Проблемы с самооценкой: завышенная или низкая в психологии

завышенная или низкая в психологии

Что такое самооценка? Ее основные функции. Как связаны самооценка и самосознание? Уровни самооценки и их признаки.  Как соотносятся представления человека о себе с мнением о нем окружающих? В чем опасность неадекватной самооценки и как с ней бороться? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», врачом-психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.

Самооценка – что это такое и каковы ее основные функции?

Самооценка – это представления человека о собственной личности, ее важности для окружающих, результатах деятельности, своих профессиональных, творческих и интеллектуальных способностей, моральных качеств, недостатков и достоинств. Фактически самооценка – это оценивание самого себя, причем основаны все эти оценочные представления о своей личности на системе ценностей индивида. Индивид в процессе самонаблюдения сам определяет свою личностную значимость и ценность в целом и отдельных ее сторон. На этот процесс также влияют и внешние факторы, а именно:
    • мнение социокультурного окружения как позитивное, так и негативное; 
    • реальные успешные достижения или, наоборот, провалы;
    • реакция социума на действия, поведение и психологические качества индивида;
    • просчеты в воспитании и т.п.

Основными функциями самооценки являются такие:
    1. Регуляторная, позволяющая принимать решения и выбирать целевые задачи, в конечном итоге приводящая к стремлению изменить себя в лучшую сторону, развивать и совершенствовать свои способности. Разновидностями регулирующей функции в зависимости от этапа конкретной деятельности являются:
    • Прогностическая функция, которая важна на начальном этапе решения задачи.
    • Корригирующая, или контролирующая, регулирующая процесс выполнения работы. 
    • Ретроспективная, связанная с оценкой результатов своей деятельности на ее заключительном этапе. 
    • Терминальная, обеспечивающая прерывание собственной деятельности в случае появления оснований для самокритики и негативной оценки ее результатов. Примером может служить отказ от неподтвержденных гипотез и вариантов.

    2. Защитная, отвечающая за стабильность психики индивида и ее относительную независимость от мнения окружающих.

    3. Развивающая и мотивационная, обеспечивающие возможность личности к развитию за счет желания самоусовершенствования и получения одобрения со стороны общества.

    4. Эмоциональная, позволяющая получать нравственное удовлетворение от своих качеств, результатов деятельности и одобрительных характеристик, что крайне важно для поддержания достоинства человека.

    5. Адаптационная, обеспечивающая лучшие приспособительные возможности в социуме.
Самооценка является природным свойством человека и основной составной частью самосознания (познания себя). Без нее невозможно определить свое место в жизни, ставить реальные задачи, взвешивать все «за» и «против», адекватно соотносить свои желания и возможности, а также правильно интерпретировать их соответствие требованиям общества.  

В психологии самооценке уделяется особое внимание, как центральному ядру личности и главному компоненту Я-концепции. 

Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?

В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно:
    • Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т.п.
    • Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха.
    • Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство.  

Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др.

На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития. 

Важными для формирования самооценки являются такие моменты:
    • Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность.
    • Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности. 
    • Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т.е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка.

Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме. 

Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?

Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием. 

Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.

Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т.п. 

Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе. 

Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков.

Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов.  

Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне. 

Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как:
    • Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях.
    • Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей.
    • Стереотипность поступков и поведенческих реакций.
    • Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда.
    • Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений.
    • Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.

Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить? 

При завышенной самооценке индивид склонен переоценивать свои возможности и соответственно имеет повышенный уровень притязаний.  Он самоуверен, берется за самые сложные дела, даже превышающие его реальные возможности, безапелляционен в оценках и по ослиному упрям в своих утверждениях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с мнением других, а собственную персону склонен идеализировать. 

Основные признаки завышенной самооценки – это такие проявления:
    • Высокомерие и надменность.
    • Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики от других.
    • Беспредельная самоуверенность, отсутствие авторитетов, игнорирование чужого мнения.
    • Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первым, зависть и враждебность к более успешным людям.
    • В случае неудачи прожектов непризнание своей вины и некомпетентности, проявление агрессии к конкурентам, сбрасывание ответственности на других.
    • Навязывание своего мнения, советов и опыта, даже если ими никто и не интересовался.
    • Превалирование собственного Я в любом разговоре, который он в любом случае переведет на обсуждение себя любимого и на обыкновенное бахвальство.
    • Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, ибо скорее доведет до нервного срыва свое окружение, чем себя, т.к. он независим от чужого мнения и совершенно не тревожится по этому поводу. Подробнее о токсичных отношениях. 

Чаще всего истоки чересчур высокой самооценки лежат в детстве, когда избалованное дитя привыкло быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать требуемое. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потворствуют всем его прихотям и исполняют желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями входит во взрослую жизнь. Кстати, завышение самооценки может сформироваться и во взрослом состоянии при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в сугубо мужском коллективе или отличается незаурядными внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание. 

Как бороться с неадекватной самооценкой?

Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют.  При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения. 

«Проблемы с самооценкой. Как с этим справиться? » — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Я не знаю как это объяснить, видимо, у меня проблемы с самооценкой. Дело в том, что чуть меньше, чем год назад я ненавидила себя, потребовалось много времени, чтобы это перебороть и хотя бы чуть-чуть полюбить себя. Вот мне недавно исполнилось 16 . Вроде, я себя не ненавижу. Но недавно произошла такая ситуация : я оделась так, как мне нравится, мне комфортно, пошла а людное место и я, черт возьми, чувствую себя некомфортно, я будто стесняюсь всех, чувствую неуверенность и как будто все смеются надо мной. Я начала сравнивать себя с людьми и все были лучше меня… Я не знаю как это выходит… И что происходит со мной… Так же затрону еще одну тему, от которой тоже есть свои корни. У меня не было парня, не считая интернет отношений и то они были в 12 лет, поэтому я не считаю это за что-то важное. Так вот, у меня не было парня, а у всех моих знакомых подруг и просто подруг либо был, либо есть. У всех, кроме меня, меня это дико задевает и я кажусь неполноценной, Кто-то скажет : «Ой, да фигня это все, тебе же всего 16 лет, не загоняйся, у тебя еще вся жизнь впереди».

А эти слова тоже очень обижают, поэтому я и никому об этом и не говорю, потому что знаю ответ. Но мне больно внутри, я из-за этого не раз плакала, как будто у меня пустота внутри. Как с этим всем справиться?

ПсихологияПодросткиСамооценка

Andre Cheney

  ·

1,7 K

ОтветитьУточнить

Лучший

Юлия Яковкина

Психология

466

психолог, КПТ-специалист, магистр психологии  · 1 авг 2020  · yakovkina.online

Здравствуйте. У вас не только в самооценке проблема, а в убеждениях по поводу того, как оно должно быть и еще вы сравниваете. Например: «Они одеваются лучше». А как лучше? То есть в голове есть некий критерий «лучшего одевания?» Какой он? или «У них был парень, а у меня нет», то есть есть представление, что должен быть парень. И если его нет, то что-то не так. Поэтому работа с долженствованиями поможет с тем, чтобы укрепить самооценку.

Также, соглашусь с коллегами ниже. Самооценка у нас формируется на основе того, что нам говорят о нас родители или наши сверстники. А также на основе опять-таки долженствований. Например, смотрим Инстаграм и понимаем, что «должно быть так», а у меня не так. А еще, если мама указывает на то, где именно не так: «Полная/худая, Что надела/Посмотри как другие/Что скажут люди». И из этого создается некий вакуум, в котором человек буквально не может воспринимать все иначе и воспринимает через фильтр: «Я не такая».

Еще добавление. Вы находитесь в пубертатном периоде. Сейчас формируются ваши ценности, представления о себе, о том, что и как в мире устроено. Конечно, эмоциональный аспект тут тоже важен. Ваши эмоции чуть сильнее, психологические защиты не все полностью сформированы. Вы проживаете некий возрастной кризис, как и все люди в разные периоды жизни. Поэтому такие состояния и настроения могут быть симптомом этого кризиса.

У меня есть видео на YouTube по поводу самооценки. Если захотите, можете его посмотреть. Я надеюсь, что оно вам поможет: Техники на поднятие самооценки

Мой канал на YouTube

Перейти на youtube.com/channel/UCE4prFPDVMfNfjMyKKOW-Bw

Комментировать ответ…Комментировать…

Анна Сокуренко

Психология

1,8 K

Практический психолог, кандидат наук. Люблю свою работу  · 1 авг 2020  · b17.ru/annasokurenko

Основы самооценки и самоценности закладываются в детстве под влиянием родительских установок. Если человека хвалят, ценят, заботятся не только о его физическом самочувствии, но и об эмоциональном, он вырастает вполне уверенным в себе, умеет принимать себя, слышит свои желания и потребности и знает, как достигать желаемого. Если же ребенка критикуют, слишком много… Читать далее

Записаться на психологическую консультацию

Перейти на b17. ru/annasokurenko

Комментировать ответ…Комментировать…

Мария Потудина

Психология

546

Психолог-консультант, медиатор.   · 10 авг 2020  ·

maria.potudina

Добрый день, самооценка это не постоянная вещь, она зависит от внешних и внутренних причин. Соотвественно разбираться надо и с внешними и внутренними причинами. Есть несколько простых и базовых принципов: — старайтесь не сравнивать себя с другими, это не имеет смысла и не эффективно. у нас у каждого разный стартовый капитал и возможности. сравнивать имеет смысл только… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Станислав Сергов

Психология

796

Специалист по достижению целей, изменению убеждений и жизни к лучшему. Психолог, коуч.

..  · 2 авг 2020  · znandex.ru

1. Нашему мозгу важно иметь какие-то границы и фундамент, за которые берутся нормы общества и мнение окружающих людей. Но кто сказал, что это правильно и хорошо? Что данная одежда лучше, а данная хуже? Это дело вкуса, а вкус индивидуален. Невозможно одеться так, чтобы это понравилось всем. 2. А есть ли заслуга подруг, что у них был или есть МЧ? Быть может это просто… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Ловлю дзен  · 1 авг 2020

С низкой самооценкой мне очень помогло говорить себе комплименты . Вставать прямо перед зеркалом и подмечать все детали : красивые глаза и тп. Избавиться от комплексов помогло такое упражнение , как противопоставление . Например : У меня второй подбородок — у меня нет второго подбородка( лол ) . И я повторяла это очень много раз в день . Также со временем я… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыто(Почему?)

Проблемы с самооценкой — PsychSolve — New Harbinger

Шаг 1: Проведение оценки и обучение

Первым шагом в лечении проблем с самооценкой с помощью когнитивно-поведенческой терапии является проведение оценки. Это поможет определить как причину проблемы, так и то, как человек может реагировать на проблему. У некоторых людей уровень самооценки может варьироваться в зависимости от ситуации, в которой они находятся. Например, они могут быть уверены в своих способностях на работе, но иметь низкую самооценку, когда возвращаются домой к своим семьям. Для других людей их самооценка может быть вообще низкой во всех аспектах их жизни. Лечение этих двух групп людей часто включает разные стратегии, поэтому тщательная оценка может повысить шансы на то, что лечение сработает. Инструменты самооценки, такие как инвентаризация самооценки, также могут быть полезными. Также важно, чтобы человек понимал, что когнитивно-поведенческая терапия — это активная форма лечения, которая требует от него или нее выполнения работы вне терапевтического сеанса.

Шаг 2. Опровержение самокритика

Самокритик — это осуждающий внутренний голос, который говорит людям, что они некомпетентны или бесполезны. Самокритичный голос часто воспроизводит такие сообщения, как «Ты всегда будешь один», «Ты всегда облажаешься» и «Ты никогда не будешь счастлив». Подобные сообщения являются движущей силой низкой самооценки. Одним из первых шагов лечения КПТ является выявление этих патологических, самокритичных сообщений и противостояние им. Очень важно понять, откуда берутся эти сообщения, как они влияют на жизнь человека, как они усиливаются со временем. Основываясь на этой информации, человек может начать противостоять этим сообщениям с помощью ряда различных методов, таких как возражение самокритике.

Шаг 3: Борьба с когнитивными искажениями

Когнитивные искажения — это бесполезные стили мышления, которые часто заставляют людей делать автоматические суждения о себе, других и мире. Например, чрезмерное обобщение включает в себя общие негативные выводы о жизни на основе ограниченных ситуаций, а минимизация и максимизация включают в себя игнорирование положительных и преувеличение отрицательных аспектов жизни. Еще одно когнитивное искажение — чтение мыслей, когда люди предполагают, что знают, что о них думают другие. Со всеми этими когнитивными искажениями необходимо успешно бороться, чтобы лишить самокритики силы.

Борьба с этими искажениями начинается с определения того, когда они используются, а затем делает резкое опровержение каждый раз, когда их замечают. Например, человек, использующий чтение мыслей, может бросить вызов этому искажению, подумав: «Прекрати; я не могу знать, что на самом деле думают другие».

Шаг 4: Развивайте сострадание к себе и другим

Сострадание к себе и другим является неотъемлемой частью здоровой самооценки. Люди, борющиеся с низкой самооценкой, часто очень плохо думают о том, кто они и что они делают, хотя никто не совершенен и все время от времени борются с неуверенностью в себе. Что отличает людей с низкой самооценкой от других, так это то, что они критикуют себя чаще, чем люди со здоровой самооценкой.

Наиболее важным шагом в развитии сострадания является развитие чувства принятия. Проще говоря, принятие — это способность перестать бороться с вещами, которые нельзя изменить. Например, многие люди хотели бы выглядеть иначе, быть умнее, иметь другую семью или найти другую работу, но это не всегда возможно. Люди, которые борются с вещами, которые нельзя изменить, очень злятся и разочаровываются. Принятие признает факты того, что можно и что нельзя изменить, в то время как последний шаг, прощение, освобождает себя и других от суждений и критики.

Существует множество техник, которые люди могут использовать для развития сострадания к себе и другим, например, культивирование спокойного состояния ума, понимание истинной самооценки и обучение общению без осуждения.

Шаг 5: Борьба с «должен»

«Надо» — это мощные правила, по которым живут многие люди, которые часто вызывают сильное разочарование и низкую самооценку. Примеры мощных утверждений «должен» включают «Я должен делать все идеально», «Я всегда должен помогать другим» и «Я должен быть полностью компетентным». Правда в том, что никто не бывает всегда прав или совершенен во всем, что он или она делает. Мы все делаем ошибки.

Ключом к борьбе с «должен» является формирование здоровых ценностей, которые являются гибкими и реалистичными и допускают ошибки. Человеку с низкой самооценкой может потребоваться переоценить свои ценности, чтобы определить их истинную ценность, и, возможно, пересмотреть эти ценности, чтобы сделать их более здоровыми и сострадательными.

Шаг 6. Учитесь справляться с ошибками

Люди со здоровой самооценкой часто более сострадательны к себе, когда совершают ошибки, и не продолжают винить себя за ошибки после того, как они произошли. Гораздо полезнее учиться на своих ошибках, чем бесконечно винить себя за них. Ошибки можно переформулировать как события, из которых человек может извлечь урок, или же их можно рассматривать как предупреждения о том, что что-то нужно изменить. Кроме того, ошибок иногда можно избежать, развивая более глубокое понимание преимуществ и недостатков своих действий.

Шаг 7. Научитесь реагировать на критику

Научиться реагировать на критику со стороны других — очень важный шаг в когнитивно-поведенческом лечении низкой самооценки. Он начинается с признания того, что другие люди могут быть критически настроены по многим причинам, многие из которых не отражаются непосредственно на человеке, которого критикуют. Например, человек может быть в плохом настроении и вымещать свое разочарование на других. Иногда полезно исследовать критику другого человека, чтобы определить, чего он действительно хочет. Тогда это часто помогает ответить настойчивыми коммуникативными навыками. Умение быть настойчивым может помочь людям просить то, что они хотят, научиться говорить «нет» и реагировать на критику здоровым образом.

Шаг 8: Использование методов визуализации и самогипноза

Навыки визуализации используют силу воображения, чтобы помочь людям достичь своих целей. Эти навыки часто начинаются с техник релаксации, а затем переходят к воображению успешного выполнения сложной задачи, эффективного взаимодействия с другими людьми или успешного достижения цели. Это те же приемы, которые используют многие музыканты, актеры и спортсмены, чтобы подготовиться к успешным выступлениям. Навыки визуализации подготавливают людей к успешным действиям, представляя, как этот успех происходит.

Точно так же методы самовнушения могут быть столь же мощными. Во многих отношениях людям с низкой самооценкой промыли мозги, заставив поверить в то, что они неудачники. Многие из их убеждений в этом отношении очень стары и устойчивы к изменениям, но именно здесь самовнушение может стать мощным инструментом. Методы самогипноза могут помочь людям перепрограммировать себя с помощью позитивных, вдохновляющих сообщений, чтобы преодолеть старые привычки и развить самопринятие.

Шаг 9: бросьте вызов основным убеждениям

По мере того, как работа над устранением когнитивных искажений продолжается, люди обычно начинают замечать общие темы в своих мыслях. Эти темы часто указывают на более глубокие, более прочно укоренившиеся основные убеждения о себе, которые делают человека более уязвимым для низкой самооценки. Эти основные убеждения, часто называемые схемами, включают такие мысли, как «я неудачник», «я ничего не стою» и «я непривлекателен». Когда встречаются эти основные убеждения, их также нужно подвергнуть сомнению и изменить, используя журнал доказательств и тесты этих убеждений.

Шаг 10: Предотвращение рецидива

Бросить вызов своим убеждениям и повысить самооценку может быть непросто. В процессе возможны как успехи, так и трудности. Ключом к развитию долгосрочной здоровой самооценки является дальнейшее использование навыков, описанных в этом разделе, и обращение за профессиональной помощью при необходимости.

Низкая самооценка у подростков: каковы основные причины?

Источник: Photographeeeu/canstockphoto

В соавторстве с Уильямом Каприолой

Давайте рассмотрим два подростковых сценария.

Во-первых, Саша:

Саша родился беспокойным. Она всегда была застенчивым, чувствительным ребенком с большим беспокойством. К счастью, у нее были поддерживающие члены семьи, друзья и учителя, которые мягко вытолкнули ее из зоны комфорта.

Но несколько лет назад семейная жизнь Саши резко пошла наперекосяк. Ее родители начали регулярно ссориться, сначала за закрытыми дверями, но вскоре и на глазах у детей. В этой напряженной обстановке природная чувствительность и беспокойство Саши заставляли ее думать, что она как-то виновата во всех спорах.

Сейчас 12-летняя Саша так долго подвергалась этому семейному конфликту, что это подорвало ее самооценку. Она пошла в среднюю школу, где познакомилась со многими новыми детьми, но у нее были проблемы с налаживанием дружеских отношений, поскольку она постоянно не задавалась вопросом, как другие воспринимают и ценят ее, и, что наиболее важно, что она может сделать, чтобы сохранить их дружбу.

Саша постоянно переживает, что сделала или сказала что-то, что вызовет неприязнь к ней у друзей. Тем не менее, Саша невероятно симпатичен! Она очень веселый, чуткий человек. Тем не менее, она боится общаться с другими детьми, потому что думает, что они никогда не захотят дружить с ней.

Теперь давайте посмотрим на Тайлера:

В свои 15 лет Тайлер отлично учится и заядлый футболист. У него также есть СДВГ. Тайлер всегда хорошо учился, так как его СДВГ проявляется в основном импульсивностью, а не невнимательностью. Но в социальном плане Тайлеру иногда трудно удержаться от того, чтобы перебивать других или воздерживаться от комментариев, которые могут показаться бесчувственными или легкомысленными.

Обеспокоенная тем, что такое поведение может повлиять на его отношения, мама Тайлера недавно спросила его, вызвала ли его импульсивность проблемы с друзьями. Сначала Тайлер отрицал, что это проблема. Но на самом деле была закономерность. Его сболтнутые комментарии часто приводили к обидам и даже ссорам. Это продолжалось годами, что привело к ссоре между Тайлером и некоторыми из его ближайших друзей. Со временем его друзья стали менее терпимы, более открыто критиковали его и перестали приглашать на свидания.

Тайлер, наконец, делится со своей мамой, что он потрясен ущербом, нанесенным его дружбе. Конфликт заставил его чувствовать себя виноватым, пристыженным и часто отвергнутым некоторыми из его любимых людей. Его мама замечает, что он стал просить меньше играть на футбольных матчах, а учителя сообщают, что Тайлер стал намного тише в классе. Он редко приглашает своих друзей на свидания, хотя Тайлер всегда был страстным студентом-спортсменом и общительной бабочкой.

Понимание самооценки

Самоуважение лежит в основе рассказов Саши и Тайлера, и чтобы помочь им, нам нужно понять, как самооценка влияет на наше мышление. Самооценка — это общее мнение человека о себе: как он воспринимает свои способности и ценность, свою уверенность в себе и свое чувство безопасности.

Люди по-разному переживают низкую самооценку. Например, не все с заниженной самооценкой чрезмерно самокритичны, но как бы это ни проявлялось, заниженная самооценка встречается довольно часто. Даже самые успешные люди, в том числе знаменитости и спортсмены, часто борются с «очагами» неуверенности в себе в определенных сферах своей жизни.

Причины низкой самооценки

Мы проверим Тайлера и Сашу позже, а пока давайте отвлечемся от этих двух случаев и рассмотрим некоторые причины низкой самооценки у ребенка или подростка:

  • Хроническое оскорбление и критика: Нам всем нужны сострадание, сочувствие и поддержка.
  • Неблагоприятные детские переживания (ACEs): ACEs — это события, происходящие в процессе развития ребенка, которые могут быть травмирующими, например пренебрежение, наблюдение за насилием, смерть члена семьи или тюремное заключение близкого человека.
  • Социальное давление и ожидания: Мы все постоянно сталкиваемся с успехами друзей и семьи в социальных сетях, известными знаменитостями и сильно отредактированными фотографиями людей в СМИ и рекламе. Трудно устоять перед сравнением и ощущением того, что ты недостаточно хорош. Необоснованные и недостижимые ожидания общества наносят ущерб самооценке.
  • Атаки на идентичность: Оскорбительные сообщения о маргинализированных людях могут поколебать гордость молодых людей за фундаментальную часть их идентичности, такую ​​как их культура, раса, сексуальность, пол или социально-экономический класс. С аналогичными проблемами сталкиваются люди с хроническими заболеваниями, физическими недостатками, расстройствами обучения или психическими заболеваниями.

Последствия низкой самооценки

Мы видели, как низкая самооценка Саши мешала ей строить здоровые отношения, и как Тайлер стал гораздо более замкнутым из-за своей низкой самооценки. Как еще это может повлиять на молодого человека? Молодые люди с низкой самооценкой могут:

  • Демонстрировать меньшую уверенность и избегать здоровых рисков, таких как прослушивание для участия в школьном спектакле
  • Борьба за принятие важных решений, таких как выбор классов или принятие лидерства в клубе
  • Им трудно сказать «нет» под давлением сверстников, например, когда их заставляют употреблять вещества или садиться за руль в нетрезвом виде
  • Им трудно принять здоровую конфронтацию и самозащиту, когда им нужно противостоять агрессору или отстаивать свои ценности
  • Склонен страдать от беспокойства, депрессии, одиночества или зависимости в более позднем возрасте

Как помочь молодым людям повысить самооценку

Одним из величайших даров, которые мы можем передать детям, является вера в то, что они имеют внутреннюю ценность и достойны любви такими, какие они есть.

Помогая молодым людям развивать здоровую самооценку, мы поддерживаем их внутреннюю силу и уверенность в себе и помогаем им учиться на своих ошибках. Чем младше мы начинаем помогать, тем лучше, но никогда не поздно начать повышать самооценку молодого человека. Заботливые взрослые могут:

  • Проявлять к детям безусловную любовь, поддержку и похвалу. Даже когда дети терпят неудачу или плохо себя ведут, мы можем проявить сочувствие, когда вместе разбираемся в ситуации.
  • Помогите детям оказать положительное влияние на жизнь другого человека. Это можно сделать, работая волонтером в школе или обществе, помогая младшим братьям и сестрам или помогая родителям по дому.
  • Помогите молодым людям усовершенствовать свои любимые навыки и занятия. Уверенность и компетентность идут рука об руку, и когда дети будут гордиться своими способностями, они будут более позитивно относиться к себе.
  • Помогите молодым людям развить реалистичное и позитивное представление о себе, точно размышляя о своих сильных и слабых сторонах. Обязательно делайте это без осуждения. Независимо от возраста, мы больше всего растем, когда рассматриваем неудачи как возможность узнать о себе.
  • Дайте молодым людям возможность взять на себя ответственность за свои действия. Это включает в себя возможность извиниться, когда они конфликтуют.
  • Выявление и устранение негативных моделей мышления , которые часто преувеличены и искажены и подрывают самооценку.
  • Помогите молодым людям гордиться своей уникальной индивидуальностью и своими отличиями. К ним относятся сексуальность, пол, раса, этническая принадлежность и семейные расстановки.
  • Моделируйте позитивное поведение. Покажите ребенку, как вы проявляете сострадание к себе и не скрываете от ребенка свои неудачи.

Заключительное слово

Хорошая новость заключается в том, что существует множество способов помочь нашим молодым людям повысить свою самооценку. Посмотрим, как сложились дела у Саши и Тайлера.

Саше потребовалось три шага и немного времени:

  1. Хорошо зная свою дочь, Сашин папа заметил ее замкнутое поведение и начал нежные разговоры о том, что ее беспокоит. Саша открылась, признавшись, что чувствует себя виноватой из-за проблем в семье. Ее неоднократно уверяли, что конфликты произошли не по ее вине.
  2. Родители Саши обратились к педиатру первичного звена с просьбой помочь запланировать клиническое обследование. Обследование показало, что у Саши генерализованное тревожное расстройство и застенчивый, заторможенный темперамент.
  3. По рекомендации эксперта Саша начал индивидуальную и семейную терапию. Ее родители также начали семейную терапию. Семья думала о лекарствах от генерализованной тревожности Саши, но решила, что в данный момент они не нужны.

За несколько месяцев самооценка Саши сильно выросла. Она общалась с друзьями с меньшим беспокойством, и, что наиболее важно, она испытывала меньше вины, связанной с ее семейной жизнью.

В случае с Тайлером его мама поняла, что нужно что-то делать. Они провели несколько совместных встреч с его психофармакологом и разработали следующий план:

  • Стимулирующие лекарства Тайлера были скорректированы, а дозировка увеличена. Психофармаколог также назначил второй препарат Тенекс (гуанфацин), который помогает снизить импульсивность, не влияя на внимательность.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) была инициирована для работы над изменением мыслей Тайлера и практикой мышления перед действием. Он стал менее вспыльчивым и стал более внимательно относиться к последствиям своего поведения.
  • Поскольку его импульсивность была заметна и дома, мама Тайлера проводила семейные собрания, на которых присутствовал его брат, чтобы помочь ему изучить поведенческие стратегии и навыки.
  • Мама Тайлера инициировала ОСНОВНУЮ оценку его особых условий в школе. Это привело к изменению его места в школе, назначению встреч со школьным психологом и получению конструктивных отзывов от школьного персонала о его импульсивном поведении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *