Принцип гуманистической направленности воспитания: 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.

Содержание

Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскрывается в этом разделе учебника?

Принципы воспитания — основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свободного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания оказывает положительное влияние на становление детей, подростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

—         именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и поведенческие сценарии;

—         воспитание получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

—         воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его

жертвой социализации;

—         воспитание имеет возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности — носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению антагонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борьбе за социальный прогресс.


Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскрывается в этом разделе учебника?

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскрывается в этом разделе учебника?

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскрывается в этом разделе учебника?

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.

Закономерности и метапринципы воспитания

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания — принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия, связанные с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как метапринципа гуманистического воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.

Подход же к человеку как к средству — это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход органично связан с принципом персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит другому гуманистическому метаприн-ципу — полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Сущностная специфика выделенных метапринципов воспитания состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса.

Воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут, — богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги — организаторы педагогического процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов. Однако чаще теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся. Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и глубокому освоению.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом — организации педагогического процесса. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б. Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе, они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении. В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.

Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия (воздействия) очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.

Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического процесса не раскрываются его диалектика, взаимодействие и борьба противоположных сил и тенденций в нем. Принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности и т. д.

гуманистических подходов к обучению

гуманистических подходов к обучению

Проблемы с бихевиоризмом — Как учитель-гуманитарий держится студенты мотивированы

Гуманизм сосредоточится на развитии детского самооценка. Если ребенок чувствует себя хорошо, то это позитивное начало. Хорошее самочувствие было бы включает в себя понимание своих сильных и слабых сторон, а также вера в свою способность совершенствоваться. Обучение – это не конец сам; Это средство продвижения к вершине саморазвития, которую Маслоу называет «самореализацией». Ребенок учится, потому что он или она движутся внутрь себя и получают вознаграждение от чувство достижения, которое дает изучение чего-либо. Это отличалось бы от бихевиористской точки зрения, которая ожидала бы внешние поощрения, чтобы быть более эффективными. Внешние вознаграждения награды из внешнего мира, например. хвала, деньги, золотые звезды, и т. д. Внутренние награды — это награды внутри себя, а не как удовлетворение потребности. Это соответствует гуманистическому подход, при котором образование действительно направлено на создание потребности в ребенка, либо привитие ребенку самомотивации. Бихевиоризм — это вознаграждение от других. Гуманизм о наградить себя!

Большая часть усилий учителя-гуманиста будет направлена ​​на развитие самооценки ребенка. Было бы важно для дети должны чувствовать себя хорошо (высокая самооценка) и чувствуют, что могут ставить и достигать соответствующие цели (высокая самоэффективность). Эта форма образования известна как ориентированная на ребенка и типична для ребенок берет на себя ответственность за свое образование и владение их обучение. Бихевиористы могут выступать за позитивное подкрепление в виде похвалы и наказания в виде негативная критика. И похвала, и порицание отвергаются гуманисты. Дети могут пристраститься к похвале и много усилия, чтобы получить похвалу от своих учителей. Такие дети часто будут работать за похвалу и не будут работать, если их усилия пойдут на пользу незамеченный. Это так не похоже на заинтересованного взрослого, просматривающего Интернет, который получает удовольствие от изучения чего-либо новым, даже если вокруг нет никого, кто мог бы стать свидетелем этого приобретения знания. Если образование готовит ребенка к взрослой жизни, оно казалось бы, гуманистический подход является правильным.

Учитель-гуманист является фасилитатором, а не распространителем знания. Предпочтение отдается методам участия и открытия. вместо традиционной дидактики (т. е. учиться по-попугайски все, что говорит учитель). А также академическая успеваемость ребенка. потребности, гуманистический учитель заботится о ребенке аффективные (или эмоциональные) потребности. Чувства и мышление очень многое взаимосвязано. Положительное отношение к себе облегчает обучение.

Гуманистический — Я или личность важны. Не сходства между людьми так же, как индивидуальность люди.

Важные условия:

Терапия, ориентированная на клиента – клиенты определяют проблемы, предлагают решение и реализовать его. (наоборот Директивная терапия)
Феноменология — мир, как он воспринимается индивидуально, а не так, как есть на самом деле.
Гуманизм — Литература, Философия, Психология — исторически — озабоченный человеческим достоинством, индивидуальностью, человечность, свобода личности определять личную действия. Высоко ценится развитие человеческого потенциала; в достижение материальных целей отодвигается на второй план.
Самореализация — конец, к которому все люди стремиться.

Роджерс против Скиннера

Скиннер — идеальное общество, описанное в его романе Уолден II, 1948 г. — положительное подкрепление, нет отвращения.
Пытаясь создать лучшее общество, открыто контролируя его жителей с положительным подкреплением.
Роджерс считает, что Скиннер предполагает, что социальный контроль будет в интересах общества, но сомневается, что это действительно случаться.
Скиннер — выживут самые эффективные практики.
Роджерс — общество должно самореализоваться.

  • 1) Реальность феноменологична — У каждого свой мир, не может быть действительно известным кому-либо еще.
  • 2) Потребность в самореализации является мотивацией поведение. Не нужен список потребностей, побуждений или цели, просто потребность в самореализации.
    Определение проблемы «самоактуализация» включает в себя становление тем, кем можно стать через деятельности, определяемой самим собой (Маслоу, 1970).
    Самоактуализация — направленный процесс — созревание — повышенная компетентность, выживание, воспроизводство и т. д. Другое теоретики усмотрели бы в этом цели, но Роджерс рассматривает их как просто тенденции, характеризующие процесс переопределения.
    Самоактуализация — движение к самоуправлению, саморегулированию и автономность. Уходит от гетеронимного контроля, или управление внешними силами.
    Самоактуализация — необходимо развиваться в направлении здоровое, компетентное и творческое функционирование. Если нездоровый — это может быть из-за неудачного жизненного опыта.
  • 3) Поведение находится в контексте личных реалий. нам нужно понять точку зрения другого человека в чтобы понять их поведение. Важно иметь открытое общение.
  • 4) Я конструируется индивидуумом. мы слушаем другие, и согласно тому, что они говорят, мы можем интроецировать и верьте, что это то, что мы есть. Мы также можем наблюдать за эффективность того, что мы делаем, чтобы информировать нас о себе.
  • 5) Мы ведем себя в соответствии с нашим представлением о себе. Что бы ни мы считаем, что мы способны мы стремимся сделать. Если мы на самом деле не способны, мы могли бы заболеть, например, как это послужило бы оправданием, приемлемым для нашей концепции себя.

Оценка

  • Интуитивно правильный
  • Непонятны некоторые термины, особенно «Самоактуализация». Не основано на воспроизводимых строгих исследованиях. Но полезный способ посмотрите на человечество.
  • Неоднозначный, расплывчатый и размытый.
  • Студенты развлекаются, но учатся ли они тому, чему должны учить?
  • Кто определяет, чему дети должны учиться?
  • Но школа не должна становиться полностью гуманистической. Гуманизм может применяться к учебному плану, методу обучения или стилю учителя
  • На самом деле учитель может выбрать любой подход, который подходит преподается урок; Можно использовать Скиннера, Пиаже, Выготского и Роджерса.
  • Поскольку учителя часто используют комбинацию подходов, трудно определить, какой из подходов наиболее эффективен.

Учебное значение гуманистической теории.

Студентоориентированное обучение.
социального развития личности.
Не придавать особого значения строгим, ориентированным на производительность, ориентированным на тестирование подходит. Предоставьте возможность для успеха.
Открытое обучение.
Уважает чувства и стремления учащихся. Право на самоопределение.

Гуманистический подход — это широкий термин, включающий три основных подходы (Kirschenbaum 1975):

  1. Учебные программы гуманистического содержания — Преподавание тем, которые имеют непосредственное отношение к жизни студентов (например, осведомленность о наркотиках)
  2. Учебные программы гуманистического процесса — ориентированы на учащегося в целом и могут например, обучение уверенности в себе.
  3. Гуманистическая школа и групповые структуры — реструктуризация всего расписания и школьной среды, чтобы способствовать гуманистическому обучению или просто индивидуальные занятия. Подход включает в себя:
    • На школьном уровне — открытые классы, классные встречи и поиск альтернативные способы оценки.
    • На уровне класса:
      • Учащиеся осуществляют выбор и контролируют действия
      • Учебная программа фокусируется на том, что волнует детей.
      • Сосредоточьтесь на жизненных навыках — мыслительных навыках в сочетании с социальными навыками (например, совместное использование и общение). Совместное обучение
      • Самооценка и самоконтроль
      • Учитель становится фасилитатором.

Контроль поведения Роджерса (Роджерс и Скиннер, 1956)

  • 1 Ценить человечество как самоактуализирующийся процесс; стоимость креативность.
  • 2 Используйте науку, чтобы обнаружить условия, которые лучше всего к вышеизложенному.
  • 3 Отдельные лица или группы должны быть мотивированы. Установлен их собственные цели.
  • 4 Студенты становятся — ответственными, добиваются прогресса в самоактуализирующийся, гибкий, творческий. Потому что они иметь автономию.
  • 5 Все это создает социальную систему — (Ценности, знания, адаптивные навыки, концепция науки) — все это постоянно меняться и расти.

Гуманистическое движение в образовании.

Бихевиоризм
Фрейдизм
Гуманизм — третья сила в психологии

  • 1) Уникальность и значимость личности.
  • 2) Реакция против чрезмерно механистического и бесчеловечного подходит.

Основы гуманистического образования

Текущее и будущее благосостояние студентов
Ценность и права личности
Открытость, честность, бескорыстие, альтруизм.
Традиционный подход —

  • большие номера, систематизация, анонимность,
  • конкурс на успехи в учебе.
  • Мало времени и сил.

Может быть учителем гуманизма в традиционном учительском классе.

Общий акцент на гуманистических подходах к образование.

  • 1 Аффект — акцент на чувстве и мышлении.
  • 2 Я-концепция — положительная, Я-концепция важна Многие студенты являются «неприглашенными студентами» (Бортон, 1970). [см. вставку стр. 250].
  • 3 Общение — позитивное и честное
  • 4 Личные ценности — Важность личных ценностей, способствовать развитию положительных ценностей. Должен знать себя, выражать себя, самоидентификация, актуализировать сами себя.

Традиционный

  1. Овладение академическим содержанием
  2. хорошее гражданство
  3. спортивное мастерство.

Гуманистические подходы используют групповые процессы.

Группы

Студенты могут более открыто выражать свои чувства, обнаруживать и прояснить свои чувства. Исследуйте межличностные отношения Сформулируйте личные ценности. Игры — в том числе ролевые.
Проблемы. Начинающему учителю не хватает конкретных указаний.

3 подхода

  • 1) Открытый класс
  • 2) Стили обучения
  • 3) Совместное обучение

Проблемы с традиционными школами

Принуждение к посещению
Небольшой выбор в содержании учебной программы, значение которого может не проявляться.
Делитесь временем учителя и другими ресурсами с другими учениками. Одноклассники отличаются друг от друга способностями и опытом. Приходится мириться с темпом обучения, который часто либо слишком быстро или слишком медленно. Свод правил — не разговаривать, двигаться, ходить в туалет. [Неудобно для пользователя!] несомненно, что традиционные школы отдают предпочтение некоторым.

Открытый класс

Цели — индивидуальный рост, критический мышление, уверенность в себе, сотрудничество, приверженность делу на протяжении всей жизни обучение.
Самый важный человек — ученик, а не учитель.
Не привязан к учебной программе
Не привязан к возрасту/классу.
Ориентированность на ученика — интенсивный, но непринужденный контакт между учителем и учеником.
Требуется низкое соотношение учитель/ученик.
снимает акценты с расписаний.
Почти нет контроля и конкуренции
Трудно провести грань между хаосом и порядком, непокорность и выражение прав.
Продуктивное и непродуктивное время.
Учащиеся, как правило, имеют лучшую самооценку и более творческие и кооперативные, но академических достижений не хватает.

Разрешить учащемуся использовать стиль обучения, им подходит.
напр. работа на мягком ковре или вокруг стола
строго структурированных уроков, взаимное обучение, с помощью компьютера обучение, самообучение.
Предметы по очереди, чтобы преподавать в разное время дня.

Оценка.

Данн и Григгс (1988) — 10 учеба посетили школы, основанные на стилях, учащиеся показали хорошие результаты на разнообразие показателей академической успеваемости.
Много пройденных предметов, ранее не пройденных. Самая любимая школа.
Трудно измерить (Сноу и Суонсон, 1992 г.) — текущий список стили обучения и инструменты, используемые для их измерения, неорганизованные, длительные, включают в себя большой набор привычек, особенности личности и способности.

Студенты часто соревнуются с друг друга или должны работать индивидуально для достижения своих целей. личные цели.
Совместное обучение сочетает не только когнитивные и эмоциональные аспекты обучения, а также уделение особого внимания участию и активное участие, но также подчеркивает академические достижения и четко сформулированные учебные цели.

Причины совместного обучения

  • Без сотрудничества наша планета обречен!
  • Боссерт (1988 г.) — краеугольный камень демократия — политическое и экономическое выживание.
  • Уменьшает зависимость от учителей
  • Уменьшает разногласия и предрассудки.
  • Улучшает академическую успеваемость (Джонсон и др. , 1984)
  • Искореняет чувство отчуждения, изоляция, бесцельность и социальное беспокойство среди студентов (Джонсон и др., 1984).
  • Способствует позитивному отношению к школы (Сноу и Суонсон, 1992)
  • Студенты предпочитают сотрудничество подходы (Huber et al, 1992).
  • Обучает личным навыкам и жизненным навыкам.

Определение

  • 1 Требуется общение лицом к лицу — обычно от 4 до 6 студентов.
  • 2 отношения между членами группы является положительной взаимозависимостью (сотрудничать в распределение ресурсов, распределение ролей и разделение труда для достижения целей)
  • 3 Назначает индивидуальную ответственность для обмена, сотрудничества и обучения.
  • 4 Цели и награды зависят от производительность и вклад всех членов группы.
  • 5 Необходимые навыки межличностного общения по очереди, содействие, сотрудничество и т. д.
  • Джонсон и др. (1984) выделяют 4 компонента совместного обучения:

    1. Положительная взаимозависимость – студенты работают для достижения общей цели и разделяют материалы.
    2. Индивидуальная ответственность – каждый учащийся должен внести свой вклад в итоговый результат результат
    3. Развитие навыков межличностного общения и работы в малых группах. Компонент социальных навыков.
    4. Взаимодействие лицом к лицу — неотъемлемая часть этой стратегии обучения.
  •  
  • 1 учимся вместе

    У 4-6 учеников есть рабочий лист, который они должны учиться или завершить вместе.
    призывают помогать друг другу.
    Похвала за сотрудничество и выполнение задания.
    Нет конкуренции между группами.

    2 студенческие команды — отдел достижений (STAD)

    То же, что и выше, за исключением:
    В каждой команде есть ученики с высокими и низкими способностями,
    разного этнического происхождения, дети обоих полов.
    Новый материал представлен в классе в традиционной манере. Следующий этой группе дается материал для изучения и рабочие листы для заполнения.
    могут работать индивидуально или вместе
    Поощряется помогать друг другу. В конце материала той недели, учащиеся отвечают на вопросы индивидуально.
    Подсчитываются командные очки. Команда
    , добившаяся наибольшего прогресса, получает наибольшее признание.
    Славин (1983) «Студенты рассматривают учебную деятельность как социальную, а не изолированные, веселые, а не скучные, под своим контролем вместо учительской
    Больше помогайте друг другу, не высмеивайте тех, кто учится сложности.

    Команды-игры-турниры (TGT)

    То же, что и выше, но турниры в конце.
    Перегруппированы в отдельных участников, из разных групп аналогичная способность. В тройках они по очереди тянут карты, и задайте вопрос, напечатанный на нем. Может оспорить ответы. Они сохранить карту, если это правильно. В конце баллы суммируются и зачисляется в исходную (учебную) группу учащегося.

    Электролобзик

    Каждый участник получает отдельные части все. Должны учить тому, чему они научились, других членов группа.

    Групповое расследование

    Студенты выбирают тему, а затем делятся на подтемы, исходя из интересов учащихся. Группы формируются для исследовать каждую подтему.
    Каждая группа составляет план и распределяет обязанности. члены могут работать индивидуально или с другими. В конце группы участники встречаются для обмена информацией. Затем они решают, как представить эту информацию всему классу.
    Учителя помогают с академическими и социальными навыками.

    Взаимное обучение

    Студенты обучали конкретным процедурам в задавать вопросы, уточнять, обобщать и прогнозировать. Затем они должны преподать часть материала своему учителю. (Палинсар и Браун, 1984)

    Преимущества совместного обучения

    1 В отличие от подхода «Стили обучения», не требует серьезной перестройки учебного дня.
    2 Способствует сотрудничеству между учащимися с разными способностями, национальности, возраста и пола.

    Сколько?

    Используется в сочетании с традиционным занятия по 60-90 минут в день. Другие рекомендуют 70% класса время, которое можно использовать таким образом. 20% индивидуалист. 10% конкурентоспособность. (Джонсон и Джонсон, 1975).

    Недостаток

    Тщательная подготовка материалов, рабочие листы, вопросы, справочные материалы и т. д.

    Johnson et al (1981) проанализировано 122 исследования.
    1 Лучшая успеваемость во всех классах и по всем предметам, потому что групповое обсуждение и сотрудничество способствуют открытию.
    Разработайте более качественные когнитивные стратегии.
    Повышает мотивацию, понимание (путем обучения ученика) обогащать обучение, привлекая учащихся с разными способностями и опыт. Способствует очень позитивным отношениям в группе члены.
    израильских и арабских студентов не только лучше учились, но и демонстрировали меньше признаков этнической напряженности в своих язык (Sharan & Shachar, 1988).
    Боссерт (1988) соглашается, но говорит, что эффект может быть вызван тем, что уроки более структурированы и систематичны, чем эффект от взаимодействия со сверстниками.

    Недостаток

    Некоторые ученики тратят время на разговоры о неактуальные дела. Некоторые члены доминируют, а другие игнорируются.

    Почему это работает

    Славин (1990)
    1 Стимул к сотрудничеству
    2 Индивидуальная ответственность
    Теория Выготского (1978) утверждает, что обучение сильно зависит от
    1 Социального взаимодействия
    2 Языка.

    Недостаток

  • 1 Bossert (1988) низкие достижения студенты иногда стесняются своих выступлений и стыдно за снижение оценки группы. Мотивация и представление о себе ухудшается. Чтобы противодействовать этому, убедитесь, что вы вознаграждаете группу, которая показала наибольшее улучшение.
  • 2 Bossert (1988) — Одна из причин, почему техника работает, потому что это изменение от обычного преподавание в классе. Если учитель переходит на 100% кооператив обучаясь, это преимущество теряется.
  • 3 Bossert (1988) — Также важно для студент, чтобы узнать конкурентоспособные и индивидуалистические навыки.
  •  
  • Гуманистические учителя стремятся к добру, но они четко не определены. Также не легко измерить.
    Гуманистические подходы сильно зависят от возможностей учителя.
    В целом Открытые школы не показывают успеваемости, но неклассные школы (без возрастного/классового распределения и без табели успеваемости), оказывают положительное влияние на успеваемость (Гутьеррес и Славин, 1992).
    Представление структурированного учебного плана в неоцениваемой среде без сбоев.
    Но
    Критика не может быть направлена ​​на обучение, ориентированное на стили школы и совместное обучение. многие школы стилей обучения использовать групповые методы, предполагающие совместное обучение.

    характеристик гуманистического подхода к обучению в классе

    Вернуться к: Обучение и обучение — Блок 2

    Содержание

    • 1 Введение
    • 2 Характеристики гуманистического подхода
        • 2. 0.1 Учитель — модель для подражания
        • 2.0,2 Учителя должны мотивировать учеников
        • 2.0.0.0.2. .3 Учащиеся должны быть наблюдательными
        • 2.0.4 Учащиеся должны быть ответственными
        • 2.0.5 Учащиеся должны исследовать
        • 2.0.6 Естественное желание учиться
        • 2.0.7 Учитель – помощник
    • 3 Заключение

    Введение

    Изучайте английский словарь с помощью Pi…

    Включите JavaScript ориентирован на ученика. Особое внимание уделяется поощрению учащихся к развитию интереса к самообразованию. Он включает в себя наблюдение за поведением учащихся и результатами поведения. Однако Барретт утверждает, что это наблюдение приводит к обучению, а обучение не включает изменение поведения. Абрахам Маслоу считается отцом гуманистической психологии. Он подчеркивает опыт в изучении человеческого поведения и обучения.

    Характеристики гуманистического подхода

    Гуманистический подход к обучению в классе имеет следующие характеристики:

    Учитель – образец для подражания

    Согласно этому подходу к обучению, учитель является образцом для подражания. Учитель должен демонстрировать соответствующее поведение, поскольку учащиеся могут подражать своим учителям.

    Учителя должны мотивировать учащихся

    Гуманистический подход к обучению предполагает, что учителя должны быть источником мотивации для учащихся и поощрять их к развитию интереса к обучению.

    Учащиеся должны быть наблюдательными

    Теория предполагает, что учащиеся должны наблюдать за новыми вещами и новыми знаниями, а также наблюдать за своим поведением, чтобы вносить необходимые изменения и улучшения.

    Учащиеся должны нести ответственность

    Учащиеся должны ставить перед собой реалистичные цели, а также нести ответственность за свои действия. Они должны уметь принимать решения.

    Учащиеся должны исследовать

    Учащимся важно проявлять любопытство и исследовать новые вещи, чтобы они могли расширять свои знания и воспитывать интерес к учебе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *