Произвольная память это в психологии: Непроизвольная память и произвольная память

Содержание

Непроизвольная память и произвольная память

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

  • Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
  • Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
  • Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
  • Запоминается то, над чем человек активно работает.
  • Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

  • Активность и успешное участие в играх.
  • Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
  • Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

  • Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
  • При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
  • Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
  • Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

  • Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
  • Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
  • Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

  1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
  2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
  3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
  4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
  5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
  6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

10 Мышление,

отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Обобщение результатов чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей.

На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Психология мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятния, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.

Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие,вниманиеипамятьближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами.

Мышление — активный процесс, в котором происходит взаимодействие сохраненных и извлеченных ментальных репрезентаций для воспроизведения новых репрезентаций.

Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками).Логика и силлогизмы, логическое мышление

Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Объективно сложившиеся в истории языка средства отражают не только внешние пространственные или временные отношения, но и логические отношения, более сложные отношения причины и следствия и т. п.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, человек использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме человек высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: «Я люблю море», «Я хочу уехать в Петербург».

В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.

Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за «бортом» такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.

Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

Произвольные и семантические ассоциации при субъективных нарушениях памяти и амнестических умеренных когнитивных нарушениях у жителей Тайваня: перекрестное исследование

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

. 2018 май; 117(5):427-433.

doi: 10.1016/j.jfma.2017.05.014. Epub 2017 29 июля.

Синь-Те Чанг 1 , Та-Фу Чен 2 , Тин-Вэнь Ченг 3 , Я-Мэй Лай 3 , Мау-Сун Хуа 4

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии, Колледж медицины и здравоохранения, Азиатский университет, Тайчжун, Тайвань; Факультет психологии, Колледж наук, Тайваньский национальный университет, Тайбэй, Тайвань.
  • 2 Отделение неврологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань.
  • 3 Отделение неврологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань; Центр клинической психологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань.
  • 4 Кафедра психологии, Колледж медицины и здравоохранения, Азиатский университет, Тайчжун, Тайвань; Факультет психологии, Колледж наук, Тайваньский национальный университет, Тайбэй, Тайвань. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 28625695
  • DOI: 10.1016/j.jfma.2017.05.014

Бесплатная статья

Хсин-Те Чанг и др. J Formos Med Assoc. 2018 май.

Бесплатная статья

. 2018 май; 117(5):427-433.

doi: 10.1016/j.jfma.2017.05.014. Epub 2017 29 июля.

Авторы

Синь-Те Чанг 1 , Та-Фу Чен 2 , Тин-Вэнь Ченг 3 , Я-Мэй Лай 3 , Мау-Сун Хуа 4

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии, Колледж медицины и здравоохранения, Азиатский университет, Тайчжун, Тайвань; Факультет психологии, Колледж наук, Тайваньский национальный университет, Тайбэй, Тайвань.
  • 2 Отделение неврологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань.
  • 3 Отделение неврологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань; Центр клинической психологии, Государственная больница Тайваньского университета, Медицинский колледж, Тайбэй, Тайвань.
  • 4 Кафедра психологии, Колледж медицины и здравоохранения, Азиатский университет, Тайчжун, Тайвань; Факультет психологии, Колледж наук, Тайваньский национальный университет, Тайбэй, Тайвань. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 28625695
  • DOI: 10. 1016/j.jfma.2017.05.014

Абстрактный

Предыстория/цель: Исследователи недавно предложили доклиническую стадию деменции альцгеймеровского типа (DAT), называемую субъективным нарушением памяти (SMI), с целью разработки методов раннего выявления DAT и последующего вмешательства. Было высказано предположение, что функции объективной памяти у людей с ТПЗ нормальны; однако для описания процессов памяти используются как произвольные, так и семантические ассоциации. Никакие предыдущие исследования не изучали эти процессы у лиц с ТПЗ.

Методы: Поперечный анализ был использован для сравнения функции памяти у людей с ТПЗ, амнестическим легким когнитивным нарушением (аМКИ) или ДАТ. Сто восемьдесят три участника были набраны из клиники памяти при больнице Национального Тайваньского университета и сообществ на севере Тайваня, в том числе лица без жалоб на память (HC, n = 30) и лица с ТПЗ (n = 61), aMCI-одиночный домен (n = 24), множественный домен aMCI (n = 33) или DAT (n = 35). Тест на изучение последовательности слов (WSLT) использовался для оценки формирования произвольных ассоциаций, а субтест логической памяти Шкалы памяти Векслера-третье издание использовался для оценки формирования семантических ассоциаций.

Полученные результаты: По сравнению с группой HC, группа SMI плохо справилась только с WSLT, тогда как другие группы плохо справились с обеими задачами памяти. Это исследование показало, что люди с ТПЗ плохо справляются с формированием произвольных ассоциаций.

Вывод: Наши результаты показывают, что задачи, требующие произвольных ассоциаций, могут обеспечить большую чувствительность при обнаружении когнитивных изменений, связанных с доклиническим DAT.

Ключевые слова: Болезнь Альцгеймера; слабоумие; Легкие когнитивные нарушения; Нейропсихология.

Copyright © 2017. Опубликовано Elsevier B.V.

Похожие статьи

  • Нарушение целостности белого вещества на преддеменционных стадиях болезни Альцгеймера: от субъективных нарушений памяти до амнестических легких когнитивных нарушений.

    Шао В., Ли С., Чжан Дж., Ян С., Тао В., Чжан С., Чжан З., Пэн Д. Шао В. и др. Евр Дж Нейрол. 2019 май; 26(5):800-807. doi: 10.1111/en.13892. Epub 2019 23 января. Евр Дж Нейрол. 2019. PMID: 30584694

  • Ассоциация субъективных жалоб на память и депрессивных симптомов с объективными когнитивными функциями при продромальной стадии болезни Альцгеймера, включая предлегкие когнитивные нарушения.

    Со Э.Х., Ким Х., Чхве К.И., Ли К.Х., Чу И.Х. Сео Э.Х. и др. J Аффективное расстройство. 2017 1 августа; 217: 24-28. doi: 10.1016/j.jad.2017.03.062. Epub 2017 30 марта. J Аффективное расстройство. 2017. PMID: 28380342

  • Отличительные закономерности и клинические проявления ухудшения семантической памяти у пациентов с ЛКН.

    Чанг Х.Т., Чиу М.Дж., Чен Т.Ф., Ченг Т.В., Хуа М.С. Чанг Х.Т. и др. Альцгеймер Dis Assoc Disord. 2015 апрель-июнь;29(2):124-34. doi: 10.1097/WAD.0000000000000058. Альцгеймер Dis Assoc Disord. 2015. PMID: 25187221

  • Поперечные ассоциации биомаркеров тау-белка с семантической и эпизодической памятью у пожилых людей без деменции: систематический обзор и метаанализ.

    Пелгрим Т.А.Д., Беран М., Твейт Э.Л., Герлингс М.И., Вонк Дж.М.Дж. Пелгрим ТАД и др. Aging Res Rev. 2021 Nov; 71: 101449. doi: 10.1016/j.arr.2021.101449. Epub 2021 13 августа. Старение Res Rev. 2021. PMID: 34400308 Обзор.

  • Субъективное ухудшение памяти. Обзор его определений указывает на необходимость всеобъемлющего набора стандартизированных и проверенных критериев.

    Абдулраб К., Хын Р. Абдулраб К. и др. Европейская психиатрия. 2008 авг; 23 (5): 321-30. doi: 10.1016/j.eurpsy.2008.02.004. Epub 2008, 22 апреля. Европейская психиатрия. 2008. PMID: 18434102 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Знакомство с памятью | Психология Вики

в: Познание, Когнитивные процессы, Память,

а также еще 4

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Информацию об одноименном журнале см. в разделе Память (журнал)

Память — это способность мозга хранить, удерживать и впоследствии вспоминать информацию. Хотя традиционные исследования памяти начались в сфере философии, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века память стала частью парадигмы когнитивной психологии. В последние десятилетия он стал одним из основных столпов новой отрасли науки, представляющей собой союз когнитивной психологии и нейронауки, называемой когнитивной нейробиологией.

Существует несколько способов классификации воспоминаний, основанных на продолжительности, характере и извлечении информации. С точки зрения обработки информации в формировании и воспроизведении памяти выделяют три основных этапа:

  • Кодирование (обработка и объединение полученной информации)
  • Хранение (создание постоянной записи закодированной информации)
  • Поиск/вызов (обратный вызов сохраненной информации в ответ на какой-либо сигнал для использования в каком-либо процессе или действии)

Содержание

  • 1 Классификация по длительности
  • 2 Классификация по типу информации
  • 3 Классификация по временному направлению
  • 4 Физиология
  • 5 Развитие памяти
  • 6 Нарушения
  • 7 Запоминание
  • 8 Эмоциональная память
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки и библиография
  • 11 Ключевые тексты
    • 11.1 Книги
    • 11.2 Документы
  • 12 Дополнительный материал
    • 12.1 Книги
    • 12.2 Документы
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Соответствующие котировки
  • 15 Внешние ссылки

Классификация по продолжительности

Основная и общепринятая классификация памяти основана на продолжительности сохранения памяти и выделяет три различных типа памяти: сенсорная память , кратковременная память и долговременная память .

Сенсорная память приблизительно соответствует начальному моменту восприятия предмета. Часть этой информации в сенсорной области поступает в сенсорную память, которая называется кратковременной памятью . Сенсорная память характеризуется длительностью сохранения памяти от миллисекунд до секунд и кратковременной памяти от секунд до минут.

Эти хранилища, как правило, характеризуются строго ограниченной емкостью и сроком действия, тогда как, как правило, хранимая информация может быть извлечена в течение периода времени, который колеблется от дней до лет; этот тип памяти называется долговременная память .

Возможно, кратковременная память поддерживается преходящими изменениями в нейронной коммуникации, тогда как долговременная память поддерживается более стабильными и постоянными изменениями в нервной структуре, которые зависят от синтеза белка. Некоторые психологи, однако, утверждают, что различие между долговременной и кратковременной памятью является произвольным и является просто отражением различных уровней активации в пределах одного хранилища.

Если нам дают случайное семизначное число, мы можем запомнить его только на несколько секунд, а затем забыть (кратковременная память). С другой стороны, мы можем помнить телефонные номера в течение многих лет (при условии, что используем их достаточно часто). Говорят, что эти длительные воспоминания хранятся в долговременной памяти.

Кроме того, термин рабочая память используется для обозначения кратковременного хранилища, необходимого для определенных умственных задач — это не синоним кратковременной памяти , поскольку она определяется не с точки зрения продолжительности, а скорее по назначению. Некоторые теории рассматривают рабочую память как комбинацию кратковременной памяти и некоторого контроля внимания. Например, когда нас просят мысленно умножить 45 на 4, мы должны выполнить ряд простых вычислений (сложения и умножения), чтобы получить окончательный ответ. Способность хранить информацию об инструкциях и промежуточных результатах называется рабочей памятью.

Классификация по типу информации

Долговременную память можно разделить на декларативную (явную) и процедурную (неявную) памяти.

Декларативная память требует сознательного припоминания, поскольку некий сознательный процесс должен вызывать информацию обратно. Иногда ее называют явной памятью , поскольку она состоит из информации, которая явно хранится и извлекается.

Декларативная память может быть далее подразделена на семантическую память, которая касается фактов, взятых независимо от контекста; и эпизодическая память, которая касается информации, характерной для определенного контекста, например времени и места. Семантическая память позволяет кодировать абстрактные знания о мире, например «Париж — столица Франции». Эпизодическая память, с другой стороны, используется для более личных воспоминаний, таких как ощущения, эмоции и личные ассоциации с определенным местом или временем. Автобиографическая память — память об определенных событиях собственной жизни — обычно рассматривается либо как эквивалент эпизодической памяти, либо как ее подмножество. Зрительная память — это часть памяти, сохраняющая некоторые характеристики наших органов чувств, относящиеся к зрительному опыту. Мы способны помещать в память информацию, напоминающую предметы, места, животных или людей в виде своего рода мысленного образа. Зрительная память может привести к праймингу, и предполагается, что в основе этого явления лежит какая-то перцептивная репрезентативная система или PRS. [1]

Напротив, процедурная память (или имплицитная память ) основана не на сознательном вспоминании информации, а на имплицитном обучении. Процедурная память в основном используется для обучения двигательным навыкам и должна рассматриваться как часть имплицитной памяти. Это проявляется, когда мы лучше справляемся с данной задачей только благодаря повторению — никаких новых явных воспоминаний не сформировалось, но мы бессознательно обращаемся к аспектам этого предыдущего опыта. Процедурная память, участвующая в моторном обучении, зависит от мозжечка и базальных ганглиев.

До сих пор никому не удавалось успешно изолировать временную зависимость этих предполагаемых структур памяти.

Классификация по временному направлению

Перспективная память : Обвязывание ленты или веревки вокруг пальца является символическим мнемоническим приемом для запоминания определенной мысли, которую человек сознательно приучает себя ассоциировать с веревкой.

Еще одним важным способом различения различных функций памяти является определение того, относится ли содержание к запоминанию в прошлом, ретроспективная память, или содержимое должно запоминаться в будущем, проспективная память. Таким образом, ретроспективная память как категория включает семантическую память и эпизодическую/автобиографическую память. Напротив, проспективная память — это память о будущих намерениях, или вспоминая, чтобы помнить (Виноград, 1988). Проспективная память может быть дополнительно разбита на проспективное запоминание, основанное на событиях и времени. Проспективные воспоминания, основанные на времени, запускаются сигналом времени, например походом к врачу (действие) в 16:00 (сигнал). Проспективные воспоминания, основанные на событиях, — это намерения, вызванные сигналами, например, не забыть отправить письмо (действие) после того, как увидели почтовый ящик (сигнал). Сигналы не обязательно должны быть связаны с действием (как в примере с почтовым ящиком), а списки, стикеры, завязанные носовые платки или веревка на пальце (см. вставку) — все это примеры сигналов, которые производятся людьми в качестве стратегии. для улучшения проспективной памяти.

Физиология

В целом механизмы памяти изучены недостаточно. Считается, что такие области мозга, как гиппокамп, миндалевидное тело или сосцевидные тела, участвуют в определенных видах памяти. Например, считается, что гиппокамп участвует в пространственном обучении и декларативном обучении. Повреждение определенных областей у пациентов и животных моделей и последующее нарушение памяти является основным источником информации. Однако вместо того, чтобы затрагивать конкретную область, причиной наблюдаемого дефицита может быть повреждение соседних областей или пути, проходящего через эту область. Кроме того, недостаточно описать память и ее аналог, обучение, как зависящие исключительно от конкретных областей мозга. Обучение и память связаны с изменениями в нейрональных синапсах, которые, как считается, опосредованы длительной потенциацией и длительной депрессией.

Основная статья: Нейрофизиология памяти

Развитие памяти

По мере того, как люди развиваются и взрослеют, их способность памяти меняется.

Основная статья: Развитие памяти в детстве
Основная статья: Старение и память

Расстройства

Большая часть современных знаний о памяти пришла из изучения нарушений памяти. Потеря памяти известна как амнезия. Существует много видов амнезии, и, изучая их различные формы, стало возможным наблюдать кажущиеся дефекты в отдельных подсистемах систем памяти мозга и, таким образом, выдвигать гипотезы об их функции в нормально работающем мозге. Другие неврологические расстройства, такие как болезнь Альцгеймера, также могут влиять на память и познание.

Заучивание наизусть

Заучивание наизусть или механическое заучивание — это метод заучивания, который заставляет человека дословно вспоминать важную информацию. Этот метод обучения включает повторение с предположением, что человек может усвоить необходимый процесс или объем информации посредством повторяющихся действий или изучения, до такой степени, что это становится почти автоматическим.

Эмоциональная память

Основная статья: Эмоции и память

Сильные эмоции могут привести к кристаллизации переживаний в длительные и яркие воспоминания. Одним из примеров этого являются воспоминания о посттравматическом стрессовом расстройстве. Это ускорение формирования памяти частично связано с действием гормона стресса норадреналина. Похоже, что гормон воздействует на молекулу рецептора, называемую рецептором глаутамата 1 (GluR1), на поверхности нервных клеток. Действие, по-видимому, заключается в том, что норэпинефрин (форма адреналина запускает присоединение фосфатной группы к GluR1, и эта добавленная фосфатная группа ускоряет движение молекул GluR1 на поверхность, где они помогают клеткам формировать воспоминания. [1]

См. также

  • Старение и память
  • Болезнь Альцгеймера
  • Амнезия
  • Внимание и память в префронтальной коре
  • Сотовая память
  • Подсказки
  • Отзыв по сигналу
  • Деменция
  • Педагогическая психология
  • Эмоции и память
  • Эволюция памяти
  • Ложная память
  • Кривая забывания
  • Генетическая память
  • Hebbian обучение
  • История исследования памяти
  • Хранение информации человека
  • Эффект генерации (обучение)
  • Непроизвольная память
  • Кинестетическое обучение
  • Список смещений памяти
  • Обучение
  • Длительное потенцирование
  • Соответствует образцу
  • Смещение памяти
  • Синдром недоверия к памяти
  • Блокировка памяти
  • The Memory-Prodiction Framework — общепризнанная «объединяющая теория памяти»
  • Тренировка памяти
  • Внимательность
  • Эффект дезинформации
  • Мнемоника
  • Мышечная память или проприоцепция – ощущение и память о том, как части тела учатся двигаться
  • Нейронная адаптация
  • Ведение заметок
  • Подсказка
  • Проприоцепция
  • Отзыв (обучение)
  • Переобучение
  • Удержание
  • Заучивание наизусть
  • Серийный отзыв
  • Источник амнезии
  • Синаптическая пластичность
  • Синестезия
  • На кончике языка
  • Транссаккадическая память
  • Активная память

Ссылки и библиография

  1. ↑ Малинов, Р. , в Cell, 5 октября 2007 г., как сообщается в Science News, 20 октября 2007 г., 172(16), с. 254.

Ключевые тексты

Книги

  • Baddeley,A (1990) [Человеческая память: теория и практика]]. Эрльбаум.
  • Бурчуладзе, Р. (2002) Воспоминания сделаны из этого, Вайденфельд и Николсон, Лондон,
  • Дудай, Ю. (2002). Память от А до Я, издательство Оксфордского университета, Оксфорд,
  • Немецкий. JA (1983) (ред.) Физиологические основы памяти , Нью-Йорк: Academic Press, 2-е изд. ISBN 0122134605
  • Эббингауз, Х. (1885) Память: вклад в экспериментальную психологию, ред. изд. 1964 г., Нью-Йорк: Дувр.
  • Эйхенбаум Х. и Коэн Н. Дж., От обусловливания к сознательному воспоминанию: системы памяти мозга, издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 2001, 2002
  • Либерман, Обучение и память: комплексный подход ISBN 0-534-08603-9 ISBN 0-534-10638-2
  • Медин,Д. (2002) (ред.), Справочник Стивена по экспериментальной психологии: третье издание, Vol. 2: Память и когнитивные процессы. Нью-Йорк: Дж. Уайли.
  • Нит и Сурпренант, Человеческая память: введение в исследования, данные и теоретический подход ISBN 0-534-43162-3 ISBN 0-534-13192-1
  • Парди и др., Learning & Memory ISBN 0-534-11639-6 ISBN 0-534-13696-6
  • Шактер, Дэниел Л. (2001) Семь грехов памяти, Houghton Mifflin Company, Бостон,
  • Сквайр, Ларри Р. и Кандел, Э. Р. (1999) Память от разума к молекулам, Библиотека Scientific American, Нью-Йорк,
  • Тулвинг Э. и Крейк Ф. (2000) (ред.). Оксфордский справочник памяти. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.
  • Циммер, Х., Меклингер, А. и Линдербергер, У, (2006) Справочник по связыванию и памяти. OUP ISBN 0198529678

Документы

Аткинсон, Р.К. и Шиффрин, Р.М. (1977) Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления. В: О.Х. Бауэр (ред.) Человеческая память: основные процессы, Нью-Йорк: Academic Press.

Дополнительные материалы

Книги

  • Draisma D (2005) Почему жизнь ускоряется с возрастом: как память формирует наше прошлое (CUP, Кембридж).
  • Хантер, И.М.Л. (1964) Память, Хармондсворт: Пингвин.
  • Лофтус, Г.Р. и Лофтус, Э. Р. (1975) Человеческая память: обработка информации, Нью-Йорк: Halsted Press.
  • Харрис, Дж. Э. и Моррис, ЧП (1984) (редакторы) Повседневная память, действия и рассеянность, Лондон: Academic Press.

Талланд, Г.А. (1968) Расстройства памяти и обучения, Harmondsworth: Penguin.

  • Ribot, T., 1882. