Примеры соперничества – примеры, виды, взаимоотношения :: SYL.ru

Содержание

примеры, виды, взаимоотношения :: SYL.ru

Взаимоотношения между различными организмами, при которых они начинают соперничать друг с другом, – это конкуренция. Предметная область при этом не имеет значения. В биологических связях это тип биотических взаимоотношений. Организмы соперничают за потребление ограниченных ресурсов. Есть и другие виды конкуренции, например экономическая.

Соперничество в природе

Конкуренция в природе бывает внутривидовая и межвидовая. Тип связи, когда взаимодействующие популяции испытывают негативное воздействие друг от друга (или от одной из них), называется антибиозом. Он подразделяется на паразитизм, хищничество, конкуренцию и аменсализм.

Внутривидовой конкуренции присуще соперничество между особями одного вида за одни и те же ресурсы. Так, на саморегулирование популяции влияет внутривидовая конкуренция. Примеры такого соперничества: место гнездования птиц одного вида, соперничество самцов оленей и других млекопитающих за право на самку в период размножения.

Межвидовой конкуренции тоже присуще соперничество за ресурсы. Но происходит оно между разными видами особей. Такая конкуренция (примеры: охота лисы и волка на зайца) очень многочисленна. Хищники конкурируют за пищу. Они редко вступают в непосредственное противостояние. Как правило, неуспех одного оборачивается успехом для другого.

Интенсивность конкуренции

У организмов трофического уровня тоже есть своя конкуренция. Примеры: соревнования за потребление ограниченного ресурса между растениями, фитофагами, хищниками и т. д. Особенно это заметно в критические моменты, когда идёт борьба у растений за воду во время засухи, когда у хищников неблагоприятный год и они борются за добычу.

В разных условиях интенсивность конкуренции между и внутри популяций может меняться. Но принципиальных различий между типами соперничества нет. Бывает, что внутривидовая конкуренция более острая, чем межвидовая. Бывает наоборот. Если для одного вида особей условия неблагоприятны, то для другого они могут оказаться подходящими. В таком случае один вид вытесняется другим.

Но в сообществах, где существует много видов, чаще всего имеет место диффузного характера конкуренция (примеры: многие виды одновременно соперничают за определённый фактор окружающей среды или за несколько факторов сразу). Дуэли происходят лишь среди массовых видов растений, делящих одни и те же ресурсы. Например: липа и дуб, сосна и ель и другие виды деревьев.

Другие примеры конкуренции

Является ли соперничеством борьба между растениями за свет, за почвенные ресурсы, за опылителей? Безусловно, да. На богатых минералами и влагой почвах формируются растительные сообщества. Они густые и сомкнутые. Поэтому свет для них лимитирован. Им приходится за него конкурировать. Насекомые-опылители тоже выбирают более привлекательное растение.

У животного мира тоже свои примеры конкуренции. Является ли борьба травоядных за фитомассу конкуренцией? Конечно, да. Удивительно, но соперниками для крупнокопытных могут быть насекомые, как саранча, мышевидные грызуны, которые способны при массовом размножении уничтожить большинство травостоя. Хищники соперничают за жертву, а конкуренция за пищу перерастает в борьбу за пространство. Это происходит потому, что наличие пищи зависит не только от экологии, но и от площади.

Соперничество между видами

Как и при отношениях особей одной популяции, межвидовая конкуренция (примеры были приведены выше) может быть асимметричной и симметричной. При этом асимметричная конкуренция встречается чаще. Это связано с тем, что одинаковые условия среды, благоприятные для видов соперников, встречаются крайне редко.

Обычно в природе имеют место флюктуирующие ресурсы. Поэтому разные конкурирующие виды поочередно получают преимущества. Это ведет к развитию сосуществования видов и их совершенствованию. Они поочередно попадают то в более, то в менее выгодные условия. Вдобавок на исход конкуренции влияет массовость популяции. Чем она больше, тем шансы на победу выше.

Жёсткая борьба

Ещё один пример взаимоотношения конкуренции – это хищники и паразиты. Этот фактор тоже влияет на итог конкурентной борьбы. Если хищник очень привлекателен в качестве пищевого ресурса, то он имеет меньше шансов на победу в конкуренции. Но, в принципе, в естественной экосистеме виды вполне способны к сосуществованию. Это имеет место даже при асимметричной конкуренции.

Если изучать основательно все научные труды, описывающие конкуренцию, то может сложиться мнение, что в системах без иммиграции и эмиграции или там, где они снижены, происходит очень жестокая борьба. Таким примером конкуренции организмов служат лабораторные культуры, сообщества на островах или других природных ситуациях с трудно преодолимыми препятствиями для выхода из системы или входа в неё. Если речь идёт об обычных открытых природных системах, то вероятность сосуществования значительно выше.

Как проявляется внутривидовая конкуренция. Примеры такого соперничества

В качестве примера конкуренции внутри одного вида особей можно привести популяцию кузнечиков одного вида. В поисках пищи они растрачивают энергию, подвергая себя опасности стать пищей для других особей. Когда плотность их популяции увеличивается, с ней растут и затраты энергии для жизнеобеспечения. Тогда и возрастает внутривидовая конкурентная борьба. Энергетические затраты повышаются, скорость потребления пищи снижается, шансы выжить сводятся к минимуму.

У растений ситуация аналогична. Если проросток один, дожить до репродуктивной зрелости у него больше шансов, чем у того, что растёт в густой поросли. Это не значит, что он погибнет, но, вероятнее всего, он будет мелким, неразвитым. Это повлияет на потомство. Поэтому можно сделать вывод, что увеличение плотности популяции снижает вклад отдельной особи в потомство.

