Примеры что такое гротеск в литературе: примеры из литературы » Рустьюторс

Содержание

Гротеск — что это такое (примеры в литературе)

Обновлено 30 января 2023 Просмотров: 91 896 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры.

Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками.

Что такое гротеск и история этого термина

Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска – контраст.

Конфликт (что это?) нескольких противоположных начал порождает любопытные формы и представления, как, например, образы говорящих кукол или маленьких уродцев, вроде Крошки Цахеса в сказках Э. Т. Гофмана.

В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами.

Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» («причудливый, смешной»). Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» («пещера»).

В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона.

Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, – это типичные образы гротескного искусства.

Гротеск в литературе – это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением.

В отличие от гиперболы (что это?), которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа.

Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя.

Примеры гротеска в литературе

Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха.

В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы. Персонажи попадают в царство мёртвых, где наблюдают спор между великими афинскими трагиками: Софоклом и недавно умершим Еврипидом.

Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех.

Яркий пример гротеска – повесть Н. В. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на службу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.

Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа

На гротеске построены сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.

Думая отговорить щуку от поедания себе подобных, идеалист гибнет. Его попытка пойти против законов природы комична, но за ней скрывается глубокая печаль от осознания этой истины.

Однако не все исследователи считают гротеск исключительно комическим приёмом. В произведениях М. А. Булгакова сталкиваются столь мощные и фантастические образы, что смеяться над ними вряд ли придёт кому-то в голову.

Повести (что это?) «Роковые яйца» и «Собачье сердце» посвящены экспериментам человека над природой. Во всё ли нам дозволено вмешиваться? Какими могут быть последствия научных опытов? Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи.

Гротеск в зарубежной литературе

Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф. Рабле, С. Брандт, Дж. Свифт. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Кафка.

Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может.

Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду.

Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам. Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища. Весёлая компания шокирована, выходит скандал.

Мучимый голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает. Семья облегчённо выбрасывает из комнаты высохшее тельце насекомого. Родители замечают, что, несмотря на все невзгоды, сестра хорошеет.

Фантасмагорическая выдумка Кафки продолжает идею Гоголя о том, насколько мало значит человек, лишаясь своих социальных функций, как мало любви остаётся даже в самых близких людях.

Разговор о гротеске уводит в заветные глубины художественной образности. Этот приём удаётся лишь тем художникам, создания которых порождены долгими годами обдумывания. Вот почему гротеск в литературном произведении неизменно поражает и на всю жизнь остаётся в памяти.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Литература

примеры в литературе. Где применяется гротеск?

Слово «гротеск» происходит от французского термина, означающего «комический», «смешной», «затейливый», «причудливый». Это древнейший прием в литературе, который, как и гипербола, основан на преувеличении, заострении качеств людей, а также свойств явлений природы, предметов, фактов жизни общества. Но в гротеске преувеличение носит особый характер: оно фантастическое, в котором полностью выведено изображаемое не только за пределы так называемого жизнеподобного, но и допустимого, вероятного с позиции правдоподобия. Непременное условие, при котором возникает гротеск (примеры мы вам еще представим), — это фантастическая деформация существующей реальности.

Возникновение термина

Сам термин появился в 15 веке для обозначения типа художественной образности, весьма необычного. В одном из гротов Древнего Рима во время раскопок был обнаружен интересный и оригинальный орнамент, в котором переплелись фантастически различные человеческие, животные и растительные формы.


Гипербола – это кривая

Плоская фигура, построенная из точек с осями, называется гипербола. Это образование встречается в. ..

Где используется гротеск?

Наряду с гиперболой, используется широко в сказках, легендах и мифах гротеск. Примеры его в этих жанрах весьма многочисленны. Один из самых ярких в сказке — это образ Кощея Бессмертного.

Писатели, создавая персонажей, основанных на гротеске, используют как художественную условность преувеличение. При этом оно может быть реалистически обосновано (например, в описании Хлестаковым петербургской жизни, которое является результатом страсти этого героя к вранью). В произведениях Лермонтова этот прием используется для романтического изображения событий и героев. В основе его лежит хотя и возможное, но исключительное. Размытыми являются границы между реальным и фантастическим, однако они не исчезают.


Первый сон Раскольникова. Значение снов Раскольникова

В композиции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сны Раскольникова занимают…

Основа гротеска

Невозможное, немыслимое, но необходимое автору для достижения некоторого художественного эффекта составляет основу гротеска. Это, таким образом, фантастическая гипербола, поскольку обычное преувеличение находится ближе к реальности, в то время как гротеск — к кошмарному сну, где будоражащие воображение фантастические видения логическим объяснениям не поддаются, могут стать ужасающей «реальностью» для людей. Связано возникновение образности гротеска со сложнейшими механизмами, которые имеет человеческая психика. В ней взаимодействуют бессознательное и сознательное. Основанные на преувеличении образы, которые столь впечатляют нас в произведениях, созданных отечественными писателями, недаром возникают часто именно в сновидениях персонажей. Здесь очень часто используется гротеск. Примеры из литературы можно привести следующие: это сны Татьяны Лариной и Раскольникова.

Фантастические элементы снов Лариной и Раскольникова

Сновидение Татьяны Лариной (произведение «Евгений Онегин», пятая глава) наполнено образами чудовищ, являющимися гротескными. С ужасом замечает эта героиня в убогом шалаше фантастическую пляску, в изображении которой используется гротеск. Примеры: «череп на гусиной шее», «рак верхом на пауке», «вприсядку пляшет» мельница.

Во сне Раскольникова, также являющемся фантастическим, создан образ хохочущей старухи, который тоже можно отнести к гротескному. Психологическим эквивалентом истины являются бредовые видения героя: схватка его со злом, которая воплощена была в образе «зловредной старушонки», в итоге оказалась всего лишь нелепой борьбой, подобно той, что осуществлял с ветряными мельницами Дон-Кихот. Лишь дико хохочет зло над Раскольниковым. Чем он жаждет неистовее убить его, тем прирастает все больше к нему сам.


«Прозаседавшиеся», Маяковский: анализ стихотворения

Владимир Маяковский, как известно, безоговорочно принял революцию и приветствовал зарождающийся…

Соединение с реалистичными образами, ситуациями, событиями

Созданные различными авторами на основе гротеска художественные образы кажутся нам абсолютно абсурдными, неправдоподобными с позиции здравого смысла. Эмоционально-экспрессивный, поразительный их эффект усиливается зачастую еще и тем, что такая образность взаимодействует с реалистическими, вполне обычными, правдоподобными событиями, ситуациями.

Реалистические элементы в снах Лариной и Раскольникова

Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). Например, в кошмарном сне, приснившемся Татьяне, персонажами оказываются, наряду со страшными чудищами, легко узнаваемые Ленский и Онегин.

В сновидении героя Раскольникова мотивировка гротескного образа и ситуации из эпизода, в котором изображается хохочущая старуха, является вполне реальной. Это всего лишь сон-воспоминание главного персонажа о совершенном им убийстве. Ничего фантастического нет в топоре и самом преступнике.

Использование гротеска писателями-сатириками

Широко используется сочетание заурядных общественных и житейских ситуаций с гротескной образностью различными писателями-сатириками. Так, образы градоначальников города Глупова, у одного из которых «органчик» вместо мозгов, а у другого на плечах фаршированная голова, были созданы в «Истории одного города» М. Е. Салтыковым-Щедриным.

История эта наполнена еще и некоторыми гротескными, невероятными ситуациями (войны против тех, кто отказался использовать горчицу; «войны за просвещение» и т. п.). Все они доведены автором до абсурда, однако изображают для России вполне обычные конфликты и противоречия между народом и самодурной властью.

Мы рассказали вкратце о том, что такое гротеск. Примеры из художественной литературы можно привести и другие. Они довольно многочисленны. Таким образом, очень популярное явление — гротеск. Примеры в русском языке можно дополнить произведениями зарубежных авторов, так как и в их творчестве этот художественный прием используется весьма активно.

Определение, значение и литературные примеры

Гротеск — это прилагательное, используемое для описания чего-то одновременно загадочного, уродливого, трудного для понимания и искаженного. Вещи, люди, события и ситуации могут быть гротескными, но лучшими примерами являются персонажи. Персонажи в литературе, которые определяются как «гротескные», — это те, которые вызывают у читателей чувства симпатии и отвращения. Они могут быть внешне непривлекательными, но обладают глубоким колодцем тепла и доброй индивидуальностью, которую трудно примирить с их внешностью.

Гротескновое произношение: Grow-Tesk

Исследуйте Grotesque

  • 1 Определение гротескного
  • 2 Примеры гротеска в литературе
  • 3 Faqs
  • 4 Связанные литературные термины
  • 5 Другие ресурсы
  • 4. the Grotesque 

    Гротеск в литературе относится к чему-то или кому-то, что привлекает, вызывает отвращение или отталкивает читателей. Это может вызвать чувство жалости, а также дискомфорт.

    Кто-то может захотеть принять гротескного персонажа и в то же время бежать от него. Эти персонажи представляют собой набор сопоставлений, которые делают их одними из самых интересных черт в историях, которым они принадлежат. Ниже приведены несколько лучших примеров, но одним из наиболее часто цитируемых является Квазимодо из романа Гюго «Горбун из Нотр-Дама». Другой очень известный пример — Эрик из Призрак Оперы.

    Примеры гротеска в литературе

    «Буря» Уильяма Шекспира

    «Буря» — одна из самых любимых пьес Шекспира. Это отчасти комедия, отчасти трагедия, попадающая в трудно поддающуюся определению категорию трагикомедии. В нем рассказывается история нескольких изолированных персонажей на острове. Среди них Просперо, его дочь Миранда, дух Ариэль и Калибан, персонаж, воплощающий гротеск. Он является прекрасным примером этого термина в том смысле, что его внешний вид и репутация ужасны, но он больше, чем любой из них. Другие персонажи книги называют его монстром, и он сын ведьмы-ведьмы. Он считает, что Проспер украл у него остров, и жаждет вернуть себе власть над тем единственным, что он раньше контролировал. Вот строки из знаменитой речи «Остров полон шума»: 

    Не бойся; остров полон шумов,

    Звуки и сладкие звуки, которые радуют и не причиняют боли.

    Иногда тысячи звенящих инструментов

    Будут гудеть в моих ушах; и иногда голоса,

    Что, если бы я тогда проснулся после долгого сна,

    Заставит меня снова уснуть; и тогда, во сне,

    Мне казалось, что облака разверзнутся и покажут богатство

    Готовые упасть на меня; что, когда я проснулся

    , я снова плакал, мечтая.

    У Калибана есть более благородная сторона, которая раскрывается по ходу игры. Есть несколько кратких проблесков облегчения на сердце, которые получают зрители, но которые другие персонажи не замечают. Он красиво говорит, как показывает предыдущая цитата, и глубоко эмоционален. В этой речи он описывает звуки, которые можно было бы услышать на острове. Они не боязливые. Вместо этого он слышит в них тысячу «запутанных погребений», которые гудят в его ушах.

    Прочитайте стихи Уильяма Шекспира.

    Франкенштейн Мэри Шелли

    Франкенштейн — классический пример романа с гротескным персонажем. Как и в «Буря», в «Франкенштейн», существо, которое создает Виктор, постоянно упоминается как «Монстр». Читатели и, в конечном итоге, Виктор узнают его добрую сторону, но остальной мир видит его только по внешнему виду. Они презирают его и отвергают как уродство природы. Это превращает его в того самого монстра, которым они считали его с самого начала. Вместо того, чтобы быть полноценным злодеем, Существо невероятно сочувствующее, и именно его бедственное положение больше всего тронуло читателей в конце книги. В следующей цитате Виктор выражает свой ужас, поняв, что Существо выглядит совсем не так, как он предполагал: 

    Как мне описать свои чувства при этой катастрофе или как описать несчастного, которого я с таким бесконечным трудом и заботой пытался создать? Его конечности были пропорциональны, и я выбрал его черты как красивые. Красивый! Великий Бог! Его желтая кожа едва скрывала работу мускулов и артерий под ней; волосы у него были блестящие черные и ниспадающие; его зубы жемчужной белизны; но эта роскошь составляла еще более ужасный контраст с его водянистыми глазами, казавшимися почти того же цвета, что и серовато-белые глазницы, в которых они были посажены, с его сморщенным лицом и прямыми черными губами.

    Это образ Существа, который видит и весь остальной мир, и почему он становится монстром, которым, по их утверждениям, он и является.

    Серия «Властелин колец » Дж.Р.Р. Толкин 

    Как и предыдущие примеры, Серия «Властелин колец » предлагает читателям многочисленные примеры гротеска. Одним из самых простых для цитирования и определения является персонаж Голлум. Он вызывает чувство сочувствия, когда узнаешь его предысторию, и чувство отвращения. Именно это сопоставление делает гротеск таким интересным. В книгах его называют «несчастным», «мерзким», лжецом, убийцей и так далее. Толкин писал, что ему:

    Темный как тьма, если не считать двух больших круглых бледных глаз на худом лице.

    Он соответствует словарному определению гротескного персонажа своей отталкивающей внешностью и поведением, а также литературному определению.

    Исследуйте J.R.R. Поэзия Толкина и лучшие книги Толкина.

    Часто задаваемые вопросы

    Какова цель гротеска?

    Цель состоит в том, чтобы создать динамичного персонажа, который вызывает у читателя более одного чувства. Кто-то может быть удивлен, обнаружив, что испытывает жалость к ужасающему «чудовищу» или нежность к тому, кто совершил акты насилия. Предыстория и внутренняя жизнь этих персонажей невероятно важны.

    Что является примером гротеска в литературе?

    Интересным примером гротеска в популярной литературе является Квазимодо из Горбун из Нотр-Дама. Этот персонаж — прекрасный пример того, как гротескные персонажи отталкивают читателей и одновременно вызывают у них жалость.

    Как гротеск используется в искусстве?

    Используется так же, как и в литературе. Художественное произведение может быть привлекательным благодаря использованию цвета, материала, формы и дизайна, но предмет, который он изображает, может быть отвратительным и отталкивающим. Зрители захотят провести время с произведением, несмотря на их негативную реакцию на него.

    Как написать гротескный персонаж?

    Их предыстория и причина их действий невероятно важны. При написании таких персонажей они должны быть темными, загадочными и странными. Скорее всего, они будут иметь крайне непривлекательную внешность, но иметь трагическую историю, которая компенсирует чувство отвращения, которое кто-то испытывает, когда читает о них.

    Связанные литературные термины 

    • Отвращение: литературный термин, обозначающий субъективный ужас или чью-то реакцию на физически или эмоционально тревожащий предмет.
    • Аффективный: используется для обозначения эмоциональных качеств литературного произведения.
    • Бестиарий: сборник зверей древнего мира.
    • Двойник: человек, который выглядит как кто-то другой, но не обязательно ведет себя как этот человек.
    • Жанр: вид художественного, литературного произведения или музыкального произведения, определяемый содержанием, стилем или конкретной формой, которой он соответствует.
    • Герой: главный или главный герой произведения.
    • Высокомерие: классический термин, используемый для обозначения чрезмерной гордости за героев рассказа.

    Другие ресурсы 

    • Прочитайте: «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго
    • Прочитайте: «Призрак оперы» Гастона Леру 
    • Прослушайте: «Франкенштейн» Мэри Шелли – краткое изложение и анализ

    Жанр гротеска в викторианскую эпоху — Определение и значение в литературе

    Жанр гротеска в викторианскую эпоху — Определение и значение в литературе

    Table of Contents

    Определение жанра

    Гротеск используется в качестве прилагательного для таких выражений, как странный, таинственный, темный, уродливый, неприятный, неуместный и т. д. оно используется для описания странных форм и отвратительных форм, таких как призраки, монстры. Гротеск является одновременно художественным и литературным термином и охватывает целый ряд выражений.

    Таким образом, с восемнадцатого века слово «гротеск» стало использоваться как прилагательное для обозначения странного, уродливого, отвратительного, ужасающего. Это связано с нарушением границ – физических или психологических. Преувеличение играет важную роль.

    Пример наброска Гротеск

    Что означает Гротеск?

    Однако в искусстве «гротеск» используется для обозначения чего-то, что вызывает чувство дискомфорта, а также жалость или сочувствие. «Гротеск» происходит от итальянского слова «grottesca» или «грот» , означающего «пещера», что было экстравагантным стилем искусства, разработанным в конце пятнадцатого века в Риме.

    Со временем он распространился из Италии на другие европейские языки, охватив такие значения, как «арабески» и «мавританский» для типов декоративных узоров. Они часто изображают изображения, варьирующиеся от подобных усиков виноградной лозы, темной листвы до квазиорганического слияния людей, птиц и зверей с кубками, канделябрами и т. д.

    Лучший пример гротеска в литературе можно найти в рассказе «Превращение » Франца Кафки. В нем рассказывается история человека, который однажды проснулся и обнаружил, что превратился в гигантское насекомое. Повесть Николая Гоголя Нос также использует гротеск, изображая историю человека, который обнаруживает, что его нос убежал.

    Гротеск часто используется в таких жанрах, как трагикомедия и сатира. Это полезно для передачи горя и боли художественным и эффективным способом. Поэтому Томас Манн назвал его «подлинным антибуржуазным стилем».

    Мифическая и эпическая литература — отличный источник информации о гротескных персонажах. От одноглазого Полифема в Одиссее Гомера до такой же фигуры, как Циклоп в Теогонии Гесиода , они являются примерами гротеска. «Метаморфозы » Овидия — еще один важный источник гротескных и гибридных существ.

    Гораций в своем Искусство поэзии также говорит об опасностях гротескных или смешанных форм. По его словам, отход человеческих ценностей от классических моделей разума, порядка, гармонии и т. д. открывает возможность вхождения в гротескную форму.

    Компоненты гротеска часто прослеживаются в готическом письме в их характерах, стиле и расположении, т. е. описываемая среда может быть гротескной. Например, готические городские декорации романов Чарльза Диккенса можно рассматривать как гротеск. «Горбун из Нотр-Дама » Виктора Гюго также является одним из самых знаменитых гротесков в литературе.

    «Франкенштейн» Мэри Шелли также считается прекрасным образцом гротеска. Представление о чудовище, созданном путем сшивания изуродованных частей трупа и оживленном необычными методами, является лучшим примером чрезмерности и нарушения нормативного человеческого порядка, вызывающим одновременно страх и жалость к чудовищу.

    Гротеск викторианской эпохи

    Гротеск в викторианской литературе можно проследить в таких текстах, как « Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта и в произведениях Александра Поупа. Гротеск также приобрел новую форму в произведении Льюиса Кэролла «Алиса : Приключения в стране чудес », где он представил мир фантазии.

    Кэрол сделал своих странных персонажей менее пугающими для детей, но они были наполнены смыслом. Безумный Шляпник, Чеширский Кот, Ложная Черепаха — все это примеры гротеска в книге.

    Эдвард Лир был еще одним важным писателем комического гротеска, который играл с идеей смысла и бессмыслицы. Иллюстрации Лира также демонстрируют любопытную форму гротеска — говорят, что лучше всего он рисует гротескные фигуры птиц.

    Он также был пионером поэтической формы лимерика и овладел искусством бессмыслицы. Такие стихотворения, как «Ухаживание за Йонхи — Бонхи — Бо», «Дун со светящимся носом» и т. д., — все это классические образцы гротеска.

    Гротескный набросок Эдварда Лира

    Викторианские фотографии и картины

    Викторианский период придал термину «гротеск» ощущение простого искажения и обезображивания. Гротескные фигуры и лица, нарисованные художниками, стали использоваться в качестве бордюров или инициалов в рукописях.

    На полях начали рисовать миниатюры с изображением получеловека. На зданиях рисовались резные фигуры, например, горгульи и смерчи. Все эти картины и фотографии считались гротеском.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *