Привычная поза человека в положении стоя сидя и во время ходьбы это – Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. 6-й класс

Содержание

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. 6-й класс

Цель: сформировать у учащихся представление о правильной и неправильной осанке и её влиянии на поведение

Задачи:

  • Расширить представления и знания о правильной осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя
  • Закрепить представления о правильной и не правильной осанке
  • Учить применять на практике упражнения по формированию правильной осанки
  • Коррекция и развитие связанной устной речи
  • Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,
  • Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.
  • Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)
  • Воспитывать умение работать в группе

Оборудование: карточки с текстом <Приложение 1>, карточки с кроссвордом <Приложение 2

>, карточки с заданием <Приложение 3>, Презентация (Приложение), Приложение 4.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.

Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.

Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?

А какие органы тела вы ещё знаете?

Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.

Текст.

Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.

А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.

Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.

2. Введение в тему. Кроссворд

  1. Одно из самых важных в жизни человека.
  2. Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это — …..
  3. У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..
  4. Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……
  5. Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.
  6. ….. на месте, хорошая разминка для ног.

Проверяем с помощью опоры на Слайд 1. Приложение

3. Изучение новой темы

Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ОСАНКА”. Слайд 2.

А сейчас прочитайте мне, что такое осанка?

Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на уроке? Правильно про осанку. Поэтому тема нашего урока называется так: “Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя”. Слайд 3.

Осанка это наше привычное положение тела. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад и живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены. Слайд 4.

Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной осанкой. А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Слайд 5.

Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Слайд 6.

А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.

Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?

4. Закрепление учебного материала

Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять и ходить мало знать правила ещё и нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику и заниматься спортом. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна и заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений. Слайд 7.

Физкультминутка

Упражнения

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про осанку в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны поставить правильную последовательность положения частей тела. Приложение 2.

Самопроверка с помощью Слайда 8.

О положении тела нужно помнить не только в положении стоя и при ходьбе, но и во время приготовления уроков, сидя за столом. Слайд 9.

Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.

Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!

Но для того, чтобы сформировалась правильная осанка нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным.

Слайд 11.

У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник. И может развиться ряд нарушений, которые нельзя исправить, например такое заболевание как сколиоз. Слайд 12.

Посмотрите на рисунок, и вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной осанкой и с нарушением осанки.

При сколиозе перекошены плечи и таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите небольшое видео <Приложение 3>. Слайд 13.

5. Физкультминутка

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения

Упражнение “Гора”

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

6. Итог урока

Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с правилами положения разных частей тела при правильной осанке стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать и составить их в правильной последовательности.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Слайд 14.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили сегодня на уроке. Слайд 15.
Молодцы, всё сделали.

7. Домашнее задание

Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению осанки.

8. Рефлексия

А сейчас каждый подумайте и выберите себе ту мордочку, которая подходит к вашему настроению. Слайд 17.
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока возьмёте для себя?

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.

Спасибо за внимание.

В конце занятия всем детям раздаются карточки с 5 упражнениями, выполненными на уроке. Приложение 4.

urok.1sept.ru

формируем правильную осанку – Европейский Гимнастический Центр

9марта
2017

Неправильная осанка – одна из самых распространенных ортопедических проблем детей школьного возраста. Наиболее заметной она становится в возрасте 10-12 лет и старше. Главные причины резкого ухудшения осанки детей в школе – это долгое сидение за партой в неправильной позе и слабая мускулатура. Вовремя неисправленное нарушение осанки приводит к искривлению позвоночника – сколиозу и сильным болям в спине, которые вылечить гораздо сложнее.

Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя, при ходьбе, которая вырабатывается под влиянием различных факторов.

Формирование осанки начинается с первых дней жизни ребенка. Поэтому с самого рождения врачи советуют родителям придерживаться следующих рекомендаций:

1) Для укрепления мышц спины, живота и конечностей малышам лучше надевать свободную одежду, не ограничивающую движения, чем тесно пеленать.

2) Чтобы избежать ассиметричного мышечного тонуса, неправильного положения туловища и головы, ребенок должен лежать на разных боках, родители должны смотреть на него с разных сторон и носить на разных руках.

3) Раньше времени категорически нельзя насильно сажать и ставить ребенка на ноги.

4) Очень важно делать массаж, который поможет снять тонус мышц и будет способствовать гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

Как только ребенок научится уверенно стоять, уже можно оценить его осанку. С этого возраста рекомендуется больше гулять, а с 1, 5 лет начинать занятия развивающей гимнастикой в Европейском Гимнастическом Центре.

Правила воспитания осанки

Нарушение осанки происходит из-за неправильных поз в положении сидя, стоя, лежа. Привычку сохранять правильную осанку нужно формировать с самого детства, для этого необходимо придерживаться следующих правил:

— Правильно стоять

Этот навык следует начинать тренировать с 2-3 лет. При стоянии ребенок должен равномерно опираться на обе ноги, голову и туловище держать прямо, грудную клетку развернуть, плечевые суставы отвести назад, живот втянуть.

— Правильно ходить

При ходьбе стопы должны ставиться параллельно на расстоянии 5-6 см и разворачиваться наружу на 15-20 градусов. Спина прямая, голова поднята, взгляд вперед. Руки должны двигаться в такт ходьбе (шаг правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг левой ногой — вперед выносится правая рука).

— Правильно сидеть за столом

Для ребенка важно правильно подобрать высоту стула и стола. Стул желательно должен быть со спинкой.

Высота стула должна позволять сидящему на нем ребенку полностью опираться стопами на пол. При сидении он должен держать спину ровно и опираться на спинку стула. Голова должна располагаться ровно или с небольшим наклоном вперед. При письме и рисовании обе руки должны лежать на столе, а плечи быть на одном горизонтальном уровне.

— Делать активные перерывы во время уроков

Во время сидения за партой ребенок утомляется, мышцы затекают, осанка портится, поэтому каждый час следует делать активные перерывы на 15-20 минут.

— Не носить одной рукой тяжелые предметы

В школьном возрасте ребенку приходится носить много учебников, поэтому важно выбрать хороший портфель с твердой спинкой, чтобы нагрузка на позвоночник была симметричной. Недопустимо ношение сумки на одном плече.

— Положение лежа

Важно, чтобы поверхность кровати была ровной и полужесткой, не должно быть провисаний в центре матраца или с концов. Подушка должна быть плотно-эластичной.

— Физические нагрузки

Регулярные занятия спортом – это важнейшее требование при формировании правильной осанки, поскольку крепкие мышцы плечевого пояса, живота, спины, ягодиц удерживают позвоночник в правильной позе, и он не подвергается воздействию вредной нагрузки.

Ребенку следует выполнять укрепляющие физические упражнения с раннего детства, как только он начинает активно двигаться.

Как правильно выбрать вид спорта?

К выбору вида спорта нужно подходить очень внимательно, учитывая специфику нагрузок в каждом из них и особенности осанки ребенка. Самое главное требование – симметричные нагрузки, гармоничное развитие и укрепление всех групп мышц.

Так, например, в занятиях теннисом, бадминтоном, волейболом преобладает нагрузка на одну сторону, поскольку ребенок играет одной рукой. В этих видах спорта есть склонность к ухудшению осанки, и неравномерному развитию сторон тела.

Занятия тяжелой атлетикой вредны для людей с увеличенными естественными изгибами позвоночника – лордозом и кифозом. Но и в целом такая нагрузка негативно влияет на позвоночник и способствует его сдавливанию.

Также бытует мнение, что батут и акробатика тоже плохо воздействуют на позвоночник.

А в художественной гимнастике чрезмерные скручивающие движения.

В плавании преобладает нагрузка на руки, спину. Но мышцы ног тоже играют немалую роль в формировании осанки.

В футболе и хоккее, наоборот, основная нагрузка на ноги, в отличие от плечевого пояса.

Следует отметить, что минусы для формирования правильной осанки можно найти в любом виде спорта. Но в каждом из них существуют свои требования к возрасту, здоровью и физическому развитию ребенка, при которых разрешено выполнять те или иные нагрузки. Более того, занятия любым видом спорта начинаются с общеукрепляющей подготовки, которая по мере адаптации организма переходит в специальную подготовку, то есть с наличием элементов конкретного вида спорта.

Если говорить о теннисе, бадминтоне, где преобладает несимметричная нагрузка, то детей туда следует отдавать в старшем возрасте и при наличии крепкой мускулатуры.

Лучшим видом спорта для детей с раннего детства является развивающая гимнастика.

Она обеспечивает отличное физическое развитие, формирует правильную осанку и является хорошей подготовкой к любому другому виду спорта.

В развивающей гимнастике нагрузка постоянно варьируется и плавно распределяется на все группы мышц. Благодаря этому они быстро укрепляются и выравнивают позвоночник, уменьшают увеличенный лордоз и кифоз (естественные изгибы позвоночника).

Так, например, силовые упражнения на гимнастических снарядах (брусьях, кольцах, перекладине, канате, шведской стенке, акробатических стоялках), силовые гимнастические упражнения (отжимания, планка, стойка на руках, березка и др.) отлично тренируют мышцы спины, рук, живота.

Упражнения на полосе препятствий, батуте, бревне, надувной акробатической дорожке, на полу с предметами (скакалка, прыжки в обручи, тактильные круги), в поролоновой яме эффективно тренируют мышцы ног.

Умеренная растяжка также полезна для формирования осанки, поскольку она помогает сделать мышцы более эластичными и увеличивает амплитуду движений. Так, например, для осанки очень важна ровная спина, развернутые плечи, прямые ноги, развернутые наружу стопы. Все эти требования достигаются не только за счет укрепления мышц, но и во многом благодаря растяжке.

Кроме того, растяжка помогает снять усталость и напряжение в мышцах после силовой тренировки. Растяжка спины также важна после выполнения прыжков на ногах, чтобы растянуть позвоночник.

Упражнения для дома:

В формировании осанки участвуют мышцы спины, груди, живота, ягодиц, ног. Упражнения для укрепления этих групп мышц можно выполнять в домашних условиях.

1) Руки в сторону, стоя на ногах (с 1,5 лет). Исходное положение: ноги вместе, спина прямая, лопатки соединить, живот втянуть, голову держать ровно, поднять натянутые руки в стороны. В этом положении стоять 30 секунд.

2) Равновесие на одной ноге (с 1,5 лет). Исходное положение: руки держать на поясе, спину прямой, с места сходить нельзя, глазами смотреть в одну точку перед собой. Выполняем по 10 секунд на каждой ноге.

3) Разворот стоп (с 3 лет). Исходное положение: стоя лицом к опоре, ноги вместе, руками держаться за опору на уровне живота, спина прямая, смотреть вперед. Развернуть стопы наружу до максимально возможного уровня ( по — балетному в первую позицию), пятки прижаты друг к другу, колени прямые. Стоя в этом положении 10 секунд, 3 подхода.

4) Ходьба с прямой спиной (с 1,5 лет). Исходное положение: стоя ноги вместе, стопы немного развернуты в сторону, пятки вместе, спина прямая, плечи развернуты, живот втянут, руки вытянуты вдоль туловища. Начинаем делать шаги вперед, сохраняя исходные положения спины, плеч, головы. Стопы при каждом шаге разворачиваются на 15-20 градусов. Руки должны двигаться в такт ходьбе (шаг правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг левой ногой — вперед выносится правая рука).

5) Планка (с 1,5 лет). Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Зафиксировать это положение на 20-30 секунд и следить за тем, чтобы положение тела не изменялось. Повторить задание несколько подходов.

6) Отжимания от пола (с 3 лет). Исходное положение: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Выполнить отжимание, согнув руки и стараясь носом коснуться пола, затем выпрямить руки и вернуться в упор лежа. Следить за тем, чтобы положение тела не изменялось во время отжиманий.

Первое время ребенку будет тяжело выполнять отжимания, поэтому вам следует его немного придерживать за живот, помогая правильно сгибать, а затем выпрямлять руки и сохранять правильное положение тела. Начните с 3-5 отжиманий по 2-3 подхода, постепенно увеличивая количество по мере возможностей ребенка.

7) «Лодочка на животе» (с 1,5 лет). Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуты вверх, ноги вместе. Одновременно оторвать от пола руки и ноги примерно на 30 градусов. Обязательно руки поднять чуть выше головы, глазами смотреть на ладони, ноги держать вместе. Выполнить лодочку 10 секунд по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха.

«Лодочка на спине» (с 3 лет). Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты наверх. Одновременно оторвать от пола на 30 градусов голову с руками и ноги, держать 10 секунд по 2 подхода. При выполнении упражнения ноги и руки держать натянутыми вместе, поясница должна быть прижата к полу.

8) Упражнение для пресса/спины (с 1,5 лет). Исходное положение: сидя на полу, ноги одной рукой должны зафиксировать родители, второй рукой взять вытянутые вперед руки ребенка и тянуть его к себе. Медленно опуститься на спину, держа все время голову на груди, а затем подняться в исходное положение –15-20 раз.

Затем ребенок переворачивается на живот, ноги фиксируют родители, а ладони ребенок держит на затылке. Затем выполняет поднимание спины наверх. Если ребенку тяжело, то родители помогают ему подниматься, держа за локоть – 15-20 раз.

9) Поднимание ног на спине (с 1,5 лет). Исходное положение: лежа на спине, руки поднять наверх и держаться за руки родителей. Поднять прямые ноги наверх над головой, затем опустить вниз – 15 раз.

10) Приседания (с 1,5 лет). Исходное положение: ноги вместе, руки подняты вперед, сделать 15 приседаний вниз-вверх.

11) Складка на полу ноги вместе/врозь (с 1,5 лет). Исходное положение: сидя на полу, ноги вместе и вытянуты вперед, сделать наклон вперед и потянуться руками к носочкам, при этом колени держать прямыми (10 раз). То же самое повторить ноги врозь.

12) Шпагат на правую, а затем на левую ногу (с 3 лет). Лучше это упражнение выполнять по полосе. Спереди нога должна быть прямая и стоять точно на пятке, а задняя нога стоять на колене, пятка обязательно смотрит в потолок. Руки стоят по бокам. Следите за тем, чтобы ребенок не разворачивался и не заваливался на одну сторону. Помогайте ему сохранять правильное положение, при этом немного надавливая на переднюю ногу на колено, и на заднюю на бедро. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.

Прямой шпагат (с 3 лет). Это упражнение также стоит выполнять на полосе или прижавшись спиной к стене. Исходное положение: стоя ноги врозь, прямыми руками упираться в пол рядом с ногами. Постепенно разводить прямые ноги в сторону до максимально терпимого уровня, после чего зафиксировать положение на 30 секунд. В этом положении обязательно нужно следить за тем, чтобы ноги были прямыми, стояли точно по полосе, и ребенок не уползал вперед. Родители должны помогать ребенку сохранять правильное положение, и при этом немного надавливать на бедра. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.

13) «Корзиночка» (с 1,5 лет). Исходное положение: лежа на животе, руками потянуться назад к ногам и поймать их с наружной стороны за голеностоп. Затем прогнуться в спине, поднять плечи и голову наверх, а ноги постараться немного выпрямить в потолок. При этом их необходимо все время крепко держать руками за ноги. Зафиксировать такое положение на несколько секунд, затем опуститься на пол и после отдыха снова повторить упражнение.

14) «Колечко» (с 1,5 лет). Исходное положение: лежа на животе, упереться на прямые руки, которые стоят близко к животу, и потянуться головой наверх. Затем согнуть ноги и потянуться носочками к затылку, стараясь его коснуться. Продержаться в этом положении 5 секунд, затем отдохнуть и повторить еще раз.

15) «Мостик» (с 3 лет). Исходное положение: лежа на спине, руки поставить рядом с ушами, ладони смотрят в сторону пяток, ноги согнуть и упереться стопами в пол. Затем выпрямляем руки и ноги, спину прогибаем, смотрим на руки. Зафиксировать положение «мостик» на 3-5 секунд. Выполняем 5 раз.

Все статьи

www.europegym.ru

План-конспект урока (5 класс) на тему: конспект урока по сбо в 5 классе

Тема урока в 5 классе «Осанка при ходьбе в положении сидя и стоя»

Задачи  урока :

Рассказать учащимся о значении  осанки  в жизни  человека ,                                                                        Научить учеников заботиться о правильном положении тела,                                                               Показать возможные упражнения для исправления  осанки  в школе  и  дома.

Оборудование:

Рисунки с правильной  и  неправильной  осанкой ; памятки родителям.                                             Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

Ход  урока 

1. Беседа по теме.

— Как вы думаете, приятно смотреть на стройного  человека ?

Конечно, приятно. Стройные  люди  радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного  человека  правильно формируется скелет. При правильной  осанке  легче работать сердцу  и  другим важным органам.

       Правильная  осанка  не дается  человеку  от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве  и  юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная  осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2.  Осанка  – стройная спина.

— Что дает  человеку  правильная  осанка ?

— Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную  осанку  или, наоборот, деформировать ее?

— Какие профессии  человека  невозможны без красивой  осанки ?

— Почему искривляется позвоночник у детей?

— Поэтому лучше всего научиться следить за своей  осанкой   и  предупреждать все отклонения.

          Осанка  – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная  осанка  придает человеку  красивый внешний вид  и  создает лучшие условия для развития  и  деятельности всего организма. Формирование правильной  осанки  – сложный  и  длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на  осанку  в содержании  уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной  осанки .

— Что нужно делать, чтобы  осанка  была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять  и  выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук  и  ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас  осанка .

3. Нарушение  осанки .

    У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

    Позволяет держать  осанку  позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если  человек  низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

      Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша  осанка  окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

      Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования  и  карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

    Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

Неправильная  осанка  может не только нанести непоправимый вред  здоровью , но  и  испортить  человеку  жизнь.

Особенно портит  осанку  неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины  и  рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной  и  той же руке тяжести.

 Осанку  нарушает езда на велосипеде.

 Осанку  может исправить сон на жестком матраце.

Для исправления  осанки  детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

7. Итог  урока 

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают  урок .

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

— Я предлагаю всем  встать  и  выполнить упражнение, которое необходимо для выработки правильной  осанки .

 

Дети    (выполняют упражнение «Деревце»).

 

Учитель:

Далеко не каждый имеет красивую, правильную  осанку . У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Неправильная  осанка  делает спину  кривой, некрасивой. Искривляется позвоночник, в результате чего затрудняется работа многих жизненно важных органов. Кроме того, это мешает выбору определенной профессии.

Причины неправильной  осанки  могут быть самые различные.

— Какова  главная причина нарушения  осанки  у детей? (ответы). – Неправильная посадка за партой.

— Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Миша с детства научился сидеть за столом правильно. Он вырастет стройным  и  красивым. Петя сидит за столом кое-как, весь изогнулся. Посмотрите, что может случиться с ним в будущем, если он не исправится.

— Ребята, как нужно правильно сидеть за партой? Кто может показать? (Разбираются правила посадки за партой, столом).

— А какие ещё причины могут привести к нарушению  осанки ?  (Ответы детей).

Ø Если дети постоянно носят тяжелые предметы в одной руке.

Ø Неправильное положение тела во время сна.

Ø Неправильная манера стоять  и  ходить.

Учитель:

Нарушению  осанки  способствуют неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов.

 

III. Закрепление изученного.

— О чем мы сегодня говорили на  уроке ?

— Что такое  осанка ?

— Назовите причины нарушения  осанки .

— Какие упражнения могут помочь выработать правильную  осанку ?

 

Дети:  читают  правила , которые помогут выработать  правильную  осанку , а тем самым сохранить  и  укрепить своё здоровье (слайд).

Учитель:

Дата:

Учитель: Симакова И.В.

Класс: 5

Предмет: СБО

Раздел: Здоровье и окружающая среда.

Тема: Осанка.

Цель: сформировать у учащихся представление о правильной  и  неправильной  осанке   и  её влиянии на здоровье человека

Задачи:

  • Расширить представления  и  знания о правильной  осанке  при  ходьбе , в положении сидя  и  стоя
  • Закрепить представления о правильной  и  не правильной  осанке 
  • Учить применять на практике упражнения по формированию правильной  осанки 
  • Коррекция  и  развитие связанной устной речи
  • Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,
  • Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.
  • Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)
  • Воспитывать умение работать в группе

Оборудование: карточки с текстом Приложение 1>, карточки с кроссвордом Приложение 2>, карточки с заданием Приложение 3>, Приложение 4.

Ход  урока 

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.

Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.

Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?

А какие органы тела вы ещё знаете?

Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.

Текст.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.

А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.

Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.

2. Введение в тему. Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это — …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

….. на месте, хорошая разминка для ног.

Проверяем с помощью опоры  Приложение

3. Изучение новой темы

Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ ОСАНКА ”. 

А сейчас прочитайте мне, что такое  осанка ?

Работа с текстом.

Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на  уроке ? Правильно про  осанку . Поэтому тема нашего  урока  называется так: “ Осанка  при  ходьбе , в положении сидя  и  стоя”. 

 Осанка  это наше привычное положение тела. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад  и  живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены. 

Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной  осанкой . А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками  и  кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. 

Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают  ходьбе , движение плеч и бедер почти незаметно.

А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.

Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?

4. Закрепление учебного материала

Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять  и  ходить мало знать правила ещё  и  нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику  и  заниматься спортом. Труднее всего принять правильную  осанку  утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна  и  заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений. 

Физкультминутка

Упражнения

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.

5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми  и  сильно сгибать туловище.

Работа с текстом.

Правила для поддержания правильной  осанки .

— Что нужно делать, чтобы  осанка  была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять  и  выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук  и  ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас  осанка .

Нарушение  осанки .

    У некоторых детей возникает нарушение  осанки . Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

    Позволяет держать  осанку  позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

     Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если  человек  низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

      Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша  осанка  окажется неправильной, тетрадь упадет.

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про  осанку  в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны выбрать что полезно или вредно для здоровой осанки.

 Приложение 2.

О положении тела нужно помнить не только в положении стоя  и  при  ходьбе , но  и  во время приготовления  уроков , сидя за столом. 

Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.

Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!

Но для того, чтобы сформировалась правильная  осанка  нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека  и   осанка  взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается  и   осанка . Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних  и  нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным.

У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.  И  может развиться ряд нарушений, которые нельзя исправить, например такое заболевание как сколиоз. 

Посмотрите на рисунок,  и  вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной  осанкой   и  с нарушением  осанки .

При сколиозе перекошены плечи  и  таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите карточкиПриложение 3>. 

5. Физкультминутка

Люди с самого рождения 
Жить не могут без движения

Упражнение “Гора”

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

6. Итог  урока 

Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с  правилами  положения разных частей тела при правильной  осанке  стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать  и  составить их в правильной последовательности.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили сегодня на  уроке . 
Молодцы, всё сделали.

7. Домашнее задание

Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению  осанки .

8. Рефлексия

А сейчас каждый подумайте  и  выберите себе ту мордочку, которая подходит к вашему настроению. 
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока возьмёте для себя?

Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.

Спасибо за внимание.

Приложение №2

Карточка.

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Приложение №

Проверь.

«Полезно – вредно».

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).

Приложение №2

Карточка.

Ответь на вопрос. Расставь стрелки.

Приложение №

Проверь.

«Полезно – вредно».

Ø Спать в мягкой постели (вредно).

Ø Носить ранец за спиной (полезно).

Ø Сидеть за партой согнувшись (вредно).

Ø Заниматься гимнастикой, спортом (полезно).

Ø Время от времени смотреть на себя в зеркало (полезно).

Приложение №1

Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это — …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

….. на месте, хорошая разминка для ног.

Приложение №1

Кроссворд

Одно из самых важных в жизни человека.

Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это — …..

У девочек стройная, а у мальчиков спортивная …..

Во время утренней гимнастики мы делаем различные ……

Утренняя ……для того чтобы проснуться и набраться сил.

….. на месте, хорошая разминка для ног.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.

Задание: вычеркните все буквы “а” встретившиеся вам.

 Осанка  – это положение человека стоя или сидя. При правильной  осанке  человек, стоя, держит прямо тело  и  голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол.

nsportal.ru

. «Правильная осанка ее нарушения»

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17г. Сызрани.

Реферат.

« ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА

ЕЕ НАРУШЕНИЯ»

Выполнила:

ученица 9б класса

Мелешкина Александра Владимировна

Руководитель проекта:

Балабанов Сергей Николаевич;

Балабанова Елена Владимировна

2010-2011 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Что такое правильная осанка?

3. Правильная осанка-залог здоровья человека

4. Нарушение осанки

5. Причины нарушений осанки

6. Виды нарушений осанки

7. Поддержание правильной осанки

8. Профилактика и сохранение правильной осанки

9. Профилактика нарушений осанки

10. Заключение

11. Список использованной литературы

12. Приложение

Введение

Осанка-это привычная поза непринужденно стоящего человека.

С морфологической точки зрения осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, во-вторых, качеством работы мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.

Наибольшую роль в изменении осанки играют позвоночник и таз.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер.

С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуального развития и воспитания. Осанка формируется по механизму образования временных связей и условных рефлексов с первого года жизни ребенка, когда он начинает стоять и ходить. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка. Изменение положения рук, ног, головы, туловища влечет за собой рефлекторное изменение в распределении тонуса мышц, изменение условий для дыхания в кровообращения.

Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, при этом голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, пятки вместе. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты.

Хотя и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдения убеждают, что доминирующую роль играет все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений. Поэтому уже с 1 класса необходимо учить детей правильно сидеть, ходить, стоять.

Это тем более необходимо, так как неправильные позы за партой, столом быстро закрепляются в условные рефлексы, которые с трудом в дальнейшем поддаются «переучиванию». Кроме того, неправильные привычные позы приводят к асимметрии мышц туловища, что может повлечь за собой развитие сколиоза.

У школьников с дефектами осанки нередко ухудшается зрение, ибо они сидят за столом, низко опустив голову, приблизив глаза к воспринимаемым предметам (книге, тетради). Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

Правильная осанка-залог здоровья человека

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка — это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов — угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника. Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется — грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

Да, это так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета. «Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования.

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

mirznanii.com

О санка это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы

Осанка — это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы.

Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне.

Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении могут возникнуть искривление позвоночника и нарушение дыхания. Вследствие этого может ухудшиться зрение.

Осанка формируется до 20 лет в процессе роста и развития человека.

У многих детей, особенно в школьные годы, появляются нарушения осанки. Чаще всего они возникают из-за привычки принимать неправильные позы сидя за столом.

Нарушения осанки могут развиться из-за привычки носить тяжелый портфель

в одной руке.

Как проверить осанку ребенку?

Чтобы проверить осанку,

надо подойти к стене, прижать

к ней обе лопатки,

затылок, ягодицы,

икры и пятки.

Положите одну руку на шейный изгиб, а другую — на поясничный изгиб позвоночника. Расстояние между изгибом позвоночника и стеной должно быть равно ширине ладони.

^

Поза при письме считается правильной, если человек сидит прямо, прислонившись спиной к спинке стула. Плечи должны находиться на одном уровне, предплечья опираться о стол. Голову немного наклоните вперед.

Тетрадь при письме должна лежать на расстоянии 35—40 см от глаз. Настольная лампа должна находиться на столе слева от ученика, но одновременно надо включить, и верхний свет. Левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

Поза при чтении такая же, что и

при письме: предплечья лежат на

поверхности стола, книгу лучше

поставить под наклоном к столу

на подставку.
Если стол не соответствует

росту, ребенок вынужден

сидеть согнувшись.
У некоторых детей есть привычка сидеть поджав под себя ноги, сильно наклонившись в сторону. Это положение может привести к искривлению позвоночника.

Каждый день школьники идут в школу с портфелями в руках. Портфель с учебниками весит примерно 3 кг, и, как правило, дети носят его в одной и той же руке. При этом туловище наклонено в сторону портфеля, голова в противоположную сторону, спина сутулится. Со временем, из-за постоянно неправильного положения тела, может развиться искривление позвоночника.

Но сейчас многие дети носят ранец на спине. При этом руки остаются свободными, ранец равномерно давит на плечи, спина прямая, и походка раскрепощенная. Поэтому

у ранца больше преимуществ перед

портфелем.

Легче предупредить нарушения

осанки, чем затем

исправлять их.

Группа «Петушок»

shkolnie.ru

Как правильно держать осанку в положении стоя, при хотьбе, сидя, на велосипеде

У многих людей осанка портится с детских лет, во время обучения в школе. Длительное сидение за неудобными партами, недостаток физической активности и, как результат, – неправильно сформированный двигательный стереотип. Мы привыкаем сидеть за столом сгорбившись, закинув ногу на ногу, наклоняясь в одну сторону.

Осанка может страдать и во время ходьбы, если человек ставит ноги слишком жестко, опирается на какую-то одну сторону стопы, носит неудобную обувь. Женщины перегружают спину ходьбой на высоких неустойчивых каблуках. Постепенно развивается остеохондроз позвоночника, человека начинают беспокоить головные боли и проблемы с сердцем. В этой статье мы расскажем вам как держать правильную осанку в повседневной деятельности.

Правильная осанка в положении стоя

Для начала следует правильно встать: ноги на ширине плеч, стопы всей поверхностью опираются на пол. Ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах. Копчик должен смотреть точно вниз, а таз немного подаваться вперед. Живот подтянут и не выпирает при взгляде сбоку.

Плечи следует отвести назад, но не сводя лопатки мышечным усилием, а распрямив спину. Они должны находиться на одном горизонтальном уровне. При правильном положении плеч руки свободно свисают вниз, локти находятся на уровне талии. Ладони оказываются на одной линии с бедрами и слегка повернуты кпереди.

Голова расположена прямо, подбородок смотрит вперед и находится над местом соединения ключиц. Шея ровная, продолжает прямую линию, проведенную от спины кверху.

Как правильно сидеть за столом

Чтобы сидеть за столом было комфортно, а спина не выгибалась в виде вопросительного знака, выбирать мебель нужно исходя из следующих установок:

  • Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от его столешницы до глаз составляло 25-30 см. Именно с такой высоты человеку с нормальным зрением максимально удобно рассматривать предметы и читать. Проверить высоту можно, поставив руку локтем на столешницу – средний палец кисти должен доходить до угла глаза;
  • Ширина рабочей поверхности должна быть не менее 0,5 м: 0,4 м для работы и остальное пространство для бумаг, книг, канцелярских принадлежностей;
  • Сиденье стула должно находиться на такой высоте, чтобы колено сидящего человека располагалось немного ниже ягодиц, а стопы спокойно доставали до пола всей поверхностью. Угол между бедром и голенью должен быть около 100 градусов;
  • Спинка стула в идеале должна повторять нормальные изгибы позвоночника. Самый главный критерий удобной спинки – дополнительная опора в области поясницы. Она позволит снять нагрузку с мышц спины и снизит давление в межпозвоночных суставах. Высота спинки может быть любой.

При сидении за столом следует держать спину ровно, руки должны лежать горизонтально на рабочей поверхности, а стопы располагаться параллельно друг другу на расстоянии около 10 см. При правильном положении человек опирается на ягодицы и пятки.

Каждые полчаса следует менять позу, вставать, делать несложные упражнения. Это разгрузит мышцы спины и предотвратит появление боли. Если у стула есть подлокотники, нельзя опираться на один из них, наклоняя туловище.

Правильная осанка при работе за компьютером

Обычно человек работает за компьютером в положении сидя, поэтому все рекомендации по подбору мебели и правильном положении будут актуальны и в этом случае. Существенным отличием является вертикально стоящий монитор, в который приходится подолгу смотреть.

Располагаться он должен на уровне глаз или чуть ниже, чтобы взгляд был направлен горизонтально или в пределах 300 наклона вниз. Именно в таком диапазоне человеку удобно рассматривать мелкие детали и читать шрифт. Таким образом снижается нагрузка на глаза и шейный отдел позвоночника.

Расстояние до монитора должно быть комфортным для человека. При нормальном зрении оно составляется 25 см и более, если зрение снижено, то допустимо придвинуть монитор ближе. Плохая видимость вынуждает человека напрягать зрительный аппарат и рефлекторно вытягивать шею, чтобы поднести голову поближе к тексту.

Ноутбук удобен тем, что работать за ним можно в любом положении. Однако, такая свобода способна быстро испортить осанку и привести к болям в спине. Поработав пару часов в положении лежа или утопая в мягком кресле, человек ощущает ноющие боли в пояснице, плечах, ухудшение зрения и головную боль.

Лучше всего разместить ноутбук на столе, чтобы взгляд на монитор был в оптимальной плоскости, руки лежали на клавиатуре горизонтально, а спину можно было выпрямить.

Спина и правильная походка

Когда человек стоит, максимальная нагрузка приходится на мышцы поясницы. Поэтому долгое стояние нередко приводит к болям именно в этой части спины. Ровная спина и правильное положение ног значительно снижают нагрузку на поясницу, благодаря чему боль или не возникает, или выражена слабее.

Чтобы научиться правильно стоять, следует запомнить правильное положение спины. Для этого встаньте спиной к ровной стене таким образом, чтобы касаться ее затылком, всей поверхностью лопаток, ягодицами и пятками. После этого отойдите от нее, сохраняя заданную позу. Можно в течение нескольких недель стоять у стены по 5-15 минут, приучая свои мышцы держать спину правильно.

Взгляд, брошенный в витрину или зеркало поможет вспомнить о правильной осанке и выпрямить спину. Дома, глядя на свое отражение можно тренировать правильно положение, запоминая его визуально и привыкая к нему.

Чтобы держать осанку во время ходьбы, следует шагать мягко, наступая сначала на пятку, затем перекатываясь на носок. Пальцы ног должны смотреть вверх, практически не соприкасаясь с землей. Опираться следует на центр стопы, а не на один из ее краев.

Отработать правильную осанку во время ходьбы поможет простое упражнение:

Начертить на земле или полу ровную линию и пройти по ней, держа на голове тяжелую книгу. В таких условиях голова будет приподнята, спина выпрямлена, плечи расправлены – это положение и следует запомнить.

Правильная осанка во время сна и отдыха

Прежде чем говорить о том какие позы для сна более предпочтительны для нормального положения позвоночника, давайте посмотрим с вами на наше ложе. Многие в силу старой привычки до сих пор не могут расстаться со старыми старинными пружинными матрацами, и провисающими до пола сетками.

Такое спальное место не только не способствует высыпанию, здоровому сну, но и пагубно сказывается на нашем позвоночнике. Для крепкого, здорового сна вам необходимо:

  1. Чтобы матрас был достаточно жестким, в то же время мог равномерно поддерживать баланс нижней и верхней части тела. Такие матрасы называются ортопедическими;
  2. Мышцы спины во время сна должны быть максимально расслаблены, а позвоночник не должен подвергаться сильным изгибам. Особенно шейный и поясничный отделы.

Что касается позы во время сна:

Старайтесь не спать на животе. Такое положение повышает нагрузку на спину и шею. Людям, которые привыкли спать на в такой позе, возможно, будет трудно избавиться от этой привычки. Однако это необходимо для улучшения осанки и уменьшения нагрузки на позвоночник.

Лучшая поза для сна — на боку. Вы можете спать на любом боку, как вам будет более всего комфортно. Согните ноги в коленях, и выпрямите спину, сохраняя небольшой естественный изгиб позвоночника, положите между коленями подушку. Ее можно также разместить между лодыжками или держать у груди.

Так же вы можете спать на спине, правда для данной позы существует пару рекомендаций. Чтобы полностью разгрузить позвоночник и сохранить правильную осанку, попробуйте подкладывать небольшую подушку под колени или под поясничный отдел позвоночника. Однако не стоит подкладывать её в оба места сразу.

Ну и конечно же не забывайте об удобной подушке. Выберите такую, которая будет держать спину прямой. Если она окажется слишком высокой, то вы будете спать с выгнутой шеей. Если вы спите на спине, то ваш подбородок не должен лежать на вашей груди.

Правильная осанка при езде на велосипеде

Чтобы держать осанку во время езды на велосипеде было проще, необходимо тщательно подойти к выбору транспортного средства. Высота сиденья и руля, конечно, регулируется, но расстояние от сиденья до руля бывает разным. Неправильный размер велосипеда приводит к тому, что человек принимает неудобную позу во время езды.

Если вы недавно занялись велоспортом, то руль должен находиться на высоте сиденья. Опытные спортсмены держат руль на несколько сантиметров ниже седла, чтобы сопротивление воздушному потоку было минимальным. Они изгибают спину и шею в дугу, что нередко приводит к болям по ходу позвоночного столба.

Сиденье велосипеда должно располагаться на такой высоте, чтобы человек мог поставить полностью выпрямленную ногу на землю. На педали в самом нижнем положении она должна быть немного согнута в колене.

При правильной посадке руки лежат на руле с небольшим наклоном вперед, локти согнуты под углом около 45 градусов. Человеку не приходится тянуться к рулю или широко расставлять локти.

Во время езды следите за положением спины. Она должна быть ровной и немного наклонена вперед. Нельзя опускать плечи, горбиться, давать провисать пояснице и животу.

Слабые мышцы спины не смогут удержать позвоночник в ровном положении, сколько ни тренируй позу. Поэтому, чтобы держать правильную осанку, необходимо выполнять специальные упражнения, по возможности больше ходить и все время контролировать положение своего корпуса.

spinaiosanka.ru

12.Функциональный анализ положения человека в позе стоя

Опорная роль нижних конечностей наиболее велика при различных формах позы стоя. Различают позу стоя (стойку) симметричную, при которой тяжесть тела распределяется равномер­но на обе нижние конечности (рис. 2.24), и асимметричную, когда тяжесть тела передается пре­имущественно или целиком на одну из конечностей. При всех видах — как симметричной, так и асимметричной позы стоя удержание тела в состоянии равновесия возможно только в том случае, когда вертикальная линия, проведенная из центра тяжести тела, проходит в пределах площади опоры.

Симметричная поза стоя в зависимости от положения тела имеет три основных вида: стойка нормальная, стойка военная и стойка неряшливая.

Нормальная стойка обычно принимается за исходное положение (и. п.) при атропомет- рических измерениях тела.Это такой вид стойки, при котором общий центр тяжести тела и поперечная ось тазобедренного сустава лежат в одной плоскости, туловище и голова умерен­но выпрямлены, угол наклона таза 50—65°, пятки вместе, носки разведены под углом 65—70°, перпендикуляр, опущенный из общего центра тяжести, пересекает линию, соединяющую вер­шины внутренних сводов стоп.

При нормальной стойке для уравновешивания тела необходимо небольшое балансирую­щее напряжение всех мышц, окружающих тазобедренный сустав. Удержание колена в среднем положении определяется некоторым напряжением его связок и тонусом мышцы, натягивающей широкую фасцию (отчасти также сгибатели колена). В голеностопных суставах тяжесть тела урав­новешивается главным образом напряжением камбаловидных мышц. Устойчивость равновесия тела при этой стойке может быть увеличена, если расставить ноги во фронтальной плоскости.

Стойка военная (положение «смирно») характеризуется тем, что перпендикуляр, опу­щенный из общего центра тяжести тела, проходит спереди поперечных осей главнейших су­ставов (тазобедренный. сустав колена, голеностопный) нижних конечностей. При этом виде стойки туловище и голова выпрямлены, поясничный лордоз, а вместе с ним и наклон таза уве­личен до 80—90°, живот подтянут, грудная клетка расширена.Положение «вольно» такое же, как и при нормальной стойке. В данном случае для удержания тела в состоянии равновесия, в частности, для предотвращения его падения вперед, необходимо сильное напряжение мышц зад­ней поверхности тела и особенно нижних конечностей, причем наибольшую нагрузку несут ягодич­ные мышцы. Отмеченная стойка отличается большой неустойчивостью, но более выгодна для непосредственного перехода к движению.

При стойке неряшливой («удобное положение») туловище как бы откинуто назад. а нижние конечности в коленных суставах в большей или меньшей степени переразогнуты, в ре­зультате чего перпендикуляр, опущенный из ОПТ, сдвинут назад. При этом все тело в извест­ной мере расслаблено, грудной кифоз увеличен, а поясничный лордоз, наоборот, уменьшен, таз расположен более горизонтально (наклон около 40°), ребра опущены.

Отмеченный вид стойки отличается наибольшим участием в функции удержания тела в равновесии пассивных соединительнотканных элементов. Особенно важна роль при этом под- вздошно-бедренных связок, натяжение которых препятствует падению туловища назад. Сустав колена удерживается в разогнутом состоянии главным образом при помощи связок. В голеностоп­ных суставах сохраняется равновесие за счет незначительного сокращения камбаловидных мышц.

Неряшливая стойка обеспечивает наиболее устойчивое равновесие, которое может быть увеличенным, если расставить ноги на ширину плеч. К неблагоприятному влиянию

этого вида стойки следует отнести уменьшенную глубину вдоха и давление органов малого

таза на мышцы тазового дна.

От различных видов положения стоя следует отличать осанку тела, под которой понима­ется не вынужденное или сознательное взаиморасположение звеньев, а привычное держание те­ла. обусловленное индивидуальными особенностями человека (рис.25).

Выделяют следующие виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая. кифо- тическая, выпрямленная Сплоская), сколиозная

Осанка зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса, вида деятельности, возраста и других факторов.

Рис. 25. Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая;

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *