Пример сократовский диалог: Ведение диалога по методу Сократа: пример

Сократовский диалог: понятие, особенности, применение

Прекраснейший способ обучения был изобретен еще в далеком V веке до н. э. философом Сократом. Он считал: чтобы человек сказал умную вещь, его необходимо подвести к данному выводу специальными наводящими вопросами. За последние тысячелетия метод Сократа совершенно не утратил своей актуальности.

Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.

Цель техники

Что было основным в процессе обучения для самого Сократа? Он считал, что главное – это подойти к верному решению посредством индуктивного диалогического рассуждения. При этом необходимо сомневаться во всем. Как известно, Сократ говорил:

Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого…

Главная цель сократовского диалога – это не рассказать, а заставить своего слушателя догадаться, сделать важное для себя открытие. Та истина, которая зарождается в процессе беседы, в действительности уже и определяет сам разговор. Скрытым образом дедуктивное понятие предшествует индуктивному.

Акушер мудрых высказываний

Основной способ сократовского диалога принято называть майевтикой. Сам философ определял его в качестве тонкого искусства «родовспоможения». Мать Сократа по имени Фенарета была повитухой. И философ нередко говорил, что его работа похожа на данное ремесло. Только если повитуха помогает женщинам родить ребенка, то Сократ помогает мужчинам породить умные идеи (в те времена дамы-философы встречались очень редко).

Вот о чем пишет философ в своем диалоге «Теэтет» касательно своего метода, попутно развивая мысль о том, что «учит других людей тот, кто не способен сделать сам» (в исполнении Сократа данная мысль вряд ли будет обидной для педагогов – ведь философ подчеркивает, что умение обучать также является важным мастерством):

В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Три «да» в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи. В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

Пример

Рассмотрим пример сократовского диалога.

— Сократ, любая ложь является злом!

— Скажи, случается ли так, что дитя болеет, но не желает принимать горькое лекарство?

— Да, безусловно.

-Бывает ли так, что его родители обманом заставляют принять это лекарство в виде пищи или питья?

— Конечно, бывает.

— То есть такой обман поможет спасти чаду жизнь?

— Да, может.

— И никому эта ложь не причинит вреда?

— Конечно, нет.

— В данном случае будет ли такой обман считаться злом?

— Нет.

— Так всякую ли ложь можно считать абсолютным злом?

— Выходит дело, что не всякую.

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

Главные плюсы метода

Основные достоинства технологии сократовского диалога заключаются в следующем:

  • Человек приходит к выводу сам, без какого-либо давления или внешнего принуждения. А это значит, что и оспаривать его он не будет.
  • Если на собеседника не оказывается давления, то от него не будет исходить противодействия.
  • Собеседник, вовлеченный в разговор, будет более внимательно слушать высказывания, нежели в случае простого монолога.

Где применяется техника сейчас?

Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.

В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов – вызвать у клиента намерение купить вещь.

Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.

Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:

  • Прояснить имеющиеся затруднения.
  • Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
  • Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
  • Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.

При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.

Сократовский диалог: пример в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Что такое Сократический диалог с примерами концепций

«Я знаю, что ничего не знаю» — саркастически заявил Сократ, получив хвалебный месседж от Дельфийского оракула.  Древнегреческий философ с иронией относился к «мудрецам», слепо полагавшимся на однажды сформировавшееся мнение, справедливо считая, что осознание собственного невежества — это первый шаг к знаниям.

Он разработал метод структурированного диалога. Сократ воспринимал человека как центр Вселенной, и цель метода заключалась в том, чтобы выявить этические принципы, познать собственную природу и понять окружающей мир. К счастью, уникальная техника мышления дошла и до наших дней. Больше не нужно бороздить просторы интернета в поисках способа избавления от повседневных проблем, теперь ты можешь решить их сама.

В этой статье:

Что такое метод Сократа, и из чего он состоитВ чём важность метода СократаОсновные концепции сократического диалогаШесть этапов сократического диалога

Что такое метод Сократа, и из чего он состоит

Метод Сократа, как и все его учения, основан на том, чтобы поставить под сомнение убеждения собеседника, допустить его невежество и найти истину во время дискуссии.  

Фото автора Zack Jarosz: Pexels

Ты же помнишь, что она рождается в споре? Сократический диалог направлен на устранение доксы (мнения) и достижение эпистемы (знания). По мнению философа, правда может появиться только после того, как будет устранена ложь. Таким образом, его метод состоит из двух компонентов:

  • Ирония.

Первая часть сократического диалога носит отрицательный характер, поскольку предполагает отказ от предвзятых мнений и убеждений. А кому понравится провокация?

Ирония предполагает определённые вопросы, которые дают понять собеседнику, что знания, которые он считал аксиомой, были ничем иным, как мнением обывателя или частичной интерпретацией реальности. Для Сократа незнание было предпочтительнее предрассудков. При этом вопросы должны быть такими, чтобы собеседник осознал собственное невежество, но не прекратил обсуждение.

  • Майевтика, в переводе с греческого — «роды».

Эта часть диалога была вдохновлена семьёй Сократа. Его мать была акушеркой, и её деятельность философ посчитал схожей со своей: она помогала рожать детей, а он помогал «рожать» идеи. Сократ говорил о том, что все ответы уже заложены внутри человеческой души, а правильные вопросы могут вытолкнуть их наружу. Майевтика основана на плавном переходе от простейших размышлений к более сложным.

Метод Сократа

Метод Сократа поощряет саморефлексию и направлен на развитие независимого мышления. Он не «учит» в общепринятом смысле этого слова. Вместо того чтобы искать новые знания, собеседник, запутавшись в противоречиях, берёт на себя роль наивного слушателя и с помощью вопросов приходит к той точке зрения, которая актуальна именно для него.

В чём важность метода Сократа

Несмотря на то, что об этом методе узнали далеко не вчера, многие по-прежнему связывают его с печально известным профессором Кингсфилдом, которого блестяще сыграл Джон Хаусман в фильме «Погоня за бумагой».  Драма заключалась в том, что для понимания сути этических дилемм и нравственных принципов, доктор Кингсфилд терроризировал и унижал своих студентов-юристов, мучительно расспрашивая их о деталях и последствиях судебных решений.

К счастью, в наше время есть лучший пример внедрения сократического диалога — сериал «Как избежать наказания за убийство», наглядно демонстрирующий, что когда дело доходит до суда, мало руководствоваться сухими нормами закона. Юристы должны уметь выявлять проблемы и находить аргументы в защиту обеих сторон вопроса. 

Метод Сократа заставляет анализировать все возможные варианты и иногда отстаивать позицию, которая противоречит личному мнению. Способность дискуссировать — это навык, который можно освоить только с практикой. Профессора используют метод Сократа, чтобы подготовить своих студентов к реальному положению дел, с которыми они столкнутся за пределами стен университета. 

Основные концепции сократического диалога

  • Метод Сократа предполагает совместный диалог.  Никто не выступает в роли третейского судьи или «адвоката дьявола», один из собеседников только инициирует дискуссию, задавая наводящие на размышления вопросы. 
  • Метод Сократа используется для демонстрации сложности и неопределенности мнений, а не для выяснения фактов. Цель диалога — исследование основных убеждений, на которых строятся утверждения, аргументы и предположения каждого участника дискуссии.
  • Метод Сократа основан на «продуктивном дискомфорте», а не на запугивании. У того, кто инициировал беседу, нет ответов на все вопросы, дискуссия проводится бессрочно, без заранее определённой цели.
Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels
  • Метод Сократа признаёт всех собеседников равными, обязанными соблюдать этические нормы разговора, рассуждать и проводить аргументы, не полагаясь на известные догмы. Желание прийти к согласию исключает возможность для большинства обойти меньшинство.
  • Метод Сократа фокусируется на нравственном воспитании, на том, как надо жить. Поскольку суть метода заключается в идентификации, «что хорошо, а что плохо» для конкретного человека, в процессе дискуссии формируется главный вопрос — в чём смысл существования, который сам философ заключил в утверждение: «Неосмысленная (неисследованная) жизнь не стоит того, чтобы жить».

Шесть этапов сократического диалога

Метод Сократа может быть особенно эффективным, когда дело касается преодоления возражений или разрешения разногласий. Это связано с тем, что он лояльно и ненавязчиво подвергает сомнениям логику рассуждений и мягко указывает на ошибки или несоответствия, не прибегая к конфронтации. Это особенно полезно при работе с людьми, находящимися на разных ступенях статусной иерархии. 

Сократический диалог ставит вопросы так, чтобы направить и натренировать критическое мышление, используя следующие модели.

Фото автора Francesco Ungaro: Pexels
  • Разъяснение понятий:
    • Ты можешь привести пример?
    • Не могла бы ты рассказать подробнее?
    • Что ты имеешь в виду?
    • Какую проблему это решит?
  • Выдвижение спорных предположений:
  • Ты хочешь сказать, что согласна с А?
  • Ты хочешь сказать, что не согласна с Б?
  • Если это утверждение верно для тебя, верно ли оно для А или Б?
  • Ты уверена, что это единственный верный вариант?
  • Изучение доказательств и причин:
    • Почему ты говоришь об этом?
    • Откуда ты знаешь эту информацию?
    • Какие исследования это подтверждают?
    • Есть ли сведения о статистике?
  • Рассмотрение альтернативных точек зрения:
    • Есть ли другие варианты решения проблемы?
    • Что говорят об этом твои противники?
    • Что делает твою точку зрения заслуживающей внимания?
    • Ты можешь вспомнить случаи, когда такой вариант не сработал?
  • Рассмотрение последствий:
    • Возможны ли побочные эффекты?
    • Что мы не предусмотрели?
Фото автора Andreea Ch: Pexels
  • Какими могут быть последствия?
    • Что делать, если ты ошиблась?
  • Вопросы для размышлений:
    • Как ты думаешь, почему этот вопрос задали именно тебе?
    • Что ещё у тебя могли бы спросить?
    • Как бы на этот вопрос ответил А или Б?
    • Что могло бы повлиять на твоё мнение?

Как видишь, эти этапы призваны исследовать глубину твоей мысли, а не загнать тебя в тупик. Подобную схему можно использовать при изучении любой задачи. Но не забывай о нескольких правилах:

  • продумывай вопросы заранее;
  • не требуй немедленного ответа, давай время на размышления;
  • будь внимательна к мнениям собеседников;
  • вовлекай в обсуждение большое количество людей;
  • фиксируй ключевые моменты.

Метод Сократа направлен на устранение препятствий и барьеров, которые формирует ленивый человеческий мозг, когда считает, что тема освоена достаточно и нет необходимости двигаться дальше. Вместо того чтобы слепо вторить чужим убеждениям, ведение сократического диалога даёт уникальный шанс найти свой собственный путь.

Socratic Dialogue – Руководство MSP

Перейти к содержимому

Инструмент 49. Загрузите здесь.

Когда использовать?
Стадия конвергенции, когда основное внимание уделяется достижению общего понимания.

Что такое Сократический диалог?

Сократический диалог — это форма диалога, которая побуждает группу задавать вопросы и достигать консенсуса при ответе на универсальный вопрос. Используя личный опыт в процессе исследования, этот тип диалога представляет собой совместную попытку достичь универсального от частного.

Диалог Сократа — это не спор и не соревнование. Группа в целом берет на себя задачу найти заключительный ответ, с которым могут согласиться все участники. Совместное размышление и поиск консенсуса составляют основу сократовского диалога. Поэтому участникам предлагается поделиться любыми релевантными размышлениями для рассмотрения группой.

Диалог Сократа основан на замедлении процесса рефлексии. Поэтому они могут занимать очень много времени. Обычны сократические диалоги продолжительностью более 3 дней. Практика элементов настоящего сократовского диалога также может быть плодотворной и требует меньше времени.

Процесс расследования начинается с универсального вопроса, относящегося к MSP, такого как «Может ли конфликт быть плодотворным?» или «В чем ценность сотрудничества?» Посоветовавшись с ведущим, группа также может заранее придумать или предложить вопрос.

Источник: Young World Socratic Dialogue

Как способствовать сократовскому диалогу?

Чтобы ответить на выбранный вопрос, ведущий проводит группу через структурированный процесс систематического размышления, основанный на личном опыте участников. Вдохновленный вопросом, каждого участника просят подумать о личном примере, который, по его мнению, хорошо отражает тему исследования.

Критерии хорошего примера:

  1. Должен быть опыт от первого лица
  2. Должен быть закрыт вовремя (т.е. не завершенный еще опыт)
  3. Не следует быть слишком эмоциональным
  4. Должно быть кратким
  5. Должно быть просто
  6. Владелец примера должен быть готов ответить на вопросы

(Источник: Marinoff, L.)

При обмене личными примерами другим членам группы предлагается задавать вопросы, чтобы увидеть, в какой степени они иллюстрируют или воплощают вопрос. После обмена мнениями группа попытается прийти к консенсусу по соответствующему примеру для дальнейшего изучения.

Остальные примеры затем обобщаются и отображаются для дальнейшего использования.

Как только выбран один ключевой пример, он становится центром сократовского диалога. Максимально возможное количество деталей передается и записывается на перевернутом листе, после чего группа исследует, какую информацию предоставляет этот конкретный пример для ответа на универсальный вопрос. Когда группа сделает предварительный вывод, их точка зрения будет проверена на других примерах и при необходимости изменена. Согласованный ответ можно дорабатывать до конца, так как участники, в конце концов, тоже будут искать контрпримеры.

Маринофф называет этот процесс «песочными часами», когда фокус сужается от универсального вопроса до конкретной ситуации и снова расширяется для поиска универсального ответа.

На всех этапах диалога ведущий способствует независимому критическому осмыслению. Это выходит за рамки дискурса самого диалога, поскольку сократовский диалог также имеет два дополнительных уровня диалога. Существует также стратегический дискурс о направлении или форме диалога и метадискурс о правилах, управляющих диалогом.

Пока фасилитатор ведет группу через диалог, участники должны соблюдать некоторые общие правила:

Общие правила диалога:

  1. Выразите свои сомнения.
  2. Будьте внимательны к другим
  3. Воздержитесь от монологов
  4. Не задавать гипотетических вопросов
  5. Не делать ссылок на опубликованные работы.
  6. Стремитесь к консенсусу

(Источник: Маринофф, Л.)

Подробнее

Маринофф, Л. (Enteléquia. Filosofia Pràtiqa). Структура и функция сократовского диалога: https://sites.google.com/site/entelequiafilosofiapratica/aconselhamento-filosofico-1/the-structure-and-function-of-a-socratic-dialogue-by-lou-marinoff

https://en.wikipedia.org/wiki/Socratic_method

Автор: wageningenportals Posted inКонвергенция, инструменты

Что такое сократический диалог? Определение, примеры и как правильно его использовать • Стиль жизни кинопроизводства

Сократический диалог — это метод преподавания и обучения, основанный на вопросах и ответах Сократа.

Это способ обучения, который включает в себя вопросы, изучение и обсуждение со студентом или группой студентов.

Диалог Сократа состоит из трех основных частей: вопросов и ответов, повторения и пересмотра (повторение изученного). Учитель задает вопрос, на который затем отвечает ученик.

 

Что такое сократический диалог

Что такое сократовский диалог?

Сократический диалог — это форма интерактивного обучения, в которой учащиеся активно участвуют в процессе обучения, задавая вопросы и отвечая на них. Он уходит своими корнями в древнегреческую культуру, где Сократ был известен своей способностью превращать разговоры в дискуссии на философские темы.

Диалог Сократа произошел от диалогов Платона, где Сократ задавал своим собеседникам вопросы о природе знания и идеальном состоянии. Целью этих бесед было научить молодых афинян тому, как им следует жить, а не просто сказать им, что думать.

В современном мире существует множество способов внедрить этот метод в свой класс. Вы можете использовать его как инструмент оценки или как часть руководства по обсуждению. Вы можете даже подумать о том, чтобы использовать его как часть своего сократовского семинара или независимого учебного класса!

 

 

Что такое сократический диалог?

Этот процесс продолжается до тех пор, пока каждая сторона не будет уверена в своем ответе. Затем учитель задает еще один вопрос и так далее, пока все не смогут высказаться.

Цель этого типа обучения состоит не только в том, чтобы научить учащихся критически относиться к идеям, но и в том, чтобы помочь им развить навыки ясного и убедительного выражения своих мыслей. Это можно сделать с помощью различных методов, таких как ролевые игры, диалоговые игры и совместная учебная деятельность.

Как используется сократический диалог?

Сократический диалог используется, когда участники беседы хотят чему-то научиться друг у друга. Цель этого типа беседы — помочь людям понять точки зрения друг друга, а не вынести окончательное суждение.

Сократовский диалог задает вопросы, но не оценивает ответы. Учитель задает вопросы, побуждающие учеников задуматься о своих собственных идеях и убеждениях, а не просто повторять то, чему их учили.

Учитель внимательно выслушивает любые недопонимания или пробелы в понимании. Если учащийся говорит что-то, что кажется вам неправильным или с чем вы не согласны, вы можете спросить его или ее, почему он или она думает, что это правда или ложь.

Цель сократовского диалога не в том, чтобы прийти к заключению, основанному на вашем собственном личном мнении, а в том, чтобы понять точку зрения другого человека и посмотреть, есть ли недостающие части, которые нужно добавить в ваше мышление.

Предыстория диалога Сократа

В диалогах Платона Сократ является главным героем. Он человек, проживший очень долгую жизнь и повидавший много разного. Сократ считает, что все знания можно изучить, и он пытается научить своих учеников тому, как учиться.

Сократ родился в Афинах около 470 г. до н. э., во время Пелопоннесской войны. Он был учеником Платона, который также родился в Афинах около 427 г. до н. э., во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.

Цель Сократа — убедить других думать самостоятельно, а не следовать тому, что им говорят делать другие. Чтобы учить других, Сократ часто использует метод, называемый сократическим диалогом (также называемый сократическим вопрошанием). Этот метод состоит в том, чтобы задавать вопросы и беседовать с людьми об их убеждениях, ценностях и жизненных целях, чтобы они могли найти свои собственные ответы, задавая себе вопросы, а не получая ответы от кого-то другого.0003

Примеры классического сократовского диалога

Приведенный ниже диалог является примером сократовского диалога, в котором Сократ задает вопросы, чтобы помочь своему собеседнику подумать над тем, что он сказал.

Сократ: Что ты имеешь в виду под справедливостью?

Парменид: Я имею в виду вот что.

Сократ: А что это?

Парменид: Удерживать одно и то же в мысли и в языке, как когда говоришь, так и когда молчишь.

Сократ: Но скажи мне, что держит его в мыслях? ибо я думаю, что теперь ясно вижу, что вы имели в виду, говоря об этом в мыслях и на языке. Вы хотите сказать, что годовалого или младенца вообще нет? Или ты имеешь в виду, что есть два годовалых или младенца, из которых один учится у другого? Ибо если бы был только один годовалый или младенец, я бы не сказал, что он держался в мыслях; но если бы их было двое, я бы сказал, что старший держал себя в мыслях; ибо младший будет учиться у своего старшего брата, как делать то или иное. Например, предположим, что мы собираемся построить дом

Для чего используется сократовский диалог?

Сократический диалог — это форма обучения, которая включает в себя задавание вопросов и предоставление ответов, чтобы побудить учащихся обдумать свои идеи. Он часто используется в классах, но его также можно использовать с отдельными учащимися или группами учащихся.

Сократический диалог — метод обучения, разработанный древнегреческим философом Сократом (469–399 до н. э.). В этом методе Сократ задавал вопросы, а затем ждал, пока его ученики ответят на них, прежде чем переходить к другому вопросу.

Он также использовал другие методы, например, задавал ученикам вопросы о том, что они слышали от него, или просто спрашивал их, поняли ли они что-то из того, что он сказал.

Преимущества диалога Сократа

Диалог Сократа имеет три основных преимущества:

Он помогает вам лучше понять свою аудиторию, слушая ее, а не читая лекции;

Улучшает коммуникативные навыки, побуждая других ясно выражать свои мысли;

Улучшает навыки критического мышления, вовлекая людей в разговоры, в которых они должны думать о своих собственных мнениях и убеждениях, а не просто повторять то, что им сказал кто-то другой.

Как использовать диалог Сократа в сценарии

Диалог Сократа — это форма развития персонажа, в которой используются вопросы, утверждения и аргументы для создания конфликта и драмы. В сценарии это можно использовать, чтобы показать рост, развитие или изменение персонажа.

Самый эффективный способ использовать сократовские диалоги в сценариях — использовать их в начале сцены. Писатель должен представить вопрос или проблему, которую необходимо решить двумя персонажами, конфликтующими друг с другом.

Это можно сделать с помощью диалога или действия. Например, если два персонажа спорят о том, стоит ли им покупать машину, они могут начать свой спор, сказав что-то вроде: «Я не хочу машину».

Это сразу создаст напряжение между ними, потому что они не согласны с чем-то важным и потенциально способным изменить жизнь обоих персонажей.

Примеры диалогов Сократа – Речь Гордана Гекко на Уолл-Стрит

Сократ: Скажи мне, хорошо ли знание?

Гекко: Лучше всего знать.

Сократ: Это одинаково для всех людей?

Гекко: Нет, совсем нет. Кто-то знает много, а кто-то мало.

Сократ: Так что же делает знание полезным? Это то, что поддерживает жизнь?

Гекко: Да, Знания хороши, потому что они поддерживают жизнь. Это помогает нам понять, что мы можем сделать и как мы можем сделать это лучше, чем раньше.

Сократ: А что, если я скажу тебе, что знание — это плохо? Что бы вы сказали тогда?

Гекко: Что ты имеешь в виду под плохим? Если у меня не будет знаний, то я не смогу ничем помочь ни себе, ни окружающим. Было бы ужасно, если бы я ничего не знал о чем-то важном в моей повседневной жизни!

Примеры диалогов Сократа — фильм «Интерстеллар»

«Интерстеллар» — американский эпический научно-фантастический фильм 2014 года, снятый Кристофером Ноланом в соавторстве с продюсером. В ролях Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Билл Ирвин, Джон Литгоу и Кейси Аффлек. В фильме рассказывается о группе астронавтов, которые путешествуют через червоточину, чтобы найти новую планету для обитания человечества.

Фильм был написан Джонатаном Ноланом и Кристофером Ноланом. Съемки проходили в Луизиане с марта по май 2013 года, а основные съемки проходили в Shepperton Studios в Лондоне в июне и июле 2013 года. чтобы уместить больше сцен на экране.

Премьера фильма состоялась 7 ноября 2014 г. в Китайском театре TCL в Лос-Анджелесе, а затем 4 ноября 2014 г. он вышел в прокат в США и Канаде. Он получил неоднозначные отзывы критиков, но имел коммерческий успех, собрав во всем мире 167 миллионов долларов при своем бюджете в 165 миллионов долларов.

Что такое сократовский диалог – подведение итогов

Этот вопрос уже задавали раньше, но стоит задать его еще раз: что такое сократический диалог?

Короткий ответ: это способ преподавания, точнее, способ преподавания философии. Но как это работает?

На этот вопрос на самом деле ответить сложнее. Лучший способ описать практику сократовского диалога — указать на различные примеры, где его можно увидеть в действии. Вот некоторые из них:

1) Сократ был философом, который жил в Древней Греции и записал свое учение о том, как следует жить своей жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *