Проблема поведения и развития рефлекса в работах декарта: Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта. — КиберПедия

Содержание

Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре…

Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования…

Интересное:

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными.

..

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведе-

Ния в работах Декарта и Спинозы.

Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории

Лейбница.

Характеристика двух видов познания в работах Локка.

Рекомендуемая литература

Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. — М , 1971.-Т. 2.

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. — М., 1964. — Т . 1,2.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. — М., 1999.

Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. — М, 1982. — Т . 1, 3.

ЛоккД. Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1960. — Т. 1.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1957.

Рассел Б. История западной философии. — Ростов н/Д, 1998.

Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1996.

Глава 5

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ

Общая характеристика психологии в XVIII веке

Развитие психологии в XVIII в. , в отличие от предыдущего

Столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сен-

Суализмом, который, начиная с концепции Д.Локка, приобретал

Все большее значение не только для объяснения процессов позна-

Ния, но и для общей характеристики поведения, способностей и

Личных качеств человека.

Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и других ученых к

XVIII в. была доказана необходимость построения объективной

Науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же

Время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе

И революционные — в Англии, Нидерландах, социальных условий,

Структуры общества требовали изучения психологических меха-

Низмов перестройки психики, анализа способов влияния на соз-

Нание и самосознание человека и его возможностей приспособле-

Ния к новым условиям жизни.

Изучение этих вопросов и привело

К идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи

С внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же

Как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место зани-

Мали также исследования способов и границ воздействия на со-

Держание сознания и поведение человека, в том числе при помощи

Обучения и просвещения.

С особой остротой эти вопросы вставали перед французской

Наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодей-

Ствием старых и вновь возникающих групп (аристократии, кресть-

янства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы —

О роли различных факторов (биологического и социального) в

Развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на ми-

Ровоззрение человека.

Интенсивное развитие науки в этот период привело к возник-

Новению в общественном сознании идеи прогресса, мысли о том,

Что все в мире развивается от простого к сложному, от менее раз-

Витого и совершенного ко все более развитому и совершенному.

При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но

Повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как разви-

Тие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижиз-

Ненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный

И социальный прогресс.

Особенно значимым для психологии было появление в середи-

Не XVIII в. первой собственно психологической школы — ассоциа-

Низма, что способствовало выделению психологии в самостоя-

Тельную, а затем в экспериментальную науку. В это же время ши-

рокое распространение получил и сам термин ≪психология≫, пред-

Ложенный еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом, но став-

Ший в Европе общеизвестным после выхода книг немецкого психо-

лога Х.Вольфа ≪Эмпирическая психология≫ (1732) и ≪Рациональ-

ная психология≫ (1734).

Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода

Был механицизм, т.е. стремление объяснить психическую жизнь

Исходя из законов механики, важным моментом в развитии пси-

Хологии XVIII в. стало появление первых концепций, связываю-

Щих психику с культурной или географической средой.

Итальянский ученый Д. Вико в своей работе ≪Основания новой

науки об общей природе вещей≫ (1725) писал о том, что каждое

Общество проходит последовательно через три эпохи — богов, ге-

Роев и людей. Соответственно изменяются психологические черты

Людей, в частности возникает логического мышление, что он свя-

Зывал с развитием торговли. Вико также впервые высказал идею о

Существовании надындивидуальной психической структуры — на-

Родного духа, который и обусловливает психологические особен-

Ности конкретной нации.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. ..



32. Направление изменений психологических воззрений в философии в эпоху «великого восстановления наук в XVII веке.

33. Проблема поведения и рефлекса в работах р. Декарта.

Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психологии. Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Де карту эта система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти «духи» в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин «рефлекс» и означал отражение. Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения.

Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической механикой. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее, легавых собак обыкновенно приучают к тому, что вид куропатки заставляет их остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке». Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система. Она действует по своим законам и «механическим» причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. «Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями», – писал Декарт.
Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.

34. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах р. Декарта и б. Спинозы.

35. Психологические особенности подхода к проблеме сознания в теории г.Лейбница. Учение о монадах.

Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.

Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира; принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот. Третий принцип – закон непрерывности, указывающий на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.

Противоположным по своему смыслу принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагаются из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие.

«Истинными атомами природы» являются ду-шеподобные единицы – монады, из множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

Рене Декарт | Учение о духе животных и истоки нейрофизиологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДоктрина о духе животных и истоки нейрофизиологииИстория нейронаукиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДоктрина о духе животных и истоки нейрофизиологииИстория нейронаукиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Smith, C. U. M. и др.,

‘René Decartes’

,

Доктрина Spirit Animal и происхождение нейрофизиологии

(

2012;

онлайн EDN,

Acadecmone

2012;

онлайн,

Acadecmone

9;

онлайн,

2012;

онлайн,

Acadecmon

2012;

онлайн,

2012;

онлайн,

. 20 сентября 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199766499.003.0006,

по состоянию на 16 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДоктрина о духе животных и истоки нейрофизиологииИстория нейронаукиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДоктрина о духе животных и истоки нейрофизиологииИстория нейронаукиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассказывается о Рене Декарте, важной исторической фигуре. В нем изучается его очень влиятельная работа, в которой он пытался показать, как нейрофизиологию и поведение человека можно полностью объяснить с помощью механистических терминов. Это показывает, что нейрофизиология Декарта предполагала, что мускулатура тела будет активироваться «животными духами», которые проходят по трубчатым нервам. Это определяет, что его идеи были больше связаны с метафизикой, чем с физиологической и анатомической реальностью. В этой главе также говорится, что Декарт первым сделал всю природу неодушевленной.

Ключевые слова: Рене Декарт, нейрофизиология человека, неодушевленные предметы, механистические термины, поведение, мускулатура, трубчатые нервы, метафизика, анатомическая реальность

Субъект

История нейробиологии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Коллекция электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *