Процесс и результат приобретения индивидуального опыта это: Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является …

3.1.3. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как уже подчеркивалось выше, в отечественной психологии (по крайней мере в советский период ее развития) понятие научения было принято использовать применительно к животным. Ю.М. Орлов, придавая огромное значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии пожалуй нет другого понятия, имеющего столь огромное значение для понимания человека как научение.

Научение — понятие, обозначающее процесс становления новых видов поведения. Оно имеет место всюду, где есть поведение. Вместе с тем, это понятие одно из тех, которое мало используется людьми в понимании себя и других. Меня поражал тот факт, что так называемая советская психология, к которой я сам принадлежу, поскольку мне присвоена ученая степень доктора психологических наук, эта психология вообще обходилась без этого понятия.

Слово «научение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где без него невозможно было обойтись, слово «научение» заменялось «усвоением», понятием, которое имеет совершенно иной смысл. Когда мы говорим «усвоение», то предполагается, что существует некое готовое поведение, которое усваивается. Научение же предполагает становление новых видов поведения.

В трудах по педагогике понятие научения только предполагалось, скрываясь за словами «формирование», «обучение», «воспитание» (Орлов Ю.М., 1997. С. 3).

Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

В психологической науке существует ряд различных трактовок научения (см.

рис. 3).

Например, Л.Б. Ительсон считает, что «все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе его «превращения в человека» являются фактами научения» (Ительсон Л.Б., 2000. С. 203). Далее ученый подчеркивает, что «научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у детеныша вида «хомо сапиенс» формируются человеческие формы поведения и отражения реальности, происходит процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру» (Там же. С. 203).

В.Д. Шадриков в предельно общей форме научение определяет как «систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации» (Шадриков В.Д., 1996. С. 117; аннотация) (см. Хрест. 3.1).

Иначе трактует это понятие Р.С. Немов. Он рассматривает его через понятие учения: «Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования» (Немов Р.С., 1994. С. 234; аннотация).

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Зачатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее продвинутых форм — шимпанзе и человека — почти нет форм поведения, позволяющих с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека почти единственные формы поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр. У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.

Онлайн-тесты на oltest.ru: Психология развития и возрастная психология

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихология развития и возрастная психологиявопросы

1-15   …   166-180   181-195   196-210   211-225   226-240   …   346-350  



196. Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние, наблюдается у подростка с:
негативной идентичностью

197. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, при уменьшении внимания со стороны взрослых возникает реакция
оппозиции

198.

Принцип развития, согласно которому все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития, — это принцип …
эпигенетический

199. Принцип развития, согласно которому на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными, — это принцип …
генетической спирали

200. Процесс адаптации к социальной среде, по Ж. Пиаже, — это:
социализация

201. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления — это:
научение

202. Процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п., — это:

рост

203. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а также организация формирования знаний, умений, навыков — это:
обучение

204. Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является:
вербализм

205. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
«уход от реальности»
демонстративность
тревожность

206. Психическое развитие как смена умственных структур — это теория …
Ж. Пиаже

207. Психическое состояние в ответ на дефицит или отсутствие упорядоченной и осмысленной информации для познания — это депривация …
когнитивная

208. Психическое состояние ограниченной возможности для реализации человеком своей роли в обществе — это депривация …

социальная

209. Психическое состояние субъекта, возникшее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени, — это:
депривация

210. Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, а также переживание неудачи — это:
фрустрация


1-15   …   166-180   181-195   196-210   211-225   226-240   …   346-350  


Способы приобретения знаний (познания)

Есть много способов получить знания. Интуиция, авторитет, опыт и рассуждения — все это способы получения знаний. Мы получаем знания из нашего опыта. Люди, которые являются экспертами в предметной области, также предоставляют большой объем информации. Здесь мы обсуждаем различные способы получения знаний.

Способы приобретения знаний

Интуиция

Словарное определение интуиции — это инстинктивное знание (без использования рациональных процессов) или впечатление, что что-то может иметь место, но у вас нет причин для этого знания. Интуиция опирается на оправдания типа «мне кажется, что это правильно». Проблема с таким подходом заключается в том, что невозможно отделить точное знание от неточного, так как нет возможности наблюдать или проверять точность знания. Интуиция — самый быстрый способ получить ответ на вопрос или проблему, когда информации нет, или когда нельзя сослаться на какие-либо подтверждающие данные, а использование рационального обоснования невозможно.

Авторитет

Этот подход основан на получении знаний от человека, который является уважаемым источником информации по этому конкретному вопросу. Этот подход основан на том факте, что мы принимаем то, что зафиксировано или установлено, в частности, приказом или властью. Хотя всегда есть вероятность того, что факт, заявленный авторитетным лицом/экспертом, может быть неточным, в целом это может быть хорошей отправной точкой, поскольку это один из самых быстрых и простых способов получить знания. Но есть проблемы и с авторитетными источниками знаний. Например, мы часто слышим о противоречивых показаниях свидетеля-эксперта в судебных процессах. Другой проблемой такого подхода к знаниям является способность эксперта непредвзято представлять факты. И, наконец, авторитетная информация из одной области не может распространяться на другие области. Например, навыки успешного ведения бизнеса не обязательно соответствуют навыкам и опыту, необходимым для управления государственным учреждением.

Эмпиризм или опыт

Этот подход к получению знаний основан на идее о том, что все знания приобретаются через опыт, который можно подтвердить или опровергнуть путем наблюдения, экспериментирования или опыта. Философы Джон Локк (1632–1704) и Дэвид Юм (1711–1776) утверждали, что практически все знания основаны на опыте. Мы получаем знания посредством чувственного восприятия. Эмпирическое или апостериорное знание приходит через чувства. Но мы также знаем из исследований, что наш прошлый опыт и мотивация во время восприятия могут сильно влиять на наши чувства. Есть также свидетельства того, что память о событиях не остается постоянной. Тем не менее, эмпиризм является жизненно важным подходом к получению знаний.

Рассуждение, или Рационализм, или Метафизический метод

Этот подход к получению знаний основан на идее, что разум является первичным источником знания. Поддерживаемый многими философами, он предполагает, что поведение природных объектов регулируется набором законов и что люди могут открывать эти законы своими усилиями. То есть истина познаваема или может быть открыта независимо от наблюдений, исключительно посредством мышления, включая математические и логические рассуждения и другие мыслительные процессы. Есть априорное знание, доставляемое нашим сознанием независимо от всякого опыта, достигаемое одним лишь чистым рассуждением. Этот тип рассуждений начинается с поиска истинных предпосылок. Затем с помощью логики выводит законы природы из этих аксиоматических истин. Например, физики сначала расширяют свое понимание с помощью рассуждений и логического мышления, используя математические модели, которые привели к теоретическим открытиям, таким как частица бозона Хиггса или гравитационные волны.

Научный метод

Эмпиризм и рационализм являются ключевыми краеугольными камнями научного метода. Ученые используют рассуждения (в основном дедуктивные) для теоретического и эмпирического обоснования исследований, разработки гипотез и определения достоверности результатов. И они проводят эмпирические наблюдения в контролируемых условиях и предоставляют систематическую документацию, чтобы уменьшить предвзятость. Это обеспечивает объективность для проверки или опровержения гипотез. Таким образом, современная наука стоит на двух основных столпах: рационализме и эмпиризме. Для получения дополнительной информации о научном методе обратитесь сюда.

Библиография

Поппер, К. Р. (1968). Логика научного открытия . Лондон, Англия: Hutchinson and Co.

Kuhn, TS (1962). Структура научных оборотов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Чалмерс, А. Ф. (1999). Что это за штука называется наукой? (3-е изд. ). Индианаполис, Индиана: Хакетт.

Процитировать эту статью (АПА)

Триведи, К. (2020, 22 ноября). Способы познания/приобретения знаний. ConcpetsHacked . https://conceptshacked.com/ways-of-acquiring-knowledge/

# Авторитет # Эмпиризм # Интуиция # Рационализм

Читван Триведи

Читван — прикладной социолог с широким набором методологических и концептуальных навыков. Он имеет более чем десятилетний опыт проведения качественных, количественных и смешанных исследований. Прежде чем начать вести этот блог, он пять лет преподавал в гуманитарном колледже. У него есть докторская степень. по социальной экологии Калифорнийского университета в Ирвине. Он также имеет степень магистра в области компьютерных сетей и делового администрирования.

Статьи: 29

Приобретение знаний как социальное явление

  • Абельсон, Р.П. и Райх, К.М. (1969). «Замешанные молекулы; метод извлечения смысла из входных предложений», В книге Д. Э. Уокера и Л.

    М. Нортона (ред.), Proceeding of the International Joint Conference on Artificial Intelligence .

  • Абельсон Р. П. (1976). «Обработка сценариев при формировании отношения и принятии решений», Дж. С. Кэрролл и Дж. В. Пейн (ред.), 9.0058 Познание и социальное поведение . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

    Google ученый

  • Андерсон Дж. и Бауэр Г. (1973). Ассоциативная память человека . Вашингтон; Уинстон-Уайли.

    Google ученый

  • Бергер, Ч. Р. (1973). «Возвращение к процессу знакомства: исследования в начальном взаимодействии», представлено на ежегодном съезде Ассоциации речевой коммуникации.

  • Блэлок Х. М. мл. (1967). К теории отношений между меньшинствами . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Блау П. М. (1967). Обмен и власть в общественной жизни . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Бобров Д. Г. и Норман Д. А. (1976). «Некоторые принципы схем памяти». В Д. Г. Бобров и А. Коллинз (ред.), Представление и понимание: исследования в области когнитивных наук . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Брейгер Р.Л., Бурман С.А. и Араби П. (1975). «Алгоритм кластеризации реляционных данных с приложениями для анализа социальных сетей и сравнения с многомерным масштабированием», Journal of Mathematical Psychology 12: 328–383.

    Google ученый

  • Брейгер Р.Л. (1978). «Атрибуты карьеры и структура сети: исследование блочной модели специальности биомедицинских исследований», American Sociological Review 41: 117–135.

    Google ученый

  • Брейгер Р.Л. (1979). «К операционной теории общественных элитных структур», Quality and Quantity 13: 21–57.

    Google ученый

  • Карли, К. М. (1985a). «Формализация знаний социальных экспертов», Серия рабочих документов Департамента социальных наук КМУ.

  • Карли К. М. (1985b). «Подход к соотнесению социальной структуры с когнитивной структурой», Журнал математической социологии, 12 (1): 1–26.

    Google ученый

  • Карли К.М. (1986). «Эффективность в мусорном баке, значение для антикризисного управления», в J. March and R. Weissinger-Baylon (Eds.), Неопределенность в командовании: организационные аспекты принятия военных решений . Бостон, Массачусетс: Питман.

    Google ученый

  • Чарняк Э. (1972). «К модели понимания детских рассказов». Кандидатская диссертация, Массачусетский технологический институт.

  • Цикурель А. В. (1974). Когнитивная социология . Нью-Йорк: The Free Press, Macmillan Publishing Co.

    Google ученый

  • Кларк Х. Х. и Кларк Э. В. (1977). Психология и язык: введение в психолингвистику . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.

    Google ученый

  • Коэн М.Д., Марч Дж.Г. и Олсен Дж.П. (1972). «Модель мусорного бака организационного выбора», Административные науки Ежеквартально 17 (1): 1–25.

    Google ученый

  • Коэн М.Д. и Марч Дж.Г. (1974). Лидерство и двусмысленность . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

    Google ученый

  • Коллинз Б.Е. и Лофтус Э.П. (1975). «Теория распространения-активации семантической обработки», Psychological Review 82: 407–428.

    Google ученый

  • Коллинз А., Браун Дж. С. и Ларкин К. М. (1977). «Умозаключение в понимании текста», Технический отчет № 3684, Болт Беренек и Ньюман.

  • Дэвис К. (1949). Общество суицидов . Нью-Йорк: Macmillan Co.

    Google ученый

  • Дюркгейм Э. (1951). Самоубийство, Исследование по социологии . Гленко, Иллинойс: Free Press.

    Google ученый

  • Эверитт Б. (1974). Кластерный анализ . Лондон: Heinemann Educational Books Ltd.

    Google ученый

  • Forgas, JP (Ed.) (1981). Социальное познание . Академическая пресса.

  • Гарфинкл Х. (1968). Исследования по этнометодологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

    Google ученый

  • Гоффман Эрвинг (1974). Анализ фреймов: очерк организации опыта . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google ученый

  • Грановеттер М.С. (1973). «Сила слабых связей», American Journal of Sociology 68: 1360–1380.

    Google ученый

  • Грановеттер М.С. (1974). Получение работы: исследование контактов и карьеры . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Грановеттер М.С. (1982). «Переосмысление отчуждения: сила слабых связей», Connections 5(2): 4–15.

    Google ученый

  • Хайдер Ф. (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Хейл Г. Х. и Уайт Х. К. (1976). «Алгоритм нахождения одновременных гомоморфных соответствий между графами и графами их изображений», Наука о поведении 21: 26–35.

    Google ученый

  • Хоманс Г.К. (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Нью-Йорк: Harcourt, Brace and World, Inc.

    Google ученый

  • Лоулер, Р. В. (1979). «Обучение одного ребенка». Кандидатская диссертация, Массачусетский технологический институт.

  • Лоулер Р. В. (1985). Компьютерный опыт и когнитивное развитие . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Леви-Стросс К. (1963). Структурная антропология . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • Лурия А. Р. (1978). Когнитивное развитие . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Мид Г. Х. (1962). Разум, личность и общество . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.

    Google ученый

  • Мид М. (1964). Преемственность в культурной эволюции . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

    Google ученый

  • Мид М. (1978). Культура и приверженность . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

    Google ученый

  • Минский М. А. (1975). «Структура для представления знаний», в P. Winston (Ed.), The Psychology of Computer Vision . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • Парсонс Т. (1951). Социальная система . Нью-Йорк: The Free Press of Macmillan Co.

    Google ученый

  • Поланьи М. П. (1962). Личные знания: на пути к посткритической философии . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.

    Google ученый

  • Ролофф М. Е. и Бергер Ч.Р. (редакторы) (1982). Социальное познание и общение . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

    Google ученый

  • Румелхарт Д. Э. (1978a). «Понимание и обобщение кратких историй», в Д. Лаберже и С. Дж. Сэмюэлсе (ред.), Основные процессы чтения . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

    Google ученый

  • Румельхарт Д. Э. и Ортони А. (1976). «Представление знаний в памяти», в Anderson Spiro and Montague (Eds.), Schooling and the Acquisition of Knowledge . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

    Google ученый

  • Румельхарт Д. Э. (1978b). «Примечания к схеме для рассказов», в Д. Г. Бобров и А. Коллинз (ред.), Представление и понимание: исследования в области когнитивных наук . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Шанк Р. и Колби К. (1973). Компьютерные модели мышления и языка . Сан-Франциско: WH Freeman.

    Google ученый

  • Шанк Р. и Абельсон Р. (1977). Сценарии Планы и цели и понимание . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Шварц Дж. Э. (1977). «Изучение CONCOR и связанных с ним методов блокировки социометрических данных», в DR Heise (Ed.), Sociological Methodology . Сан-Франциско: Джосси-Басс.

    Google ученый

  • Шибутани Т. (1961). Общество и личность . Нью-Йорк: Прентис-Холл.

    Google ученый

  • Симмонс Р. (1973). «Семантические сети: их вычислительное использование для понимания английских предложений», В Р. Шанк и К. Колби (ред.), Компьютерные модели мышления и языка . Сан-Франциско: WH Freeman.

    Google ученый

  • Стокман Ф. Н. и ван Вин Ф. Дж. А. М. (ред.) (1981). «GRADAP: пакет определения и анализа графов, версия 1», Технический отчет . Университет Амстердама, Амстердам.

  • Стокман, Ф. Н. и ван Вин, гр. JAM (Eds.), «GRADAP: пакет определения и анализа графов, версия 2», Технический отчет . Университет Амстердама, Амстердам.

  • Тессер А. (1977). «К теории самостоятельного изменения отношения», в Л. Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Тверски А. и Канеман Д. (1980). «Причинные схемы в суждениях в условиях неопределенности», В М. Фишбейн (ред.), Progress in Social Psychology . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Выготский Л. С. (1962). Мысль и язык . Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Выготский Л. С. (1978). Разум в обществе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Вегнер Д. М. и Валлахер Р. Р. (1977). Имплицитная психология: введение в социальное познание . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Белый ХК (1970). Цепочки возможностей . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Уайт Х.К., Бурман С.А. и Брейгер Р.Л. (1976). «Социальная структура из множества сетей. I. Блок-модели ролей и позиций», American Journal of Sociology 81: 730–780.

    Google ученый

  • Уорф Б.Л. (1956). Язык мысли и реальности . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Уайер Р.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *