Рабочая программа «Игровая терапия»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«ИГРОТЕРАПИЯ»
для детей от 5 до 6 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Сидорова Людмила Андреевна, воспитатель
Елец, 2016 г.
Пояснительная записка.
Игра – основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка, так как является ведущей деятельностью. Развитие и изменение всех психических процессов происходит у детей, прежде всего в игре.Игра детей допускает любые фантазии, отражающие реальные события их жизни. Игра позволяет понять, как ребенок приспосабливается к этому миру, как он познает мир, что чрезвычайно важно для его здорового развития.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребенка подчеркивал Л.С.Выготский. В 1926 году он высказал до сих пор оставшуюся современной мысль: «…почему –то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем современности.
Новизна программы состоит в том, что центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная. Поэтому с одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития – линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально – волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных и приоритетных задач воспитания и развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.
Кружок является одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных и тревожных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения, а так же направлен на сплочение в детском коллективе и развитие эмоционально-волевой сферы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного развития детей в игровой деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Программа реализуется в кружке «Игротерапия», где обучаются дети 5-6 летнего возраста. Данная программа расчитана на 1 год обучения. Количественный состав кружковцев 10 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общая нагрузка: за 1 год обучения по 35 минут в неделю. Сюда включено и время затраченное на открытые занятия с родителями. Всего на год отводится 36 часов. Отбор игрового материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Для педагога.
Цель программы: адаптация детей к окружающему миру через развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Задачи:
· формирование интереса к игровым действиям;
· развитие умения создавать воображаемую игровую ситуацию и проявлять соответствующую эмоциональную реакцию на нее;
· обучение самостоятельному выбору сюжета игры и распределению ролей на основе сценария;
· ознакомление детей с понятием «эмоции»;
· развитие способности понимать мимические, пантомимические знаки;
· развитие социальных эмоций;
· устранение искажений эмоционального реагирования;
· развитие навыков эффективного общения;
· обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
· обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
· снятие негативных импульсов;
· формирование позитивного восприятия мира.
Для родителей.
Цель: создание условий для поддержания интереса ребенка к игровым действиям.
Задачи:
· Необходимо подключаясь к уже начавшейся ролевой игре ребенка и принимая дополнительную роль (которую обычно ребенок приписывает куклам) – пациента, пассажира, покупателя, может через игровые действия, реплики, попутные пояснения существенно расширить представления ребенка об обеих ролях и соответствующем им поведении и, следовательно, увеличить диапазон его возможных игровых действий.
· Подключаясь к игре ребенка, взрослый должен иметь в виду смысловое поле, в котором уже действует ребенок (то есть сюжет игры, игровую роль), и не вносить свои предложения и поправки.
· После самостоятельной игры ребенка полезно обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один, у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее может задерживаться).
Условия реализации образовательной программы.
Проведение занятий в кружке «Игротерапия» направлено на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет.
В разделе «Игра и игровая деятельность» дети учатся устанавливать эмоционально-положительный контакт друг с другом и педагогом. Снижается напряжение, развивается внимание, сокращается эмоциональная дистанция, происходит раскрепощение детей.
В следующем разделе «Мир эмоций» для детей создаются условия для осознания своих чувств, переживаний. Расширяются представления о себе и окружающих. Развиваются коммуникативные навыки, эмпатийные способности. У детей формируется умение выражения своей индивидуальности.
В третьем разделе «Мое отношение к жизни» дети преодолевают свое упрямство, негативизм, жадность. Занятия способствуют снятию страхов, агрессивных импульсов.
В ходе занятий дети учатся понимать состояния друг — друга, выражать свои эмоции, приобретают навыки , бесконфликтного общения, обучаются способам снятия напряжения и ауторелаксации, и в итоге формируется позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.
Основным методом реализации данной программы является игровая терапия, включающая свободную и директивную игру, игровые упражнения.
Форма проведения занятий: групповая.
Воспитательные формы работы – беседы, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашение на открытые занятия.
Тематический план кружка «Игротерапия».
№п\п | Раздел | Тема | Дата |
| ||
1 | Игра и игровая деятельность | Знакомство Игры: «Знакомство», «Угадайте, кто это» | Сентябрь | |||
2 | Знакомство Игровые упражнения: «Послушай», «Эхо» |
| ||||
3 | Знакомство Игровые упражнения: «Змея»,«Мимическая гимнастика» |
| ||||
1 | Игра и игровая деятельность | Знакомство Игры: «Рыбалка», «Театр зверей» | Октябрь | |||
Давайте поиграем! Игры: «Дрозды», «Ласковое имя» | ||||||
2 |
| |||||
3 | Давайте поиграем! Игра: «Осьминог»
|
| ||||
4 | Давайте поиграем! Игра: «Зоопарк»
|
| ||||
5 | Давайте поиграем! Игровое упражнение: «Старенькая бабушка»
|
| ||||
1 1 | Игра и игровая деятельность | Давайте поиграем! Игровое упражнение:«На мостике»
| Ноябрь
| |||
Давайте поиграем! Игра: «Мирные и воинственные» |
| |||||
2 | Давайте поиграем! Игры: «Живая картина», «Говори» |
| ||||
Давайте поиграем! Игра: «Жужа». |
| |||||
3 | ||||||
4 | ||||||
| Мир эмоций | Расскажи, что чувствуешь. Игровое упражнение: «Мои эмоции», «Я могу»
| Декабрь | |||
| Расскажи, что чувствуешь. Игра: «Пауки и мухи» |
| ||||
| Расскажи, что чувствуешь. Игра: «Крокодил» |
| ||||
| Расскажи, что чувствуешь. Игра: «Колдун» |
| ||||
1 | Мир эмоций | Поиграй со мной! Игры: «Ролевая гимнастика», «Комплименты» | Январь | |||
2 | Поиграй со мной! Игры: «Сиамские близнецы», «Сотворение чуда» |
| ||||
3 | Поиграй со мной! Игра: «Найди меня» |
| ||||
4 | Поиграй со мной! Игры: «Пожелания», «Ручеек» |
| ||||
11 | Мир эмоций | Вот я какой! Игровое упражнение: «Бабочки» | Февраль | |||
22 | Вот я какой! Игры:«Сочиняем историю», «Танец» |
| ||||
33 | Вот я какой! Игровое упражнение:«Тропинка» |
| ||||
44 | Вот я какой! «Турнир»мероприятие с участием родителей |
| ||||
11 | Мое отношение к жизни | Я не жадный! Игры:«Лохматый пес», «Апельсин» | Март | |||
22 | Я не жадный! Игровое упражнение:«Поймай рыбку», «Испорченный телефон» |
| ||||
33 | Я не жадный! Игровое упражнение: «Улитка» |
| ||||
44 | Я не жадный! Игровое упражнение: «Услышь свое имя» |
| ||||
11 | Мое отношение к жизни | Я ничего не боюсь! Игры:«Мы моем куклу»,«Магазин игрушек» | Апрель | |||
12 | Я ничего не боюсь! Игра: «Волшебные очки» |
| ||||
33 | Я ничего не боюсь! Игровые упражнения: «Тараканище», «Брыкание» |
| ||||
44 | Я ничего не боюсь! Игры: «Воробьиные драки», «Зайки и слоники» |
| ||||
11 | Мое отношение к жизни | Мы с тобой друзья! Игра: «Добрые волшебники» | Май | |||
2 |
| Мы с тобой друзья! Игра: «Комплименты» |
| |||
3 | Мы с тобой друзья! Игра: «Подарки» |
| ||||
4 | Мы с тобой друзья! Групповое рисование пальцами «Дерево» |
| ||||
|
Содержание программы
Содержание программы включает три раздела:
— игра и игровая деятельность;
— мир эмоций;
— мое отношение к жизни.
Игра и игровая деятельность. Успешность процесса обучения детей игре определяется поэтапностью перехода от предметных игр к сюжетным и сюжетно-ролевым, которые направлены на формирование у них предметно-игровых действий, цепочки действий, действий с предметами-заместителями, с изображениями и воображаемыми предметами.
В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, формируется умение осознанно поставить элементарную цель в игре, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и обладает мощным социализирующим эффектом.
1. Вводное занятие«Знакомство».Игры: «Знакомство», «Угадайте, кто это».
Цель занятия: помочь детям в невербальной и вербальной формах выразить чувства связанные с собственным именем, формировать позитивное отношение к именам. Оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим.
2. Давайте поиграем! Игровые упражнения: «Послушай», «Эхо». Цель занятия: помочь детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.
Учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
3. Игровые упражнения: «Змея»,«Мимическая гимнастика». Цель занятия: развить навыки группового взаимодействия.
4. Игры: «Рыбалка», «Театр зверей». Цель занятия: позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней, раскрепощение детей.
5. Игры: «Дрозды», «Ласковое имя». Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
6. Игра: «Осьминог». Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.
7. Игра: «Зоопарк». Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
8. Игровое упражнение: «Старенькая бабушка». Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развтие моторной ловкости.
9. Игровое упражнение: «На мостике». Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
10. Игра: «Мирные и воинственные». Цель: развить умение слушать и концентрировать внимание,стимулировать общение, развитие способности различать звуки, высвобождение энергии.
11. Игры: «Живая картина», «Говори». Цель: развитие выразительности движений, произвольности, внимания, коммуникативных навыков.
12. Игра:«Жужа». Цель: отреагирование отрицательных эмоций.
Мир эмоций. Формирование у детей системы знаний и представлений об эмоциональной сфере человека. Ребенок более точно начинает распознавать как свое настроение, так и настроение окружающих. Расширяется опыт переживаний, происходит развитие эмоциональной регуляции.
1. Расскажи, что чувствуешь. Игровое упражнение: «Мои эмоции», «Я могу». Цель: помочь детям расширить представления о себе, укрепить уверенность в своих возможностях. Развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.
2. Игра: «Пауки и мухи». Цель: упражнять в чередование активности и пассивности, напряжения и расслабления, координацию движений, как серию упражнений на проявление и отработку агрессии и позиции жертвы.
3. Игра: «Крокодил». Цель:развитие ловкости, наблюдательности и снятие страхов.
4. Игра: «Колдун». Цель: развитие невербальных средств общения.
5. Поиграй со мной! Игры: «Ролевая гимнастика», «Комплименты». Цель: эмоциональное оживление, расширение поведенческих ситуаций у ребенка.развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
6. Игры: «Сиамские близнецы», «Сотворение чуда». Цель: развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
7. Игра: «Найди меня». Цель: развитие навыков общения.
8. Игры: «Пожелания», «Ручеек». Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.Помочьдетям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
9. Вот я какой! Игровое упражнение: «Бабочки».Цель: упражнять в чередование активности и пассивности, напряжения и расслабления, координацию движений, как серию упражнений на проявление и отработку агрессии.
10. Игры:«Сочиняем историю», «Танец». Цель: выражение своей индивидуальности. Обучение адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания. Формирование умения самовыражения индивидуальности.
11. Игровое упражнение:«Тропинка». Цель: активизация воображения детей и положительных эмоций, формирование оптимистичного чувственного фона.
12. «Турнир» мероприятие с участием родителей. Цель: состоит из различных подвижных игр, конкурсов. Способствует развитию у детей мотивации достижения успеха, адекватного отношения к неуспеху.
Мое отношение к жизни.Врезультате освоения третьего разделау детей развивается умения выражать свои эмоциональные состояния с помощью вербальной экспрессии (речи). Дети научаются предупреждать аффективные вспышки и овладевают приемлемыми способами выражения собственных эмоций. В процессе проведения занятий повышается коммуникативная компетентность участников коррекционного процесса.
1. Я не жадный! Игры:«Лохматый пес», «Апельсин». Цель: преодоление упрямства, негативизма, жадности.
2. Игровое упражнение:«Поймай рыбку», «Испорченный телефон». Цель: воспитывать гуманное отношение к сверстникам. Преодоление упрямства, негативизма, жадности.
3. Игровое упражнение: «Улитка». Цель: Развитие у детей выдержки и самоконтроля.
4. Игровое упражнение: «Услышь свое имя». Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.
5. Я ничего не боюсь! Игры:«Мы моем куклу», «Магазин игрушек». Цель: снятие страхов.
6. Игра: «Волшебные очки». Цель: воспитывать гуманное отношение к сверсникам.
7. Игровые упражнения: «Тараканище», «Брыкание». Цель: Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
8. Игры: «Воробьиные драки», «Зайки и слоники». Цель: снятие физической агрессии.Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
9. Мы с тобой друзья! Игра: «Добрые волшебники». Цель: снятие агрессивных импульсов.
10. Игра: «Комплименты». Цель: развивает умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
11. Игра: «Подарки».Цель:активизировать воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливать к принятию роли и воображаемой ситуации.
12. Групповое рисование пальцами «Дерево». Цель: высвобождение творческой энергии.
Последовательность прохождения разделов одинакова для всех детей, и переход к следующему разделу возможен только после того, как выполнены задачи предыдущего раздела, то есть освоены все задания предыдущего уровня.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, формируется умение осознанно поставить элементарную цель в игре, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и обладает мощным социализирующим эффектом.
К освоению второго раздела у детей формируется система знаний и представлений об эмоциональной сфере человека. Ребенок более точно начинает распознавать как свое настроение, так и настроение окружающих. Расширяется опыт переживаний, происходит развитие эмоциональной регуляции.
Результатом третьего раздела является развитие умения выражать свои эмоциональные состояния с помощью вербальной экспрессии (речи). Дети научаются предупреждать аффективные вспышки и овладевают приемлемыми способами выражения собственных эмоций. В процессе проведения занятий повышается коммуникативная компетентность участников коррекционного процесса.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Мониторинг уровня развития эмоционально-волевой сферы детей (диагностика) проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Уровни развития эмоционально-волевой сферы у детей шестого года жизни.
Высокий уровень качества полученных знаний – ребенок овладевал не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, сформировано умение осознанно поставить элементарную цель в игре. Сформирована система знаний и представлений об эмоциональной сфере человека. Ребенок более точно распознает как свое настроение, так и настроение окружающих. Расширился опыт переживаний, развилась эмоциональная регуляция. Сформировано умение выражать свое эмоциональное состояние с помощью вербальной экспресии. Ребенок может предупреждать аффективные вспышки и овладел приемлемыми способами выражения собственных эмоций. Сформировалась коммуникативная компетентность.
Средний уровенькачества полученных знаний– ребенок овладел разнообразными игровыми действиями, различными вариантами их цепочек, не достаточно сформировано умение осознанно ставить элементарную цель в игре. Сформирована система знаний и представлений об эмоциональной сфере человека. Ребенок может распознавать свое настроение, но затрудняется в распознавании настроения окружающих. Расширился опыт переживаний, не достаточно развита эмоциональная регуляция. С помощью вербальной экспрессии умеет выражать свое эмоциональное состояние. Не достаточно сформировано умение предупреждать аффективные вспышки. Коммуникативная компетентность сформирована.
Низкий уровень качества полученных знаний – ребенок овладел разнообразными игровыми действиями, различными вариантами их цепочек, не достаточно сформировано умение осознанно ставить элементарную цель в игре. Плохо сформирована система знаний и представлений об эмоциональной сфере человека. Ребенок может распознавать свое настроение, но затрудняется в распознавании настроения окружающих.Расширился опыт переживаний, не достаточно развита эмоциональная регуляция. Затрудняется в выражении своего эмоционального состояния с помощью вербальной экспрессии. Не достаточно сформировано умение предупреждать аффективные вспышки. Коммуникативная компетентность не сформирована.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является просмотр игры.
Материально-техническое обеспечение
· Центр сюжетно-ролевой игры
· Центр двигательной активности
· Центр художественного творчества
· Видеокамера
Список литературы.
1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Фйрис-пресс, 2004.
2. Игрушка в жизни ребенка // Психолог в детском саду.- М., 2009 №1.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка.- М.: Российское агентство, 1997.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.: «Гном». 2000.
5. Рузина М.С. Игра в жизни ребенка // Психолог в детском саду.- М., 2004 №4.
Программа игровой терапии для детей с умственной отсталостью | Методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа):
Программа разрабатывалась на основе игр и упражнений, представленных в книгах Петрусинского В.В., Розановой Е.Г и Светлановой И.А.
Цель программы: Оказать психологическую помощь детям, ориентируясь на индивидуальные особенности, закономерности психического развития.
Задачи программы:
1. Способствовать психическому и личностному развитию детей.
2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности детей.
3. Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.
4. Создать атмосферу безопасности и поддержки.
При построении программы учитывались следующие принципы.
1. Принцип комплексного воздействия.
2. Принцип практической направленности.
3. Принцип интегрированного подхода. Он дает возможность одновременно решать на уроке несколько разноплановых задач.
4. Принцип доступности. Игровой материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей данной категории детей.
Занятие состоит из трёх частей:
I. Вводная часть.
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу.
II. Основная часть.
Цель: решение основных задач конкретного занятия.
III. Заключительная часть.
Цель: закрепление положительного эффекта, достигнутого на занятии, приведение в равновесие эмоционального фона ребёнка.
Программа состоит из шестнадцати занятий, восемь из которых индивидуальные, и еще восемь групповые. Так же перед началом занятий была проведена ознакомительная лекция для сотрудников интерната, с целью познакомить их с методикой проведения игротерапии, ее достоинствами и возможностями.
Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком из группы, на каждого ребенка отводится 30 минут времени, с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка время варьировалось от 20 до 30 минут.
Содержание программы.
Индивидуальные занятия.
Первое занятие:
Тактильная игра «Ладушки» — игра представляет собой ритмичные хлопки ладонями под стишок-потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Как остынут — поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели.
И полетели!
Существует несколько вариантов игры в «Ладушки»:
— маленькому ребенку можно рассказывать стишок, делая с ним вместе пальчиковую гимнастику, поглаживая и массируя ладошки и кончики пальчиков;
— для ребенка постарше более подходящим станет другой вариант: взрослому нужно взять ручки малыша в свои руки и ритмично «хлопать» ладошками, помогая ребенку совершать правильные движения;
— «классический» вариант игры в «Ладушки», когда два игрока одновременно совершают хлопки ладонями в определенной последовательности: каждый игрок хлопает в свои ладоши, потом по ладошкам другого игрока, затем один хлопок в свои ладоши и хлопки по ладошкам другого игрока «по диагонали» — правой рукой по левой руке партнера и наоборот. Весь цикл хлопков подстраивается под ритм стишка и повторяется по кругу.
Занятие с доской Сегена – по возможности ребенок сам выполняет задание удобным ему способом. Если у ребенка возникают затруднения, можно подбодрить его или помочь найти нужный вариант.
Дидактическая игра «Вежливые слова» — эту игру можно использовать при индивидуальной работе с ребенком, а так же при групповом взаимодействии. В индивидуальном варианте ребенок и взрослый садятся друг напротив друга и стараются по очереди назвать все вежливые слова, которые им известны, взрослый может помогать ребенку в ходе игры, давать ему подсказки.
Второе занятие:
Игра для развития мимики «Зеркало» — ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу, и взрослый предлагает ребенку повторить ту эмоцию, которую он показывает. Затем ребенок должен повторять последующие изменения мимики взрослого, а взрослый по возможности должен менять выражение лица с каждым разом все быстрее.
Занятие с развивающими кубиками. Можно в начале занятия посмотреть, что именно будет делать ребенок с предоставленными ему кубиками. Затем взрослый должен четко контролировать действия ребенка. Важно доступным образом объяснить ребенку, что от него требуется, при необходимости показать наглядно.
Игра имитация «Обезьянка» — развивает способность подражать мимике и жестам, а так же координацию движений. Взрослый предлагает ребенку представить, что он обезьянка, и повторять все движения и мимику взрослого. Во избежание получения травм, демонстрировать рекомендуется простые движения в умеренном темпе.
Третье занятие:
Тактильная игра «Ладушки».
Занятие с развивающими пирамидками – ребенку дается пирамидка состоящая из колец различных цветов и стоечки, на которую кольца нанизываются. Способствует развитию интеллекта и логического мышления, совершенствует мелкую моторику рук, координацию движений, учит восприятию цвета, формы и размеров. Взрослый может давать ребенку задания по ходу сборки пирамидки, к примеру, называть следующий цвет, или предлагать собрать ее от меньшего к большему и наоборот.
Игра «Ласковый ребенок» — учит ребенка проявлять эмоционально-тактильные и вербальные способы взаимодействия с людьми. Сначала взрослый показывает ребенку пример: улыбка, объятия, зрительный контакт, взять за руку. Все это сопровождается комментариями к своим действиям, похвалами ребенка. А затем ребенку предлагается повторить те же действия, проявить свою нежность, сопровождая похвалами ребенка и эмоциональным откликом. Так же эта игра способствует снижению проявлений агрессии.
Четвертое занятие:
Игра для развития мимики «Зеркало».
Занятие с кинетическим песком – ребенку предоставляется кинетический песок и различные формочки. Игра с песком не требует от взрослого контроля над действиями ребенка, он может исполнить роль включенного наблюдателя, задавать вопросы ребенку, играть вместе с ним. Это способствует развитию мелкой моторики и хорошо подходит для релаксации.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Пятое занятие:
Игра-разминка «Деревцо» — небольшая физическая разминка для ребенка, под чтение взрослым, или совместно с ребенком стишка, выполняется ряд действий.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются и тянутся руками вверх.
Занятие с доской Сегена.
Игра имитация «Обезьянка».
Шестое занятие:
Физкультурная минутка – небольшая разминка с использованием простых упражнений: наклоны, взмахи руками, разминка пальцев рук, приседания. Взрослый показывает упражнение, а ребенок повторяет за ним.
Занятие с крупными пазлами – ребенку предоставляются крупные пазлы, с яркой картинкой, и предлагается их собрать в единое целое. Развивает мелкую моторику, восприятие целостности предмета, умение мыслить логически. При необходимости взрослый может оказать ребенку помощь.
Игра «Ласковый ребенок».
Седьмое занятие:
Игра-разминка «Деревцо».
Занятие с развивающими кубиками.
Упражнение «Пропеллер» — развивает подвижность плечевых суставов и поясницы, согревает организм, улучшает координацию движений. Представляет собой разнонаправленные круговые махи вытянутыми руками в положении стоя, ноги на ширине плеч. Необходимо наблюдать за ребенком, за скоростью выполнения махов и за координацией движения. Можно повторить несколько раз, меняя направление движения рук.
Восьмое занятие:
Тактильная игра «Ладушки».
Занятие с кинетическим песком.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Групповые занятия. Время групповых занятий увеличивается каждый раз. Первое занятие длится максимум 40 минут, последнее занятие должно быть не менее одного часа.
Первое занятие:
Игра «Знакомство» — игра с мячиком, развивает реакцию и моторику рук, память и умение знакомиться с новыми людьми. В начале мяч бросает ведущий взрослый, каждый ребенок по очереди ловит мяч и называет свое имя, ведущий, в последний раз поймав мячик, также называет свое имя. Затем мячик бросают все по очереди и называют имя того, кому он брошен.
Занятие с кинетическим песком.
Упражнение «Замедленные движения» — развивает умение регулировать мышечное напряжение. Упражнение выполняется в положении сидя, все дети и ведущий должны принять удобную позу и положить руки на колени. Затем ведущий показывает движение одними только кистями рук, сжимает пальцы рук в кулаки, как можно медленнее, а затем разжимать их. Вместе с ведущим дети повторяют движения. Выполняется каждой рукой по отдельности. После выполнения упражнения детям предлагается встать и встряхнуть руками.
Второе занятие:
Игра «Паровозик» — учит подражать различным звукам и взаимодействию друг с другом, а так же улучшает координацию движений. Ведущий играет роль паровоза, а дети становятся вагончиками, цепляясь друг за друга, двигаются и имитируют различные звуки поезда. Темп движения ускоряется и замедляется, «паровозик» петляет между различными искусственными преградами.
Упражнение «Фокусировка» — развивает умение фокусироваться на объектах, улучшает координацию движений, помогает выучить названия частей тела. Дети рассаживаются на стульчики, ведущий садится напротив. Дальше ведущий громко называет какую-либо часть тела и действие, которое нужно совершить и выполняет это сам, отзеркаливая для детей.
Игра «Дотронься до…» — развивает внимание, помогает выучить цвета. Все дети становятся в хаотичном порядке, ведущий напротив. Далее ведущий произносит игровую фразу «дотронься до …» и называет какой-либо цвет. Дети ищут нужный цвет в окружающих вещах, одежде своей и друг друга, и берутся за нужный предмет. Можно предложить детям (если они разговаривают) побыть в роли ведущего и принять активное участие в игре, это повышает доверие детей к взрослому.
Третье занятие:
Тактильная игра «Ладушки».
Игра имитация «Зоопарк» — развивает внимание, помогает выучить названия животных, развивает умение подражать. На первом этапе игры ведущий называет животное, а дети и сам ведущий изображают его – звуками и движениями. На втором этапе, дети по очереди изображают животное, которое сами выберут, а остальные пытаются угадать, что за животное показано.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Четвертое занятие:
Физкультурная минутка,
Игра «Играем вместе» — учит детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом, развивает навыки коммуникации. В качестве оборудования для игры применяются различные парные игрушки (паровозик – вагончик). Игрушки раздаются детям, заранее расставленным парами. Ведущий предлагает детям поиграть вместе и наблюдает за происходящим. Затем ведущий помогает детям, которые не хотят взаимодействовать или у них не получается, показывает как это можно делать в соответствии с назначением игрушек. В конце игры важно эмоционально поощрить всех детей за старания.
Игра для развития мимики «Зеркало».
Пятое занятие:
Игра-разминка «Деревцо»,
Занятие с конструктором – развивает мелкую моторику, помогает развить коммуникативные навыки, учит сотрудничеству. Детям предоставляется конструктор с большим количеством деталей. Взрослый может предложить детям какое-то несложное задание, которое они будут выполнять вместе, либо дать детям возможность играть самим, контролируя их взаимодействие.
Игра «Ручеек» — помогает снять эмоциональное и физическое напряжение, развивает координацию движений. Для игры необходимо нечетное количество детей. Дети встают парами, берутся за руки и образуют подобие арки, оставшийся без пары ребенок становится водящим, он пробегает под «аркой» и выбирает одного из детей, и они образуют пару в начале «коридора». Ребенок, потерявший пару проходит под «аркой» и забирает себе кого-то из детей. Игра может продолжаться до тех пор, пока детям не надоест или если они устанут.
Шестое занятие:
Упражнение «Пропеллер»,
Игра «Передай мяч» — учит взаимодействию, помогает запомнить имена друг друга. Для игры используется небольшой мячик, который передается детьми по кругу или в хаотичном порядке. Важно, чтобы ребенок, передающий мяч, называл того кому его отдает по имени. Если ребенок не может разговаривать, он должен жестами обратить на себя внимание того, кому хочет передать мяч. Ведущий участвует в игре, показывая пример и эмоционально поощряя детей.
Игра «Ласковый ребенок».
Седьмое занятие:
Игра «Паровозик»,
Занятие с кинетическим песком,
Упражнение «Замедленные движения».
Восьмое занятие:
Тактильная игра «Ладушки»,
Игра для развития мимики «Зеркало»,
Упражнение «Фокусировка».
Ассоциация игровой терапии
Новости ассоциации
Новое заявление о миссии и заявление о разнообразии
Поскольку Ассоциация игровой терапии (APT) продолжает расти, Совет директоров обновил Заявление о миссии и разнообразии, чтобы отразить организационные изменения и достижения и усилия DEI. Одновременно с новым фискальным года (1 апреля 2023 г.) совет директоров APT отмечает это новое начало обновленным заявлением о миссии и заявлением о многообразии. Посетите Веб-сайт APT для просмотра новых заявлений или доступа к специальной секции , опубликованной в марте 2023 г. выпуск журнала Play Therapy™ Magazine.
Поддержка нового поколения игровых терапевтов
Принимаются заявки на участие в программе наставничества APT Play Forward: наставничество для игровых терапевтов . Если вы ищете наставником или хотите быть наставником, преимущества участия в наставнических отношениях многочисленны!
Заинтересованные кандидаты должны быть профессиональными или аффилированными членами (в США или за рубежом) APT. Количество мест ограничено до 40 человек (20 пар) для программы 2023 года. Не ждите, подайте заявку до крайнего срока 15 марта 2023 года.
Участие в игровой терапии
TM ЖурналAPT приглашает участников внести рукопись для публикации на следующие темы
**Развитие игры Therapy Community (выпуск за декабрь 2023 г.), рукописи должны быть представлены до 15 августа 2023 г.
Посмотреть журнал Play Therapy™ руководство для авторов и связаться с Мелиссой Вильегас по адресу mvillegas@a4pt. org для получения дополнительной информации. Обратите внимание, учитываются только статьи, оформленные в стиле APA. Убедитесь, что ваша статья соответствует формату, описанному в Руководстве по публикации
Американская психологическая ассоциация, 7-е издание. Внимательно просмотрите и отредактируйте свою статью перед отправкой.
Уголок аттестации
Я готов подать заявку на аттестацию. Каков процесс?
После того, как заявители выполнили все требования к аттестации, они заполняют заявку и отправляют ее по почте в национальный офис APT: 401 Clovis Ave. Suite 107, Clovis CA 93612. Из соображений конфиденциальности и безопасности, только принимаются заявки по почте. Во избежание задержек с рассмотрением заявки убедитесь в следующем:
**Заявка заполнена (т.е. этапы, даты, аттестация, наблюдения, подписи)
**Включите расшифровку(и) (неофициальные расшифровки стенограммы принимаются)
**Предоставьте сертификаты CE обучения, соответствующие 150 часам часов непрерывного обучения игровой терапии, которые вы указали на своих этапах и/или в Приложении I
** Приложите копию вашей действующей государственной лицензии
Заявки рассматриваются в порядке поступления, время рассмотрения составляет 10-12 недель. Мы ценим Ваше терпение.
Звонок вопросов и ответов для подтверждения
Не забудьте зарегистрироваться на предстоящий звонок вопросов и ответов во вторник, 7 марта 2023 г., в 11:00 (PST). Во время этого звонка мы ответим на ваши вопросы об учетных данных RPT™, RPT-S™ и SB-RPT™. Представлять на рассмотрение ваши вопросы сегодня и обязательно зарегистрируйте до крайнего срока понедельника, 6 марта 2023 года.
Важные даты:
- 15 марта 2023 г.: Награды за выдающиеся достижения Выдвижение кандидатур
- 31 марта 2023 г.: Совет директоров Анкеты кандидатов Подлежит оплате
- 31 марта 2023 г.: Журнал APT Форма заказа на рекламу за июнь 2023 г. Срок оплаты
Сертификация игровой терапии, ориентированной на ребенка
Обзор CCPT
Игровая терапия, ориентированная на ребенка (CCPT; Landreth, 1991; 2002; 2012) — это ориентированная на развитие игровая коррекция психического здоровья для маленьких детей в возрасте от 3 до 10 лет, страдающих социальными, эмоциональными, поведенческими расстройствами и расстройствами отношений. . CCPT использует игру, естественный язык детей и терапевтические отношения, чтобы обеспечить безопасную, последовательную терапевтическую среду, в которой ребенок может испытывать полное принятие, сопереживание и понимание со стороны консультанта и обрабатывать внутренние переживания и чувства через игру и символы. В CCPT опыт ребенка в отношениях с консультантом является наиболее исцеляющим и значимым фактором для создания устойчивых позитивных изменений. Цель CCPT — раскрыть потенциал ребенка, чтобы двигаться к интеграции и самосовершенствованию. Исходы для детей после CCPT включают снижение симптоматического поведения и улучшение общего функционирования.
Модель CCPT предназначена для применения специалистами в области психического здоровья, прошедшими обширную подготовку и контроль в области протокола CCPT (Ray, 2011). Хотя CCPT обычно проводится в виде 16-20 еженедельных 45-минутных индивидуальных игровых сессий, модель CCPT была успешно реализована в школьных условиях после формата 16 сессий, проводимых два раза в неделю по 30 минут в течение 8 недель. Модель лечения CCPT может быть предоставлена в контексте более длительных требований лечения и может использоваться в формате небольшой группы. Руководство по лечению CCPT (Ray, 2011) содержит протокол CCPT и контрольный список навыков CCPT для использования терапевтами и супервизорами, прошедшими обучение CCPT.
Эффективность CCPT
Игровая терапия, ориентированная на ребенка (Landreth, 1991; 2002; 2012) выросла из недирективной игровой терапии, первоначально разработанной в 1950-х годах Вирджинией Экслайн. В 1980-х и 1990-х годах Гарри Ландрет сыграл важную роль в развитии навыков и методов обучения, включая учебник и контрольный список навыков CCPT, чтобы обеспечить точность лечения, которая помогла осуществить вмешательство; тем самым способствуя появлению исследований, изучающих влияние этой модели. Ray (2011) формализовал протокол CCPT и контрольный список в опубликованном руководстве по лечению и учебнике Advanced Play Therapy. С конца 1990-х годов было проведено 17 контролируемых исследований исходов по процедурам Landreth (1991; 2002; 2012) и/или Ray (2011), опубликованных на английском языке и в рецензируемых журналах. Из этих 17 исследований 13 были РКИ, а остальные четыре квазиэкспериментальных исследования не смогли рандомизировать участников из-за проведения исследований в реальных условиях. Что касается верности, в 10 исследованиях упоминается использование контрольного списка навыков игровой терапии (PTSC) для мониторинга соблюдения режима лечения CCPT. Три мета-анализа (Bratton, et al., 2005; Lin & Bratton, 2015; Ray et al., 2015) предоставили дополнительную поддержку положительному эффекту CCPT, сообщив о значительных размерах эффекта для эффективности CCPT для ряда представление проблем и различных групп населения.
Для получения более подробной информации об исследованиях результатов CCPT, пожалуйста, посетите Детскую терапию, основанную на доказательствах, онлайновую базу данных исследований игровой терапии с возможностью поиска.
Уровни и требования
Для получения всех уровней сертификации CCPT, а также сертификации уровня 2 CPRT и выше требуется лицензия на психическое здоровье. Тем не менее, лица, у которых нет лицензии на психическое здоровье или которые в настоящее время не получают лицензию на психическое здоровье, имеют право заполнить CCPT 101, CPRT 101 и CPRT 102. Кроме того, лица, не имеющие лицензии на психическое здоровье, имеют право на получение сертификата Уровень 1 – сертифицированный CPRT Associate/Parent Educator. Игровая терапия Кредит CE подходит только для специалистов в области психического здоровья или аспирантов дневного отделения в области психического здоровья.
Кроме того, Центр игровой терапии предлагает международную сертификацию CPRT и CCPT для специалистов в области психического здоровья, работающих в других странах. Центр игровой терапии гарантирует, что сертифицированные на международном уровне терапевты CPRT и CCPT обладают знаниями и опытом в области CPRT и CCPT соответственно; однако мы не гарантируем, что международные терапевты имеют лицензию в своей области обучения. Обозначение для международной сертификации Сертифицированный I-CPRT и Сертифицированный I-CCPT.
Уровень 1 — Сертифицированный практикующий врач CCPT
1. Требования к образованию — минимум 30 часов Информационный центр служб профилактики Title IV-E, Калифорнийский информационный центр, основанный на фактических данных, для защиты детей и Информационный центр результатов. Обучение модели КПРТ, основанной на доказательствах, требует соблюдения утвержденных протоколов лечения. Центр игровой терапии ЕНТ советует терапевтам подумать о том, где им проходить обучение КПРТ, поскольку некоторые тренинги не преподают в соответствии с моделью, основанной на доказательствах. Дополнительную информацию о признанных протоколах и обучении можно найти в разделе «Терапия отношений между детьми и родителями» на сайтах Title IV, CEBC или PEW.
- Один или несколько формальных университетских курсов продолжительностью 3 кредитных часа по теме «Введение в игровую терапию, ориентированную на ребенка», завершенных за последние 10 лет под руководством утвержденного тренера, который занимается всеми областями, охватываемыми CCPT 101 и 102 ИЛИ
- Серия семинаров: CCPT 101: Основы игровой терапии, ориентированной на ребенка (12 часов; 9 основополагающих или исторически значимых теорий, 3 навыка и метода) — 2-дневный курс подготовки к сертификации CCPT И CCPT 102: Практика игровой терапии, ориентированной на ребенка, и Применение (18 часов; 11 основополагающих или исторически значимых теорий, 7 навыков и методов) — 3 дня или выходные интенсивные занятия по применению CCPT под руководством утвержденного инструктора.
2. Завершение экзамена CCPT
3. Опыт под наблюдением
- Завершение 30 сеансов CCPT в общей сложности с минимум 3 детьми в возрасте 3-10 лет под наблюдением утвержденного руководителя CCPT; должен находиться под непрерывным еженедельным наблюдением с минимальным 15-часовым наблюдением. Хотя очное наблюдение предпочтительнее, дистанционное наблюдение будет одобрено для тех, кто находится в местах, где нет утвержденных наблюдателей. Сессии CCPT могут начаться после выполнения требований, эквивалентных CCPT 101. Однако необходимо пройти не менее 20 часов сеансов в соответствии с требованиями, эквивалентными CCPT 102. Согласие супервайзера на соблюдение протокола и процесса, необходимых для данного случая.
4. Итоговый документ по самооценке
5. Лицензированный специалист в области психического здоровья на момент сертификации услуги по охране психического здоровья в одной из следующих дисциплин общей практики: консультирование, брачная и семейная терапия, психиатрия, психология или социальная работа. 6. Плата за подачу заявки в размере 95 долларов США 7. Заполненная заявка Для сохранения статуса сертификации сертификацию CCPT необходимо продлевать каждые 5 лет. Требования для продления включают 18 часов непрерывного обучения, характерных для CCPT, и плату за продление в размере 95 долларов США. 1. Иметь сертификат CCPT уровня 1 или соответствовать требованиям уровня 1 2. Иметь лицензию специалиста в области психического здоровья в качестве супервизора в США. 3. Требования к образованию – минимум 40 часов Центр игровой терапии ЕНТ предлагает обучение по терапии детско-родительских отношений (CPRT) в соответствии с моделью, основанной на доказательствах, признанной Информационным центром профилактических услуг Title IV-E, Калифорнийский информационный центр по благополучию детей, основанный на фактических данных, и первый информационный центр результатов. Обучение модели КПРТ, основанной на доказательствах, требует соблюдения утвержденных протоколов лечения. Центр игровой терапии ЕНТ советует терапевтам подумать о том, где им проходить обучение КПРТ, поскольку некоторые тренинги не преподают в соответствии с моделью, основанной на доказательствах. Дополнительную информацию о признанных протоколах и обучении можно найти в разделе «Терапия отношений между детьми и родителями» на сайтах Title IV, CEBC или PEW. 4. Опыт супервизии 5. Заявка и плата за подачу заявки в размере 95 долларов США Для сохранения статуса сертификации супервизора сертификацию CCPT-Supervisor необходимо продлевать каждые 5 лет. Требования для продления включают 18 часов непрерывного обучения, характерных для CCPT, и 9 долларов США.5 плата за продление. Мы очень рады, что вы решили содействовать качественному оказанию помощи детям в области психического здоровья, став признанным поставщиком основанной на фактических данных CCPT. На этом сайте мы проведем вас через шаги, необходимые для получения сертификата CCPT. Помните, что требования для сертификации CCPT можно найти здесь. Выполните следующие действия: Шаг 1: Ознакомьтесь с образовательными требованиями для сертификации CCPT здесь. Просмотрите форму обзора образования/обучения. Шаг 2: Отправьте электронное письмо Дженне Тейлор с заголовком темы «Инициировать сертификацию CCPT». В этом письме укажите свое имя и контактную информацию. См. варианты ниже для другой информации, которая должна быть включена в ваше электронное письмо. Шаг 3: Центр игровой терапии предоставит вам заполненную Форму обзора обучения/обучения в течение 3 недель. В этой форме будет указано, какой уровень образования все еще необходим для выполнения образовательных требований для сертификации CCPT. Шаг 4: Получите все образование, необходимое для сертификации, как указано в форме проверки образования/обучения. Шаг 5: После выполнения образовательных требований сдайте сертификационный экзамен CCPT, который можно приобрести здесь (25 долларов США). Сначала нажмите на ссылку для покупки, а после обработки платежа вернитесь к этому шагу и выберите ссылку на экзамен, чтобы завершить тест. Также доступно на упрощенном китайском языке здесь, можно приобрести здесь (25 долларов США). Шаг 6: Найдите сертифицированного руководителя CCPT. Список супервайзеров доступен здесь. Шаг 7: После обучения CCPT уровня 101 примите участие в сеансах CCPT. Пожалуйста, обратитесь к Требованиям к опыту надзора для получения подробной информации, касающейся надзора за прямыми часами. Шаг 8: После выполнения всех требований по обучению и надзору заплатите регистрационный сбор в размере 95 долларов США. Шаг 9: Отправьте заполненную заявку CCPT и документ для самооценки Дженне Тейлор по адресу [email protected]. Целью самооценки является предоставление всестороннего обзора опыта работы практикующим специалистом CCPT. Поскольку статья предназначена для интеграции личного и профессионального опыта, мы не требуем определенной длины страницы, но ожидаем, что статья будет состоять как минимум из 5 страниц. Уровень 2 — Сертифицированный продвинутый практикующий врач/супервизор CCPT
Этапы сертификации
Добро пожаловать в программу сертификации CCPT!
Для специалистов в области психического здоровья, которые получили образование и опыт CCPT за свою карьеру, мы рады, что вы решили пройти сертификацию CCPT. Мы просим вас уделить время внимательному просмотру формы проверки образования/обучения, чтобы проверить требования к учебной программе для CCPT 101 и CCPT 102. Если вы считаете, что прошли обучение в этих областях, пожалуйста, предоставьте доказательства, отправив стенограммы, учебные программы, подтверждение непрерывности образования или другие материалы, подтверждающие ваше образование. Кроме того, добавьте в исходное электронное письмо обоснование, объясняющее, почему вы считаете, что соответствуете требованиям к образованию. Примечание. Возможно, вы получили образовательный эквивалент CCPT 101 и должны пройти CCPT 102.
Если вы закончили программу консультирования Университета Северного Техаса, мы очень рады, что вы решили пройти сертификацию CCPT. Для учащихся ЕНТ курс «Введение в игровую терапию» засчитывается в требования учебной программы CCPT 101. Если вы прошли курсы «Расширенные навыки игровой терапии» (магистерская) или «Расширенная игровая терапия» (докторская степень), вы выполнили требования учебной программы CCPT 102. Если вы прошли курс практического уровня или клинический курс докторантуры, в рамках которого вы участвовали в программе CCPT, эти часы засчитываются в счет ваших часов опыта под наблюдением в соответствии с требованием супервизии для сертификации CCPT. Для выпускников, которые не выполнили эти требования и считают, что получили дополнительное образование или опыт, отвечающий этим требованиям, предоставьте обоснование и/или доказательства своей квалификации в своем электронном письме, чтобы инициировать форму проверки образования/обучения. Помните, что для получения сертификата вам необходимо было получить образование или опыт работы по всем компонентам учебной программы CCPT 101 и 102. Примечание. Возможно, вы получили образовательный эквивалент CCPT 101 и должны пройти CCPT 102. Пожалуйста, прикрепите стенограмму ЕНТ к своему электронному письму. Бумага для самооценки