Примеры обобщения: Обобщение. Большая российская энциклопедия

Обобщения — История психологии

Самые типичные примеры обобщений – это слова «всегда», «никогда», «все», «каждый». Они называются универсальными и не знают исключений, ограничивая вашу свободу, упрощают ваше видение, а вовсе не сам мир. Приведем примеры:

«Я никогда не смогу этого сделать»,

«Никому нет до меня дела»,

«Тебя всегда нет, когда ты мне нужен».

Иногда универсальные выражения менее очевидны:

«Люди злы по природе», «Французская кухня очень дорога», «Исключения лишь доказывают правила».

Для того чтобы подвергнуть эти обобщения проверке, задайте уточняющий вопрос: «Все люди злы? Вы не знаете ни одного доброго человека?»

Иногда, если вам удалось достичь полного взаимопонимания, просто выскажите недоверие к обобщению:

«Совершенно все?!» Тогда говорящий начнет искать в личном опыте исключения.

Обобщения – это суждения, которые можно уточнить с помощью вопросов: «Кто это сказал? Чем вы можете доказать это утверждение?» Очень часто мы высказываем мнения, которых сами не разделяем. Это родительское наследие, которое следует проанализировать и пересмотреть.

Еще один пример обобщения – правила, устанавливаемые нами для себя и других. В них используются глаголы долженствования и такие слова, как «должен», «нужно» и т. п. Чтобы уточнить подобное утверждение, спросите: «А что произойдет, если я этого не сделаю?»

Например:

«Вы должны найти другую работу!» – «А что произойдет, если я этого не сделаю ?»

Анализируйте последствия – иногда они действительно реальны и неприятны или существуют только в воображении. Иногда «управляющие» слова долженствования повергают нас в настоящий транс. Мы перестаем думать и просто слепо подчиняемся.

Существуют также негативные правила – с использованием слов «не должен», «не нужно». Чтобы выявить последствия, спросите: «А что произойдет, если я это сделаю?»

Например:

«Вы не должны разговаривать с этими людьми». – «А что произойдет, если я заговорю с ними ?»

Еще более категорично звучит «не могу». Иногда это связано с чисто физическими ограничениями: «Я не могу прыгнуть выше 20 футов», порой – с убеждениями, которых мы никогда не проверяли: «Я не могу измениться», «Я не могу этого найти». Чтобы снять подобный блок, спросите: «Что мне мешает?» Таким образом вы сместите фокус с процесса в сторону цели и сможете устранить то, что стоит на вашем пути.

«Я могу» и «Вы можете» – это усиливающие, подбадривающие фразы (если только они не подразумевают нечто абсолютно нереальное).

Дадим вам добрый совет: замените в своей речи слово «должен» на «можешь», и тогда фраза «Я должен добиться хороших результатов» прозвучит так: «Я могу добиться хороших результатов».

Подобное замещение – одно из самых эффективных, которые вы можете сделать для себя и других. И для этого нужно лишь заменить одно слово на другое.

Читайте далее:

  • Словарь терминов НЛП
  • Повседневные трансы
  • Как женщине полюбить себя и повысить самооценку
  • Методы прогнозирования
  • Транс
  • Язык
  • Привратники восприятия
  • Кризис идентичности

Искажение процесса обобщения.

  • 2,6K просмотров

Сегодня мы немного затронем тему обобщения, сравнения и искажения мыслительных процессов, но не у обычных людей, а у больных шизофренией.
Прежде чем перейти к теме предлагаю определиться с тем, что такое шизофрения.

Шизофрения (от др.-греч. «расщеплять», «раскалывать + «ум, мышление, мысль»), ранее — деменция прекокс (от лат. dеmentia praecox — «раннее слабоумие») – это психическое расстройство (или группа расстройств), для которого характерны нарушения процессов мышления, восприятия, самовосприятия, эмоций и поведения.

Так вот, у больных шизофренией обычно наблюдается феномен искажения мыслительных процессов. При решении данной (мыслительной) задачи предполагается, что человек будет выделять существенные признаки, производить анализ, объединять по существенным общим признакам, и т.д. И вот, что происходит. Больные шизофренией могут и выделять общий признак, и абстрагировать, но делают они отлично от условно здоровых людей. Но признак, по которому больные определяют общее среди имеющегося, не является существенным. В данном случае он не опирается на общечеловеческий опыт. Данный феномен отхода от общечеловеческих критериев называется искажением.
Существует методика «исключение предметов» (или «4й лишний»), где происходит оценка вербально-логического мышления. Данная методика выявляет признаки искажения мыслительных процессов. Чаще всего методика представляется испытуемому в виде черно-белых карточек, на которых изображены четыре предмета, эти карточки могут быть и помечены по сложности и предоставляться о легких к сложным. Также, это могут быть не карточки с картинками, а слова, написанные по четыре слова в строчке. Итак, испытуемому предоставляют первые четыре карточки, при этом три из них имеют прямой общий признак, их можно назвать одни словом, а четвертое изображение к ним не подходит. Испытуемый выбирает один предмет (изображение), которое исключает, однако, он должен еще объяснить свой выбор, прокомментировать его.

То есть, ему человеку необходимо синтезировать (найти) общее понятие среди трех предметов (изображений), и исключить один предмет (изображение), которое не будет подходить под общее.

Теперь предлагаю перейти к практическому опыту, приведу пример проработки данной методики с больным шизофренией. На карточках представлены дерево, этажерка, метла и вилка. Больной исключает вилку, оставляя дерево, этажерку и метлу. При этом объединяет три оставшиеся предмета не потому, что они все могут быть деревянными, а потому, что вилка занимает горизонтальное положение, а остальные – вертикальное. Это хороший пример того, как больной обобщает по латентному признаку, то есть по несущественному. Другой больной шизофренией исключил этажерку, объясняя тем, что что все остальные предметы имеют стержень. Давайте рассмотрим еще один пример. На карточках изображены самолет, пчела, вентилятор, гвоздь. (какой предмет вы бы исключили и по какому признаку объединили оставшиеся?) Больной шизофренией выбрал гвоздь на основании того, что он является односложным (монолитным), а все оставшиеся предметы состоят из частей.

Что мы видим. Мы видим, что нахождение общего и исключение лишнего (абстрагирование и синтез) сохранены, но это только формально. Другими словами, общий признак найден, но какой… Вот в этом игнорировании стереотипов практики и проявляется феномен искажения мыслительных операций.

Данный вид нарушения диагностируется с помощью еще одной методики – «Сравнение понятий». Человек должен назвать сходство и различия между двумя парами, предложенными специалистом, при этом могут быть несравнимые пары. Сначала определить нужно сходство, а затем отличие. Например, специалист предлагает пары: «снег» и «дождь», «слон» и «муха», «сани» и «телега», «ветер» и «соль», «луна» и «чернильница». Две последние пары понятий являются несравнимыми.
Чаще всего больные шизофренией отвечают таким образом: при сравнении «воробей – соловей», больной опирается на одинаковый цвет или схожее оперение, но не выделяет существенный признак того, что это птицы. Точно также пациенты не выделяют существенные различия, говоря, что «воробьев чаще бьют» или «характер разный», но не говорят, что соловей – птица певчая, а воробей – нет.

Ответы пациентов ни коем образом не зависят от сложности задачи. Ошибки возникают при разборе даже самый простых пар. Например, сравнивая пару «мышь» и «кошку», пациент видит сходство в том, что «обе поддаются дрессировке» или «видят в темноте», или «используются в научных целях», но больное не говорит, что это животные. В данном случае можно увидеть, что мыслительная операция, как таковая, не осуществляется в должном виде. И признак, на которые опирается больной является не прямым, а латентным и малозначимым.

В заключении замечу, что приведенные выше примеры как методик, так и примеров из практики являются частными случаями. При этом, каждый, читающий данную статью, конечно может найти в интернете эти методики, пройти их сам или протестировать на ком-то из знакомых. Важно помнить, что только специалист имеет право ставить диагноз и корректно использовать методики в работе. В истории, где вы пробуете протестировать знакомых – это, скорее всего, будет простой тест, где вы сможете «проиграть» и посмотреть как другой человек находит общее или исключает предмет, но не более.

В курсах МАИЛ мы затрагиваем общую информацию в патопсихологии, чтобы вы могли анализировать условно здоровых людей и понимали, что находиться «за гранью» условной нормы. Записаться или проконсультироваться по курсу или курсам Академии очень просто. Оставьте заявку здесь.

Related Tags
  • искажение,
  • искажение процессов обобщения,
  • клинический случай,
  • сходство и различия,
  • эксперимент

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»