Проблема коммуникации у одаренных детей заключается – Какие проблемы возникают у одаренных детей? | Обучение

Проблема коммуникации у одаренных детей заключается. Проблемы одаренных детей

Что такое одаренность? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В.Штерн дал следующее определение одаренности: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”

Особенности одаренных детей

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Проблема одаренных детей

План

Введение

.Что такое одаренность

.Природа одаренности

.Проблема одаренных детей

Заключение

Список литературы

Введение

Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как К. Тэкэкс — профессор университета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон — английский антрополог и психолог, Соколянский И.А. Петровский А.В., Лейтес А.С., Леонтьева А. Н.

Целью нашей работы было выявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства, исследование такой проблемы, как отношение окружающих к одаренным, адаптация этих детей в обществе и выявление факторов в наибольшей степени влияющих на одаренность.

Все одаренные дети-представители мыслительного и художественного типов мышления — помимо черт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, — каждый из них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущей индивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данного тезиса.

Очень распространено такое суждение об одаренном ребенке: «ему всего пять лет, но по своему развитию он ничем не отличается от восьмилетнего».

Это значит, что ребенок должен получать творческую работу и условия для ее выполнения, необходимую для удовлетворения его повышенной потребности в интеллектуальной деятельности. В этом его не следует ущемлять и если ему, например, нечего делать в первом классе, то нет необходимости его там держать. Но искусственно подталкивать его умственное развитие, стремиться к «перепрыгиванию» через классы, обгоняя возраст, не следует, потому что развитие личности существенно осложняется противоречиями между неравномерно развивающимися ее сторонами.

1. Что такое одаренность

Одарённый ребёнок — это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 — 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления — симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологи

www.91tools.ru

Психологические проблемы одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

2. Михайлова Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Автореферат.-Чеб.2008 — 38.с

3. Пакет психодиагностических методик: Для практического использования в работе школьного психолога /Методики систематизировал и подготовил к использованию проф. В.Г. Асеев. — Иркутск, 1991. — с. 169.

4. Смолина В.В. Подростковый возраст как возраст самоутверждения личности. М. 2006, с. 78

5. Шадже А.Ю. Зависимость ценностных ориентации студентов от смены видов деятельности. Методические рекомендации. М., 2001. с. 28

© Э.А.Пирмагомедова , 2016

УДК 159.96

О.П. Степанова

канд. псих. наук, доцент А.А. Серебрякова, Ст. преподаватель Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

г. Магнитогорск, РФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста. Подробно характеризуются психологические проблемы одаренного ребенка, сопровождающие его в процессе творческого самовыражения и развития.

Ключевые слова

Особенности одарённых детей; проблемы одарённого ребёнка, родитель, учитель,

психолог, школьный возраст.

Проблем в современном мире очень много. Наиболее актуальной является проблема одаренности. Общество всегда нуждалось в неординарной личности. Ведь не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения требует постоянная динамика современной окружающей среды. Количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, растет, ведь количество одаренных по различным категориям детей увеличивается. Задача специальной психологии — помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы. Нередко одарённость остаётся незамеченной, неоцененной. Например, когда ребёнок не особо успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. На мой взгляд, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала [2]. Данный подход отличается от общепринятого смещением акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. Важным становится понимание трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин неуспеваемости в школе с целью оказания поддержки и психологической помощи [6].

Основными проблемами одаренного ребенка являются:

1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. При дальнейшей профессиональной деятельности, к примеру, это приводит к неспособности эффективно работать в группе. Одними из основных проблем снижения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

социальной адаптации личности являются коммуникативные трудности.

2. У многих одаренных детей присутствуют также протест против любых ограничений, отсутствия или недостаток ответственности, непереносимость ситуации неуспеха, проигрыша.

3. Интерес к игре. Одарённым детям нравятся неинтересны те забавы, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, им нравятся игры сложнее. По причине этого нередко одарённый ребёнок замыкается, находится в изоляции

4. Различие между интеллектуальным, социальным и физическим развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми постарше. Вследствие чего им порой трудно становиться лидерами, так как в физическом развитии они уступают последним.

5. Нереалистические цели. Нередко одарённые дети ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, что приводит к высоким достижениям, как не стремление к совершенству?

6. Сверхчувствительность. Одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают связи и отношения, они критично относятся не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более раним, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

7. Страх ошибки. В порицании неудач ребенка следует контролировать проявления собственных негативных эмоций.

8. Проблемы саморегуляции. Одаренные дети уделяют внимание только той деятельности, которая вызывает интерес. Деятельность, не входящую в сферу их склонностей многие одаренные дети игнорируют, пользуясь нетребовательным отношением к этому взрослых. В итоге одаренные дети, проявляя очевидную склонность, интерес к любимому труду, все же не проявляют желания и умения заниматься, когда от них требуется проявить волевое усилие.

9. Проблема общения с взрослыми. Родители, обнаружив талант ребенка, ограничивают игры, общение с детьми, акцентируя внимание лишь на данном виде деятельности. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, свои нереализованные способности и амбиции они вымещают их на ребенке, что приводит к неврозам, болезням, отсутствию взаимопонимания.

Под воздействием общества многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, боятся быть непонятыми, осмеянными сверстниками.[1] Непросто увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Важно и то, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавали необходимые условия для его роста. Благодаря этому одну их главных задач улучшения системы образования представляет раннее обучение, выявление и воспитание одаренных и талантливых детей. Часто приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Ведь творческое мышление одаренного ребенка нередко рассматривается как негативизм или отклонение от нормы. Родители нередко сталкиваются с определенными трудностями еще до поступления ребенка в школу. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, объясняя это тем, что они не готовы к школе в плане социальном. Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Многие родители считают, что детям нужно заняться чем то посложнее, ведь заметна существенная разница в развитии со сверстниками. Возникает вопрос, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс? Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках. В формировании позитивной Я- концепции одаренного ребенка важную роль играет семья, дом. Ребенок, рано пошедший в школу, лишается этого, для него сокращается многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями. [3]

Для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить значение семьи. Родители будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения, рассматривая школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования. Не следует забывать, что каждый ребенок ждет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

индивидуального подхода, и для детей с выдающимися способностями детей раннее поступление в школу-абсолютно правильный шаг [4].

Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий. О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок. Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам — психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. [5] Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности. Одаренные дети часто стремятся к нетрадиционным решениям, конфликтуют со взрослыми и сверстниками, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится искать специфические подходы, уделять им больше внимания, творчески относиться к работе. По причине этого педагоги нередко относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. К тому же, они быстро находят решения разнообразных задач, легко перерабатывают и запоминают большое количество информации. Однако родителям, мало уделяющим внимание образовательному процессу, нелегко самостоятельно понять, одаренный ли их ребенок. Объективные данные о творческом и интеллектуальном потенциале дошкольника, советы психолога могут помочь не только преодолеть трудности, но и выбрать соответствующее учреждение и программу, развивающую таких детей. Психологу, чтобы разобраться в данной ситуации, приходится использовать не только специальные методики для детей, но и беседы, анкеты с детьми и родителями [2]. Необходимо помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно решить, какими путями можно решить данные проблемы. Для развития творческого потенциала одаренных дошкольников необходима разработка и реализация специальных учебных материалов и творческих программ. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, развитию навыков коммуникации, формированию лидерских и других личностных качеств, которые будут способствовать в будущем социальной реализации творческой личности. Таким образом, чтобы помочь преодолеть одаренному ребенку психологические проблемы и трудности, указанные в данной статье, необходимо быть внимательным и чутким педагогом/родителем, придерживаясь золотой середины, развивать в ребенке его индивидуальные особенности.

Список использованной литературы:

1. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. — Ярославль.: Народное образование, 1999.

2. Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб.пособие / Е.А. Овсянникова; А.А. Серебрякова.-Магнитогорск:МаГУ, 2014.-140 с.

3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. — Ярославль.: Академия развития, 2004.

4. Сунагатуллина, И. И. Научите ребёнка говорить правильно : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. — 64 с.

5. Сунагатуллина, И. И. Работа с детьми с нерезко выраженным общим недоразвитием речи : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. — 84 с.

6. Ингель, Ф.И. Факторы тревоги и вегетативный тонус старших дошкольников из Магнитогорска/ Ингель Ф.И., Степанова А.А., Степанова О.П., Легостаева Т.Б., Коганова З.И., Козлова О.Б. //Гигиена и санитария. 2013. № 4. С. 65-73.

© Степанова О.П., Серебрякова А.А., 2016

cyberleninka.ru

Проблема коммуникации у одаренных детей заключается. Природа «проблем» одаренных детей

Как-то раз, во время посещения одной из школ Санкт — Петербурга я наблюдала такую картину. Маленький мальчик, ученик 2 класса стоял отчужденно в уголочке, а вокруг него буйствовали одноклассники, вырвавшиеся на свободу.

Я спросила у учительницы: «А это кто у вас? Почему он стоит так одиноко?» И молодая учительница ответила, как заклеймила: «Да, он у нас самый талантливый! ». А я подумала — вот удел нестандартного ребенка, когда его нестандартность не умеют реализовывать педагогически верно.

Вопросы одаренности собственных детей испокон века волнуют многих родителей. Они и страшатся, и надеются. Вдруг в их семье удалось вырастить нового Моцарта или Ландау. «Интересно, мой Андрюша способный или неспособный?». «Моя Света неспособна в математике. Вся в меня!», «Ау моего соседа талантливый мальчишка. Так в компьютерах разбирается!»

Чтобы разобраться в том, на что можно рассчитывать, и нужно ли это делать, разберем основные понятия, терзающие души многих родителей. Для этого выстроим цепочку: способности — одаренность — талант.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Одаренность — это компонент способностей, который определяет конечный итог развития. Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все. Талантливый (способный или одаренный) ребенок зачастую находится в замкнутом пространстве своей одаренности. У него другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что, безусловно, затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Нет нужды говорить, что подобные дети уже в силу своего «творческого одиночества» нуждаются в особом педагогическом внимании, будь то со стороны родителей, или со стороны учителей.

Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту необходимо отметить два момента:

Ребенок может в своем развитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном

eisot.ru

Проблемы одаренных детей | Социальная сеть работников образования

Проблемы одаренных детей ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ АСАКОВСК ОЙ СОШ ЕРМОЛАЕВА СВЕТЛАНА ЕГОРОВНА

Слайд 2

1. Неприязнь к школе Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Слайд 3

28.04.17 2 . Игровые интересы Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Слайд 4

3. Конформность Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Слайд 5

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму(от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

Слайд 6

4. Погружение в философские проблемы Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Слайд 7

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

Слайд 8

6. Стремление к совершенству Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Слайд 9

7. Потребность во внимании взрослых В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Слайд 10

«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Любознательны , однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности , но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость .

Слайд 11

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Психологический профиль одаренного ребенка Тест 16- PF (Р.Кеттела). Тест «Акцентуации характера». Характерологический тест Айзенка. Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.) Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника. Тест «Шкала оценки потребности в достижении». Методика «Несуществующее животное» . Пальцем окрашивания тест

Слайд 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Диагностика особенностей когнитивной сферы 1. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). 2. Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти. 3. Оценка устойчивости внимания. 4. Оценка переключения внимания. 5. Оценка вербально – логического мышления. 6. Оценка образного мышления. 7. Тест «Куб Линка». 8. Механической понятливости тест (Беннет). 9. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). 10. Диагностика восприятия: — «Эталоны» — «Исследование уровня сенсорного восприятия» — Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи — «Восприятие времени» — Тест «Компас»

Слайд 13

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальная одаренность 1. Тест прогрессивных матриц Равена. 2. Тест Д. Векслера. 3. Тест Р. Амтхауэра. 4. Диагностика обследования детей младшего школьного возраста. 5. Оценка вербально-логического мышления. 6. Тест «Интеллектуальная лабильность».

Слайд 14

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Творческий потенциал одаренного ребенка. 1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) 4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 5. Методика «Предложения». 6. Методика «Классификация». 7. Методика «Две линии». 8. Методика Вартега «Круги». 9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

Слайд 15

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Социальные условия реализации одаренности 1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). 2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. 3. Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). 4. Методика « Q -сортировка». 5. Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. 6. Оценка отношений полростка с классом. 7. Методика «Незаконченные предложения».

Слайд 16

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Одаренный ребенок и его семья Понимаете ли вы друг друга Семейный тест (вопросы к мужу и жене — отдельно) Воспитание детей Бабушка, дедушка и внуки Умеете ли вы воспитывать своих детей Одаренный ли Ваш ребенок PARI (Е.С. Шеффера, Р.К. Белла)

Слайд 17

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. 1. Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.) 2. Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.). 3. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников. 4. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми. 5. Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет). 6. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф). 7. Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков). 8. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 9. Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). 10. Диагностический тест «Способности школьников». 11. Карта интересов для младших школьников (А. Савенков). 12. Методика «Интеллектуальный портрет». 13. Характеристика ученика (А. Савенков). 14. Анкета для родительского исследования (А. Савенков). 15. Методика «Карта одаренности». 16. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков). 17. «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 18. «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 19. «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

Слайд 18

«8. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. — № 3. Панов В. Одаренность — что она есть и как с ней быть?: [Об особенностях обучения одаренных детей в школе] / Виктор Панов; Подгот. В. Рыбаков // Домашнее воспитание.- 2000.- N 4. Айзенк, Ганс Юрген. Проверьте свои способности. — СПб.: Лань; СПб.: Союз, 1996. Как определить и развить способности ребенка. — СПб.: РЕСПЕКС,1996. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ [В.Н. Дружинин, Е.А. Миронов, А.В. Карпов и др.]; Под ред. В.Д. Шадрикова. — Саратов: Саратовский университет, 1989. Лосева, Алла Аскольдовна. Психологическая диагностика одаренности. — М.: Академический проект: Трикста, 2004. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. — М.: Академия, 1996. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 2000. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок — образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- N 6 18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4. 19. Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа.- 2001.- N 5.- С. 73-77. 20. Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.- 1999.- N 9.

Слайд 19

Лишь при разумном сочетании методов воспитания удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Слайд 20

Желаю успеха

nsportal.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов.

Под одаренностью, в самом общем виде, следует понимать совокупность задатков, способностей, творчества и интеллекта личности, при этом суть интеллектуального развития заключается в обогащении личного опыта ребенка.

Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, — это и есть единственная педагогическая цель. Именно в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, при котором воспитатель сопровождает его рост, осуществляя педагогическую поддержку.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности их проявления, восприимчивость к обучению; они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Однако, известно, что высокий уровень интеллектуального развития часто связан с большими затруднениями в процессе общения ребенка со сверстниками. Поэтому одной из главных задач, которая стоит перед воспитателем является формирование коммуникативных способностей детей и обогащение игрового общения при организации воспитательно — образовательного процесса.

Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. Ребенок познает сложность окружающего мира, наблюдая за природой, ее явлениями, животными и растениями на прогулках, экскурсиях, во время игр, поэтому следует доступно и обстоятельно отвечать, т.к. от качества ответов взрослого во многом зависит развитие интеллекта ребенка.

Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами (мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции) – более высокая ступень общения между людьми. Активная жестикуляция не должна заменять речь, поэтому педагогу необходимо воспитывать культуру жеста у ребенка.

Важным условием для успешности в коммуникации является постижение своего «Я». Процесс самопознания и самоутверждения связан со стремлением к лидерству в общении: ребенок конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы и права. Родители и педагоги должны помнить, что для детей важно знать не только свои права, но и обязанности, В общении с ребенком большое значение имеют убеждения, объяснения, доводы. «Нельзя» и «надо» переходят в «почему нельзя» и «почему надо», приобщая ребенка к социальным нормам и помогая обрести уверенность в себе и своих силах.

На развитии коммуникативных навыков ребенка непосредственным образом сказываются настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Моделирование педагогом различных ситуаций в игровой форме помогает детям лучше ориентироваться во «взрослом» мире.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. От того, насколько успешно складывается общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Для одаренного ребенка внимание сверстника необходимо для удовлетворения потребности поделиться своими достижениями, что может быть воспринято другими детьми как хвастовство и привести к конфликтной ситуации. Педагогу необходимо организовать общение между детьми на основе доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Одной из наиболее эффективных форм коммуникативного взаимодействия между детьми является игровая деятельность.

Одаренные дети четко представляют себе как можно организовать любую игру, умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое.. Такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснить одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей. Свойственная одаренным детям неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, поэтому педагоги часто используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры. Способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения – являются необходимыми условиями для полноценного общения детей.

Не менее важным для успешного общения со сверстниками является решение таких характерных коммуникативных проблем одаренных детей, как стремление прервать собеседника благодаря очень быстрому «схватыванию» его недосказанной мысли; постоянное желание поправлять других; высмеивание окружающих как ответ на явную или кажущуюся обиду, развитое у одаренных детей чувство юмора превращается при этом в сарказм.

Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, мы должны помнить, что центром, организующим и регламентирующим процесс общения, является этикет. Этикет и речь тесно связаны, поэтому педагоги и родители с особым вниманием должны отнестись к усвоению ребенком норм речевого этикета.

Формирование речевого этикета и его использование определяется следующими факторами:

— Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров по общению, их возраста, пола, характера и т.д.

— Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1. Речевые формулы для начала общения

2. Речевые формулы, применяемые в процессе общения

3. Речевые формулы для окончания общения.

Учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений в детском коллективе, способствует эффективности, результативности отношений между детьми.

Среди методов и приемов, используемых для развития речевого этикета, отметим следующие:

1. Беседа. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

2. Чтение художественных произведений. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

3. Сюжетно-ролевая игра. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации и др.

Однако не следует забывать о том, что примером для ребенка в освоении норм речевого этикета являются окружающие его взрослые: педагоги, родители. Отсутствие речевого этикета у взрослых, отсутствие взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением в вопросе использования речевых норм в процессе повседневного общения тормозят развитие коммуникативно – одаренной личности. В лице взрослого ребенок находит не только образ другого человека, сколько, как отмечает Д.Б. Эльконин «…образ себя через другого». Это означает, что культура поведения и общения для педагога является профессиональным качеством, без которого невозможно развивать коммуникативные навыки и формировать культуру общения у детей. Взаимное сотрудничество педагога с семьей ребенка, направленное на развитие одаренности ребенка – залог успешности дошкольника в окружающем его социуме.

Список литературы.

  1. Гильбух Ю.В. Внимание: одаренные дети. М.: Знание,1991.

  2. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс,2005.

  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998

  4. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа,1989г.

  5. Чуканова З. Дайте пожалуйста… /ж. «Детский сад и семья», №4, 2004г.

  6. Игра дошкольника/ Под ред. С.А. Новоселовой, -М.: Просвещение,.1989г.

infourok.ru

особенности и проблемы одаренных детей

Что такое одаренность?Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов  и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.  В.Штерн дал следующее определение одаренности : “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования , есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”

Особенности одаренных детей

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1.     Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2.     Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3.     Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4.     Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5.     Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6.     Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1.                     Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.                     Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3.                     Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4.                     Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5.                     Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6.                     Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7.                     Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8.                     Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1.   Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2.   Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт  внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1.       Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.       Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.       Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.       Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5.       Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.       Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.       Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

 

 

 

director.edu54.ru

ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

М.Н. Рахманова

ЛПИ – филиал СФУ

г. Лесосибирск

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы сопровождения одаренных детей.

Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление, анкетирование.

Сегодня, в образовательных учреждениях возникает ряд проблем, связанных с психолого- педагогическим сопровождением одаренных детей.

К исследованию проблем сопровождения одаренных детей обращались С.В. Рыженькова, А.В. Яковина, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Н.И. Ильичева и др.

В психолого- педагогической литературе выделяются следующие виды одаренности:

Интеллектуальный тип одаренности — это такой тип, коэффициент интеллекта которой малополезен в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Высокий интеллект, развитый ум позволяют учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

Лидерская (социальная) одаренность — такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Но, к сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Такие ученики рассматриваются учителями как хулиганы, что вызывает с их стороны негативное отношение.

Академический тип одаренности – это такая одаренность, которая имеет такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. В этом и состоит проблема, так как один ребенок «все схватывает на лету», а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала.

«Антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения [3].

Рыженькова С.В. пишет, что работа учителей в данном направлении, привела к возникновению проблем выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей. Их решение должна обеспечить программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки этих детей, обеспечения всестороннего развития и образования, реализации их потенциальных возможностей.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, она выделяет кадровую проблему, которая связана с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми [1].

К. К. Платонов считает, что одаренность — это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии [4].

Б.М. Теплов определил одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большого или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности[5].

При этом одаренность понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и

взаимодействии компонентов, которые в неё входят.

Н.С. Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято называть одаренными:

— дети с высоким «IQ»;

— дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

— дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают трудности на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Еще одну немаловажную проблему выделяет Яковина А.В. – это не созданная модель готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Подготовка учителей к работе с такими учащимися имеет ряд нерешенных задач: отсутствие в науке единого подхода к пониманию феномена одаренности; отсутствие единых требований к личности учителя для работы с одаренным ребенком; отсутствие системы подготовки учителей в направлении формирования теоретических знаний; выработка соответствующих практических навыков и формирование личностных признаков, обеспечивающих успешное сотрудничество с одаренными индивидами.

Проекция готовности педагогического работника к обучению одаренного индивида отражается через системное профессиональное качество учителя, которое определяется способностью к эффективной реализации профессиональной деятельности по созданию комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития одаренного ребенка [2].

В рамках проблемы сопровождения одаренных детей было проведено анкетирование среди 20 опрошенных студентов 2 курса Лесосибирского педагогического института, обучающихся по направлению «начальное образование», состоящее из следующих вопросов:

  1. Как вы понимаете термин «одаренные дети»?

Были получены ответы: «Это дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей»; «Это умные дети»; «Это дети, которые выделяются своими способностями, достижениями в определенной деятельности».

  1. Какие общие условия должны быть созданы для развития способностей таких детей?

Полученные ответы: «Условия должны быть такие, при которых определенные способности детей будут развиваться»; «Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки».

  1. Какие занятия должны проводиться по адаптации одаренных детей?

Ответы респондентов: «Учебные индивидуальные планы, углубленное изучение предметов, творческие занятия, занятия точным наукам»; «Занятия, например: «мозговой штурм», дискуссии».

  1. Какие методы обучения и воспитания одаренных детей вы знаете?

Полученные ответы: «Никакие, нас этому не обучают»; «Не знаю»; только 3 человека ответили: «Проблемное и ускоренное обучение».

  1. Как вы думаете, оказывает ли влияние семья на развитие личности одаренного ребенка? (ответ аргументируйте).

Полученные ответы: «Оказывает, так как семья — это первичный элемент воспитания, социализации и обучения ребенка, которая может выявить способности ребенка и направить его в лучшую сторону для качественного развития даровитости»; «Конечно, если в семье нет дела до ребенка и никто с ним не занимается, то его способности останутся не развитыми, и родители даже могут не знать, что у их ребенка есть, например, интерес к математике».

  1. Нужны ли для данной группы детей особые программы обучения? (ответ аргументируйте).

Полученные ответы: «Да, нужны, потому что стандартные программы обучения могут быть «скучными» и не интересными таким детям»; «Думаю, нет. Они должны учиться вместе со всеми. Им просто нужно давать дополнительные задания, либо более сложные в отличии от обычных».

  1. Какими положительными и отрицательными качествами обладает данная категория детей?

Полученные ответы: «Положительные: целеустремленность, ответственность, интерес к знаниям, нестандартное мышление, любознательность. Отрицательные: самолюбие, неприязнь к школе, погружение в философские проблемы, потребность во внимании взрослых»

  1. Какие проблемы возникают у одаренных детей?

Полученные ответы: «У одаренных детей преувеличенные страхи, потому что они придумывают много опасных последствий»; «Одаренные дети очень нетерпеливы».

  1. Ваши рекомендации по работе с одаренными детьми?

Полученные ответы: «Никаких, так как я не знаю, как проходит их обучение»; «Создать благоприятную атмосферу в работе с такими детьми, быть доброжелательным»; «Нужно вовремя увидеть способность и не запустить её».

Исследование показало, что 78% из 20 опрошенных могут сказать, что одаренные дети — это дети, с высоким уровнем интеллекта или особенными творческими способностями. Тот же процент анкетируемых знают, какими качествами обладает данная категория детей и какие факторы влияют на развитие личности одаренного ребенка. О методах обучения и воспитания студенты практически ничего не знают. Ответ одного из будущих учителей начальных классов был таковым: «Я не знаю, так как нас этому не обучают». Это говорит о том, что студенты еще не выходили на педагогическую практику и поэтому не имеют представления о методах и формах работы с данной категорией детей, но они понимают, что для работы с ними, педагогам необходимы специальные программы, учебные индивидуальные планы, творческие занятия, обучение точным наукам, тренинги, дискуссии. Проведенное констатирующее исследование будет продолжено на 3 и 4 курсах с целью выявления динамики готовности студентов к работе с одаренными детьми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при сопровождении одаренных детей возникает ряд проблем. С одной стороны, это построение эффективной системы обучения; с другой – проблемы выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей; с третьей- целенаправленная подготовка студентов к работе с такими детьми в период обучения в вузе.

Список используемых источников

1. Рыженькова С.В. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы //Вестник Новосибирского государственного университета. 2012. №4.

2. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28.

3. Виды (типы) одаренности // koipkro.kostroma.ru

4. Одаренные дети. Как лучше организовать их обучение? //Воспитание и обучение 2010. №6. С.19-21.

5. Одарённость //https://ru.wikipedia.org/wiki/

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *