивных мер, которые бы работали на невозможность наличия конфликта интересов как такового (корректное разграничение полномочий ролей), и превентивных мер, работающих на обнаружение конфликта интересов.
В-третьих, компании, где такие ситуации возможны или иногда типичны, обычно характеризуются нездоровым корпоративным климатом, и соответственно, это означает, что существует большое количество демотивированных сотрудников, неэффективных сотрудников, и сотрудников, которые тратят свое время не на свои рабочие обязанности.
Таким образом, совокупный негативный эффект наличия конфликта интересов намного больше по сравнению с выгодами, которые якобы приносит «конфликтующий» сотрудник.
Еще немного статистики:
Как бороться с конфликтами интересов
Как бороться с конфликтами интересов или со средой в компании, которая может привести к конфликтам интересов?
1. Позиция руководства и акционеров. Собственник бизнеса должен четко показать своим сотрудникам, как он относится к подобным ситуациям. Это очень важно, поскольку отсутствие внятной позиции, или тем более поощрение подобных ситуаций (например, не уволили сотрудника, который был пойман на нарушении) ведут к неконтролируемому росту недобросовестных действий менеджмента.
2. Показательные «санитарные» мероприятия.
Сотрудники должны видеть, что служба безопасности, внутренний аудит регулярно занимаются этими вопросами и занимаются успешно. Согласно классической теории мошенничества Д. Кресси, двумя из трех факторов, которые мотивируют менеджеров на нехорошие поступки, являются «наличие возможности и безнаказанность».3. Обучение сотрудников. Многие компании регулярно проводят обучение сотрудников, особенно занятых в функциях, подверженных ситуациям, связанным с конфликтами интересов. Это не ограничивается обучением из разряда «Что такое хорошо, а что такое плохо», а больше носит практическую направленность, где рассматриваются процедурные вопросы: что должен сделать сотрудник, узнав о наличии конфликта интересов, особенности работы «горячей линии», информирование сотрудников о системах контроля, которые компания имеет для выявления конфликтов интересов.
Пример из практики. Крупное коммерческое сельхозпредприятие. Вновь назначенный генеральный директор, посмотрев результаты последней инвентаризации, понимает, что происходит что-то не то со списаниями зерна на элеваторе — они постоянно больше нормативов и никто не выясняет причины данной ситуации. Проведя совещание со своими подчиненными — главным бухгалтером и заведующим складом — и не получив какой-либо поддержки, он обращается к внешнему консультанту, который проводит независимое расследование.
В результате отработки гипотез и анализа первичных документов и взаимоотношений с подрядчиками выясняется, что часть отходов продукции реализуется компании, аффилированной с заведующим складом.
При этом наличие конфликта интересов не получается доказать до конца.
Помимо этого, выясняется, что в компании отсутствуют подписанные со стороны сотрудников (заведующий складом) договоры материальной ответственности. Акты списания, а также акты реализации отходов «компании с потенциальным конфликтом интересов» не визирует и не подписывает главный бухгалтер, а по каким-то причинам подписывает заведующий лабораторией, которая тестирует партии зерна на качество.Таким образом, в результате оказывается, что сотрудники, которые организовали мошенническую схему, не подписывали ни одного документа, на основании которого их можно привлечь к ответственности.
Важно! Постарайтесь максимально формализовать отношения с ключевыми сотрудниками и подчиненными, которые в рамках своих обязанностей имеют дело с активами и материальными ценностями. Не пренебрегайте процедурами проведения регулярного аудита первичных документов, подписанных с персоналом, с точки зрения наличия прав у вашей компании по защите своих интересов.
5. Превентивная система внутренних контролей. Наиболее действенная мера, которая может помочь победить в неравной борьбе с наличием или потенциальными конфликтами интересов, — это ограничение возможности на реализацию ситуации с конфликтом интересов в свою пользу через систему внутренних контролей. Эффективным механизмом является ограничение недобросовестных действий персонала через матрицу ролей или разграничение прав и полномочий сотрудников в рамках бизнес-процесса. Это может быть основано с учетом «лучших практик», например, с учетом руководства ISACA (ISACA’s Segregation of Duties Control matrix general guideline).
Смысл разграничения прав состоит в том, чтобы убрать из бизнес-процесса минимальную возможность реализации конфликта интересов. Матрица строится следующим образом: по вертикали и горизонтали перечисляются ключевые функции или действия/шаги процесса, крестами внутри матрицы обозначаются действия, которые не могут быть включены в обязанности одной и той же роли (одного сотрудника). Пример приведен ниже.
То есть, исходя из матрицы выше, один и тот же сотрудник не может выполнять функции по созданию контрагента в системе и выпускать счета на оплату. Это и есть лишение (ограничение) возможности реализации потенциального конфликта интересов. При этом по ряду функций роли могут совпадать, но имеется контрольная процедура (КП), которая компенсирует или минимизирует возможность реализации конфликта интересов.
Данная матрица разграничения полномочий обычно разрабатывается и внедряется при автоматизации бизнес-процессов компании. Например, автоматизация сквозного процесса «от оформления заказа до оплаты товара/услуги». При этом сам дизайн бизнес-процесса и контрольных процедур желательно разрабатывать до проекта автоматизации.
Эффективный дизайн бизнес-процесса с встроенным механизмом «разведения» рисковых функций по разным незаинтересованным ролям минимизирует возможность совершения действий в пользу личного интереса за счет интересов компании.
Совет собственникам. Регулярно устраивайте «проверки на вшивость» в части эффективности контрольных процедур, дизайна бизнес-процессов вашей компании с точки зрения возникновения «конфликтов интересов». Подобное тестирование лучше всего устраивать внепланово, а также с возможным привлечением внешних подрядчиков (консультантов) для получения максимальной объективности картины.
Резюмируя сказанное, можно еще раз отметить, что:
- Конфликт интересов — это не всегда плохо для компании, если его участники задекларировали его должным образом.
- Наличие конфликта интересов в большинстве случаев приносит убытки для собственников бизнеса, даже если они считают, что это не так.
- Эффективно бороться с конфликтами интересов можно через инвестиции в выстраивание правильного дизайна бизнес-процессов и контрольных процедур, а также мотивацию и просвещение сотрудников компании.
ADE Professional Solutions оказывает консультационные услуги в области бухгалтерского учета, экономики и финансов, а также проводит аудит предприятий различных отраслей с 2004 года. Узнать больше об услугах компании можно по ссылкам:
- Управленческое консультирование
- Финансовый консалтинг и иные согласованные процедуры
Партнерский материал
Примеры конфликтов интересов в публичных закупках
Осуществляя публичные закупки, вы должны четко понимать, что такое «конфликт интересов». Если этого не учтете, рискуете нарваться на штраф и признание договора недействительным. Главное о видах конфликтов, ответственности и предотвращении их разъясняет эксперт.
- Что такое конфликт интересов в закупках
- Виды конфликтов интересов
- Примеры конфликта интересов
- Примеры реального конфликта интересов
- Ответственность в случае конфликта интересов
- Как предотвратить конфликт интересов
Что такое конфликт интересов в закупках
Определение «конфликта интересов» приведено в абз. 2 ч. 5 ст. 11 Закона № 922:
Конфликт интересов — это ситуация, когда лицо, которое действует от имени заказчика и участвует в проведении процедуры закупки/упрощенной закупки, или может повлиять на результаты таких закупок может оказаться, или уже есть перед выбором между его служебными/ представительскими полномочиями и своим частным интересом, поэтому это может привести к необъективности и предвзятости (в пользу такого лица), при принятии решений относительно осуществления/воздержание от действий, во время проведения процедуры закупки/упрощенной закупки (далее — закупки).
То есть конфликт интересов возникает при следующих условиях:
- есть лицо, которое проводит закупки или может повлиять на их результат;
- такое лицо имеет частный интерес;
- проведение закупки может или уже вызывает противоречия между частным интересом и служебными или представительскими полномочиями такого лица.
При этом определение «частного интереса» приведено в ч. 1 ст. 1 Закона № 1700. Дефиниция не является исчерпывающей (т.е. кроме перечисленных в Законе случаев, могут иметь место — дополнительные), но смысл сводится к следующему.
В случае, когда лицо, имеющее определенные служебные/представительские полномочия, может получить определенные имущественные выгоды (получение определенной материальной выгоды), либо не имущественную пользу (помощь семье, друзьям и т.д.), можно говорить о наличии частного интереса.
Как устанавливать требования по статье 17 Закона в ТД
Относительно спора между частным интересом и служебными/представительскими полномочиями. Считается, что лицо может соблазниться на получение определенных преимуществ/имущества и использовать свое положение, то есть принять решение (совершить действие/бездействие), которое принесет больше пользы только такому лицу, чем заказчику, то есть государству в целом. Поэтому действует так называемая «презумпция виновности» в отношении такого лица.
Виды конфликтов интересовЗакон № 1700 различает:
Как указывает ч. 1 ст. 1 Закона № 1700, потенциальный конфликт интересов — наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные/представительские полномочия, что может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений (в т.ч. совершения действия или бездействия) во время выполнения им полномочий.
А реальный конфликт интересов по ч. 1 ст.1 Закона № 1770 — это противоречие между частным интересом лица и его служебными/представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или не совершение действий во время выполнения указанных полномочий.
То есть в первом случае обстоятельства, которые могут вызвать конфликт интересов (сомнения в беспристрастности), являются теоретическими, а в случае реального конфликта интересов можно говорить о том, что механизм принятия решений уже запустили. Но, поскольку легче понять такие материи на примерах, перейдем к следующему разделу.
Примеры конфликта интересов
Потенциальный конфликт интересов может состоять в следующем. Есть определенный заказчик, нуждающийся в закупке овощей, например, рукколы, шпината и т.д. для диабетиков. Поскольку такие продукты быстро портятся, а их доставка может повлечь дополнительные расходы, то самым эффективным является заключение договоров закупки с поставщиками в радиусе не более 100 км.
В то же время лицо, выполняющее служебные/представительские полномочия от имени заказчика, имеет долю в ООО, которое поставляет овощи в указанном радиусе (или родственники/друзья такого лица имеют такую долю, или даже друг такого лица является предпринимателем, который может поставить соответствующие ТМЦ и т. д.).
В таком случае еще до объявления закупок (но при определении необходимости такой закупки) возникает потенциальный конфликт интересов. Ведь есть теоретическая вероятность того, что уполномоченное лицо (или другое, имеющее влияние на ход закупок) соблазнится и признает победителем того участника, с которым у такого лица есть определенные связи.
Эксперты разъясняют:
- Основания признать договор о закупке ничтожным
- Как снять обязательства, если договор признали ничтожным
- Когда договор о закупке признают недействительным
Примеры реального конфликта интересов
Пример № 1. Лицо, исполняющее служебные/представительские функции, имеет сына, который является владельцем одного из участников закупок. В этом случае речь идет не только о связи лиц, но и о конфликте интересов.
Пример № 2. Еще один пример реального конфликта интересов. Директор заказчика ушел в отпуск, а договор закупки подписал его заместитель. Условно назовем его господин А. Господин А имеет дружеские отношения с господином В, который является конечным бенефициарным владельцем общества — победителя закупок.
Ответственность в случае конфликта интересов
Как следует из практики, существуют следующие виды ответственности:
- хозяйственная, которая применяется к заказчику судом путем признания договора закупки недействительным. А также в силу предписаний ст. 208 ХК все полученное по обязательствам могут взыскать в доход государства по решению суда;
- административная ответственность из-за конфликта интересов применяется к лицу, не сообщившему о наличии у него реального конфликта интересов (ст.1727 КУоАП). То есть накладывается штраф на соответствующее лицо. При этом следует учитывать, такое лицо подпадает под действие требований п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700.
ВАЖНО!
Как предотвратить конфликт интересов
Способы предотвращения конфликта интересов описаны в ст. 28 Закона № 1700. Так, лица, указанные в п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 данного Закона, должны:
- принимать меры с целью недопущения возникновения реального/потенциального конфликта интересов;
- уведомлять соответствующие органы (руководителя/НАПК) о наличии конфликта интересов;
- не принимать решений/совершать действий в условиях реального конфликта интересов;
- принять меры относительно урегулирования конфликта интересов.
При этом следует помнить, что лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, не могут прямо или косвенно побуждать своих подчиненных (любым способом) к принятию решений, совершению действий или бездействия, которые противоречат законодательству, в пользу своих частных интересов или частных интересов третьих лиц.
При таких обстоятельствах заказчикам стоит прописать в соответствующих должностных инструкциях, что лицо, ответственное или влияющее (в т. ч. руководитель) на закупку, должно обязательно избегать конфликта интересов и сообщать о его наличии.
Также лицо, которое является представителем заказчика (в т.ч. руководитель), предполагая, что в будущем может возникнуть конфликт интересов, может лишиться своего имущества. Например, продать долю в обществе. Если же для такого лица является привлекательным оставить такую долю, то оно будет вынуждено либо уволиться (это касается руководителя), либо написать докладную о том, что не может быть уполномоченным лицом заказчика (членом тендерного комитета) из-за возможности создания конфликта интересов.
В то же время, если представитель заказчика не уверен, есть ли у него конфликт интересов, он может обратиться в НАПК за разъяснениями. Пока не поступит разъяснение, следует воздержаться от осуществления любых действий. Если же закупка является насущной, тогда стоит обратиться к руководству и сообщить о возможности наличия конфликта интересов. А руководителю, в таком случае, следует либо уйти в отпуск, либо перепоручить подписание договора другому работнику.
Следовательно, при осуществлении закупок надо учитывать и «конфликт интересов», ведь игнорирование этого обстоятельства может привести к серьезным последствиям.
Распространенные примеры конфликта интересов
Вы, вероятно, слышали термин «конфликт интересов» — возможно, он даже упоминается в вашем руководстве для сотрудников, — хотя вы, вероятно, думали, что эта неэтичная практика не может применяться к вам. Реальность такова, что почти каждый может совершить эту ошибку. Есть определенные примеры конфликта интересов, которые более известны, чем другие. Вот как их идентифицировать и избежать каких-либо осложнений.
Что такое конфликт интересов?По сути, конфликт интересов — это любой сценарий, при котором лицо (или компания) может извлечь выгоду из действий или решений, сделанных в их официальном качестве. Речь идет о конфликте между их личной выгодой и их профессиональными обязанностями.
Столкновения могут включать льготы во многих формах: деньги, статус и власть. Если такая ситуация обнаружена, от виновного сотрудника может потребоваться удалить себя из ситуации — в зависимости от серьезности, человека могут попросить сменить отдел, потерять работу или даже могут возникнуть проблемы с законом.
То есть все еще немного расплывчато, верно? Ниже вы найдете несколько сценариев из реальной жизни, которые помогут определить способы проявления конфликта интересов на рабочем месте.
Примеры конфликта интересов Инсайдерская торговляМы все слышали об инсайдерской торговле, и это довольно очевидная форма правонарушения — классический, если хотите, пример конфликта интересов. Это происходит, когда кто-то из публичной компании использует полученные знания на работе время покупки личных акций до того, как цена акций взлетит вверх.
Например, если кто-то заранее знает о новой технической разработке до того, как она станет общедоступной, и использует ее для получения прибыли на рынке, это явный конфликт интересов между репутацией его компании и его собственным банковским счетом.
Встреча с подчиненнымДругой пример конфликта интересов более личного характера: Служебные романы случаются . Однако, если эта любовь возникает между менеджером и одним из его непосредственных подчиненных, все может запутаться — начальник, возможно, награждает своего партнера льготным обращением или повышением — поэтому большинство компаний не одобряют их. В большинстве случаев фирма переводит одного из партнеров в другой отдел, чтобы избежать любой возможности фаворитизма.
Покровительство бизнесам друзей и членов семьиЕще одним примером может быть использование покупательной способности вашей компании для обогащения друзей и родственников. Например, если вы работаете в типографии и покупаете львиную долю расходных материалов у бумажной компании вашей сестры, это тоже нельзя.
Другие примеры включают такие вещи, как получение подарков, еды и других привилегий от продавца, а затем вознаграждение их контрактами; работа в нерабочее время на конкурента; и использовать то, что вы знаете о программном обеспечении, которое производит ваша компания, для проведения занятий по нему по выходным.
Что делать, если вы не уверены, что что-то неэтичноЕсли вы чувствуете себя немного неловко из-за какого-то действия, которое вы предпринимаете или планируете предпринять на работе, и думаете, что это может быть конфликт интересов, сделайте паузу и отразить. Если бы вы были на месте своего босса или генерального директора, могли бы ваши намерения рассматриваться как корыстные за счет компании? Если да, то получите совет. Определенно поднимите его на флагштоке: попросите своего непосредственного руководителя или кого-нибудь из юридического отдела вашей компании пересмотреть ваш план и сообщить вам наверняка, все ли в порядке, прежде чем продолжить.
Всегда помните, что ваша репутация — это все в рабочем мире, и все, что вам нужно, — это одно неверное решение, чтобы ее запятнать. Конечно, у каждого есть работа по зарабатыванию денег: однако опасайтесь людей, которые могут попытаться использовать свои отношения с вами для личной выгоды, и не пытайтесь тайно получить больше, чем ваша доля. Гораздо проще получить новую работу с более высокой оплатой, чем пытаться восстановить негативный профессиональный профиль, и вы также сможете намного лучше спать по ночам.
Найдите свой путь к бесконфликтной работеЭти примеры конфликта интересов определенно не являются хорошим предзнаменованием, но чем больше вы знаете, на что обращать внимание, тем лучше для вас будет. Нужны дополнительные советы по мутным темам? Когда вы создаете бесплатный профиль на Monster, мы можем отправлять вам информацию о рабочем месте, советы по карьере и поиску работы прямо на ваш почтовый ящик. Экспертная информация Monster может помочь вам избежать любых сомнительных событий на вашем карьерном пути.
Как распознавать конфликты интересов на рабочем месте
Последнее обновление: 21 июня 2022 г.
Представьте себе: руководитель работает в корпорации и владеет значительным количеством ее акций. Однако, поскольку они знают о конфиденциальных внутренних решениях и о том, как они повлияют на компанию, они ожидают, что стоимость акций вскоре резко упадет.
Они решают продать большую часть акций до того, как они обесценятся. При этом создали конфликт интересов.
Что такое конфликт интересов?
Конфликт интересов на рабочем месте возникает, когда чьи-либо личные обязательства или привязанности противоречат их обязанностям на рабочем месте . Конфликт ставит под угрозу их способность принимать беспристрастные решения, суждения или действия, которые служат наилучшим интересам их клиентов или работодателя.
Семья, дружба, финансы и корыстные интересы являются общими факторами, которые приводят к конфликту интересов.
Фактические и предполагаемые конфликты интересов
Доверие к целостности человека, компании или системы имеет важное значение. Частично это доверие исходит из убеждения, что компания ставит общественные интересы выше личных, будь то интересы своих сотрудников или клиентов. Восстановление репутации может занять много времени, если доверие поставлено под сомнение. Вот почему кажущиеся конфликты интересов часто столь же серьезны, как и реальные конфликты интересов .
Фактический конфликт интересов — это конфликт, который уже существует, тогда как предполагаемый конфликт интересов возникает, когда кто-то может разумно думаю есть один.
Пример предполагаемого конфликта интересов с низкими ставками — это когда компания выбирает победителей на своей ежегодной рождественской вечеринке, а большой босс просто так случайно выигрывает дорогую поездку на Гавайи. Даже если жеребьевка проводится честно, результат, скорее всего, вызовет у остальных сотрудников некоторое подозрение в отношении процесса. В этом случае большой босс должен отсидеться.
Более серьезным примером предполагаемого конфликта интересов является розничный магазин, использующий стороннюю службу доставки, в которой работает родной брат владельца магазина. Это может показаться конфликтом интересов, даже если служба доставки является лучшим доступным вариантом, а брат или сестра не в состоянии получить прямую выгоду от договоренности.
Когда возникает конфликт интересов?
В приведенном выше примере руководитель использует привилегированную информацию, полученную на своем рабочем месте, для получения финансовой выгоды за счет корпорации. Однако это лишь один сценарий из множества других возможных конфликтов интересов.
Непотизм и романтические отношения
Из всех различных типов конфликта интересов кумовство и романтические отношения являются двумя из тех, которые больше всего разочаровывают сотрудников компании.
Непотизм возникает, когда авторитетное лицо использует свое положение в пользу друзей и членов семьи. Точно так же свидание авторитетного лица с подчиненным также может привести к фаворитизму.
В обоих случаях может иметь место особое обращение в виде незаслуженного найма, продвижения по службе или снисходительного отношения, когда не оправдываются ожидания. Ситуация также может поставить коллег и руководителей в неловкое положение, потому что они могут колебаться, чтобы дать честную оценку другу или члену семьи.
Другим примером может быть сотрудник, встречающийся с клиентом компании. Отношения могут повлиять на решение сотрудника. Они могут предлагать клиенту сделки, которые другие клиенты обычно не получают, что противоречит интересам работодателя
Конкуренция с работодателем
Трудно ожидать, что работник отдаст все свои силы, когда он в состоянии извлечь финансовую выгоду из несчастья своего работодателя. Вот почему для работника возникает конфликт интересов, когда он покупает акции или создает другую компанию, которая предоставляет аналогичные продукты или услуги своему работодателю.
Это особенно проблематично, если сотрудник использует рабочее время, ресурсы или навыки, полученные на работе, для работы в собственной компании или создания собственной клиентуры. Многие работодатели просят новых сотрудников подписать соглашение о неконкуренции, чтобы избежать такой ситуации.
Работник также может косвенно конкурировать со своим работодателем, консультируя конкурента. Они не только причиняют вред своему работодателю, помогая другой компании, но и, вероятно, получают за это деньги.
Обмен конфиденциальной информацией
Консультирование для другой компании также может привести к конфликтам, если сотрудник поделится конфиденциальной информацией. Даже если это непреднамеренно, сотрудник не может использовать знания или секреты компании, чтобы получить возможность получать оплату за консультационные услуги.
Вот почему соглашения о конфиденциальности (также известные как соглашения о неразглашении) также обычно включаются в трудовые договоры.
Дарение подарков от клиентов
Предположим, что клиент покупает товары у одного и того же продавца в течение многих лет, и они становятся друзьями. Из множества телефонных разговоров продавец узнает, что клиент — большой фанат баскетбола, и невинно предлагает ему бесплатные билеты на игру, которую он не может посетить.
Принятие билетов является конфликтом интересов. Это может заставить клиента чувствовать себя обязанным продолжать вести дела с продавцом, даже если это не лучший вариант для компании.
Это также создает возможный предполагаемый конфликт интересов. Даже если клиент может принять билеты и продолжать принимать объективные деловые решения, другие люди могут воспринять их принятие решений как предвзятое. Восприятие почти так же важно, как реальность, и никто не хочет, чтобы их достоверность подвергалась сомнению.
Самодеятельность
Самодеятельность — это когда лицо, назначенное действовать от чьего-либо имени (т. е. доверенное лицо), действует таким образом, чтобы получить финансовую выгоду, а не интересы своего клиента. Некоторые распространенные сценарии включают:
- Использование корпоративных возможностей
- Использование корпоративных средств в качестве личного кредита
- Совет клиенту передать деньги, недвижимость или другие активы доверенному лицу
- Совет клиенту приобрести более дорогие продукты, чтобы заработать большая комиссия
Примером , использующего корпоративные возможности. – это партнер, который не упомянул возможность, предназначенную для всего партнерства, и оставил ее для себя.
Инсайдерская торговля также является примером самодеятельности. Это когда человек использует инсайдерскую информацию при покупке акций лично.
Стратегии предотвращения конфликта интересов
Некоторые конфликты интересов настолько серьезны, что могут привести к юридическим последствиям. Вот почему компаниям необходимо иметь официальные стратегии для избежания таких ситуаций.
Написание политик
Написание кодекса поведения и политики в отношении конфликта интересов — хорошее начало. Включите правила в трудовые договоры. Это гарантирует, что новые сотрудники подтвердят, что они понимают ожидания компании, подписав соглашение. Это также дает им документ, на который можно ссылаться, если они когда-либо не уверены в том, что компания считает конфликтом интересов.
Подписание соглашений о неконкуренции и неразглашении информации
Как упоминалось ранее, подписание всеми сотрудниками соглашений о неконкуренции и неразглашении информации является стандартной практикой для большинства компаний.
Компании используют соглашения о неконкуренции, чтобы их сотрудники не вступали с ними в конкуренцию. Сотрудник обычно соглашается не работать на конкурентов в определенной географической области в течение определенного периода времени. Однако в большинстве штатов требуется, чтобы запрет на конкуренцию, подлежащий исполнению, был разумным во времени, пространстве и объеме. Соглашения о неразглашении (NDA) устанавливают письменную гарантию от сотрудника, что он не будет делиться конфиденциальной информацией с неуполномоченными лицами или организациями.
В случае обоих соглашений компания может подать в суд на любого сотрудника, нарушившего соглашение.
Обучение этике
Периодическое обучение сотрудников этике также полезно, поскольку оно может способствовать формированию этической культуры на рабочем месте. Вполне возможно, что человек может быть вовлечен в конфликт интересов и понятия не иметь. Чаще всего, когда кто-то получает образование по этому вопросу, он либо раскрывает возможные конфликты, либо делает искреннюю попытку их избежать.
Как разрешать конфликты интересов при их возникновении
Конфликты интересов — это не то, чем компания хочет заниматься на лету. Важно быть готовым, если это произойдет на рабочем месте.
Создание официальных каналов для обеспечения прозрачности и раскрытия информации
Обеспечить безопасное раскрытие информации о конфликте интересов сотрудниками также имеет большое значение. Некоторые люди могут колебаться, сообщая соответствующую информацию, потому что они беспокоятся о последствиях или упущенных возможностях.
Например, сотрудник может не упоминать о конфликте, чтобы участвовать в проекте, который будет способствовать его карьере. Если они знают, что их работодатель предпримет действия в будущем, чтобы свести к минимуму влияние упущенной возможности, работник, скорее всего, будет прозрачным.
И наоборот, неплохо было бы сделать так же безопасным информирование о нарушениях . Страх прослыть сплетником — мощный мотиватор молчания. Должны существовать формальные каналы, по которым сотрудник может сообщать информацию о коллеге или практике компании без негативной реакции.
Политика в отношении конфликта интересов
Один из способов обеспечить открытость для сотрудников — написать политику (т. е. кодекс поведения), определяющую, что компания считает конфликтом интересов. Конкретное рассмотрение конфликта интересов в письменной форме может помочь компании при рассмотрении обвинений. Это сводит к минимуму вероятность того, что компания неправильно справится с ситуацией и откроется для юридических разветвлений.
Это также может гарантировать, что компания рассматривает каждый случай объективно. Это особенно важно, когда в конфликте участвуют авторитетные лица.
Политика конфликта интересов должна включать:
- Цель : Почему существует политика и какова ее функция.
- Обязанность раскрытия информации : Обязанность работника предоставлять информацию, относящуюся к конфликту интересов.
- Расследования : Как компания будет расследовать заявления о конфликте интересов.
- Как обращаться с этим : Руководство по официальному обращению к сотруднику, который может быть вовлечен в конфликт интересов.
- Дисциплинарное взыскание : Последствия участия в конфликте интересов.
Веб-сайт Управления государственной этики США может помочь компании в создании этих политик.
Разрешить или смягчить проблему
У компании есть несколько вариантов разрешения или смягчения конфликта интересов, но первый шаг, который она должна предпринять, — это поговорить с юристом. Использование письменных политик в качестве руководства — это здорово, но юрист может дать юридическую консультацию конкретно по каждому делу.