Общие черты

Подводя итоги, можно сказать, что внутривидовая конкуренция имеет следующие общие черты:

  • Снижается скорость потребления ресурсов отдельными особями.
  • Наблюдается ограниченность ресурсов, из-за которых идёт конкурентная борьба.
  • Соперничающие особи одного вида неравноценны.
  • Существует прямая зависимость, влияющая на отдельную особь от числа конкурентных собратьев.
  • Итог конкуренции – снижение вклада в потомство.

Агрессивность

Конкурентная борьба внутри одного вида может быть выражена агрессивно (активно). Она может носить психологический, физический, химический характер. Бывает, что студентам задают вопрос: «Что такое агрессивная внутривидовая конкуренция? Приведите примеры конкуренции активного характера». Тогда можно рассказать о самцах, соревнующиеся за самку. Они ведут себя активно, демонстрируют превосходства своей внешности, стараются затмить собой соперника. Бывает, что с помощью запаха они удерживают конкурента на расстоянии. Бывает, что вступают с противником в бой.

Конкуренция в экономике

В экономической науке конкуренцию рассматривают как часть рыночного механизма. Она уравновешивает спрос и предложение. Это классический взгляд. Есть ещё два подхода к понятию конкуренции:

  • это состязательность на рынке;
  • критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

На рынке выделяют разные степени совершенства конкуренции. В зависимости от этого выделяются разные типы рынков. Каждый тип имеет своё определенное поведения субъектов экономики. При таком подходе под конкуренцией понимается не соперничество, а степень зависимости общих условий на рынке от поведения его участников, существующих отдельно друг от друга, но так или иначе имеющих определённые зависимости.

Конкуренция бывает поведенческая, структурная и функциональная. В поведенческой конкуренции между конкурентами идёт борьба за денежные средства покупателя за счёт удовлетворения его потребностей. Когда имеет место структурная конкуренция, происходит анализ рыночной структуры с целью определить степень свободы покупателей и продавцов на рынке, а также способы выхода из него. При функциональной конкуренции отмечается соперничество старых и инновационных подходов, методов и технологий.

Способы исследования

В современной экономической науке используют два способа исследования конкуренции: институциональный и неолиберальный. Институциональная теория учитывает экономические, социальные, политические, организационные, социально-психологические факторы и особенности конкретной системы.

Конкуренция – это своего рода побудительный мотив, стимул для развития. Достичь высоких результатов в экономической сфере возможно только при наличии конкуренции. Можно достаточно много привести подтверждающих фактов данной теории из мировой истории.

Совершенный рынок

В условиях современного рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Свобода выбора – вот ключевое понятие, которое предполагает совершенная конкуренция. Примеры такого рынка встретишь нечасто. В 1980 году в США резко упали цены на продукцию сельского хозяйства. Сначала фермеры обвинили государственные органы. Но когда они стали попадать на огромную товарную биржу в Чикаго, то убедились в том, что предложение было огромным и никто не мог искусственно понизить цены. Работала честная конкуренция. Рынок объединял очень большое число участников с двух сторон. Цены диктовал рынок. Только баланс покупателей и продавцов влиял на окончательную стоимость товара. Фермеры перестали винить государство и предприняли меры по выходу из кризиса.

Совершенная конкуренция – это отсутствие ограниченности в продавцах и покупателях. Это невозможность контроля над ценами. При такой конкуренции предприниматель может легко войти в отрасль. У покупателей и продавцов равные возможности в доступе к информации о рынке.

Пример совершенной конкуренции можно увидеть изучив первые этапы развития индустриального общества. Тогда на рынке преобладали товары стандартного типа и качества. Покупатель мог легко всё оценить. Позже эти свойства стали характерными только для сырьевого и сельскохозяйственного рынка.

Конкуренцию можно считать совершенной, если:

  • цены на товары для всех покупателей и продавцов одинаковы;
  • доступ к информации о рынке свободен для всех его участников;
  • товар идентичен, а количество участников рынка с обеих сторон огромное;
  • любой производитель может войти свободно в любую сферу производства;
  • ни один продавец не может влиять на ценообразование индивидуально.

Несовершенный рынок

Несовершенная конкуренция – это рынок, где не соблюдается хоть один признак совершенной конкуренции. Такой вид конкуренции предполагает наличие двух и больше продавцов, имеющих возможность так или иначе влиять на ценообразование. Они и являются главными конкурентами. На несовершенном рынке либо продавцы, либо покупатели принимают во внимание свою способность влиять на цену.

Различают следующие виды несовершенной конкуренции:

Монополистическая конкуренция – это ведущая форма в сфере современного бизнеса. При ней достаточно много субъектов предлагают один особый продукт, информационный, услугу или иного характера. Они являются одновременно и монополистами, и конкурентами, владея при этом реальными рычагами контроля цены на свои особенные продукты.

Олигополия относится к отраслевому рынку. Такой пример экономической конкуренции, где имеет место олигополия, можно найти в сфере добычи и переработки нефти и газа. Для этой конкуренции характерно наличие нескольких крупнейших компаний, которые контролируют значимую часть производства и сбыта продукции. При этом между собой эти компании серьёзно конкурируют. У каждой из них самостоятельная рыночная политика, которая тем не менее зависит от конкурентов. Они вынуждены считаться друг с другом. На таком рынке товар может быть как дифференцированным, так и стандартным. В этой отрасли существуют серьёзные барьеры для вхождения.

Монополия — это тоже тип отраслевого рынка. Монополист — единственный в своём роде. Его невозможно заменить, даже приблизительно. Он контролирует цену и объёмы выпуска продукции. Как правило, он получает сверхприбыль. Монополию можно создать искусственно: исключительные права, патенты, авторские права, собственность на самые важные сырьевые источники. Войти в такую отрасль практически невозможно. Барьеры слишком высоки.

www.syl.ru

4. Конкуренция — взаимоотношения отрицательного типа

Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией.

Конкуренция (\(–\) \(–\)) — это любое взаимодействие между популяциями двух (или более) видов, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживании.

 

В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.
Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов.

 

Необходимо иметь в виду, что конкуренцией нельзя считать просто использование организмами одного и того же природного ресурса. Об отрицательном взаимодействии можно говорить только в том случае, когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.

Виды конкуренции

Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Как внутривидовая, так и межвидовая конкуренции могут иметь большое значение в формировании разнообразия видов и численности организмов.

Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.

Это важный фактор саморегулирования популяций.

 

Пример:

самоизреживание у растений. Начинается этот процесс с захвата территории: где-нибудь на открытом месте, недалеко от большой ели, дающей множество семян, появляется несколько десятков всходов — маленьких ёлочек. Первая задача выполнена: популяция выросла и захватила территорию, необходимую ей для выживания. Таким образом, территориальность у растений выражается иначе, нежели у животных: участок занимает не особь, а вид (точнее, часть популяции). Молодые деревца растут, и с течением времени между деревцами появляется неизбежная разница в росте: одни, послабее, отстают, другие обгоняют. Поскольку ель очень светолюбивая порода (её крона поглощает почти весь падающий на неё свет), то более слабые ёлочки начинают всё больше испытывать затенение со стороны более высоких и постепенно засыхают, отмирают. В конце концов, через много лет на поляне от сотни ёлочек остаются два-три дерева (а то и одно) — наиболее сильные особи из всего поколения.


У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформировался интересный тип поведения. Его называют территориальностью. Территориальность свойственна многим видам птиц, некоторым рыбам, другим животным.

Пример:

у птиц территориальный тип поведения проявляется следующим образом. В начале сезона размножения самец выбирает участок обитания (территорию) и защищает его от вторжения самцов того же вида (пение птиц весной — сигнал о праве собственности на занятый участок). Самец, строго охраняющий свой участок, имеет больше шансов успешно спариться и построить гнездо, тогда как самец, не способный обеспечить себе территорию, размножаться не будет. Иногда в охране территории принимает участие и самка. На охраняемой территории сложное дело заботы о гнезде и молоди не будет нарушено присутствием других родительских пар.

 

Таким образом, территориальное поведение можно считать экологическим регулятором, поскольку оно одинаково позволяет избегать как перенаселения, так и недонаселённости.

Межвидовая конкуренция — взаимно отрицательные отношения совместно проживающих близкородственных или сходных экологических видов.

Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе. Формы проявления межвидовой конкуренции могут быть весьма различными: от жестокой борьбы до почти мирного сосуществования.

 

Принцип Гаузе — из двух совместно обитающих видов с одинаковыми экологическими потребностями один обязательно вытесняет другой.

Эта закономерность установлена опытным путём и описана русским биологом Г. Ф. Гаузе. Он провёл следующие опыты. Культуры двух видов инфузорий-туфелек помещали по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем.

 

Каждый вид, помещённый отдельно, успешно размножался, достигая оптимальной численности.

При помещении же обеих культур в один сосуд численность одного из видов (Paramecium caudatum) постепенно уменьшалась, и он исчезал из настоя, а численность другого вида (Paramecium aurelia) становилась такой же, какой она была при раздельном обитании этих инфузорий.

 


Выведенное из этих опытов правило, так называемый принцип Гаузе, иначе можно сформулировать так:

принцип Гаузе — два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут; конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями.

В результате конкуренции в сообществе совместно уживаются только те виды, которые сумели хотя бы немного разойтись в экологических требованиях.

Пример:

насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Таким образом, межвидовая конкуренция может иметь два итога:

  • либо вытеснение одного из двух видов из сообщества,
  • либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

 

Обрати внимание!

Значит, конкурентные отношения — один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции численности популяций в сообществе.

Межвидовая конкуренция может играть важную роль в формировании облика природного сообщества. Порождая и закрепляя разнообразие организмов, конкуренция способствует повышению устойчивости сообществ, более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

http://yourlib.net/content/view/12006/141/

http://rudocs.exdat.com/docs/index-55355.html?page=3

www.yaklass.ru

Сотрудничество и соперничество

Каждый из нас, хочет он того или нет, постоянно взаимодействует с другими людьми. Такое взаимодействие ещё принято называть социальным, а основными его формами выступают сотрудничество и соперничество.

Давайте попробуем с вами разобраться в том, что же принято понимать под этими терминами.

Как правило, под сотрудничеством понимается конкретный тип взаимодействия, при котором люди осуществляют определённые действия для достижения общей цели.

Американский писатель Наполеон Хилл говорил: «Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо».

В большинстве случаев сотрудничество является обоюдно выгодным для всех сторон. Например, такая взаимная выгода свойственна сотрудничеству в рамках бизнеса. Возьмём трёх предпринимателей: у первого есть деньги, которые он готов вложить в дело, у второго есть продут, который востребован потребителем, а у третьего – производственные мощности для выпуска большого количества товара.

Объединив свои возможности и договорившись о дальнейшем взаимодействии, каждый из партнёров будет получать определённый доход. Как мы видим, такое сотрудничество можно назвать взаимовыгодным, так как каждый из участников сделки получает определённый, устраивающий его доход.

Суть сотрудничества неплохо отражена в притче о двух лошадях.

Один богатый человек ехал в роскошной карете, запряжённой шестёркой породистых лошадей, купленных в разных странах. На одном из поворотов карета застряла в грязи, и сколько кучер не погонял лошадей, они не смогли сдвинуть карету с места. Мимо проезжал крестьянин на телеге, которую тянула пара обычных лошадей. Телега с лёгкостью проехала через грязь.

Богач удивился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих лошадей?» На что крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».

Для сотрудничества людей также характерно стремление к согласованной, слаженной работе с другими людьми, готовность поддержать и оказать им помощь даже в безнадёжной ситуации.

Неслучайно же работающих вместе в офисе или на заводе людей принято называть сотрудниками.

Ведь от их слаженной совместной работы, начиная от простого охранника и заканчивая директором, зависит прибыль компании, и соответственно, материальное благополучие сотрудников.

Понятие соперничества прямо противоположно понятию сотрудничества. Под этим термином принято понимать такие взаимоотношения между людьми, которым свойственно состояние явной или скрытой борьбы, конкуренции с кем-либо.

Особенность соперничества состоит в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют не общие, а исключительно личные интересы.

Например, несколько строительных компаний участвуют в конкурсе по застройке городского квартала. Одна из них предложила построить большой парк развлечений, а вторая застроить данный квартал офисными и жилыми зданиями.

Цель у обеих компаний одна – выиграть конкурс и получить заказ на строительство, а вот интересы совершенно разные. Становится вполне понятным то, что конкурс выиграет та фирма, проект которой не только заинтересует

городские власти, но и предложит самые выгодные условия.

Например, японский писатель Ямагучи Тадао в своей книге «Путь к торговле» приводит вот такой пример:

«Ученик пришёл к учителю и попросил его совета касательно следующей ситуации. Придя к одному из своих постоянных клиентов, он увидел у него на столе договор, подписанный с его конкурентом. Заметив это, хозяину документа стало очень неудобно, он спрятал его под другие бумаги и попытался отвлечь своего гостя.

Учитель внимательно выслушал историю и спросил:

– Ты же женат?

– Женат, – удивлённо ответил ученик.

– Вспомни, как ты ухаживал за будущей женой. У тебя же были соперники, но ты во многом превзошёл их, демонстрируя свои лучшие стороны.

Ученик на минуту задумался и улыбнулся.

Как мы с вами видим, соперничество характерно не только для сферы бизнеса, но и для простых бытовых взаимоотношений между людьми.

Соперничеству свойственно определённое равенство между оппонентами, согласитесь, что не может быть соперничества между национальной сборной Бразилии по футболу и вашей дворовой командой, а вот если вы однажды выйдете на поле со своими бразильскими сверстниками, тогда ваши команды по праву можно будет назвать соперниками.

Никогда не недооценивайте своего соперника. Помните, что даже слабый всегда может одолеть сильного.

Как это произошло в библейской притче о Давиде и Голиафе. Находясь в заведомо проигрышной ситуации, Давид смог одолеть очень сильного соперника, который уже заранее отпраздновал победу в поединке.

Стоит отметить, что для некоторых людей соперничество перерастает в манию. Такие люди готовы идти по головам, не обращая внимания на окружающих. Это происходит даже в тех случаях, когда сотрудничество является более выгодным и более близким путём для достижения цели.

В данном случае вспоминается следующая история.

Один рыцарь шёл по пустыне. Он шёл так долго, что неимоверно устал, но больше усталости его очень сильно мучала жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собравшись с последними силами, рыцарь подошёл к воде и увидел, что на берегу озера спит трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил свой меч и начал сражаться с чудовищем. Несколько дней шла битва. Дракон и рыцарь, сражаясь друг с другом, устали настолько, что упали без сил. И тогда дракон спросил:

– Рыцарь, а ты чего хотел-то?

– Воды попить.

– Ну, так и пил бы…

Так что в следующий раз перед тем, как кого-то объявлять своим соперником, подумайте о том, что, возможно, это не так уж и необходимо.

Сегодня учёные выделяют шесть разновидностей межличностных отношений, которые в той или степени характеризуют сотрудничество и соперничество:

·        «Я выиграл, и ты выиграл»,

·        «Я выиграл, а ты проиграл»,

·        «Я проиграл – ты выиграл»,

·        «Я проиграл, но и ты проиграл»,

·        «Я выиграл, а интересы и проблемы другой стороны меня абсолютно не волнуют»,

·        «Обе стороны заботятся не только о своей выгоде, но в случае сомнений в том, что кто-то не выиграет, решают не связываться».

Как вы думаете, что из этого перечня характерно для сотрудничества, а что для соперничества и почему? Поразмышляйте об этом на досуге.

videouroki.net

5 моделей отношений (соперничество)

Начало “5 моделей отношений”

Соперничество в паре встречается тогда, когда оба супруга не видят в партнёре равного себе и начинают вести борьбу за главенствующее положение в семье. Самый простой пример: муж считает, что он должен быть главным, потому что он мужчина, и так принято, а жена не видит в нём достойного лидера, и не соглашается с тем, чтобы он играл эту роль. Начинается борьба, в итоге которой результат “победила дружба” даже не рассматривается. В таких отношениях изначально не заложено уважение. Каждый уверен в своём превосходстве и не собирается идти на компромиссы. В этой ситуации есть два возможных исхода: одному из партнёров удаётся сломить другого, и тот замыкается в себе или уходит в пьянство; оба оказываются крепкими орешками и семья распадается.

Соперничество и связанные с ним проблемы

Существует два вида соперничества:

  1. Базовое, когда идёт борьба за жизненно необходимые ресурсы — пищу, тепло, безопасность, то есть то, без чего невозможно выжить.
  2. Мотивационное, когда предметом соперничества становится статус первенства. Борьба идёт не за жизненно важные вещи, а за то кто станет первым в беге, получит самый высокий балл на экзамене, займёт первое место на олимпиаде, у кого самый дорогой автомобиль. Этот список можно продолжать бесконечно.

Базовое соперничество является необходимым для выживания и заложено изначально у людей и у животных. Мотивационное соперничество не является необходимым и становится возможным в результате воспитания. Как вы понимаете, среди людей получил широкое распространение второй вид.

Долгое время соперничество считалось положительным фактором в отношениях. Утверждалось, что соперничество стимулирует развитие, подталкивает к достижению более высокого уровня. Если это так, то почему мы не видим таких результатов на примере соперничающей пары?

В наши дни мнение учёных изменилось. В соперничестве стали замечать больше негативных последствий, чем позитивных. Соперничество сталкивает людей в борьбе за превосходство, а это влечёт за собой ухудшение отношений между участниками борьбы. Нельзя ставить знак равенства между понятиями “достичь успеха” и “стать первым”. Успешное достижение цели не основано на выигрыше у других. Сотрудничество, а не соперничество помогает успешному достижению поставленной цели. У соперников только одна цель — взойти на самую высокую ступеньку пьедестала, а как известно первое место только одно. Почему люди так стремятся к этому? Первенство позволяет им ощутить себя важными и значимыми, удовлетворить свою гордыню. Если я не первый, значит проигравший, а это унизительно, стыдно, недопустимо.

Соперничество разрушает отношения в паре. Оно вызывает агрессию. Невозможно относиться хорошо к тому, кто стремится любыми способами сделать тебя аутсайдером. Соперничество — это война. К сопернику относятся как к врагу. Как только начинаются выяснения “кто лучше?”, отношения становятся хуже и в итоге разрушаются. Никто не хочет играть второстепенную роль. Победитель может наслаждаться кратковременным перевесом, но только до следующей схватки. Проигравший постарается взять реванш. Скандалы становятся нормой. Споры ведутся о том кто должен мыть посуду, кто должен выносить мусор, чей вклад в семью больше.

Самая большая проблема в том, что если в паре оба настроены на борьбу за главенствующее положение, то никакие другие формы взаимоотношений не представляются возможными. Уважение, взаимопонимание, поддержка, сочувствие не представляют никакой ценности для противоборствующих сторон. Отношения не важны, важно какое место в отношениях занимаю я.

В соперничающей паре никто не чувствует себя счастливым. Ведь для этого нужно, чтобы оба хотели счастья не только себе, но и своему партнёру, но для соперников это невозможно.

5 моделей отношений (манипуляции)

Продолжение следует 

Елена Петкун

 

zaran.info

Соперничество

Соперничество – это особый вид человеческих взаимоотношений, который характеризуется борьбой за что-либо ценное: власть, престиж, признание, любовь, материальное преуспевание, и т.д. Жизнь современного человека во многих аспектах построена именно на соперничестве. Сегодня соревнования проходят во всех областях – и в спорте, и в искусстве, и в семье, и с друзьями. Сейчас принято считать, что чувство соперничества полезно для процесса развития индивидуума, однако это довольно спорный вопрос.


Виды соперничества

Существует всего два вида соперничества, один из них структурный, другой – мотивационный. Разница в них существенна:

  1. Структурное соперничество подразумевает борьбу за то, что действительно жизненно необходимо, без чего невозможно жить (например, борьба за пищу в дикой природе и т.д.).
  2. Мотивационное соперничество возникает тогда, когда на первое место выходит престиж первенства (например, как в спортивных соревнованиях – прыгать выше всех не необходимо для жизни, но важно для общественного признания).

Не сложно догадаться, что в человеческой жизни в подавляющем большинстве случаев мы видим именно второй тип соперничества. Интересно и то, что тому, кто выиграл, необходимо быть единственным победителем – первое место, которое делят две команды, оставить участников каждой из них неудовлетворенными.

Дух соперничества и проблемы связанные с ним

Сравнительно недавно соперничество в психологии стали рассматривать не как положительное явление, а как отрицательное. В головах людей настолько укоренились мысли о том, что соперничество стимулирует к новым свершениям и вообще влияет хорошо, что отказаться от этой идеи для некоторых будет довольно сложно.

Из-за того, что возникает соперничество в конфликте, в отношениях и во всех других сферах жизни, люди настроены думать только о том, как бы одержать в нем победу. Однако при этом зачастую возможность проигрыша или мирового финала вообще не рассматривается, что и является главной проблемой. Людям начинает казаться, что они обязаны быть победителями, обязаны быть всегда правы. Из-за того, что при этом реализуется мышление по схеме «мой выигрыш обозначает твой проигрыш», а значит, люди сравнивают себя с другими даже в тех ситуациях, в которых это совсем не нужно.

Сама стратегия соперничества полагает вопрос сталкивания интересов, в борьбе за единоличное владение первым местом, в результате чего люди не рассматривают такой вариант, как сотрудничество с другими. Это делает наше общество агрессивным и настороженным по отношению друг к другу, что само по себе является проблемой.

Соперничество — необходимо ли?

Соперничество, равно как и сотрудничество – это часть человеческой натуры, но только не врожденная, а такая, обучаться которой приходится уже по ходу жизни. Существует мнение о том, что именно дух соперничества помог человечеству в выживании, однако несложно догадаться, что на самом деле на первом месте все-же сотрудничество: если бы люди не объединялись в группы, а соперничали с остальными по одиночке, выживание было бы существенно затруднено.

Во многих ситуациях люди настолько увлекаются соперничеством, что совсем забывают о том, что во многих ситуациях наилучших результатов можно добиться, именно сотрудничая с кем-либо. Соревновательное отношение ко всем вокруг приводит ко многим психологическим проблемам: человек не пускает никого в свой внутренний мир, опасаясь того, что его слабости будут использованы против него. Это ситуации следует избегать, ведь излишняя настороженность заставляет пребывать в постоянном напряжении, что не может не сказаться отрицательно на здоровье нервной системы.

 

womanadvice.ru

Соперничество и конкуренция

Термин «конкуренция» пришел к нам из латыни. Это слово означает «движение вперед вместе». Но в нынешнем употреблении в обществе конкуренция относится к экономическому соревнованию, борьбе, соперничеству. Побеждает кто-то один, даже если все противники хороши. В постиндустриальном социуме главные цели определяются людьми. Главная цель – увеличить прибыль. Кроме того, синонимические понятия конкуренции звучат достаточно жестко: деньги, статус и власть. Конкуренция строится на данных законах.

Соперничество в свою очередь является отношениями между личностями, которое характеризуется борьбой (скрытой или открытой) за авторитет, любовь, деньги, славу, самореализацию.

Особенности соперничества

С позиции психоанализа особенности соперничества рассматриваются в виде основного элемента психосексуального развития личности, что влияет на характер. Выражается это в раннем возрасте. Сначала в качестве борьбы за родительскую любовь на фоне отношений с другими детьми в семье.

Соперничество и конкуренция

По мнению Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс – это первопричина появления конфликта, который возник из-за детской ревности к родителю аналогичного пола. Результаты проявляются во взрослом возрасте человека. Если данный комплекс вызвал у матери в ее детстве мощное чувство соперничества, то в будущем оно принимает резкие формы. Они сказываются на ее действиях и вызывают данное чувство с детства у дочери. Материнское соперничество проявляется в попытке запугать дочь, унизить, запретить общение с мужчинами и т.п.

Фрейд соглашался с присутствием соперничества в жизни личности. Нередко замечается соперничество в семье, где несколько детей. Он считал, что лишь после преодоления такого чувства возможно появление положительных эмоций.

Соперничество является нормальным явлением. Оно активизирует человеческие силы, помогает развиваться личности, улучшаться. Оно присутствует в каждых взаимоотношениях и сферах человеческой жизни. Наряду с этим, соревнование получает такие проявления и силу, что может стать патологическим, что приводит к образованию разных противоречий и невротизации.

Невротическое соперничество

Вопрос невротического соперничества выступил объектом для изучения психоаналитиками. В работах К.Хорни показано, что в культуре Запада это соперничество имеет такие различия с обычным:

невротик неустанно сопоставляет себя с остальными, даже когда это не требуется;
честолюбие не удовлетворяется достижением большего, чем остальные, или успехом. Оно предполагает желание стать уникальным;
скрытая агрессия демонстрируется в установках невротика, что никто не должен стать лучше, удачливее или красивее.

Соперничество и конкуренция

С данной позиции, при невротической форме соперничества личности важна не сущность действий, а впечатление, достигаемое благодаря им. При адекватном соперничестве личности достаточно сравнительного успеха, а при невротическом целью выступает получение абсолютного превосходства.

Если успех не оправдывает ожидания честолюбивой личности, то он вызывает чувство разочарованности. При невротической форме деструктивный элемент превалирует над созидательным, из-за этого невротику важнее увидеть остальных личностей побежденными, а не достичь собственного успеха.

Хорни также показывает, что желание одержать победу или помешать другим нередко заметно у пациентов с невротической формой соперничества. Подобные личности опасаются успеха аналитика. Они делают все для срыва усилий, даже когда это вредит им самим. Они вводят в заблуждение психоаналитиков, скрывают сведения, но еще пытаются дольше пребывать в этом состоянии или показывать ухудшение. Такой человек не сообщит об улучшении, а если сообщит, то припишет это к внешним факторам.

Отличительной особенностью этого соперничества выступает то, что оставаясь деструктивным, оно становится причиной высокой тревожности, что приводит к его неприятию. Невротик действует одновременно в двух несовместимых направлениях: он руководствуется агрессивным желанием доминировать, но при этом желает остаться любимцем публики.

Причина боязни самого себя заключается в страхе утратить любовь. Невротики удерживают соперничество из-за того, что желания Сверх-Я создают препятствие агрессии, а потому, что они находятся в ловушке между желанием всеобщей любви и жаждой превосходства. Это становится центральным конфликтом личности.

В ходе изучения феномена соперничества психоаналитик приходит к заключению, что соперничество становится проблемой всех на Западе, оно проявляется в виде центрального конфликта невротиков. В борьбе и состязании даже адекватные люди склонны проявить деструктивные тенденции, которые для невротика важны по отдельности. Превалирующее в социуме желание индивидуалистического состязания становится причиной нарушений взаимоотношений между личностями в разных жизненных сферах, в том числе во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. По причине разрушительного характера невротического соперничества, оно имеет более деструктивные последствия, чем простое состязание.

Что такое конкуренция. Ее разновидности

Конкуренция является чрезвычайно популярным феноменом в нынешнем мире. Ею пронизаны все слои социума, а также все жизненные сферы. Учеба, предпринимательство, искусство – сложно отыскать сферу, которая исключает конкуренцию и борьбу за первенство.

Соперничество и конкуренция

Но зачем нужна конкуренция? Она заставляет наш мир двигаться вперед. Это основной фактор прогресса и эволюции. Конкуренция дает стимул для инноваций, она контролирует мировые рынки. Благодаря этому мы обладаем средствами к существованию.

Основное преимущество конкуренции заключается не в победе, а в увеличении эффективности. Она освобождает скрытые «запасы», помогает приложить большие усилия. Участники подобной борьбы найдут в себе новые силы, у них открывается «второе дыхание». При адекватном подходе это случается даже в ситуации, когда нельзя одержать победу. Это заставляет нас самосовершенствоваться.

Что касается разновидной конкуренции, то биологи выделяют конкуренцию среди особей внутри вида, а также среди представителей разных видов из-за ограниченного количества ресурсов в мире – воды, еды, убежищ и т.д.

В экономической сфере выделяют деловую конкуренцию предпринимателей, каждый из них собственными действиями лимитирует возможности соперников односторонне влиять на рыночные условия и оборот товара. Имеется в виду уровень зависимости рынка от поведения его участников.

В обыденной жизни конкуренция есть в отношениях всех возрастов. Дети конкурируют друг с другом не меньше, чем взрослые.

Значение конкуренции

Приносит ли пользу конкуренция? Позитивна она или негативна? Требуется ли она людям? Почему Запад считает конкуренцию полезной, а восточные учения – наоборот? Все дело в том, что они обращены к разным личностям, или стараются сформировать людей разного типа. Чтобы понять значение конкуренции выделяют 4 вида отношения личности к ней в процессе увеличения самооценки и веры в собственные силы:

Индивид не любит конкуренцию, опасается ее по причине заниженной самооценки.
Конкуренция заставляет личность действовать, но она отрицательно относится к соперникам, поскольку опасается провалов, которые повлияют на оценку личности.
Личность считает конкуренцию благом, ценит соперников, поскольку они его заставляют работать и действовать.
Для достижения успеха и развития личности не требуется мотивация с помощью конкуренции. Ей хватает внутренних потребностей движения вверх по установленному плану.

Выходит, что при заниженной самооценке соперничество не становится мотивацией, а скорее наоборот. Но при завышенной она не требуется для формирования мотивов. Это важно учесть, если вы заняты воспитанием или совершенствованием себя. Пока индивид обладает заниженной самооценкой, ему не требуется конкуренция, она способна принести вред. На данном этапе важно суметь поверить в себя, потому навредят сравнения в любом проявлении. Требуется отмечать собственные успехи, сопоставлять их с другими собственными достижениями, хвалить.

Соперничество и конкуренция

Второй этап приходит, когда конкуренция возникает чересчур рано, личность к ней не была готова. Стоит продолжать работу над оценкой собственной личности, расти и развиваться, тогда есть шанс достичь третьего уровня.

На данном этапе сотрудничество не является помехой для соперничества, ведь когда человек помогает конкурентам подниматься, то сам создает себе новые ступени для достижений, что приносит удовольствие при покорении новых вершин.

На последнем этапе личность идет вверх, не смотря на остальных и не оценивая их. Кто-то может оказаться выше, кто-то дальше, но здесь уже не требуются сравнения для продолжения пути для достижения целей.

sunmag.me

особенности, условия и преимущества :: BusinessMan.ru

Если вы учитесь в бизнес-школе, то вам необходимо разбираться во всех экономических терминах. Теория запоминается намного быстрее, если ее рассматривать на конкретных примерах. В данной статье мы рассмотрим виды конкуренции в экономике с примерами. И начнем с того, чем они отличаются и какие их основные характеристики.

Совершенная конкуренция

На первый взгляд, совершенная конкуренция — это идеальная ситуация на рынке. Все производители выпускают совершенно одинаковую продукцию, которая имеет определенные нерушимые стандарты. На таком рынке нет никаких барьеров для входа, никто не регулирует процесс ценообразования. Завоевать лояльность покупателя можно различными маркетинговыми методами, но без изменения самой продукции.

Примеры совершенной конкуренции в экономике найти очень сложно. В действительности такой ситуации практически не существует. Сюда можно отнести разве что фермерские хозяйства, когда каждый из собственников выращивает одинаковые картошку, капусту и огурцы.

Монополистическая конкуренция

На монопольном рынке довольно много производителей, они выпускают похожую или смежную продукцию. На рынке существует незначительный контроль за ценообразованием, вступить в борьбу за право существования можно без особых усилий. Монополистическая конкуренция — это практически все небольшие фирмы и компании, которые выпускают продукцию или предлагают услуги.

Конкретные примеры конкуренции в экономике привести легко. Это полностью рынки легкой, пищевой промышленности. Это туристические агентства, юридические конторы, парикмахерские и многое другое. Подумайте, что есть в вашем городе в изобилии, и вы сразу поймете, о чем идет речь.

Методы конкуренции на монополистическом рынке огромны. Здесь очень широкий круг возможностей практически без ограничений. Реклама, игра с ценой или качеством, различные слоганы, торговые марки и знаки и т. д.

Олигополия

На рынке олигополий производителей немного. Обычно их количество не превышает десяти. Как правило, вся продукция однородная или дифференцированная. Государство выполняет частичный контроль за ценообразованием, чаще просто контролирует, чтобы компании не наглели и держали стоимость на приемлемом уровне. Вход на рынок очень затруднен. Все олигополисты — это крупные компании, до которых тяжело дорасти. Они контролируют всю ситуацию и не любят, когда кто-то пытается им мешать.

Поэтому и конкуренция здесь имеет свой особенный характер. Есть два варианта. Или компании пытаются всеми способами изжить друг друга, или просто ведут себя как партнеры и договариваются между собой.

Рынок мобильных операторов, химическая, авиационная промышленность — это хорошие примеры конкуренции в экономике. Условия для олигополистического рынка одни — компаний должно быть не больше 7-10.

Чистая монополия

Чистый монопольный рынок — это ситуация, когда существует лишь один производитель. Он полностью контролирует производство и сбыт продукции и фактически устанавливает свои правила. В этом случае необходим жесткий контроль со стороны государства. Плюсы конкуренции в экономике состоят в том, что, благодаря наличию нескольких фирм, они совершенствуются, пытаясь привлечь внимание покупателя.

В чистой монополии такого нет. Фирма может годами выпускать одно и тоже без каких-либо модернизаций, что приведет к застою и снижению качества. Примеры конкуренции в экономике, касающиеся чистой монополии, найти можно в сфере природных монополий.

Это компании, занимающиеся предоставлением услуг, связанных с использованием природных ресурсов: водоканалы, газовые холдинги, ТЭЦ и другие.

Функции конкуренции

Экономисты выделяют шесть основных направлений, благодаря которым конкуренция помогает развивать конъюнктуру рынка. Рассмотрим функции конкуренции в рыночной экономике, примеры и результаты.

Регулирующая функция

В основе любых рыночных отношений лежит равновесие спроса и предложения. Компания будет выпускать ровно столько продукции, сколько нужно потребителю. Процесс формирования необходимого количества — это тема отдельной статьи, поэтому сейчас об этом говорить не будем.

Регуляция состоит в том, что, благодаря исследованию, анализу спроса и продаж, компания устанавливает тот объем производства, который необходим для удовлетворения нужд рынка. Такие примеры конкуренции в экономике принято изображать с помощью простого графика, представленного ниже.

На горизонтальной прямой отображено количество, на вертикальной — спрос. Допустим, предприятие выпускает мебель. В точке равновесия количество диванов, шкафов и столов равно требованиям клиентов. Например, компания выпускает 10 диванов, 5 шкафов и 12 столов в месяц. Если предприятие станет выпускать предметов мебели меньше, а спрос останется на том же уровне, возникнет дефицит, отмеченный красным пунктиром.

И противоположная ситуация. Излишки мебели продаваться не будут, они останутся на складах, и это приведет к росту издержек. Такая позиция отмечена синим пунктиром и означает избыток. Так отображается регулирующая функция конкуренции.

Аллокационная функция

Аллокация в переводе с английского означает размещение. Фактически это означает, что все факторы и предметы производства должны располагаться наиболее выгодно по отношению к источнику производства и потребителю.

Примеры конкуренции в экономике найти довольно просто. Так, ГЭС располагаются у источников водных ресурсов, а производимая электроэнергия направляется в те регионы, которые расположены ближе всего. Аналогичную ситуацию можно наблюдать на всех ресурсодобывающих предприятиях. Как правило, заводы по переработке и вторичной обработке находятся в непосредственной близости.

Инновационная функция

Инновационная функция в современном мире играет одну из самых важных ролей. Технологии настолько быстро меняются, что порой их введение приносит огромные затраты. Но благодаря инновациям улучшается качество, повышается продуктивность труда, улучшаются условия работы. Даже если компания сомневается, вводить новинку или нет, предложим рассмотреть пример индустриального гиганта в Америке — Nucor Steel.

В 1986 году доходы компании были где-то на среднем уровне. Фактически эта компания по отливке стали ничем не отличалась от своих конкурентов. Но тогда президенту компании удалось получить документы по разработке новой технологии. Она была «сыроватой», еще не прошла проверки и контроля, но обещала грандиозные результаты. Для ее внедрения требовались также очень большие ресурсы, которых у компании на тот момент не было. Но Кенес Иверсон, президент фирмы, рискнул. И не ошибся. Уже через несколько лет Nucor Steel удалось поглотить несколько небольших фирм и вырваться в лидеры сталеварной отрасли на десятилетия вперед.

Распределяющая функция

Ее еще называют мотивирующей. Та компания, которая хочет остаться на рынке и завоевать потребителя, будет делать все возможное для этого. Тот, у кого есть собственный бизнес, знает, что в один момент можно легко прогореть, даже если все, казалось бы, уже наладилось. 48% мелких фирм уходят с рынка еще в первый год после появления, еще 60% заканчивают свою деятельность в течение трех лет. Особенно четко это прослеживается в точках розничной торговли.

Недостаточность необходимых знаний и плохой анализ рынка приводят к таким плачевным последствиям. С другой стороны, распределяющая функция может проявить себя в процессе выделения небольших компаний из крупных корпораций.

Контролирующая функция

Если посмотреть характеристики каждого из типов рынка, то можно заметить, что у каждой из них есть контролирующие органы. У монополий и олигополий это Антимонопольный комитет. А вот в чистой и монополистической конкуренции внешних контролирующих органов нет, потому что они и не нужны.

Поскольку потребитель сам выбирает, у кого покупать, конкуренты не могут ставить цену, значительно превышающую цену оппонента, или снижать качество. Это приведет к потере клиентов, а значит, к возможному банкротству. Умелое лавирование и постоянная работа над ошибками — вот ключевые факторы успеха там, где много подобных фирм.

Рискованные шаги — как компания Ryanair обошла лидеров авиаперевозок

Приведем примеры конкуренции в экономике, которые доказали, что порой риск может быть оправдан и принесет немыслимые результаты. Как уже говорилось ранее, войти на олигополистический рынок чрезвычайно трудно. Практически невозможно. Компания, занимающиеся авиаперевозками на местном рынке в Америке, бросила вызов таким гигантам, как British Airways и Aer Lingus. Никто не верил в успех маленького игрока. Но, мобилизовав все ресурсы, компания стала продавать билеты по рекордно низким ценам.

Это дало долгосрочную выгоду. Поскольку большинство пассажиров пересели из поездов на самолет, они стали постоянными клиентами Ryanair и даже после повышения цен на билеты продолжали пользоваться услугами перевозчика.

Как стратегия мотивации персонала дает конкурентные преимущества

На этом примеры конкуренции в рыночной экономике не заканчиваются. Для того чтобы одержать любые конкурентные преимущества, компании идут на всевозможные хитрости. Одну из удивительных стратегий демонстрирует американская компания Lincoln Electric Co. Все ее сотрудники гарантировано не останутся без работы до конца жизни, а зарплата зависит от прибыли фирмы. Чем выше этот показатель, тем больше премия.

Мы привели примеры конкуренции в экономике в зависимости от типа рынка и функций, которые он выполняет. В целом можно отметить, что конкуренция — это всегда двигатель прогресса и мощный толчок для развития конъюнктуры рынка.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *