Социальная сфера все в большей мере становится центром притяжения инноваций — В. Матвиенко
Форум социальных инноваций регионов – самая крупная, авторитетная дискуссионная и презентационная площадка, посвященная данной проблематике, подчеркнула Председатель СФ.
Социальная сфера все в большей мере
становится центром притяжения инноваций, заявила Председатель СФ Валентина Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга , выступая на Втором Форуме социальных инноваций регионов, который открылся в Красногорске
(Московская область).
Как отметила Валентина Матвиенко, Форум – это самая крупная и авторитетная дискуссионная и презентационная площадка, посвященная социальным проблемам.
Смотрите также
Председатель СФ: Форум социальных инноваций дает возможность обсудить дальнейшие шаги по совершенствованию законодательства в этой сфере
В ходе Второго Форума социальных инноваций регионов состоялось подписание соглашений между субъектами РФ и инвесторами
Председатель СФ В. Матвиенко и губернатор Московской области А. Воробьев открыли Второй Форум социальных инноваций регионов
На площадке Второго Форума социальных инноваций регионов состоялось заседание Молодежного социального совета
Председатель СФ обратила внимание на высокий уровень организации форума, в подготовке которого совместно с Советом Федерации и правительством Московской области принимали участие пять федеральных министерств, Агентство стратегических инициатив, Общественная палата России, Торгово-промышленная палата, Центр развития государственно-частного партнерства, бизнес-структуры, благотворительные фонды и ведущие средства массовой информации.
«За два года между нашими форумами социальная сфера существенно изменилась. Этому способствовали и новые вызовы, и внедрение современных технологий, в первую очередь информационных, и возросший уровень требований со стороны самих граждан. Но общая цель всех преобразований осталась прежней — это повышение доступности и качества социальных услуг населению и соответственно развитие социальной инфраструктуры в каждом субъекте Российской Федерации», — сказала Валентина Матвиенко
Она подчеркнула, что социальная сфера все в большей мере становится центром притяжения инноваций. «Серьезно развивается социальная инфраструктура. Ремонты, реконструкции, строительство, техническое переоснащение, подготовка и переподготовка кадров идут во всех отраслях социальной сферы. Активно внедряется проектный подход, социальный менеджмент, развивается межсекторальное и межведомственное взаимодействие. Лицом к социальной сфере развернулась промышленность. Социальная сфера становится мощным и требовательным заказчиком для отраслей экономики. Это, в свою очередь, придает новый импульс социальному развитию страны».
В. Матвиенко, Г. Карелова и О. Голодец
1 из 49
В. Матвиенко на Форуме социальных инноваций регионов
2 из 49
Д. Козак
3 из 49
Т. Гигель
4 из 49
А. Соболев и О. Казаковцев
5 из 49
Е. Лебедева и Л. Гумерова
6 из 49
А. Муравьев
7 из 49
А. Тотоонов
8 из 49
В. Матвиенко на Форуме социальных инноваций регионов
9 из 49
В. Круглый
10 из 49
А. Борисов
11 из 49
М. Пономарев и В. Абрамов
12 из 49
В. Петренко и В. Полетаев
13 из 49
О. Цепкин и А. Шевченко
14 из 49
Г. Карелова
15 из 49
В. Матвиенко и Г. Карелова на открытии выставки
16 из 49
В. Матвиенко и Г. Карелова на открытии выставки
17 из 49
В. Матвиенко и Д. Азаров
18 из 49
Председатель СФ В. Матвиенко
19 из 49
Подписание соглашений между субъектами РФ и инвесторами
20 из 49
Подписание соглашений между субъектами РФ и инвесторами
21 из 49
Подписание соглашений между субъектами РФ и инвесторами
22 из 49
И. Гехт приняла участи е взаседании секции Форума социальных инноваций регионов
23 из 49
Дискуссионная площадка «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и поддержка социально ориентированных НКО»
24 из 49
Заседание на дискуссионной площадке «Роль социальных инноваций в повышении качества социальных услуг и развитии человеческого капитала»
25 из 49
И. Гехт приняла участи на дискуссионной площадке «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и поддержка социально ориентированных НКО»
26 из 49
Заседание на дискуссионной площадке «Роль социальных инноваций в повышении качества социальных услуг и развитии человеческого капитала»
27 из 49
В. Рязанский
28 из 49
Дискуссионная площадка «Роль бизнеса в устойчивом социальном развитии регионов»
29 из 49
Д. Азаров
30 из 49
А. Карлин
31 из 49
Сергей Морозов
32 из 49
О. Цепкин33 из 49
С. Киричук
34 из 49
Г. Карелова
35 из 49
Г. Карелова
36 из 49
А. Воробьев и В. Матвиенко
37 из 49
А. Воробьев и В. Матвиенко
38 из 49
Д. Азаров
39 из 49
О. Казаковцев
40 из 49
Экспертная сессия «Развитие волонтерского движения в социальной сфере»
41 из 49
А. Борисов
42 из 49
Экспертная сессия «Развитие волонтерского движения в социальной сфере»
43 из 49
Д. Азаров
44 из 49
Г. Карелова
45 из 49
Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова на Втором форуме социальных инноваций, 2017
46 из 49
Д. Азаров
47 из 49
Л. Кононова
48 из 49
Г. Карелова
49 из 49
Председатель СФ также отметила, что в регионах появляются качественно иные, отвечающие времени и потребностям людей объекты социальной сферы – перинатальные, онкологические, кардиологические центры, кванториумы для детей, геронтологические пансионаты.
«Серьезное влияние на развитие социальной сферы оказывают информационные технологии. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг через Интернет, превысила пятьдесят процентов. Главным итогом всех качественных изменений в социальной сфере стало увеличение продолжительности жизни россиян», — сказала Валентина Матвиенко.
Вместе с тем Председатель СФ считает необходимым добиться того, чтобы в любой точке страны граждане имели возможность жить достойно, не испытывали дискомфорта из‑за разницы в качестве образования, доступности социального обслуживания, в уровне медицинской помощи.
«Жизнь показывает, что только при четком взаимодействии государства, бизнеса, структур гражданского общества и граждан возможно полноценное движение к социально-экономическому росту страны».
Валентина Матвиенко подчеркнула, что важнейшим ресурсом развития социальной сферы стали социально ориентированные некоммерческие организации. «На законодательном уровне уже многое сделано для их вовлечения в систему социального обслуживания. Особенно после первого Форума социальных инноваций регионов».
«Предстоит распространить и на некоммерческий сектор преференции, предоставляемые малому бизнесу. Следует также ускорить работу над законопроектом о государственном и муниципальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», — сказала Председатель СФ, обратив внимание на то, что в целом вовлечение НКО в социальную сферу регионов продвигается пока медленно.
Выступление В. Матвиенко на пленарном заседании Второго Форума социальных инноваций регионов
По мнению Валентина Матвиенко, необходимо стимулировать создание полноценной общероссийской ресурсной базы инновационного развития социальной сферы, законодательно закрепить бюджетную поддержку социально ориентированных НКО, а также статуса институтов этой поддержки. «Требуется более активная информация и реклама НКО. Нужны специальные образовательные программы повышения квалификации для работников некоммерческих организаций. Важно не снижать уровень финансирования социально ориентированных НКО при формировании бюджетов на следующие годы».
В качестве еще одного ключевого механизма развития социальной сферы Валентина Матвиенко назвала государственно-частное и муниципально-частное партнерство. Среди лучших проектов она выделила строительство и ввод в эксплуатацию домов-интернатов нового типа, онкологических центров, детских дошкольных и общеобразовательных учреждений в целом ряде субъектов Российской Федерации.
«Но потенциал государственно-частного партнерства в социальной сфере полностью не раскрыт. Необходимо последовательно снимать барьеры, остающиеся на пути развития ГЧП в социальной сфере. Так, с учетом дефицита финансовых средств, крайне важно создать условия для развития федерального софинансирования региональных государственно-частных проектов. Следует на законодательном уровне предусмотреть возможность заключения соглашений о ГЧП с участием нескольких бизнес-партнеров. Препятствиями для развития государственно-частного партнерства называют излишне жесткие критерии отбора проектов. Надо проанализировать, по каким показателям отклоняются проекты и можно ли выполнить все предъявляемые требования», — подчеркнула
«У многих проектов отсутствует должная предпроектная поддержка. Чтобы исправить ситуацию, Совет Федерации поддержал запуск специальной всероссийской программы, разработанной Центром развития государственно-частного партнерства. Она позволит привлекать к разработке региональных и муниципальных инициатив квалифицированных консультантов, инвесторов и операторов», — сказала Председатель СФ.
Она отметила, что значительные резервы есть и у социального предпринимательства, волонтерства, благотворительности и частного инвестирования.
Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец рассказала о достижениях социальной сферы и новых проектах в системе образования и здравоохранения. По словам вице-премьера, эти проекты упрощают жизнь наших граждан, дают возможность получать качественные услуги. Она отметила необходимость развития государственно-частного партнерства в социальной сфере.
По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, на Форуме
представлены наиболее успешные инновационные проекты и лучшие практики регионов
в социальной сфере. «Я уверен, что наша дискуссия будет актуальной, интересной
и полезной».
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, выступая на пленарном заседании, отметил, что за последнее время удалось достаточно серьезно продвинуться вперед как в различных технологиях, так и в законодательном совершенствовании социальной работы. «В предыдущие годы мы очень серьезно работали над совершенствованием законодательной базы. С 2015 г., когда был принят закон об основах социального обслуживания, в регионах, прежде всего, проделана колоссальная работа по инвентаризации и написанию фактически нового законодательства по социальному обслуживанию».
По словам Министра, сейчас стоят задачи, связанные с расширением спектра оказания услуг, приближением их к человеку, повышением их качества.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова считает, что Форум олицетворяет собой единение не только всех ветвей государственной власти федерального и регионального уровня, но и связь со всем гражданским обществом для решения главной задачи – улучшения качества жизни граждан страны.
По ее словам, Министерство здравоохранения РФ последовательно внедряет самые современные технологии и методы оказания медицинской помощи. «За последние десять лет объемы высокотехнологичной помощи в нашей стране увеличились в 16 раз, особенно по тем направлениям, которые наиболее востребованы гражданами страны. Это шунтирование коронарных сосудов, эндопротезирование крупных суставов и другие направления».
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила, что новым вектором развития страны за последний год можно по праву считать проектное управление, которое является новой ступенью в развитии инновационной экономики.
Она рассказала о внедрении инновационных процессов в сфере образования, работе с инвалидами, содействии вовлечению негосударственного сектора в оказание социальной помощи населению.
15. Трудовая миграция (Восточная Европа и Центральная Азия)
Устойчивое развитие | Достойный труд | |||||
Экономика | Общество | Экология | Занятость | Защита | Права | Диалог |
Актуальные задачи ЦУР 8. 8, 10.7 | Актуальные результаты политики 9 1, 2, 7, 8, 10 |
На этой странице: Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация |
Миграция сегодня стала глобальным явлением растущего масштаба и сложности. Многие страны мира теперь являются местом происхождения, транзита или назначения работников-мигрантов. Динамика трудовой миграции может оказывать огромное влияние на социально-экономическую ситуацию в странах происхождения, транзита или назначения мигрантов. В последних трудовая миграция может способствовать омоложению рабочей силы, обеспечить функционирование трудоинтенсивных отраслей, таких как сельское хозяйство, строительство и личные услуги, стимулировать предпринимательство, поддержать работу систем социальной защиты, а также помочь в удовлетворении кадровых потребностей. В свою очередь, страны происхождения получают пользу в виде денежных переводов, которые мигранты отправляют на родину своим семьям, и в виде инвестиций, технологий и важнейших навыков, источником которых выступают вернувшиеся мигранты и сообщества соотечественников за границей (диаспоры) (51).
Согласно глобальным оценкам трудовой миграции в 2013 году трудовые мигранты составляли 150 млн из примерно 232 млн международных мигрантов в мире. На долю таких мигрантов приходится 4,4% мировой рабочей силы, что больше, чем доля международных мигрантов в населении мира (3,3%). Если у женщин-мигрантов уровень экономической активности выше, чем у женщин в целом (67% против 50,8%), то у мужчин он практически не зависит от статуса мигранта (78% против 77,2%). Хотя работники-мигранты вносят свой вклад в рост и развитие стран своего назначения и происхождения, процесс миграции порождает сложные проблемы в сфере управления, защиты таких работников, взаимосвязей миграции и развития, а также международного сотрудничества. МОТ прилагает усилия для разработки мер, способствующих получению максимальной выгоды от трудовой миграции всеми участниками этого процесса.
Защита работников-мигрантов стала одним из приоритетов МОТ сразу же после ее создания. В Уставе 1919 года содержится призыв «защищать интересы трудящихся, нанятых за границей». В октябре 2013 года трудовая миграция получила новый импульс после принятия Генеральной ассамблеей ООН соответствующей декларации в результате диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития (ДВУ), в которой признается важный вклад миграции в достижение Целей развития тысячелетия и отмечается, что мобильность людей является ключевым фактором устойчивого развития. В своем докладе перед участниками ДВУ Генеральный секретарь ООН представил программу действий, состоящую из восьми пунктов и направленную на укрепление роли миграции в деле развития, призвав сократить связанные с ней затраты, такие как стоимость денежных переводов и затраты по привлечению кадров. При этом выгоды от трудовой миграции можно увеличить за счет большей портативности прав на социальное обеспечение и содействия взаимному признанию дипломов, квалификаций и навыков. Тема трудовой миграции была затронута и в нью-йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой Генеральной ассамблеей ООН в сентябре 2016 года, и, как ожидается, будет фигурировать в Глобальном договоре ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, который государства-члены обязались принять в 2018 году.
Вопросы трудовой миграции, несомненно, входят в сферу компетенции МОТ, относящуюся к социальной справедливости. МОТ содействует уважению прав работников-мигрантов, а также справедливому управлению трудовой миграцией посредством свода норм, включающих в себя восемь основополагающих конвенций: Конвенцию 1949 года о работниках-мигрантах (пересмотренную) (№ 97), Конвенцию 1975 года о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), а также Рекомендации к ним — 1949 года (№ 86) и 1975 года (№ 151) — а также Конвенцию 2011 года о достойном труде домашних работников (№ 189). Другие актуальные документы включают в себя Многосторонние основы по вопросам трудовой миграции (2006) и Общие принципы и практические рекомендации по справедливому найму (2016). МОТ объединяет различных участников сферы труда — министерства труда, организации работодателей и работников, а также структуры гражданского общества — в целях выработки единой позиции по вопросам справедливой миграции с учетом потребностей рынка труда в работниках всех квалификаций, одновременно отстаивая права и интересы трудящихся в целом.
На Международной конференции труда 2014 года Генеральный директор МОТ отметил, что тема миграции является «одним из ключевых вопросов современной сферы труда, который сопряжен со сложными задачами в области политики». В своем докладе он призвал МКТ «сформулировать программу по обеспечению справедливой миграции, которая не только способствует уважению основополагающих прав работников-мигрантов, но и обеспечивает их реальными возможностями достойного труда». Это означает справедливое распределение плодов процветания, которое они помогают создавать, а также потребность в упорядоченной миграции, которая в равной мере отвечала бы интересам таких работников, их работодателей и граждан стран происхождения и назначения мигрантов.
Программа по обеспечению справедливой миграции включает в себя следующие элементы:
- сделать миграцию вопросом выбора, а не необходимости, путем создания в странах происхождения мигрантов возможностей для достойного труда;
- обеспечить уважение прав человека, в том числе права всех мигрантов на труд;
- во избежание эксплуатации работников-мигрантов обеспечить справедливые условия найма и гарантировать равенство обращения в целях наделения их равными правами с гражданами принимающей страны;
- установить справедливый порядок миграции в процессе региональной интеграции;
- содействовать распространению двухсторонних соглашений в целях упорядоченной и справедливой миграции между государствами-членами;
- пресекать неприемлемую практику путем содействия повсеместному соблюдению основополагающих принципов и прав в сфере труда;
- содействовать социальному диалогу посредством привлечения министерств труда, профсоюзов и организаций работодателей к процессам принятия решений в области миграции;
- вносить вклад в укрепление многосторонней программы по вопросам миграции, опирающейся на уважение прав (44).
Трудовая миграция и мобильность труда, включая потоки беженцев, становятся все более сложной проблемой. Многие страны в силу плохого функционирования рынка труда и слабой системы управления неспособны справиться с этой ситуацией, что порождает нелегальную миграцию, недоиспользование кадров, несоответствие квалификаций имеющимся вакансиям, дискриминацию, усугубление неравенства и эксплуатацию, в том числе при приеме на работу. При отсутствии надлежащего регулирования трудовая миграция может усугубить дефицит достойного труда для работников-мигрантов и их семей, а также вызвать неблагоприятные и долгосрочные социально-экономические последствия в странах происхождения и назначения мигрантов. Вероятность пользы от трудовой миграции во многом зависит от политической системы в странах происхождения и назначения, а также от двухстороннего, регионального и многостороннего сотрудничества между ними. Ни одна страна не может эффективно решить проблему трудовой миграции самостоятельно.
Взаимосвязь ПДТ и ЦУР
В пункте 29 Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года сказано следующее: «Мы признаем позитивный вклад мигрантов в обеспечение всеохватного роста и устойчивого развития. Мы также признаем, что международная миграция представляет собой многоплановое явление, имеющее большое значение для развития стран происхождения, транзита и назначения и требующее применения согласованного и всеобъемлющего подхода. Мы будем сотрудничать на международном уровне в деле обеспечения безопасной, упорядоченной и законной миграции, предполагающей полное уважение прав человека и гуманное обращение с мигрантами, независимо от их статуса, с беженцами и перемещенными лицами». Эта цель получает конкретное воплощение в задачах 8.8 «защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, включая трудящихся-мигрантов, особенно женщин-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости» и 10. 7 «содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики», обе из которых со всей очевидностью входят в сферу деятельности МОТ, что недавно нашло свое отражение в программе по обеспечению справедливой миграции. МОТ отвечает за дальнейшую разработку двух индикаторов задачи 8.8 касательно охраны труда и свободы объединения и ведения коллективных переговоров, оба из которых предполагают разукрупнение по полу и миграционному статусу. Совместно со Всемирным банком МОТ также осуществляет сбор данных и разработку методики измерения затрат по привлечению кадров, что является одним из индикаторов задачи 10.7.
Начиная с двухлетнего периода 2016−17 годов, для трудовой миграции установлен отдельный результат политики, а именно, результат № 9, озаглавленный «Обеспечение справедливой и эффективной международной трудовой миграции и мобильности». Этому же способствуют и многие другие результаты политики; в самом деле, трудовая миграция тесно связана со всеми четырьмя основами ПДТ. Хотя главным стимулом трудовой миграции является поиск работы, в странах своего назначения работники-мигранты нередко лишены социальной защиты, прав и участия в социальном диалоге. МОТ и ее государства-члены обязаны применять комплексный подход к достойному труду для повышения уровня жизни таких работников.
Абсолютные приоритеты политики
Как указывалось выше, трудовая миграция является предметом целого ряда документов МОТ, применение которых в 2016 году рассматривалось в Общем обзоре применения конвенций, касающихся работников-мигрантов. Далее в своей работе, касающейся трудовой миграции, МОТ будет руководствоваться выводами общей дискуссии Международной конференции труда 2017 года, которая была посвящена управлению трудовой миграцией на национальном, двухстороннем и региональном уровне, а также справедливым условиям найма.
Примерно 150 млн работников-мигрантов — это женщины, многие из которых особенно часто подвергаются эксплуатации, домогательствам и насилию. Работа МОТ в области обеспечения гендерного равенства и недопущения дискриминации направлена на решение таких проблем, как глобальные системы услуг по уходу, насилие против женщин-мигрантов, эксплуатация и негативное влияние на здоровье, а также дискриминация при найме на работу и на рабочем месте по признаку этнического происхождения, национальности, половой принадлежности, инвалидности и ВИЧ-статуса.
Поскольку трудовая миграция является трансграничным явлением, стержнем работы МОТ в данной области должно быть укрепление национальных, субрегиональных и региональных механизмов, процессов и институтов социального диалога в вопросах трудовой миграции. Это требует тесного взаимодействия с региональными экономическими комиссиями ООН, а также с региональными экономическими сообществами (РЭС).
Наконец, изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды могут также стать причиной трудовой миграции вследствие невозможности продолжать заниматься сельским хозяйством или рыболовством, или в силу повышения уровня мирового океана, что вынуждает все население покинуть страну.
Партнерства
МОТ сотрудничает с региональными и субрегиональными организациями и, будучи членом Глобальной группы по миграции (ГГМ), участвовала в разработке руководства по вопросам мигрантов и перемещенных лиц для Рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития, подготовка которого в настоящее время близится к завершению. Кроме того, МОТ совместно с Международной организацией по миграции (МОМ) является сопредседателем рабочей группы ГГМ по миграции и достойному труду. МОТ является партнером Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в целях управления процессами миграции на основе уважения прав, а также создала партнерство с ним для реализации плана действий в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании 2016 года.
Со Всемирным банком МОТ взаимодействует в области проведения исследований и опросов, измеряющих связанные с миграцией затраты, в том числе в области разработки методологии для индикатора ЦУР о затратах по привлечению кадров (индикатор 10. 7.1; см. выше). При этом МОТ также укрепляет партнерства с неправительственными организациями (НПО), научными кругами, средствами массовой информации и органами местного самоуправления в вопросах трудовой миграции.
В области развития одним из главных партнеров МОТ, финансирующих программы трудовой миграции, является Еврокомиссия; проекты МОТ также поддерживает Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC).
Возможности МОТ
Работу МОТ в области трудовой миграции возглавляет отдел по миграции, который входит в структуру департамента условий труда и равенства. Во всех регионах мира и многих внешних бюро отдел представляют региональные координаторы. Актуальный перечень сотрудников, занимающихся вопросами миграции, можно найти здесь. К таковым относятся национальные и международные эксперты, работающие в составе проектов по трудовой миграции. Помимо сотрудников отдела, техническую помощь в отношении отдельных аспектов миграции могут оказывать их многочисленные коллеги по МОТ, работающие в таких сферах, как трудовые нормы, инспекция труда, условия труда, развитие предприятий и кооперативного движения, гендерное равенство и недопущение дискриминации, социальная защита и социальный диалог.
В декабре 2016 года в Иоганнесбурге прошли занятия академии по трудовой миграции(АТМ), флагманского учебного мероприятия МОТ в этой области, которое проводилось в пятый раз.
Дополнительная информация
В тематическом разделе сайта МОТ о трудовой миграции приводятся ссылки на различные инструменты и статистику, включая самую свежую (2015), а также на базу данных передового опыта с классификацией по регионам, темам и секторам. Дополнительные сведения можно найти в разделе трудовой миграции библиотеки МОТ, а также с помощью раздела трудовой миграции сайта МУЦ-МОТ (Турин).
44. ILO. Decent work in global supply chains — Report IV to the 105th ILC. Geneva : ILO, 2016.
51. —. Integrating Labour Migration into the 2013 UN High-level Dialogue on International Migration and Development, and the Post-2015 UN Development Agenda / ILO position paper. Geneva : ILO, 2013.
Социальная сфера в социально-экономической перспективе
Серия: Успехи экономики, бизнеса и управления
Авторы
Е.Ю. Попова
Автор, ответственный за переписку
Е.Ю. Popova
Доступен в Интернете с мая 2019 г.
- DOI
- https://doi.org/10.2991/iscfec-19.2019.72Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- социальная сфера, блага заслуг, экстерналии.
- Abstract
В статье анализируются основные теоретические подходы к изучению социальной сферы экономики. Подчеркивается, что существует два основных подхода к его рассмотрению. В рамках первого подхода социальная сфера экономики исследуется больше как совокупность культурных, исторических и т.п. элементов, поэтому она может служить существенной частью экономического и политического развития. Второй подход рассматривает ее как совокупность отраслей, направленных на удовлетворение некоторых социально значимых потребностей людей. В обоих случаях недостатком является отсутствие какого-либо единого классификационного признака, по которому можно было бы отнести тот или иной элемент или конкретный вид деятельности к социальной сфере. Однако услуги социальной сферы генерируют значительные положительные экстерналии. В связи с этим социальная сфера экономики может рассматриваться в контексте разработанной Ричардом Масгрейвом концепции благ по заслугам. Эти виды товаров также называют социально значимыми, так как они характеризуются значительными положительными внешними эффектами, что делает их обязательными для потребления всеми членами общества. В статье развивается подход, позволяющий рассматривать социальную сферу как сектор производства общественно значимых благ, которые в той или иной степени генерируют положительные экстерналии. Такой подход позволяет определить границы социальной сферы, субъектов производства, в число которых могут входить как государственные, так и частные коммерческие производители, а также некоммерческие организации.
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной научно-технической конференции «Дальний ВостокКон» (ISCFEC 2019)
- Series
- Advances in Economics, Business and Research
- Дата публикации
- май 2019
- ISBN
- 10.2991/ISCFEC-19919.72
- ISSN
- 2352-5428
- DOI
- HTTTP/5428
- DOI
- HTTTP/5428. DOI?
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью
ризенвбиб
TY - КОНФ АУ - Е. Ю. Попова КГ - 2019/05 ДА - 2019/05 ТИ - Социальная сфера с социально-экономической точки зрения БТ - Материалы Международной научно-технической конференции «Дальний Восток» (ISCFEC 2019) ПБ - Атлантис Пресс СП - 259 ЭП-261 СН - 2352-5428 УР - https://doi.org/10.2991/iscfec-19.2019.72 СДЕЛАТЬ - https://doi.org/10.2991/iscfec-19.2019.72 ID - Попова2019/05 Скорая помощь -
скачать .riscopy в буфер обмена
Важность личных отношений для экономических результатов
Социальные связи имеют значение для экономических результатов. Личные отношения, даже те, которые мы поддерживаем по неэкономическим причинам, часто дают нам доступ к информации и предоставляют нам социальное обеспечение для экономических операций.
by Esteban Ortiz-Ospina
После падения Берлинской стены в 1989 г. доходы западногерманских семей, у которых были родственники в Восточной Германии, увеличились, и этот рост доходов был значительным выше, чем у сопоставимых западногерманских семей без таких родственных связей с Востоком.
Почему это произошло? Действительно ли личные и семейные связи настолько важны для наших экономических результатов, что они приводят к систематическим различиям в росте доходов?
Исследователи изучили этот вопрос и нашли эмпирическое подтверждение идеи о том, что социальные связи действительно оказывают большое влияние на экономические результаты.
Естественный эксперимент: друзья и доходы после падения Берлинской стены
Трудно измерить влияние личных отношений на экономические результаты. Это связано с тем, что эти две стороны нашей жизни часто тесно переплетаются — социальные связи облегчают экономические взаимодействия, но в то же время люди, с которыми мы взаимодействуем по экономическим причинам, в конечном итоге становятся знакомыми или даже друзьями.
Чтобы преодолеть эту трудность, экономисты Конрад Бурчарди и Тарек Хассан изучили историческое событие, которое внезапно открыло новые экономические взаимодействия там, где раньше были возможны только неэкономические социальные связи: падение Берлинской стены. 1
На протяжении десятилетий частный экономический обмен между Восточной и Западной Германией был практически невозможен, но в то же время люди с обеих сторон поддерживали социальные связи по неэкономическим причинам. После падения Берлинской стены в 19 г.89 г. торговля и сотрудничество между двумя Германиями внезапно стали возможными. Бурчарди и Хассан изучили влияние этого внезапного изменения на доходы домохозяйств.
После падения Берлинской стены в 1989 г. в Германии в целом наблюдался рост доходов; но интересный вывод Бурчарди и Хассана заключается в том, что рост доходов домохозяйств в Западной Германии, у которых были связи хотя бы с одним родственником на Востоке, был намного выше — на шесть процентных пунктов выше — чем у сопоставимых домохозяйств без таких связей.
Бурчарди и Хассан утверждают, что западногерманские домохозяйства, имевшие связи с Восточной Германией, имели сравнительное преимущество в использовании новых экономических возможностей на Востоке. Личные отношения с восточными немцами давали им доступ к ценной экономической информации — информации о местных условиях спроса и о качестве восточногерманских активов, которые предлагались инвесторам.
Эти выгоды от социальных связей фактически суммировались на региональном уровне. Западногерманские регионы с более высокой концентрацией домохозяйств, имеющих социальные связи с Востоком, имели значительно более высокий рост доходов в начале XIX в.90-е. Увеличение на одно стандартное отклонение доли домохозяйств, имеющих социальные связи с Восточной Германией в 1989 г., было связано с увеличением дохода на душу населения на 4,6 процентных пункта за шесть лет.
Личные отношения и поиск работы: данные из Европы
Уникальная ситуация воссоединения Германии показывает, что социальные связи, изначально не связанные с экономическими интересами, могут стать важными для экономического успеха.
Ключевой механизм заключается в том, что личные связи позволяют нам использовать новые экономические возможности. Это может показаться абстрактным, но на самом деле большинство из нас испытали это в своей жизни. Пожалуй, лучший пример — поиск работы: личные контакты и связи — один из самых распространенных способов найти работу.
В книге The Human Network экономист Мэтью Джексон опирается на десятилетия исследований, чтобы объяснить, как социальные связи влияют на власть, убеждения и поведение. Что касается сети вакансий и социального капитала, он пишет: « Если вы когда-либо пытались найти работу, вы не одиноки. Без друзей или семьи с хорошими связями трудно добиться успеха в любой отрасли […]. Поиск работы без каких-либо личных связей с кем-то, кто уже работает в фирме, является скорее исключением, чем правилом». 2
На нашей интерактивной диаграмме показаны доказательства заявления Джексона с использованием данных из европейских стран.
На диаграмме показано распределение методов поиска работы по странам. Данные по Испании отображаются по умолчанию, но вы можете просматривать данные по другим странам, используя опцию «Изменить страну».
В Испании 84% безработных при поиске работы полагаются на контакты – друзей, родственников, профсоюзы. Это самый распространенный метод поиска работы. Прямые приложения и реклама ранжируются ниже, на втором и третьем местах.
Если вы отобразите те же данные для других стран, вы увидите, что личные контакты являются очень важным методом поиска работы повсюду в Европе, но есть некоторые различия между странами. В нижней части спектра, в Бельгии, около 38% людей полагаются на контакты, чтобы найти работу; с другой стороны, в Греции и Латвии 90% соискателей полагаются на этот метод.
(Примечание. На этой интерактивной карте показаны те же данные, но особое внимание уделяется доле соискателей, использующих контакты для поиска работы в Европе.)
Друзья и родственники остаются популярным способом поиска работы даже в эпоху цифровых платформ поиска работы
Диаграмма, показывающая методы поиска работы в Европе, основана на данных Европейского обследования рабочей силы за 2006–2008 годы. Мы не нашли более свежих данных, позволяющих проводить сравнения между странами, но опросы в отдельных странах с высоким уровнем дохода показывают, что это остается актуальным и сегодня, даже после расширения онлайн-систем поиска работы и роста платформ социальных сетей.
В США данные Исследовательского центра Пью показывают, что Интернет является наиболее важным ресурсом для поиска работы, но 66% респондентов по-прежнему говорят, что они полагались на связи с близкими друзьями или семьей в своем последнем поиске работы. .
Эти два метода, конечно, не исключают друг друга, и границы между «интернетом» и «личным контактом» становятся менее четкими по мере того, как платформы поиска работы все больше интегрируются с социальными сетями.
Личные отношения важны для торговли
Личные отношения также могут предоставить информацию и социальные гарантии, которые могут быть ценными для экономического взаимодействия через национальные границы.
Политолог Анна Ли Саксенян проанализировала биографии китайских и индийских инженеров, эмигрировавших в Калифорнию в 1970-х годах. Она обнаружила, что по мере того, как эти квалифицированные иммигранты преуспевали в своей личной карьере, они начали использовать свои социальные связи с родственниками и друзьями в своих родных регионах. Это позволило им отдать на аутсорсинг важные операции значительной части фирм Силиконовой долины. 3
Саксениан утверждает, что, подключив фирмы Силиконовой долины к дешевой и высококачественной рабочей силе в Индии и Китае, они стали инструментом успеха Силиконовой долины и сыграли решающую роль в превращении их родных регионов в основные центры мировой индустрии ИТ-услуг.
Личные отношения имеют значение для
коллективных экономических результатовВ некоторых ситуациях личные связи могут облегчить экономические сделки для одного человека (или группы людей) за счет другого. Это то, что многие люди имеют в виду, когда думают о рекомендациях по работе. Если есть только одна вакансия, дать работу другу означает не давать работу кому-то другому. Если социальные связи становятся средством фаворитизма, это может привести к неэффективности.
Однако во многих случаях верно обратное. Социальные связи часто оказывают положительное влияние на совокупные экономические результаты, потому что большая часть влияния социальных связей на экономические транзакции не является нулевой суммой — например, когда социальные связи уменьшают информационные трения и позволяют людям учиться друг у друга. Как мы обсуждаем в сопроводительном посте, существуют эмпирические данные, свидетельствующие о том, что эти переливы знаний значительны.
Концентрация фирм и рабочих в «центрах промышленности» отчасти объясняется тем, что социальные связи создают внешние экономические эффекты: агломерация приводит к более плотным социальным связям, и это положительно влияет на производительность.
Падение Берлинской стены снова служит ярким тому подтверждением.
Когда Берлин был разделен, экономическая деятельность в Западном Берлине переместилась за пределы исторического делового района, известного как Митте. Как следствие, цены на недвижимость там упали по сравнению с новыми экономическими районами, возникшими дальше от Стены.
Когда Стена пала, распределение экономической активности в городе снова быстро изменилось: начал возрождаться старый деловой район, а экономическая активность вернулась в исторический центр. Таков вывод тщательного эконометрического исследования, опубликованного Габриэлем Альфельдтом, Стивеном Реддингом, Даниэлем Штурмом и Николаусом Вольфом в журнале 9.0126 Эконометрика . 4
Три карты показывают изменение цен на землю в Берлине. Эти карты, составленные Альфельдтом и соавторами, графически иллюстрируют влияние стены на географию экономической деятельности. Вертикальная шкала измеряет относительные цены на землю; это означает, что более высокая высота, выделенная более темными оттенками, означает более высокие цены. 5
На карте слева видно, что в 1936 году в Западном Берлине было два района с очень высокой стоимостью земли, и оба они находились близко к центру (оба являются частью концентрического кольца вокруг довоенного центрального делового района). , расположенный посередине).
В 1986 году мы видим меньшие пиковые значения; на самом деле мы видим, что ближайший к Стене довоенный пик полностью ликвидируется после разделения, так как этот район перестал быть важным центром коммерческой и розничной деятельности.
Наконец, в 2006 году мы снова видим более высокие пики; и мы видим, что район, ближайший к Стене, вновь становится центром высокой стоимости земли.
Эта эволюция является прекрасным примером экономики плотности: районы в Западном Берлине, расположенные рядом со старым центральным деловым районом, стали менее продуктивными во время разделения, но вскоре после воссоединения вновь обрели свою продуктивность и привлекательность.
Знания, общественные ресурсы и возможности для торговли и сотрудничества, которые были недоступны десятилетиями, внезапно стали доступными после падения Стены. 6
Важность личных отношений для экономических результатов
Социальные связи имеют огромное значение для экономических результатов.