Языковой барьер в межкультурной коммуникации
В нашем мире есть много барьеров, разделяющих человечество. Разница во взглядах, в религии, в мировоззрении. Но самый первый и труднопреодолимый — языковой барьер. Фраза «мы говорим на разных языках» может употребляться в прямом и переносном значении, но означает примерно одно и то же. Неспособность собеседников понять друг друга.
Что такое языковой барьер?
Языковой барьер — это понятие в большей степени психологическое, чем лингвистическое. Иногда происходит такая ситуация: человек старательно изучает иностранный язык, совершенствуется, легко пишет и читает, а говорить не может. Такая проблема и называется языковым барьером в лингвистике.
Языковой барьер — психология
В психологических науках понятие языкового барьера общения тоже есть. Он является одним из случаев коммуникативных преград в общении и означает неспособность понять друг друга лицами, говорящими на одном языке. Причины неспособности общаться на неродном языке, даже когда отлично изучены грамматика и лексика таковы.
- Страх ошибки. Эта проблема может появиться, даже если курс обучения языку был пройден под руководством преподавателя мирового класса. Все люди стремятся быть если не лучшими, то по крайней мере не худшими. Необходимость построить фразу из подсознательно непонятных слов — отличная возможность ошибиться, и человек подсознательно пытается её избежать.
- Отсутствие практики. Даже если некто читает Шекспира в подлиннике и переводит Лермонтова на испанский язык, это совсем не означает, что этот человек сможет с такой же лёгкостью разговаривать с иностранцами на их родном языке. Для того, чтобы преодолеть языковой барьер общения, нужно разговаривать и слушать.
- Однобокое обучение. Этой проблемой страдает большинство школ. 80% учебного времени отдаётся письму и чтению. Необходимость научить школьников слушать и разговаривать либо вообще забывается, либо отходит на второй план.
- Незнание разговорной лексики. Идиомы, фразеологизмы, переносные значения слов. Разговаривая на родном языке, люди используют их бессознательно. Когда речь заходит о иностранном, обнаруживается либо незнание разговорных выражений либо неспособность их применять.
Всё вышеперечисленное верно только для понятия языковой барьер в его прямом, лингвистическом значении. Если говорить про языковые коммуникативные барьеры в общем, то причины их возникновения следующие:
- внешняя среда, не располагающая к общению;
- негативное отношение к собеседнику или его имиджу, стереотипы;
- неумение и нежелание прислушиваться к чужому мнению.
Виды языкового барьера
В зависимости от факторов, влияющих на взаимопонимание людей, выделяют несколько видов коммуникативных преград.
- языковой барьер;
- барьеры, воздвигаемые окружающей средой, в том числе технические;
- социокультурные барьеры.
Языковые коммуникативные барьеры
Этот вид преград в общении делится на следующие подвиды.
- Фонетические барьеры. К ним относится всё, затрудняющее понимание речи на слух, — заикание, слишком громкий или слишком тихий голос говорящего, монотонная речь. Не способствует пониманию и акцент, засорённость речи иностранными словами.
- Семантические. Языковые барьеры общения этого типа возникают из-за принадлежности собеседников к разным культурным слоям или социальным группам. В таком случае один из участников разговора может использовать слова либо вообще непонятные другому, либо придавать им смысл отличный от того, к которому привык собеседник.
- Стилистический. В этом случае недопонимание возникает из-за несоответствия стиля речи её смыслу. Например, не способствует взаимопониманию использование научного стиля в разговорной речи.
Языковые барьеры в межкультурной коммуникации.
Учёные не пришли к единому мнению о том, как классифицировать преграды в межкультурном общении. По одной из версий кроме языкового барьера, то есть психологической неспособности человека заговорить на иностранном языке либо разговаривать на нём понятно, выделяют следующие проблемы:
- Уверенность в том, что все люди одинаково мыслят и руководствуются сходной системой ценностей.
- Ошибки в оценке жестов и мимики собеседника.
- Стереотипы мышления, склонность людей к обобщению (один представитель этой культуры повёл себя плохо, значит плохи и остальные её представители).
Языковой барьер в отношениях
В отношениях языковой барьер может проявляться по-разному.
- Партнёры из разных стран, не владеют ни одним общим языком. Это сложная ситуация, так как к стандартным барьерам мужского и женского мировоззрения и системы ценностей добавляются разный менталитет, религия и язык. Поскольку большинство людей склонны считать верной только свою точку зрения, процесс налаживания взаимопонимания в такой паре будет долгим и сложным. И выучить один общий язык будет недостаточно.
- Даже если пара родилась и воспитывалась в одной стране и говорит на одном языке, это ещё не гарантирует отсутствующий языковой барьер с мужем или женой. Особенности воспитания мальчиков и девочек, физиологические различия в устройстве мужского и женского мозга таковы, что для достижения взаимопонимания нужно приложить определённые усилия.
Языковой барьер в деловом общении
В процессе переговоров и прочих официальных ситуаций тоже часто появляются преграды конструктивному общению. Самая очевидная — принадлежность переговорщиков к разным культурам (например, японцы никогда не дают прямого отказа, что не всегда понятно европейцам). Языковой барьер мешает людям общаться, будь они представителями разных ведомств, социальных слоёв, научных школ и культурных течений.
Как преодолеть языковой барьер?
Преодоление языкового барьера в изучении иностранного языка заключается в следующем:
- общение с носителями языка;
- изучение лексики в контексте разговорной речи;
- методики, позволяющие преодолеть боязнь ошибиться;
- просмотр фильмов и сериалов, адаптированных для обучающихся.
Как преодолеть барьеры в общении? Для этого нужно:
- воспитывать в себе умение встать на позицию собеседника;
- следить за тем, чтобы стиль и манера общения соответствовали ситуации;
- не использовать узкоспециальные и жаргонные выражения в неподходящей обстановке;
- контролировать тембр голоса и манеру произношения.
Похожие статьи
Работа с возражениями – методы, техника, правила работы с возражениями в продажах Работа с возражениями – это преодолевание камней преткновения между продавцом и потенциальным покупателем. От искусных ответов, тонких психологических знаний человека зависит свершение продажи товара или услуги. Этот навык нарабатывается опытным путем. |
Комплименты девушке – как правильно сделать, какие слова нравятся девушкам, а какие лучше не использовать? Комплименты девушке говорить не так просто, особенно без опыта таких речей. Существуют как беспроигрышные комбинации, так и абсолютно провальные слова. Научиться этому мастерству можно, зная основные нюансы и постоянно практикуясь. |
Как поддержать разговор? Умение поддержать разговор на любую тему не всегда зависит от наличия знаний в той или иной области. | Как правильно выражать свои мысли? Умение правильно выражать свои мысли — отличный помощник в любом виде общения, и в деловом, и в межличностном, так как четко и точно сформулированная мысль привлекает собеседников и делает человека понятным и приятным в общении. |
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»
1 ВАРИАНТ
I БЛОК. Общение как обмен информацией. Барьеры и механизмы коммуникации.
Задание 1. Время выполнения: 6 минут.
Внимательно прочитайте отрывок из рассказа журналиста и писателя В.А.Гиляровского «Штурман дальнего плавания». В рассказе описана судьба беспризорного мальчика Коськи, промышляющего на знаменитом в свое время Сухаревском рынке. Любопытно влияние дедушки Ивана на убеждения и даже развитие некоторых черт характера ребенка.
«…Заботился о Коське дедушка Иван, старик-ночлежник, который заботился о матери, брал ее с собой на все лето по грибы. Мать умерла, а ребенок родился 22 февраля, почему и окрестил его дедушка Иван Касьяном.
— Касьян праведный! — звал его потом старик за странность характера: он никогда не лгал.
И сам старик был такой.
— Правдой надо жить, неправдой не проживешь! — изрекал он, а Коська слушал и внимал… Когда Коське минуло шесть лет, старик умер в больнице. Остался Коська один в ночлежке. Потом сошелся с карманниками, стал «работать» на Сухаревке и по вагонам конки, но сам в карманы никогда не лазил, а только «убегалкой», т.е. ему передавали кошелек, а он убегал. Ему верили: никогда ни копейки не возьмет. Потом на стреме стал стоять. Но стоило городовому спросить: «Что ты тут делаешь, пащенок?» — он обязательно всю правду ахнет: «Калаулю. Там наши лебята лавку со двола подламывают».
Уж и били его воры за правду, а он все свое. Почему такая правда жила в ребенке — никто не знал. Покойный старик грибник объяснял по-своему эту черту своего любимца:
— Касьяном зову — потому не врет. Такие в три года один раз родятся… Касьяны все правдивые бывают!.. Коська слышал эти слова его часто и еще правдивее становился…» (Гиляровский В.А. Москва и москвичи. — Минск, 1980).
Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример? Почему вы так считаете?
Как данный механизм общения проявляется в общении между детьми и воспитателями ДОО /преподавателями? Можно ли с помощью данного механизма формировать взгляды и убеждения ребенка? Если да, то какие приемы и средства следует использовать?
Задание 2. Время выполнения: 7 минут.
Прочитайте описание представленных ситуаций (обозначены буквами) и соотнесите данные примеры с названиями коммуникативных барьеров, которые они иллюстрируют. Почему вы так считаете?
А) филолог слышит узкопрофильный разговор двух математиков, с трудом понимая его содержание;
Б) ребенок возрастом полутора лет просит взрослого дать ему «иоку». Взрослый не понимает, чего хочет ребенок;
В) старший брат – студент пересказывает содержание сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке своему младшему брату: «Показ Пушкиным поимки золотой рыбки, обещавшей, при условии ее освобождения, значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет очень важное значение. Не менее важны и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и оскорблявших его достоинство, принудили его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте»;
Г) турист, недавно прибывший в город для осмотра достопримечательностей, спрашивает прохожего, как ему пройти к станции метро. При описании машрута прохожий говорит: «Идите прямо триста метров, повернете налево, еще через 500 метров увидите светофор, рядом со светофором магазин «Цветы». Справа от магазина в 200 метрах подземный переход, в нем переход на станцию метро». Турист не разобрался в такой схеме и обратился к следующему прохожему, который пояснил ему: «Идите вот так (жестом указывая направление), затем повернете, там увидите, как все идут в переход – вам туда на метро»;
1. логический барьер;
2. стилистический барьер;
3. семантический барьер
4. фонетический барьер.
Какой коммуникационный барьер, по вашему мнению, является наиболее распространенным в понимании субъектами друг друга?
Задание 3. Время выполнения: 3 минуты
Определите, какой тип общения описан в данном рассказе (по контакту с собеседником; по времени контакта; по уровню передачи информации).
«Ирландский писатель и публицист Джонатан Свифт, любивший путешествовать пешком, поздно вечером добрался до какого-то маленького городка и решил устроиться на ночлег. Но в связи с ярмаркой все места в гостиницах были заняты. Наконец Свифту предложили в одном доме единственный вариант: спать в кровати вместе с прибывшим ранее фермером. Едва уставший за день путешественник прилег, как явился его сосед по ложу, который, будучи в изрядном подпитии, стал долго и нудно похваляться своими торговыми успехами.
− А как ваши дела? — спросил затем фермер.
− Не могу похвастать, — отвечал Свифт, смертельно хотевший спать, — за эту неделю вздернул только шестерых.
− Как вздернул?! — оторопел тот. — Что же это за дела у вас такие?
− Да так, не слишком для некоторых приятные: я палач. Здесь, правда, обещают набрать десяток.
Фермер в ужасе покинул своего собеседника, и счастливый Джонатан Свифт с удовольствием растянулся на кровати».
II БЛОК. Вербальная и невербальная коммуникация. Слушание в общении.
Задание 4. Время выполнения: 5 минут.
Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?
1. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив еѐ заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать…» — «Ну что ты… заходи, конечно… Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда найдется время…»
2. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества…» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет
всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.
Задание 5. Время выполнения: 3 минуты
Эмоциональное напряжение партнера – это важный сигнал, который нужно постараться понять. В ситуации эмоционального напряжения задача двоякая: снизить эмоциональное напряжение и понять его истинные причины.
Ваша задача – проникнуть в суть высказывания «собеседника». Что на самом деле он имеет в виду? Чего он хочет? Чего добивается? Используйте техники рефлексивного слушания в построении дальнейшего диалога.
1. «Почему, когда я приезжаю в Москву, мне всегда говорят: Как вам не повезло с погодой!»
2. «Сколько раз я ему говорила, чтобы в грязь не лез! Разве кто слушает? Вот опять: он – по лужам, а я – стирай, суши, гладь…»
Задание 6. Время выполнения: 3 минуты
Внимательно посмотрите на предложенные иллюстрации. Попробуйте определить невербальные сигналы каждого персонажа (жесты, поза, мимика).
А)
Б)
Задание 7. Время выполнения: 7 минут.
Активное слушание – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Особенно это важно при взаимодействии с детьми. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием.
Внимательно прочитайте описание ситуации. Какие техники активного слушания использовала мама в диалоге с девочкой?
Ира, 6 лет, утром не хочет вставать, брыкается из-под одеяла и кричит, что все злые.
Ира: Уууу, вы все плохие, я не буду вставать.
Мама: Ты не хочешь вставать.
Ира: Не хочу!
Мама: Ты не хочешь идти в сад и расставаться со мной.
Ира: Не хочу идти в этот дурацкий сад!
Мама: Тебе грустно, что надо каждый день со мной прощаться на полдня.
Ира (вылезая из-под одеяла и с плачем залезая к маме на колени): Да, я бы больше хотела быть весь день с тобой.
Мама: Я тебя понимаю. Я бы тоже хотела все дни проводить с тобой и не ходить на работу. Если бы только у меня была волшебная палочка!..
Ира улыбается, вытирает слезы и начинает мечтать о том, что можно было бы сделать с помощью волшебной палочки. Сборы в сад проходят спокойно и без слез.
Прочитайте описание предложенных ситуаций. Попытайтесь выстроить диалог с ребенком, используя техники активного слушания. Проиграйте данные ситуации в ролях.
Ситуация 1
На детской площадке у трехлетнего Вани отобрали его машинку. Он с ревом бросается к воспитателю…
Ситуация 2
Воспитатель замечает, что Никита (5 лет), сложив руки на груди, отвернулся от компании мальчиков и не принимает участие в общей игре. Воспитатель подходит к мальчику для выяснения причин такого поведения.
Задание 8. Время выполнения: 5 минут
Разработайте правила межличностного общения, способствующие преодолению коммуникационных барьеров (например, «Уважать собеседника, каким бы он ни был»).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА: «Коммуникативная сторона общения»
2 ВАРИАНТ
I БЛОК. Общение как обмен информацией. Барьеры и механизмы коммуникации.
Задание 1. Время выполнения: 6 минут.
Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример.
Юлий Цезарь говорил: «Чем больше за мной побед, тем меньше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение». Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькнула мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», — а затем встал и повел войско вперед.
Запишите, какой социально-психологический механизм общения иллюстрирует данный пример? Почему вы так считаете?
Как данный механизм общения проявляется в общении между детьми и воспитателями ДОО /преподавателями? Можно ли с помощью данного механизма формировать взгляды и убеждения ребенка? Если да, то какие приемы и средства следует использовать?
Задание 2. Время выполнения: 7 минут.
Прочитайте описание представленных ситуаций (обозначены буквами) и соотнесите данные примеры с названиями коммуникативных барьеров, которые они иллюстрируют.
А) Мать слышит обрывок телефонного разговора своего сына-студента с другом, понимая смысл сказанного через слово. «Винда лагать начала, баги через раз скачут. Может дрова переставить надо. Блин то с лицензом потерял, что делать?»
Б) Как-то раз Наполеон спросил скороговоркой у одного из своих полковников:
– Сколько солдат в вашем полку?
– Тысяча двести двадцать пять, – еще быстрее ответил офицер.
– А сколько в госпитале?
– Тысяча триста десять, – молниеносно отрапортовал полковник.
– Прекрасно! – заключил император, не уловивший на такой скорости разницу в цифрах.
В) при анализе ошибок домашней работы учитель сообщает ученику 2 класса Антипенко Антону, получившему отметку «неудовлетворительно», что «его работа полна сатирических выводов относительно математических законов, может послужить хорошей канвой для разработки сценки КВН». Антон смущенно улыбается, он не понимает иронии учителя и своих ошибок.
Г) Начинающий художник побывал на семинаре, посвященному практике личностного роста и достижения целей. Желая получить универсальную формулу успеха, он спросил у маститого разработчика компьютерного обеспечения: «Как Вы достигли таких высот? Я хочу у вас научиться». Маститый ответил: «Посредством хороших умозаключений». Художник не удовлетворился этим ответом и спросил: «Но как вы достигли хороших умозаключений?» Маститый ответил: «Исходя из хорошего опыта». Все еще не удовлетворенный начинающий художник спросил: «Но как вы получили этот хороший опыт?» Разработчик ответил: «Исходя из плохих умозаключений». Художник остался в недоумении после данной беседы.
1. логический барьер;
2. стилистический барьер;
3. семантический барьер
4. фонетический барьер.
Какой коммуникационный барьер, по вашему мнению, является наиболее распространенным в понимании субъектами друг друга?
Задание 3. Время выполнения: 3 минуты
Определите, какой тип общения описан в данном отрывке (по контакту с собеседником; по времени контакта; по уровню передачи информации).
«Глинская разговаривала по телефону, когда Саша, минуя секретаря, вошел в ее кабинет. Она удивленно, потом испуганно посмотрела на него, сразу узнала, прикрыла ладонью трубку.
– Что вы хотите?
Саша положил перед ней вызов.
Она прочитала, растерянно пробормотала:
– Почему меня? К Баулину.
Она выглядела очень жалкой.
– Распишитесь, пожалуйста!
– Почему, почему? Идите в партком, – бормотала Глинская.
– Мне поручено это вам доставить. Распишитесь!
Она положила наконец трубку, взяла в руки листок.
– Ты был у Сольца? – вдруг переходя на ты, спросила она.
– Был.
…..
Она посмотрела на Сашу, улыбнулась.
– Это все седьмая школа. Стишки, эпиграммы…
Саша пододвинул листок:
– Распишитесь, пожалуйста.
– Я приду.
– Будьте добры, распишитесь!
Она нахмурилась и расписалась против своей фамилии».
Задание 4. Время выполнения: 5 минут.
Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?
1. З.Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.
2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаци работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так- так…да-да…» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал
проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».
Задание 5. Время выполнения: 3 минуты
Эмоциональное напряжение партнера – это важный сигнал, который нужно постараться понять. В ситуации эмоционального напряжения задача двоякая: снизить эмоциональное напряжение и понять его истинные причины.
Ваша задача – проникнуть в суть высказывания «собеседника». Что на самом деле он имеет в виду? Чего он хочет? Чего добивается? Используйте техники рефлексивного слушания в построении дальнейшего диалога.
1. «Почему, когда я приезжаю в Москву, мне всегда говорят: Как вам не повезло с погодой!»
2. «Сколько раз я ему говорила, чтобы в грязь не лез! Разве кто слушает? Вот опять: он – по лужам, а я – стирай, суши, гладь…»
Задание 6. Время выполнения: 3 минуты
Внимательно посмотрите на предложенные иллюстрации. Попробуйте определить невербальные сигналы каждого персонажа (жесты, поза, мимика).
А)
Б)
Задание 7. Время выполнения: 7 минут.
Активное слушание – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Особенно это важно при взаимодействии с детьми. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием.
Внимательно прочитайте описание ситуации. Какие техники активного слушания использовала преподавательница живописи?
«На одном из самых первых занятий я с наслаждением наблюдала, как мой ребенок за отдельным столом творил что-то с помощью кистей и красок… Преподавательница живописи, тонкая, с удлиненным артистичным лицом, в очках, с тихим, но интонационно выразительным голосом, переходила от стола к столу, что-то говорила детям, обсуждала с ними… И вдруг вся эта удивительная атмосфера благоговения перед творчеством была резко нарушена одним из мальчиков. Он немного косил и был самый младший и самый неуправляемый из всех. Этот мальчик вдруг, неожиданно яростно закричал: — Я ВАС СДАМ В МИЛИЦИЮ!!! Наступила напряженная пауза. Мне было страшно, что сейчас нарушится «новое время», «новый стиль» и новый подход и все будет как всегда: учительница начнет выговаривать мальчику, его матери, начнется обычное: «Как ты смеешь?!», «Прекрати немедленно!» и т. п. Но художница держала паузу, в задумчивости глядя на этого мальчика. Она как будто решала про себя какую-то задачу. Наконец, она с обычным для нее спокойствием произнесла: — Ты имеешь в виду, Женя, что я давно к тебе не подходила? — Да… — безо всякой агрессивности ответил мальчик. Преподавательница подошла к Жене и стала с ним что-то обсуждать. Удивительная атмосфера была восстановлена. Это был настоящий урок. Ответить не на агрессивный выпад, а на боль, которая его вызвала — это требует выдержки, ума и настоящей заинтересованности в партнере как личности».
Прочитайте описание предложенных ситуаций. Попытайтесь выстроить диалог с ребенком, используя техники активного слушания. Проиграйте данные ситуации в ролях.
Ситуация 1
— Я больше с Машей не дружу! – сообщает воспитателю Оля (4 года).
Ситуация 2
Матвей (3,5 года) не хочет надевать шорты для занятия в спортзале. Мальчик стоит у шкафчика и на просьбы воспитателя переодеться топает ногой, громко говоря «Нет, не хочу!».
Задание 8. Время выполнения: 5 минут
Разработайте правила эффективного слушания (например, «Помогите говорящему раскрепоститься»).
барьеров общения | 10 Большое препятствие, создающее
Обновлено 21 апреля 2023 г.
Не странно ли, что, хотя мы общаемся с младенчества, мы по-прежнему сталкиваемся с проблемой общения. Нам часто нужна помощь в понимании во время приема или доставки информации.
Это происходит в наших повседневных социальных инициативах и даже в организациях, где коммуникативные барьеры вызывают много проблем и препятствуют прогрессу и текущим проектам.
Почти 75 % людей, вовлеченных в межличностное общение, спотыкаются и совершают ошибки либо из-за того, что им нужна помощь в понимании фактов, либо из-за того, что информация должна быть доведена до них должным образом.
Неправильное толкование фактов, недопонимание, культурное непонимание и эхо за закрытыми дверями с яростным шумом обычно действуют как коммуникативные барьеры в достижении целевого уровня общения.
Эффективное общение становится невозможным из-за этих широко определенных барьеров: семантических, психологических, личных, межкультурных, физических и т. д.
10 основных препятствий, которые создают 10 барьеров в общении
Ниже приведены 10 основных препятствий, которые создают 10 барьеров в общении:
1. Учебные барьеры в общении
Неправильное представление символов без знания цели и природы аудитории может ранить их чувства. Вводящие в заблуждение знаки могут исказить реальное воздействие презентации.
Проблема возникает, когда мы не учитываем культурное происхождение, религию и твердые убеждения наших слушателей, а вместо этого навязываем им свои собственные мысли. Это может повредить эго и самооценке слушателей, что может создать барьеры для общения.
2. Недостаток коммуникативных навыков
Получатель вряд ли уловит смысл сообщения, если отправитель не может подобрать нужные слова. Использование неправильных и сложных слов может произвести ложное впечатление в глазах клиентов.
Например, если продавец начинает рассказывать о технических особенностях своего продукта, которые покупатель не может понять, они улетают прочь.
Если коммуникатор может хорошо говорить, заикаться во время чата или передавать барьеры общения, смысл того, что он намеревается сказать, правильно и достоверно, все усилия будут потрачены не зря.
3. Отсутствие достаточных знаний
Если мы начнем общаться о чем-то, не зная предмета, обязательно возникнут коммуникативные барьеры. Многие продавцы нуждаются в помощи, чтобы просто объяснить многие законченные слова или идеи или получить представление об этом.
Деформация означает потерю потенциальных клиентов. В организации недостаток знаний станет самым большим камнем преткновения в вашем карьерном росте.
4. Перегруженные знания
Передача слишком большого количества информации является большим препятствием для общения, потому что, во-первых, людям может потребоваться больше времени, чтобы быть готовыми воспринять слишком много информации. Во-вторых, информация может поступать слишком быстро, что затрудняет ее интерпретацию.
Предположим, вы говорите о продукте, имеющем множество функций; разговор может стать скучным, если вы начнете говорить обо всем. Лучше всего предоставить несколько важных и полезных функций, которые влекут за собой эффективность и ценностное предложение.
5. Эмоциональная буря
Ваша эмоциональная агрессия, будь то гнев, враждебность, страх, обида и т.д., может быть неправильно истолкована и истолкована. Вы не можете хорошо передать свои мысли, так как чувствуете себя сильно поглощенным эмоциональным смятением.
6. Шумные отвлекающие факторы/небрежный стиль
Если вы говорите что-то в шумной обстановке, это может сбить вас с толку. Проблемы с вашими мобильными линиями или шум в окрестностях, таких как рестораны, могут создать коммуникационные барьеры.
Во время письма, если ваше электронное сообщение или письмо не содержит нужных слов и неправильно отформатировано, получатель не сможет получить новости. Преодоление барьеров в процессе общения является сложной задачей, и все попытки сделать это могут быть перечеркнуты.
7. Неподходящий способ связи
Как бы вы ни старались, необходимо доставить ваше сообщение через неподходящие средства связи. Например, если по телефону будут даны конкретные инструкции, это будет пустой тратой времени как для отправителя, так и для получателя.
Неправильная отправка сообщения создает проблемы для слушателя, так как это расстраивает и отнимает много времени.
8. Если ваша коммуникационная цепочка длинная
Чем длиннее коммуникационная цепочка, тем выше вероятность возникновения препятствий для общения. Отправка сообщения через несколько получателей может исказить, разбавить и изменить сообщение. Конечный получатель может не получить эксклюзивные новости.
9. Отсутствие обратной связи
Даже отсутствие обратной связи может помешать эффективной коммуникации. В вашей организации ваш руководитель дает инструкции длинными и сложными предложениями, не давая вам возможности высказаться, и вы можете делать вид, что слушаете. Тем не менее, это не даст вам результатов, так как вам нужна помощь в понимании инструкций.
10. Невежливые выражения
Использование грубых выражений или сленга может помешать всем усилиям по общению, как письменному, так и устному. Никто не выносит грубых или оскорбительных выражений.
Коммуникация означает передачу вашего сообщения заинтересованным лицам. Искаженная коммуникация не считается коммуникацией, независимо от того, с помощью каких средств она осуществляется, будь то устная, письменная или электронная. Это влечет за собой теоретические предположения и знания для обеспечения эффективного процесса коммуникации.
Часто видно, что коммуникатор возлагает вину на своего слушателя или аудиторию за то, что они не слушают или не принимают сообщение, но часто винить нужно отправителя сообщения.
Он должен правильно выбрать систему связи или вести себя в соответствии со стандартными нормами связи. Как сказал Уилбур Шрамм: «Общение — это то, что делают люди.
В сообщении нет смысла, кроме того, что в него вкладывают люди. Чтобы понять процесс человеческого общения, нужно понять, как люди относятся друг к другу».
Чтобы преодолеть барьеры в процессе эффективного общения, он предлагает разработать и донести сообщение таким образом, чтобы привлечь внимание аудитории. Существует общая связь между получателем и слушателем или между источником и пунктом назначения.
В-третьих, он предложил способ удовлетворения личностных потребностей человека, при котором и получатель, и отправитель находятся в одном и том же месте и в это время — первый передает, а второй отвечает.
В своей книге «Эффективные связи с общественностью» в 1952 году Катлип представил семь обычно цитируемых принципов коммуникации, которые объясняют процесс коммуникации.
- Ясность
- Достоверность
- Содержание
- Контекст
- Непрерывность
- Возможности
- каналов
Применение этих семи элементов гарантирует, что коммуникация находится на правильном пути и даст ценные результаты. Тем не менее, мы хотели бы в общих чертах расшифровать некоторые методы, которые, если их применить, могут помочь вам достичь того, чего вы хотите, и сделать вас лучшим коммуникатором.
Методы устранения барьеров
Ниже приведены различные методы устранения барьеров в общении:
- Имейте ясность в своих мыслях : Вы должны четко представлять свою цель и то, что вы хотите передать. Расположите свои мысли в правильном порядке, а затем общайтесь соответственно. Бесцельные разговоры могут ввести в заблуждение, поэтому вы всегда должны показывать, что за вашим обращением стоит цель или мотив. Адекватный прием и оценка обеспечиваются при частом общении и четком выражении мыслей.
- Поймите потребности вашей аудитории : Вы должны быть эмоциональны и чутки к потребностям получателя. Понимать поведение человека, природу, культуру и религию. Однако это не означает, что вы не можете выражать свои чувства или мысли, это просто означает, что вы уважаете его религиозные убеждения или мнения, а затем высказываете свою точку зрения. Структурирование сообщения в соответствии с уровнем или способностями получателя имеет решающее значение для эффективного общения. Если вы передаете сообщение непрофессионалу, избегайте использования технических слов; язык должен обладать профессиональной утонченностью и зрелостью, если вы обращаетесь к корпоративной элите.
- Спросите совета у других, прежде чем общаться : Если вы собираетесь на очень плодотворное собрание, спросите совета у своих старших и коллег по поводу уровня и вида выступления, которое следует произнести. Основное преимущество этой практики просто: вы можете получить много идей для создания своей мотивации и знаний, а затем использовать их для достижения своей цели.
- Внимательно следите за своим тоном, языком и манерой речи : Сообщения должны быть оформлены в простом и вежливом тоне, привлекающем слушателей, а предложения должны быть короткими и простыми. Используйте технические слова только там, где они наиболее необходимы. Помнить об интересе получателя и передавать привлекательную для него информацию имеет решающее значение для эффективного общения. В противном случае вы можете обнаружить, что ваша аудитория или слушатель зевают, пока вы говорите.
- Получите ответ от получателя: Не спрашивайте слушателя: «Вы поняли?» Спрашивайте его мнение о том, что вы сказали, и об аспектах, которые они усвоили из вашего сообщения, что является наиболее вежливым и лучшим способом привлечь ваше внимание. слушатель разговора. Это поможет вам лучше понять их способности и интерес, который они проявляют к предмету.
- Сохраняйте согласованность сообщения : Передаваемое сообщение должно соответствовать целям и политике организации. Всякий раз, когда вы заменяете какое-либо старое сообщение новым, вы должны упомянуть об этом и развеять все сомнения.
- Регулярно проверяйте систему связи : Вы должны проанализировать слабые места в системе связи. Вы должны попытаться определить, должно ли ваше общение быть профессиональным или неформальным. Ситуацию необходимо проанализировать, чтобы принять решение о подходящем способе общения и о том, любит ли аудитория разговаривать неформально или формально.
- Используйте язык тела : Во время общения убедитесь, что вы используете язык тела наиболее подходящим образом. Не показывайте слишком много эмоций, так как получатель может неправильно воспринять сообщение. Старайтесь всегда улыбаться во время разговора и поддерживать зрительный контакт со слушателем, но следите за тем, чтобы ваши глаза не смотрели на человека более пяти секунд и избегали слишком сильного дрожания глаз, что указывает на то, что вы не уверены в себе. Сядьте прямо и расслабьтесь.
- Избегайте перегрузки информацией : Людям будет скучно, если их засыпать ненужной и слишком большой информацией. Так что постарайтесь донести части, которые являются полезными, информативными и ценными для слушателя, наиболее простым способом. У слушателя должна быть ясность.
- Максимально снизить уровень шума : Всегда разговаривайте и взаимодействуйте с кем-либо без шума и с минимальными помехами. Найдите источник шума, устраните его, а затем начните разговор.
- Цепочка связи должна быть короткой : Вы должны использовать только посредственность или отправлять сообщение через третье лицо, если оно срочное. Попробуйте связаться напрямую с заинтересованным лицом. Риск искажения фактов возрастает, если сообщение передается через третье лицо, и представьте, если между отправителем и получателем находится больше людей, шансы на фильтрацию сообщений удваиваются.
- Держите свой гнев под контролем : Не проявляйте агрессии и не показывайте свой гнев, если вы не согласны с какой-либо точкой зрения или чем-то, что идет вразрез с вашей идеологией. Вежливо излагайте свои мысли, приводя факты, если они у вас есть, и отражайте позитив в своих разговорах и характере.
Простое общение — это социальное стремление давать и получать то, что люди хотят, чтобы мы делали, и то, что мы ожидаем от других. Мы можем общаться с нашими друзьями и коллегами разными способами. Тем не менее, его эффективность может быть обеспечена только в том случае, если сообщение передано надлежащим образом и человек может понять и понять его.
Выше приведены лишь несколько способов устранения коммуникативных препятствий. Тем не менее, основная проблема заключается в том, чтобы изменить свою личность и принять определенный образ, отвечающий требованиям нашего народа.
Жаргонные примеры, создающие барьер в общении
Как жаргоны могут создавать барьер в общении
Жаргон — это специализированный или технический язык, который используется в определенном контексте, обычно в определенной профессии, профессии, науке или академической области, и может быть плохо понят представителями другой профессии или людьми, не относящимися к этой профессии.
Жаргон отличается от многословного языка или излишне окольных выражений.
Это относится не просто к любому непонятному письму, а к конкретным техническим терминам в рамках дисциплины.
Таким образом, жаргон служит цели, позволяющей автору кратко и эффективно общаться с дисциплинарной аудиторией.
В организацияхOpens in new window , когда люди с разным стилем речи, происходящие из разных слоев общества, группируются в отделы, они, как правило, развивают свои собственные технические знания.
Слово, которое они используют для выражения таких технических знаний, называется жаргоном.
Жаргон также может означать неуклюжий язык, который трудно понять. Это синоним тарабарщины.
Жаргон трудно понять другим, например, специалист в области права может не понимать жаргон, используемый в области медицины, и наоборот.
Жаргон следует избегать в любом формате общения, если только он не предназначен для конкретной целевой аудитории.
Примеры жаргона в управлении бизнесом
Жаргон используется в деловом мире, вот некоторые из них:
1. Аккретив
Это относится к прибыли, полученной в результате приобретения бизнеса, которая увеличивает прибыль на акцию (EPS), а не к убыткам, которые размывают EPS.
2. Ангелы
Инвесторы-ангелы — это успешные предприниматели, готовые инвестировать часть своей прибыли в новые предприятия. Обычно они также выступают в качестве наставников для предпринимателей-основателей.
3. Базовая точка
Относится к одной сотой 1 на единицу; используется в процентных ставках или обменных курсах.
4. Самозагрузка
В бизнесе этот термин относится к процессу финансирования бизнеса за счет внутреннего денежного потока, в отличие от «запуска» компании за счет внешнего инвестиционного капитала.
5. Пузырьковый наркоман
Те предприниматели, которые были захвачены эйфорией 1999-2000 годов, связанной с биржевыми интернет-сделками.
6.
Это происходит, когда инвесторы сильно разбавляются последующим раундом инвестиций, особенно когда инвестиции падают. Это также известно как «вымывание».
7. Инженерная экономика
Это анализ различных финансовых альтернатив, обычно основанный на концепциях и формулах временной стоимости денег, для определения наиболее эффективного решения с экономической (т.е. с наименьшими затратами) точки зрения.
Жаргон можно отличить от остального языка на основе его специального словарного запаса, состоящего из определенных слов — слов, которые передают разные значения, которые кто-то вне группы склонен понимать в другом смысле, что часто приводит к недопониманию.
20 чрезмерно используемых эвфемизмов на работе …
Пожалуйста, включите JavaScript
20 чрезмерно используемых эвфемизмов на рабочем месте (и что они на самом деле означают)Жаргон, таким образом, является технической терминологией или характерной идиомой особого вида деятельности или группы.