Что такое самосознание — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 17/08/2014
Самосознание является одним из первых компонентов Я-концепции. Хотя самосознание занимает центральное место в каждом из нас, сегодня мы еще недостаточно хорошо его понимаем. Исследователи продемонстрировали, что осознание себя у человека начинает появляться в пределах года с момента его рождения и развивается ещё в течение шести месяцев.
Какое определение дают самосознанию эксперты?
«Самосознание есть психологическое состояние, в котором люди осознают свои черты, чувства и поведение. Кроме того, его можно определить как реализацию самого себя в своей индивидуальности».
Крисп, Тёрнер (2010)
Самосознание является «…психологическим состоянием, при котором человек воспринимает себя как объект внимания».
Франсуа (1996)
Когда появляется самосознание?
Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу. Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание. Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу.
Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.
Как развивается самосознание?
Исследователи считают, что важную роль в развитии самосознания играет определённая область мозга — передняя часть поясной извилины (область лобной доли). Эксперимент Льюиса и Брукс-Гана указывает на то, что самосознание начинает появляться у детей в возрасте около 18 месяцев, что совпадает с быстрым ростом клеток в передней части поясной извилины. Исследователи также использовали сканирование мозга, чтобы показать, что этот регион активируется у взрослых, обладающих самосознанием.
Виды самосознания
Психологи часто выделяют различные типы самосознания:
Общественное самосознание. Этот тип самосознания возникает, когда люди начинают понимать то, какими они кажутся другим. Общественное самосознание часто возникает в ситуациях, когда люди находятся в центре внимания, например, когда выступают или беседуют с группой друзей. Этот тип самосознания часто заставляет людей придерживаться социальных норм. Когда мы осознаем, что за нами следят и нас оценивают, мы часто пытаемся вести себя таким образом, который позволит нам выглядеть в глазах других социально приемлемыми и желанными. Общественное самосознание может также привести к тревожности, при которой люди начинают испытывать недомогание и беспокойство по поводу того, как их воспринимают другие.
Состояние повышенного самосознания
Вам никогда не казалось, что все на Вас смотрят, Ваши действия судят и ждут, что же Вы будете делать дальше? Это состояние повышенного самосознания может ставить Вас в неловкое положение и в некоторых случаях даже заставлять нервничать. В большинстве случаев, оно носит лишь временный характер и возникает в ситуациях, когда мы находимся в центре внимания. Для некоторых людей, однако, это состояние может стать хроническим.
Публичные застенчивые люди имеют более развитое общественное самосознание. Они, как правило, больше думать о том, что другие люди думают о них, и часто обеспокоены тем, что другие люди могут осуждать в их внешности или их действиях. В результате, эти люди склонны придерживаться групповых норм и пытаться избежать ситуаций, в которых они могли бы выглядеть плохо или чувствовать себя неловко.
Теги: Состояние сознания
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Самосознание и его проявления
Современная гуманизация образования делает особенно необходимым знание и учет педагогом личностных характеристик учащихся. Для того чтобы лучше понять своего ученика, важно знать, как он представляет и оценивает себя, свои черты характера, видит ли перспективу своего развития.
Эта область знаний, необходимая учителю, связана с проблемой самосознания. В психологии, кроме категории самосознание, существуют и другие: Я, Я — концепция, образ Я, глобальное Я, идентичность, самость, — которые употребляются психологами различных теоретических направлений. Эти понятия не являются тождественными, но, вместе с тем, их содержание во многом пересекается, и в научной литературе они нередко используются как синонимы. Так, В.Я.Пилиповский (13.С.8) отмечает, что понятие Я – концепция наиболее близко к понятию самосознание. Р.Бернс указывает на синонимичность понятий Я – концепция и идентичность (13. С.63-64). В данных методических рекомендациях мы будем использовать понятия самосознание, Я, Я – концепция как синонимы.
Проблема самосознания отражена в научных трудах многих отечественных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Ю.М.Орлова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др.), в которых рассматриваются как общетеоретические, методологические аспекты, так и прикладные, связанные прежде всего с развитием, формированием и воспитанием человека, становлением его внутреннего мира. Самым тесным образом с проблемой самосознания связаны такие психологические категории, как самооценка, уровень притязания.
В целом, в изучении проблемы самосознания выделяют 3 направления (102. С. 25):
проблема формирования, генезиса самосознания;
проблемы структуры самосознания;
проблемы функций самосознания.
На формирование самосознания оказывают влияние как микросреда, ближайшее социальное окружение и прежде всего семья, которая удовлетворяет материальные и духовные потребности ребенка, так и макросреда. В процессе социализации идет усвоение норм и ценностей того сообщества, в котором ребенок живет, идет формирование его морального, профессионального, национального самосознания, половой идентичности.
Эмпирические исследования позволили выделить ряд этапов в становлении самосознания. При этом исследователи подчеркивают различные аспекты этого становления. Так, И.И. Чеснокова (112) выделяет 2 уровня становления знаний о себе, основанные на разных психологических механизмах. На первом уровне идет сопоставление себя с другим человеком. Сначала появляется способность увидеть, понять качества другого человека и лишь затем рефлексируются собственные качества. На этом уровне внутренними механизмами, приемами самосознания являются самовосприятие, самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации. Соотносятся знания о себе, сформированные в разное время, в разных ситуациях. Внутренними приемами самосознания становятся самоанализ и самоосмысление.
Таким образом, генезис самосознания имеет социальную природу. Формирование самосознания сначала опирается на оценки других, и только на определенном этапе жизни человек становится относительно независимым от них: у него появляется способность к рефлексии, к самоанализу. Поэтому при исследовании генезиса самосознания, особенно на более ранних стадиях, так важно сопоставление оценок родителей, учителей, товарищей, с одной стороны, и оценок собственной личности, — с другой.
В процессе онтогенеза постоянно происходит расширение области осознания себя и своего взаимоотношения с миром. В.С.Мерлин (109. С.151-152) выделяет 4 стадии становления самосознания:
Сознание тождественности (первый год жизни). На этом этапе происходит то, что можно обозначить как самовыделение, принятие себя в расчет.
Сознание Я (появляется к 2-3 годам) связано с осознанием себя как субъекта деятельности.
Осознание своих психологических свойств, происходящих в результате данных самонаблюдения.
Фаза социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.
С содержательной стороны в структуре самосознания традиционно выделяют 3 подструктуры (П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, Р. Бернс и др.): когнитивную (самовоспитание, представление о себе, образ Я), эмоционально-оценочную (самооценка) и поведенческую.
Исследование когнитивной составляющей позволяет реконструировать представленность тех
или иных самоописаний. С каждым возрастом круг осознания собственных качеств расширяется .
Для понимания другого человека очень существенным является знание о том, как он относится к этим самоописаниям или к картине Я, т.е. эмоционально-оценочная составляющая или самооценка. Выделяют различные механизмы, способы формирования самооценок (Р. Бернс, И.С. Кон и др.). Самооценка может быть итогом сопоставления Я – реального и Я – идеального (сравнение уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности). Самооценка может формироваться на основе сравнения себя с другими людьми; быть результатом интериоризации или интерпретации оценок других людей.
Отдельные самооценки интегрируются в целостную, глобальную оценку себя, которая выражается либо в самоуважении, самопринятии, либо в отрицании себя. Это обобщенное самоотношение Р. Бернс обозначил понятиями положительная и отрицательная Я – концепция соответственно.
Влияние частной самооценки на Я – концепцию зависит от того, какое место в иерархии самоотношений занимает оцениваемое качество, является ли изменение частной самооценки ситуативным или человек получает неоднократное подтверждение неадекватности прежней самооценки.
Именно принятие или непринятие себя обусловливает поведенческую составляющую самосознания: определяет ожидания человека, его поступки, построение жизненных планов, отношение к оценкам других, интерпретацию собственного опыта. Поэтому в исследованиях самосознания такое большое внимание уделяется самооценке.
Я – концепция оказывает большое влияние на адаптацию ученика к школе. Для того чтобы быть способным преодолевать трудности, достигать все более сложные цели, максимально реализовать себя, школьнику необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной Я – концепцией склонны чуть ли не во всех делах видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они трудно сходятся со сверстниками (13,54,55,60,79 и др.). Таким образом, успешность учебно-воспитательной работы требует учета педагогом не только возможностей, способностей ученика, но и его представлений о себе, его Я – концепции.
Я – концепция может быть различной степени устойчивости. Слишком жестокое представление о себе приводит к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. Но и устойчивость Я – концепции делает зависимым самооценку человека от мелких, случайных неудач (или успехов), оценок других, обусловливает его комфортность и трудности (порой невозможность) в достижении целей, требующих длительных и напряженных усилий.
В самосознании человека представлены образы Я различной модальности: Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное (социальное) и др. Каждый из них может пролить свет на определенные стороны самосознания человека. Однако особое место занимает соотношение Я – реального и Я – идеального: насколько они далеки или близки друг от друга. Совпадение этих двух модальностей Я делает человека пассивным, бездеятельным, лишает перспективы развития, поскольку идеальное Я отражает цели, которые человек связывает со своим будущим – фактически это духовная смерть. Но и слишком далекий от реальных возможностей идеал может вызвать в человеке очень большой напряжение и породить комплекс неполноценности. А в итоге также приводит к пассивности человека, т.к. порождает мысли о бессмысленности усилий, устремленных к недостижимой цели, ведет к депрессии. Для нормального развития личности необходим некоторый разрыв между Я – реальным и Я – идеальным. При этих условиях Я – идеальное тогда имеет побуждающую силу, которая способствует самореализации, когда цели реальны и человека видит способы и обладает психологическими средствами для их достижения. Многие проблемы подросткового возраста связаны с увеличением расхождения между реальным и идеальным Я.
Зеркальное Я, ли представление о том, как меня воспринимают другие, также является важным моментом в формировании Я – концепции, самосознания. Я – концепция ребенка зависит от оценок окружающих, прежде всего значимых других: родителей, сестер, братьев, учителей, сверстников. Внешние социальные нормы и стандарты оказывают значительно меньшее влияние по сравнению с межличностными отношениями. Разрыв между Я- реальным и Я – зеркальным может стать источником тревожности. Таким образом, самосознание влияет на развитие личности, детерминирует поступки и отношение к другим людям.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от знания педагогом особенностей самосознания школьников, но и от его собственной Я- концепции. Исследования показали, что у учителей, имеющих положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивные Я – концепции чем у учителей с противоположной тенденцией. «Ценность процесса обучения в восприятии учащихся во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителями. Поэтому позитивное отношение учителя к самому себе помогает ему наилучшим образом организовывать учебные ситуации» (13. С.309-310). Отношение к себе учителя влияет на стиль его отношений с учениками, и с коллегами. Если учитель хочет сформировать у детей положительную Я-концепцию, он должен сам демонстрировать модель соответствующего поведения.
Для изучения самосознания могут быть использованы все виды психологического исследования: наблюдение, эксперимент, тестирование и др. В психологии накоплен немалый арсенал методик, который позволяет исследовать ту или иную сторону самосознания: адекватность – неадекватность самооценки, принятие – непринятие себя, содержание Я – реального, Я – идеального, Я – социального.
В данных методических рекомендациях предлагаются методики, которые могут быть использованы для изучения различных аспектов самосознания учащихся, студентов, учителей, собственного самоанализа. При этом необходимо помнить, что исследования подобного рода часто опираются на самоотчет, а следовательно, предполагают определенный уровень развития самосознания (способность к рефлексии) у ребенка, поэтому большинство представленных здесь методик применимы для изучения самосознания учащихся, начиная с подросткового возраста. Для изучения детей более раннего возраста предпочтительно использовать наблюдение и проективные методики.
В методических рекомендациях представлена библиография по проблеме самосознания, которая может быть использована студентами при написании рефератов, исследовательских, курсовых работ и при подготовке к семинарским занятиям.
studfiles.net
что это, структура и функции, формы и уровни, развитие самосознания.
Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.
Что такое самосознание
Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.
Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:
- с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
- с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.
При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.
Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».
Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.
Самосознание личности в психологии
Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».
Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.
По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.
Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:
- Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
- Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
- Осознание себя в качестве субъекта деятельности.
В качестве критериев самосознания в психологи выделены:
Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
Примерка на себя видимых качеств других людей.
Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.
Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.
Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.
Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.
Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.
На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.
Структура и функции самосознания
Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.
Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.
В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:
- Понимание личностных психических характеристик.
- Осознание «Я» как активного субъекта.
- Признание тождественности личности.
- Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.
В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».
Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:
познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;
самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;
саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.
Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:
- «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
- «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
- «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.
Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.
Функции
Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.
Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).
Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.
Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.
Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.
К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.
В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.
Формы и уровни самосознания человека
Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.
Самопознание
Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.
Самосознание приходит путем:
- Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
- Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
- Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.
Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.
Самоконтроль
Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.
Самооценка
Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.
Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.
Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.
Самопринятие
Эта форма самосознания предполагает:
- Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
- Самоуважение.
Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.
Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:
- Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
- Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
- Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
- Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.
Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.
Как формируется самосознание
Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.
На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.
В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.
Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.
Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.
Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.
В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.
В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:
- стиль и образ жизни;
- культурные и этические ценности;
- нормы морали;
- отношение к религии и т.д.
В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.
Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.
Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.
Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.
И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.
psylogik.ru
Самосознание в психологии — это что такое? :: SYL.ru
Определение самосознания в психологии — это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.
Суть проблемы
По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.
Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.
Компоненты самосознания
Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.
Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:
- Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
- Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
- Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
- Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.
Направления в науке
Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.
Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии — это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.
Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.
Развитие проблемы
Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:
- Формируется схема собственного физического тела, появляется ощущение «Я».
- Развивается интеллект, формируется понятийное мышление. В это же время происходит развитие рефлексии. Человек уже может осмысленно смотреть на собственную жизнь.
Структура проблемы
Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:
- Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
- Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
- Человек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
- Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.
Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.
Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как «текущее Я» и «личностное Я». В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные «текущих Я». Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.
Другая точка зрения
Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:
- Человек способен осознавать мотивы — близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это «Я действующее».
- Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это «Я реальное» и «Я идеальное».
- Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
- Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.
Точка зрения Юнга
Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.
На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.
Точка зрения гуманистов-психологов
По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.
Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.
Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.
Категории
Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:
- Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
- Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть «наша» команда, и «не наша». Если человек в первой — он хороший.
- Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
- Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.
Уровни феномена
Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.
Чувственный. На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.
Личностный. Человек начинает осознавать свою активность.
Уровень ума. Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.
Целенаправленная деятельность. На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.
Виды самосознания
Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:
Общественное. Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.
Частное. Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.
Повышенное самосознание
Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.
Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.
У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.
Патологические формы проблемы
Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:
- Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного «Я». В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
- Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
- Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
- Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.
В заключение
С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание — постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.
В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.
www.syl.ru
Самосознание в психологии — это… Что такое самосознание? Определение и понятие
Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в психологии – это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.
Определение понятия
Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии – это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.
Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, – это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.Теория В. С. Мерлина
Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:
- Первый – человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
- Второй – индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
- Третий – личность осознает собственные психические свойства, процессы и эмоциональные состояния.
- Четвертый – у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.
Самосознание: три направления в науке
Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие сознания и самосознания. В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму сознания человека, в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.
Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.
Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.
Развитие феномена
Самосознание в психологии – это процесс, который состоит из двух основных этапов:
- Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
- Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, правое полушарие мозга отвечает за ощущение себя, а левое – за рефлексию.
Составляющие понятия
Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды — и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.
Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.
Еще одна структура
Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:
- Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
- Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
- Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
- Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.
Учение К. Г. Юнга
Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это — продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.
Взгляды гуманистов-психологов
Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.
Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.
Уровни самосознания
Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый – непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.
Второй уровень — личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.
Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.
Ну и четвертый уровень — целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само – все это характеристики четвертого синтезированного уровня.
Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).Категория отношений
Самосознание в психологии – это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).
В связи с этим отношения подразделяются на виды:
- Эгоцентрические – индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
- Группоцентрические – это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты — хороший.
- Просоциальные – в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
- Эстохолические – это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.
Патологические формы феномена
При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.
Рассмотрим, какие бывают расстройства:
- Процесс деперсонализации — характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
- Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
- Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
- Самая патологическая форма – дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.
Заключение
Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.
fb.ru
Проявления национального самосознания граждан в трудных периодах существования российского государства
В настоящее время осознание личной важности каждого гражданина в обществе — необходимо. Для здравого понимания своей роли, а также роли государства в мировом сообществе необходимо обратиться к истории. Речь пойдет о проявлениях национального самосознания в виде борьбы за родные земли, а затем за суверенитет родного государства. В работе приведены конкретные исторические факты, доказывающие основную идею статьи.
Ключевые слова: национальное самосознание граждан, историческая роль проявления национального самосознания.
Nowadays it becomes more essential to realize the importance of every individual. In order to understand the role of a person in the society, as well as the role of the government, it is necessary to resort to the history. This article demonstrates national identity in the form of fighting for the homeland and sovereignty of the native country through the illustration particular historical facts.
Keywords: national identity of residence, historical role of demonstration of national identity.
Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас.
Александр III «Миротворец»
Возникновение нации рассматривается как простое продолжение и усложнение родоплеменных связей, этатистские[1] теории связывают нацию с государством. Нация — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Стоит упомянуть, что в западной историографии отсутствует общепринятая теория нации. Ведущим, а также единственным признаком нации представляется национальное самосознание (национальный характер, национальный дух).
Общественное самосознание сводится к пониманию своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. Самосознание тесно связано с рефлексией, поднимающейся до теоретического мышления.
В понятие нации не стоит включать расовую общность в качестве признака принадлежности, религиозные и государственные общности также не определяют это понятие.
Впервые об идеях самоопределения заговорили в эпоху Просвещения. В первую Французскую конституцию, утвержденную 3 сентября 1791 года, включались следующие пункты: во-первых, о том, что люди обладают равенством в правах и свободны от рождения; во-вторых, о том, что цель каждого государства сводится к «обеспечению естественных и неотъемлемых прав человека», а «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации». То есть именно в данном документе были заложены идеи самоопределения наций и народов.
Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности [3].
Это национальное явление возникло на ранних ступенях развития человеческой истории. Оно позволило объединить совокупность людей в единую социально-политическую силу. Безусловно, это явление носит идеологический, и даже в большей степени патриотический характер. Ярко развитое национальное самосознание не позволит гражданину бездействовать, когда возникает угроза авторитету и безопасности государства.
В этом смысле объединение народов за борьбу за независимость одного государства можно по праву считать проявлением национального самосознания.
Национально-освободительные движения, а также их формы — это все — объединения людей разных социальных слоев, но имеющих единую цель.
Правда, не всегда проявление национального самосознания носило народный характер. Крещение Руси в X веке князем Владимиром Святославовичем можно считать примером частного понимания необходимости данного изменения. Процесс носил принудительный характер, сопротивление ему на Руси длилось до XII века. Осознание необходимости смены религии правителем позволило поднять уровень развития государства до Византийского. Необходимо подчеркнуть, что чем выше уровень культуры, тем сложнее его самосознание.
Ярким примером народного самосознания можно считать борьбу за независимость русских земель от воинствующих крестоносцев. Защита территории легла на плечи Александра Невского. Патриотизм в то время носил стихийный характер, каждый защищал свою землю. Единственным человеком, кто стремился укрепить свое влияние и защитить земли северо-западной части Руси, стал князь Александр Ярославович. Самые крупные и важные сражения за территорию в этот период: Невская битва (15 июля 1240 г.), борьба за Псков (1241–1242), Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.). Победы Александра Невского остановили продвижение шведов и немцев на русские земли. Народ был спасен от порабощения и окатоличивания.
Еще одним трудным этапом в истории Российского государства стал период смуты (1605–1613). Это время в России связано с наступлением крупного социально- политического кризиса, который привел к упадку во всех сферах жизнедеятельности страны. Основными причинами данных событий можно считать пресечение династии Рюриковичей, политическую борьбу бояр за управление государством, ремесленников за уменьшение размера налогов, экономический упадок страны, связанный с опричниной и Ливонской войной, а также иностранную интервенцию.
После смерти последнего законного Русского царя (Федора Ивановича, сына Ивана IV), завязалась ожесточенная борьба за трон. Этим не могли воспользоваться государства, желавшие получить политическую и экономическую выгоду от смуты на Руси. Появляется множество слухов о выжившем наследнике престола, объявляются самозванцы, подкрепленные и финансируемые другими государствами. Первым самозванцем был беглый монах Григорий Отрепьев, прозванный в народе «Лжедмитрием I». В 1604 г. он получил поддержку Польской знати и Папы Римского, собрав войско, самозванец выступил на Россию, где практически сразу был принят населением, видевшим в нем законного правителя. Затем в 1607 г. появился новый самозванец — Лжедмитрий II, получивший прозвище — «Тушинский вор». После взятия Поляками Москвы в сентябре 1610 г. Тушинский лагерь распался, Лжедмитрий 2 бежал в Калугу, где позже был убит.
В ситуации общенародного кризиса и бездействия власти инициатива освобождения страны от иноземных захватчиков перешла в руки народа. В этот период в обществе стала активно проявляться идеи национального самоопределения. В результате активизации гражданской позиции было сформировано освободительное движение преимущественно из посадских людей. Возглавили это движение К. Минин и Д. Пожарский. 24 октября 1612 года армия вступила в Кремль, и Москва была освобождена. После этого был созван «Земский собор» и 21 февраля 1613г. новым царем был избран Михаил Федорович Романов.
Выдающимся представителем новой династии четы Романовых стал Петр Великий. В начале периода его правления (1682–1725) Российское государство переживало переломный момент. В отличие от Европейских держав в России не было промышленных предприятий различного назначения. Отставание от европейского уровня требовало изменений во всех сферах общества.
Все петровские реформы: бритье бород, европейские одежды, воинская повинность на иностранный манер были направлены на улучшение положения страны (усиление обороноспособности) и уничтожение отсталости. Заимствования технологий судоходства, кораблестроения, морской терминологии (все понятие остались без перевода до наших дней) способствовали укреплению России и возвышению её статуса до Российской империи. Эти реформы — не измена императора по отношению к Отечеству, а необходимый процесс для создания мощного и могущественного государства.
При Петре впервые появилось понятие государственности[2]. Его внешнеполитические задачи — борьба за выход к Черному и Балтийскому морю — носили государственный характер. До Петра защищали только свою землю, и то стихийно, защита же именно территории всего государства в серьезном плане пришлась именно на его правление.
Некоторые принципы, закрепленные при Петре I, живы до сих пор; в новых формулировках они существуют как традиционные элементы мышления и общественного поведения, а его реформы были актуальными и не претерпевали изменений более двух веков
Ярким примером проявления национального самосознания можно считать освободительные движения в Отечественной войне 1812 г. Основные силы партизан состояли из солдат русской армии, беженцев из плена, местного населения. С июня по август 1812 года армия Наполеона следовала за отступающими русскими войсками от Немана до Москвы. В результате наполеоновские войска растянулись, тем самым дав возможность действовать местным партизанам. Учитывая это, русское руководство решило создать отряды для действий в тылу: разведки и саботажей. Первые такие отряды были созданы ещё до Бородинского сражения (7 сентября 1812 г.). Успех обеспечивался только благодаря четкой координации действий с крестьянством. Они отказывались торговать и отдавать продовольствие и корм для лошадей захватчикам, сжигали собственное имущество. Наступление французов в глубь России побудило население переходить от защиты к атаке врагов.
Борьба за интересы Российского государства в войне (1877–1878г.) в экономических и геополитических сферах носила национальных характер, а роль национального самосознания граждан в этом процессе не требует доказательств. Это объясняет историк Н. А. Троцкий, который утверждает, что 60-летний И. С. Тургенев говорил: «Будь я моложе, я сам бы туда поехал», а 50-летний Лев Толстой — «Вся Россия там, и я должен идти». В этой войне принимали участие А. А. Поливанов, будущий военный министр России, знаменитые врачи Н. В. Склифосовский, Н.И. Пирогов, Е.С. Боткин, писатели В. М. Гаршин и В. А. Гиляровский. Конфронтация двух сторон происходила и на территории чужих стран, в том числе — Болгарии. В болгарской истории русско-турецкая война значится освободительной. Именно на территории этого государства прошли главные сражения этой войны. Здесь находится более 400 памятников русским солдатам, боровшимся за независимость славянского народа. Установленные границы сохранялись до Балканских войн (1912–1913г.). Этот пример показывает, что правительство, в том числе сами граждане и солдаты осознавали необходимость борьбы с угрозой, война с Турецким государством (страны исповедующей другую религию) является осознанной реакцией на агрессию, которая требовала защиты славянских народов, что было в интересах Российского государства.
Заключение.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации поддерживаются идеи национального самосознания. В частности, это выражается в утверждении государственных праздников (9 мая, День российской символики, День Народного Единства и др.).
В данной статье акцентировано внимание на примерах проявления национального самосознания. Изучение столь значимых исторических событий необходимо, ведь только через преемственность подобных знаний возможно избежать разрушения государственной целостности, а также, что не менее важно, потери уважения к различным культурам и народностям, их традициям и ценностям, сделав, напротив, возможным их взаимопроникновение.
Литература:
- Е. П. Гурьев, Л. Н. Дмитриева, В. Ю. Жуков, С. Ю. Каргапольцев, И. А. Кольцов, И. Ю. Лапина, Л. Б. Назаренко, А. А. Недвецкая, В. Н. Роденков. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ с древнейших времен до наших дней. — 1-е изд. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет., 2006. — 225 с.
- Подъем народного освободительного движения. Освобождение Москвы. Конец интервенции // Российская Империя. URL: https://www.rusempire.ru/rossijskoe-gosudarstvo/istoriya-rossijskogo-gosudarstva/1169-pod-em-narodnogo-osvoboditelnogo-dvizheniya-osvobozhdenie-moskvy-konets-interventsii.html
- Политология. Словарь. — М: РГУ. В. Н. Коновалов. 2010.
- Тарле Евгений Викторович. Нашествие Наполеона на Россию // Военная литература. URL: https://militera.lib.ru/h/tarle1/index.html
- Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
[1] Этатизм — политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.
[2] Государственность – это состояние общества на конкретном историческом этапе его развития.
Основные термины (генерируются автоматически): национальное самосознание, Россия, Российское государство, Москва, война, борьба, Русь, III, национальное самосознание граждан, государство.
moluch.ru
Самосознание
Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.
Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.
Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.
В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания
В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.
Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.
Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.
Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».
Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.
Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.
Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками. Чем старше ребенок, тем большую роль в развитии его личности играет самосознание.
Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.
Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности. Наконец, полное и адекватное осознание свойств своей личности возможно лишь в той степени, в какой известны физиологические условия и социально-психологические закономерности человеческой личности вообще.
Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.
Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание . Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.
С.Л.Рубинштейн
studfiles.net