Примеры непроизвольного внимания: Samorazvitie Primery Neproizvolnogo Vnimaniya %23I

Непроизвольное внимание

Представим, вы сидите в кафе и не осознанно засмотрелись на человека, сидящего за соседним столиком. Вам даже не интересна его личность. Сами того не замечая, вы наблюдаете за тем, что он читает, во что одет, вычищена ли его обувь, ухожены ли у него руки. В данном случае ваше внимание является непроизвольным по той причине, что вы не задались целью узнать как можно больше об этом человеке. Самое интересное, что это далеко не единственный наглядный пример, который можно привести, объясняя, что же такое непроизвольное или непреднамеренное внимание. К примеру, вы гуляете по парку, и недалеко от вас хрустнула ветка – вы сразу же повернете голову в сторону возникшего звука.

Специалисты считают, что такое внимание возникло в процессе эволюции и главная его цель – заботиться о вашем выживании на земле, полной опасностей.

Чем непроизвольное внимание отличается от произвольного?

Первое и одно из самых главных отличий, так это возникновение ориентировочного рефлекса. При непреднамеренном внимании не нужно сознательно заставлять себя что-то делать. Так, мы с удовольствием с головой уходит в наше воображение, когда читаем любимую книгу или полностью сосредотачиваем свое внимание на просмотре невероятно интересного фильма.

В случае, когда приходится сесть за нелюбимое занятие, мы понимаем, что не хотим это делать, но осознаем, насколько его выполнение необходимо. Второй вариант и есть то, что называют произвольным вниманием.

На основе чего возникает непроизвольное внимание?

В первую очередь, стоит отметить, что главным источником появления данного вида внимания являются новые явления и предметы. То, что стереотипно и обыденно не способно его вызвать. К тому же, чем красочнее источник возникновения непроизвольного внимания, чем больше он имеет некую связь с прошлым человека, тем велика вероятность, что он надолго привлечет внимание человека.

Самое интересное, что в зависимости от нашего состояния, одни и те же внешние раздражители по-разному влияют на людей. Объектом непроизвольного внимания с легкостью становится то, что каким-либо образом связано с удовлетворением или неудовлетворением наших потребностей. К последнему можно отнести материальные (какие-либо покупки), органические (желание покушать, согреться), духовные (стремление понравится любимому человеку, понять собственное «я») потребности.

 

Статьи по теме:

Рассеянное внимание

От рассеянности внимания страдают не только старики, дети, но и большая часть молодежи. В большинстве случаев виновато времяпровождение в интернете. Об этом и не только узнайте прямо сейчас.

Феноменальная память

Врожденная феноменальная память – это уникальный талант, которым обладают немногие. Однако при желании развить свою память и научиться запоминать большой объем информации можно, используя специальные тренировки. Подробнее об этом в нашей статье.

Как развить фотографическую память?

Фотографическая память не является такой уж уникальной способностью. Просто кому-то она дается с рождения, а другие люди развивают ее с помощью специальных мнемонических упражнений. Подробнее об этом в нашей стране.

Как понять, чем хочешь заниматься в жизни?

Каждый человек имеет свое предназначение в этом мире, но зачастую мы не знаем, какое именно, и делаем то, что должны делать, а не то, к чему лежит душа. В этой статье мы попробуем разобраться в том, как понять, чем на самом деле вы хотите заниматься в жизни.

Упражнения на развитие внимания у детей и взрослых и их цели

«Какой ты невнимательный!», «Сосредоточь свое внимание на чем-то важном». Эти фразы слышал в свой адрес каждый. И правда, порой нам бывает сложно сосредоточиться на каком-либо объекте. А бывает и так, что человек вообще рассеян и испытывает сложности в концентрации внимания.

В этой статье:

Основные понятияВиды вниманияТОП-10 упражнений на развитие концентрации внимания

Новости СМИ2

Основные понятия

Фото автора Cxpturing Souls: Pexels

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. То есть наше сознание выделяет определенный объект (предмет, человека, событие) из всего, что происходит вокруг и концентрируется на нем, сохраняя сосредоточенность на какое-то время.

Концентрация внимания – степень вовлеченности или интенсивность сосредоточения внимания. То есть уровень, с которым сознание человека погружено в конкретный объект. Если концентрация высокая, то человек максимально увлечен этим объектом. И наоборот.

Виды внимания

Важно понимать, что внимание бывает  трех видов: непроизвольное и произвольное, после произвольное.

  • Непроизвольное внимание.

Оно возникает в случае, когда наше сознание не включено в деятельность. То есть мы не осознаем эти процессы и не прилагаем никаких усилий для вовлеченности в конкретный объект.

Примеры непроизвольного внимания

Допустим, ты поставила в духовку пирог и пошла, заниматься своими делами. Однако вдруг ты резко почувствовала запах горелого, что спровоцировало тебя побежать на кухню. То есть, ты была сосредоточена на другом объекте, однако резкий запах привлек твое внимание к пирогу.

Или, например, ты увлекаешься профессиональным макияжем. Проходя мимо девушек, ты непроизвольно обращаешь внимание на то, как они накрашены. Это происходит из-за твоей увлеченности конкретной сферой.

А вот еще пример: ты сильно голодна и идешь по улице, твое внимание невольно падает на людей, которые кушают мороженое и на кафе, встречающие на твоем пути. Так тоже проявляется непроизвольное внимание, основанное уже на инстинктах.

Исходя из примеров, возможно, сделать вывод, что непроизвольное внимание – это та часть внимания, которая возникает самопроизвольно, которую мы никак не контролируем. Такое внимание занимает основную часть нашей жизни, в основном его мы используем.

Повышаем концентрацию и внимание

  • Произвольное внимание.

Здесь уже задействовано наше сознание. То есть произвольное внимание формируется нами с какой-либо определенной целью. В связи с тем, что нам приходится задействовать нашу волю и прилагать некоторые усилия, чтобы сконцентрироваться на объекте, такое внимание часто называют волевым, активным.

Примеры произвольного внимания

Допустим, тебе необходимо подготовить доклад. Это твоя цель. Поэтому ты открываешь книги по теме и концентрируешься на поиске подходящих для тебя материалов. Ты сосредоточена на процессе и в результате отвлекаешься лишь, когда работа будет окончена.

Или, например,  ты катаешь ребенка на карусели. В это же самое время тебе позвонили, и ты ведешь разговор. Твоя задача, следить за ребенком, чтобы он не упал. Именно поэтому тебе приходится концентрировать внимание на малыша, совершая некоторое усилие.

  • После произвольное внимание.

Такой вид внимания представляет собой «микс» непроизвольного и произвольного внимания. Если быть точнее, произвольное (волевое) внимание плавно перетекает в непроизвольное (неосознанное).

Пример после произвольного внимания

Например, ты собираешься приготовить новое блюдо. Для начала тебе необходимо изучить рецепт, подготовить продукты и сосредоточиться на процессе. Тебе приходится переключать свое внимание с рецепта на собственно само приготовление. Это требует конкретных усилий.

Однако когда все ингредиенты заброшены и остается лишь помешивать, твоя концентрация ослабевает, тебе не приходится сосредотачиваться и напрягаться, все течет своим чередом, без глубокого включения в процесс. Так и происходит переход от произвольного внимания к непроизвольному.

 В связи с тем, что внимание развивается в детстве, мы способны тренировать и развивать лишь произвольное внимание. То есть волевое, которым нам приходится управлять. Именно этим мы сегодня и займемся.

ТОП-10 упражнений на развитие концентрации внимания

Уметь концентрироваться на определенной задаче и сосредоточенно ее выполнять – умение не только полезное, но и нужное. Полная концентрированность позволяет выполнять любую работу четко, быстро и с прекрасным результатом.

Несобранность, рассеянность и неумение себя организовать приводит к неудовлетворенности самим собой, плодами своих трудов, а порой и к невозможности увидеть важное, необходимое. Именно поэтому, если тебе сложно сосредоточиться на объекте, стоит заняться развитием и укреплением своей внимательности.

Рассмотрим основные упражнения и методики развития:

  • Сосредоточение на любом объекте.

Развивать концентрацию внимания можно без особой к тому подготовки. В концентрации внимания важно что? Конечно сосредоточение на объекте. Поэтому таким объектом может стать, что угодно: дыхание, песочные часы, минутная стрелка, струя воды. Тебе необходимо выбрать объект.

Например, песочные часы. Перед тобой стоит задача, сосредоточиться на песочных часах, на том, как песок перетекает сверху вниз. Главное условие: не думай ни о чем, кроме процесса, который ты наблюдаешь. Упражнение возможно выполнять где угодно: хоть стоя в очереди, хоть перед сном лежа в постели.

  • «Линия».

Похожее на предыдущее, упражнение «Линия». Только для выполнения тебе понадобится лист бумаги и карандаш. Твоя задача медленно чертить линию, сосредоточив все свое внимание на процессе, который ты выполняешь.

Как только ты начинаешь думать о чем-либо другом, ты рисуешь зарубку. Дальше упражнение продолжается. Твоя задача, сделать как можно меньше зарубок. Постоянное выполнение этого упражнения, укрепляет концентрацию, и постепенно ты научишься совсем не отвлекаться.

  • «Сколько слов?»

Это упражнение заключается в том, что ты выбираешь небольшой отрывок из книги. Попроси кого-нибудь прочитать его вслух. Твоя задача посчитать, сколько слов в тексте было на букву «А». Текст, как собственно говоря, и букву, возможно, выбирать любые. Главное сконцентрироваться и на слух уловить все слова.

  • «Найди отличия».

Помнишь, в детстве были задания, где брали две почти одинаковые картинки. Они отличались лишь несколькими деталями. Эти детали и предстояло найти. Как ни странно, но во взрослом возрасте такие упражнения все также полезны для развития внимательности.

  • «Долгий счет».

В этом упражнении твоя задача сконцентрироваться на счете. Да, тебе придется считать, но не просто как мы уже привыкли это делать, не применяя особых мысленных усилий. Считать тебе надо будет что-то или кого-то, мысленно представляя это в голове и не отвлекаясь ни на минуту. Результаты записывай. Упражнение стоит повторять как можно чаще.

  • «Цветные слова».
Giphy

Одно из лучших упражнений, развивающих внимание, как у детей, так и у взрослых. Кстати, игру, возможно, сделать самому, своими руками. На картинке написаны слова, обозначающие цвет. Но сложность состоит в том, что само слово не соответствует цвету, которым слово раскрашено.

Например: слово красный изображено зеленым цветом, синий изображено черным цветом и т.д. Твоя задача – назвать цвет, который обозначает само слово, а не тот, которым оно раскрашено. Важна сосредоточенность и полная вовлеченность в процесс. Также важна и скорость выполнения.

  • «10 слов».

Эта методика направлена как на диагностику, так и на развитие внимания. Суть заключается в том, что ты читаешь 10 слов и твоя задача их запомнить. После чего ты их пробуешь воспроизвести.  Упражнение можно проводить и при помощи кого-нибудь.

Попроси маму или мужа прочитать тебе 10 слов, а ты будешь их запоминать на слух. Здесь работает не только внимание, но и память. Слова возможно подобрать самостоятельно или найти в интернете. Но они должны быть простые, как например: кошка, дом, цветок, окно и т.д.

  • «Таблицы Шульте»

Еще одна методика, направленная на диагностику и укрепление внимания. Это таблица 5*5, хотя возможны и другие вариации, в которой расставлены вперемежку цифры от 1 до 25. Твоя задача: найти все цифры по порядку как можно быстрее. Если постоянно пользоваться таким тренажером, твое внимание будет укреплять свои позиции.

  • Пазлы или вышивание стразами.

Такое занятие отлично справляется с развитием концентрации внимания. Ведь если говорить о вязании или простом вышивании, то эти увлечения, скорее мы выполняем машинально.

 А вот, например, пазлы вовлекают нас в мыслительный процесс, когда мы постоянно думаем, куда поставить какую деталь. Что касается вышивания стразами, мы сосредоточены на выборе цвета, и нам также необходима полная концентрация внимания.

  • Замечай необычное.

Внимательность, возможно, тренировать и в рамках обыденной жизни. Просто обращая свое внимание на какие-то объекты, которые тебе кажутся необычными. Поставь себе задачу: каждый день, когда ты идешь с работы, заметить что-то интересное.

Возможно, ты отметишь, как пробежала собака с интересным окрасом. Или на пути ты встретила дерево, которое необычно выросло. А может быть, тебе встретилась женщина, у которой на кофточке висела красивейшая брошь. Свои наблюдения возможно записывать в блокнот.

Внимательность, сосредоточенность, умение увлекаться и концентрироваться на объекте, процессе или человеке позволяет нам с легкостью решать любые, даже самые сложные задачи. Даже не обладая от природы такими способностями, мы в состоянии развивать их и усовершенствовать.

Внимание и Фокус

Букварь для мозга

  • Опубликовано 29 августа 2022 г.
  • Автор Мелисса Галинато
  • Источник BrainFacts/SfN

iStock.com via golubovy

Внимание

Если вы обратите внимание прямо сейчас, должны быть заметные изменения в вашем сердечном ритме, дыхании и кровотоке. Если это звучит знакомо, то это потому, что те же самые физиологические изменения происходят во время возбуждения, которое необходимо для того, чтобы быть бдительным и внимательным.

Состояние возбуждения требует реакции на окружающую среду. Чтобы принимать решения о том, что делать, вам нужно сосредоточиться на том, что происходит в окружающей среде, особенно на том, что имеет отношение к вашим целям. Например, если ваша цель — убежать от разъяренного медведя, вам нужно быть начеку и следить за тем, куда вы бежите, чтобы не споткнуться и не упасть. Ученые предположили, что состояние возбуждения ускоряет обработку и улучшает понимание деталей окружающей среды. В противном случае вашему мозгу потребовалось бы бесконечное количество времени и энергии для обработки всех поступающих сенсорных сигналов (звуков, образов, запахов и других ощущений), потому что окружающая среда постоянно меняется.

Фокус 

Даже при многозадачности мозг не может обработать все сенсорные входы. Вместо этого люди сосредотачивают свое внимание на чем-то одном. Внимание — это удивительная способность, потому что она позволяет вам иметь такой большой контроль и способность точно настраивать свое внимание на различные места, время и темы. Рассмотрим страницу, которую вы сейчас читаете. Хотя вы можете видеть всю страницу, вы фокусируетесь только на одной строке за раз. Кроме того, вы можете обратить свое внимание на прошлое, когда читали начало этой страницы. Или вы можете вообще игнорировать предложения и сосредоточиться на том, сколько раз слово «вы» встречается на этой странице. Ученые различают два типа внимания, которые включают разные мозговые процессы: произвольное (эндогенное) внимание и непроизвольное (экзогенное) внимание.

Произвольное внимание возникает, когда вы выбираете, на чем сосредоточиться — например, когда вы находите любимого человека в толпе. Фронтальная и теменная кора головного мозга активны, когда вы контролируете свое внимание или направляете его на определенный объект или место. Непроизвольное внимание возникает, когда что-то в окружающей среде (например, внезапный шум или движение) привлекает ваше внимание. Непроизвольное внимание — это отвлечение от выбранных вами целей, и исследователи часто используют отвлекающие объекты в экспериментах с вниманием. Отвлекающие факторы могут быть эмоциональными, например фотографии семьи, или неэмоциональными изображениями, которые выделяются на фоне других раздражителей, например, красный круг, окруженный серыми квадратами. Области мозга в правом полушарии, известные под общим названием вентральная лобно-теменная сеть, образуют систему, которая обрабатывает новые и интересные стимулы, отвлекающие вас от текущей задачи. Исследования внимания могут помочь нам понять зрительные задачи, обучение, развитие ребенка и нарушения внимания.


Адаптировано из 8-го издания Brain Facts Мелиссы Галинато .

Об авторе

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО

Ссылки

Bartolomeo, P. (2007). Визуальное пренебрежение. Текущее мнение в неврологии, 20 (4), 381-386. http://journals.lww.com/co-neurology/Abstract/2007/08000/Visual_neglect.2.aspx

Карретье, Л. (2014). Экзогенное (автоматическое) внимание к эмоциональным раздражителям: обзор. Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология, 14(4), 1228. https://link.springer.com/article/10.3758/s13415-014-0270-2

Кинкейд Дж. М., Абрамс Р. А., Астафьев С. В., Шульман Г. Л. и Корбетта М. (2005). Исследование функциональной магнитно-резонансной томографии, связанное с событием, произвольной и управляемой стимулом ориентации внимания. Журнал неврологии, 25 (18), 4593-4604. http://www.braindetective.com/journalclub/2005Kincade.pdf

Лангнер Р. и Эйкхофф С. Б. (2013). Поддержание внимания к простым задачам: метааналитический обзор нейронных механизмов бдительного внимания. Психологический вестник, 139(4), 870–900. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3627747/

Li, K., & Malhotra, P.A. (2015). Пространственное пренебрежение. Практическая неврология, Пракнейрол-2015. http://pn.bmj.com/content/15/5/333

Похожие темы Внимание Мышление и осознание Зрение Мышление, восприятие и поведение Системы тела Анатомия и функции мозга

Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями | Аудиология и неврология

Пропустить пункт назначения навигации

Обзор статей| 19 мая 2000 г.

Карлес Эстера;

Киммо Алхо;

Эрих Шрёгер;

Иштван Винклер Винклер

Audiol Neurotol (2000) 5 (3-4): 151–166.

https://doi.org/10.1159/000013877

История статьи

Опубликовано в Интернете:

19 мая 2000 г.

Инструменты для работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Citation

Карлес Эстера, Киммо Алхо, Эрих Шрегер, Иштван Винклер Винклер; Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями. Аудиол Нейротол 1 августа 2000 г.; 5 (3-4): 151–166. https://doi.org/10.1159/000013877

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

В этой статье рассматриваются недавние исследования потенциала мозга, связанного с событиями (ERP), в которых изучались непроизвольное внимание и отвлекаемость в ответ на новизну и изменение акустической среды. Эти исследования показывают, что несоответствие негативности, N

1 и P 3a компонентов ERP, вызванных девиантными или новыми звуками в неконтролируемой последовательности повторяющихся стимулов, указывает на различные процессы на пути к непроизвольному переключению внимания на отвлекающие стимулы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *