примеры, проблема самопожертвования ради любви
Самопожертвование – это пренебрежение индивида персональными интересами с целью сохранения благополучия другого. Проще говоря, это стремление отказаться от удовлетворения личных целей, удовольствий, нередко даже жизни для защиты выгод и интересов других индивидов. Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном скоростном жизненном ритме, во вселенной, где властвуют технологии и всепоглощающее тяготение к личной наживе, где зашкаливает уровень стресса, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже. Самопожертвование ради людей является человеческим инстинктом защиты семьи, потомства.
Проблема самопожертвования
Принято думать, что готовность к самопожертвованию в качестве фундамента под собой имеет любовь. Считается, что глубокое чувство двигает индивидов на подвиги: одним хочется посвятить себя своей половине безвозмездно, другие мечтают отдаться безраздельно любимой профессии. Однако психологи убеждены, что эта теория миф.
Проблема самопожертвования заключена в непривлекательности причин, спровоцировавших ее. Самопожертвование в жизни чаще порождают два чувства: неуверенность (сомнения) и страх.
Сомнения ведут человека к утрате внутреннего ощущения собственной силы и уверенности. Такие люди полагают, что их сама по себе персона ничего собой не представляет, что они не способны на поступки, вызывающие уважение, вследствие этого начинают существовать проблемами и достижениями других субъектов. Также, они убеждены в своей неудачливости, поэтому думают, что не стоят даже общественного снисхождения. Итогом подобных внутренних размышлений становится самопожертвование ради людей. Посредством жертвования собой такие индивиды стремятся получить расположение близких либо достичь общественного признания. Поэтому зачастую смысл самопожертвования заключается не в искреннем стремлении пренебречь собственными интересами, а в обычном манипулировании другими ради достижения намеченных целей.
Страх как ведущий мотив к самопожертвованию часто возникает вследствие боязни одиночества, потери любимого человека. Таких людей на жертвование собой толкает отнюдь не героизм, а обычный эгоизм. При этом индивиды, склонные к самопожертвованию, не осознают, что с каждым разом привычка жертвовать собой ради другого затягивает их все глубже и может привести к необратимым трагичным последствиям. Примеров этому в реальной жизни существует множество:
- взрослые дети, вырвавшиеся из-под удушающей опеки матерей, просто забывают о своей родительнице и могут месяцами с ней не общаться;
- жены, отказавшиеся от самореализации и превратившиеся во всклокоченную домохозяйку ради заботы о семье и благоверном, либо остаются брошенными супругами, либо до конца дней терпят мужнины измены и неуважение собственных чад;
- мужчины, положившие себя на алтарь государственной работы, коротают свою старость в доме престарелых или влачат жалкое существование на нищенскую пенсию.
Как часто от этих категорий людей можно услышать слезы и стенания. Они жалуются, что ради любимого, детей, государства, они пожертвовали собой, молодостью, карьерой, семьей (у каждого крайне выраженного альтруиста жертва индивидуальна), а в благодарность их бросили на произвол судьбы. На самом деле, людей, склонных жертвовать собой, никто не просил о такой жертве. Все их поведение было продиктовано исключительно собственным выбором.
Именно в отсутствии благодарности со стороны родни и заключается основополагающая проблема самопожертвования. Аргументы, слышимые от близкого окружения, неоспоримы и однообразны, часто умещаются в одном вопросе: «Кто об этом тебя просил?». Так, например, женщины часто обвиняют детей, что из-за них лишены возможности устроить собственную личную жизнь. При этом они не осознают, что просто перекладывают на маленькие детские плечики ответственность за собственные промахи, которые они с изрядной частотой совершали во взаимодействии с сынами Адама.
Поэтому, большинство склонно считать самопожертвование в жизни проявлением эгоизма. Поскольку индивид делает лишь то, что ему хочется или в чем он нуждается, совершенно не задумываясь о том, есть ли потребность у близких в таких действиях.
Однако было бы неправильным утверждать, что слово эгоизм и самопожертвование синонимы. Скорее эгоизм является обратной стороной самопожертвования в некоторых случаях, поскольку известно множество ситуаций, когда один субъект жертвует бескорыстно собственным здоровьем или жизнью ради спасения другого, например, при пожаре. Такое искреннее самопожертвование может быть осознанным (во время войны подвиги солдат) и неосознанным (спасения при экстремальных обстоятельствах).
Другими словами, осознанный подвиг самопожертвования заключается в понимании индивидом собственной жертвы, ее смысла, цены и конечной цели. Так, например, солдат, накрывая собой вражеский дот, понимает, что это его последние секунды жизни, что его действия спасут товарищей от гибели. Именно такое самопожертвование называется героическим.
Кроме того, нередко самопожертвование может выступать в качестве базового инстинкта, например, мать спасает свое дитя.
В общем понимании, скорее самоотречение и самопожертвование синонимы, нежели эгоизм. Хотя большинство лингвистов уверено, что слово самопожертвование аналогов по значению в русском языке не имеет. Считается, что источником описываемого понятия является самоотречение. Самопожертвование обнаруживается в самоотречении, упрочивается в нем и обретает готовность к устойчивому обновлению абсолютной отдачи.
Сегодня в себе угрозу таит проблема самопожертвования, выраженная в терроризме. Личностными стимулами террористов-смертников является их восприятие самопожертвования. Они считают, что жертвуют собственной жизнью во имя религии.
Самопожертвование не так опасно, когда наблюдается в пределах одной семьи или отдельного коллектива, поскольку его разрушительное воздействие не так глобально. Когда же оно затрагивает интересы государства или большой социальной группы, то последствия будут довольно плачевные. Часто фундаментом суицидального терроризма становится проблема самопожертвования. Аргументы его основаны на любви к родине, на религиозном «экстазе».
Самопожертвование при терроризме заключается не в добровольном желании смерти, а в обязанности, которую накладывает социум на собственных членов. Подвиг самопожертвования в качестве осознанного ухода из жизни ради блага общества существовал в различных цивилизациях и культурах. Индивид ценой собственной жизни стремится предотвратить угрозу существованию или потери близкими соплеменниками свободы, а также обеспечить благополучие общественной системе, с которой он идентифицировал себя.
Хотя в современном бытие общественное сознание все более укореняет в себе убеждение о самоценности любой личности, вне зависимости от ее этнической или социокультурной идентичности, готовность к самопожертвованию при террористических актах становится глобальным явлением.
Практически все исследователи феномена терроризма убеждены, что ключевой побудительной силой, предопределяющей выбор самопожертвования для свершения экстремизма, являются тактико-стратегические принципы идеологов террористических организаций и идейные установки смертников, которые приносят в жертву себя.
Террорист-смертник, жертвуя собой, разрешает собственные личные проблемы, при этом обеспечивая в ином мире для себя благоприятные условия жизни, а для своей близкой родни – в этом мире.
Чем объяснить проявление самопожертвования?
Некоторые психологи утверждают, что на подобное действие способен далеко не всякий субъект. Ряд ученых считает, что самопожертвование «передается по наследству». Другими словами, стремление индивида пренебрегать собственными интересами и посвятить жизнь другим, вложено на генетическом уровне. Кроме того, свой вклад в развитие самопожертвование вносит и воспитание, если в семье чтят благотворительность и готовы отдать последнее на нужды людей. Ребенок, наблюдая подобное поведение родителей, считает именно такую поведенческую модель верной, поскольку с противоположной он не сталкивался. Вырабатывает мировоззрение и массовое «зомбирование», которое зачастую наблюдается в идеологии большинства религиозных сект или иных общин.
Нередко недостаток любви в детстве приводит к самопожертвованию во взрослом возрасте. Недолюбленные индивиды склонны жертвовать собой ради получения общественного признания, чтобы родители ими гордились.
Таким образом, давая ответ на вопрос: «чем объяснить проявление самопожертвования», следует заключить, что желание похвалы, повышения собственной значимости, желание доказать что-то себе либо кому-то, быть признанным, стать знаменитым – это все является причинами, вызывающие стремление жертвовать собой. Кроме того, душевный посыл спасти тонущего, природный инстинкт защитить слабого, бескорыстный порыв оказать помощь индивидам, оказавшимся в беде, также считаются довольно частыми причинами самопожертвования.
Примеры самопожертвования в литературе
Часто можно встретить примеры самопожертвования в литературе, как классической, так и художественной. Очень четко просматривается тема самопожертвования в фантастической эпопее Дж.Толкина «Властелин колец», в которой описывается подвиги представителей различных рас ради мира и жизни народов Средиземья.
Многие русские писатели нередко затрагивают описываемую тему в своих творениях. Так, к примеру, в творчестве Достоевского прослеживаются модели поведения, основанного на самоотречении и жертвовании. Героини его произведения «Преступление и наказание» Мармеладова Сонечка и Раскольникова Дуня жертвуют собой во благо дорогих им людей. Первая торгует собственным телом, тем самым зарабатывая на пропитание семье. Она страдает, не имея права даже на суицид, поскольку близкие останутся без источника существования. Вторая намеревается создать семью с нелюбимым, но богатым мужчиной, ради помощи нищему брату.
В произведениях М.Горького также часто можно встретить явление самопожертвования. В его сочинении «Старуха Изергиль» воплощением жертвования собой является Данко.
Самопожертвование в произведениях мировой литературы и мифах воспевается как подвиг во имя человечества, как способность преобразить мир и социум, сделать их лучше и чище. Например, миф о Прометее, который подарил людям не просто огонь, а единственную возможность для выживания, понимая, что обрекает себя на гибель.
Самопожертвование ради любви
Об этом прекрасном и высоком чувстве, которое соединяет две противоположности: мужчину и женщину, сочинено множество романов, сложено стихов, написано картин. Принято считать, что истинная любовь – это умение жертвовать собой, пренебрегать собственными интересами, это самоотдача, готовность одного партнера совершить возможное и невозможное во благо другого партнера. Наверное, такое понимание любви берет свои истоки из русских литературных произведений.
Любовь и самопожертвование в произведениях часто описываются как единое целое. Множество авторов описывало любовь, основанную именно на жертвовании собой. Ярким примером такого чувства является роман между Маргаритой и Мастером в бессмертном творении Булгакова. Маргарита ради спасения любимого, преодолевая страх, беря верх над обстоятельствами, совершает подвиг. Именно силой своей любви героиня спасла Мастера.
Самопожертвование во имя любви – миф или реальность? Действительно люди готовы ради любимого пожертвовать своими интересами, предпочтениями, друзьями, хобби? Чем объяснить проявление самопожертвования во имя любви? Что важнее: здоровый эгоизм или самопожертвование в любовных отношениях? Многие скажут, что на эгоизме отношения долго не протянут.
Что такое здоровый эгоизм? Это любовь индивида к собственной персоне. «Адекватные» эгоисты ставят собственные интересы превыше всего, но также наделяют этим правом других. Психологи утверждают, что если индивид собственную личность со всеми ее недостатками и позитивными качествами не любит, то он не сможет по-настоящему полюбить другого.
К сожалению, большинство убеждено, что любовь является вытеснением собственного эгоизма в сторону другого. Если добавить к этому смысл слова эгоизм, то получается, что любовь – это когда привлекательность «Я» партнера становится выше собственной, то есть собственные интересы замещаются предпочтениями другого. Именно на этом базируется их взаимное чувство. Внутренний мир одного партнера заполняется внутренним миром любимого. Таким образом, выстраиваются не здоровые отношения, основанные на взаимном уважении, а зависимая связь, в которой обязательно один будет более зависимым от другого. То есть один будет жертвовать своими интересами, а другой принимать за должное. Часто такие отношения распадаются, принося множество обид и душевную боль индивиду, склонному жертвовать собой.
Конечно, в любви нужно научиться уступать. Любовь без компромиссов тоже долго не протянет, но умение вовремя промолчать и находить компромиссные решения не имеет ничего общего с самопожертвованием.
Поэтому смысл самопожертвования во имя любви не существует. Где есть место жертвованию собой, там нет места для любви. Настоящая любовь не нуждается в подтверждении посредством пренебрежения собственной личностью и интересами.
Таким образом, самопожертвование приемлемо в любви к Родине, материнской любви, но никак не в том чувстве, которое возникает между чужими друг другу субъектами: мужчиной и женщиной, связывая их на всю жизнь.
Автор:
Практический психолог Ведмеш Н.А.Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Подвиг солдатского самопожертвования в бою
Подвиг самопожертвования – самый святой подвиг в летописи Великой Отечественной войны. Это и огненные тараны наших летчиков – «последний довод сталинских соколов», как писали в те годы фронтовые газеты; и взрывы гранат, которыми бойцы уничтожали себя вместе с окружившими их гитлеровцами. И, конечно, броски на вражеские пулеметы, чтобы прекратить смертельный огонь и выиграть для своих товарищей в захлебнувшейся атаке драгоценные минуты и секунды для ее продолжения – шаг в бессмертие, который в годы войны получил название «подвиг рядового Матросова».
23 февраля 1943 года рядовой Александр Матросов в бою за псковскую деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру дзота, из которого вел непрерывный огонь вражеский пулемет. Пожертвовав собой, он обеспечил успех атаки своего подразделения. Этот подвиг стал широко известным, а имя солдата – легендарным благодаря особому приказу Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за № 269 от 8 сентября 1943 г. В документе говорилось: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В годы Великой Отечественной войны подвиг самопожертвования совершили сотни бойцов – те, у кого в критическую минуту боя не оставалось иного выбора. Александр Матросов, чьим именем назвали этот подвиг, был 59-м в этом великом списке.
Первый (задокументированный) подвиг солдатского самопожертвования в бою в истории Великой Отечественной войны был совершен у стен Новгорода. Здесь, 24 августа 1941 года, во время штурма танкистами Черняховского Кириллова монастыря, уроженец Вологодчины младший политрук 125-го полка 28-й танковой дивизии Александр Константинович Панкратов первым в истории той войны закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, дав возможность бойцам прорваться в расположение противника и уничтожить его наблюдательный пункт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1942 г. А.К. Панкратову было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг А. Панкратова хорошо известен и чтим в Великом Новгороде – городе воинской славы. 19 ноября 1965 г. за Синим мостом, на западном берегу р. Малый Волховец, был установлен обелиск в честь подвига отважного политрука. На нем начертано: «Стала вечною славой мгновенная смерть». Имя Александра Панкратова носит улица в Великом Новгороде. 28 октября 2015 года здесь прошла торжественная церемония открытия бюста Герою.
История подвига солдатского самопожертвования на Новгородской земле
(территория современной Новгородской области)
24 сентября 1941 г. , ровно через месяц после подвига А. Панкратова, в бою с одной из лучших гитлеровских дивизий СС «Мертвая голова» на участке Лужно – Каменная Гора (Демянский район), челябинец Николай Данилович Сосновский остановил огонь из вражеского дзота. Приблизившись к огневой точке, он бросился к пулемету и с силой прижал его ствол к земле, получив при этом смертельные ранения. Рядовой 312-го Новгородского стрелкового полка 26-й Златоустовской дивизии 19-летний Николай Сосновский стал вторым в списке героев. «Комсомольская правда» от 21 ноября 1941 г. писала: «Память о подвиге комсомольца Сосновского будет нетленна, ибо то, что он совершил, есть наивысшее выражение любви к Родине». Он посмертно награжден орденом Ленина. Одна из улиц Демянска носит имя героя.
29 января 1942 г. беспримерный подвиг самопожертвования был совершен у стен Новгорода. Три бойца 229-го стрелкового полка 225 стрелковой дивизии 52-й армии Волховского фронта – сержант Иван Саввич Герасименко, рядовые Леонтий Асеевич* Черемнов и Александр Семенович Красилов – одновременно закрыли собой амбразуры вражеских дзотов. Это произошло во время разведки позиций и системы огня на левом берегу Волхова, напротив Рюрикова Городища, у известных новгородцам «каменных быков» — устоев недостроенного моста. Всем троим 21 февраля 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В Великом Новгороде именами героев названы улицы, установлены два обелиска: на Ярославовом Дворище и на месте подвига.
* Есть несколько версий по поводу правильного написания отчества героя; здесь указана та, что значится на мемориальной доске и обелиске в Великом Новгороде. По мнению С.В. Звягина, признанного специалиста в исследованиях истории подвига самопожертвования на новгородской земле, правильным нужно считать вариант «Отиевич».
22-24 февраля 1942 г. в ожесточенных боях у дд. Новая Русса и Павлово (Маревский район) подвиг самопожертвования совершили три бойца 3-й Московской Коммунистической дивизии народного ополчения (впоследствии 130 стрелковая дивизия): командир роты, младший лейтенант Анатолий Евгеньевич Халин, сержант, командир пулеметного расчета Дмитрий Васильевич Окороков и рядовой, комсорг минометной роты Михаил Борисович Татарский. Герои награждены орденами Красного Знамени посмертно; именами Анатолия Халина и Дмитрия Окорокова названы улицы в Демянске.
В нач. марта 1942 г. в районе д. Курляндское (Парфинский р-н) закрыл собой огневую точку противника зам. политрука 4-й роты 1232-го стрелкового полка 370-й стрелковой дивизии Федор Тимофеевич Каплун. Похоронен вблизи совхоза «Кузьминское», рядом с местом совершения подвига.
В марте 1942 г. закрыл своим телом огневую точку на Волховском фронте лейтенант Дмитрий Орлов.
17 июля 1942 г. у д. Язвы Старорусского р-на закрыл собой амбразуру вражеского дзота сибиряк-доброволец, рядовой 349-го полка 26-й Златоустовской дивизии Михаил Васильевич Межов (в этот день ему исполнилось 40 лет). Посмертно награжден орденом Ленина и навечно занесен в списки полка.
8 августа 1942 г. в бою за д. Остров (близ Спасской Полисти, Чудовский район) закрыл своим телом вражескую амбразуру политрук роты автоматчиков 1254-го полка 378 дивизии, уроженец Калининской (ныне Тверской) области Иван Михайлович Барсуков. Похоронен на кладбище д. Мостки, на его могиле установлен обелиск. Награжден орденом Отечественной войны I степени (6 мая 1965 г., посмертно).
20 августа 1942 г. у д. Малое Врагово (Маревский район) закрыл своим телом вражескую амбразуру Файфиш Симхович Штрайхер. Похоронен в д. Пески Маревского р-на.
10 сентября 1942 г. под Новгородом (в районе д. Мясной Бор) закрыл собой огневую точку противника ефрейтор Павел Павлович Бабкин, разведчик-наблюдатель 448-го полка АРГК. Уроженец Дагестана (г. Хасавюрт), русский. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Похоронен в пос. Волотовский Новгородского р-на.
В 1942 г. в Маревском районе закрыл собой огневую точку противника рядовой Петр Клавдиевич Лыжин. Похоронен в д. Пески Маревского р-на.
30 сентября 1943 г. у д. Любцы Новгородского района новгородец Иван Иванович Бурмистров, снайпер 377-й стрелковой дивизии, прикрывая отход своего батальона, бросился внутрь немецкого дзота с противотанковой гранатой и подорвал себя вместе с гитлеровцами. За свой подвиг не был удостоен никакой награды. Обелиск на месте гибели героя был установлен в 1968 г. поисковым отрядом «Сокол» – молодыми ребятами с новгородского химкомбината под руководством легендарного Николая Ивановича Орлова – зачинателя поискового движения на Новгородчине.
15 ноября 1943 г. в бою под Новгородом (д. Подберезье) закрыл своим телом вражескую амбразуру рядовой Трофим Иванович Селецкий, белорус.
1 февраля 1944 г. в бою у поддорской д. Ляхново двойной подвиг самопожертвования совершили красноармейцы-стрелки отдельного лыжного батальона 23-й гвардейской дивизии – украинец Яков Гаврилович Пилипенко и киргиз Ахматши* Тюменбаев. Друзья добровольно вызвались подавить огневые точки противника, не позволявшие дивизии форсировать р. Редья и штурмовать д. Сосновку. Когда не удалось уничтожить дзоты гранатами, они почти одновременно закрыли своими телами амбразуры. Похоронены в Сосновке; после войны их прах был перенесен в Самбатово (там же, Поддорский р-н), на братское захоронение. За свой подвиг не получили никакой награды.
* Варианты написания имени героя: Ахматши, Акматша.
22 февраля 1944 г., при освобождении от фашистов г. Холма закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота младший сержант 312-го Новгородского полка 26-й Златоустовской дивизии пулеметчик Иван Данилович Меркулов. За этот подвиг 20-летнему уроженцу Воронежской области было присвоено звание Героя Советского Союза. На месте подвига, на окраине Холма стоит обелиск. Именем Героя названы улицы в Холме и родном Воронеже.
В 1944 г. на Волховском фронте (предположительно возле ст. Люболяды Батецкого р-на) закрыл собой огневую точку противника рядовой Шелудьянов.
Новгородские уроженцы, закрывшие собой огневые точки противника на других фронтах войны
Григорьев Александр Михайлович, 1922 г.р. Родился в г. Старая Русса. Мл. лейтенант, командир взвода (52-я гвардейская стрелковая дивизия 6-й гвардейской армии). 3 июля 1944 г. в ходе наступления наших войск на Полоцк закрыл своим телом вражескую амбразуру. Похоронен в д. Домники Витебской обл. За свой подвиг не награжден.
Алексеев Николай Александрович, 1920 г.р. Родился в д. Радоча Александровского с/с (на тот момент – Маловишерский р-н Ленинградской обл., ныне – Новгородский р-н Новгородской обл.). 7 марта 1945 г. закрыл собой огневую точку противника в бою у с. Липница-Велька Новотаргского р-на (Польша). Награжден орденом Отечественной войны II степени.
***
Число героев, совершивших в годы Великой Отечественной войны подвиги самопожертвования в разных уголках нашей и других стран, исчисляется сотнями. Среди героев, легших на смертельный огонь вражеских пулеметов, были представители разных национальностей Советского Союза, это были и мужчины, и женщины, и даже дети. Шести героям, несмотря на немыслимые ранения, посчастливилось выжить!
Большинство подвигов самопожертвования совершено молодежью 20-25 лет – из поколения, считавшего высшей доблестью «погибнуть за Родину»:
Наша молодость неслась тараном –
Сокрушить германский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный –
Падала на вражий пулемет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла…
Страшная, неистовая, злая, –
Вот какая молодость была.
И все же любая статистика Великой войны все равно будет неполной и неточной. Почти наверняка подвиги самопожертвования многократно совершались и в первые часы, в первые дни войны. Но тогда было не до скрупулезных подсчетов: истекающая кровью страна ожесточенно воевала и, цепляясь за каждый клочок родной земли, прилагала неимоверные усилия, чтобы хоть как-то остановить полчища врага. Не все подвиги нашли своих летописцев. Пусть будут им памятью строки Ольги Берггольц:
Когда прижимались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться, –
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, сумевший подняться…
Что такое хроническое самопожертвование? Схема самопожертвования — это плохо?
Время прочтения: 6 минут
На первый взгляд самопожертвование кажется положительным моментом. Когда вы жертвуете собой, вы помогаете другим. Кроме того, вас считают добрым, щедрым и бескорыстным. По этой причине многим людям трудно понять, почему самопожертвование не всегда хорошо.
Хотя нет ничего плохого в том, чтобы быть щедрым и приходить на помощь тем, кого любишь, этому есть предел. И когда вы отдаете себя другим, вы можете страдать от хронического самопожертвования. Психология определяет самопожертвование как отказ от своих личных интересов ради чужого благополучия.
Вы отказываете себе в определенных потребностях и личных желаниях, подавляете свои эмоции или игнорируете свои чувства, что означает, что вы отдаете важную часть себя. Вы цените других гораздо больше, чем себя. Это происходит за счет вашего собственного физического и психического благополучия и в конечном итоге утомит вас.
Люди со схемой «самопожертвования» постоянно заняты и заняты другими, поэтому живут в постоянном стрессе. В результате они, как правило, борются с тревогой, депрессией, чувством обиды и выгоранием.
Постоянное самопожертвование становится крайней формой альтруизма. Поэтому, хотя самопожертвование воспринимается обществом позитивно, когда оно становится дисфункциональным или разрушительным, это нехорошо для вас.
Когда самопожертвование может стать патологическим альтруизмом?
Примеры самопожертвования окружают нас повсюду. Мать бросает карьеру, чтобы остаться дома и заботиться о своей семье. Солдат кладет жизнь за свою страну. Дети жертвуют своими желаниями и желаниями, чтобы заботиться о своих стареющих родителях.
Но есть разница между этими примерами и хроническим самопожертвованием. Многие модели поведения, когда люди жертвуют собой, не вызывают проблем. Бывают ситуации, когда их можно считать нормальными и даже рядовыми.
Человеку со схемой «самопожертвования» не нужна причина для того, чтобы пожертвовать своими потребностями ради приоритета потребностей других. Они делают это, потому что недооценивают себя, и это патологическая ситуация. Такой человек твердо убежден, что недостоин быть в приоритете и перестает обращать на себя внимание.
В результате они никогда не удовлетворяют свои потребности и отказываются от вещей, которые могут сделать их счастливыми и наполненными. Такие люди могут не мыслить рационально, могут потерять свои ценности и, как правило, имеют низкую самооценку.
Как понять, что вы даете слишком много?
Нас учат быть добрыми, отзывчивыми, щедрыми и заботливыми. Поэтому в какой-то степени все мы в какой-то момент жертвуем собой ради других. На самом деле близкие отношения требуют жертв, и хотя это не всегда легко, потенциально они могут повысить доверие и счастье, если примут форму компромиссов.
Исследования показали, что пары с большей вероятностью сохранят свои отношения, если оба партнера готовы пожертвовать друг другом. Жертва в отношениях ради кого-то, кого вы любите, может показать им, что вы действительно заботитесь о них, и даже может заставить вас чувствовать себя хорошо.
Но когда это слишком? Как понять, что вы отдаете слишком много себя? Если вы ответите «да» на большинство следующих вопросов, вы, вероятно, склонны к самопожертвованию.
- Чувствуете ли вы себя эгоистичным или виноватым, когда ставите свои потребности и желания выше чужих?
- Вы берете на себя ответственность за поведение других людей?
- Вы чувствуете сильную эмоциональную пустоту?
- Вам не хватает времени, энергии и ресурсов, чтобы позаботиться о себе, потому что вы тратите их на других?
- Считаете ли вы, что ваше самопожертвование является скорее обязательством, а не добровольным действием?
- Кажется ли, что окружающие вас люди имеют право на ваши склонности к самопожертвованию?
- Вы говорите «да» на все, даже если правильный ответ «нет»?
- В большинстве ваших отношений вы отдаете больше, чем получаете?
По каким причинам вы жертвуете своими потребностями ради других?
Если вы отождествляете себя со схемой «хронического самопожертвования» и считаете, что у вас есть эта модель поведения, вы, вероятно, задаетесь вопросом, как вы туда попали. Скорее всего, вы также безуспешно пытались избавиться от этой хронической привычки.
Вы не одиноки, потому что нелегко отказаться от хронического поведения, которому вы научились с течением времени. Но не отчаивайтесь и подумайте о терапии. Было показано, что он эффективно снижает силу наших схем. Терапевт может помочь вам убедить себя, что вы имеете право чувствовать себя достойным и что нет никого важнее вас.
У людей развиваются склонности к самопожертвованию по разным причинам. Вот некоторые из них.
Вас вынудили к привычке обстоятельства
Некоторые люди оказываются в ситуации, когда у них неизбежно развивается самоотверженное поведение. Все начинается в детстве. Возможно, вам приходилось заботиться о своем родителе-инвалиде или младшем брате или сестре с раннего возраста. Будучи ребенком, вам приходилось брать на себя взрослые обязанности, вступая в роль опекуна.
Постепенно вы начали ассоциировать свою самооценку и ценность с помощью другим. Вы пришли к выводу, что всегда должны ставить других на первое место и что ваши потребности и желания не так важны, как потребности других людей.
Это заставляет вас чувствовать себя хорошо
Самоотверженное поведение часто кажется связанным с тревогой, которая может быть связана со страхом показаться эгоистичным. Такие люди беспокоятся о том, чтобы ставить свои потребности на первое место, или опасаются, что их могут отвергнуть, если они не служат другим. Часто самоотверженным нужно просто чувствовать, что их усилия ценятся и ценятся.
Помогая другим, даже если вы жертвуете собой, вы чувствуете себя хорошо. Вы чувствуете, что выполнили или добавили что-то в их жизнь. Самое главное, вы чувствуете себя «хорошим человеком». А когда вы сосредотачиваетесь на своих собственных потребностях, вы часто чувствуете себя эгоистичным, виноватым и эгоистичным.
Страх конфронтации или расстроить других
Люди, которые всегда жертвуют собой, часто являются людьми-угодниками, которые живут в страхе, что, если они откажутся делать то, что хочет кто-то другой, другой человек не полюбит их или разозлится.
У вас также может быть случай хронического самопожертвования, потому что, как бы вы ни старались, вы не можете сказать «нет». Сказать «нет» кажется огромным риском, который разрушит и положит конец вашим отношениям. Поэтому вы выбираете легкий путь и жертвуете собой.
Как правильно заботиться о себе и других
Помните, что вам не нужно отказываться от того, что вы любите, чтобы быть достойным. Хотя отказаться от потребности в самопожертвовании сложно, это не невозможно. Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы не пренебрегать собой или другими, когда они в вас нуждаются. Примите во внимание эти советы.
Установите границы и следуйте им
Установление границ не означает возведение стен, чтобы не пускать других. Это способ защитить свое благополучие. Когда вы определяете свои физические и эмоциональные пределы, вы можете сказать, когда вы истощаетесь. Потратьте некоторое время, чтобы понаблюдать за своими эмоциями. Когда вы чувствуете боль, подавленность, обиду или гнев, когда помогаете другим?
Если вы так себя чувствуете, есть вероятность, что некоторые границы были нарушены. Установите некоторые ограничения и следуйте им, чтобы убедиться, что вы помогаете только в пределах своих возможностей, а не жертвуете собой.
Расставьте приоритеты в том, что вы хотите
Неплохо помогать людям, которых вы любите. Однако вы должны помнить, что ваши потребности тоже имеют значение, и секрет кроется в балансе. В конце концов, любить себя не эгоистично. Нужно быть добрым и поддерживать себя.
Выясните, чего вы хотите достичь, и поставьте это на первое место в списке приоритетов. Если потребности других тоже совпадают, вы можете помочь. Но никогда не делайте этого в ущерб собственному счастью. Вы также должны убедиться, что жертвование собой ради других не станет привычкой.
Подпишитесь
на наш дайджест о психическом здоровье
Позвольте нам поддержать вас на пути к улучшению психического благополучия. Ежемесячно получайте экспертные советы и информацию о психическом здоровье на свой почтовый ящик.
Остановить зависимость
Люди воспользуются вашей хронической склонностью к самопожертвованию, если вы позволите им. Научитесь говорить нет. Если у кого-то есть возможность сделать для себя то, о чем вас просят, позвольте ему это сделать. Это особенно важно для детей. Они не научатся быть независимыми, если будут знать, что вы всегда все сделаете за них.
Подведение итогов
Прервать цикл хронического самопожертвования не получится за одну ночь. Тем не менее, не оставляйте попыток применить на практике рациональный эгоизм, чтобы не потерять себя. Помните: нет ничего плохого в том, чтобы следовать за своей мечтой, пытаться удовлетворить свои потребности и желания и, в конечном счете, быть счастливым.
Если становится слишком сложно, подумайте о том, чтобы получить поддержку и рекомендации у лицензированного консультанта.
В Calmerry вы можете найти опытного специалиста в области психического здоровья, который поможет вам справиться с проблемами хронического самоотверженного поведения и предоставит вам инструменты для поиска решения проблемы. Терапевты Calmerry могут помочь вам научиться самоутверждаться в отношениях, чтобы они приносили вам удовлетворение и удовлетворение.
10 самых героических актов самопожертвования в истории
«Нет большей любви, чем эта: положить свою жизнь за своих друзей». Так говорит Библия. И действительно, почти в каждой культуре с незапамятных времен жертвование собственной жизнью ради жизни других считалось высшим актом мужества и самоотверженности. Понятно, что на такой поступок готовы пойти лишь немногие. Но на протяжении истории некоторые замечательные люди поступали именно так — они отказывались от своей жизни в надежде, что другие люди смогут жить дальше.
Что может быть еще более экстраординарным и героическим, чем жертвовать собственной жизнью ради спасения друзей и близких, так это когда кто-то делает последний шаг, чтобы спасти незнакомцев. И тем не менее примеров тому было множество. Иногда это было из соображений патриотизма или национальной гордости. Иногда для того, чтобы способствовать делу большему, чем они сами. А иногда это было просто для того, чтобы спасти еще одну единственную душу.
Здесь мы приветствуем десять человек или небольшие группы людей, которые пожертвовали всем этим. В некоторых случаях их истории стали легендой. Но в других случаях они остаются относительно неизвестными. Какими бы ни были их слава и место в учебниках истории, они, безусловно, заслуживают того, чтобы их помнили за их неоспоримую храбрость:
В России поставили памятники тем, кто рисковал жизнью, чтобы остановить очередной ядерный взрыв. CNN.Утром 26 апреля 1986 года ученые приступили к новой серии испытаний на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС на севере Украины. Вскоре после начала испытаний что-то пошло не так. Очень неправильно. Два взрыва сотрясли агрегат. Два горе-инженера погибли мгновенно. Но это было только начало проблемы. Более серьезно, начался пожар в легководном реакторе с графитовым замедлителем. В небо взлетели клубы радиоактивного дыма. Еще 49рабочие быстро заболели и умерли в течение следующих нескольких недель, часто умирая медленно и мучительно.
Авария означала, что в атмосферу было выброшено больше радиоактивных осадков, чем было вызвано любой из ядерных бомб, сброшенных на Японию в конце Второй мировой войны. Ущерб был массовым. Но могло быть намного хуже. Второй взрыв мог привести к полному расплавлению всего Чернобыльского комплекса. Если бы это произошло, по оценкам экспертов, радиоактивные осадки распространились бы на половину Западной Европы, убив неисчислимое количество людей, а также уничтожив землю и продовольственные культуры. Напряженность между западным миром и Советским Союзом могла также значительно ухудшиться.
К счастью, второго взрыва удалось избежать благодаря трем мужчинам, вошедшим в историю как «чернобыльская тройка» или, как свидетельство их храбрости, как чернобыльский «отряд самоубийц». Рассказывают, что через несколько недель после первого взрыва руководство станции всерьез обеспокоилось тем, что радиоактивный материал расплавленным потоком движется к огромному бассейну с водой под реактором. Если бы они соприкоснулись, это вызвало бы второй паровой взрыв, потенциально уничтоживший три других реактора Чернобыля. Кому-то нужно было пойти в бассейн и осушить его.
Согласно большинству сообщений, двое заводских рабочих и один солдат вышли вперед, чтобы взяться за дело. Несомненно, заводчане — а, скорее всего, и солдат — должны были знать, что подвал реактора сильно радиоактивный. Даже если бы они могли быстро выполнить свою работу, они все равно подверглись бы воздействию смертельно высоких доз. Словом, это была настоящая самоубийственная миссия, и советские власти даже уверяли мужчин, что их семьи будут обеспечены материально.
Некоторые историки пытались отделить миф от реальности. Было указано, что все мужчины вполне могли быть заводскими рабочими, которым просто не повезло, что они были на смене в то время, а не активно работали добровольцами. Глубина воды в охлаждающем бассейне также оспаривается. Но что нельзя отрицать, так это то, что в темноте и в коварных условиях трое мужчин забыли о собственной безопасности и, после долгих попыток, наконец нашли правильные клапаны, чтобы открыть и слить воду из бассейна.
Поскольку советские власти были полны решимости преуменьшить значение чернобыльской «аварии», то, что случилось с тремя мужчинами, также является предметом исторических споров.