Идеал общественный | Понятия и категории
ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ — представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие «идеал» получило распространение в русской философии конца XVIII — начала XIX века под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как представление о высшем совершенстве какого-либо явления или мира в целом. Что касается взглядов, связанных с поиском совершенного общественного устройства как такой формы общежития, которая бы в наибольшей степени способствовала развитию и процветанию страны, то они формировались и изменялись на протяжении всей истории отечественной мысли в зависимости от особенностей интерпретации хода и смысла исторического процесса.
Первоначальные представления об идеале общественном были тесно связаны с задачей формирования русской государственности, складывание которой происходило под влиянием Византии. Теократический идеал общественный Византии — союз государственной (монархической) и церковной (патриаршей) власти, в к-ром монарх подчиняется религиозной идее, а его верховная власть освящается церковью, — был воспринят и на Руси.
После захвата Константинополя турками начинает формироваться представление о Руси как о подлинном центре восточно-христианских стран, что нашло выражение в сформулированной Филофеем религиозно-политической доктрине «Москва — третий Рим». В дальнейшем официально-ортодоксальная линия в понимании идеала общественного претерпела изменения, связанные с процессом обмирщения общественной жизни. Наиболее сильный толчок ему был дан в Петровскую эпоху благодаря распространению просветительских теорий «естественного права» и «общественного договора».
Государство приобретает статус высшей политической и моральной ценности, и высшими добродетелями становятся добродетели гражданские. Идея «Святой Руси» заменяется идеалом общественным «Великой России». Победа России в Отечественной войне 1812 года, рост ее могущества способствовали подъему национального самосознания. На этом этапе наиболее емким выражением идеала общественного стала доктрина «православие, самодержавие, народность», в которой принцип «православия» означал требование от каждого русского быть православным христианином в высшем значении этого слова, а для иноверцев был ограничен усвоением совокупности общих нравственных и гражданских норм, вытекающих из православия и не противоречащих никакой другой религии; принцип «народности» подчеркивал коренную роль русского народа в жизни страны без ущемления других народностей; «самодержавие» трактовалось как проверенная историческим опытом политическая форма, при которой были созданы материальные условия для развития народа и его своеобразного духовного облика.В условиях нарастания нестабильности в Европе и России происходил постепенный перенос центра тяжести на идею «самодержавия», формирование доктрины охранительно-государственнического консерватизма. Наиболее ярким ее выразителем стал проф. права, обер-прокурор Синода Победоносцев. Политические и религиозные идеалы Победоносцева получили поддержку ряда русских писателей, философов, публицистов (Достоевский, К. Н. Леонтьев, Катков, Розанов и др.). Иная неофициальная линия в интерпретации идеала общественного нашла свое проявление в произведениях идеологов русской либеральной интеллигенции. Представители западничества (Анненков, Боткин и др.) будущее России связывали с развитием буржуазных отношений, которое возможно только после уничтожения крепостного права.
Славянофилы для обоснования своего идеала общественного апеллировали к богословским и историко-философским положениям. Он связывался с началом «соборности», «свободной общности», характеризующей жизнь вост. церкви и общественные отношения, сложившиеся в русской поземельной общине и связанные с началами самоуправления. Исторический идеал общественный славянофилов помещался в допетровскую Русь, являвшую единство народа и царя, «земщины» и «власти». В конце XIX — начале XX века русская религиозная философия в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Флоренского, Булгакова и других провозгласила идеал «свободной теократии», т. е. такого общественного устройства, где церковь признавалась высшим началом общественной жизни. «Духовное общество, или Церковь, — писал Соловьев, — в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и экономическими образует один цельный организм — свободную теократию…» Единство светской власти и церкви он и его последователи считали залогом того, что на земле возникнет истинная социальная справедливость, чуждая языческому государству. Тогда каждая составная часть великого целого — нация, общество, индивид — будет обладать внутренней ценностью, не позволяющей обращать их в простое средство к достижению всеобщего благоденствия. Церковь, как таковая, призвана не вмешиваться в государственные и экономические дела, а задавать безусловную норму их деятельности.
Идеал «свободной теократии» связывался также с выявлением как человечеством, так и отдельным народом своего одухотворенного «софийного» содержания (см. Софиология). Его реализация предполагала активную человеческую деятельность, способствующую восхождению общества «от зверочеловечества к Богочеловечеству». Именно на этом пути, по мнению представителей данного философскою течения, лежала долгожданная эпоха «нового средневековья» (Бердяев), ценная обретением единого духовного центра и универсального сакрального мироощущения, утраченного человечеством в Новое время. Эта эпоха и породит такой И., в рамках которого будет преодолена дилемма аскетизма и гедонизма и осуществится искомый позитивный синтез Востока и Запада (Булгаков).
Оригинальные решения проблемы идеала общественного были предложены представителями русского космизма (Федоров, Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.), философии права (И. А. Ильин, Новгородцев), а также такими самобытными мыслителями, как Федотов и др.
Поскольку освободительная тенденция, порожденная деспотическими крайностями самодержавия, была постоянной спутницей общественной жизни России, то значительное место в понимании идеала общественного занимают взгляды русских революционных мыслителей (Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский и др. ). Эту же тенденцию развивали русские народники — Лавров, Михайловский, М. А. Бакунин, Ткачев и др. Радикально-демократическая линия, начавшаяся с резкого осуждения самодержавия и прославления «великого примера» английской и американской революций (Радищев), привела в конечном счете к социалистическому пониманию задач, стоявших перед Россией. Отправной точкой для такого вывода служил не только западноевропейский революционный опыт, но и особенности экономического бытия России, наличие в ней поземельной общины (Герцен).
В отличие от Герцена, разочаровавшегося в конце жизни в революционных средствах переустройства общества («К старому товарищу»), Чернышевский соединял свой социалистический идеал с более радикальными методами решения назревших социальных проблем: ликвидацией наемного труда, помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, развитием коллективного владения и промышленности. Бакунин связывал путь человечества к «царству свободы» с радикальным исключением из жизни народа принципа власти.
Лавров свой идеал общественный в первую очередь соединял с «требованием солидарности всего человечества». Исходным пунктом исторического развития и высшим мерилом общественного прогресса, с его точки зрения, является личность («неделимое»), поэтому социалистический строй основан на гармонии личного и общественного начал в государстве и истории. Михайловскому принадлежала идея активного воздействия идеала общественного на действительность в целях изменения общественного развития в избранном передовой интеллигенцией направлении. При этом он делал акцент на рассмотрение истории с точки зрения «нравственного, справедливого, должного». По его мнению, общества, подавляющие личность, сводящие ее к роли простого винтика, нежизнеспособны. Его теория о массовых народных движениях как бессознательных и подражательных и признание им решающего значения в историческом процессе идеалов и «субъективно-телеологической» деятельности человека вызвали критику со стороны русских марксистов (Плеханов, Ленин).
Идеал общественный в России на протяжении всей ее истории была свойственна этическая направленность и стремление к осуществлению социальной справедливости. Он был чужд национальной замкнутости.
Е. М. Амелина
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 212-213.
Литература:
Иларион. Слово о законе и благодати // Русская идея. М., 1992; Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984; Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Избр. филос. соч. М., 1949; Пестель П. И. Русская правда // Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов: В 3 г. М., 1951. Т. 1; Чаадаев П. Я. Философические письма // Соч. М., 1989; Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки. М ., 1988; Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979; Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Соч. М., 1956. Г. 3; Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Избр. филос. соч.: В 3 т. М., 1950. Г. 1; Лавров П. Л. Исторические письма // Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 1; Михайловский Н. К. Что такое прогресс //Поли. собр. соч.: В Ют. Спб., 1911. Т. 1; Бакунин М. А. Государственность и анархия // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Кропоткин II А. Анархия, ее философия, ее идеал. М., 1906; Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Спб., 1903; М., 2004; Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь. М.. 1911; Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т. 1-2; Бердяев Н. А. Повое средневековье. М., 1991; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991; Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. Кн. 3. С. 96-111; Плеханов Г. В. Наши разногласия//Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956. Т. 1 \ Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33; Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, кон. XIX — нач. XX в. М., 1991; Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства: (От Вл. Соловьева к С. Л. Франку). М., 2000; Она же. Общественный идеал в русской социальной философии всеединства кон. XIX — нач. XX в. М., 2010.
Tags:
Философия
Понятие:
Оратория «Сохранивший веру» — пример высоких христианских идеалов — Сочинская епархия
21.05.2023
Пресс-служба
По благословению Владыки Германа член комиссии во вопросам традиционных ценностей Сочинской епархии протоиерей Александр Копырин, благочинный Сочинского округа, настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» г Сочи, посетил премьеру оратории «Сохранивший веру», посвященной подвигу благоверного великого князя Александра Невского.
17 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках литературно-музыкального духовно-просветительского проекта «Русь великая моя!» состоялась московская премьера оратории «Сохранивший веру», посвященной подвигу благоверного великого князя Александра Невского.
Мероприятие было организовано Санкт-Петербургской духовной академией и ФГБУК «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Художественный руководитель и автор проекта, заслуженный деятель искусств РФ, проректор по культуре СПбДА Елена Михайловна Гундяева. Главный режиссер — Сергей Цветков.
Дирижёр Раиса Гундяева, лауреат международных и всероссийских конкурсов, преподавагель СПбДА.
Концерт посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На исполнении оратории также присутствовали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации; духовенство г. Москвы, монашествующие.
В числе присутствующих в Зале церковных соборов был заместитель министра культуры РФ А. В. Малышев.
Автор музыки — современный российский композитор, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Андрей Микита, автор текста оратории — епископ Каскеленский Геннадий.
В либретто также включены фрагменты русских летописей, исторические документы (отрывок буллы Папы Гонория III), богослужебные и поэтические тексты.
Из впечатлений прот. Александра Копырина: «Помимо авторства, задумки и исполнения была четко сформулирована сама идея по сохранению и утверждению традиционных ценностей. Было представлено 5 частей и каждая содержит то, что нам, наследникам, нужно воспринимать как ценность:
I. «Корень»,
II. «Благословение»,
III. «Сохранивший веру»,
IV. «Наследство»,
V. «Небесный покров» — ведь это и есть те ориентиры, которые нам нужно утверждать.
Оратория стал уникальным способом донесения до более широких масс и нецерковной аудитории высоких духовных христианских идеалов.
Верится, что проект не оставит никого равнодушным, особенно сейчас, когда мы снова стоим перед судьбоносным историческим вызовом».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
примеров идеалов в жизни — найди здоровье
- 20.04.2023
Каковы примеры идеалов в жизни? Для большинства из нас идеальная жизнь — это та, в которой мы можем проявить себя с лучшей стороны и реализовать свой самый высокий потенциал. В котором мы чувствуем себя хорошо и обладаем свободой хорошего психического и физического здоровья .
Исследователи из FinditHealth обнаружили, что определение идеала — это ценность или принцип, которого вы активно придерживаетесь и который является центром вашей жизни. Продолжайте читать, чтобы увидеть больше примеров идеалов в жизни.
ПОДПИСАТЬСЯ для БЕСПЛАТНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ от наших ЭКСПЕРТНЫХ ТРЕНЕРОВ!
Пример идеала
Пример идеала — это принцип или ценность, которые кто-то активно преследует и ставит в приоритет. Это ваш собственный идеал, который вы ставите выше остальных и посвящаете свое время и усилия его достижению. Это может быть что-то небольшое, например, , всегда говорящее правду, , или что-то более масштабное, например, сохранение окружающей среды, которая может повлиять на мир. Как правило, для вас очень важны личные ценности.
Иметь идеалы — значит иметь ценности, которые являются центром и направляют вас в повседневной реальной жизни.
В нашей внутренней жизни часто отсутствует цель и смысл, поэтому очень важно найти и определить свои собственные убеждения и идеалы. Только тогда вы сможете полностью контролировать свою жизнь и стать лучшей версией себя. Он предпринимает действия, чтобы найти свою цель и шагнуть к ней.
Многие из нас не знают, что такое наш этический кодекс и каковы наши идеалы. Для этого нужно копнуть глубже и изучить свое поведение. Это выяснение того, что для вас важно, а также то, как вы используете процесс принятия решений в своей жизни.
Задайте себе такие вопросы, как: «В какую идею вы верите так глубоко, что готовы посвятить ей свою жизнь?» Подумайте, каково ваше определение идеала и чего вы хотите от идеального образа жизни. Это также может означать смотреть в зеркало и по-настоящему видеть себя и то, что делает вас счастливым и комфортным. Также может быть полезно ввести в свою жизнь практику осознанности. Практика осознанности разума и тела — это практика осознания и принятия настоящего момента.
Кроме того, чтобы лучше понять себя, попробуйте вести вечерний дневник. Подсказки для ведения дневника помогут вам найти направление в вашем путешествии по уходу за собой.
ПОДПИСАТЬСЯ на БЕСПЛАТНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ от наших ЭКСПЕРТНЫХ ТРЕНЕРОВ!
Зачем нужны идеалы?
Люди с идеалами способны изменить мир к лучшему. Идеалы питают лучшую жизнь и лучший мир, к которому мы все стремимся и можем поддерживать. Наличие идеалов в жизни также означает поощрение простой жизни. Мы слишком усложняем вещи, когда счастье тесно связано с простотой и минимализмом. Простая жизнь позволит вам задуматься и осознать, что действительно важно, уменьшить стресс в вашей жизни и увидеть, что для вас важно. Простота — это суть радости, а жизнь заключается в том, чтобы находить красоту в простых вещах.
Это также делает акцент на том, чтобы делать что-то по-другому и жить по-другому. Возьмите один день за один раз, планируйте то, что вы можете, и непредубежденно смотрите в будущее. Когда вы решите жить жизнью, которая не всегда соответствует общественным нормам, это может дать отличную передышку и внутреннее удовлетворение. Это значит идти по менее проторенной дороге и вносить позитивные изменения в жизнь, более гармоничную и верную для вас.
Этот идеал может показаться далеким и трудным для достижения в нашем все более занятом и быстро меняющемся мире. Одна из причин заключается в том, что мы живем в обществе, которое не уделяет большого внимания заботе о себе. Вместо этого основное внимание уделяется тому, сколько вы работаете, материальным вещам, которыми владеете, и тому, что вы можете сделать для других. Хотя заботиться о других полезно, забота о себе необходима для здоровья тела и разума.
Понимание и уважение наших потребностей — это противоядие от стресса, который вызывает столько душевных и душевных страданий. Когда мы пренебрегаем собой, физические и эмоциональные потери мешают нам проявлять себя с лучшей стороны. Это ставит под угрозу нашу способность заботиться о других.
Чтобы заботиться о себе в первую очередь, начните с простой утренней рутины. Сюда входят любые занятия, которыми вы занимаетесь каждое утро, которые создают и задают тон на весь оставшийся день.
Медитация — идеальный утренний ритуал для улучшения психического здоровья и общего состояния ума. Простой способ медитировать — следовать инструкциям по медитации или использовать эту осознанную медитацию для снятия беспокойства. Для дополнительных занятий по уходу за собой начните добавлять в свой распорядок ванну с английской солью. Ванна с английской солью может глубоко расслаблять и питать, а также является отличным способом побаловать себя после долгого дня.
В чем разница между моралью и идеалами?
Идеалы и мораль могут показаться похожими, но между ними есть фундаментальные различия. Мораль – это правила или принципы, основанные на том, что считается правильным или неправильным. Человек будет применять их в повседневной жизни, и, как правило, это то, чему они в основном научились, когда росли. Мораль можно рассматривать как внутренний кодекс поведения.
Идеалы — это ценности или принципы, которые вы активно преследуете и придерживаетесь превыше всего. Они не основаны на правильности или неправильности. Вместо этого они являются идеалами, которые ведут вас к успеху и жизни вашей мечты. Важно иметь идеалы, чтобы иметь осмысленную и целеустремленную жизнь.
Они являются маяком перемен в мире и перемен в себе. Они подталкивают вас к тому, чтобы стать лучшей версией себя. Они двигают мир в целом к лучшему завтра. Четко определенные идеалы помогут вам получить от жизни все, что вы хотите.
Что такое идеалы в образовании?
Идеалы в образовании – это одна из самых важных вещей для роста и процветания общества. Наличие идеалов в образовании способствует вашему личному развитию и росту. Образование позволяет нам четко и логично понимать происходящее в мире. Образование позволяет нам полностью использовать наш потенциал и изменить мир к лучшему.
Идеалы образования сосредоточены на развитии способностей людей к обучению, чтобы они могли лучше служить обществу. Это позволяет людям расти благодаря процессам, опыту и решению проблем.
Часто задаваемые вопросы о потенциале
Что такое идеалы в жизни?
Жизненные идеалы — это принципы или ценности, которые кто-то ставит в приоритет и использует в качестве ориентира в своей жизни. Это принцип, который вы ставите выше всего остального и тратите свою жизнь, посвящая время и энергию его достижению.
Какие идеи есть у человека?
У человека может быть много идеалов, ведь все мы разные и имеем разные идеи. Для одних это может быть доброта, честность, а для других их идеалом может быть изменение мира. Загляните глубоко в себя, найдите то, что вы цените больше всего, и начните стремиться к этому всем своим сердцем. Имейте в виду, что менять свои идеи по мере роста и развития — это нормально. Мы также рекомендуем вам иметь набор идеалов, которые способствуют вашей самооценке.
Каковы три идеала человеческой жизни?
Три идеала человеческой жизни: успех в карьере, хорошая семья и дружба, а также чувство собственного достоинства. Но идеальная жизнь может иметь разное значение для каждого. Мы считаем, что самое главное, на чем следует сосредоточиться, это то, что идеальная жизнь должна быть основана на счастье. Вы можете использовать три приведенных выше примера в качестве основы для достижения счастья в своей жизни.
Заключение – исследование Findithealth.
comЖизненные идеалы имеют глубокое значение и могут оказать огромное влияние на вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей. Наша команда FinditHealth призывает вас использовать эти примеры идеалов в жизни, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
ПОДПИСАТЬСЯ на БЕСПЛАТНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ от наших ЭКСПЕРТНЫХ ТРЕНЕРОВ!
Какие примеры идеалов? – Gzipwtf.com
Каковы примеры идеалов?
Цель или принцип, особ. один благородного характера. Определение идеала — это человек или вещь, которые считаются совершенными для чего-то. Примером идеала является дом с тремя спальнями для семьи с двумя родителями и двумя детьми.
Каковы идеалы людей?
Идеал — это принцип или ценность, которую организация активно преследует в качестве цели и ставит выше других интересов, воспринимаемых как менее значимые. Термины, относящиеся к общей вере в идеалы, включают этический идеализм, моральный идеализм и принципиальный идеализм.
Что означают ваши идеалы?
Идеал — это модель чего-то совершенного или не имеющего себе равных. Если у вас высокие идеалы, у вас очень сильные убеждения в том, что хорошо и правильно, и, может быть, даже в том, как лучше всего спасти мир.
Что такое нравственные идеалы?
Типична характеристика, данная Уильямом Франкеной: «Иметь нравственный идеал — значит желать быть личностью данного типа, обладающей определенными чертами характера, а не другими, например, нравственным мужеством или совершенной честностью» (Франкена, 1963, с. стр. 54).
Каковы ваши жизненные идеалы?
Ваш я-идеал — это описание человека, которым вы бы очень хотели быть, если бы смогли воплотить качества, к которым больше всего стремитесь. На протяжении всей своей жизни вы видели и читали о таких качествах, как мужество, уверенность, сострадание, любовь, сила духа, настойчивость, терпение, прощение и честность.
Какой синоним слова «идеальный»?
совершенный, наилучший, непревзойденный, высший, абсолютный, полный, тетрадь, безупречный, безупречный, безошибочный, образцовый, классический, архетипический, образцовый, высший, типичный.
Что понимается под общественным идеалом?
В широком смысле социальный идеал является консолидированным. понимание и ощущение людьми, образующими общество, того, каким общество должно быть. совершенный; углубленный запрос обществом примерной схемы социальной структуры.
Что такое ценности и идеалы?
Ценности и идеалы общества определяют принципы или директивы о том, как человек должен действовать или вести себя, в соответствии с которыми действует общество. Этот принцип или совет человеку о том, как действовать, основан на таких добродетелях, как доброта и справедливость, и таких идеалах, как всеобщее уважение и равенство.
Кто является идеалом вашей жизни и почему?
Моя мама — идеал моей жизни. Она такая вдохновляющая и трудолюбивая личность, которая очарует вас своим любящим и заботливым характером. Она всегда поднимает меня, когда мне плохо. Она человек, который всегда поддерживал меня по своей природе в моей жизни.