Примеры бессознательных действий: Приведите пример сознательных и бессознательных действий человека.

Читать онлайн «Закономерзости бессознательного», Валерий Лейбин – ЛитРес

Зигмунд Фрейд (1856–1939)


Предисловие

Если по телевизору кто-то услышит оговорку другого человека, то обязательно со смехом скажет: «Это оговорка по Фрейду». То есть независимо от того, знает ли человек идеи З. Фрейда о бессознательном, или вообще незнаком с психоанализом, «оговорка по Фрейду» вошла в нашу повседневную жизнь.

Разумеется, стоит не просто отмечать оговорки другого человека, но и самому понимать смысл своих оговорок, что предполагает знакомство со своим собственным бессознательным. Но ведь кроме оговорок существует огромный пласт нашей жизни, связанный с различного рода промахами, будь то описки, очитки, ослышки, забывание, невыполнение намерений, опоздание, перепутывание имен, затеривание вещей, действие по ошибке, несчастные случаи. Поэтому понимание бессознательных промахов человека является важной задачей для него, что предполагает знакомство с психоаналитическими идеями, внесшими значительный вклад в рассмотрении смысла ошибочных действий.

Не случайно первый раздел работы посвящен психоаналитическим идеям З. Фрейда, который в конце XIX и начале XX столетия привлек внимание к раскрытию природы ошибочных действий. Его книга «Психопатология обыденной жизни» (1901) открыла простор для психоаналитического понимания существа и смысла тех промахов, которые совершаются человеком в его жизни под воздействием бессознательных процессов. З. Фрейд вскрыл те закономерности, точнее сказать, закономерзости бессознательного, которые имеют место в жизни каждого человека, влияют на его поведение и на судьбу. Причем рассуждения Фрейда были не теоретического характера, а предполагали практическую направленность, поскольку он считал, что каждый человек, оглядываясь на свой долгий жизненный путь, может надеяться на то, что он избежал бы многих разочарований, болезненных потрясений и ошибок, если бы нашел в себе смелость толковать мелкие ошибочные действия в общении с людьми, с самим собой как предзнаменование чего-то в будущем и оценивать их как знак еще скрытых намерений, тенденций.

В дополнение психоаналитических идей Фрейда в первом разделе работы приводятся примеры ошибочных действий, которые произошли со мной в преподавательской деятельности со студентами. Я не только привожу примеры промахов во время лекций, но и разбираю их смысл, связанный с бессознательными процессами, имевшими место в тот момент. Кроме того, на материале политической, государственной, религиозной, художественной деятельности разбираются примеры ошибочных действий, показывающие существо промахов их носителей. И, наконец, разбираются те ошибочные действия, которые имеют место в процессе психоаналитической практики как со стороны психоаналитика, так и пациентов.

Во втором разделе работы приводится эмпирический материал, почерпнутый из тех работ студентов, которые были заданы в качестве допуска к зачету по дисциплине «История и теория психоанализа». Студенты писали эссе по своим собственным ошибочным действиям или промахам родственников, друзей, сослуживцев. Этот эмпирический материал, подобный тому, который приводился в ранее изданной работе «Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство» (Лейбин, 2000) по фрагментам сочинений студентов «Я и эдипов комплекс», является весьма поучительным и свидетельствует о психоаналитическом понимании ошибочных действий в повседневной жизни людей.

Надеюсь, что данная работа будет полезна тем, кто хочет разобраться в своих ошибочных действиях, чтобы тем самым понять роль бессознательного в их жизни и на основе прошлого опыта использовать свои знания в плане корректного выстраивания своего поведения, поступков и деятельности как в настоящем, так и в будущем.

Раздел I


Ошибочные действия (З. Фрейд)

Бессознательные промахи

«Толкование сновидений» (1900) – первая фундаментальная работа Фрейда, в которой содержались важные психоаналитические идеи, получившие в дальнейшем свое развитие. «Психопатология обыденной жизни» (1901) – вторая из его наиболее крупных работ. В ней Фрейд обстоятельно рассмотрел те «мелочи жизни», те «отбросы мира явлений», которые чаще всего отвергались исследователями как недостойные внимания. Казалось бы, если следовать хронологическому порядку, то прежде всего надо начать с разбора взглядов Фрейда на сновидения, а затем перейти к анализу ошибочных действий.

Однако в том, что последовательность раскрытия психоаналитических идей выстраивается в ряд «ошибочные действия – сновидения – невротические симптомы», есть своя логика, которая представляется оправданной и соответствующей исследовательскому духу Фрейда. Эта логика незамысловата, поскольку она следует принципу восхождения от простого к сложному в процессе изучения. Собственно говоря, данной логики придерживался и сам Фрейд. Не случайно в своих лекциях по введению в психоанализ он именно так и выстраивал изложение материала – от ошибочных действий через сновидения к общей теории неврозов.

Кроме того, логика перехода от рассмотрения ошибочных действий к раскрытию представлений Фрейда о сновидениях и их толковании хронологически совпадает с его публикациями. Дело в том, что до выхода в свет «Толкования сновидений» в 1898 г. он опубликовал небольшую статью «О психическом механизме забывчивости», содержание которой стало исходным пунктом его дальнейших рассуждений об ошибочных действиях, нашедших отражение в работе «Психопатология обыденной жизни». Стало быть, рассмотрение вначале ошибочных действий, а затем сновидений является оправданным и в хронологическом отношении.

В статье «О психическом механизме забывчивости» фактически содержались некоторые результаты самоанализа Фрейда. На примере, взятом из его собственной жизни, он подверг психологическому анализу в общем-то довольно распространенное в жизни человека явление – забывание какого-то имени и неверное припоминание его. Осуществление подобного анализа привело Фрейда к двум следствиям. Во-первых, он пришел к выводу, что не являющаяся серьезным расстройством одной из психических функций способность забывания собственных имен и их неверного припоминания допускает такое объяснение, которое выходит за пределы привычных представлений, связанных с тривиальными ссылками на невнимательность, рассеянность или усталость человека. Во-вторых, подобного рода «мелочи жизни» представляются важными и значительными с точки зрения понимания механизмов работы бессознательного. Следовательно, они могут стать объектом психоаналитического исследования, способствующего раскрытию специфических характеристик и особенностей бессознательного психического. Отсюда – интерес Фрейда к психоаналитическому осмыслению ошибочных действий, результаты которого нашли свое отражение в работе «Психопатология обыденной жизни».

Первое обращение Фрейда к серьезному, глубинному, выходящему за рамки поверхностных объяснений анализу ошибочных действий было непосредственно связано с его самоанализом. Однажды он никак не мог вспомнить имя художника, автора известных фресок в соборе небольшого итальянского города Орвието. Он знал имя этого художника, пытался его вспомнить, но вместо Синьорелли ему упорно приходили на ум два других имени – Боттичелли и Больтраффио. Несмотря на все его старания отбросить оба имени как неверные и вспомнить настоящее имя художника, Фрейду никак не удавалось извлечь из своей памяти то, что, казалось бы, должно было всплыть само собой. И только после того, как ему назвали настоящее имя художника, он с некоторой досадой на самого себя, но без каких-либо сомнений признал, что речь идет о Синьорелли.

Для другого человека забывание имени художника и неверное его припоминание, скорее всего, обернулось бы в худшем случае легкой досадой, незначительным переживанием по поводу своей плохой памяти, а в лучшем – признанием недоразумения, на которое не стоит обращать внимание вообще. Но Фрейд, имевший опыт эпизодического и систематического самоанализа, отнесся к подобному инциденту со всей серьезностью, усмотрев за неприятным для него забыванием имени художника нечто такое, что заставило его задуматься над теми бессознательными процессами, которые совершались в глубинах его психики.

В своих воспоминаниях Фрейд говорил о том, что с детства обладал феноменальной памятью и мог с легкостью сдавать экзамены по тем учебным дисциплинам, которые не вызывали у него особого интереса. Его знакомство с такими учебными дисциплинами ограничивалось беглым прочтением соответствующих учебников перед экзаменами, что оказывалось для него вполне достаточным, поскольку он был в состоянии воспроизводить перед экзаменаторами целые куски и даже отдельные страницы из прочитанного накануне. Лишь впоследствии, когда речь заходила об истоках возникновения психоанализа, он мог изредка ссылаться на случаи возможной криптомнезии, так как из-за обилия прочитанной в различные годы жизни литературы не мог вспомнить, что являлось его собственными оригинальными идеями, а что было почерпнуто из философских, естественнонаучных и художественных книг.

Надо полагать, что именно сочетание феноменальной памяти с имевшими место в его жизни случаями забывчивости и заставило Фрейда обратить особое внимание на его собственные ошибочные действия. И действительно, посвятив свою исследовательскую и терапевтическую деятельность служению истине, он вряд ли мог обойти стороной те незначительные, но вместе с тем удивительные для него провалы памяти, которые требовали объяснения – как с точки зрения самоанализа, так и в плане психоаналитического понимания бессознательного психического. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, начав со случая собственного забывания имени итальянского художника, он перешел к психоаналитическому объяснению различного рода промахов в своей жизни и ошибочных действий, совершаемых другими людьми.

 

Не исключено, что само по себе забывание имени художника могло не вызвать у Фрейда повышенного интереса к провалам памяти. Разумеется, обнаружение у самого себя подобного рода промахов дело неприятное, тем более когда полагаешься на свою феноменальную память. Но в случае с Фрейдом значительную роль сыграло то обстоятельство, что он не просто забыл имя художника. Обратившись к своей памяти, он неожиданно обнаружил тщетность своих попыток, так как ему в голову приходили другие, замещающие имена, а не подлинное имя, которое он, в принципе, знал, но никак не мог вспомнить. Примечательно, что, пытаясь вспомнить имя художника, Фрейд воскресил в памяти, причем необычайно ярко, сами фрески и портрет художника, которые находились в помещении, где Фрейд побывал. Подобное не вписывалось в привычные объяснительные конструкции, апеллирующие к рассеянности, усталости, отсутствию сосредоточенности. Напротив, Фрейд прилагал все усилия к тому, чтобы вспомнить имя художника, но его феноменальная память выбрасывала на поверхность сознания совсем другие имена. Вот это как раз и требовало психологического анализа, выходящего за пределы любых физиологических объяснений.

В процессе собственного анализа забывания имени художника и неверного его припоминания Фрейд восстановил в своей памяти события, темы разговора и сюжеты, предшествовавшие данному казусу. Он находился в компании немецкого юриста, с которым познакомился во время летнего отдыха и провел день в Боснии и Герцеговине. Во время ни к чему не обязывающего разговора с ним зашла речь о путешествиях по Италии и Фрейд спросил своего попутчика о том, не был ли он в Орвието и не видел ли знаменитые фрески художника… Фрейд хотел назвать имя этого художника, но не смог вспомнить его.

Почему он не помнил это имя? Почему вместо Синьорелли в голове всплывали имена Боттичелли и Больтраффио?

Фрейд восстановил в памяти тему, предшествовавшую разговору о путешествиях по Италии. Перед этим он беседовал со своим попутчиком о нравах и обычаях турок, живущих в Боснии и Герцеговине. Фрейд хотел рассказать о том, что боснийские турки высоко ценят сексуальное наслаждение, и если в случае заболевания оказываются несостоятельными в этом, то впадают в отчаяние, а жизнь теряет для них всякую ценность, несмотря на их привычное равнодушие к смерти. Но, не желая касаться в разговоре с незнакомым человеком щекотливой темы о сексуальности и смерти, он воздержался от подобного рассказа. Одновременно Фрейд отклонил свое внимание от мыслей, которые могли возникнуть у него в связи с этой темой: несколькими неделями раньше, во время пребывания в Трафуа, он узнал о том, что один из его пациентов, страдавший неизлечимой половой болезнью, покончил жизнь самоубийством.

Восстановление в памяти всего того, что предшествовало забыванию имени художника, позволило Фрейду прийти к заключению, что это забывание не было случайностью. Имелись вполне определенные мотивы, побудившие его воздержаться от рассказа о нравах боснийских турок и исключить из сознания мысли, связанные с ассоциациями о полученном им известии в Трафуа. Фрейд хотел забыть о прискорбном случае и вытеснить из сознания полученное им известие о самоубийстве пациента. Однако вместо забывания одного он забыл совершенно другое – имя художника. Нежелание вспомнить одно обернулось неспособностью вспомнить другое.


Схема анализа ошибочного действия, предложенная Фрейдом в статье 1898 г. и воспроизведенная им в работе 1901 г. «Психопатология обыденной жизни»

Пришедшие на память Фрейду замещающие имена Боттичелли и Больтраффио оказались своего рода компромиссом между тем, что он хотел вспомнить, и тем, что забыл. Попытка вытеснения из сознания темы, связанной с сексуальностью и смертью, оказалась таковой, что дала о себе знать в разложении имени Синьорелли на две составные части: включении последней из них (елли) в имя Боттичелли, утратой первой (синьор) и замещением ее путем смещения названий «Герцеговина» и «Босния» элементом «Гер», входящим в ответ «Господин (Herr), о чем тут говорить», и словами пациента «Господин, вы должны знать, что если лишиться этого, то жизнь теряет всякую цену», а также ассоциацией «Трафуа», в результате чего вместо подлинного имени художника в голове Фрейда возникли имена Боттичелли и Больтраффио.

Подвергнув анализу собственный случай забывания имени художника, Фрейд предположил, что нет основания делать принципиальное различие между случаями забывания, связанными с ошибочным воспроизведением имени, и простым забыванием, которое не сопровождается замещенным именем.

Закономерность ошибочных действий

Осуществленный Фрейдом психологический анализ забывания и неверного припоминания имени художника позволил ему прийти к таким выводам, которые легли в основу психоаналитического исследования разнообразных ошибочных действий, являющихся наглядным примером проявления вытесненного бессознательного в жизни человека. Один из этих выводов имел непосредственное отношение к его самоанализу. Так, по поводу собственных случаев забывания и ошибочного воспроизведения имен Фрейд писал, что почти каждый раз, когда ему случалось наблюдать это явление у самого себя, он имел возможность объяснить его именно указанным образом, т. е. как акт, мотивированный вытеснением. Другой вывод касался общего положения, связанного с забыванием имен. Фрейд сформулировал его в достаточно осторожной форме, говоря о том, что, наряду с обыкновенным забыванием собственных имен, встречаются и случаи забывания, которые мотивируются вытеснением. И наконец, им был сделан еще один, пожалуй, наиболее важный для психоанализа вывод, согласно которому исчезновение из памяти одного имени и замена его другим или другими не может восприниматься в качестве простой случайности. В обобщенной форме этот вывод сводился к одному из основополагающих психоаналитических утверждений Фрейда, а именно: в психике нет ничего случайного.

В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд подробно рассмотрел те ошибочные действия, которые могут проявляться и наблюдаться у каждого человека. Он выделил три группы подобных действий. Первую группу ошибочных действий составляют оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки. Вторую – недлительное, временное забывание имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и выполнение намерений. Третью – запрятывание предметов, затеривание вещей, совершение определенных ошибок-заблуждений, когда на какое-то время веришь чему-то, хотя знаешь наверняка, что это не соответствует действительности. К этой же группе можно отнести целый ряд других явлений, включая симптоматические и на первый взгляд случайные действия.

Особенность подхода Фрейда к рассмотрению ошибочных действий состояла в том, что его не удовлетворяли ранее предпринимаемые попытки объяснения этих явлений с физиологической или психофизиологической точки зрения. Он не отрицал, что нарушение нормальной деятельности человека может быть вызвано физиологическими причинами, включая, например, недомогание или нарушение кровообращения. Не отвергал он и того, что соответствующие нарушения могут быть связаны с психофизиологическими причинами: усталостью, рассеянностью или волнением. Вместе с тем Фрейд утверждал, что существуют такие ошибочные действия, которые невозможно объяснить только физиологическими и психофизиологическими причинами. Так, нередко человек может совершать ошибочные действия даже тогда, когда он не испытывает никакого недомогания, не чувствует усталости, не является ни рассеянным, ни взволнованным. Напротив, человек может быть исключительно бодрым, предельно внимательным и сосредоточенным на чем-то конкретном и в то же время совершать ошибочные действия.

С точки зрения физиологических или психофизиологических объяснений подобным действиям действительно можно найти ряд подтверждений, но сами ошибочные действия в этом случае будут восприниматься как простая случайность или досадное недоразумение. Но можно посмотреть на эти действия с психологической (психоаналитической) точки зрения, т. е. попытаться разобраться в том, что происходит при совершении человеком ошибочного действия, почему он совершил именно его, а не другое и почему он совершил его именно таким образом, а не каким-то другим. Фрейд считал, что подобное видение ошибочных действий способствует пониманию того, что они не являются простой случайностью.

Что кажущиеся на первый взгляд закономерности на самом деле являются такими закономерностями, которые, будучи не понятыми с позиций психологии сознания, могут быть выявлены исходя из признания бессознательного психического и наличия подавленного, вытесненного из сознания материала, остающегося, тем не менее, действенным и обусловливающим возникновение тех или иных промахов в жизни человека.

Таким образом, психоаналитический подход к рассмотрению ошибочных действий не только ограничил физиологическое объяснение причин их возникновения. Он расширил границы возможного вторжения психологии в то, что Фрейд назвал психопатологией обыденной жизни. В результате, с одной стороны, был переброшен мост между клиническим материалом, почерпнутым из терапевтической практики, и наблюдениями над нормальными людьми, совершающими ошибочные действия в повседневной жизни. С другой стороны, появилась возможность не только для объяснения причин возникновения разнообразных промахов с точки зрения психологического знания в поведении человека, но и понимания невыполнения намерений того, что они являются полноценными психическими актами. По словам Фрейда, психоанализу удалось доказать, что все эти вещи могут стать легко понятными посредством чисто психологического объяснения и существовать в уже известных взаимосвязях психологических явлений.

Психоаналитический подход к ошибочным действиям привел к довольно парадоксальной ситуации. В самом деле, с точки зрения физиологического и психофизиологического объяснения разнообразные промахи человека оказываются действительно ошибочными действиями. Более того, даже с точки зрения психологии (правда, психологии сознания) промахи человека – это именно ошибочные действия. С позиции же психоанализа все выглядит с точностью до наоборот. То, что обычно считается ошибочным действием, может быть рассмотрено в качестве удивительно правильного действия. Для психологии бессознательного промахи человека – правильные, правомерные действия, с той лишь незначительной поправкой, что они возникли вместо чего-то другого, ожидаемого или предполагаемого. Поэтому в глазах психоаналитика ошибочные действия выглядят не только полноценными психическими актами. Они имеют определенную цель, свою собственную форму выражения. И не только это. Для психоаналитика ошибочные с точки зрения логики сознания, но правильные с точки зрения логики бессознательного действия человека имеют смысл и значение.

Хитрость бессознательного: почему мы не знаем мотивы своих поступков — Идеономика – Умные о главном

Иллюстрация: Surian Soosay/Flickr

Сильные негативные чувства и желания — похоть, ненависть, зависть — часто вытесняются в бессознательное и из этих глубин управляют нашим поведением. Профессор биологических наук Рэндольф Нэсси задался вопросом, для чего эволюционный отбор сохранил для человеческой психики такой сложный механизм, ведь объективность и осознанность намного конструктивнее бессознательного. Изучая истории своих пациентов и исследования ученых, Нэсси пришел к выводу, что бессознательное — это стратегия, побуждающая нас к более нравственному поведению. О своих догадках профессор рассказывает на страницах книги «Хорошие плохие чувства».

Вытеснение — это великолепная эволюционная загадка. Принцип «познай самого себя» всегда представлялся мне не только добродетелью, но и полезным практическим советом. Как и большинство людей, я предполагал, что объективное восприятие происходящего внутри и вокруг нас максимизирует приспособленность. Однако я осознал, насколько это наивно. Неужели объективность и вправду мешает приспособленности?

Когда я еще студентом проходил летнюю практику в психиатрической больнице, мне пришлось как-то раз поздно вечером возвращаться домой на машине с врачом-психологом и двумя другими практикантами. Разговор зашел о людях, с которыми никак не удается поладить, и я воспользовался случаем пожаловаться на одну злющую медсестру. Она просто мегера, объяснил я в ответ на расспросы, она считает себя единственно правой во всем и молодых недолюбливает. От меня потребовали конкретных примеров, но мне почему-то ничего не приходило на ум. Послушав мои излияния еще минут десять, психолог проговорила негромко: «По- моему, вы проецируете». Я не понял, о чем она. «Вы не можете припомнить придирок, но видно, что медсестра вам не нравится. Вы эту неприязнь отрицаете и считаете, что это не вы недолюбливаете медсестру, а она вас». — «Да ну, глупости!» — не поверил я. «Или ты на нее запал», — предположил один из студентов. И только гораздо позже, когда я уже достаточно давно специализировался в психиатрии, я понял, что они, скорее всего, были правы, по крайней мере в первом предположении, и что все мы можем заблуждаться насчет окружающих и насчет самих себя.

Вытеснение и механизмы психодинамической защиты искажают наше восприятие действительности. Они вызывают проявление симптомов. Они провоцируют межличностные конфликты. Казалось бы, наш разум должен снабжать нас точными представлениями о себе, не вынуждая тратить время и силы на психотерапию. Однако многое из того, что могло бы осмысливаться сознанием, отсекается от него активно возводимыми кордонами. Весьма интересный процесс.

В том, что поведением управляют бессознательные механизмы, ничего удивительного нет. Бактерии и бабочки отлично существуют, не имея ничего даже отдаленно похожего на человеческое сознание. Полемика о происхождении и функциях сознания, которым обладает человек, не утихает столетиями. Рассматривать разные точки зрения подробно мы не будем, но все более или менее сходятся в том, что способность создавать внутреннюю модель внешнего мира определенно полезна. Возможность мысленно оперировать подобными моделями позволяет сравнивать гипотетические результаты альтернативных стратегий и не подвергать себя лишнему риску, проверяя каждую из них на практике. Поэтому, накатав гневное заявление об увольнении, вы все же не спешите нажимать кнопку «Отправить»: способность прогнозировать будущее заставляет вас еще раз взвесить последствия в последний момент.

Необходимость справляться с невероятной сложностью социальных взаимоотношений нацелила отбор на формирование более крупного, более многозадачного мозга. Антрополог Робин Данбар продемонстрировал, что размер мозга у видов приматов тесно коррелирует с размерами характерной для них группы и сложностью социальных взаимодействий. Данбар и другие убедительно доказывают, что у человека основную долю ресурсов составляют социальные и для того, чтобы их добывать и удерживать, требуется постоянно прокручивать в мыслях вероятные исходы разных действий.

Вопрос не в том, почему существует бессознательное, а в том, почему некоторые события, эмоции, идеи и побуждения активно вытесняются и скрываются от сознания, — иными словами, почему существует вытеснение и механизмы эго, которые его выполняют. Глобальных версий две. Вытеснение может быть просто неизбежным изъяном когнитивной системы. Либо в ходе отбора не удалось сформировать систему, которой ведомо все, либо эти кордоны — бесполезные побочные продукты какой- то другой системы.

Обе версии сомнительны. Многое из бессознательного не просто недоступно для осмысления — оно активно блокируется специализированными механизмами, которые называются защитой эго.

Психологические исследования адаптивных свойств бессознательного

Психика располагает механизмами, которые активно блокируют доступ к определенному ее содержимому. Закономерному скепсису можно противопоставить десятки исследований, проведенных социальными психологами, которые взялись документировать существование адаптивного бессознательного. Обычно социальные психологи расходятся во взглядах с психоаналитиками, но психиатр, психоаналитик и философ из Мичиганского университета Линда Бракель — одна из тех уникумов, чьи научные работы сближают эти разные области.

Анализируя свидетельства того, как большинство наших действий происходит под влиянием первичного психического процесса, то есть внерассудочных махинаций бессознательной части психики, Бракель приходит к выводу, что первичный психический процесс может увеличивать приспособленность.

Второй уникум, социальный психолог Тимоти Уилсон, приводит в своей замечательной книге «Незнакомцы для себя. Открытие адаптивных свойств бессознательного» (Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious) множество экспериментов, иллюстрирующих бессознательную обработку. Одно особенно показательное исследование Уилсон провел совместно с психологом из Мичиганского университета Ричардом Нисбеттом. Они демонстрировали двум группам испытуемых один и тот же видеофильм. Одна группа смотрела его под громкие звуки отбойного молотка, другая — в тишине. После этого испытуемых спрашивали, повлиял ли шум на оценку фильма. Те, кто слышал отбойный молоток, были уверены, что и вправду занизили оценку из- за грохота, но, как показали общие результаты, в действительности шум на оценку не влиял.

В другом эксперименте две группы студентов смотрели два разных варианта одного и того же интервью. В первом актер отвечал на вопросы в теплой, дружелюбной манере, во втором держался холодно. Дружелюбного студенты оценили как человека симпатичного и его иностранный акцент сочли приятным, холодного же назвали некрасивым, а его акцент — резким и грубым. Однако свою неприязнь к холодной ипостаси актера испытуемые объяснили внешностью и акцентом.

Еще больше примеров бессознательного мышления можно найти у Джона Барга и его коллег. Нам кажется, что при голосовании мы принимаем решение осознанно и взвешенно, однако исследования показывают, что в большинстве случаев выбор делается с первого взгляда на фото кандидата. Мы чувствуем, что предложение построено неправильно, даже если не помним никаких грамматических правил. Вы просыпаетесь ночью с готовым решением сложной математической задачи — или с осознанием, что забыли включить в налоговую декларацию крупную статью доходов.

Более драматичными примерами изобилуют исследования расщепленного мозга. Один из первопроходцев нейропсихологии Майкл Газзанига изучал P.S. — пациента, у которого мозг был хирургическим путем разделен на правое и левое полушарие с целью облегчить приступы не поддающейся лечению эпилепсии. Газзанига устанавливал перед пациентом прибор, проецирующий изображение зимнего пейзажа в правое полушарие мозга и изображение куриной лапы — в левое. Поскольку речь контролируется левым полушарием, куриную лапу P.S. мог описать словами, но зимний пейзаж оставался за пределами его сознательного восприятия. Когда пациента попросили выбрать левой рукой (связанной у нас с правым полушарием) одну из нескольких картинок, он указал на лопату для чистки снега. На вопрос, почему именно эта картинка, он ответил: «Лопата нужна, чтобы убирать курятник». То есть он сочинил сюжет, объясняющий выбор, который на самом деле был продиктован бессознательным восприятием зимнего пейзажа. Согласно объяснению Газзаниги, «интерпретирующий модуль выстраивает для человека сюжетную линию. Этот интерпретатор собирает всю информацию от всех разрозненных систем, распределенных по разным областям мозга».

Карл Циммер в своей статье обобщает открытие Газзаниги так: «Хотя высказывание выглядит необработанным слепком действительности, на самом деле это наскоро состряпанный сюжет». Мы делаем бессознательный выбор, а потом придумываем логичное объяснение своему поступку.

Сотни исследований доказывают, что предвзятость возникает под влиянием подсознательных предубеждений. Один из методов — имплицитный ассоциативный тест, в котором испытуемым предъявляют портреты людей разных рас, группируя их то с положительными, то с нейтральными или отрицательными стимулами. Более быстрая реакция на отрицательные стимулы при группировке с портретами представителей расово чуждой группы свидетельствует о подсознательном предубеждении. Участники экспериментов утверждают, что никакой предвзятости у них нет, однако в действительности мощные механизмы просто отгораживают сознание от бессознательных процессов.

Почему нам закрыт доступ к собственным мотивам и эмоциям?

Бессознательные когнитивные процессы протекают повсюду. Механизмы психодинамической защиты, такие как отрицание или проекция, реальны и могущественны. Вопрос в том, обеспечивали ли они преимущества при отборе, и если да, то какие. Как практически все остальные, я думал поначалу, что нужно найти одну причину.

Вскоре я нашел две. Теперь я понимаю, что их множество.

Идея, что отбор сформировал бессознательное, чтобы человеку было проще обманывать и манипулировать, распространилась так стремительно благодаря своей парадоксальности и остроте. Она подкрепляет мем эгоистичного гена, заставляя даже в самых высоконравственных поступках искать замаскированный эгоизм. Этой идеей упиваются циники, которых она убеждает во мнении, что все блюдут только собственные интересы и любые притязания на нравственность чаще всего лицемерны. Как выразился биолог- эволюционист Майкл Гизелин, «поскребите альтруиста — и увидите шкурного лицемера». Других повергла в ужас идея, отвергающая саму вероятность существования искренних нравственных побуждений. Меня она ужаснула тоже.

Однако через год, потраченный на углубление знаний о психоанализе и эволюции альтруизма, мои непримиримые позиции поколебались. Иногда (и совсем нередко) человек и в самом деле действует из эгоистичных побуждений, даже упорно и совершенно чистосердечно уверяя, что подобных мотивов у него быть не может. Женщина ведет себя так, будто заигрывает, а когда мужчина откликается, возмущенно спрашивает, за кого он ее принимает. Ночью мужчина пылко и порой искренне клянется в вечной любви, но все его обещания развеиваются, как утренний туман, с первыми же лучами солнца. Там, где замешан секс, люди особенно склонны обманывать себя, чтобы лучше получалось обманывать других.

Но, хотя обман окружающих и дает какие-то преимущества, это объясняет существование самообмана лишь частично. Помимо этого, самообман может способствовать сохранению отношений, помогая нам в упор не замечать совершаемые изо дня в день неизбежные мелкие предательства. Если близкий человек, с которым вы договорились пообедать вместе, взял и не пришел, лучше не портить устраивающие вас во всем прочем отношения, а то, чего доброго, настроитесь критично и начнете замечать другие прежде незаметные мелочи. Для тех, кого задевают даже самые крохотные промахи, «легкость» в отношениях труднодостижима.

Еще одна вероятная причина вытеснения — оно минимизирует когнитивные встряски, не допуская до сознания мысли, которые могут выбить нас из колеи. Если вам сейчас предстоит читать лекцию, лучше на время забыть об услышанном за завтраком от жены: «Нам нужно будет потом кое о чем очень серьезно поговорить». Свидетельств в пользу именно этой причины — защиты от отвлека ющих факторов — достаточно.

Вытеснение определенных мыслей или мотивов вполне может объясняться преимуществами сосредоточения ограниченных мощностей сознания на нескольких самых важных вещах, но все равно остается неясным, почему какие- то импульсы вытесняются настолько активно и безоговорочно. Подозреваю, что основная функция вытеснения заключается именно в том, чтобы утаивать некоторые побуждения от сознания. Мы добиваемся лишь крохотной доли того, чего желаем. Несоответствие между имеющимся и желаемым порождает зависть, тревожность, гнев и недовольство. Если же не допускать неосуществимые желания до сознательного осмысления, мы не только избежим душевных мук, но и сможем спокойно заняться осуществимыми проектами, а не переживать о несбыточном. Что еще важнее, вытеснение позволяет нам не казаться, а быть нравственнее, чем получалось бы без него. Благодаря социальному отбору добродетельность повышает нашу приспособленность. С вытеснением нам легче и казаться, и быть хорошими.

Подробнее о книге «Хорошие плохие чувства» читайте в базе «Идеономики».

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Свежие материалы

  • Будущее

    Выдуманное беспокойство: почему готовиться к технологиям будущего …

    Футуролог Кевин Келли рассуждает о том, сколько хайпа нужно …

    Кевин Келли
  • Образ жизни

    Подробно о личном: нужны ли границы, чтобы делиться информацией

    Писатель Майкл Уотерс рассказывает, как меняются нормы уместности при …

    The Atlantic
  • Образ жизни

    Те еще скринэйджеры: как старшее поколение выбирает не внуков, а телефоны

    Журналист Хизер Келли рассказывает о том, чем отвлечь от экранов… …

    The Washington Post

Что является примером бессознательного действия? — Словарь

Примеры бессознательного поведения

Примеры бессознательных событий включают подавленные чувства, автореакции, комплексы и скрытые фобии . Исторически сложилось так, что чувства, мысли и реакции, которые находятся за пределами человеческого сознания, приписывались божественной роли в определении мотива или действия.

Дыхание сознательное или бессознательное? Дыхание — одна из немногих жизненно важных функций организма, которую можно контролировать.0005 контролируется как сознательно, так и бессознательно . Подумайте о том, чтобы использовать свое дыхание, чтобы надуть воздушный шар. Вы делаете долгий глубокий вдох, а затем выдыхаете воздух так сильно, как только можете, в воздушный шар.

Аналогично Что значит подсознательно?

: существующий в той части ума, о которой человек не знает : существующий в уме, но не осознаваемый и не ощущаемый сознательно. подсознание.

Что такое сознательное подсознание и бессознательное? Мы можем рассматривать сознание как три различных уровня: сознательное, подсознательное (или предсознательное) и бессознательное. … Сознание состоит из того, что мы осознаем в любой момент времени. Он включает в себя то, о чем мы думаем прямо сейчас, независимо от того, находится ли оно перед нашим сознанием или позади него.

Являются ли эмоции сознательными или бессознательными?

Эмоция — врожденный, мощный, и преимущественно бессознательный процесс . Он предупреждает нас о проблемах, но не беспокоит нас процессами, которые не требуют сознательного внимания.

В чем разница между бессознательным и сознательным? Сознательный разум содержит все мысли, воспоминания, чувства и желания, о которых мы знаем в любой момент. … Бессознательный разум — это резервуар чувств, мыслей, побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания.

Что означает сознательное дыхание?

Осознанное дыхание — это общий термин для методов, которые направляют осознание на дыхание . Эти методы могут быть направлены на улучшение дыхания, или основная цель может состоять в развитии внимательности. Дыхание человека контролируется сознательно или бессознательно.

Что еще можно сказать о подсознании? Какое другое слово для подсознания?

интуитивно внутренне
инстинктивно невольно
бессознательно врожденный
подсознательно непреднамеренно

Что означает полное сознание?

состояние сознания ; осознание собственного существования, ощущений, мыслей, окружения и т. д. … полная активность ума и чувств, как в бодрствующей жизни: приходить в сознание после обморока. осознание чего-либо таким, какое оно есть; внутреннее знание: сознание проступка.

Спит без сознания или подсознательно? Ваше подсознание работает в течение дня, когда вы бодрствуете и спите, но полностью берет на себя управление, когда вы спите. Свободное от вмешательства повседневной жизни и внешних раздражителей, ночью ваше подсознание имеет в своем распоряжении почти все ресурсы вашего мозга.

Какие 3 основных уровня сознания приведите примеры каждого?

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что поведение и личность возникают в результате постоянного и уникального взаимодействия противоречивых психологических сил, действующих на трех различных уровнях сознания: предсознательном, сознательном и бессознательном .

Как я могу все время быть в сознании? Вот четыре практики для повышения сознания:

  1. Пробуждение.
  2. Живи осознанно.
  3. Установить намерение.
  4. Действуйте осознанно.
  5. Пробуждение. Станьте более осведомленными о том, что происходит внутри вас, внутри других людей и в мире вокруг вас.
  6. Живите осознанно. Сознательно обращайте внимание на свои мысли и чувства.
  7. Установить намерение. …
  8. Действуйте осознанно.

Какие существуют 3 типа сознания?

Узнать больше.

Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательный, предсознательный и бессознательный .

Что такое сознательный страх? Хотя исследования обусловленности страха, включая генерализацию страха, были сосредоточены преимущественно на защитных физиологических реакциях, которые оценивались как страх, «страх» обычно относится к субъективному осознанию того, что мы боимся (сознательное чувство страха) в нашей повседневной жизни.

Как я могу быть эмоционально сознательным?

5 способов лучше осознавать свои эмоции

  1. Замечайте и называйте свои эмоции. Начните просто замечать различные эмоции, когда вы их испытываете. …
  2. Отследить одну эмоцию. …
  3. Создайте свой эмоциональный словарный запас. …
  4. Подумайте о связанных эмоциях, которые различаются по интенсивности. …
  5. Ведите дневник чувств.

Чувствуете себя без сознания? В психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда бессознательное определяется как резервуар чувств, мыслей , побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами сознательного понимания.

Что такое сознательные процессы?

психическая операция, о которой человек явно знает и часто контролирует . Сравните бессознательный процесс.

Подсознательны ли сны? Нью-Дели: Говорят, что наши сны являются зеркалом нашего подсознания . Вещи, которых мы боимся или часто не помним сознательно, проявляются в наших снах.

Как я могу сделать свое дыхание сознательным?

Практика осознанного дыхания в 3 простых шага

  1. Положите одну или обе руки на пространство под пупком.
  2. Либо сидя, либо лежа, с позвоночником в нейтральном S-образном изгибе, дышите вниз к рукам и нижней части живота, чувствуя там ощущение расширения при вдохе.

Полезно ли осознанное дыхание? Осознанное дыхание активирует реакцию организма на расслабление , что, в свою очередь, снижает кровяное давление, что, в свою очередь, снижает риск инсульта и улучшает здоровье сердечно-сосудистой системы. Это также хорошо для пищеварения и общего иммунитета, которые ухудшаются из-за стресса.

Как перестать осознавать свое дыхание?

Медитативное дыхание

  1. Медленно выдохните.
  2. Игнорировать вдох.
  3. Концентрируйтесь только на выдохе.
  4. Выдохните как можно больше воздуха, прежде чем снова вдохнуть.
  5. Сосредоточьтесь на расслаблении мышц лица, плеч и других мест, где вы чувствуете напряжение во время дыхания.

Что находится в подсознании? Подсознание банк данных всего , чего нет в вашем сознании. Он хранит ваши убеждения, ваш предыдущий опыт, ваши воспоминания, ваши навыки. … Каждый раз, когда у вас возникает идея или эмоция, воспоминание или образ из прошлого, это подсознание общается с вашим сознанием.

Как вы используете слово подсознание в предложении?

(1) Подсознательно винит себя в аварии . (2) Я полагаю, что подсознательно я реагировал на свое несчастливое детство. (3) Подсознательно она искала отца, которого никогда не знала. (4) Думаю, я должен был подсознательно знать, что между ними что-то происходит.

Какой антоним к слову подсознание? В отличие от ниже уровня сознательного осознания . сознательно . преднамеренно . намеренно . умышленно .

Как бессознательные мысли и восприятие влияют на каждую минуту нашего бодрствования

Когда психологи пытаются понять, как работает наш разум, они часто приходят к выводам, которые могут показаться поразительными: люди часто принимают решения, не задумываясь, или, точнее, до того, как о них подумали сознательно . Когда мы решаем, как голосовать, что купить, куда поехать в отпуск и множество других вещей, бессознательные мысли, о которых мы даже не подозреваем, обычно играют большую роль. Недавно проведенные исследования выявили, насколько глубоко наше бессознательное влияет на наши повседневные взаимодействия.

Одно из самых известных исследований, иллюстрирующих силу бессознательного, было сосредоточено на процессе принятия решения о том, подходит ли кандидат для занятия государственной должности. Группе фиктивных избирателей дали долю секунды, чтобы изучить портретные фотографии из Интернета кандидатов в губернаторы и сенаторы США из штатов, отличных от тех, где проживали избиратели. Затем, основываясь на мимолетных взглядах на каждый портрет, их попросили оценить кандидатов. Примечательно, что соломенный опрос послужил точным показателем более позднего выбора реальных избирателей в этих штатах. Рейтинги компетентности, основанные на том, что люди видят лица кандидатов меньше времени, чем требуется, чтобы моргнуть глазом, предсказали исход двух из трех выборов.

Уже более 100 лет роль бессознательного, влияющего на наши мысли и действия, занимает ученых, изучающих разум. В огромном корпусе работ Зигмунда Фрейда подчеркивалось, что сознание является местопребыванием рациональных мыслей и эмоций, а бессознательное — логовом иррационального, но современные когнитивные психологи переделали фрейдистское мировоззрение в менее поляризованную психологическую динамику. Оба типа мыслительных процессов, как выясняется, помогают нам адаптироваться к многообразным требованиям вида, который выживает, направляя ментальную огневую мощь на охоту на мастодонта каменного века, на поединок в средневековье или, в новом тысячелетии, на продажу Apple. запас короткий.

Постфрейдистская психология отложила ид и эго в сторону более прагматичного взгляда на то, что определяет наше бессознательное «я». Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман описал современное различие между автоматическим и управляемым. В своем бестселлере « Думать быстро и медленно » Канеман охарактеризовал автоматические мыслительные процессы как быстрые, эффективные и, как правило, находящиеся вне области сознательного осознания, что делает их лишенными обдумывания или планирования. Для них требуется всего лишь простой стимул: например, слова на этой странице легко соединяются в вашем уме со своим значением. Контролируемые процессы противоположны. Они требуют целеустремленного и относительно медленного включения сознательного мышления — представьте себе, сколько усилий уходит на заполнение ваших налоговых деклараций.

Подобно первичному Ид и контролирующему эго Фрейда, автоматическая и контролируемая системы дополняют друг друга, но иногда и конфликтуют. Вам нужно реагировать без раздумий, чтобы увернуться от встречного автобуса, но также вам нужно сдерживать себя, чтобы не нанести удар безрассудному водителю автобуса.

Мгновенные суждения — относительно автоматические мыслительные процессы — изобилуют нашей повседневной жизнью — и не зря. За исключением относительно небольшого числа людей, которых каждый из нас действительно хорошо знает, большинство людей, с которыми мы общаемся, — это незнакомцы, которых мы можем никогда больше не увидеть — скажем, стоя в очереди в банке, — или другие люди, с которыми мы сталкиваемся в ходе своей работы. — кассиры, таксисты, официанты, страховые агенты, учителя и так далее. Бессознательное восприятие по умолчанию генерирует ожидания в отношении поведения и личности на основе минимальной информации. Мы ожидаем от официанток определенного поведения, которое отличается от того, что мы ожидаем от библиотекарей или водителей грузовиков. Эти ожидания приходят к нам сразу и без нашего размышления о них, исходя только из социального положения человека.

То, как мы бессознательно воспринимаем людей в течение дня, является рефлекторной реакцией. Мы должны приложить сознательные усилия, чтобы избавиться от необъяснимых, а иногда и необоснованных негативных чувств, которые мы можем испытывать по отношению к другим. Чем сильнее бессознательное влияние, тем больше мы должны работать сознательно, чтобы преодолеть его. В частности, это относится к привычному поведению. Алкоголик может прийти вечером домой и налить выпивку; человек с проблемами веса может потянуться за картофельными чипсами — и то, и другое легко отбрасывает уравновешивающее стремление к сдержанности.

Понимание той силы, которую бессознательное оказывает на нас, необходимо, чтобы мы не были подавлены импульсами, которые трудно понять и контролировать. Способность регулировать собственное поведение — заводить друзей, быстро осваиваться на новой работе или преодолевать проблемы с алкоголем — зависит не только от генов, темперамента и сетей социальной поддержки. Это также в немалой степени зависит от нашей способности определять и пытаться преодолевать автоматические импульсы и эмоции, которые влияют на каждый аспект нашей бодрствующей жизни. Чтобы найти свой путь в мире, нам нужно научиться примиряться со своим бессознательным «я».

Реакции кишечника
Когда мы встречаем кого-то нового, мы формируем первое впечатление еще до того, как начинаем разговор. Мы можем наблюдать расу, пол или возраст человека — черты, которые, однажды воспринятые, автоматически связываются с нашими интернализованными стереотипами о том, как склонны вести себя члены определенной группы. Эти предположения о рассматриваемой социальной группе — враждебной, ленивой, приятной, находчивой и т. д. — часто неверны для отдельного индивидуума из этой группы, стоящего перед нами, человека, который обычно ничем не заслужил какое-либо из этих впечатлений, плохо или хорошо.

Эти рефлекторные реакции часто сохраняются, даже если они противоречат нашим сознательным убеждениям. Многие люди, заявляющие о своем положительном отношении к меньшинствам, удивляются, когда социологи выявляют противоречия с помощью простого теста. Тест имплицитных ассоциаций призывает испытуемых охарактеризовать объекты на экране компьютера в соответствии с качествами, которыми они обладают: щенок может быть хорошим, а паук — плохим. После этого испытуемый видит ряд лиц людей разных рас, и его просят классифицировать их как белых, черных и так далее.

Вот в чем хитрость: одни и те же кнопки используются для задач начальной оценки и групповой классификации. Левая кнопка может быть предназначена для создания ответов хороший и белый , а правая кнопка — для ответов плохой и черный . В более позднем испытании метки кнопок меняются местами, так что левая кнопка записывает хорошие объекты и черные лица, а правая — плохие и белые. Белый респондент выявит скрытое предубеждение, если задача будет проще (измеряется более быстрой реакцией), когда кнопки настроены на плохое/черное , чем для хорошее/черное состояние. Многие люди, которые сознательно относятся к группам меньшинств и считают себя мотивированными относиться ко всем людям справедливо и одинаково, тем не менее удивлены большей трудностью, на которую указывает более медленное нажатие кнопок хорошо/черно .

Эти типы реакций осложняют межличностные отношения и справедливое обращение в судах, на работе и в школах именно потому, что они возникают в бессознательном уме. Поскольку мы не осознаем их, эти чувства имеют тенденцию смешиваться с тем, на чем мы сознательно сосредотачиваемся в данный момент. Вместо того, чтобы признать непризнанные расовые предубеждения, мы отвлекаем наше внимание на какую-то отрицательную черту или характеристику рассматриваемого человека. Сотрудник приемной комиссии колледжа может сосредоточиться на менее чем звездной оценке в надежном заявлении в медицинскую школу от потенциального студента из числа меньшинств, не осознавая, что те же отрицательные черты не имеют такого большого веса для других абитуриентов.

Хотя исследования бессознательного социального восприятия часто сосредотачиваются на стереотипах и предрассудках, в действительности масштабы этого направления исследований гораздо шире. В целом люди с трудом распутывают источники различных положительных и отрицательных чувств и склонны к непониманию их истинных причин. Классическая демонстрация этого эффекта заключалась в том, что погода текущего дня влияла на то, как люди, опрошенные по телефону, оценивали, насколько хорошо прошла их жизнь до этого момента: они с большей вероятностью характеризовали все свое существование как солнечное, когда была хорошая погода. Более того, сознательное осознание этого эффекта вызвало немедленное изменение. Когда интервьюеры обращали внимание на погоду снаружи, ощущения, окрашенные присутствием солнца или облаков, уже не действовали.

Вышел из-под контроля
Бессознательные мысли и чувства влияют не только на то, как мы воспринимаем себя и окружающий мир, но и на наши повседневные действия. Влияние бессознательного на поведение вызывало споры среди психологов на протяжении десятилетий. На протяжении большей части 20-го века Б. Ф. Скиннер и бихевиористская школа психологии убедительно доказывали, что наши действия полностью контролируются тем, что мы видим, слышим и к чему прикасаемся в нашем окружении, и что сознательное намерение не играет никакой роли. Эта идея была воплощена в классическом эксперименте, в котором крыса путем проб и ошибок узнает, что каждый раз нажатие на планку приводит к тому, что животное получает пищевую гранулу. В скиннеровском мировоззрении большая часть того, что мы делаем, превращается в более изощренную вариацию на тему нажатия мордой на планку — нам просто нужно нажать на эквивалент правильной планки — возможно, вставить долларовую купюру в автомат по производству конфет — чтобы получить то, что мы хотим.

Исследования 1960-х годов опровергли бихевиоризм Скиннера. Однако противоположная крайность, когда поведение всегда находится под преднамеренным контролем и никогда напрямую не запускается сигналами из окружающей среды, в равной степени ложна. Простое наблюдение или слушание кого-то другого может заставить нас вести себя так, как мы даже не осознаем.

Люди имеют естественную склонность подражать и имитировать физическое поведение других — их эмоциональные выражения, жесты рук и кистей, позы их тела. Эти импульсы проявляются во всем мире природы плавным образом, когда косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют групповое поведение, так что они двигаются почти так, как если бы они были единым организмом. У людей склонность спонтанно имитировать то, что делают окружающие, наблюдалась у очень маленьких младенцев и малышей, и почти столетие психологи утверждали, что подражание помогает нам учиться языку и другим формам поведения у наших родителей.

Подражание, впрочем, не исчезает с детством. В так называемом эффекте хамелеона вы можете обнаружить, что принимаете позу и другое физическое поведение человека, с которым вы только что разговаривали на вечеринке, — скрещенные ноги, скрещенные на груди руки, такое же почесывание головы. Мимика продолжается до тех пор, пока вы не решите освежить свой напиток и найти нового собеседника, чью позу и жесты вы затем принимаете, как хамелеон, сливающийся с окружающей средой. Приспособление к тому же поведению других, казалось бы, имеет адаптивный смысл, особенно когда вы еще не знаете, что уместно делать в данной социальной ситуации.

Совет «будучи в Риме, поступай как римляне» имеет смысл, потому что маловероятно, что другие люди будут вести себя небезопасно или социально неприемлемо. И как показали исследования Паулы Ниденталь и Роберта Зайонца, когда они оба сотрудничали в Мичиганском университете, увлекательный долгосрочный эффект этой склонности к подражанию проявляется в том, что пары становятся более похожими друг на друга, чем дольше они вместе. , предположительно потому, что ежедневно они бессознательно принимают выражение лица и позы своего партнера.

Подражание способствует формированию социального мышления без необходимости предоставления явного дорожного знака, который инструктирует людей, что делать дальше: терпеливое ожидание в длинной очереди побуждает других делать то же самое; придерживать дверь для соседа, обуздать свою собаку и не мусорить, настраивая других на правильные поступки. Бессознательное подражание способствует чутким чувствам по отношению к другим, «социальному клею», который создает ощущение близости даже среди совершенно незнакомых людей. Самая сильная форма мимикрии возникает, когда два или более человека одновременно занимаются одним и тем же: маршируют армии или прихожане вместе поют гимн. Исследования поведенческой синхронии показали, что она способствует расширению сотрудничества, даже если вовлеченные лица никогда раньше не встречались.

К сожалению, естественная склонность к подражанию обоюдна. Психолог Кейс Кейзер из Университета Гронингена в Нидерландах и его коллеги обнаружили в полевых исследованиях, что одно преступление ведет к другому. Исследователи разместили граффити на стене переулка, что привело к увеличению количества замусоренных брошюр, которые были размещены вокруг рулей велосипедов, припаркованных вдоль переулка. Оказывается, борьба с граффити и другими мелкими неприятными нарушениями может оказать большое влияние на улучшение качества городской жизни. Это исследование поддерживает теорию «разбитых окон», наиболее широко отстаиваемую бывшим мэром Нью-Йорка Руди Джулиани, который в середине 1990-е способствовали строгому соблюдению законов о мелких правонарушениях — мусоре, переходе улицы и вандализме; резкое падение преступности в этот период отчасти объясняется этой политикой.

Тенденция копировать других часто выходит за рамки имитации простых жестов и выражений лица и включает в себя некоторые грани чьей-либо личности. Когда мы встречаемся или вспоминаем о знакомом, может начаться бессознательный психический процесс, который «подготавливает» нас к инициированию поведения, характерного для этого человека. Некоторые исследования показали, что студенты колледжа, которым давали описания, связанные с пожилыми людьми — «Флорида», «серый», «бинго» и т. д., — после окончания эксперимента шли по коридору медленнее, в соответствии со стереотипом старшеклассников. пожилые люди медлительны и слабы. Точно так же «подготовка» слов или изображений, связанных со стереотипным представлением о медсестре, приводит к более активному поведению, а использование стереотипов, связанных с политиками, приводит к более многословным речам. Все эти эффекты, по-видимому, происходят бессознательно, при этом участники не осознают, как это повлияло на их поведение.

Исследования того, что социальные психологи называют угрозой стереотипов, показали, что простое вспоминание стереотипа, скажем, о расе или поле члена группы, который является объектом таких предубеждений, может повлиять на успеваемость в школе или на рабочем месте. Клод Стил из Стэнфордского университета задокументировал негативное влияние на результаты теста, когда учащегося из числа меньшинств перед началом экзамена просят отметить, к какой расовой или этнической группе он принадлежит. Покойная Налини Амбади, в то время работавшая в Гарвардском университете, продемонстрировала, что даже девочки дошкольного возраста в детском саду Гарварда хуже справляются с простыми математическими тестами, если им сначала ненавязчиво напоминают, что они женщины. Широко распространенные положительные стереотипы имеют противоположный эффект. В том же исследовании с девочками дошкольного возраста американцы азиатского происхождения показали лучшие результаты, чем в среднем, если им напомнили об их этническом происхождении, но споткнулись, если вместо этого в подготовительном упражнении подчеркивался их пол.

Недавно возникли разногласия по поводу невозможности воспроизвести результаты некоторых предварительных исследований. Причины, по которым исследования не могли быть повторены, сложны и частично зависят от методов, использованных для их проведения. делать. Многие люди знакомы с идеей подсознательной рекламы в кинотеатрах: когда-то считалось, что слова «ешьте попкорн», незаметно мигающие на экране, вызывают бум продаж в торговых точках. Беспокойство по поводу подсознательной рекламы возникло в 1950-х годов с бестселлером Вэнса Паккарда «Скрытые убедители» . Как оказалось, эти отчеты были в основном поддельными, но многие люди до сих пор задаются вопросом о возможности влияния подсознательных сообщений на поведение потребителей. Действительно, последующие исследования постоянно показывали, что если человек уже мотивирован на какое-то действие — например, на утоление жажды, — то подсознательное сообщение о том, что одна марка напитка предпочтительнее других, может быть эффективной.

Регулярная реклама, не обремененная скрытыми сообщениями, сама по себе оказывает сильное влияние. В одном новом исследовании, в котором изучалась обычная телевизионная реклама, участники смотрели пятиминутный фрагмент популярного комедийного шоу и получали тарелку крекеров «Золотая рыбка». Наличие любой рекламы еды во время рекламных пауз существенно увеличивало потребление снэка участниками. В рекламе еды, направленной на перекус, отсутствовали какие-либо подсознательные уловки. Ошибка, которую мы часто совершаем, заключается в том, что мы предполагаем, что можем контролировать влияние рекламы на наше поведение только потому, что полностью осведомлены о ее содержании.

Некоторые исследования бессознательного и поведения сосредоточены на том, как окружающая физическая среда влияет на наше психологическое состояние. В 1980-х годах серия экспериментов Фрица Штрака, ныне работающего в Вюрцбургском университете в Германии, и его коллег показала, что бессознательной обратной связи от собственных случайных выражений лица — улыбки или хмурого взгляда — было достаточно, чтобы заставить людей регистрировать оценочное суждение о том, нравится или нет. неприязнь к объекту, попавшему в их поле зрения. Участники исследования держали карандаши либо в зубах, активируя мышцы улыбки, либо в губах, напрягая хмурые мышцы. Физическое расположение лицевых мышц вызывало соответствующее психологическое состояние.

Воплощенное познание
Исследования в этой области исследований, известной как воплощенное познание, показали, что множество физических действий и ощущений вызывают психологические состояния, которые метафорически связаны с этим поведением и чувствами. Воспоминание о прошлом инциденте, когда вы причинили кому-то эмоциональную боль, может вызвать у вас более сильное желание помогать и сотрудничать с другими в дружеской манере — компенсация за плохой поступок. В одном известном исследовании, после того как участникам предложили вспомнить поведение, вызывающее чувство вины, им пришлось вымыть руки якобы для предотвращения распространения вируса гриппа в комнате, где проводился эксперимент. Физический акт мытья рук, казалось, «смывал» чувство вины. Любые затянувшиеся дружеские или полезные тенденции исчезли в группе, которая прошла через упражнения по мытью посуды, по сравнению с другими, которые не мыли посуду — явление, получившее название «эффект Макбета» в честь навязчивых ритуалов мытья рук леди Макбет в одноименной пьесе Шекспира.

Аналогичным образом защита от болезней, похоже, удовлетворяет абстрактные социальные или политические потребности. В одном исследовании политически консервативные участники, которым только что сделали прививку от вируса гриппа h2N1, сообщили о более благосклонном отношении к иммигрантам по сравнению с теми, кто не получил прививку, как будто защита от вторжения вируса гриппа переносилась на представление о том, что вновь прибывшие действуют из лучших побуждений. а не каким-то образом вторгаться и грабить их приемную культуру.

Метафоры также применимы к тому, как мы описываем людей, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Всем известно значение «близких» отношений или «холодного» отца. Одна из недавних теорий, концептуальные леса, утверждает, что мы так легко используем эти метафоры, потому что абстрактная версия ментальной концепции тесно связана с физическим миром, в котором мы живем. В ходе экспериментов у людей, которые ненадолго держат в руках чашку с горячим кофе, создается впечатление, что другие люди «теплее», дружелюбнее и щедрее, чем если бы они держали, скажем, кофе со льдом. Связанные исследования того, как физический опыт бессознательно влияет на суждения и поведение метафорическим образом, показали, что, когда участники сидят на жестких стульях во время переговоров, они занимают «более жесткую» позицию и меньше идут на компромисс, чем те, кто сидит на мягких стульях. А когда они держат что-то грубое, они оценивают встречу как более неловкую и не прошедшую гладко.

Мы склонны неосознанно оценивать практически все, с чем соприкасаемся, грубо или плохо. Бессознательная автоматическая реакция проявляется даже в наших основных движениях, в нашей склонности приближаться к объекту или избегать его. Клинический психолог Рейнаут Вирс из Амстердамского университета недавно разработал успешное терапевтическое вмешательство для лечения алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами, основанное на этом открытии. В ходе лечения пациенты должны были по-разному реагировать на изображения, изображающие злоупотребление алкоголем, многократно отжимая рычаг, без каких-либо дополнительных инструкций о том, как оценивать значение изображений. По сравнению с контрольной группой пациентов у тех, кто отреагировал отталкиванием рычага, через год наблюдалось заметно меньшее количество рецидивов, а также более рефлекторно негативное отношение к алкоголю. Бессознательная связь между выполнением мышечных движений, связанных с избеганием, вызывала развитие как негативных психологических установок, так и висцеральной реакции кишечника, которая помогала пациентам отказаться от соблазна выпить вне клиники.

Фрейд Редукс
Самая последняя экспериментальная работа посвящена бессознательным мотивам и целям — основному вопросу «Чего хотят люди?» — который, конечно же, был центральной темой долгой карьеры Фрейда. Современные теории о том, что движет поведением, отличаются от теории, выдвинутой австрийским неврологом, потому что это мышление основано на исследованиях групп обычных людей, а не на конкретных примерах ненормальных индивидуумов. Они также указывают на наличие у всех нас единой психологической системы, которая может действовать как в сознательном, так и в бессознательном режиме, в отличие от бессознательного Фрейда, которое играет по своим собственным правилам, полностью отличным от тех, которые управляют сознательной деятельностью.

На самом деле, в современной психологии желания исследователи обнаружили, что независимо от того, осознаем ли мы конкретную цель, которую поставили перед собой, способы, которыми мы следуем этой цели, очень похожи. В исследовании этого явления, проведенном Матиасом Пессиглионе и Крисом Фритом, которые в то время работали в Wellcome Trust Center for Neuroimaging в Университетском колледже Лондона, участников исследования просили нажимать на рычаг так быстро, как они могли, когда их просили. Перед каждым испытанием они получали либо сознательный, либо подсознательный сигнал о награде, которую они получат. Более высокие стимулы (британские фунты по сравнению с пенсами) вызывали более быстрые толчки независимо от того, воспринимались они сознательно или нет. Более того, визуализация мозга показала, что одни и те же чувствительные к стимулам области мозга включаются как в сознательном, так и в подсознательном испытании вознаграждения. Это и другие исследования предполагают, что бессознательно воспринятого стимула может быть достаточно, чтобы заставить кого-то действительно преследовать цель, не осознавая, как она возникла — не требуется сознательного обдумывания или свободы воли.

Наше бессознательное может не только подтолкнуть нас к выбору того или иного варианта, но и помочь собрать необходимую мотивацию для его достижения. Психологам давно известно, что люди, наделенные властью в ходе социологического эксперимента, часто проявляют эгоистичное и коррумпированное поведение, ставя личные интересы на первое место. Стремление проявить власть внутри группы часто проявляется через серию тонких физических сигналов, о которых мы не знаем. Участники одного исследования, которым случайным образом поручили сесть в кресло профессора, меньше беспокоились о том, что другие люди думают о них, и меньше стеснялись выражать расистские и другие антиобщественные чувства по сравнению с участниками, которые вместо этого сидели в студенческом кресле перед столом.

К счастью, цели многих людей направлены на благо других, как в случае родителей, которые ставят интересы своего ребенка выше своих собственных. Если власть имеет общий эффект бессознательной активации важных личных целей, эти «общинно» ориентированные люди должны отреагировать тем, что будут более склонны помогать другим и менее склонны сосредотачиваться на себе. Действительно, исследования показали, что власть заставляет этих людей принимать более альтруистическую точку зрения и меньше оставлять другим делать, опять же, не осознавая своих мотивов. Эти люди также становятся более озабоченными тем, что о них думают другие, и проявляют меньшую склонность к расовым предубеждениям.

Фрейд потратил бесчисленные тысячи слов, объясняя, почему наши несбывшиеся желания выражаются в образах и историях, населяющих наши ночные сны. Последнее исследование дает более прагматичный взгляд на то, как мысли и эмоции, находящиеся чуть ниже поверхности нашего сознания, формируют то, как мы относимся к начальнику, родителю, супругу или ребенку. Это означает, что мы можем отбросить устаревшие представления об эдиповых комплексах и принять тот факт, что бессознательное утверждает свое присутствие в каждый момент нашей жизни, когда мы полностью бодрствуем, а также когда мы погружены в глубины сна.

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Наше бессознательное» в журнале Scientific American 310, 1, 30-37 (январь 2014 г.) Когнитивные процессы. Джон А. Барг и др. in Trends in Cognitive Sciences , Vol. 16, № 12, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *