Пример публицистического стиля речи из литературы: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Урок русского языка в 11 классе по теме «Публицистический стиль речи»

Тема урока: Публицистический стиль речи.

Цели и задачи:

  1. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.

  2. Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.

  3. Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.

  4. Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

  5. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  6. Воспитывать активную гражданскую позицию.

  7. Класс:11 «Г» 

  8. Тема «Публицистический стиль, его особенности» 

  9. Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, о его особенностях, формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля. 

  10. Ход урока.  

–Здравствуйте. Тема нашего сегодняшнего урока –  «Публицистический стиль, его особенности». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля) 

 -Итак, записываем число и тему урока. 

-Что изучает стилистика? 

-На какие группы делятся стили речи? Давайте их  вспомним.  

                                                       Стили речи 

Разговорный                                                    Книжный 

                          Научный    художественный официально-деловой  публицистический 

И более подробно остановимся на публицистическом стиле 

-Кто — то помнит, что такое публицистический стиль? 

  Публицистический стиль — это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.

(записать определение) 

Откройте учебники на  стр. 215 и прочтите материал параграфа 31, а потом вместе выделим основные особенности публицистического стиля, заполняя таблицу

(Схема у каждого на столе)        

В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица: 

 

 

Цель высказывания 

Стилевые  

черты 

Языковые 

средства 

Жанры  

публицистики 

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей  

Эмоциональность, 

страстность, призывность, актуальность, 

доходчивость, 

логичность  

Лексические: 

– общественно-политическая лексика;  

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;  

– антонимы.   

Синтаксические:  

– побудительные и восклицательные предложения;  

– риторические вопросы;  

– повторы;  

– параллелизм;  

– однородные члены;  

– обращения;  

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок  

Статья в газете,журнале, очерк,репортаж, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению 

— Дома закончите работу над таблицей.

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков. Ведь определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, сферу употребления и на тему и цель высказывания.

  

— По тексту какого стиля речи легче писать сочинение в форме ЕГЭ?

— Вашему вниманию представлен текст.

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части.

(20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.

(По Л.Жуховицкому

-Каков стиль текста? (публиц)

Докажите.

-Проблема

  • Что влияет на судьбу человека: биологическое или человеческое?

  • Зависит ли наша судьба только от наследственности?

Авторская позиция

  • На судьбу влияют не только гены, но и окружающие люди, характер человека, собственная сила воли.

  • Судьба каждого человека зависит не столько от наследственности, сколько от того, как он распорядится собственной жизнью.

Тезис

Автор прав, я тоже считаю, что многое наследуется с генами, но вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Логический переход

Подтверждение этой мысли можно найти в научной литературе.

Иллюстративная часть

  В популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами, значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение

Микровывод

Этот пример показывает, что жизнь человека во многом зависит от его среды.

Тезис

Я согласен с мнением автора. Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.

(почему?)

Логический переход

(Потому что) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе.

Иллюстративная часть

 Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Микровывод

(Поэтому) Этот пример иллюстрирует способность любого человека изменить свою судьбу.

Автор прав, я тоже считаю, что в человеке всё на сто процентов определяется окружением, обстоятельствами, его собственной силой воли (почему?).

(Потому что) В правильности такой позиции убеждает мой читательский опыт.

Пример из публицистической литературы

Иллюстративная часть

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком Н.Бочковым «Замысел природы». Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Микровывод

Значит, человек сам является хозяином своей судьбы.

Домашнее задание

Самостоятельно дописать сочинение, включив комментарий

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевског

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.

(По Л.Жуховицкому

УРОКИ 2-3. Тема. Особенности публицистического стиля речи. Разработка учителя русского языка и литературы Булатовой Татьяны Вик

Слайд 1


Описание слайда:

УРОКИ 2-3. Тема. Особенности публицистического стиля речи. Разработка учителя русского языка и литературы Булатовой Татьяны Викторовны.


Слайд 2


Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБОБЩИТЬ  И УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ  ПО ТЕМЕ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ РЕЧИ». 2.ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ. 3. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ОРФОЭПИИ. Задачи урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи; повторить основные признаки  публицистического стиля ; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной ( чтение газет) речи; совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля. Оборудование: компьютерный класс; редактор Microsoft Word; (Подготовленные заранее по указанию учителя отрывки «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь»,  М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов,  статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)


Слайд 3


Описание слайда:

«Если угодно, язык – это океан. «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». В. Солоухин


Слайд 4


Описание слайда:

ХОД УРОКА Организационный момент, мотивация. – Одной из приоритетных целей сегодняшнего образования является использование компьютерных технологий в школе. Компьютер должен стать вашим помощником и консультантом при работе над темой урока и домашним заданием. Будьте внимательными,  сосредоточенными,  собранными. Надеюсь, что у нас с вами все получится. Объявление темы урока. Целеполагание. – Тема нашего сегодняшнего урока: Особенности публицистического стиля речи. Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, в каких жанрах,  какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля).


Слайд 5


Описание слайда:

Актуализация знаний. Актуализация знаний. 1. Лингвистическая разминка по цепочке – Прочтите слова и поставьте правильно в них ударения. Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.


Слайд 6


Описание слайда:

2. Словарный диктант с взаимопроверкой 2. Словарный диктант с взаимопроверкой – Объясните значения выделенных слов. Активизировать, благодарить,  великодушный, нюанс, скептицизм, призадуматься, достоинство, колледж, волнующий,  достоинство,  правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремизм, водрузить, коммюнике, публицистика.


Слайд 7


Описание слайда:

1)Подберите однокоренные слова к слову  к слову (Публицист, публицистический) 1)Подберите однокоренные слова к слову  к слову (Публицист, публицистический) 2)Составьте словосочетание со словом публицистика (Публицистический стиль) 3)Вспомните, какие стили речи вы знаете? 4) Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?


Слайд 8


Описание слайда:

Повторение. Повторение. – Охарактеризуйте стили речи: Разговорный Книжный: Научный Художественный Официально-деловой


Слайд 9


Описание слайда:

подвижность подвижность понятие образность точность оценка + эмоциональность


Слайд 10


Описание слайда:

Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Слово учителя. В прошлые годы мы с вами обращались  к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция –  характернейшие  приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается  всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль. Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти  в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем  к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек , хорошо владеющий словом, приемами  риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант  к добру. Если же человек  обладает подобными  способностями, но лишен нравственного стержня, он может  принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно. Примеров  положительного воздействия  публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве».


Слайд 11


Описание слайда:

– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. – Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. Сообщения подготовленных учащихся. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь»,  М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов,  статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.) – Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка. ) – Владение публицистическим  стилем речи необходимо  не только  журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет  собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного  информационного бума.


Слайд 12


Описание слайда:

– Составить таблицу и заполнить её. – Составить таблицу и заполнить её. Публицистический стиль речи Жанры Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад Рекламный текст (слоган) передача информации,воздействие на читателей или слушателей Publicus (лат. ) – общественный 1)в устной речи- выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах.


Слайд 13


Описание слайда:

Образец стилистического анализа текста. Образец стилистического анализа текста. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи в тексте используются цифры, географические названия. Текст относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений. В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен. Употреблены термины ботаники: слова употреблены в прямом значении.


Слайд 14


Описание слайда:

Актуальность Актуальность Своевременность Оперативность Образность Экспрессивность Эмоциональность Оценочность Четкость Логичность Простота Доступность Конретность Лаконичность


Слайд 15


Описание слайда:

Четко выраженное авторское отношение к проблеме 1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; Четко выраженное авторское отношение к проблеме 1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; Употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; Использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов


Слайд 16


Описание слайда:

Задания для групп. Задания для групп. Анализ текстов по группам. Группа 1. Определить,  является  ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Наш язык – это важнейшая часть  нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко  можем судить  о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как  любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. (Д.С.Лихачев)


Слайд 17


Описание слайда:

Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля. Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие  именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен  расположить их для того, чтобы речь его была красочной,  веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае  он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно  лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов  и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и , я бы даже сказал, чувствовать языковой  материал во всех его оттенках, во всем  разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь  к достижению намеченной цели. М.Исаковский


Слайд 18


Описание слайда:

Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после  татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию Только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» –  говорили про удачливого. «В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае –  пятьсот, но, скорее всего, меньше. М.Ганина


Слайд 19


Описание слайда:

Анализ выступлений групп. Анализ выступлений групп. Подведение итогов. – Обратите внимание на высказывание В.Солоухина: «Нельзя к цветку в виде дополнения  подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову  дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».


Слайд 20


Описание слайда:

Домашнее задание Домашнее задание Расставьте ударения в словах: Собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный,  предвыборная  кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, общественно-политическая лексика, фельетон.   По выбору: Используя ресурсы Интернет, сопоставьте тексты газетных статей сегодняшнего времени со старой лексикой газет (разница хотя бы в 10 лет).  Подготовьте  публицистическую  статью  в раздел криминальной хроники. Например. Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.


Что такое литературная журналистика?

В этой статье журналист объясняет, что такое литературная журналистика и ее ключевые условности.

Литературная журналистика — это тип письма, в котором используются приемы повествования, более типичные для романов, рассказов и других форм художественной литературы. Однако, подобно традиционным новостным репортажам, он представляет фактологическую историю для широкой публики.

Он также известен как творческая документальная литература, иммерсионная журналистика, нарративная журналистика и новая журналистика.

Последний из этих терминов, «новая журналистика», появился в 1960-х и 1970-х годах, когда труды Тома Вулфа, Нормана Мейлера, Гей Талезе, Джоан Дидион, Хантера Томпсона, Джорджа Плимптона и Трумэна Капоте, а также гонзо-журналистика, достиг общественной сферы.

Прежде чем читать дальше, ознакомьтесь с нашим руководством по лучшим журналистским инструментам.

Содержание

  • Определение литературной журналистики
  • Новая журналистика не является новой
  • Критика литературной журналистики
  • Роль литературной журналистики сегодня
  • Ресурсы для журналистов
  • Часто задаваемые вопросы о литературной журналистике
  • Автор

Определение литературной журналистики

Серия: Фотографии, связанные с администрацией Джорджа Буша-младшего, 1/20/2 001 — 1/20 /2009Collection: Records of the White House Photo Office (Администрация Джорджа Буша), 20. 01.2001 – 20.01.2009, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Основополагающая антология Нормана Сима, The Literary Journalists, включала работы некоторые из этих писателей. Он также попытался определить, что такое литературный журналист. В начальном отрывке он гласил:

«Литературные журналисты — замечательные наблюдатели, чье тщательное внимание к деталям связано с инструментами и методами писателя-беллетриста. Как и репортеры, они являются сборщиками фактов, чьим материалом является реальный мир.

«Как и писатели-беллетристы, они превосходные рассказчики, которые наделяют свои рассказы повествовательной структурой и характерным голосом».

Хотя история литературной журналистики восходит к 1960-м годам, именно тогда такие писатели, как Том Вулф, Трумэн Капоте и Гэй Талезе представили этот стиль массам.

Их работа была известна своими иммерсивными качествами и способностью строить сюжет и повествование. Вместо того, чтобы придерживаться журналистских формул, они писали своим собственным голосом и в уникальном для них стилевом повествовании.

Такой стиль письма не был типичен для газет того времени.

Хотя их подробные рассказы и подробные исследования больше подходили для литературы, чем для газет, такие издания, как Esquire и The New Yorker, публиковали свои работы с большим успехом.

Новая журналистика не является чем-то новым

Отличия от обычной журналистики 1960-х годов были заметны, поэтому их работа относилась к общей категории, известной как «новая журналистика».

При этом этот стиль вовсе не был новым, литературная журналистика уже писалась как в Северной Америке, так и за ее пределами.

Джон С. Бак, президент-основатель Международной ассоциации исследований в области литературной журналистики, указывает на то, как журналистика развивалась в разных регионах, однако, когда дело доходит до этой формы письма, все еще есть общие черты. Он написал:

«Поскольку журналистика в Америке и в Европе развивалась из разных традиций, вполне естественно, что их литературная журналистика должна была развиваться так же. Но картина литературной журналистики, возглавляемой США, и литературного репортажа, произведенного в Европе, не так четко разграничена, как можно было бы подумать или надеяться».

Признание литературной журналистики?

Литературная журналистика объединяет качества литературы и репортажа в нечто уникальное. По словам вышеупомянутых Симов, есть некоторые общие черты, которыми пользуются лучшие писатели документальной литературы. Он сказал:

«Среди общих характеристик литературной журналистики — репортажи с погружением, сложные структуры, развитие персонажей, символизм, голос, акцент на обычных людях… и точность».

Редактор Марк Крамер повторяет эти характеристики в своих «нарушаемых правилах» для литературных журналистов, которые он написал для Гарвардского университета. Его правила таковы.

  1. Литературные журналисты погружаются в тематические миры и исследуют предысторию.
  2. Литературные журналисты заключают неявные соглашения о точности и искренности с читателями и источниками.
  3. Литературные журналисты пишут в основном о повседневных событиях.
  4. Литературные журналисты пишут «интимным голосом», неформальным, откровенным, человечным и ироничным.
  5. Стиль имеет значение и стремится быть простым и лаконичным.
  6. Литературные журналисты пишут с незаинтересованной и мобильной позиции, с которой они рассказывают истории, а также обращаются к читателям и обращаются к ним напрямую.
  7. Структура имеет значение, смешивая основное повествование с рассказами и отступлениями, чтобы усилить и переосмыслить события.
  8. Литературные журналисты развивают смысл, опираясь на последовательные реакции читателей.

Как было сказано выше, все это «нарушаемые правила».

Трудность определения этого типа письма также была затронута в антологии 2012 года «Глобальная литературная журналистика: изучение журналистского воображения» Кибла и Таллоха.

Они заявили: «На уровне, свободном от ценностей, мы можем утверждать, что литературная журналистика не является стабильным жанром или семейством жанров, а определяет область, в которой пересекаются различные традиции и практики письма».

Однако при определении литературной журналистики и литературного репортажа определение Кибла и Таллоха работает хорошо: «Определяющим признаком литературной журналистики является личность писателя, индивидуальный и интимный голос целостной, искренней личности. . . говоря просто от своего имени».

Критика литературной журналистики

Большая часть критики, касающейся литературной журналистики, связана с ее приоритетом стиля и повествовательной техники над репортажем.

Как говорит Джош Ройланд из Университета штата Мэн, «литературная журналистика в последние годы пережила возрождение и, как и все популярные движения, столкнулась с негативной реакцией со стороны тех, кто считает, что она фетишизирует повествование в ущерб исследованиям и репортажам».

Автор и академик Д.Г. Майерс поделился еще одной критикой жанра, назвав его «претенциозным».

Он писал: «По-видимому, литературная журналистика — это модная журналистика, высокоинтеллектуальная журналистика. Это журналистика плюс литература. Это журналистика с литературными претензиями. Но вот что касается литературных претензий. Они претенциозны. Они фальшивые. Хорошие писатели не хвастаются тем, что пишут литературу, а это почетное звание».

Он также указывает, что используемые стилистические методы представляют собой смесь путевых заметок и исторических записей, а не простой журналистики. Он добавил:

«(Литературная журналистика) — это история, потому что она берет на себя определение того, что произошло в прошлом, а путевые заметки, потому что они зависят от наблюдений из первых рук в дополнение к документальным свидетельствам».

Лиз Факазис писала для Britannica на тему литературной журналистики и ее критики. Она писала: «(Литературная журналистика) разожгла споры о том, насколько журналистский материал может быть похож на роман или рассказ, прежде чем он начал нарушать приверженность журналистики правде и фактам».

В целом, похоже, что большинство этих критических замечаний исходят из одной и той же точки зрения.

Дело в том, что стиль написания личных эссе, воплощающий собой литературную журналистику, слишком далек от ценности новостного репортажа в его наиболее пуританской форме. Например, некоторые утверждают, что в этом типе отчетности недостаточно внимания уделяется объективности.

Роль литературной журналистики сегодня

Факазис далее обсуждала это в своей статье «Британика», указывая на эволюцию истины в журналистике как на причину и оправдание такого типа письма. Она написала:

«Работы (литературных журналистов) бросали вызов идеологии объективности и связанным с ней практикам, которые стали определять профессию. (Литературные журналисты) утверждали, что объективность не гарантирует правды и что так называемые «объективные» истории могут ввести в большее заблуждение, чем истории, рассказанные с четко представленной личной точки зрения.

«Репортеры основных новостей поддержали аргументы «новых журналистов», поскольку они начали сомневаться в способности «объективной» журналистики добывать правду — особенно после того, как более традиционные репортажи не смогли передать сложную правду о таких событиях, как маккартизм в 1950-х, война во Вьетнаме в 1960-х и 70-х и Уотергейтский скандал в начале 1970-х».

Тот факт, что объективность была исключена из руководящего принципа Общества профессиональных журналистов (заменена справедливостью и точностью) в 1996 году, еще больше усиливает этот аргумент.

Как обсуждается в статье академика Ричарда Нордквиста в ThoughtCo, хотя научно-популярная литература обязана сообщать факты, она также должна отражать более широкую картину, и это может быть еще важнее. Он написал:

«Литературные журналисты сталкиваются со сложной задачей. Они должны сообщать факты и комментировать текущие события таким образом, чтобы говорить о гораздо более широкой картине правды о культуре, политике и других важных аспектах жизни; литературные журналисты, если уж на то пошло, более привязаны к аутентичности, чем другие журналисты. Литературная журналистика существует для того, чтобы заводить разговоры.

В конечном счете, литературная журналистика — это тип репортажа, который требует времени, приверженности делу и глубоких знаний ремесла. Это не то, что вы будете часто читать в таблоидах или в Интернете, но это полезно для автора и читателей.

Ресурсы для журналистов

Что такое правозащитная журналистика?

Что такое перевернутая пирамида в журналистике

Что такое гражданская журналистика?

Является ли журналистика хорошей карьерой?

Журналистика умирает?

Что такое журналистика данных?

11 лучших журналистских инструментов для занятых профессионалов

Что такое разоблачающая журналистика?

Что такое сторожевая журналистика? Полезное руководство

Что такое новая журналистика?

Что такое научная журналистика? Подробное руководство

10 лучших инструментов журналистики данных для исследований и управления данными

7 лучших журналистских навыков, которые сделают вас успешным журналистом

Что такое желтая журналистика?

5 аспектов журналистики: все, что вам нужно знать

Что такое монтаж в журналистике? Подробное руководство для начинающих журналистов

Что такое гонзо-журналистика? Объяснение

Часто задаваемые вопросы О литературной журналистике

Что означает литературная журналистика?

Литературная журналистика — это жанр журналистской работы, состоящий из написания текстов, в которых используются приемы повествования, при этом излагаются факты.

Почему важна литературная журналистика?

Литературная журналистика контекстуализирует историю и представляет больше, чем просто простые факты, которые иногда не дают всестороннего представления о том, о чем идет речь.

В чем разница между литературной журналистикой и другой журналистикой?

Основное отличие заключается в стиле письма. Литературная журналистика использует приемы повествования, которые более типичны для романов, рассказов и других форм литературы. Между тем, традиционная журналистика сообщает факты и придерживается формул, таких как перевернутая пирамида, которая предназначена для эффективного обмена новостями.

Присоединяйтесь к более чем 15 000 писателей сегодня

Получите БЕСПЛАТНУЮ книгу с подсказками по письму и узнайте, как заработать больше денег на писательстве.

Работает на ConvertKit

Автор

Стиль и язык в The Giver

 

Лоури рассказывает Даритель в простом, прямолинейном, почти журналистском стиле — один эпизод прямо и логично следует за другим эпизодом. Ее ясность стиля и множество повседневных деталей помогают изобразить обычную повседневную жизнь в сообществе Джонаса. Например, все ездят на велосипедах, аккуратно сложенных в багажнике, а семьи делят утреннюю и вечернюю трапезу и участвуют в типичных семейных мероприятиях. Ясные и точные описания Лоури указывают на то, что члены общины, похоже, довольны своей жизнью. Поскольку все кажется таким удобным и совершенным, мы не готовы к ужасной правде, скрытой под этой умиротворяющей утопической поверхностью. Лоури манипулирует нашим восприятием и эмоциями, медленно и сознательно показывая, что сообщество Джонаса не то, чем кажется. Ее прямолинейный стиль добавляет напряженности на протяжении всего романа.

Воспоминания, которые Дающий передает Джонасу, резко контрастируют с повседневной средой Джонаса. Лоури описывает воспоминания в лирическом стиле. Воспоминания лиричны — непублицистичны — потому что это образы, вызывающие мысли, чувства и эмоции. Образы, которые создает Лоури, аналогичны тем, которые можно найти в поэзии. Снег, холод, война, страдания животных, радость праздника или любовь членов семьи легко визуализируются.

Некоторые из воспоминаний, которые описывает Лоури, носят мистический характер. Они загадочны, потому что Джонас сначала не до конца их понимает. Ощущения, которые он испытывает, необъяснимы, но в конце многих воспоминаний Джонас чувствует умиротворение. Это мистическое качество проявляется в воспоминании о семье, празднующей традиционный рождественский праздник, которую Даритель передает Йонасу.

Лоури полагается на риторические вопросы — вопросы, на которые часто нет ответов — чтобы раскрыть многие мысли Джонаса. Вопросы без ответов, которые Джонас задает себе, показывают изменения, через которые он проходит по мере обретения мудрости. Эти вопросы подчеркивают внутренние и внешние конфликты, которые переживает Йонас. Например, Йонас чувствует себя отчужденным от своих друзей, потому что он не может обсуждать свое обучение в качестве нового Получателя так же, как его сверстники говорят о своем профессиональном обучении. Йонас недоумевает про себя: «Как ты мог описать сани, не описав холм и снег; и как ты мог описать холм и снег тому, кто никогда не чувствовал ни высоты, ни ветра, ни этого волшебного холода?» Используя риторические вопросы, Лоури раскрывает мысли Джонаса о том, насколько абсурдно было бы для него пытаться объяснить свои недавние переживания своим друзьям, которые не могли их понять, потому что все, что знают его друзья, — это Одинаковость. Джонас, однако, знает, что жизнь может — и должна — включать в себя гораздо больше, чем Одинаковость.

В дополнение к риторическим вопросам Лоури использует эвфемизмы, чтобы показать, как легко можно манипулировать мыслями людей и контролировать их, даже если они этого не осознают. Эвфемизм — это термин, используемый, чтобы сказать что-то косвенно или иногда менее оскорбительно. Например, люди склонны называть пожилых людей «пожилыми гражданами», а не «старыми людьми», или они говорят «скончаться» вместо «умереть».

Эвфемизмы часто используются в политических ситуациях, обычно для того, чтобы скрыть или исказить неловкое происшествие. Эвфемизмы также обманчивы. Например, в сообществе Йонаса граждане используют слово «освободить», чтобы скрыть его истинное значение: убить или усыпить. Использование эвфемизмов позволяет членам сообщества дистанцироваться от реальности. Слово «освобождение» имеет тенденцию смягчать совершенный акт насилия.

Сообщество, которое Лоури создает в The Giver , делает упор на точность языка. Однако точный язык в этом сообществе вовсе не точен, а скорее является языком, в котором значения слов намеренно неясны. Например, каждая семейная ячейка каждый вечер участвует в «рассказывании чувств». Этот обмен ироничен, потому что у людей нет никаких чувств. Они отказались от своих чувств, когда выбрали Одинаковость. Еще одно ироничное и неточное слово — «Воспитатель». Отец Джонаса, Воспитатель, должен заботиться о младенцах. Он заботится о младенцах, но также и убивает их.

Одна из причин, по которой точный язык так важен для сообщества, заключается в том, что он гарантирует, что никто никогда не лжет публично, хотя в какой-то момент Джонас наконец понимает, что все сообщество — ложь. Тем не менее, таким образом можно контролировать людей. Как говорит ему мать Джонаса, когда он спрашивает ее, любит ли она его, «… наше сообщество не может функционировать гладко, если люди не используют четкие формулировки». Использование «точного языка» в сообществе Джонаса способствовало созданию нечеловеческого общества, поскольку люди функционируют как роботы и не имеют чувств. Родители Джонаса даже не знают, что такое любовь. Они считают этот термин бессмысленным и слишком общим. Даже Джонас однажды сказал Дарителю, что любить друг друга, вероятно, опасный образ жизни, хотя ему нравится это чувство.

Один из важных приемов письма, который Лоури использует в «Дающий », — это открытая структура сюжета. Чтобы предоставить читателям свободу интерпретировать концовку «Дающий » по-своему, Лоури пишет двусмысленный заключительный эпизод своего романа, концовка которого не объясняется.

После долгого пути к свободе Джонас и Гейб замерзают и голодают. Во время ужасной ослепляющей метели Джонас обнаруживает сани на вершине холма, как в воспоминании, которое он ранее получил от Дарителя. Джонас и Гейб садятся в сани и начинают скользить вниз по склону к своему «конечному пункту назначения». Джонас видит рождественские огни, слышит музыку и пение. Он знает, что радость, любовь и воспоминания ждут впереди, но Лоури заканчивает роман как раз тогда, когда мы ожидаем, что она расскажет нам, доберутся ли Джонас и Гейб до города внизу и что с ними потом произойдет.

Что происходит с Джонасом и Гейбом? Они умирают? Катание на санях — мечта? Окажутся ли они в другом сообществе и найдут ли они любовь и радость? Меняется ли сообщество Джонаса? Вернутся ли Джонас и Гейб в сообщество, которое они покинули? Мы не знаем. Неоднозначный финал Даритель сравнивают с финалом «Девочки со спичками» Ганса Христиана Андерсена, в котором главная героиня, бедная маленькая девочка, видит рождественские украшения — мишуру и разноцветные шарики — и стол, уставленный мишурой. еда. В рассказе Андерсена девочка со спичками замерзает насмерть, но Андерсен предполагает, что она гораздо счастливее, потому что она «далеко, где нет ни холода, ни голода, ни боли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *