Примеры идеалов: Что такое идеалы? Нравственный идеал —

Идеал общественный | Понятия и категории

ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ — представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие «идеал» получило распространение в русской философии конца XVIII — начала XIX века под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как представление о высшем совершенстве какого-либо явления или мира в целом. Что касается взглядов, связанных с поиском совершенного общественного устройства как такой формы общежития, которая бы в наибольшей степени способствовала развитию и процветанию страны, то они формировались и изменялись на протяжении всей истории отечественной мысли в зависимости от особенностей интерпретации хода и смысла исторического процесса.

Первоначальные представления об идеале общественном были тесно связаны с задачей формирования русской государственности, складывание которой происходило под влиянием Византии. Теократический идеал общественный Византии — союз государственной (монархической) и церковной (патриаршей) власти, в к-ром монарх подчиняется религиозной идее, а его верховная власть освящается церковью, — был воспринят и на Руси.

Первоначальным церковным главой древнерусского государства был митрополит, присылавшийся из Константинополя, что создало условия для заимствования византийских церковно-политических концепций. Первые оригинальные идеи в Киеве возникли вне круга митрополита-грека и исходили от придворного княжеского священника Илариона, ставшего в середине XI века первым митрополитом из русских. В своем «Слове о законе и благодати» он утверждал идеал общественный единого, сильного православного государства, политически независимого от Византии.

После захвата Константинополя турками начинает формироваться представление о Руси как о подлинном центре восточно-христианских стран, что нашло выражение в сформулированной Филофеем религиозно-политической доктрине «Москва — третий Рим». В дальнейшем официально-ортодоксальная линия в понимании идеала общественного претерпела изменения, связанные с процессом обмирщения общественной жизни. Наиболее сильный толчок ему был дан в Петровскую эпоху благодаря распространению просветительских теорий «естественного права» и «общественного договора».

Государство приобретает статус высшей политической и моральной ценности, и высшими добродетелями становятся добродетели гражданские. Идея «Святой Руси» заменяется идеалом общественным «Великой России». Победа России в Отечественной войне 1812 года, рост ее могущества способствовали подъему национального самосознания. На этом этапе наиболее емким выражением идеала общественного стала доктрина «православие, самодержавие, народность», в которой принцип «православия» означал требование от каждого русского быть православным христианином в высшем значении этого слова, а для иноверцев был ограничен усвоением совокупности общих нравственных и гражданских норм, вытекающих из православия и не противоречащих никакой другой религии; принцип «народности» подчеркивал коренную роль русского народа в жизни страны без ущемления других народностей; «самодержавие» трактовалось как проверенная историческим опытом политическая форма, при которой были созданы материальные условия для развития народа и его своеобразного духовного облика.

В условиях нарастания нестабильности в Европе и России происходил постепенный перенос центра тяжести на идею «самодержавия», формирование доктрины охранительно-государственнического консерватизма. Наиболее ярким ее выразителем стал проф. права, обер-прокурор Синода Победоносцев. Политические и религиозные идеалы Победоносцева получили поддержку ряда русских писателей, философов, публицистов (Достоевский, К. Н. Леонтьев, Катков, Розанов и др.). Иная неофициальная линия в интерпретации идеала общественного нашла свое проявление в произведениях идеологов русской либеральной интеллигенции. Представители западничества (Анненков, Боткин и др.) будущее России связывали с развитием буржуазных отношений, которое возможно только после уничтожения крепостного права.

Славянофилы для обоснования своего идеала общественного апеллировали к богословским и историко-философским положениям. Он связывался с началом «соборности», «свободной общности», характеризующей жизнь вост. церкви и общественные отношения, сложившиеся в русской поземельной общине и связанные с началами самоуправления. Исторический идеал общественный славянофилов помещался в допетровскую Русь, являвшую единство народа и царя, «земщины» и «власти». В конце XIX — начале XX века русская религиозная философия в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Флоренского, Булгакова и других провозгласила идеал «свободной теократии», т. е. такого общественного устройства, где церковь признавалась высшим началом общественной жизни. «Духовное общество, или Церковь, — писал Соловьев, — в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и экономическими образует один цельный организм — свободную теократию…» Единство светской власти и церкви он и его последователи считали залогом того, что на земле возникнет истинная социальная справедливость, чуждая языческому государству. Тогда каждая составная часть великого целого — нация, общество, индивид — будет обладать внутренней ценностью, не позволяющей обращать их в простое средство к достижению всеобщего благоденствия. Церковь, как таковая, призвана не вмешиваться в государственные и экономические дела, а задавать безусловную норму их деятельности.

Идеал «свободной теократии» связывался также с выявлением как человечеством, так и отдельным народом своего одухотворенного «софийного» содержания (см. Софиология). Его реализация предполагала активную человеческую деятельность, способствующую восхождению общества «от зверочеловечества к Богочеловечеству». Именно на этом пути, по мнению представителей данного философскою течения, лежала долгожданная эпоха «нового средневековья» (Бердяев), ценная обретением единого духовного центра и универсального сакрального мироощущения, утраченного человечеством в Новое время. Эта эпоха и породит такой И., в рамках которого будет преодолена дилемма аскетизма и гедонизма и осуществится искомый позитивный синтез Востока и Запада (Булгаков).

Оригинальные решения проблемы идеала общественного были предложены представителями русского космизма (Федоров, Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.), философии права (И. А. Ильин, Новгородцев), а также такими самобытными мыслителями, как Федотов и др.

Особое место в трактовке общественного идеала занимает философия евразийства (Савицкий, Г. В. Вернадский, Карсавин, Н. Н. Алексеев). Мыслители этого направления развивали цивилизованный подход к историческому прошлому и будущему России. Они обратили внимание на роль «месторазвития» в жизни государства и общества и создали учение о России как особом этнокультурном мире, самобытном и самодостаточном с точки зрения географии, экономики, культуры, исторического языкового развития. Евразийцы ставили задачу формирования общеевразийского национализма, трактуя его как общий наднациональный интерес народов России-Евразии. Единство народов Евразии они связывали, в первую очередь, с общностью их исторических судеб. Свой общественный идеал евразийцы не мыслили без сильного государства («демотии»), с особым типом отбора элиты («правящий отбор»), способствующего органическому синтезу управляемых (народа) и управляющих (элиты) на основе «идеи-правительницы».

Поскольку освободительная тенденция, порожденная деспотическими крайностями самодержавия, была постоянной спутницей общественной жизни России, то значительное место в понимании идеала общественного занимают взгляды русских революционных мыслителей (Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский и др. ). Эту же тенденцию развивали русские народники — Лавров, Михайловский, М. А. Бакунин, Ткачев и др. Радикально-демократическая линия, начавшаяся с резкого осуждения самодержавия и прославления «великого примера» английской и американской революций (Радищев), привела в конечном счете к социалистическому пониманию задач, стоявших перед Россией. Отправной точкой для такого вывода служил не только западноевропейский революционный опыт, но и особенности экономического бытия России, наличие в ней поземельной общины (Герцен).

В отличие от Герцена, разочаровавшегося в конце жизни в революционных средствах переустройства общества («К старому товарищу»), Чернышевский соединял свой социалистический идеал с более радикальными методами решения назревших социальных проблем: ликвидацией наемного труда, помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, развитием коллективного владения и промышленности. Бакунин связывал путь человечества к «царству свободы» с радикальным исключением из жизни народа принципа власти.

Вместо него должна появиться «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций (идея затем была развита Кропоткиным).

Лавров свой идеал общественный в первую очередь соединял с «требованием солидарности всего человечества». Исходным пунктом исторического развития и высшим мерилом общественного прогресса, с его точки зрения, является личность («неделимое»), поэтому социалистический строй основан на гармонии личного и общественного начал в государстве и истории. Михайловскому принадлежала идея активного воздействия идеала общественного на действительность в целях изменения общественного развития в избранном передовой интеллигенцией направлении. При этом он делал акцент на рассмотрение истории с точки зрения «нравственного, справедливого, должного». По его мнению, общества, подавляющие личность, сводящие ее к роли простого винтика, нежизнеспособны. Его теория о массовых народных движениях как бессознательных и подражательных и признание им решающего значения в историческом процессе идеалов и «субъективно-телеологической» деятельности человека вызвали критику со стороны русских марксистов (Плеханов, Ленин).

Идеал общественный в России на протяжении всей ее истории была свойственна этическая направленность и стремление к осуществлению социальной справедливости. Он был чужд национальной замкнутости.

Е. М. Амелина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 212-213.

Литература:

Иларион. Слово о законе и благодати // Русская идея. М., 1992; Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984; Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Избр. филос. соч. М., 1949; Пестель П. И. Русская правда // Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов: В 3 г. М., 1951. Т. 1; Чаадаев П. Я. Философические письма // Соч. М., 1989; Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки. М ., 1988; Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979; Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Соч. М., 1956. Г. 3; Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Избр. филос. соч.: В 3 т. М., 1950. Г. 1; Лавров П. Л. Исторические письма // Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 1; Михайловский Н. К. Что такое прогресс //Поли. собр. соч.: В Ют. Спб., 1911. Т. 1; Бакунин М. А. Государственность и анархия // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Кропоткин II А. Анархия, ее философия, ее идеал. М., 1906; Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Спб., 1903; М., 2004; Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь. М.. 1911; Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т. 1-2; Бердяев Н. А. Повое средневековье. М., 1991; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991; Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. Кн. 3. С. 96-111; Плеханов Г. В. Наши разногласия//Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956. Т. 1 \ Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33; Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, кон. XIX — нач. XX в. М., 1991; Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства: (От Вл. Соловьева к С. Л. Франку). М., 2000; Она же. Общественный идеал в русской социальной философии всеединства кон. XIX — нач. XX в. М., 2010.

Tags: 

Философия

Понятие: 

Оратория «Сохранивший веру» — пример высоких христианских идеалов — Сочинская епархия

21.05.2023

Пресс-служба

 По благословению Владыки Германа член комиссии во вопросам традиционных ценностей Сочинской епархии протоиерей Александр Копырин, благочинный Сочинского округа, настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» г Сочи, посетил премьеру оратории «Сохранивший веру», посвященной подвигу благоверного великого князя Александра Невского.  

17 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках литературно-музыкального духовно-просветительского проекта «Русь великая моя!» состоялась московская премьера оратории «Сохранивший веру», посвященной подвигу благоверного великого князя Александра Невского.
Мероприятие было организовано Санкт-Петербургской духовной академией и ФГБУК «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Художественный руководитель и автор проекта, заслуженный деятель искусств РФ, проректор по культуре СПбДА Елена Михайловна Гундяева. Главный режиссер — Сергей Цветков.
Дирижёр Раиса Гундяева, лауреат международных и всероссийских конкурсов, преподавагель СПбДА.
Концерт посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На исполнении оратории также  присутствовали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации; духовенство г. Москвы, монашествующие.

В числе присутствующих в Зале церковных соборов был заместитель министра культуры РФ А. В. Малышев.

Автор музыки — современный российский композитор, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Андрей Микита, автор текста оратории — епископ Каскеленский Геннадий.

В либретто также включены фрагменты русских летописей, исторические документы (отрывок буллы Папы Гонория III), богослужебные и поэтические тексты.

Из  впечатлений прот. Александра Копырина:  «Помимо авторства, задумки и исполнения  была четко сформулирована сама идея по сохранению и утверждению традиционных ценностей. Было представлено 5 частей  и каждая содержит то, что нам, наследникам, нужно воспринимать как ценность:
I. «Корень»,
II. «Благословение»,
III. «Сохранивший веру»,
IV. «Наследство»,
V. «Небесный покров»  — ведь это и есть те ориентиры, которые нам нужно  утверждать.
Оратория стал уникальным  способом донесения до более широких масс и нецерковной аудитории высоких духовных христианских идеалов.
Верится, что проект не оставит никого равнодушным, особенно сейчас, когда мы снова стоим перед судьбоносным историческим вызовом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

примеров идеалов в жизни — найди здоровье