Проблемные ситуации и алгоритмы их решения – Алгоритм решения проблем — выход из любой ситуации!

Содержание

Алгоритм решения проблем — выход из любой ситуации!

План:
— Универсальный алгоритм решения любых проблем.
— Решение проблемы в 4 шага.
— Три шага вверх, три шага вниз.
— Видео.

______

______

Шаг 1. Точно и правильно сформулировать проблему.

Для поиска верного решения проблемы крайне необходимо верно саму проблему сформулировать. Переоценить это действие невозможно. При неправильной формулировке задачи — будет неверным решение, и, соответственно, ответ.

Первое, и самое важное при решении любой проблемы – это поставить себя в центр! Я, и только я являюсь источником, основой своих проблем! Об этом нужно вспоминать каждый раз, когда возникает какая-либо проблема.
Так же, очень важно быть совершенно откровенным перед собой. Ведь, если постараться, любую проблему можно сформулировать таким образом, что выход найти будет почти невозможным. По этому хочется добавить, что целью всего нашего мероприятия должно быть именно желание решить проблему, а не превратить её в безвыходную ситуацию!

Учитывая всего два этих фактора можно верно сформулировать проблему, а в некоторых случаях, в самой формулировке уже и найти путь выхода.

Шаг 2. Обозначить желаемый результат.

Чем конкретней – тем лучше! Важный шаг. В одной и той же ситуации мы, порой, желаем совсем разных результатов.

Шаг 3. Найти путь решения.

Итак. Проблему мы сформулировали верно. Желаемый результат видим ясно. Выход, к сожалению, сам по себе не нашелся. Ну, будем искать. Поиск путей решения, как правило, занимает совсем не много времени, если четко сформулирован желаемый результат. И сложностей на этом этапе так же возникнуть не должно.

Шаг 4. Долго ли, коротко… Действовать.
Наконец-то добрались до самого сложного. Первое, что необходимо для себя уяснить на этом шаге – ничего в нашей жизни не происходит само по себе. Как бы нам не хотелось. Безвыходных ситуаций не бывает. Выход есть даже тогда, когда его нет! Просто бывают ситуации, когда решение нам не нравится. Т.е. путь решения мы видим, но двигаться по тем или иным причинам не хотим. И в данном случае события могут развиваться в двух направлениях:

— бездействие в надежде на то, что появится иное решение;
— действие, стиснув зубы.

Стоит отметить, что, выбрав первый вариант – нам гарантированно постоянное беспокойство. Выбрав второй – почти спокойствие. Если я делаю все, что в моих силах для изменения проблемной ситуации, но результата пока не видно – на душе значительно легче, нежели при бездействии. Личный опыт говорит, что в данном случае лучше плохенько, но ехать, чем хорошо стоять.

И, обязательно нужно помнить. Чаще всего, наша нынешняя проблема – это результат прошлых действий! А любое действие начинается с мысли. Следовательно, наше нынешнее положение – это результат наших же мыслей. Редко случается так, что мысль обретает сразу именно ту форму, которую нам хотелось бы видеть. И что остается тогда? Ждать и действовать по направлению к лучшему!

«Если вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его, вы же не дерево».

Джим Рон

Читайте о проблеме неуверенности в себе.

 

______

— Решение проблемы в 4 шага.

______

1) Главное – переспать.
Чтобы выйти из ступора, надо успокоиться, перестать думать о проблеме и отложить принятие окончательного решения хотя бы на день. Ваше подсознание прекрасно поработает и без вас. Спустя некоторое время, даже если вы и не найдете решение, то увидите свою задачу в совершенно другом свете.

2) Учитесь расчленять.
Если хорошая поговорка: “Чтобы съесть слона, надо разделить его на маленькие кусочки”. Разбейте свою проблему на множество более мелких подпроблем. И вы увидите, что некоторые из них для вас решаются элементарно, а над другими надо еще поработать.

3) Начните действовать.
Даже если не получается выполнить предыдущий шаг, подумайте и напишите небольшой список своих первых действий: что вы можете сделать сейчас. И начните это делать. В ходе выполнения придут знания и помощь. И уже “разделывать слона” будет легко. Когда есть четкое представление, что делать, большая проблема испаряется. Вместо нее остаются ЗАДАЧИ, которые надо последовательно решать.

4) Смотрите шире.
Поскольку проблемы приходят к нам, в основном, для того, чтобы поднять нас в личностном развитии, то, как правило, они несут с собой еще дополнительные возможности. Осталось только засучить рукава и начать действовать.

Вас может заинтересовать статья «Проблема высокомерия«.

______

— Три шага вверх, три шага вниз.

______

Как только вы сосредоточитесь на том, чего вы хотите, у вас появятся все шансы это получить. Ведь именно для этого человеку дан разум.

Интеллект – это волшебная палочка для исполнения желаний. Если же вы не получили желаемого, значит, вы неправильно воспользовались своим интеллектом. Вы не указали мозгу, какое именно желание вы хотите исполнить.

Чтобы включить мышление, нужно перейти в состояние активного субъекта и сформулировать свое желание явным образом:

• «Я хочу пить».

• «Я устал и хочу присесть».

• «Я хочу почесаться».

А дальше начинается универсальный алгоритм работы интеллекта, который можно назвать «Три шага вверх, три шага вниз». Вас может заинтересовать статья о поиске решения проблемы.

Три шага вверх – это переход ко все более абстрактным уровням видения проблемы:

1) Как решается моя проблема типовым способом? Здесь интеллект начинает искать книги, справочники, консультантов и выбирает один из типовых алгоритмов решения. Если это не помогает, переходим к шагу 2.

2) Как я могу научить себя решать подобные проблемы? Здесь интеллект начинает разбираться с собой, со своими барьерами, ограничениями, страхами. Человек идет на тренинги, курсы, коучинг. Занимается самоанализом. Если это не помогает, переходим к шагу 3.

3) Как мне уточнить модель устройства мира? Здесь интеллект начинает научный поиск и находит теорию, в рамках которой проблему можно решить.

Как только при движении вверх становится понятно, как решить проблему, она превращается в типовую задачу. Не случайно говорят: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Три шага вниз делать проще:

1) Как из общей теории я могу вывести алгоритм решения задач? Здесь пишется нечто вроде учебника.

2) Как я могу применять общий алгоритм в конкретных случаях? Это всем знакомые инструкции по эксплуатации или сборники кулинарных рецептов.

3) Каков пошаговый алгоритм решения моей задачи? Это уже личный календарный план или конкретные действия.

Также читайте статья о том, как пережить трудности.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

 

agydar.ru

Методическая разработка по теме: Алгоритм решения проблемных ситуаций (приложение опыту работы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников….

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников….

Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению…

Формирование математических представлений о величине посредством решения проблемных ситуаций

Программное содержание.Закреплять знания детей о последовательности дней недели, о составе числа.Продолжать упражнять в определении времени по часам.Закреплять умения измерять длину и высоту предметов…

Решение проблемной ситуации на занятии. Тема: «Путешествие в весенний лес».

Решение проблемной ситуации на занятии. Тема: «Путешествие в весенний лес»….

НОД «Ссора» с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и …

Методические приёмы создания проблемных ситуаций (приложение к опыту работы)

Материал по решению проблемных ситуаций….

nsportal.ru

Мастер-класс» Алгоритм выхода из проблемной жизненной ситуации»

Здравствуйте, уважаемые члены…

Каким бы вы хотели видеть выпускника современной школы?

(Ответы из зала:

патриотичным,

любознательным,

здоровым,

добрым,

умным,

творческим,

приспособленным к жизни…)

Разные люди отвечают на этот вопрос по разному. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым, выбрать профессию по душе, приобрести верных друзей, построить семью, уметь найти выход из любой жизненной проблемной ситуации.

Американский психолог Гилфорд утверждал: жить, значит иметь проблемы. Решать их, значит расти интеллектуально.

Решение проблем является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Каждый день перед нами предстают проблемы: то большие и серьезные, то мелкие и незначительные.

Стоит ли учить детей способам решения проблем? ….Скорее всего, да. Тот, кто знает, как решаются проблемы — справляется с ними. …Тот, кто не справляется – узнает

Внимание на экран…

Вы посмотрели видеофрагмент. Проблема существует! А значит, ее надо решать!

Шаг 1. Для этого крайне необходимо точно сформулировать проблему. Переоценить это действие невозможно. При неправильной формулировке проблемы — будет неверным решение.

Сформулируйте проблему…

(Ответы из зала:

одиночество,

насмешки,

никому не нужен)

Молодцы! Проблема есть!

Подумайте, какие положительные и отрицательные стороны имеет эта ситуация. Предлагаю игру «хорошо-плохо»… (

Хорошо

Плохо

Ответы из зала:

Не жарко

Репей не цепляется

Отличаюсь от других

Блох нет

Деньги экономлю ( не стригусь)

Моюсь реже

Ответы из зала:

Не красивый

Не похож на себя

Стесняюсь

Все смеются

Дразнят

Грустно

Голый

Мы посмотрели на эту проблему со всех сторон.

Шаг 2. Обозначить желаемый результат.

Результатов может быть масса. Но предпочитаемый в конкретной ситуации конкретным человеком, чаще, один. И чем конкретней нам видится результат – тем проще найти пути решения.

Предположите, о чем мечтает барашек?…

(Ответы из зала:

хочет новую шубу,

быть красивым,

мечтает быть веселым,

позитивным,

востребованным,

в центре внимания,

жизнерадостным)

Итак. Проблему мы сформулировали верно. Желаемый результат видим ясно. Выход, к сожалению, сам по себе не нашелся. Ну, будем искать.

Шаг 3. Найти путь решения.

Поиск путей решения, как правило, занимает совсем не много времени, если четко сформулирован желаемый результат. Предложите пути решения

Ответы из зала:

  1. Ждать пока шуба отрастет

  2. Привыкнуть и смириться

  3. Найти друзей

  4. Узнать, как поступают в такой ситуации другие

  5. Перестать стесняться, найти положительные стороны

Путей всегда множество. Выбирайте любой: интересный, простой, сложный. Как душе угодно. Но! Все наши шаги будут совершенно бесполезны, если, выполнив их, мы не предпримем главного… Действовать

Шаг 4. Действовать.

Вам уже интересно узнать, чем закончилась наша история. Внимание на экран…

Закончить хотелось бы цитатой: Жизнь — вечное познание. М Волошин. Проблемы нас закаляют, поиск методов решения проблем – делает нас находчивее, повышает уровень развития личности, позволяет набраться жизненного опыта и найти выход из любой ситуации.

infourok.ru

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:
  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:
  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?
  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

fb.ru

Выявление основных трудностей будущих педагогов в процессе овладения алгоритмом анализа и решения проблемных ситуаций.

    А.В. Корзун АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Элементы ТРИЗ и РТВ используются в профессиональной подготовке воспитателей в педагогических колледжах и университетах не первый год. Анализ материалов, описывающих опыт этой работы и доступных в печати, сети Internet и других источниках, приводит к выводу: в большинстве случаев будущих педагогов обучают методике применения элементов ТРИЗ и РТВ в работе с детьми. При этом ставятся задачи формирования у дошкольников навыков творческой деятельности или реализации содержания образовательных программ дошкольного воспитания. Целенаправленной работы по обучению педагогов выявлению и решению педагогических проблем в программах факультативов и спецкурсов по ТРИЗ и РТВ практически не наблюдается. И в результате мы получаем ситуацию, уже не однажды озвученную коллегами: мы пытаемся подготовить педагога, преподающего ТРИЗ (в нашем случае дошкольникам), но не владеющего навыками решения реальных задач. В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Классическая модель подготовки педагога-дошкольника предлагает систему типовых решений. Эти решения ориентированы чаще всего на некоторые возрастные особенности детей, описанные психологами. Но чаще — на массовый опыт. При этом решение порой не иллюстрируется научным обоснованием (например, психологическим) и преподносится в достаточно абстрактном виде. «Если ребёнок двух лет упрямится, нужно его отвлечь, заинтересовать…» Чем? Почему именно так? В связи с этим, одной из главных задач профессионального обучения нам видится формирование у студентов навыков работы с творческими задачами, каковыми является большинство педситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с детьми. Любая проблема возникает тогда, когда индивидуальные потребности человека (назовём их субъективными потребностями) вступают в конфликт с объективными законами и явлениями, которые не зависят от знаний, представлений, желаний человека. Противоречие состоит в том, что для удовлетворения субъективной потребности необходимо, на первый взгляд, нарушить какие-то объективные законы, а сделать это невозможно. Как быть? На самом же деле при более глубоком анализе объективных законов, действующих в данной ситуации, они не нарушаются, а используются. И разрешить противоречие — значит:
  • выявить те элементы, которые не позволяют получить желаемый результат из-за того, что к ним предъявляются противоположные требования со стороны объективных законов и субъективных желаний человека;
  • понять суть этих требований и найти способ их сочетания, опираясь на действие законов.
Педагогическая проблема — частный случай, одна из разновидностей проблем. Для неё характерны те же признаки, что и для любой ситуации, которую мы определяем, как проблемную, требующую анализа и решения. Поэтому в решении педагогической задачи также необходимо руководствоваться объективными законами (общественными, биологическими, психологическими и пр.), учитывать конкретные объективные и субъективные обстоятельства, в которых она возникла, формулировать задачу в виде педагогических противоречий, подлежащих разрешению. Потому что большинство педагогических противоречий есть противоречие между объективными законами развития ребёнка или педагогических систем и субъективными (поставленными при оценке конкретной ситуации конкретными людьми) требованиями педагога или социального окружения. Попытка определить основные виды творческих педагогических задач привела к выводу: существует только один вид задач — собственно задача, как конкретизированная проблемная ситуация. Постановка вопроса в этой задаче зависит от того, какой аспект ситуации мы рассматриваем:
  • исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача),
  • построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача),
  • поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)
Такое разделение обусловлено особенностями учебного процесса: учащиеся анализируют проблемы, которые сумели выявить в результате наблюдений на практике. А эпизодическое наблюдение не всегда позволяет представить себе комплексную картину проблемы. При различной постановке вопроса (исследование, прогноз, решение) задействуются несколько различные механизмы анализа ситуации. И для их освоения учащимся необходимо произвести рефлексию своих рассуждений. Сделать это легче на простых задачах. Кроме того, классно-урочная система накладывает свои ограничения по времени, которое можно использовать для анализа проблем. В реальной же ситуации в одной проблеме задействуются все три подхода: для решения сложной задачи изобретательского плана необходимо исследовать причины возникновения проблемы. И наоборот, полученные выводы о причинах того или иного явления, побуждают ставить и решать возникшие задачи. Построение прогноза базируется на исследовании предшествующей истории развития и анализе тех законов и противоречий, которые этим процессом управляли. И в то же время, опираясь на технологию решения изобретательской задачи, можно построить прогноз совершенствования системы как минимум через представление ИКР (идеального конечного результата), к которому она стремится в своём развитии. А также спрогнозировать, до какого момента будет работоспособным наше решение, и какие последствия вызовет его внедрение. Комплексное решение всегда более идеально. Т.о. практически всегда мы имеем дело с комплексной проблемой, которая включает в себя все три компонента: исследование, решение, прогноз. А для её решения используется алгоритм работы с педагогической проблемой, который базируется на АРИЗ-85В Г.С.Альтшуллера. Ниже приведены примеры разбора трех проблем различных типов по шагам алгоритма. 1. «Задача» Описание ситуации с выходом на проблемный вопрос и формулирование конкретной задачи Пример 1. Проблема: традиционные подходы к развитию речи детей дошкольного возраста не дают желаемого результата. Принято считать, что методика устарела. Почему это произошло? «Как будет система развиваться дальше? Что будет, если всё оставить без изменения? Какие проблемы возникнут в будущем при изменении субъективных обстоятельств? И т.д. (прогнозная задача) Пример 2. Проблема: большинство попыток реформирования современной школьной системы рано или поздно сталкивается с необходимостью расширения содержания образовательных программ. Современные школьные программы включают сегодня в себя материал, ранее изучаемый в ВУЗах конкретного профиля. Это вызывает перегрузку учащихся и увеличение сроков обучения в школах. Какие пути дальнейшего развития ситуации можно предположить? (исследовательская задача с переходом к построению прогноза) Пример 3. Проблема: ребёнок двухлетнего возраста проявляет признаки неразумного упрямства. Как без скандала заставить его сделать то, что он отвергает? (изобретательская задача) * * * Если мы имеем дело с учебной задачей, то для её анализа необходимо будет ввести какие-то ограничения. Потому что ситуация, которая анализируется на уроке, остаётся относительно абстрактной. Мы не знаем конкретного ребёнка, не видим его реакции на требования взрослого. Поэтому «конкретность» мы домысливаем. Если же решается конкретная проблема, то дополнительные обстоятельства выясняются с помощью исследовательских методов: наблюдения, опросов и др. Например, на предложение взрослого одеваться на прогулку ребёнок неизменно твердит «Не хочу!» После бесполезных пререканий его приходится одевать силой. Это сопровождается плачем. Отчего это происходит? 2. «Конфликт» Анализ истории развития проблемы по временной линии многоэкранной схемы сильного мышления. Выявление конфликта объективных обстоятельств (законов, фактов, на которых построена проблема) и субъективных потребностей (педагога, ребёнка, социального окружения). В первом примере сделаем подробный анализ по трём «этажам» временной линии развития системы, а в последующих примерах ограничимся результатами рассуждений. Пример 1. Рассмотрим уровень сформированности речевых навыков ребёнка, как систему в рамках временной оси многоэкранной схемы («ПРОШЛОЕ — НАСТОЯЩЕЕ»).
СЕРЕДИНА 70-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА — ПРОШЛОЕ СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ (НАЧАЛО ХХІ ВЕКА) — НАСТОЯЩЕЕ
Надсистема — факторы, влияющие на уровень сформированности речевых навыков: Общение: со взрослыми и детьми, дома, в детском саду, во дворе, в повседневной жизни.Общение активное. Родители читают детям книги, бабушки рассказывают сказки. Много времени ребёнок проводит на улице в кругу друзей, как сверстников, так и более старших. Их речь служит ему эталоном для подражания. Коллективные игры основаны на текстах, проговариваемых хором. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра, где дети отражают социальные отношения между взрослыми, наблюдаемые в окружающей жизни. Развивающая среда (игрушки, игровые пособия). Рассчитаны на игры в команде, настольно-печатные игры активно задействуют речь, например разнообразные лото. СМИ. В основном радио. Телевидение ещё не стало массовым. Кино — как развлечение изредка. Художественная литература. Главным образом через слушание по радио или в чтении родителей. Надсистема — факторы, влияющие на уровень сформированности речевых навыков: Общение: со взрослыми и детьми, дома, в детском саду, во дворе, в повседневной жизни.Общение малоактивное. Родители предоставляют детям возможность пользоваться современной техникой (видео, магнитофон), бабушки чаще находятся далеко от семьи. Ребёнок мало времени проводит на улице в кругу друзей, чаще сидит дома. Коллективные игры редки. Сюжетно-ролевым играм дети предпочитают развивающие электронные игры, или сюжетные игры на основе просмотренных видеофильмов. Речь изобилует междометиями и звукоподражаниями. Развивающая среда (игрушки, игровые пособия). Рассчитаны на индивидуальные игры, правильность выполнения задания отслеживается через самоконтроль. СМИ. В основном телевидение, видео, компьютер. Радио и аудио — на втором плане. Художественная литература.Главным образом через видео и телевидение в качестве мультфильмов.
Анализируемая система — уровень сформированности речевых навыков Анализируемая система — уровень сформированности речевых навыков
Подсистемы — показатели:
  • Образность,
  • Разнообразие лексики,
  • Связная речь,
  • Навыки творческого сочинительства,
  • Грамматика устной речи,
  • Звуковая культура,
  • Освоение грамоты.
Подсистемы — показатели:
  • Образность,
  • Разнообразие лексики,
  • Связная речь,
  • Навыки творческого сочинительства,
  • Грамматика устной речи,
  • Звуковая культура,
  • Освоение грамоты.

Очевидно, что в 70-е годы ХХ века, когда в массовом порядке вводилась методика, называемая традиционной, основным каналом для восприятия информации у ребёнка был слуховой канал, который определённым образом задействует и речевые центры. Сегодня ребёнок чаще «считывает» информацию зрением. Это позволяет быстро улавливать смысл, но на невербальном уровне.

Вывод: дети 70-х годов были более вербализированы, чем современные дети. Следовательно, методика, которая сегодня считается традиционной, создавалась для работы с вербализированными детьми.

Физиологические механизмы протекания психических процессов, сформированные в конкретном информационном пространстве, конфликтуют с субъективным желанием педагога-практика использовать традиции методики, созданной в иной ситуации.

Собственно уже здесь мы получили ответ на поставленный вопрос, нашли причину «несрабатывания» традиционных подходов в современной ситуации. Исследовательская задача отчасти решена. Если работать с проблемой дальше, то необходимо выяснять, что именно не срабатывает, какие речевые навыки не формируются. И после выявления «проблемных мест» решать изобретательскую задачу с вопросом: «Как сделать так, чтобы получить тот эффект, который нам необходим?»:

  • Как сделать, чтобы традиционные методики работали на современных детях?
  • Как добиться решения педагогических задач развития речи (как создать работающую методику)?
  • Как сделать, чтобы воспитатель САМ захотел освоить новые методики?
  • Как воспитателю сориентироваться в многообразии альтернативных методик и выбрать наиболее адекватную для своей группы детей?

* * *

Остановимся в данной задаче на этом этапе, и продолжим далее описание работы с примером №2 и №3.

Пример 2.

Содержание образовательной программы определяет тот необходимый набор знаний, умений и навыков, который должен быть присвоен личностью для применения в решении собственных проблем профессионального или любого другого плана. Вся история реформирования школьной системы подтверждает: чем выше уровень цивилизации, тем больше информации, лежащей в основе тех или иных явлений и процессов, тем шире становится программа. Современный мир имеет тенденцию к постоянному ускорению. Следовательно, информационное поле стремительно расширяется. Объём школьных программ так же стремительно растёт. По мере появления нового знания, прежнее содержание устаревает.

Субъективное желание человека вложить максимум новой информации в школьную программу для более качественной подготовки современных специалистов конфликтует с объективными психофизиологическими возможностями детей (имеется в виду их возрастная работоспособность, особенности памяти, внимания и пр.), а также с объективным процессом быстрого устаревания знаний.

Выбор того или иного вида прогноза опять же зависит от наших целей:

  • К каким последствиям может привести постоянная информационная перегрузка школьников?
  • До каких пор возможно расширение содержания учебных курсов?
  • Что произойдёт с образовательными программами, когда их информационное наполнение достигнет критической отметки?
  • Каким должно стать содержание учебных программ, если исходить из закона стремления к идеальности и понятия идеальной системы?

Пример 3.

Признаков неразумного упрямства изначально у ребёнка не проявлялось. Они появились ближе к двухлетнему возрасту. Реакция его одинакова на предложения любого взрослого. Мини опрос родителей, дети которых посещают детские ясли в этом возрасте, показал, что такое поведение — распространённое явление. Родители же старших детей в большинстве случаев говорят о том, что это было, но потом всё нормализовалось. Следовательно, в основе своей неразумное упрямство имеет какие-то объективные психологические или физиологические законы развития личности. В литературе по дошкольной психологии это явление описано как детский негативизм.

Теперь необходимо корректно сформулировать задачу. Понять, что именно нас не устраивает в ситуации, какой положительный результат мы ожидаем от решения:

  • Как сделать так, чтобы ребёнок выполнил требование взрослого (например, оделся или дал себя одеть и вышел на прогулку)?
  • Как сделать так, чтобы у ребёнка упрямство не переросло в привычную форму поведения?
  • Как сделать так, чтобы ребёнок научился подчиняться требованиям взрослого с первого слова?

* * *

Выбор задачи — непростой момент. Ведь ситуация одна, а вот задачи могут быть сформулированы различные. Это происходит потому, что у разных людей в данной ситуации разные субъективные требования. Особенно ярко это проявляется в учебной аудитории, когда в обсуждении проблемы принимает участие большая группа «решателей».
Выбирая ту или иную задачу, мы вводим дополнительные ограничения. Они касаются и тех причин, которые мы выявили на втором шаге.
В той ситуации, которую мы домыслили, первоочередной является первая задача. И причина — в детском негативизме.

Дальнейшая работа с задачей зависит от изначально поставленного вопроса.

В «Примере 2» нужно построить прогноз. Поэтому далее мы будем работать с законами развития. Проследим, к каким качественным личностным изменениям может привести дальнейшее увеличение потока информации или интеллектуальная перегрузка. Эти изменения могут быть рассмотрены на физиологическом уровне (перегрузка и торможение психических процессов памяти и внимания как защитной реакции). Возможны изменения в сфере мотивов познавательной деятельности («что именно и в каком объёме мне нужно»), а отсюда — проблемы взаимодействия школьных педагогов с детьми и новые противоречия, которые приводят к задачам изобретательского типа.

В «Примере 3» работа пойдёт по технологии работы с изобретательской задачей — адаптированным алгоритмом на основе АРИЗ.

3. «Противоречие»






cyberpedia.su

Алгоритм решения педагогических ситуаций

Алгоритм решения педагогических ситуаций.

В целях эффективного воспитательного воздействия в «нештатной» ситуации на личность ребенка мы предлагаем алгоритм решения педагогической ситуации. Это совокупность последовательных действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с другой — на укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше понять ребенка. Применять «алгоритм решения педагогической ситуации» настоятельно рекомендуется начинающим педагогам для лучшего овладения профессионализмом. Применение алгоритма рассмотрим на примере. Внеклассное занятие во II классе «Мой любимый город». Во время беседы педагог заметил, что мальчик Вася с увлечением вырезает на столе свое имя красивым перочинным ножом.

Первый этап, условно называемый «стоп!», направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка или окружающих, нужно действовать быстро и решительно, например, когда ребенок пытается засунуть тот же нож в электрическую розетку. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу? Что я делаю?», после чего можно переходить ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздействия. Каждая причина требует особого подхода. Например, ученик может резать парту и потому, что ему скучно, и потому, что он хочет испытать нож, и потому, что хочет признания со стороны окружающих, но не знает, как реализовать себя, он может портить парту также «назло» учителю и пр. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка и точно ответить на вопрос «почему?», педагогу необходимо владеть невербальным общением. Так, если бы ученик резал парту «назло» учителю, то он демонстрировал бы свои намерения, например прямым, вызывающим взглядом. Если бы ученик портил парту от скуки, то у него был бы скучающий вид, и вместо ножа он, вероятнее всего, использовал бы ручку или карандаш, которыми выводил бы бессмысленные узоры. Если бы он хотел испытать нож, то стал бы делать это незаметно, под партой, притворяясь примерным учеником со спрятанными руками и т. д. Сосредоточенный вид ученика (высунутый от усердия язык, не заметил приближения учительницы) указывает на то, что ребенок не демонстрирует свое поведение. Тот факт, что он старательно выводит свое имя, позволяет предположить, что он испытывает недостаток в признании со стороны окружающих и не умеет реализовать себя. Естественно, это может быть не единственной причиной, мы лишь предполагаем, что в данном конкретном случае неудовлетворенность своим социальным положением в классе является ведущим мотивом поведения ученика. Ответив хотя бы в общих чертах на вопрос «почему»?», можно приступать к третьему этапу алгоритма. Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» Когда дело касается неблаговидных поступков, каждый педагог хочет, чтобы ребенок прекратил свое недостойное занятие и больше никогда так не делал. Но это возможно только в том случае, если ребенок испытывает чувство неловкости, стыда, а не страха. В обычной практике, к сожалению, педагог строит свое педагогическое воздействие на чувстве страха ребенка, что дает положительный, но непродолжительный эффект, так как для поддержания его требуются все более устрашающие меры. Как же выйти из этого порочного круга и вызвать у ребенка не страх, а чувство стыда, например? Стыд будет стимулом в том случае, когда педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок будет четко осознавать, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него через чувство стыда (оттого, что он, такой хороший, мог позволить себе недостойный поступок) появится желание действительно больше никогда так не делать. Поэтому, ставя перед собой педагогическую цель, нужно задуматься над тем, как в каждом конкретном случае одновременно показать ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действия, так как они не достойны такого замечательного ребенка. Такой подход, не унижая и не принижая ребенка, способен вызвать в нем стимулирующее положительное поведение, чувства.

Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, ребенок может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно. Профессионал знает, что из любой ситуации может быть несколько выходов. Поэтому он предложит ребенку несколько вариантов, но самым привлекательным представит оптимальный вариант и тем самым поможет ребенку сделать правильный выбор. Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, стараясь избегать угроз, наказаний, насмешек, записей в дневнике о плохом поведении и жалоб родителям, так как перечисленные способы педагогического воздействия малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической деятельности дает огромные возможности для творчества педагога и позволяет сделать процесс общения с ребенком радостным и плодотворным.

Пятый этап — практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько верно он смог определить мотивы и причины поступка ребенка, насколько точно смог сформулировать конкретную педагогическую цель, исходя из причин поступка, насколько правильно он смог выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело он смог воплотить их в реальном педагогическом процессе.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени и неоднозначны, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ребенке, если даже это лучшее еще не проявилось. Он принимает любого ребенка. И обращается к нему не к такому, какой он «сегодня», а к такому, каким он может быть «завтра».

Шестой этап — заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации, представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми. Нельзя пренебрегать этим этапом, поскольку он дает возможность сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами, на основе чего можно объективно определить эффективность работы педагога и сформулировать новые перспективы.

infourok.ru

Как справиться с проблемной ситуацией

Переживания современного подростка, столкновение с проблемными ситуациями, которых он может оказаться, не могут оставить равнодушными взрослых. И это неравнодушие может носит самый разнообразный характер: выслушать, утешить, подбодрить, дать какой-то совет. В большинстве случаев это помогает.

Но «большая таблетка» в виде «взрослого» необходима будет всякий раз, когда он сталкивается с проблемной ситуацией. А проблемных ситуаций в жизни много, и взрослый не всегда может оказаться рядом. Поэтому эффективная помощь взрослого должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы обеспечить подростка инструментарием по решению проблемной ситуации. Одним из таких инструментариев может стать алгоритм решения проблемной ситуации.

Алгоритм по принятию решения в проблемной ситуации состоит из пяти шагов:

  1. ориентация в проблеме,
  2. определение и формулирование проблемы,
  3. генерирование альтернатив,
  4. оценка альтернатив,
  5. принятие оптимального решения.

Рассмотрим каждый из данных шагов более подробно.

Первый шаг — ориентация в проблеме. В беседе с подростком важно напомнить: проблемы есть у всех. Если у тебя есть проблема — ты нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, ты не одинок. Не избегай столкновения с проблемами, пытайся их решать — это в твоих силах! Прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте: первая идея не всегда самая лучшая. Прислушивайся к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так. Чем раньше ты обнаружишь проблему, тем быстрее сможет ее решить. Осознание проблемы – это половина ее решения.

Переходим ко второму шагу — определение и формулирование проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы, опиши ее следующим характеристикам: кто, что, почему, где и как. Остановись, подумай и опиши проблему и свои цели. Ясно конкретно опиши все доступные факты. Исследуй факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Для прояснения путаных областей проблемы можно использовать вопросы. Например: «Какие ресурсы есть для достижения…?», «Какие попытки делались?», «Какие препятствия возникали?», «Делает ли кто-то какие-то оценки? А ты?», «Что беспокоит в этой ситуации?», «Какие помехи существуют?», «Какие ошибки могли или могут быть допущены?» и т. д.

Третий шаг — генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая, выдвигай как можно больше вариантов решения проблемы — они должны быть конкретными и логичными! Пробуй комбинировать и улучшать идеи.

Четвертый шаг — оценка альтернатив. Необходимо оценить возможные варианты решений.

Критерии оценки:

  • а) какова вероятность того, что этот вариант поможет добиться цели?
  • б) какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим образом?
  • Кроме того, необходимо оценить последствия: как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?

Пятый шаг — принятие оптимального решения. Если имеются расхождения между целью и последствием, сделай попытку определить, в чем источник трудностей: в процессе решения проблемы или в претворении решений в жизнь. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором следует подумать, как улучшить способ реализации решения.

И в завершении, необходимо напомнить вновь: наличие проблем свидетельствует, что ты человек, а умение их решать — что ты счастливый человек.

Кризис может стать шансом!

Педагог-психолог МКОУ СОШ №17
Мирошниченко Е.В.

reft-17.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *