Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: смысл жизни (таблица)
Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.
Смысл жизни
В помощи людям
- Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
- Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.
В материальных ценностях
- Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.
В служении Родине
- Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова
- Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.
В любви
- Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
- Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.
Поиски смысла жизни
- В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
- В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.
Ложный смысл жизни и последствия ошибки
- В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
- В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
- В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Проблема смысла жизни человека. Проблема жизненных ценностей Аргументы
В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?»
Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.
Наташе Ростовойсмысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.
перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.
Автор: Парочкина Мария Михайловна
literarus.ru
Проблема ценности жизни (по тексту ТН.Толстой). Сочинение на ЕГЭ. Примеры.
Готовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пример выполнения задания №25.
Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.
(1)Праздновали новый, 1941 год, и моему отцу, молодому тогда человеку, вдруг ни с того ни с сего пришло в голову, что в этом году он умрёт. (2)Мысль была внезапной, очень отчётливой и неприятно навязчивой. (3)Но почему это он должен умереть? (4)С чего? (5)И, хотя суеверным он никогда не был, он зачем-то взял нож и легонько постучал им по всем бокалам с шампанским, — а за столом было ещё шесть человек. (6)На следующий день мысль не только не пропала, но окрепла. (7)Это было лёгкое, но неотвязное сумасшествие: он боялся переходить улицу, боялся заснуть; он, физик, стал бояться электроприборов. (8)Когда началась война, он подумал: «Ну, вот оно и сбывается!» (9)Но время шло, а он был жив. (10)И каждый день на фронте он говорил себе: «Сегодня обошлось, но что будет завтра?» (11)А 31 декабря он встретил на военном аэродроме, ожидая рейса. (12)Теперь он знал: самолёт собьют, или же он сам упадёт. (13)И, напряжённо расхаживая взад-вперёд по деревянному бараку — зальчику для командированных, — понимая, что это его последние часы на этом свете, горько усмехаясь над судьбой, издевательски назначившей для казни новогоднюю ночь, он стал думать о людях, которые полетят с ним тем же рейсом. (14)3а что же их-то? (15)Почему вместе с ним должны погибнуть вот эти парнишки, вот эти отцы семейства, вот этот усатый, ничего не подозревающий военный? (16)И он, неверующий, стал просить кого-то — не за себя, а за них. (17)Пожалуйста, пожалуйста, не надо. (18)Пожалуйста, пусть как-нибудь без них. (19)Не трогай их, пожалей, пожалуйста. (20)А рейс всё откладывали. (21)Они просидели всю ночь, пробило полночь, они поздравили друг друга с Новым годом и выпили военного спирта, закусив хлебушком и консервами, и желали друг другу скорого окончания войны, и победы, и любви. (22)Было первое утро сорок второго года, рассвело по-зимнему поздно, и отец вышел из барака на воздух. (23)В январском небе низко стояло солнце, а с двух сторон от него, на равном расстоянии, в туманно-розовом, игольчатом воздухе, висели, раскинувшись, как крылья волшебной птицы, ещё два солнца, поменьше. (24)Отец посмотрел-посмотрел — и вдруг понял, что всё отменяется. (25)Что никто сейчас не умрёт. (26)Что идёт война, и нужно жить и воевать дальше. (27)И те шестеро, по чьим бокалам он постучал ножом в приступе несвойственного ему суеверия, все тоже пережили войну, все выжили, все здравствовали до глубокой старости.
Ответ:
Предложенный текст Татьяны Никитичны Толстой посвящен проблеме ценности жизни. В центре повествования находится отец автора. Однажды под новый 1941 год ему, молодому и здоровому человеку, показалось, что его жизнь скоро закончится, что в течение одного года он умрёт. Весь год он прожил в ожидании приближающейся смерти. Он, будучи учёным-физиком, боялся включать электроприборы, боялся заснуть, боялся переходить улицу. Только спустя год, молодой человек понял, насколько дорога ему жизнь: в январском холодном небе он увидел три солнца! И герой понял, что никто не умрёт, что надо жить, воевать. Он смог победить в себе страх смерти и стал наслаждаться жизнью.
Автор считает, что, в любом случае, нужно бороться за себя, нужно жить и воевать дальше, защищать Отечество и быть очень смелым человеком. Конечно же, Татьяна Никитична Толстая думает, что нужно верить в светлое будущее и жить, жить и жить.
На мой взгляд, каждому человеку нужно ценить свою жизнь, нужно её любить. Ни в коем случае нельзя ожидать смерти, нужно жить и радоваться, быть счастливым именно сейчас. Тогда и в жизни повезет. Например, я ценю каждую свою минуту.
В качестве примера хочу вспомнить имя известного советского летчика Маресьева. Он потерял ноги, но не потерял веру в себя, в свои силы, в свою мужественность. Он очень ценил жизнь! Я считаю его истинным героем. Ведь летчик Маресьев сражался за Родину в Великой Отечественной войне, он вернулся в небо и стал летать с протезами. Его болезнь ему совершенно не помешала, а только добавила сил.
В произведении В.Г. Короленко «Парадокс» Ян Залуский является калекой. Но это не мешает ему жить. Он искренне верит, что человек создан для счастья, как птица для полета. Он научился владеть своим телом, удивляя окружающих. Ян Залуский даже старался всех убедить, что каждый человек – творец своего счастья и своей жизни, которую он очень ценит.
Подводя итог, хочу сказать, что жизнь – это главнейшая ценность, подаренная нам. Любое живое существо должно бороться за свою жизнь. Мир на том и построен, что каждый стремится достичь своей намеченной цели. Нужно использовать любые способы, средства и пути, чтобы жить и нормально развиваться! Цените свою жизнь.
litera.su
Ценность жизни аргументы из литературы. Смысл жизни аргументы. Проблема поиска смысла жизни в современном мире
Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению — это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора — это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.
Проблемы выбора в человеческой жизни
Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы — это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.
Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.
Проблемы социального характера
Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме — это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы — справа.
Наименование проблемы | Аргумент | |
Одни люди слишком богатые — другие бедные. | Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная — это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои. | |
Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других. | Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре». | |
Одиночество и его тяжесть. | Хороший пример — «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев — Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого. |
Проблемы школьных взаимоотношений
Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.
Наименование проблемы | Аргумент | |
Нежелание учиться и получать знания | Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования. | |
Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты». | ||
Роль русского языка в жизни любого человека | Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка. | |
Столкновение разных взглядов на жизнь | Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого — свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети». |
Семейные проблемы
Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.
Наименование проблемы | Аргумент | |
Сложность взаимоотношений между родителями и детьми. | Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие. | |
Роль детства | Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». | |
3. | Семейные отношения. Сиротство. | Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками. |
Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы
Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудн
estero.ru
Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению
проблема утраты духовных ценностей звучит особенно остро. Людьми, которые забыли о жизни по совести, милосердии, сострадании, добре, становятся у Толстого представители «высшего света». У «великосветской черни», так называет автор завсегдатаев салонов Анны Павловны Шерер и Елен Безуховой, одни интересы: возможность завести нужные знакомства, чтобы получить протекцию и «тёплое местечко», выгодно жениться или выйти замуж. Пустые разговоры, сплетни, интриги – главное, чему посвящена жизнь этих людей. К таким людям можно отнести и князя Курагина, опытного вельможу, интригана, который, почуяв выгоду, уже никогда её не упустит; и Элен, дочь Курагина, глупую, невежественную, говорящую пошлости и глупости, но зато с такой уверенностью, что даже умные люди пытаются найти смысл в её словах. Яркими представителями людей, утративших духовные ориентиры, становятся и Анатоль Курагин, и Борис Друбецкой, всеми силами стремящийся сделать карьеру и готовый нести «меланхолическую службу» возле Жюли Карагиной – наследницы огромного состояния, и семья Бергов. В их образах Толстой показал представителей высшего света с их паразитизмом, полным безразличием к судьбе народа и Отечества. Автор вскрыл их патологическую неспособность к эволюции и духовному росту.мы видим некоего богатого человека, цель жизни которого такая же, как и у многих людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлётов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.
изображена духовная деградация человека. Молодой врач Дмитрий Ионович Старцев, приехав в провинциальный город С., полон энтузиазма, мечтает помогать людям. В начале рассказа он искренне влюбляется в Котика, тонко чувствует природу, но жизнь маленького городка располагает лишь к однообразной и беспросветной жизни. Обыватели не понимают стремлений Старцева и сторонятся его. Даже «самая талантливая» в городе семья Туркиных оказывается в действительности посредственной и скучной. Таким образом, среда, в которую попал Старцев, вынуждает его жить по её законам, и доктор, всё прекрасно понимая, не находит в себе сил противостоять ей. И вот в конце рассказа мы уже видим толстого, безразличного ко всему, кроме денег, Ионыча.
героине Пашуте, доведённой до предела существованием в мрачном городе, неустроенностью в семейной жизни и переменами, обрушившимися на наше государство в конце 80-х годов XX столетия, становится безразличной даже смерть собственной матери. Истоки духовного очерствения героини Распутин видит в утрате исконной связи с родной землёй. Потому что, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав благодарить её за щедрость, люди, по мнению автора, оскудевают душой и ожесточаются.
Автор: Парочкина Мария Михайловна
literarus.ru
«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных ценностей над материальными» (толковый словарь Влади́мирИва́нович Даль ( 1801 — 1872) — составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».). Бездуховность – это ее отрицание, т.е. приоритет материальных ценностей над духовными, нравственными, интеллектуальными. | Философская — нравственная проблема бездуховностичеловека, равнодушия, жестокости | Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы Ива́нАлексе́евичБу́нин ( 1870 — 1953 ) — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …». А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь. Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности. Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё. Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918— 2008) — советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное… Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания , и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой. Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891— 1940) —русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека. Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям. Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца. Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы». Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины «с ребёнком, завёрнутым в одеяло». «Ненормальная!» — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль. Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация «дежавю», как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах». Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание». «Довольные собой люди», привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, «люди в футлярах». Это и доктор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Человеке в футляре».Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: «А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!» Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни». | «Благодарность – долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать.» Жан-Жак Руссо́ (1712— 1778) —франц. философ, писатель «Благодарность — признак благородства души.» Эзопполулегендарныйдревнегре.поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. “Кто добро творит, того Бог благословит”. | Проблема благодарности | Валенти́нГриго́рьевичРаспу́тин ( 1937— 2015,)“Уроки французского” Главная героиня – молодая учительница английского языка Лидия Михайловна помогает пятикласснику пережить голодное время, избирая для этого разные способы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый и бескорыстный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. .Её отзывчивость, доброта, порядочность, любовь помогли ему осознать, что он не одинок, что люди должны помогать друг другу. Чувство благодарности и уроки доброты навсегда остались в сердце писателя. Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (1799-1837) «Капита́нская до́чка» — исторический роман(или повесть) А. С. Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва. Впервые опубликован в 1836 году. Шестнадцатилетний недоросль-дворянин Пётр Гринёв, в сопровождении своего «дядьки» Савельича едет на место прохождения службы. В метель они сбиваются с пути, но встречают мужика, «Вожатого», который указывает им дорогу. Гринёв хочет отблагодарить «вожатого», дарит своему спасителю «заячий тулупчик». При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Таким образом, Пугачёв дарит Гринёву жизнь. Но и этим не ограничивается, и, предлагает юноше поступить к нему на службу, обещает поставить Гринёва «генералом и князем». И, в конце концов, отпускает Гринёва восвояси, сделав ему прощальный подарок – «лошадь, шубу со своего плеча (овчинный тулуп) и клячу». |
multiurok.ru
Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Время (таблица)
Время — самое большая ценность в жизни человека. Только оно позволяет нам осознать ценность всей жизни и того, что происходит вокруг. Время не ждет никого, оставляя на страницах бытия дни, недели и годы, наполненные самыми разнообразными событиями и эмоциями. В данном блоке мы решили выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с проблемой времени. Так мы сумеем показать, как его ценность преподносили писатели в своих творениях.
Время как фактор влияния на человеческую жизнь
- Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову. На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина. Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон. И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.
- Толстой — Воскресение. Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком. Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека. Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно. Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.
Быстротечность времени
- Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени. С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом. На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию. Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму. Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.
- Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль. Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события. Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание. На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.
Невозможность повернуть время вспять
- Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
- Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Дарья Борзенко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru