1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 205
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 205 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Основы личностно-профессиональной самоактуализации будущих педагогов в вузе
Личностно-профессиональная самоактуализация как средство формирования ценностных ориентаций будущего педагога предметом специального изучения педагогами, психологами недостаточно рассматривалось. В результате психолого-педагогического осмысления понятия «личностно-профессиональная самоактуализация», мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует однозначного толкования данного феномена.
В описании механизмов личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций будущего педагога мы опирались на работы С.Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова. По их мнению, личностно-профессиональная самоактуализация — процесс пожизненного анализа индивидуально-психологических особенностей, комплекса личностных и профессиональных качеств и умений, которые могут перевести личностно-профессиональную самоактуализацию в ценностную основу личности.
Процесс самоопределения и самоактуализации осложняется также социальными изменениями, происходящими в обществе. Неблагоприятным фактором является атомизм, выключенность молодого человека из активной жизни, превращение его в наблюдателя, порождает пассивность, нерешительность, несамостоятельность и утрату социальной ответственности. Вследствие этого снижается субъективная ценность самоопределения и возможность самовыражения, самоактуализации.
Актуальноре значение для формирования философских предпосылок понимания личностно-профессиональной самоактуализации имеют работы Э.В. Ильенкова, который рассматривает формирование ценностей познания, личности, жизненных целей как на совокупность отношений человека «к самому себе как к никому другому», неповторимую в своей индивидуальности. Необходимость человека в знании о самом себе и другом («Я – ценность» и «Другой как ценность»), соотнесение этого знания и предмета («Познание как ценность») проявляется в развитии личности посредством его личностно-профессиональной самоактуализации.
Также личностно-профессиональная самоактуализация представляет собой особое средство формирования ценностных ориентаций как и смысловых установок, для нас важным является понятие смысла жизни. Путь к постижению смысла жизни, поиску своего места в жизни индивидуален. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека: «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать любое как» [10,с.172]. Именно данный исследователь выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека – смыслообразную активность.
Таким образом, личностно-профессиональная самоактуализация – целенаправленный (а значит осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, настоящем и будущем времени, направленный на узнавание и изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, формирующего определенные ценностные ориентации на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактуализирующимися личностями можно назвать людей, обладающих способностью к познавательной активности, саморегуляции и самоорганизации, саморефлексии и рефлексии.
Мы полагаем, что формулировка интересующей нас категории должна быть наиболее универсальной по своему характеру и степени применимости к процессу формирования ценностных ориентаций будущих педагогов. Личностно-профессиональная самоактуализация – это стремление человека к самопознанию и развитию своих личностных и профессионально значимых качеств, а именно познавательной активности, способности к рефлексии и самоорганизации.
Наиболее актуальной проблема формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будущего педагога становится в возрасте 18 – 23 лет. По определению Л.С. Выготского, этому способствует социальная ситуация развития, как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает психическое развитие на протяжении соответствующего возрастного периода. Поэтому предметом исследования в работе определены педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации. Для студента как человека определенного возраста характерны, по выводам Б.Г. Ананьева, «наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков». В связи с этим отметим, что во втором периоде юности образование приобретает особую ценность. По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Все это представляет большую жизненную ценность, так как влияет на эффективное развитие личности студента, формирование у него жизненно важных черт характера.
Как показал анализ теории и практики, создание благоприятных условий для процесса личностно-профессиональной самоактуализации личности студента в вузе важно еще и в связи с тем, что характер данного процесса, уровень работоспособности, длительность и качество приобретения знаний, формирования навыков и умений – процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будет во многом зависеть и успешность формирования у будущего специалиста профессиональных навыков и умений.
Для осмысления данного процесса недостаточен только анализ учета возрастных особенностей студентов, необходимо сделать акцент и на специфических особенностях личностного и профессионального становления будущих педагогов. Для вчерашних абитуриентов, избравших профессию педагога по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Технология», «Информатика и вычислительная техника», свойственно уже на первом семестре обучения пытаться соотнести получаемые педагогические и психологические знания с имеющимся жизненным опытом, анализировать индивидуальные психологические особенности (свои и других людей), что способствует развитию ценности личности («Я – ценность и «Другой как ценность), стремления к самопознанию («Познание как ценность»).
По нашему мнению, проблема формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации складывается, прежде всего, в силу того, что студентам данной специальности, изучающим психологические и педагогические аспекты различных видов деятельности (в т. ч. учебной), самим в недалеком будущем предстоит проводить определенную работу, направленную на преодоление трудностей при присвоении определенных ценностей посредством личностно-профессиональной самоактуализации другими людьми. Это обстоятельство побуждает их рефлексивно оценивать собственные проблемы личностно-профессиональной самоактуализации в вузе, с точки зрения аксиологического, деятельностного, целостного, личностно-ориентированного подходов.
В то же время, в процессе формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе студенты-педагоги испытывают трудности в усвоении научных психологических знаний, с которыми они знакомятся, по сути, впервые. Если вчерашний школьник избирает профессию математика, историка, филолога и т.п., он уже имеет определенное представление об основных базовых понятиях, знание и понимание которых необходимо для усвоения дисциплин общепрофессионального цикла. Такой начальный уровень знаний способствует более успешному процессу формирования ценностных ориентаций посредством самоактуализации в вузе.
6 шагов к самореализации в карьере
Самореализация — это, по сути, «становление всем, чем человек способен стать», как цитирует американского психолога доктора Абрахама Маслоу. Вы можете быть знакомы с его знаменитой Иерархией Потребностей, которая предлагает пять человеческих потребностей:
физиологических, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самоактуализация, причем последнее становится возможным только после того, как другие удовлетворены. Но как на самом деле выглядит самореализация и как понять, что тебе 9 лет?0003 добился этого в своей карьере?
1. Знаете ли вы, что вами движет?
«Если вы хотите стать более самореализованным, вам следует подумать о том, что вас мотивирует и что вас демотивирует», — говорит лайф-коуч Наоми Лайт. «Это могут быть самые разные вещи, включая ваше окружение, привилегии и награды
, то, как вы реагируете на вызовы, распорядок и ритмы и с кем вы проводите время». думаю , если заставит вас тикать, или то, что вы прочитали, заставит тикать
других, вот в чем хитрость. Прежде чем принять решение о важном шаге в карьере, стоит провести некоторое исследование ваших «внутренних мотивов» — как вы устроены, чтобы быть мотивированными, – и включить их в свои планы на будущее.
2. Насколько хорошо вы справляетесь со стрессом?
Принятие себя и других и целеустремленность — общая черта самореализованных людей, — говорит Лайт. «Самореализованные люди хорошо справляются со стрессом и имеют четкое представление о своей моральной интуиции», — говорит она. «Люди, которых я знаю
, которые проделали большую работу над собой и, похоже, достигли большего чувства самореализации, часто радостны, но не отрезаны от собственной печали или горя». на «как» или «что»?
Одна из ошибок, которую люди часто совершают, пытаясь самореализоваться, заключается в том, что они смотрят на «что», а не на «как» в своей карьере, — говорит Лайт. «Например: «Мне нравится математика, поэтому я получу работу в сфере финансов». Вместо этого задайте себе такие вопросы, как 9.0003 «Какова культура организации?» «Какова скорость изменений или варианты карьерного роста?» «Сколько автономии или гибкости я буду иметь в своей роли?» «Хочу ли я только одну основную работу или несколько подработок, которые
позволяют мне выражать разные части себя?».
4. Вам интересно?
«Любознательный образ мышления, который позволяет вам пробовать новые вещи, позволит вам многое узнать о себе», — говорит Лайт. «Напишите список интересов или целей и используйте его как источник вдохновения, чтобы выйти из зоны комфорта и сделать
то, чего вы раньше не делали». Она добавляет: «Мне очень помогло ведение дневника. Это позволяет мне улавливать свои наблюдения, а затем развивать их, наблюдая за записями в дневнике. Время, потраченное на размышления о моих
переживаниях и о том, что они говорят мне о себе и других, помогло мне лучше понять мои наблюдения. Мне также приходилось практиковать осознанность, чтобы не потеряться в самоанализе и не превратиться в ходячий список проблем».
«Некоторые из моих клиентов по коучингу и психотерапии говорят, что им скучно, хотя они очень заняты. Они чувствуют себя неудовлетворенными, например: «Это все? В жизни должно быть что-то большее?», но корите себя за то, что думаете о
таким образом», — говорит тренер и психотерапевт Карин Питерс. «Многие имеют глубоко укоренившееся желание стать самозанятыми, но боятся финансовых последствий или еще не знают точно, какую компанию построить». ожидается от вас. Этот переход, по словам Питерса, часто вызывает множество страхов, от поверхностных опасений по поводу денег до таких вещей, как неудовлетворительное самочувствие. Разобраться, что тебе
жажда — или почему вы этого жаждете — является ключом к самореализации.
Бизнес-тренер Джемма МакКрей считает, что самореализация — это постоянное стремление к самосовершенствованию. «Процесс держит человека в напряжении в стремлении полностью раскрыть свой потенциал… и как только вы достигаете самореализации,
испытывают огромное удовлетворение», — говорит она. Хитрость здесь, добавляет она, заключается в том, чтобы четко определить свои цели: «Не отвлекайтесь и не зацикливайтесь на финансовом успехе, а также не теряйте мотивацию для полной реализации своего потенциала».
Чтобы узнать больше о самореализации, прослушайте наш недавний веб-семинар с бизнес-тренером Люси Болл —
«Сверхзаряженная личность» — использование силы своего полного потенциала.
Возможно, нам нужно подумать об актуализации на рабочем месте
Иметь цель в своей работе означает достичь того, что мы могли бы назвать «актуализацией на рабочем месте».Возможно, вы знакомы с «Иерархией потребностей» Абрахама Маслоу, где на вершине (возможно) самого известного треугольника общества находится уровень, известный как 9.0014 самореализация . Маслоу описал иерархию потребностей в 1943 году в статье под названием «Теория мотивации человека».
Напоминаем, что модель состоит из пяти иерархических уровней (физиологический, безопасность, принадлежность, уважение и самоактуализация) и может рассматриваться как терапевтическая ортодоксия для достижения человеком творчества, спонтанности, нравственности и отсутствия предрассудки.
Маслоу однажды заявил, что бизнес-лидеры «могут создавать условия так, чтобы пиковые переживания были более вероятными, или можно извращенно создавать условия, чтобы они были менее вероятными». Его цитата является потенциальным обвинением сегодняшней организации и особенно ее лидеров, которые не могут помочь создать целеустремленную организацию и, что не менее важно, целеустремленное мышление сотрудников.
Мы могли бы возразить, что слишком много руководителей и сотрудников застряли на физиологическом уровне и уровне безопасности, эквивалентном структуре «иерархии потребностей на рабочем месте».
Прежде чем идти дальше, я также хотел бы предложить, чтобы сотрудники изображали один из трех типов мышления на рабочем месте в своих ролях; работа, карьера или цель.
- Профессиональное мышление: Выполнение транзакционных обязанностей в обмен на компенсацию и не более того.
- Карьерное мышление: Сосредоточено на увеличении карьерного роста за счет повышения заработной платы, звания, власти, размера команды и/или диапазона контроля.
- Целевое мышление: Увлеченный, инновационный и приверженный значимому и привлекательному рабочему месту, которое служит и приносит пользу всем заинтересованным сторонам.
Образ мышления человека при работе, таким образом, является результатом того, согласуются ли его личные цели с целями организации, а также с обязанностями, необходимыми для выполнения самой роли. Часто мышление о работе или карьере является результатом несоответствия между личными, организационными и ролевыми целями.
Более того, установка на работу или карьеру является результатом того, что руководитель не может продемонстрировать долг заботы о сотрудниках, которых он должен возглавлять.
Если мы сопоставим мышление о работе, карьере и цели с моделью Маслоу, мы обнаружим, что лидеры тратят слишком много времени на физиологический уровень и уровень безопасности и тратят меньше времени на тройку лидеров. Это может иметь пагубные последствия для шансов сотрудника на достижение цели на работе.
Нужно ли стирать время на первых двух уровнях? Точно нет.
Эквиваленты уровня физиологии и безопасности системы Маслоу внутри Рабочее место состоит из таких элементов, как благополучие, коллегиальная рабочая обстановка, справедливое вознаграждение, разумные льготы, должным образом определенные описания ролей и, конечно же, безопасная среда. Каждый из них важен и необходим. Неспособность обеспечить эти аспекты означает неспособность создать целеустремленную организацию.
Но по моему опыту слишком многие лидеры останавливаются на физиологическом уровне и уровне безопасности. Это потенциальная причина, по которой так много сотрудников либо не вовлечены в работу, либо не вовлечены в нее. По мнению этого автора, именно по этой причине слишком многие сотрудники не демонстрируют цель в своей работе.
Аарон Херст — автор книги Целевая экономика и генеральный директор Imperative. Фирма недавно опубликовала убедительное исследование, в котором говорится, что «28% из 150 миллионов сотрудников США определяют роль работы в своей жизни в первую очередь как источник личного удовлетворения и способ помочь другим».
Другими словами, 72% работающих в США не имеют целеустремленности в своей работе.
«Когда сотрудники привносят в свою работу цель, — сказал мне Аарон, — у них укрепляются отношения, они чувствуют, что оказывают большее влияние, и они также сообщают, что у них больше шансов вырасти как личности». Аарон считает, что на основании своих исследований, анализов и письменных материалов все эти результаты связаны с повышением качества и продолжительности жизни. «Недостаточно иметь цель вне работы, она нужна нам в той деятельности, в которой мы проводим большую часть времени бодрствования», — предположил он.
Следующая диаграмма иллюстрирует дисбаланс, который проявился внутри современных фирм.
Для того, чтобы цель была достигнута в организации и ее сотрудниками, лидеры (и сама организация) должны тратить гораздо больше времени на помощь своим сотрудникам в развитии чувства принадлежности, уважения и самореализации.
Чтобы достичь цели в своей роли на работе, сотруднику в конечном итоге потребуется поддержка своего непосредственного начальника. Следовательно, лидер должен проявлять то, что я называю «обязанностью заботы», чтобы у сотрудника проявлялось целеустремленное мышление. В корне долг заботы — это обязанность руководителя помочь сотруднику достичь актуализации на рабочем месте.
В отчете, выпущенном Imperative, были проанализированы работники в нескольких различных вертикалях. Одна конкретная вертикаль привлекла мое внимание: розничная/оптовая торговля.
Если вы думали, что 28 % — это малое число в качестве среднего значения по всем вертикалям, вы правы. Это.
Но когда вы углубитесь в данные Imperative, вы обнаружите, что самая нижняя вертикаль — это розничная/оптовая торговля.
Довольно примечательно, что в этих ролях или для этих сотрудников в этой вертикали не так много основанных на ролях целей.
В отчете указано, что только 16% сотрудников розничной/оптовой вертикали обладают целеустремленностью в своих ролях — 16%!
Мы могли бы возразить, что обязанность проявлять заботу почти не существует для этих сотрудников и их руководителей.
Аарон тут же привел пример.
«Есть несколько компаний, которые отлично работают в сфере розничной торговли, от Apple до REI и West Elm», — сказал он. «Они поощряют отношения на работе, помогают сотрудникам иметь автономию и действительно помогают сотрудникам — и подталкивают их — расти как люди на работе».
Он закрепил мою гипотезу о обязанности по уходу теории, указав:
«Большинство рабочих мест в розничной торговле предназначены для роботов. Им не хватает автономии, и они сильно структурированы. Это делает менее привлекательным для сотрудников превращение в целеустремленных людей».
Я полагаю, что если бы лидеры исследовали Иерархию потребностей Маслоу и были бы в состоянии рассматривать как свою «долг» помощь сотрудникам в достижении «актуализации на рабочем месте» — путем перехода от мышления о работе или карьере к мышлению о цели — быть более целеустремленными и заинтересованными сотрудниками в сегодняшней рабочей силе. Должны ли работники розничной или оптовой торговли меньше чувствовать себя на работе?
Обязанность проявлять заботу — это обязанность руководителя помогать сотрудникам в установлении контактов, налаживании отношений и знакомстве с коллегами, партнерами и клиентами. Когда сотрудник чувствует, что он «свое место» на работе, у него гораздо больше шансов развить цель в своей работе.
Обязанность заботиться также включает в себя установление и введение в действие других атрибутов, таких как автономия, доверие, способность к сотрудничеству, родство, независимость, баланс и ясность для достижения уважения и возможной реализации на рабочем месте. А долг заботы может помочь раскрыть страсть и творческий потенциал сотрудника, который затем идеально объединяет их с большей целеустремленностью в работе, идеально согласованную с недавно определенной целью организации.
Я задал Аарону последний вопрос. Что произойдет, если среднее число целеустремленных сотрудников, составляющее 28%, резко возрастет? «Это коренным образом изменило бы культуру и производительность организации», — ответил Аарон.