Принцип объективности
Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов.
Объективность является одним из основных принципов научного познания.
Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.
Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому.
В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой. Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо. Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.
В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:
1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.
2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347]. Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем. Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.
3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»). Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин и др.), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.
Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека .
Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К. Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].
Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно. Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).
Принцип объективности, Задача
метки:Психология, Субъект, Объективный, Например, Действительно, Конфликт, Субъективность, СознаниеПринцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.
Объективность является одним из основных принципов научного познания.
Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.
Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому. В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.
10 стр., 4590 слов
Сознание и познание. Научное познание
. .. как: А) онтогенез Б) движение В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным … методологическую Д) гносеологическую. 34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется: А) гносеологической Б) мировоззренческой В) методологической Г) критической. …
Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой. Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо. Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.
В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:
1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.
2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347]. Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем. Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.
3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»).
Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин и др.), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.
10 стр., 4901 слов
Психология это наука, изучающая психические закономерности развития …
… психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека … психических свойств. Возрастная психология. Изучает особенности психики человека в разные … человека. Существует понятие фрустрации – психическое состояние, возникающее вследствие длительного неудовлетворение потребностей по причине наличия объективно …
Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека .
Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К. Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].
Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно. Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).
Принцип объективности № 2 может улучшить ваши отношения
Все мы воспринимаем мир и реагируем на него через призму наших ментальных моделей. Чтобы быть объективными, мы должны выявить и преобразовать ограничивающие и непродуктивные ментальные модели и изменить свое мнение. Четыре принципа объективности помогли изменить старые ментальные модели. В этом посте мы рассмотрим принцип № 2.
Принцип № 2: Люди в основе своей одинаковы, но также уникальны
Об этом принципе всегда ведутся оживленные споры, поэтому важно понимать контекст.
Проект «Геном человека» подтвердил, что мы все в основе своей одинаковы! Из трех миллиардов пар оснований ДНК только 0,1 процента отличает каждого из нас от любого другого человека на планете. В дополнение к нашему генетическому сходству, мы все принципиально одинаковы с точки зрения наших основных потребностей и желаний. Некоторые могут сказать, что эти универсальные желания также являются частью нашей ДНК.В контексте объективности это означает, что мы должны предположить, что у каждого сформировались ментальные модели, с помощью которых они строят свой мир на основе своего уникального опыта. Мы можем предположить, что, как и у вас, у каждого есть уникальная система отсчета; точно так же, как и вы, все остальные думают и действуют с помощью ментальных моделей, о которых они, вероятно, не знают. Например, у многих людей есть распространенная ментальная модель, согласно которой они недостаточно хороши, и они пытаются свести это чувство к минимуму, стремясь быть совершенными. Многие из нас ищут кого-то, кто подтвердит нас, скажет нам, что мы в порядке.
Трудным испытанием для многих из нас является желание контролировать других людей. Многие из нас расстраиваются, когда кто-то ведет себя не так, как мы хотим. Мы хотим, чтобы они были похожи на нас, видели мир так же, как и мы, и реагировали на нас так же, как мы реагировали бы на них. Мы часто злимся, когда не можем изменить людей. Но истинным источником этого гнева часто является наше неприятие того, что люди в основе своей одинаковы, даже если они уникальны. То есть другие люди ведут себя так из-за своей уникальной системы отсчета, основанной на их происхождении и опыте, зашитом в их нейронных сетях, точно так же, как вы реагируете так, как вы, из-за ваших ментальных моделей, основанных на вашем прошлом и опыте. .
Быть объективным означает понимать и принимать тот факт, что люди в основе своей одинаковы, но уникальны в своем прошлом опыте и, следовательно, в своих взглядах. Быть объективным означает позволять людям быть такими, какие они есть. Если вы ожидаете, что люди будут подчиняться вашим желаниям, то это ваше собственное несбывшееся ожидание вызывает у вас гнев. Вместо того, чтобы пытаться изменить другого человека и злиться на него, когда он не меняется, объективность требует, чтобы вы понимали и принимали точку зрения или систему взглядов другого человека. Приняв этот принцип и позволив людям быть такими, какие они есть, вы создадите более тесные отношения сотрудничества на работе и более счастливые и устойчивые отношения дома. Это не означает, что если кто-то, о ком вы заботитесь, попал в беду, вы не пытаетесь изо всех сил помочь ему. Быть объективным — значит понимать, что люди могут измениться только сами, а вы можете попробовать стать катализатором. Чтобы помочь кому-то или стать катализатором перемен, требуется большая объективность. Это не навязывание своей точки зрения. Это начинается с принятия другого человека, а не осуждения его за то, кто он есть или за то, что может происходить.
Источник: приобретено на стоковых изображениях 123rt
Случай №1. Патриция, 30-летняя женщина и мать, работающая по профессии, относится к этому принципу следующим образом:
Понимание и принятие этого принципа окажет большое влияние на мою карьера. Пытаясь поставить себя на место другого во время консультационных мероприятий и инициатив по изменению, я могу вспомнить случаи, когда я совершенно забыл, что у моего босса тоже есть ментальные модели, и он может действовать определенным образом из-за эмоций, которые не имеют ничего общего с мне. Например, то, что я мог бы воспринять как отсутствие риска и лидерства, а также микроуправление, может быть вызвано многими ментальными моделями. Понимание того, что другие люди имеют схожие паттерны и могут попасть в «сумасшедший поезд» мысли, иногда помогает мне лучше осознавать факты, «что есть», а не проецировать ментальные модели на что-то и самому садиться в этот сумасшедший поезд.
Дело № 2. Лоуренс, корпоративный юрист, которому за 40, имеет семью, немного борется с этим принципом и делится: Мне говорили большую часть моей жизни, что все люди разные, и это нормально (обычно). Я полагаю, что когда дело доходит до иерархии потребностей, то, по сути, да, мы все одинаковы. Всем нужно быть безопасным и защищенным, иметь чувство семьи или сообщества, пищу, воду и т. д. Размышляя об этом сейчас, я полагаю, что часто не думаю, что в основе своей все одинаковы. На работе, если кто-то не сделал что-то, что было должно было быть сделано или, возможно, не так, как я бы сделал это, есть небольшая часть меня, которая всегда думает, почему этот человек сделал это так, когда он должен был сделать это так? судить о характере, и если я не вижу, чтобы кто-то работал «тяжело» по моему определению, то я не могу не быть немного критичным. Но, в конце концов, почти все работают на свои семьи, чтобы накрыть стол, или заботиться о своих детях, или пытаются обеспечить себе лучшую жизнь. Когда я завтра пойду на работу, я попытаюсь вспомнить, что люди в основе своей одинаковы. Я думаю, что это позволит мне лучше общаться с людьми и, таким образом, позволит мне стать гораздо более сильным лидером. Если люди умеют ладить друг с другом, то получается сильная, эффективная, успешная команда. Глядя на людей через призму «люди в основе своей одинаковы», я думаю, это позволит мне потенциально изменить некоторые ментальные модели, которые у меня есть в отношении других, и, возможно, быть немного менее критичным по отношению к ним.
В своем следующем сообщении в блоге я рассмотрю Принцип объективности № 3: вы не всегда можете контролировать результаты своих действий . Можете ли вы представить, как это может помочь вам быть более объективным в своей работе?
Выдержка из: Целевой лидер: как использовать силу видения вещей такими, какие они есть.
Принципы объективности помогут вам мыслить умнее
Насколько вы объективны? Как часто вы чрезмерно реагируете на ситуации, принимаете вещи на свой счет, воспринимаете тон в электронной почте или несправедливо судите людей? Мы все делаем это в то или иное время.
Проблема для многих из нас заключается в том, что когда мы находимся под сильным давлением, мы склонны быть менее объективными. В состоянии стресса большинство из нас опирается исключительно на свой прошлый опыт, старые предположения и предубеждения, которые омрачают нашу способность ясно видеть вещи и делать здравые суждения. Более того, наше желание добиться успеха часто настолько сильно, что в этих напряженных обстоятельствах наша неуверенность и наши ограничивающие и непродуктивные ментальные модели имеют тенденцию мешать нам, создавая еще больший стресс и заставляя нас реагировать так, о чем мы можем пожалеть.
Наша способность быть объективным зависит от нашей готовности подвергнуть сомнению наши ментальные модели, линзу, через которую мы воспринимаем, интерпретируем и реагируем на наш мир. Если наши ментальные модели неверны, то наше понимание того, что происходит, и наша реакция на это часто неверны. Вот почему мы иногда неправильно оцениваем ситуации, слишком остро реагируем и принимаем вещи на свой счет.
Хорошей новостью является то, что с нейропластичностью мозга и практикой мы можем прервать наши автоматические реакции, которые часто движимы моими ограниченными и непродуктивными ментальными моделями, и выбрать другую реакцию. Каждый раз, когда мы это делаем, мы перестраиваем нашу нейронную сеть, создавая новые пути, основанные на новых моделях: новые способы восприятия и реагирования на наш мир. Мы действительно можем научиться думать умнее!
Одним из самых мощных катализаторов преобразования ментальных моделей являются знания, новая информация или логика, которые бросают вызов старым ментальным моделям и способам мышления. Как мы видели, ментальные модели — это глубоко укоренившиеся убеждения, идеи и понятия, за которые мы склонны держаться, несмотря ни на что. Они определяют наше ощущение реальности и управляют нашим восприятием, интерпретацией и реакцией на все, что мы испытываем. Ментальные модели предрасполагают нас к очень специфическим способам мышления и действия. Обычно они были с нами какое-то время, поэтому мы склонны доверять им, в некоторых случаях обоснованно. Большинству из нас никогда не рассказывали о ментальных моделях и о том, как их оценивать, чтобы определить, полезны они или вредны.
Чтобы трансформировать непродуктивные ментальные модели, вы должны изменить свой разум! Я не могу сказать вам, что ваша перфекционистская ментальная модель не служит вам хорошо. Вы должны решить, руководствуясь собственной логикой и разумом, является ли ваш способ видения мира более недействительным для вас. Это требует, чтобы вы были открыты для новых знаний, информации и рассуждений. Именно благодаря этому новому знанию происходит трансформация. Марк Юнг-Биман из Института неврологии Северо-Западного университета и другие называют это «моментом озарения» и использовали технологии МРТ и ЭЭГ для изучения того, как это происходит. Полученные данные свидетельствуют о том, что в момент озарения высвобождается химическое вещество, похожее на адреналин, и в мозгу создается сложный набор новых связей. Именно эти новые связи могут усилить наши ментальные ресурсы, чтобы помочь нам трансформировать ограничивающие ментальные модели.
Чтобы облегчить момент озарения, существуют четыре Принципа Объективности, которые оказались очень эффективными в преобразовании старых ментальных моделей. Это понимание, которое мы все интуитивно понимаем и которое можно проверить на собственном личном опыте, и все же мы склонны принимать их как должное или вообще не принимать во внимание. В следующих нескольких блогах будет рассмотрен каждый из четырех принципов объективности. Первый:
Принцип объективности № 1. Всегда будут ситуации, которые нам не нравятся
Источник: изображение приобретено через Istock photo
Мы все знаем, что что может пойти не так, то пойдет не так. Но часто, когда происходит что-то, чего мы не ожидаем и не предвидим, мы запускаем мини-фильм под названием «Почему я, это всегда происходит со мной». Мы начинаем воспроизводить воспоминания обо всех вещах, которые в последнее время пошли не так. Некоторые из нас реагируют тем, что отрекаются от проблемы или, что еще хуже, выдают желаемое за действительное, желая, чтобы проблема ушла сама по себе. Конечно, в большинстве случаев это не так.
Чтобы эффективно справляться с повседневными проблемами, первый шаг — признать, что они существуют. Принятие «того, что есть» является предварительным условием правильного действия. Непринятие — идеальное условие для эмоциональной, субъективной реакции, и мы уже узнали, чем это может закончиться. Более того, неприятие не меняет того факта, что проблема существует. Это просто создает цепочку дальнейших эмоциональных реакций, которые усугубляют проблему. Если вы объективны в своем восприятии ситуации, вы сможете адекватно реагировать на нее. Суть в том, чтобы принять проблему такой, какая она есть, а не принимать ее на свой счет.
Дело № 1. Мэри, профессиональная женщина в возрасте около 30 лет, работающая в инвестиционно-банковской фирме. быть более гибким в данный момент. Мне нравится иметь план, и сейчас меня раздражает, когда возникают отклонения от плана.