Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: эгоизм (таблица)
Автор: Guru ·
В текстах для подготовки к ЕГЭ мы не раз встречали проблему эгоизма в различных ее проявлениях, каждое из которых является заголовком в нашем списке. К ним подобраны литературные аргументы из зарубежных и отечественных книг. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце подборки.
Содержание:
- 1 Последствия эгоизма
- 2 Эгоизм как болезнь
- 3 Самоуничижение эгоиста
- 4 Женский эгоизм
- 5 Безжалостность эгоизма
Последствия эгоизма
- В современном мире тенденция эгоизма всё больше набирает обороты. Однако не стоит утверждать, что этой проблемы не существовало ранее. Одним из классических примеров может являться Ларра – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Он — сын орла и земной женщины, из-за чего считает себя умнее, сильнее и лучше других. В его поведении заметно неуважение к окружающим и, в особенности, к старшему поколению. Апогея его поведение достигает, когда Ларра убивает дочь одного из старейшин только по причине того, что девушка отказалась удовлетворять его прихоти. Его тут же наказывают и изгоняют. По истечении времени, изолированный от общества герой, начинает испытывать невыносимое одиночество. Ларра возвращается к людям, но слишком поздно, и они не принимают его обратно. С тех пор он блуждает одинокой тенью по земле, ведь Бог наказал гордеца вечной жизнью в изгнании.
- В новелле Джека Лондона «В далеком краю» эгоизм приравнивается к инстинкту. Здесь рассказывается о Уэзерби и Катферте, по случайности оставшимся наедине на Севере. Они отправились в далёкие края искать золото и вынуждены переждать суровую зиму вдвоём в старой хижине. По истечении времени в них начинает проявляться настоящий природный эгоизм. В конечном итоге, герои проигрывают борьбу за выживание, поддавшись своим низменным желаниям. Они убивают друг друга в жесточайшей борьбе за чашку сахара.
Эгоизм как болезнь
- Ещё два века назад великие классики описывали проблему эгоизма. Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа, написанного А.С. Пушкиным, является ярким представителем людей, больных «русской хандрой». Ему не интересно мнение окружающих, он скучает от всего, что происходит вокруг. Из-за его трусости и безответственности погибает поэт Ленский, а его бесчувственность оскорбляет чувства юной дворянки. Конечно, он не безнадежен, в конце романа Евгений осознаёт свою любовь к Татьяне. Однако уже слишком поздно. И девушка отвергает его, оставаясь верной мужу. В итоге, он сам обрекает себя на страдания до конца своих дней. Даже его желание стать любовников замужней и уважаемой всеми Татьяны выдает его эгоистические мотивы, от которых он не может избавиться даже в любви.
- Эгоизм подобен некой болезни, он разрушает человека изнутри и не позволяет ему адекватно взаимодействовать с окружающими людьми.
Самоуничижение эгоиста
- Ярким примером эгоистичного человека является герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , Родион Раскольников. Он, как и многие его знакомые, живёт бедно и винит во всём окружающих. В один момент он решается убить старую женщину, являющуюся процентщицей, что бы отобрать её деньги и раздать их малоимущим горожанам, освобождая их от долговых обязательств по отношению к Алёне Ивановне. Герой не задумывается о безнравственности своих деяний. Наоборот, он уверен, что это ради благой цели. Но на самом деле он лишь ради своей прихоти хочет испытать себя и проверить, к какому типу людей он может себя отнести: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим». Всё-таки нарушив одну из заповедей из-за эгоистичного желания, герой обрекает себя на одиночество и душевные терзания. Гордыня ослепляет его, и лишь Соня Мармеладова помогает Раскольникову снова встать на путь истинный. Без ее помощи он бы наверняка сошел с ум от мук совести.
- Несмотря на то, что иногда человек переходит все нравственные и правовые границы ради достижения своих эгоистичных целей, нам свойственно испытывать муки совести. Так и один из героев поэмы
Женский эгоизм
- Эгоистичным людям всегда мало того, что они имеют. Им всегда хочется иметь что-то большее. Материальные блага для них – это способ самоутверждения. Героиня сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» не довольна своей жизнью в бедности. Когда её муж ловит «золотую рыбку», женщине нужно лишь новое корыто. Однако с каждым разом ей хочется большего, и в конечном итоге старуха желает стать морской владычицей. Лёгкая добыча и эгоистичные нравы затмевают рассудок старухе, из-за чего в конечном итоге она теряет всё и снова оказывается у разбитого корыта. Волшебная сила наказывает ее за то, что дама в погоне за удовлетворением самолюбия вовсе не ценила ни своего супруга, ни благ, которые ей доставались.
- Женщин часто называют эгоистками, так как они любят тратить много времени на уход за собой. Однако, настоящий эгоизм намного страшнее. Героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Элен Курагина доказывает читателю, что истинным эгоистам свойственна бессердечность. Княгиня была красивой девушкой и имела много поклонников, тем не менее, она выбирает в мужья некрасивого и неловкого кавалера, Пьера Безухова. Однако делает это она не из-за любви. Ей нужны его деньги. Буквально сразу же после свадьбы она заводит любовника. Со временем её наглость достигает невероятных масштабов. Элен, с наступлением войны, когда нужно волноваться о судьбе родины, думает лишь о том, как избавиться от мужа и выйти снова замуж за одного из поклонников.
Безжалостность эгоизма
- Отсутствие сочувствия, жалости, сострадания – вот те черты, которые свойственны эгоистам. Не зря говорят, что такие люди ради своей прихоти готовы на самые ужасные поступки. Например, в рассказе И. Тургенева «Муму» барыня отбирает у своего слуги единственную радость в его жизни. Однажды Герасим подбирает бездомного щенка, выращивает его, заботится. Однако щеночек раздражал барыню, и она приказала герою его утопить. С горечью на сердце Герасим исполняет приказ. Всего лишь из-за простой прихоти эгоистичного человека он теряет единственного друга и губит жизнь животного.
- Повинуясь эгоизму, люди теряют контроль над собой и делают непоправимые ошибки. Например, Германн в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» узнает о секрете трех карт, который гарантирует выигрыш в любой карточной партии. Молодой человек решает достать его любой ценой, и ради этого он притворяется влюбленным в воспитанницу единственной хранительницы тайны — пожилой графини. Пробираясь в дом, он грозит старушке убийством, и она действительно умирает. После этого она приходит к Германну во сне и выдает секрет в обмен на клятву жениться на ее воспитаннице. Герой не сдерживает обещания и одерживает победу за победой. Но поставив все кон, он с треском проигрывает решающую партию. Амбициозный юноша сошёл с ума, расплатившись за свои злодеяния. Но перед этим он отравил жизнь ни в чем не повинной девушки, которая верила его словам.
Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Читайте также:
Adblock
detector
Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный ·
Эгоизм – это чрезмерная любовь к своей персоне, система мировоззрения, в которой нет другой ценности, кроме себя. Иногда бывает сложно объяснить это явление через призму литературных примеров, поэтому Многомудрый Литрекон приходит на помощь своим читателям и составляет подборку аргументов из книг для сочинения 15.3 на ОГЭ по русскому языку, раскрывающих ответ на вопрос: Что такое эгоизм?
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст совратил крестьянскую девушку и пообещал жениться на ней. Однако в армии он потерял круглую сумму, его состояние таило на глазах. Тогда герой решил жениться по расчету на богатой вдове. Вероломство он оправдал тем, что привык к роскоши и отвыкнуть не получится. Это и есть настоящий эгоизм: ради своего комфорта и удовольствия Эраст обманул девушку и перечеркнул ее будущее. Судьба наказала его за это муками совести, которые он испытывал всю жизнь.
- В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» главный герой воплощает в себе все проявления эгоизма. Он думает лишь о своем комфорте и готов пожертвовать ради него общественными интересами. Даже свои приобретения он хочет заложить в Опекунский совет, который помогает вдовам и сиротам. Чичиков не сомневается в том, что ради своего блага можно и обмануть, и украсть, и предать, поэтому идет к своей безнравственной цели без колебаний. За это он будет наказан тем, что общество, к которому он равнодушен, отвернется и от него.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин являет собой образцово показательного эгоиста. Он манипулирует людьми и играет их судьбами, лишь бы развлечь себя. Так, он похищает дикарку Бэлу, но быстро теряет к ней интерес, увлекает княжну Мери, но сам же признается, что не любит ее, что играет ее чувствами. Все его действия ранят окружающих, зато сам Григорий равнодушен к их бедам. Его беспокоит только собственная скука. В итоге все герои отворачиваются от него, и он остается один.
- В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой думает лишь о себе. Он готов даже пожертвовать чужой жизнью ради сохранения хорошей репутации в обществе. Евгений убивает Ленского, хотя сам понимает, что он виноват, что нужно извиниться, но не делает этого, боясь, что его сочтут трусом. После убийства он отправляется путешествовать, как ни в чем ни бывало. Онегин осознает вину и переживает, но ничто на свете не лишит его равновесия, кроме личной беды, которая касается именно его. Поэтому смятение на лице героя читатель видит лишь тогда, когда он получает отказ от Татьяны.
- В произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» Быков играет роль жестокого эгоиста. Он совратил несчастную девушку, за которую некому было заступиться. Потом он был равнодушен к ее судьбе: все, что ему было нужно, он получил. В те времена такое оскорбление означало для барышни лишь одно: бесчестие. Такую женщину никто не взял бы замуж. Но Быкову было все равно, пока у него не появилась необходимость в браке. Он решил выбрать бедную невесту, чтобы она во всем была ему обязана. Он женился на Вареньке, но не по любви или жалости. Ему нужна была покорная и бессловесная жена.
- В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой развязал войну, повинуясь своим эгоистическим соображениям. Когда его сыновья вернулись из бурсы, он решил направить их бой, чтобы вместе с ними добыть славу и почести. Он интриговал, строил козни атаману, дабы казаки согласились идти в реальный бой. При этом он закрыл глаза на страдания своей жены, которая не провела с детьми и месяца, на риск, который сопровождал любое побоище. Ему было все равно, вернутся ли его сыновья с войны, главное – с честью. Тарас навязывал всем людям свое видение мира и ради него готов был сложить не одну чужую голову.
- В книге А. И. Куприна «Поединок» героиня показала свой цинизм и эгоизм, когда решила воспользоваться любовью и ревностью близких людей, чтобы добиться перевода мужа на другое, более веселое и оживленное место службы. Шурочка страдала от скуки, но как только стало известно о намерении ее мужа вызвать Ромашова на дуэль из-за анонимной записки, она убедила влюбленного в нее офицера не стрелять в противника всерьез. Этой просьбой она обрекла его на смерть, зато добилась перевода супруга и даже обеспечила ему уважение среди военных.
- В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» героиня стала настоящей эгоисткой под влиянием такого же безнравственного отца. Софья бессовестно обманывала его, наслаждаясь обществом его подчиненного. С такой же легкостью она солгала гостям, которые поверили ей, признав Чацкого сумасшедшим. Ей было все равно, что будет с ее другом детства, что будет с ее отцом, даже Молчалина она выбрала потому, что он во всем угождал ей. Софья стала избалованной и эгоистичной барышней, которую с радушием принимало лицемерное фамусовское общество.
- В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин, будучи представителем изнеженной и инфантильной знати, проявил в плену худшие свои качества, в числе которых был и эгоизм. Богатый дворянин без колебаний послал родственникам требование о большом выкупе, а при попытке бегства бессовестно паразитировал на Жилине и только жаловался на трудности. Более того, оба офицера попали в плен из-за того, что Костылин спасал себя, а не прикрывал товарища. Эти поступки демонстрируют эгоистическое мировоззрение, присущее герою.
- В книге М. А. Булгакова «Собачье сердце» Преображенский в результате эксперимента получил искусственного человека, соединив тело собаки и органы человека. Но получившийся результат разочаровал его, ведь морально-нравственное состояние Шарикова оставляло желать лучшего: он стал грубым и неблагодарным эгоистом. Герой приставал к служанкам Филиппа Филипповича, наводил беспорядок в его доме, требовал раздела имущества и других благ, хотя сам ничего не заработал. Автов в этом произведении высмеял тех людей, которые видят в окружении только слуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей.
Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое эгоизм
Читайте также:
Почему это не должно быть все о вас
В сегодняшнем социальном и политическом климате мы часто задаемся вопросом: «Как люди могут быть такими эгоистичными?» Мы не только переживаем глобальную пандемию, для сдерживания и борьбы с которой требуются усилия всего сообщества, но и продолжаем сталкиваться с системным неравенством и социальными разногласиями, которые постоянно разъединяют людей. Существует ряд объяснений источника такого эгоизма , но знать, откуда они берутся, — это только полдела. Чтобы стремиться к улучшению, мы должны не только решать корни эгоизма , но и принять меры, чтобы изменить свое собственное поведение и поощрять то же самое в других.
Эгоистичный или бескорыстный?
Почти все, что мы делаем или говорим, прямо или косвенно влияет на других людей. Таким образом, действия, которые являются эгоистичными, щедрыми или где-то между всеми, представляют собой варианты социального поведения . Когда мы рассматриваем эгоизм, мы на самом деле думаем о антиобщественном поведении или о тех, которые не приносят пользы социальным отношениям и/или противоречат социальным нормам. С другой стороны, есть модели поведения, которые более просоциальный — также называемый альтруистическим — который улучшает социальные отношения и соответствует социальным ожиданиям. И наоборот, альтруистическое поведение более великодушно, бескорыстно и направлено на предотвращение вреда или увеличение пользы для других.
LIFE Intelligence: Start with YouПочему люди эгоистичны?
Эволюционные теории эгоизма
Почему люди такие эгоистичные? Эгоистичное поведение часто включает проявления жадности , эксплуатация и отсутствие заботы о том, как это повлияет на других. С точки зрения эволюции, чтобы выжить и размножаться, можно понять, почему имеет смысл ставить индивидуальные потребности выше групповых. Однако сотрудничество также может повысить шансы на выживание благодаря таким вещам, как совместное использование ресурсов, совместное воспитание и защита от хищников (Mazzolini & Celani, 2020; Szocik & Lindberg, 2017).
Основываясь на этих эволюционных теориях, исследование 2020 года выявило три важных фактора которые влияют на этот тип распределения ресурсов у людей; долгосрочные индивидуальные выгоды , сходство между людьми и доступность ресурсов (Mazzolin & Celani). Другими словами, мы более склонны вести себя великодушно по отношению к людям, которых мы находим похожими на себя — наблюдение, которое, если применить его сегодня, играет разрушительную роль в дальнейшем социальном, политическом и экономическом разделении во всем мире. С этой точки зрения работа над уменьшением эгоизма и взращиванием альтруизма в себе и в окружающих является жизненно важным шагом на пути к изменению нашего мира к лучшему.
ЖИЗНЬ Интеллект: инвестируйте в себя
Социокультурные теории эгоизма
Если вы когда-либо посещали уроки экономики, вы, возможно, слышали термин «рациональный агент», который обычно относится к тому, кто стремится максимизировать прибыль и минимизировать затраты (Calvo, 2018). Являются ли эгоистичные люди просто более рациональными, чем альтруистичные?
Люди — это больше, чем просто экономические машины, и поэтому следует учитывать такие вещи, как мораль и этика , социальное давление и эмоции или привязанность. Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что дети с меньшей вероятностью будут вести себя эгоистично в присутствии другого человека (Ямагути и Моригути). Кроме того, было показано, что определенная область мозга, участвующая в принятии решений, действует только в социальном контексте, что подчеркивает важность социальных факторов в эгоистичном и альтруистическом поведении (Brethel-Haurwitz et al., 2020). Развивая эти идеи, есть дополнительные доказательства в пользу роли обучение социальной ценности такого поведения; при наблюдении за эгоистичным поступком возраст, пол и групповая предвзятость влияли на вероятность того, что участники накажут за рассматриваемое действие — маленькие дети с большей вероятностью отвергали эгоизм, чем справедливость, без групповой предвзятости, в то время как девочки старшего возраста отвергали групповой эгоизм. поведение больше, чем эгоистичное поведение вне группы, и мальчики старшего возраста в равной степени отвергали эгоистичное поведение обеих групп (Wu & Gao, 2018). Из-за изменений, наблюдаемых в возрасте и поле, процессы социализации, которым подверглись эти дети, могут лежать в основе такого поведения; с возрастом происходит большая социализация, и часто молодые девушки сталкиваются с другими социальными нормами, чем мальчики. Эта групповая предвзятость также имеет большое значение с эволюционной точки зрения — обсуждалось ранее — поскольку ценить щедрость членов своего сообщества увеличивает шансы на выживание для всей группы.
LIFE Intelligence: Discover You
Личностные теории эгоизма
В отличие от теорий социализации, другие предполагают, что эгоизм против альтруизма является элементом личности . Например, исследование, которое сначала измерило просоциальности участников, а затем поставило их перед задачами по принятию решений, показало, что под давлением участников, которые набрали более высокие баллы по просоциальности, склонны действовать более альтруистично , в то время как участники, набравшие более низкие баллы, чаще вели себя эгоистично (Chen & Krajbich, 2018). Эти результаты свидетельствуют о том, что в такого рода социальном поведении есть что-то врожденное или инстинктивное. В другом исследовании была предпринята попытка количественно определить эгоизм как собственную индивидуальную черту личности — шестую, которую нужно добавить к Большой пятерке . Новая работа нашла поддержку черты «эгоизм» , которая последовательно классифицирует просоциальные тенденции (Diebels et al., 2018). Эти исследования, наряду с другими, затрагивают эмпатия в определении просоциальности признака, добавляя к обсуждению еще один слой (Каширская, 2020). Эмпатия представляет собой характеристику, которая является одновременно внутренней и осуществимой ; мы рождаемся с некоторой способностью к сопереживанию, но наше настоящее сопереживание можно изучить и повлиять на него в результате жизненного опыта (Riess, 2017). Основываясь на этом аргументе, возможно, существуют некоторые внутренние элементы эгоистичных тенденций, в то время как другие могут быть изучены или изменены на протяжении всей нашей жизни.
ЖИЗНЬ Интеллект: Управление эмоциямиКаковы последствия эгоизма?
Прежде чем рассматривать последствия эгоистичного поведения, важно отметить, что эгоизм не всегда плох по своей сути. Ученые проводят различие между здоровыми и патологическими эгоистичными. Первое жизненно важно для самосохранения и включает в себя такие вещи, как установление границ и знание того, когда расставить приоритеты для себя , в то время как последний может нанести ущерб и включает эксплуатацию и пренебрежение к другим (Kaufman & Jauk, 2020). Всегда будут ситуации, в которых вы должны отдавать приоритет себе ради своего психического и физического здоровья, но когда ваши действия постоянно наносят ущерб другим, велика вероятность, что вы столкнетесь с негативными последствиями. Было показано, что снижение проциальности связано с ростом «девиантного» (социально неприемлемого/нежелательного) поведения, которое, в свою очередь, может нанести вред социальным отношениям (Pletzer et al, 2018). Когда вы беспокоитесь только о себе в отношениях и других взаимодействиях, ваш партнер может чувствовать себя отвергнутым, что напрягает связь между вами. Социальная поддержка влияет на физическое, психическое и профессиональное здоровье, поэтому постоянный стресс в отношениях влияет на обе стороны в долгосрочной перспективе (Uchino et al., 2012). С точки зрения лидерства, часто бывает так, что воспринимает эгоизм и гордость негативно влияет на сотрудничество сотрудников (Ritzenhöfer et al., 2019). Конечно, всегда есть исключения из этого правила (вспомним политическую принадлежность или диктатуру), но в целом выражение благодарности и заботы о своих последователях или сотрудниках считается ценным; следовательно, эгоистичное поведение может помешать эффективному лидерству.
ЖИЗНЬ Разум: живите разумноРазвитие альтруизма
Учитывая неблагоприятные последствия нездорового эгоизма, как мы можем защититься от него? Работа над улучшением эмпатии и взращиванием альтруистических ценностей — отличное начало, однако, как не всякий эгоизм плох, так и не всякий альтруизм хорош. Альтруизм также может быть патологическим по своей природе, когда доведен до крайности, и может включать в себя чрезмерное расширение себя за личный счет или создание хрупкость в смысле себя, основывая свое представление о себе на благодарности других. Этот тип альтруизма на самом деле связан с ухудшением самочувствия и негативными последствиями для здоровья (Kaufman & Jauk, 2020). Однако на здоровом уровне альтруистическое поведение помогает поддерживать и улучшать социальные отношения, а также культивировать личные выгоды (Crocker et al., 2017). Исследование, посвященное изучению факторов, связанных с альтруизмом, показало, что те, кто был менее альтруистичным, также были гораздо менее внимательными, поэтому работали над улучшением осознанность , в свою очередь, может увеличить щедрость (Raine & Uh, 2019). Кроме того, обследование членов АА показало, что в те недели, когда участники чувствовали себя более благодарными, они больше проявляли помогающего поведения, указывая на благодарность как на еще одну полезную практику для развития альтруизма. Было также обнаружено, что участие в помогающем поведении снижает эгоизм, поэтому простое включение альтруизма в ваше поведение может улучшить этот навык (LaBelle, 2020). Другие исследования показали, что люди часто проявляют альтруистическое поведение ради своего сообщества, поэтому принятие решений с учетом людей, о которых вы заботитесь, может мотивировать к более щедрому поведению (Guazzini ewt al., 2019).). Из-за того, что эмпатия также связана с эгоизмом/альтруизмом, работа над навыками эмпатии (такими способами, как практика учета других при действиях или принятии решений) может напрямую усилить просоциальное поведение. Наконец, как многие родители говорят своим детям, узнавая о честности, ведут себя так, как будто кто-то наблюдает за . Эгоистичное поведение обычно ослабевает в присутствии других из-за социальной ценности такого поведения, поэтому, придерживаясь тех же стандартов, что и в присутствии других, вы можете помочь подсказать великодушное решение вместо эгоистичного.
LIFE Intelligence: учитесь и развивайтесьПоймите себя с помощью LIFE Intelligence
Если вы хотите лучше понять себя и других, попробуйте приложение LIFE Intelligence. LIFE — это приложение для саморазвития , которое учит 9 основным темам или миссиям, чтобы помочь вам работать над лучшей версией себя . Вторая Миссия посвящена самосознанию , развитию понимания того, как вас воспринимают другие, и осознанию того, как ваши действия могут повлиять на них. В Миссии 6 вы овладеете социальными навыками, узнав о важности поддержка во время стресса , а также как укрепить ваши существующие связи — ведущая к Миссии 7, где вы узнаете все, что вам нужно знать о том, как построить прочные отношения и как изменить свой стиль привязанности. Наконец, в миссии 9 вы сможете отточить свои лидерских навыков и коммуникативных навыков .
Бретель-Хаурвиц, К. М., Оутс, Д., и Кейбл, Дж. (2020). Причинная роль правого височно-теменного соединения в эгоизме зависит от социального контекста. https://doi.org/10.31234/osf.io/hksu5
Кальво П. (2018) Экономический эгоизм: архитектура Homo Oeconomicus . В: Сердечная экономика — этика, признание и взаимность. Этическая экономика (Исследования экономической этики и философии), т. 55. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90784-0_1
Чен Ф. и Крайбич И. (2018). Предвзятая последовательная выборка лежит в основе эффектов нехватки времени и задержки в принятии социальных решений. Nat Commun 9 , 3557 doi: 0.1038/s41467-018-05994-9
Крокер, Дж., Каневелло, А., и Браун, А. А. (2017). Социальная мотивация: затраты и выгоды от эгоизма и инаковости. Annual Review of Psychology, 68(1), 299-325
Дибельс, К. Дж., Лири, М. Р., и Чон, Д. (2018). Индивидуальные различия в эгоизме как основном измерении личности: переосмысление шестого фактора личности. Review of General Psychology, 22(4), 367–376. doi: 10.1037/gpr0000155
Гуаззини А., Имбимбо Э., Стефанелли Ф., Баньоли Ф. и Вентурино Э. (2019 г.). Количественная оценка справедливости для преодоления эгоизма: поведенческая модель для описания эволюции и стабилизации межгрупповых предубеждений с использованием игры «Ультиматум». Математические биологические науки и инженерия, 16 (5), 3718-3733. doi: 10.3934/mbe.2019184
Каширская И. (2020). Представления об альтруизме и эгоизме у студентов с разным уровнем эмпатии. Инновационные технологии в науке и образовании, 210(3С). doi: 10.1051/e3sconf/202021018101
Кауфман, С. Б., и Яук, Э. (2020). Здоровый эгоизм и патологический альтруизм: измерение двух парадоксальных форм эгоизма. Frontiers in Psychology, 11, 1006. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01006
LaBelle, OP (2020) Ежедневные ассоциации между помогающим поведением, благодарностью и эгоизмом у членов анонимных алкоголиков. Alcoholism Treatment Quarterly, 38(4), 470-483, DOI: 10.1080/07347324.2020.1768992
Маццолини, А., и Челани, А. (2020). Щедрость, эгоизм и эксплуатация как оптимальные жадные стратегии для разделения ресурсов. Журнал теоретической биологии, 485, 110041. doi: 10.1016/j.jtbi.2019.110041
Pletzer, JL, Voelpel, S., & Lange, P. (2018). Эгоизм способствует девиации: связь между ориентацией на социальные ценности и девиантным поведением. Academy of Management Proceedings, 12354. doi: 10.5465/AMBPP.2018.12354аннотация.
Рейн, А. и Ух, С. (2019) Опросник эгоизма: эгоцентрические, адаптивные и патологические формы эгоизма. Journal of Personality Assessment, 101(5), 503-514. DOI: 10.1080/00223891.2018.1455692
Рисс Х. (2017). Наука эмпатии. Журнал опыта пациентов, 4(2) , 74–77. doi: 10.1177/2374373517699267
Ritzenhöfer, L., Brosi, P., Spörrle, M. et al. (2019). Довольны работой, но не начальником: выражения благодарности и гордости лидерами по-разному сигнализируют об эгоизме лидера, что приводит к разным уровням удовлетворенности последователей. J Bus Ethics, 158, 1185–1202. doi: 10.1007/s10551-017-3746-5
Сочик, К., и Линдберг, С. (2017). Эгоизм и сотрудничество: вызов для социальной жизни. Studia Humana, 6(3), 15-23. doi: 10.1515/sh-2017-0019Wu, Z., & Gao, X. (2018). Групповая предвзятость дошкольников в наказании эгоизма в игре «Ультиматум». Журнал экспериментальной детской психологии, 166, 280-292. doi: 10.1016/j.jecp.2017.08.01
Учино, Б.Н., Боуэн, К., Карлайл, М., и Бирмингем, В. (2012). Психологические пути, связывающие социальную поддержку с результатами для здоровья: посещение «призраков» исследований прошлого, настоящего и будущего. Социальные науки и медицина, 74(7), 949-957. doi: 10.1016/j.socscimed.2011.11.023.
Ямагути, М., и Моригути, Ю. (2020). Дети демонстрируют эгоизм в присутствии персонифицированных объектов. Воображение, познание и личность , 40(1), 52–64. doi: 10.1177/02762366205
Добродетель эгоизма, The Atlas Society
Вопрос: Что имеет в виду Айн Рэнд , когда она описывает эгоизм как добродетель?
Ответ: Айн Рэнд отвергает альтруизм, представление о том, что самопожертвование является нравственным идеалом. Она утверждает, что высшей моральной ценностью для каждого человека является его собственное благополучие. Поскольку эгоизм (в ее понимании) есть серьезная, рациональная, принципиальная забота о собственном благополучии, то он оказывается предпосылкой достижения высшей нравственной ценности. По этой причине Рэнд считает эгоизм добродетелью.
Во введении к ее сборнику эссе по этической философии, Добродетель эгоизма ( VOS ), Рэнд пишет, что «точное значение» эгоизма — это «забота о собственных интересах» ( VOS , стр. vii). В этой работе Рэнд утверждает, что добродетель — это действие, посредством которого человек обеспечивает и защищает свои рациональные ценности — в конечном итоге свою жизнь и счастье. Поскольку забота о собственных интересах — это черта характера, которая, будучи воплощена в действиях, позволяет человеку добиваться и охранять собственное благополучие, отсюда следует, что эгоизм — это добродетель. Человек должен проявлять серьезную заботу о своих интересах, если он хочет вести здоровую, целеустремленную и полноценную жизнь.
Однако Рэнд понимает, что популярное использование слова «эгоистичный» отличается от того значения, которое она ему приписывает. Многие люди используют прилагательное «эгоистичный», чтобы описать заботу о собственном благополучии и пренебрежение благополучием других . Более того, многие люди были бы готовы охарактеризовать любой случай удовлетворения желания в этих обстоятельствах как «эгоистичный», независимо от его содержания. Таким образом, многие люди приходят к следующему составному образу: Эгоистичные люди — это грубые люди, не замечающие негативных последствий своих действий для своих друзей и близких и злоупотребляющие терпением, доверием и доброжелательностью всех встречных для удовлетворения своих мелких прихотей. .
Рэнд, безусловно, признает, что есть люди, подходящие под это описание, и уж точно не верит, что их поведение хоть в каком-то смысле добродетельно. Но она против того, чтобы называть их «эгоистичными». Рэнд считает, что такое применение слова стирает важные философские различия и предопределяет ложные философские доктрины. Во-первых, такое понимание эгоизма истолковывает как удовлетворение прихотей, так и пренебрежение интересами других как поведение, основанное на подлинно эгоистичных интересах, которым они не являются. Во-вторых, такое понимание эгоизма предполагает альтруистическую основу для размышлений об этике.
Чтобы уточнить первый пункт: Рэнд считает, что элементы человеческого личного интереса объективны. У всех людей есть объективные биологические и психологические потребности, и действительные интересы определяются по отношению к этим потребностям. Таким образом, простое удовлетворение прихотей не является составной частью человеческого благополучия, потому что чьи-то прихоти могут противоречить его действительным потребностям. Более того, черты характера «эгоистичной» скотины несовместимы ни с какими реальными, рациональными интересами человека. Люди живут в социальном мире; чтобы максимизировать ценность своих взаимодействий с другими, они должны культивировать твердую приверженность добродетелям рациональности, справедливости, продуктивности и доброжелательности. Приверженность этим добродетелям естественным образом исключает такое грубое поведение. (Об объективистском взгляде на доброжелательность и составляющие ее добродетели — вежливость, чувствительность и щедрость — см.0003 Непреклонный индивидуализм: эгоистичная основа доброжелательности .)
Чтобы уточнить второй пункт: Рэнд утверждает, что общепринятое понимание эгоизма подразумевает альтруистическую основу для размышлений об этике. В этих рамках вопрос «Кто является бенефициаром этого акта?» самый важный нравственный вопрос; правильные действия — это действия, совершаемые «на благо» других, а неправильные действия — это действия, совершаемые «на благо» самого себя. Рэнд считает, что этот подход обходит стороной важнейшие этические вопросы: «Что такое ценности?» и «Какова природа правильного и хорошего?» Кроме того, концепция альтруизма предполагает дихотомию между действиями, которые продвигают интересы других в ущерб себе, и действиями, которые продвигают свои интересы в ущерб другим. Рэнд отвергает эту дихотомию и утверждает гармонию человеческих интересов (см. «Конфликты человеческих интересов», стр. 9).0003 ВОС , стр. 57-65).
Рэнд пишет: «[А]труизм не допускает понятия уважающего себя, самодостаточного человека — человека, который поддерживает свою жизнь собственными усилиями и не жертвует ни собой, ни другими… он не допускает понятия благожелательного со- существование среди людей… оно не допускает понятия справедливости» ( VOS , стр. ix).
Для нее по-настоящему эгоистичный человек — это уважающий себя, самодостаточный человек, который не жертвует другими ради себя и не жертвует собой ради других. Эта ценностная ориентация блестяще воплощена в характере Говарда Рорка в Источник . Дальнейшие элементы эгоизма — черты характера, которые при воплощении в действие реализуют заботу о собственных реальных интересах — обсуждаются и иллюстрируются в этой работе, в « Атлант расправил плечи» и во всей документальной литературе Рэнд.