значение слова, определение, примеры цинизма в литературе
Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.
Цинизм значение слова
Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.
Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).
Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.
Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».
Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.
Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.
Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, душевную боль и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, индивид, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.
Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. Вандализм и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.
В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.
В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.
Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.
Примеры цинизма
Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.
Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.
Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.
Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.
Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.
Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».
Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.
Проблема цинизма
Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.
Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.
Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной фрустрации, вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, апатии. При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.
Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с агрессией, ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы.
Однако в действительности ему ничего не угрожает.Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.
Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.
Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.
Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.
Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными депрессиями и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.
Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
В Вышке научились измерять организационный цинизм – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Проблема: Нередко работники недовольны своими организациями, и это сказывается на результатах труда, а также психологическом климате в коллективе.
Решение: Организационный цинизм — серьёзная проблема. Его изучение может помочь изменить отношение сотрудников к своим компаниям и профессиональной деятельности.
Теперь подробнее
Учёные из НИУ ВШЭ адаптировали Шкалу организационного цинизма. Этот инструмент очень популярен в мире и активно используется в организационно-психологических исследованиях. В адаптации приняли участие 424 респондента в возрасте от 19 до 84 лет. Выяснилось, что уровень организационного цинизма зависит от возраста (но не от гендера испытуемых) — чем старше сотрудник и больше его стаж работы в организации, тем меньше в нём цинизма по отношению к месту работы, и он более склонен прощать управленческие недостатки. Результаты работы опубликованы в журнале «Социальная психология и общество». Авторы отмечают, что новый инструмент может использоваться в прикладной психологии — для решения различных проблем жизнестойкости организации и работников, укрепления лояльности сотрудников, а также предотвращения текучки кадров.
О чём речь?
Понятие организационного цинизма появилось в конце XX века и сразу стало популярным в социально-психологических исследованиях по всему миру. Согласно имеющимся данным, значительное количество сотрудников крайне цинично относятся к своим организациям, отмечают в своей статье исследовательницы Милада Павлова, Мария Дзюбенко и Софья Нартова-Бочавер.
Согласно первому появившемуся систематическому определению, в структуре организационного цинизма выделяют три составляющие:
Когнитивную — убеждение в том, что организации недостаёт честности и справедливости. Работники с циничным отношением уверены, что эти принципы приносятся в жертву целесообразности и прагматичности, и деятельность организации основана на личных интересах руководства.
Эмоциональную — переживание презрения, разочарования, гнева, беспокойства, отвращения и даже стыда по отношению к организации. Циники, как отмечают исследователи, могут даже испытывать тайное саморазрушительное удовольствие от своего превосходства над организацией, относительно которой не подтвердились их ожидания.
Поведенческую — склонность к пренебрежительному и критическому поведению, чаще всего выраженную в резкой критике своей организации в различных формах. Она может включать саркастический юмор, а также пессимистические прогнозы относительно будущего организации. «Взаимодействуя с коллегами или руководством по поводу общих профессиональных задач, циники часто используют невербальную экспрессию: «понимающие» взгляды, закатывание глаз, ухмылки и насмешки», — отмечают авторы исследования.
Цинизм может возникнуть в самых разных организациях, имея широкий спектр причин, например, нарушение психологических контрактов, конфликт взаимных ожиданий работников и руководства по отношению к совместной деятельности и реальному положению дел. Организационный цинизм, как поясняют исследователи, возникает, когда сотрудникам не хватает уверенности в надёжности своей организации, и они чувствуют, что ей нельзя доверять. Когда работники переживают профессиональный стресс высокой интенсивности или просто несколько так называемых негативных потрясений. В их число может быть несогласие с руководителем, реорганизация, необоснованное увеличение рабочего времени, проблемы с расписанием, сменой работы или управлением.
Также читайте
Согласно исследованиям, организационный цинизм имеет множество негативных последствий. Среди них — падение уровня удовлетворённости трудом, разрушение моральной атмосферы в компании, нарушение профессиональных обязательств, искажение профессиональной идентичности, откровенная агрессия и асоциальные действия.
«Нередко проблемы, вызывающие циничное отношение работников, не могут решаться в силу присущего многим, особенно коллективистическим культурам стремления замалчивать существующие трудности (employee silence), в силу чего профессиональный стресс накапливается, а его эффекты усугубляются», — комментируют авторы. Поэтому защита от организационного цинизма должна быть важной составляющей организационной культуры.
Несмотря на то, что феномен организационного цинизма широко изучается во всём мире, в российских исследованиях ему практически не уделялось внимания. «Поиск источников по ключевым словам «organizational cynicism» по базе Google Scholar при отсечении после 2021 года показывает 7490 упоминаний, из них ни одного на русском языке», — рассказывают исследователи.
Шкала организационного цинизма (The Organizational Cynicism Scale) — один из наиболее авторитетных зарубежных опросников, который используется уже более 20 лет во многих странах. Авторы новой работы отмечают, что для изучения и предотвращения организационного цинизма необходимо располагать надёжным и валидным инструментом его измерения. Однако до сих пор шкала не была адаптирована на русский язык. Исследователи из НИУ ВШЭ решили восполнить этот пробел.
Как изучали?
В адаптации приняли участие 424 респондента — 296 женщин и 128 мужчин в возрасте от 19 до 84 лет. Средний стаж респондентов — 16,76 лет. Основу выборки составили жители России (385 человек), также в ней были русскоязычные участники из других стран, например, Израиля, Канады, Великобритании, США, Индонезии.
Данные собирались с помощью сервиса 1ka.si на протяжении 2020-2021 годов. Авторы отмечают важный момент процедуры исследования — неформальность и анонимность, без участия каких-либо организаций. Таким образом была решена проблема социальной желательности ответов. Респонденты работали в разных местах, часть из них — самозанятые.
Шкала включает 13 утверждений и три субшкалы, отражающие три вышеописанных аспекта организационного цинизма: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Примеры утверждений и вопросов в рамках шкалы: «Я вижу мало общего между тем, что моя организация обещает сделать и что делает на самом деле»; «Как часто вы испытываете раздражение, когда думаете о своей компании?»; «Порой я ловлю себя на том, что высмеиваю лозунги и инициативы моей компании».
Также читайте
Для проверки конвергентной валидности авторы использовали Шкалу привязанности к офису, которая является модификацией Шкалы привязанности к меступрименительно к рабочему пространству. В ходе работы использовались статистические методы анализа данных.
Что получили?
Результаты анализа подтвердили надёжность и валидность Шкалы организационного цинизма. Авторы отмечают, что шкала сохранила свою трёхфакторную структуру и включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Также был обнаружен отрицательный возрастной тренд: чем старше человек и больше его опыт работы, тем ниже все показатели организационного цинизма. «По-видимому, по мере накопления опыта трудовых отношений и возможности сравнения разных мест работы люди становятся более толерантными к тем организационным решениям, которые в молодости могут восприниматься как нечестные, люди меньше раздражаются от разных событий в организациях и становятся более сдержанными в своем критическом поведении, подразумевающем разотождествление с организацией, сарказм и осуждение того, что в ней происходит», — комментируют исследователи.
Для чего это нужно?
Исследователи отмечают, что адаптированная версия Шкалы организационного цинизма может использоваться, например, для оценки риска снижения производительности труда и профессионального выгорания работников. «С помощью инструмента можно изучать, как сотрудники относятся к своей организации — насколько доверяют руководству и верят в искренность принимаемых решений, готовы ли поддерживать репутацию этой организации и просто продолжать в ней работать», — комментирует Софья Нартова-Бочавер.
В зависимости от полученного «среза» мнений, как она поясняет, можно проанализировать слабые места менеджмента и изменить тактику и стратегию управления организацией, чтобы добиться большей лояльности сотрудников по отношению к организации. Также инструмент может применяться в рекрутинговых целях — для понимания, какие сотрудники относятся к группе риска, а также подбора коучинговых программ для снижения рисков организационного цинизма у уже нанятых специалистов.
Исследование реализовано при поддержке Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
IQ
Авторы исследования:
Милада Павлова, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ
Мария Дзюбенко, старший координатор ООО «ТалентКод», студентка НИУ ВШЭ
Софья Нартова-Бочавер, профессор, ведущий научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 декабря, 2022 г.
Все материалы автора
Психология Исследования
Цинизм: Отрицательный дефолт.
Я помню, как познакомился со Стивом, когда был подростком. Вероятно, ему было за сорок. У него была застывшая улыбка, которая, казалось, никогда не исчезнет, и он был полон американского позитивного настроя. Будучи подростком в Йоркшире, Англия, я сначала не знал, что о нем думать. Был ли он настоящим? Почему он так улыбался? Наверняка он просто притворялся, чтобы устроить шоу на публике. Он не мог всегда быть таким счастливым и позитивным, особенно когда видел меня и моих друзей, для которых ему было поручено организовывать и проводить мероприятия.
Со временем я узнал, что Стиву есть о чем беспокоиться в личной жизни. Много, что было далеко от идеала. Многое, что заставило бы любого хорошего человека лишиться сна по ночам. Но его добрый, позитивный взгляд на жизнь и служение другим были постоянными.
Стив пережил многое, что могло сделать его пресыщенным, негативным и циничным. Но это не так. Он выбрал другой путь.
Стив был для меня примером высшей силы выбора. И он один из героев моих подростковых лет, оказавший на мою жизнь большее влияние, чем он мог себе представить.
Никто не рождается циничным. Мы также не обязаны становиться циничными или озлобленными в результате жизненных испытаний, неудач и душевных страданий. Мы можем выбрать другое мышление в зависимости от предполагаемых обстоятельств и опыта по умолчанию.
Нет ничего более жалкого, чем молодой циник, потому что он перешел от ничего не зная к ничему не верящему. — Майя Энджелоу
Что такое цинизм и откуда он берется?
Достаточно сказать, что значение и определение цинизма изменились с момента его возникновения в Древней Греции. Мое любимое рабочее определение цинизма звучит следующим образом: «Отношение пренебрежительного или пресыщенного негатива, особенно общее недоверие к честности или заявленным мотивам других». Это хорошо оборачивает его.
Что касается примеров цинизма, то Дональд Трамп дал хороший пример в своей недавней речи, объявив о своем решении выйти из Парижского соглашения по климату, заявив: «Мы не хотим, чтобы другие лидеры и другие страны смеялись над нас больше и не будет».
Цинизм часто начинается с чувства разочарования, предательства или иного нарушения доверия. Один друг недавно поделился рассказом о том, как его цинизм по отношению к «начальству» усилился после корпоративной реструктуризации. Когда о реструктуризации было впервые объявлено, он специально спросил, будут ли его и его команду переназначать или, что еще хуже, увольнять. «Точно нет!» был однозначный ответ. Однако три месяца спустя половина членов команды была уволена, а другая половина была переведена на другую работу.
Ценность цинизма
Во время моего исследования цинизма я задал следующий вопрос и в LinkedIn, и в Facebook: есть ли ценность в цинизме? Ответы, которые я получил в пользу полезности цинизма, можно резюмировать следующим образом:
- Инструмент для выживания. Признавая некоторые недостатки цинизма, кто-то отметил его роль как «естественной защиты от обмана». Поскольку наш мозг настроен на выживание, цинизм может быть естественной реакцией на предательство или преднамеренный вред, который был или может быть нанесен нам в попытке защитить нас от будущей опасности.
- Баланс против безудержного оптимизма. Когда дела идут хорошо и вы привыкли побеждать, кто следит за опасностью? Один комментатор выразил благосклонность к «одинокому цинику» в группах, которые в остальном не замечают реальных угроз. Командные культуры, пронизанные чрезмерным оптимизмом или даже высокомерием, могут быть более восприимчивы к внешним опасностям.
- Индикатор. Некоторые комментаторы, занимающиеся коучингом и наставничеством, отметили, что считают цинизм тех, кого они обучают, полезной отправной точкой, своего рода индикатором, ведущим к дальнейшему обсуждению. Это может помочь им узнать, каковы их мысли, чувства и ситуации, прежде чем обсуждать способы преодоления проблем и достижения значимого прогресса.
Несомненно, существует множество сценариев, в которых люди сильно пострадали из-за слепого, безоговорочного доверия. Может показаться заманчивым сказать, что цинизм защитил бы их от опасностей этих сценариев или что им следует быть более циничными в будущем, чтобы избежать дальнейших опасностей. Но цинизм не обязательно защищает нас от ловушек слепого доверия, и его не следует рассматривать как неотъемлемую часть критического мышления. Защищая себя от чужого обмана и самообмана непомерного оптимизма, русская пословица дает краткий мудрый совет: «Доверяй, но проверяй».
Порок — доверять всем, и такой же порок — не доверять никому. — Сенека
Единственная потенциальная ценность, которую я вижу в цинизме, заключается в его роли индикатора, подобно лампочке двигателя на приборной панели автомобиля. В то время как это нехорошо, что есть проблема с двигателем, очень важно знать, что она есть, чтобы произвести необходимый ремонт. Незнание проблемы продлит ее и, таким образом, усугубит. Цинизм дает нам указание на то, что что-то не так, и предлагает нам внести необходимые изменения. Однако как избранное мышление цинизм проблематичен.
Недостатки цинизма
Цинизм душит доверительные отношения, потому что он изначально недоверчив. А без доверия далеко не уедешь. Как говорит Стивен М. Р. Кови в Smart Trust : «Без доверия мы не сможем по-настоящему сотрудничать; мы просто координируем или, в лучшем случае, сотрудничаем. Именно доверие превращает простую координацию в настоящее сотрудничество. Именно доверие превращает группу людей в команду». Нет доверия, нет команды; нет команды, нет победы. В эпоху работников умственного труда мы просто не можем позволить себе цинизма.
Взгляд на других через призму цинизма также влияет на то, как мы видим себя. Как мы можем быть циничными по отношению к другим и сохранять искреннюю приверженность постоянному личному совершенствованию? Как мы можем мечтать, стремиться, творить и полностью реализовывать свой потенциал с циничным мышлением? То, как мы видим других, влияет на то, как мы видим себя — они не изолированы друг от друга.
Отличным примером человека, отказавшегося поддаться цинизму, является Десмонд Досс, история которого рассказана в фильме По соображениям совести . Досс верил в моральную основу вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, но, хотя он считал, что должен внести свой вклад в военные действия, он также поклялся никогда не отнимать чужую жизнь даже на поле боя. Он решил, что его вклад будет заключаться в спасении жизней, а не в их отнятии, и записался в армию медиком. Отказавшись взять винтовку, он столкнулся с противодействием со всех сторон. Над ним издевались, избивали и наказывали за его отвращение к винтовке, но он выстоял. Он не позволил циникам и скептикам помешать ему внести свой предполагаемый вклад, и сам не стал циником. Он служил по назначению и спас 75 солдат в одном из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны, не имея при себе ни одного оружия. Невероятное достижение.
Преодоление цинизма
В конечном счете, самой большой жертвой цинизма является циник. Если вы обнаружите, что становитесь циничным, знайте, что пришло время что-то изменить. Опять же, цинизм подобен лампочке двигателя автомобиля; это дает нам знать, что что-то не так и требует решения.
Иногда мы все склонны к циничным мыслям, но каждый из нас может решить, что делать с этими мыслями. Как говорится, птица может сесть вам на голову, но вы не обязаны позволять ей строить гнездо. Примем ли мы циничные мысли и примем ли мы циничный образ мышления? Или бросим вызов этим мыслям и разберемся, откуда они взялись, в чем проблема и как ее решить?
Мы не должны быть порабощены обстоятельствами. По умолчанию это не судьба. Это одни из самых важных уроков, которые Стив преподал мне на своем примере, и по сей день я очень благодарен ему за это.
————————————————————————————————
Спасибо за чтение! Мне будут интересны ваши мысли. Если вы нашли что-то из того, чем я поделился, полезным или знаете кого-то, кто может найти это полезным, пожалуйста, поделитесь этим.
Другие мои статьи можно найти по этой ссылке.
#доверие #эмоциональный интеллект #самосознание #личностное развитие #отношения #постоянное совершенствование #рост #лидерство #цинизм
Не позволяйте цинизму подорвать ваше рабочее место
Краткая идея
Проблема
Слишком многие организации отмечены цинизмом — верой в то, что другие эгоистичны, жадны и нечестны, — что предсказывает множество негативных результатов на работе, включая низкую производительность, текучесть кадров, мошенничество и подавление инноваций.
Почему это происходит
Наша естественная тяга к негативу и представление о том, что циники умнее нециников, позволяют цинизму самовоспроизводиться. Политика и практика организации могут еще больше укрепить культуру недоверия.
Как это исправить
Вы можете уменьшить цинизм в своей организации, разработав политики и процессы, которые переориентируют организационную культуру на сотрудничество, и убедившись, что все лидеры, а не только те, кто находится наверху, демонстрируют доверчивое поведение и борются с цинизмом в своих действиях. взаимодействия.
Обучение на испанском языке
Ler em português
Должность открытого генерального директора в Microsoft должна была стать святым Граалем для руководителей технологической отрасли, но в 2014 году это было не так. Рост компании застопорился. Из-за того, что на ранних стадиях разработки смартфонов и других новых технологий компания провалила первые шаги, Microsoft уступила долю рынка Apple, Google и Amazon и приобрела репутацию скрипучих и оторванных от реальности гигантских кораблей, плывущих не в том направлении. Журналистка Bloomberg Дина Басс перечислила эти недостатки в статье, прямо озаглавленной «Почему вы не хотите быть генеральным директором Microsoft». Пять дней спустя Сатья Наделла встал у руля. Неудачи Microsoft были вызваны более глубокой проблемой: культурой, погрязшей в недоверии, конкуренции и трайбализме, которые убивали моральный дух и душили инновации. В своей книге 2017 года Hit Refresh Наделла описал иллюстрацию организационной схемы Microsoft, сделанную дизайнером Ману Корнетом, на которой подразделения компании находились в противостоянии, а круги представляли собой жесткие бункеры, нацеленные друг на друга. Мультфильм должен был быть забавным, но проблемы, которые он выдвигал на первый план, таковыми не были. И они не редки.
Бесчисленные организации были захвачены цинизмом — верой в то, что другие люди эгоистичны, жадны и нечестны. Дэн Чиабуру из Texas A&M и его соавторы обнаружили, что цинизм предсказывает множество негативных результатов на работе, включая низкую производительность, выгорание, текучесть кадров и мошенничество. Цинизм также быстро распространяется. Люди с туманным взглядом на действия других сплетничают и склонны к предательству — поведению, которое выявляет худшее в их коллегах, превращая подозрительность и недоверие циников в самоисполняющиеся пророчества.
К счастью, вы можете предпринять шаги, чтобы избежать этого сценария. Десятилетия исследований — моих собственных и других — дают представление о том, как люди попадают в ловушку цинизма , как политика и практика организации могут быть ответственными, и что лидеры могут сделать, чтобы помочь сотрудникам избежать ее.
Ловушка цинизма
Когда мы смотрим на мир через призму цинизма, кажется, что люди заботятся только о себе, добрые дела скрывают скрытые мотивы, а доверие другим делает вас лохом. Такой образ мышления понятен в эпоху WeWork и Theranos. Но слишком много цинизма может стать токсичным на каждом уровне. По отдельности циники зарабатывают меньше денег в течение своей жизни, чаще впадают в депрессию и подвержены большему риску сердечных заболеваний, чем нециники. И Microsoft — лишь один из примеров того, насколько пагубным может быть цинизм для организаций и работы.
Несмотря на ужасные последствия, цинизм, похоже, растет. По данным General Social Survey, в 1972 году 45% американцев считали, что «большинству людей можно доверять». К 2018 году эта доля упала примерно до 30%. В ежегодном барометре доверия Edelman за 2022 год почти 60% людей в 27 странах заявили, что по умолчанию не доверяют другим. И люди скептически относятся не только к отдельным людям: за тот же период резко упало доверие к политическим лидерам, институтам и корпорациям.
Почему так распространен цинизм, хоть он и причиняет нам столько боли? Некоторые причины культурные. В странах и государствах с повальной коррупцией и неравенством цинизм берет верх быстрее. Профессии также имеют культурные стимулы: журналисты преуспевают, вынюхивая ложь, а основатели стартапов часто склонны преувеличивать, что в значительной степени способствует недоверию.
Цинизм также использует ошибки в том, как люди думают и чувствуют. Поняв три его движущих силы — настройка на зло, упреждающие удары, и иллюзия циничного гения — вы можете предпринять шаги, чтобы искоренить их в своей организации.
Циники зарабатывают меньше денег в течение жизни, чаще впадают в депрессию и подвержены большему риску сердечных заболеваний, чем нециники.
Плохая настройка.
Самую большую угрозу для людей представляют другие люди, которые могут обманывать, воровать и злоупотреблять нашим доверием. Ответ природы на такие социальные угрозы состоит в том, чтобы снабдить нас психологической оболочкой броненосца — то, что ученые называют «обнаружением мошенников». С раннего возраста мы бдительно следим за признаками того, что кто-то пытается нас обмануть. Обнаружение мошенников помогает нам отличить плохих людей (например, мошенников и мошенников) от хороших, но также может заставить нас предположить, что люди плохие, и сосредоточиться на их худших качествах. Психологи называют это «позитивно-негативной асимметрией», но давайте назовем ее плохой настройкой.
Русская пословица гласит, что «капля дегтя испортит бочку меда». Наши социальные суждения могут работать таким же образом. В том, что сейчас считается классической парой исследований, исследователи Джон Сковронски и Донал Карлстон рассказали людям о ком-то, кто поступил нравственно (помощь незнакомцам), аморально (мошенничество с налогами) или их комбинацию. Люди быстрее судили аморальных актеров, чем хвалили нравственных, и считали людей, которые действовали в обоих направлениях, морально испорченными.
Другими словами, мы представляем себе версию других, которая намного хуже, чем люди из плоти и крови на самом деле. И когда мы взаимодействуем с этой версией, а не с их истинным «я», наши ответы могут причинить вред и еще больше сеять цинизм.
Превентивные удары.
Циники часто действуют так, как будто лучшая защита — это нападение. В недавнем исследовании моей лаборатории мы обнаружили, что циничные люди — те, кто не согласен с такими утверждениями, как «Большинство людей в целом хорошие», — менее охотно жертвуют время или деньги, чтобы помочь другим. Другое исследование, проведенное Малией Мейсон из Колумбийского университета, показывает, что люди, считающие других нечестными, с большей вероятностью сами ведут нечестные переговоры.
Упреждающие удары могут выглядеть разумно, но они наносят ущерб всем участникам. Люди отвечают взаимностью на доброту и мстят жестокости, а это означает, что действия циников пробуждают в других худшее. В опросе 2020 года психологи исследовали эти самоисполняющиеся пророчества, спрашивая людей об их социальных взаимодействиях один раз в день в течение недели. Они обнаружили, что циник склонен вести себя неуважительно по отношению к друзьям и коллегам, что усиливает неуважение других к цинику. А в одном известном исследовании психологи Гарольд Келли и Энтони Стахелски попросили пары людей сыграть в игру, в которой они могли либо сотрудничать, либо обманывать. Поскольку циники ожидали от своих партнеров жульничества, они, скорее всего, начинали игру с жульничества. В последующих раундах партнеры-циники с меньшей вероятностью доверяли и с большей вероятностью обманывали, что исследователи называют «поведенческой ассимиляцией».
Цинично-гениальная иллюзия.
Самопровозглашенные циники часто рассматривают свой цинизм как с трудом заработанную мудрость и считают любого, кто не разделяет ее, наивным. В исследовании, проведенном Ольгой Ставровой из Тилбургского университета, 70% участников заявили, что, по их мнению, циники, как правило, умнее нециников, даже несмотря на то, что первые не так хорошо справляются с когнитивными тестами и не являются «социально умными». В другом исследовании Нэнси Картер и Дж. Марк Вебер из Университета Торонто, штат Миссиссога, провели имитационные собеседования при приеме на работу, в ходе которых они попросили половину кандидатов солгать, а половину — сказать правду. Участники смотрели видеозапись интервью и угадывали, кто лгал, и хотя 85% участников считали, что циники лучше приспособлены для выявления лжецов, люди, идентифицировавшие себя как циники, на самом деле были менее точными в своих догадках.
Хотя они могут обвинять других в слепом доверии, кажется, что сами циники слепо не доверяют. Глядя на всех через одну и ту же темную линзу, они не замечают признаков, отличающих сотрудничающих от мошенников. Тем не менее, пока люди продолжают верить, что цинизм — это разумно, циники будут вознаграждены.
Как политика и практика порождают цинизм
Не только человеческая психология подталкивает сотрудников к недоверию. Вполне возможно, что политика и практика вашей компании также основаны на цинизме и усиливают его, как это было в случае с Microsoft. Предшественник Наделлы, Стив Балмер, принимал решения и разрабатывал политику, которая порождала недоверие и разрушительную конкуренцию. Две стратегии Балмера — лидерство с нулевой суммой и чрезмерное управление — распространены во многих организациях.
Лидерство с нулевой суммой.
Балмер внедрил «ранжирование стека», при котором лучшие игроки в каждой команде получали вознаграждение, а отстающие получали предупреждения или увольнялись. Ранжирование стека предназначено для использования «естественной» конкурентоспособности людей, но оно также заставляет сотрудников рассматривать свое рабочее место как игру с нулевой суммой. В статье Vanity Fair 2012 года Курт Эйхенвальд изложил результаты этой политики: «Сотрудников вознаграждали не только за хорошую работу, но и за то, что они удостоверились, что их коллеги потерпели неудачу. В результате компанию поглотила бесконечная череда внутренних поножовщины. Потенциальные рыночные предприятия, такие как электронные книги и технологии смартфонов, были убиты, пущены под откос или задержаны из-за споров и силовых игр».
Немногие организации сегодня используют ранжирование по стеку, но многие по-прежнему пропагандируют «культуру гения», которая ценит одинокую творческую звезду, выдвигающую новые идеи. Такая культура поощряет людей затмевать коллег, вызывая нездоровую конкуренцию. Когда работников противопоставляют друг другу, у них мало причин вносить свой вклад в коллективные идеи, и они с большей вероятностью скрывают знания от своих коллег, разрушая отношения и убивая инновации. Исследовательская группа под руководством Элизабет Каннинг, профессора Университета штата Вашингтон, обнаружила, что компании из списка Fortune 500 с гениальной культурой имеют более низкий уровень доверия сотрудников и худшие рейтинги на Glassdoor.
Люди, которым мы доверяем, с большей вероятностью сделают шаг вперед, демонстрируя то, что экономисты называют «заслуженным доверием».
Чрезмерное управление.
В книге «Путь HP» Дэвид Паккард рассказывает историю из своей ранней карьеры в GE, когда компания запирала компьютерные детали и внимательно следила за ними, чтобы предотвратить кражу. «Столкнувшись с этим очевидным проявлением недоверия, — пишет Паккард, — сотрудники решили доказать его правоту, уходя с инструментами или запчастями, когда могли».
Лидеры, которые не доверяют своим людям, с большей вероятностью ограничивают их, оказывают на них давление и наблюдают за ними, чтобы гарантировать, что они делают минимум, и предотвратить уклонение от работы и мошенничество — и сотрудники ясно и ясно понимают это недоверие. Они, в свою очередь, меньше доверяют своим организациям, чувствуют себя менее мотивированными и — по иронии судьбы — больше скорее всего игра в систему.
Из-за пандемии стало труднее зависать над рабочими столами, но компании теперь используют антиутопический набор инструментов, которые позволяют им, например, отслеживать нажатия клавиш и экраны рабочих. В ответ интернет-магазины продали тысячи «игрушек для мышей», которые позволяют пользователям делать вид, что они работают. (Обзор одного из таких продуктов на Amazon гласит: «Если ваш босс — бесполезный идиот, занимающийся микроменеджментом, который не понимает, что присутствие не равнозначно продуктивности, то это устройство — то, что вам нужно. Если вы один из тех боссов, которые читают этот обзор… никто не любит ты»)
Когда работодатели заставляют рабочих делать хотя бы самый минимум, они значительно повышают вероятность того, что рабочие будут только делать это, и моральный дух при этом наносится ущерб. В декабре 2021 года EY опубликовала новые данные о сотрудниках, уволившихся с работы во время первой части Великой отставки. Многие из них заявили, что не чувствуют, что руководители компаний заботятся о них или доверяют им.
Побег из ловушки цинизма
Картина может быть мрачной: кажется, что недоверие и конкуренция ведут нас по улице с односторонним движением к поражению. К счастью, существуют четкие стратегии, которые могут помочь организациям изменить курс. Привнесение «антицинизма» в вашу работу требует реализации двух подходов: во-первых, разработать политики и процессы, которые переориентируют организационную культуру на сотрудничество и доверие. Во-вторых, убедитесь, что все лидеры, а не только те, кто находится наверху, демонстрируют доверительное поведение и борются с цинизмом в своих взаимодействиях.
Перенаправить культуру.
В своей книге Наделла прокомментировал карикатуру организационной структуры Microsoft: «Эта карикатура меня очень беспокоила. Но больше меня расстроило то, что наши люди просто приняли это». Он и директор по персоналу Microsoft Кэтлин Хоган представили политику, направленную на устранение циничных привычек компании, включая реструктуризацию системы проверки и поощрения Microsoft. Сотрудников больше не будут возвышать за то, что они затмевают своих коллег, или наказывать, если их коллеги преуспеют. Вместо этого их проверяли и поощряли за совместное поведение, например, за то, как они появлялись перед другими и вместе создавали вещи. Этот сдвиг побудил рабочих ослабить свою защиту и свободно делиться знаниями, навыками и взглядами. Такая «взаимозависимость задач», при которой индивидуальный успех зависит от достижений других, повышает доверие между сотрудниками и повышает шансы на доверие и командный успех.
Фотографа Джилл Гринберг привлекают выражения и ум, которые часто можно найти в ее портретах обезьян и человекообразных обезьян, которые иногда, кажется, осуждают своих кузенов-людей.Наделла применил аналогичный подход к конкурентам Microsoft. Сделав шаг, который был бы немыслим годом ранее, он вышел на сцену для выступления с программным докладом и вытащил iPhone, на котором впервые были установлены Office, Outlook и другие продукты Microsoft. Показав, как Microsoft и Apple могут дополнять друг друга, Наделла не только снизил остроту их соперничества, но и принес выгоду потребителям. «Партнерство слишком часто рассматривается как игра с нулевой суммой», — написал он в своей книге. Как внутри Microsoft, так и за ее пределами Наделла искал беспроигрышные решения для увеличения пирога, используя инстинкты людей к сотрудничеству, а не их эгоизм.
Когда мы видим мир как игру с нулевой суммой, он сужается, как и наши партнерские отношения. Антицинизм может показаться наивным, но он оказывается более мудрой долгосрочной стратегией.
Образцовый траст.
Наделла поощрял сотрудников к обучению и большему творческому риску, например, в масштабных хакатонах — совместных циклах кодирования, в ходе которых группы бесплатно работали над свежими идеями. Эти идеи помогли Microsoft перейти от программного обеспечения к облачным технологиям и технологиям искусственного интеллекта. Для их реализации также потребовалось ослабление бюрократических вожжей и решительный шаг со стороны руководства компании.
Люди, которым мы доверяем, с большей вероятностью сделают шаг вперед, демонстрируя то, что экономисты называют «заслуженным доверием». В одном исследовании Херардо Гуэрра и Даниэль Джон Зиззо попросили людей сыграть в игру: доверительные управляющие отправляли деньги доверительным управляющим, и эти деньги умножались. Попечители могли выбирать, сколько выплатить доверенному лицу из большей суммы денег. В другом исследовании Герра, Зиззо и Майкл Бахарах попросили доверенных лиц заранее угадать, что они сделают с деньгами. Попечители, которым говорили о высоких ожиданиях доверенных лиц, с большей вероятностью возвращали им деньги.
Если циничные убеждения могут стать самореализующимися, то и обнадеживающие тоже могут, как показывают это и многие другие исследования.
Демонстрация веры в людей — это простой способ для лидеров уменьшить недоверие и паранойю в своих организациях. Дайте людям возможность сделать собственный выбор. Когда вы культивируете доверие, команды преуспевают. Исследования учителей, работников розничной торговли и военнослужащих показывают, что те, кто чувствует доверие, испытывают большую самооценку и связь с начальниками и в конечном итоге также работают лучше.
© Джилл Гринберг, предоставлено галереей ClampArt, Нью-ЙоркNordstrom серьезно относится к этой идее. «Справочник сотрудника» компании — это единая карточка, которая частично гласит: «Ставьте высокие личные и профессиональные цели. Мы очень уверены в том, что вы сможете их достичь, поэтому наше руководство для сотрудников очень простое. У нас есть только одно правило… Будьте рассудительны во всех ситуациях».
Сотрудникам Nordstrom оказывается поддержка — они могут в любое время обратиться к HR или менеджерам, — но им также явно доверяют, что не является нормой в розничной торговле. Результатом стала известная удовлетворенность сотрудников, что в 2017 году сделало Nordstrom единственным ритейлером одежды в списке Fortune 100 лучших компаний для сотрудников. Важный урок: когда вы доверяете людям, делайте это громко: дайте им понять, что вы в них верите. Они с большей вероятностью увидят себя вашими глазами и захотят соответствовать этому образу.
Антициничные методы Microsoft, такие как создание результатов с ненулевой суммой и предоставление работникам пространства и доверия для творчества, принесли дивиденды. Под руководством Наделлы рыночная капитализация компании взлетела до небес благодаря ее проворным шагам в области облачных вычислений, искусственного интеллекта и других новых направлений — инноваций, подпитываемых культурой, основанной на сотрудничестве, сопереживании и сообществе.
Научите антицинизму
Переориентация культуры компании и моделирование доверия могут начать развязывать узлы, которые создает цинизм. Но вам также необходимо изменить то, как руководители всех уровней взаимодействуют с сотрудниками. Хорошие новости? Антицинизму можно научить.
В 2020 году я объединился с SAP Academy for Engineering и Mentora, чтобы создать междисциплинарную программу обучения лидерству, которой мы поделились с более чем 100 менеджерами по всему миру. Академия SAP славится тем, что обучает техническим навыкам, но в меньшей степени занимается обучением навыкам межличностного общения, таким как эмпатия и антицинизм. Мы призвали менеджеров думать об этих практиках так же важно и так же доступно для изучения, как и любой тип кода.
Одним из столпов программы является укрепление доверия. Лидеры узнают об опасностях цинизма и выбирают практические стратегии борьбы с ним. Мы показываем им, что лучший способ вызвать доверие у сотрудников — сначала продемонстрировать его. Результаты были замечательными. Менеджеры, участвовавшие в нашей программе, увидели, что их Net Promoter Score по доверию руководства — основной показатель того, как их воспринимают непосредственные подчиненные, — увеличился более чем на 10%.
Люди становятся теми, кем мы их считаем, поэтому мы должны осознавать наши предположения и быть щедрыми на нашу добрую волю.
Эта статистика воодушевила нас, как и истории, которые мы услышали от участвующих менеджеров. Одна из них, Алехандра, пережила головокружительный взлет в SAP Brazil. За 14 месяцев она прошла путь от индивидуального сотрудника до руководства командой из 22 человек, многие из которых проработали в компании дольше, чем она. Ее продвижение вызвало некоторое негодование, и Алехандра почувствовала необходимость проявить себя, жестко управляя группой. Она быстро вымоталась, как и ее команда.
После одного сеанса антицинизма Алехандра встретилась с новым членом команды, амбициозным и талантливым человеком, который хотел большей независимости, но боялся неудачи. До нашего сеанса Алехандра внимательно следила за этим человеком, но на этот раз она пошла другим путем. «Я знаю, что ты можешь это сделать, — сказала она, — и если ты доверяешь мне, то ты должен доверять и моему суждению». Шесть месяцев спустя эта сотрудница сама подавала заявки на руководящие должности.
Лидерство
Качества самых эффективных лидеров постоянно меняются. Читайте наши последние.
Вот ключевой принцип этой работы — и антицинизма в целом: людей формирует их ситуация, и как лидеры вы являетесь неотъемлемой частью ситуации для своих сотрудников. Если вы не доверяете им, микроуправляете и контролируете их, они обидятся на вас, будут уклоняться от ответственности и, в конце концов, направятся к выходу. Но если вы продемонстрируете им веру, они постараются оправдать ее.