Проблемы воспитания характера – Воспитание характера

Содержание

Воспитание характера

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.


Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.

Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.



В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

На воспитание характера влияют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях даны примеры того, как чувствует и действует человек, ярко обрисованы черты его характера. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребенка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как родитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если родитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность, невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность родителя окажут отрицательное влияние на ребенка.

Значительное место занимают, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых детей имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных представлений (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т. д.). В более старшем возрасте один из путей формирования характера — самовоспитание.

Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самомнению, зазнайству.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в ответ на тот или иной поступок ребенка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, родитель легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.



Для того чтобы воспитывать характер ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Нужно вести краткие записи наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Только хорошее знание ребенка позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

www.psyvsem.ru

Проблема воспитания. Особенности воспитания мальчиков и девочек

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш – индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие «воспитание» в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая культурная среда и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие «воспитание» в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: гормональный фон заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, как воспитать подростка, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям — стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй – запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой – нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в неполных семьях.

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека — представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество — основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.

Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки положительные качества, достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что свойства личности являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность методики Никитиных, которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

fb.ru

4. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы воспитания характера. Характер человека: становление и перевоспитание

Похожие главы из других работ:

Анализ акцентуации по тесту Леонгарда

2. Акцентуация черт характера

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно…

Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека

Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния свойств нервной системы на развитие характера человека

Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

2.1 Изучение маскулинных и феминных черт характера у детей-дошкольников

Для подтверждения гипотезы нашего исследования были разработана методика по выявлению маскулинных и феминных черт характера у детей дошкольного возраста. В ходе изучения литературы…

Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

2.2 Сравнительный анализ проявлений черт характера, исходя из полноты семьи

Для решения задач курсовой работы необходимо сравнить показатели черт характера и определить, в какой семье воспитывается ребенок. В нашем исследовании участвовали дети из полной семьи: Иванов Павел, Карпович Дима, Гринкевич Диана…

Влияние среды на формирование характера

1. Определение и предпосылки становления характера

Характер — это психическое свойство личности, определяющее стратегическую линию поведения человека и выражающееся его отношение: к окружающему миру, труду, другим, самому себе…

Особенности становления, формирования, развития человеческой личности

1.3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Возрастные периоды становления человека Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека…

Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами

1.2 Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным — именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c…

Развитие волевых черт характера у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента

2.1. Изучение особенностей развития волевых черт характера у подростков с холеристическим типом темперамента

Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Аромашевского АУ КЦСОН, директор — Медведев В.А., заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов Москвина Т.В…

Связь характера с темпераментом и их отличия

3. Понятие характера и его черт

Характер (от греч. character — черта, признак, примета, особенность) — это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего…

Становление акцентуаций характера в зависимости от соотношения анаболических и катаболических гормонов

Глава 1. Теоретические проблемы исследования становления акцентуаций характера в зависимости от соотношения катаболических и анаболических гормонов

1.1.Основные подходы к изучению акцентуаций характера как индивидуально- типологических особенностей личности в психологической науке Формирование и развитие акцентуаций черт характера в онтогенезе обусловлено рядом факторов…

Структура характера

3. Система черт характера

Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности человека: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав…

Темперамент и характер

4 КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера)…

Типология характеров по Э. Кречмеру

1. Определение характера, его основных черт

Характер

3. Формирование характера у детей и пути его воспитания.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма…

Характер человека: становление и перевоспитание

5. Черты характера и другие личностные свойства человека. Взаимосвязь характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С другой стороны…

psy.bobrodobro.ru

Психолог Сергей Ключников — Воспитание характера. Как воспитать черты характера?

Страница 2 из 5

Побеждайте свое “ленивое я”

На тренинге «Путь воина» я прошу людей определить местонахождение ленивого существа, которое удерживает их около дивана и не дает заниматься делом.

У кого-то оно оказывается в ногах, у кого-то в ягодицах (да-да, не улыбайтесь, бывают и такие случаи), у кого-то в груди. «Ленивое я» всегда определенным образом локализовано и занимает определенный этаж в теле.

Очень важно опознать и пронаблюдать это существо и окружить силой сознания. Если этого не делать, то «ленивое я» будет вампирически втягивать в себя нашу жизненную силу и разрастаться.

У Заболоцкого есть прекрасные стихи, где душа представляется патологической ленивицей. Задача человека — силой ума обуздывать ее и заставлять работать.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

В этом стихотворении поднимается тема усилий и сверхусилий, их роли в формировании личности человека.
Многие умы ставили способность совершать усилия в основу развития личности, в основу истинной духовности.
О пользе усилий много писал Гурджиев.

Эзотерические учения утверждают, что иногда даже убийца бывает более подвижным на духовном пути, чем ленивый человек.
Будда говорил: “Работай изо всех сил, сколько сможешь”.

Осознанно развиваться может быть тот, кто научился систематически работать.

И Воля — это прежде всего постоянное преодоление собственной лени и расслабленности, ежедневное собирание себя по кусочкам и становление на путь. Высоты мировоззрения мало, надо всегда воплощать его в действие, в поведение, в практику.

Киплинг так писал об усилиях:

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Давно уже все пусто, все сгорело
И только воля говорит: “Иди!”

Чтобы  воспитать силу характера и победить свое ленивое существо, нужно его изучить и понять на чем оно держится.

Помимо привычки к пассивности и склонности ко сну разума, который порождает чудовищ лени, ваше ленивое существо подпитывается удовольствием от безделья.

«Я — классическая бизнесвумен, — рассказывает мне клиентка без особого энтузиазма, — У меня высшее экономическое образование, я закончила в Германии очень престижные курсы по менеджменту. Сейчас у меня два магазина и одно совместное предприятие. Но со мной стали происходить странные вещи — когда я достигла пика успеха, мне вдруг стало почему-то неинтересно… Ни с того ни сего я совершенно обленилась.

Вот вы видите меня — за последние два года я набрала лишних восемнадцать килограмм. Мне тяжело оторваться от стула не в переносном, а в прямом смысле. Я считаю, что мой лишний вес и лень — близнецы-братья. Помогите мне избавиться от лени, Не понимаю, что со мной творится. Мне нужен специальный тренинг!» — подытожила она свое признание.

Когда мы начали с ней работать, то в первую очередь выяснили — за счет чего она добилась успехов в прошлом, и какова природа ее тогдашней активности. «Раньше меня мобилизовывали перспективы: вот пробьюсь, раскручусь, куплю хорошую квартиру, иномарку, поезжу по миру. А сейчас притупились все чувства: что планировала — того добилась, цели доступны. А что делать дальше — непонятно», — объяснила она.

Кроме того, выяснилось, что в течение пятнадцати лет она занималась спортом, плавала, ходила в тренажерный зал. Но последние годы клиентка прекратила все занятия, что и привело к набору веса.

Кроме того, она поведала, что несколько лет назад ее бизнесу и даже жизни угрожала серьезная опасность — ее компаньонка, с которой они когда-то не поделили бизнес и мужчину, принялась всерьез интриговать, пыталась подключить к делу бандитов.

И хотя проблема рассосалась — бывшая компаньонка встретила американца, вышла за него замуж и укатила за океан, психологическая травма осталась. В сознании клиентки поселился страх, ей стало трудно принимать решения.

«Ушло ощущение куража, когда голове стоит подумать, а ноги уже бегут», — тоскливо констатировала женщина.

Изучив ситуацию и психологическое состояние клиентки, я увидел, что у нее образовался зазор между принятием решения и его осуществлением, который заполняют сомнения и страхи, перемешанные с ленью.

Я объяснил ей, что лень вообще довольно часто соединяется в человеке со страхом, является разновидностью страха перемен. Мы начали восстанавливать волевой тонус клиентки, действуя сразу по нескольким направлениям.

В первую очередь необходимо было поставить перед ней новую, более масштабную и увлекательную цель, которая в первую очередь пробуждает в человеке скрытые внутренние силы.

«Моя мечта — возглавить большой магазин женской обуви», — призналась она. «Насколько это реально в вашей сегодняшней ситуации?» — поинтересовался я. «Перед ссорой было более реально, но и сейчас, если объединиться с моим родственником, наверное еще не поздно, только вот решиться не могу», — сообщила клиентка.

Я сказал ей, что можно привлечь к ней и к ситуации мощные психологические ресурсы и цель будет завоевана, но требуется подкрепить внешнюю цель — внутренней. Ведь все, что человек имеет вовне, есть отражение его внутренних возможностей.

Мы начали работать над ее внутренним потенциалом, пытаясь определить, кем бы она хотела стать на уровне своей личности. Затем началась работа над вживанием в этот идеальный образ.

Я убедил клиентку возобновить физические тренировок и занятия йогой. Но самое важное и сложное — было научить ее наблюдать за своим ленивым и нерешительным существом, отделяться от этой негативной части себя и постепенно взять ее под контроль, заменив спокойной, гармоничной субличностью.

Затем мы учились соединять усилие с чувством радости, одновременно отделяя лень от удовольствия. Пройдя цикл обучения секретам волевой тренировки, клиентка обрела состояние активной работоспособности. Она еще не возглавила обувной супермаркет, но идет к этой цели.

Попробуйте  заняться воспитанием характера и ослабить лень с помощью следующего упражнения, которое нужно проделывать не один раз.

Разъедините лень и удовольствие

После того, как вы определили, в какой части тела живет ваше ленивое существо, пронаблюдайте за ним более внимательно и попытайтесь найти внутри себя союзников и помощников этого лентяя. Вы можете увидеть, что их несколько — психологический сон, нехватка энергии, дурные привычки и чувство удовольствия.

Последний фактор очень важен. Не нравилось бы вам лениться — вы ни за что не делали бы этого. Наведите на внутреннего ленивца луч заостренного внимания — и увидите, что он питается энергией удовольствия.

Вы можете увидеть это удовольствие в виде светлого пятна на глухом, темном фоне вашей инертности. Ваша задача — мысленно разъединить эти два образа, чтобы отныне вы перестали получать наслаждение, когда ленитесь.

Разведите в сознании лень и удовольствие, чтобы отныне всегда, когда ленитесь, вы ощущали бы угрызения совести и недовольство собой, подталкивающие вас к работе над собой.

“Человек друг самому себе, если он враг самому себе”, — так о необходимости подчинения своей природы своему же Внутреннему управителю говорит народная мудрость.

При этом в усилиях и через усилия развивается и сама Воля. Она растет в  усилиях по воспитанию черт характера и в  действиях, нацеленных на преодоление собственной инерции и аморфности, в кропотливом самопринуждении, в подчинении Натуры Разуму. Чтобы нарастить силу — физическую или волевую — обязательно нужны нагрузки.

Если вы чувствуете, что у вас сладкая жизнь, способствующая лени и размягчению воли, намеренно ставьте себя в трудные обстоятельства, принимайте на себя обеты, связанные с усилием. Примером такого обета в христианской традиции является пост или странствование по святым местам.

Важно также правильно прилагать усилия. Они должны вести к благородной цели и совершаться мягко, без грубого давления. Чтобы изменить русло реки нельзя его перегораживать, нужно сначала прорыть рядом другой канал, а это требует времени.

Наработанные программы нужно изменять постепенно, выращивая растение своего духа, но не вытягивая его из земли. Усилие должно быть плавным.

“Умереть за истину — достойный поступок. Но несоизмеримо достойнее изо дня в день жить ради истины”, — писал Селинджер.

Думай, как воспитать черты характера.

Не бойся быть побитым — научишься драться.

Если есть цели, желания, то есть и препятствия. Это абсолютная неизбежность, неустранимый фактор нашей жизни. Они были, есть и будут, и от них никуда не деться.

Препятствия всегда впереди и иногда мы стремимся им навстречу с такой скоростью, что нам начинает казаться, что это они движутся навстречу нам. Препятствия неизбежны.

Однако главное препятствие мы всегда несем в самих себе, рефлекторно напрягаясь на возможное сопротивление среды и противодействие будущего настоящим планам. Внешнее препятствие вторично по сравнению с внутренним.

Каратист разбивает кирпич ударом ладони. Почему это не может сделать обычный человек? Потому что у него есть установка, что это невозможно.

Внутреннее препятствие соединяется с внешним, и в результате рождается образ непрошибаемого, железобетонного кирпича, о который запросто можно сломать руку.

Совсем по-иному воспринимает кирпич каратист. И своим сознанием, которое воспринимает кирпич как достаточно рыхлую массу, которую несмотря на внешний монолитный вид, легко разбить пополам.

И своей рукой, которая не боится боли, потому что настолько быстро проходит сквозь субстанцию красной обожженной глины, что не успевает ничего почувствовать.

Сколько таких кирпичей встает на нашем пути! Сколько раз мы бессильно останавливаемся перед ними, как перед железобетонной стеной, хотя на самом деле перед нами картонная стенка.

Сила нашего страха и неуверенности в себе идут впереди нас и парализуют нашу активность. Даже когда мы решаемся на действие, оно часто оказывается неудачным, потому что мы не можем совершить его свободно, и наш страх идет впереди нас. У страха глаза велики, говорит пословица.

И картонная стенка превращается в подобие Великой Китайской Стены или высокой горы, в которую, как известно, не пойдет ни один умный человек.

Первая реакция на препятствие у многих людей — желание сжаться в комок, пригнуть шею, съежиться, замереть, — варианты пассивно-оборонительного рефлекса. Не стоит идти у него на поводу. Он заставляет человека уклоняться от проблем, от того, чтобы делать Надлежащее и Необходимое. Спрятаться от жизни — не есть достойная цель человека. Только идя навстречу опасностям и трудностям вы сможете по-настоящему воспитать характер.

У меня был клиент, который периодически уезжал из Москвы на несколько месяцев на Дальний Восток, где он уходил в рейсы, так как  работал матросом. Пришел он ко мне с жалобой на то, что его часто бьют. Он ходил к батюшке в монастырь, пробовал молиться, но ситуации продолжались. При этом он так боялся физической боли, что одно воспоминание о ней буквально парализовывало его.

Работая над его ситуацией, мы ориентировались на высказывание древних мастеров: «Не бойся быть побитым». Преодолев страх боли, этот человек стал вести себя более свободно: мог отвечать ударом на удар и даже отводить надвигающуюся грозу вовремя сказанным словом.

Судьба действует как мудрая учительница и посылает нам только то, что мы заслужили.  На Востоке считают, что количество и размер препятствий определяются нашими кармическими накоплениями. Учитесь принимать свою судьбу и видеть ее скрытые ходы и закономерности. Христианская притча говорит об этом так:

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: “Можно я выберу себе иной крест?” Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: “Выбирай”.

Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился; “Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие”. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: “Боже, можно мне взять этот?” “Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть”.

Эзотерические учения, и прежде всего Агни Йога, говорят о том, что нужно позитивно относиться к трудностям.
“Полюбите препятствия — ими растем”, — говорит восточная мудрость. Нам необходимо понять, как воспитать черты характера и стать уверенным и бесстрашным человеком.

Помимо того, что это более продуктивная установка, у нас есть действительные причины любить препятствия.
Во-первых, только таким образом мы можем отработать нашу негативную карму — другого пути не существует, и топтаться в нерешительности или увиливать — это только откладывать встречу.

Во-вторых, только в столкновении с препятствиями мы можем развиваться, растить свою волю. Ведь воля проявляется именно при встрече с преградами. Если их нет, то и воля становится слабее, так как мы ей меньше пользуемся. Если не тренировать мышцы, то они атрофируются.

Еще одна притча о кресте говорит не только о его тяжести, но и о его пользе:

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Когда мы меняем свое внутреннее отношение к препятствию, мы перенаправляем свои потоки энергии. Мы не тратим силу на страх, мы тратим ее на ощущение любви и это делает нас сильнее.

Страх забирает, а любовь дает силу.

Препятствия — это прекрасный тренажер для  воспитания характера и наших волевых мышц. Он может стоять без нашего внимания и пылиться, может пугать нас. Для того, чтобы начать заниматься, требуется наше решение, личное усилие.

Когда мы его даем, мы перестаем быть “уклонистами” и приступаем к тренировкам, вступаем в игру.

Соедините удовольствие с усилием

Внимательно пронаблюдайте за собой в момент совершения усилий, чтобы выделить в себе волевое “я”. Как оно ощущает себя, принуждая вас к усилиям и сверхусилиям? Наверняка — двойственно.

С одной стороны, есть радость победы над собой, есть ощущение, что вы одолеваете вершину. С другой стороны — вам неприятно и неохота напрягаться. Вначале вы мысленно убираете темное пятно негативного отношения к усилию, а затем соединяете два образа — усилия и удовольствия — в единое целое.

Сделайте это несколько раз, пока объединенный образ радостного усилия не станет живой, легкой, энергонасыщенной частью вашего сознания.

Тренируйтесь на мелочах, заставляя себя с удовольствием делать любые необходимые бытовые дела. Добейтесь ощущения абсолютной соединенности, срощенности нового образа, состоящего из этих двух психологических сил.

Ситуации преодоления — это те часы, которые мы уделяем тренировкам воли. Люди, которые занимаются строением своего тела, ходят в тренажерные залы и платят деньги за каждый час занятий. Судьба же дарит нам трудности совершенно бесплатно.

Если мы хотим вырастить физическую силу, то мы медленно и равномерно наращиваем нагрузки, задаем их всем группам мышц. Я заметил, что судьба часто поступает с нами таким образом.

Мы долго отрабатываем какую-то проблему — сначала понимаем ее суть, находим подход, растим мышцу, закрепляем результат, сдаем что-то вроде зачета.

Потом проблемы этого характера уходят, но приходят другие, рангом повыше. Испытания всегда посылаются по силам. Закрепил урок — бери следующий.

“Трудности возрастают по мере приближения к цели”, — писал Гете.

Когда человек всходит в гору, то его путь становится все круче и круче, на нем все больше каменных завалов и головокружительных обрывов. Однако на такие высоты не забираются неподготовленные — им это просто не по силам, и они не увидят красоты, которые могут подарить только горы. “Лучше гор могут быть только горы”, — как пел Высоцкий.

Но что такое гора — препятствие или чудо красоты? Путь в Гору — это радость преодоления себя.

Каждый человек может вспомнить особое чувство радости и прилива сил, которое возникает после взятого рубежа и покоренных вершин в любой сфере жизни. Это прекрасная иллюстрация великого закона преодоления трудностей: побеждая какое-либо препятствие, вы впитываете в себя его энергию.

Препятствие несет в себе определенное количество энергии. Чем оно мощнее, тем больше силы оно таит. Ее можно выжать, как лимон, и выпить этот “энергетический напиток”.

Волна препятствия

Представьте, что препятствие — это большая и мощная волна. Вы стоите на берегу моря, и волна приближается к вам. Она окатывает вас с ног до головы и тащит за собой.

Вы принимаете ее и стоите не шелохнувшись. Волна перекатывается через вас и отступает. А вы остаетесь — омытый соленой водой и полный сил.

kluchnikov.ru

Воспитание характера — sonyaclub.ru

16 Сентябрь 2014      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   1610

Воспитание характера ребенка

Как часто приходится слышать «у нее золотой характер», «какой ужасный характер», «характерами не сошлись»… А что такое характер? В переводе это слово буквально означает «отпечаток, чеканка» (греч.). Это набор индивидуальных личностных особенностей, признаков, качеств, отличающих одного человека от другого. Он показывает, как человек относится к окружающей действительности, людям, событиям, как он реагирует на внешние раздражители, насколько располагает к себе.

Воспитание характера процесс длительный и не простой, так как личностные особенности могут закладываться как в юном возрасте, так и корректироваться под влиянием самовоспитания или воздействия обстоятельств. Как же повлиять на процесс формирования характерологических особенностей ребенка, чтобы он вырос доброжелательным, целеустремленным, справедливым человеком?

Черты характера

Хоть мы и воспринимаем характер как нечто целое и неделимое, все же есть определенные черты, которые свойственны правильно (или неправильно) воспитанным людям:

  • Трудолюбие. Это качество показывает, как человек воспринимает общественные обязанности: с энтузиазмом или с неохотой, демонстрируя пренебрежительное отношение. С этой чертой характера связаны такие черты как лень, неряшливость, расточительность (при отсутствии любви к труду) или работоспособность, аккуратность, бережливость (при ее наличии)

  • Адекватная самооценка. Человеку важно правильно оценивать себя и других. Тогда он будет разборчивым в связях, осознает собственную ценность. Личности, правильно оценивающей себя, свойственны скромность, доброжелательность, терпимость к недостаткам других. Если самооценка завышена или занижена, то проявляются такие черты как неуживчивость, агрессивность, конфликтность или, напротив, робость, застенчивость, отсутствие активной позиции
  • Принципиальность. Под этим качеством понимается готовность следовать своим убеждениям, вне зависимости от внешних обстоятельств и настроения. Это одно из самых уважаемых качеств, которым, к сожалению, может похвастаться не каждый человек. Противоположным качеством является беспринципность – отсутствие ориентиров в принятии решений, готовность действовать с наибольшей выгодой для себя
  • Сила воли. Это качество характера порождает смелость, умение действовать вопреки обстоятельствам, готовность идти до конца в достижении цели. Противоположное ему качество – слабоволие, при котором человек сдает позиции одну за другой, пасует перед препятствиями, часто ища причину неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах
Как воспитать ребенка с сильным характером?

Воспитание характера начинается в раннем детстве, когда родители вырабатывают особую линию поведения в отношении своего малыша. Если с пеленок его учат некоторое время заниматься с игрушками самостоятельно, добиваясь какого-то эффекта (звуки погремушки, карусельки, умение дотягиваться до предметов, переворачиваться и т.д.), то это исподволь запечатлевает в сознании крохи потребность в физической активности для достижения результата.

Подросшему ребенку можно поручать несложную работу по дому, хотя бы в пределах детской комнаты. Одобрение со стороны взрослых вознаградит его за труд.

Кстати, ваша похвала должна быть действительно заслужена ребенком: говорите ему не только лестные для самолюбия слова, но и аккуратно указывайте на недочеты, помогайте их исправить. Главное – делайте это только в доброжелательном ключе, независимо от того, старался ли ребенок в полную силу или позволил себе слегка схалтурить.

Чтобы воспитать принципиальность, поощряйте ребенка высказывать свою точку зрения, не подвергая ее критике. Договоритесь с ним о некоторых правилах вашего взаимодействия и помогайте соблюдать их, а также соблюдайте сами, подавая ему положительный пример.

Есть прекрасный тренинг Р. Гандапаса о воспитании силы воли и вообще волевых качеств личности «SelfMadeMan». Это слово в переводе с английского означает «человек, который сам себя сделал».

Автор говорит, что главным препятствием на пути к высокой цели является сам человек. И если в детстве, имея свободный выбор, ребенок предпочтет компьютерную игрушку прочтению книги или станет смотреть кино, забыв про уроки, это может означать, что в будущем он рискует довольствоваться судьбой обывателя, презрительно поглядывающего с дивана на ровесников- миллионеров из светской хроники, якобы наживших деньги «неправедным путем».

 

Чтобы этого не произошло, чтобы ребенок не был удовлетворен примитивным существованием, нужно закалять его характер самостоятельным выучиванием уроков без ссылок на сложность программы: прежде чем помочь, попросите его продемонстрировать результаты своих усилий по решению трудной задачки. Хорошо закаляет характер спорт: отдав ребенка в секцию, вы укрепите не только его тело, но и дух, волю к победе.

 

Даже если вам что-то не нравится в характере ребенка, не стремитесь искоренить эти черты быстро и безвозвратно: это бесполезно. Только каждодневными осознанными усилиями со стороны ребенка и вас можно воспитать сильный характер.

 

 

sonyaclub.ru

Проблемы воспитания личности

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,
если на 10 лет вперёд — сажай лес,
если же на 100 лет — воспитывай детей.
(Народная мудрость)

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимы друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается серьёзными экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности (в мире-10млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России). Чеченские события породили относительно новое для последних десятилетий России явление-участие детей в войнах взрослых.

Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой», особенно в сексуальном «антивоспитании».

Мераб Мамардашвили вслед за многими другими философами говорит об антропологическом кризисе, который заключается, по его мнению, в том, что немногие люди могут противостоять бездуховности. Остальные находятся в плену всевозможных страстей.

В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, усиливающие социальное одиночество ребёнка.

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей- дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов.

1.Нельзя не учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчётё ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…

Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;

Учиться жить — акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

Учиться быть — фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей школьника.

2.При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

3.Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, — эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

4.Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения..

5. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.

6.Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях.

Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.

Очевидным является то, что необходимо серьёзное обновление имеющегося научного знания о воспитании, которое должно носить практикориентированный характер и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем воспитания. Реальные воспитательные процессы нуждаются в научном сопровождении, формы которого могут быть самыми разнообразными (лаборатории, исследовательские центры, научное сообщество, опытно-экспериментальная работа и др.), к сожалению, оно не является достаточным в нашем регионе.

Как результат научного сопровождения, недостаточность региональных аналитических материалов о реальных личностных и жизненных проблемах подростка и юноши, их настроениях, помыслах, жизненных устремлениях, которая также затрудняет адекватную организацию воспитательного процесса и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. В области воспитания в нашем регионе явно недостаточно инновационных проектов, позволяющих по-новому решать разные проблемы, сегодня вряд ли можно назвать образовательные учреждения, отрабатывающие новые модели воспитания с учётом всех современных тенденций и являющиеся своего рода локомотивами в этой области.

Ориентация на оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений уводит педагогов – воспитателей в организационную деятельность, а не в отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребёнка, подростка, юноши.

Нуждается в обновлении и система повышения квалификации педагогов-воспитателей, сегодня явно недостаточно в ней мобильных, оперативных форм, позволяющих педагогу-воспитателю решить реальные проблемы здесь и сейчас, на рабочем месте. Предлагаемые стандартизированные программы повышения квалификации и «продукты», подтверждающие право на получение удостоверения, чаще всего не позволяют решить существующие в воспитательной практике проблемы, а направлены в большей степени на изучение теоретических подходов к воспитанию.

Приоритетный Национальный Проект «Образование» поддерживает сегодня развитие института классных руководителей, что в определённой степени затрудняет поиск новых подходов к воспитательной деятельности в классе. В частности, в воспитательной практике не отрабатываются модели классного воспитателя, тьюторства и др. А ведь почти 80% опрашиваемых учителей видят себя только учителями–предметниками, являясь при этом классными руководителями. Настало время серьёзно изучать и адаптировать зарубежный опыт индивидуальной работы с детьми.

Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решен6ием воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования в том, что они создают условия для эмоционально привлекательной деятельности детей, удовлетворяют потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Но, к сожалению, в эту деятельность в большей степени включены школьники младшего и среднего подросткового возраста. Деятельность огромного количества учреждений дополнительного образования малопривлекательная для старших подростков, старших школьников, практически не охвачены ею дети «группы риска», дети улицы, воспитанники детских домов. Воспитательный потенциал данных учреждений огромен, но совершенно очевидно, что поворот в эту сторону осуществляется в реальной практике крайне медленно.

Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания: создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.

Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший школьник, подросток, юноша.

aneks.spb.ru

Статья «Некоторые проблемы воспитания»

Некоторые проблемы воспитания

Бескоровайная Л.П.

Бескоровайная Лариса Павловна/ Beskorovajnaja Larisa Pavlovna —

учитель русского языка и литературы,

Донецкая общеобразовательная школа № 54, Донецк

Аннотация: в статье анализируются ключевые проблемы воспитания, которые обусловлены, с точки зрения автора, формализацией основных принципов воспитательного процесса: социально-ценностной направленностью и целеустремленностью воспитания, соответствием целей и содержания воспитания характеру установленных задач и нужд воспитываемых.

Abstract:in the article analyzes the key issues of education, which are caused, from the point of view of the author, the formalization of the basic principles of the educational process: the social-value-oriented and purpose of education, the objectives and content of education and the nature of the tasks set by the needs of the educated.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный эффект, деятельностный подход, контрадикция, мотивированность, социализация, проблемы общества.

Keywords: education, educational effect, activity approach, kontradiktsiya, motivation, socialization, social problems.

Формирование личности должно играть приоритетную роль в процессе образования и развития подрастающего поколения. Проблемы воспитания детей — это прежде всего проблемы общества. Наша задача определить наиболее актуальные.

Эффективность воспитательной деятельности напрямую зависит от целей и задач, которые определяются главным образом идеологией и политикой государства. Нет определенности и стабильности в государственной политике – нет уверенности в завтрашнем дне, нет ясности в видении конечного продукта воспитания.

Модели воспитания в свою очередь обусловлены уровнем развития общества, который отвечает за социальный заказ в воспитании. Иными словами, определяет, кем хочет видеть сегодняшнего школьника. Если же не совпадают государственные, общественные и личностные интересы, то происходит нарушение системы воспитательного процесса. Сам учитель теряет осознание значимости поставленных перед ним задач. Контрадикция приводит к формированию фрагментарности и бессистемности понимания мироустройства.

У подрастающего поколения, как следствие, начинается процесс социального отчуждения, развивается формализм, иждивенческое отношение к жизни. Рассыпается система, хотя составляющие имеют место быть. Воспитание лишается главного – содержания, стержневого смысла и социальной поддержки.

Сегодня воспитательный процесс сведен к проведению мероприятий — пусть и полезных. Отсутствие практически-мотивированного взаимодействия субъектов воспитательного процесса негативно, на наш взгляд, влияет на качество воспитания. Дети усвоили, что от них требуется стать патриотами своей страны, законопослушными гражданами, обладать определенными моральными качествами, но, как показывает опыт, это скорее декларирование, позиционирование себя, чем очевидность. Современная воспитательная система, к сожалению, однобоко организует или вовсе не создает у подрастающего поколения общественно ценностных мотивов их деятельности. Произошла подмена подлинных форм социализации виртуальными. Конфликт между характером ценностей, которые предлагает школа и реальная жизнь, очевиден. Результатом этого противоречия является рост жестокости, цинизма, за которыми скрываются одиночество, неуверенность и непонимание будущего. Воспитание, оторванное от практики, стало исключительно методом борьбы с правовыми нарушениями в школе. Ребенок, мы твердо в этом убеждены, только тогда способен совершить «восхождение к субъектности» (М.С. Каган), расширить масштаб личностного взаимодействия, обеспечивающего развитие и саморазвитие, которые удовлетворяют его потребности, созвучны интересам социума, когда находится в процессе деятельности. Исключительно формальная реализация деятельностного подхода, шаблонность и консерватизм форм и методов при отсутствие системы ключевых задач в формировании качеств личности приводит к обесцениванию воспитательного процесса и нуллификации ожидаемых результатов.

Таким образом, действенность воспитательно — образовательного процесса следует определять не по тому, что делает учитель, а по тому, какой под его руководством и с его помощью, достигнут воспитательный эффект.

Еще одной, на наш взгляд, важной проблемой в воспитании школьников является позиция современных родителей, менее всего волнующихся об уровне воспитанности детей. Главная задача ребенка, с их точки зрения, освоить школьную программу и применить её в будущем по своему усмотрению. Сегодня работа учителя оценивается только по результатам обучения. А поскольку школа выполняет социальный заказ и родителей, и государства, то она, к несчастью, вынуждена акцентировать усиленное внимание на организации учебного процесса. Отказываясь от воспитательной функции в пользу обучающей, современная школа все более склоняется к передаче суммы знаний. А поскольку эта сумма растет, то уменьшается доля внимания к воспитательным процессам, сопровождающим обучение в рамках урока. Очень важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя когнитивные функции, была ориентирована на реализацию объективных воспитательных возможностей учебных дисциплин, создание ситуации успеха.

Практически утеряна глубинная связь школы и семьи. Нет взаимных усилий и попыток компенсировать недостатки воспитания заинтересованных сторон. Учителя сетуют на низкую родительскую активность, а родители в свою очередь всю ответственность возлагают на учителей. Отсутствие последовательности, несогласованность в воспитании между школой и семьей приводят к негативным результатам.

Таким образом, все вышесказанное обусловливает необходимость пересмотра парадигмы воспитательной работы. Должно уже сегодня четко определить цели, поставить стратегические задачи в организации воспитательной работы, пересмотреть теоретические подходы к определению содержания и методики. Перелицовку способов решения проблем воспитания следует осуществлять в контексте жизненных реалий, особенностей современных детей и тенденций общественного и социокультурного развития. При этом следует не забывать – воспитание не может быть сведено к образовательной деятельности.

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. — М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.

  2. Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.

  4. Рогова Р.М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6. Образование как фактор государственной безопасности. М.: 2002. — с. 195-207.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *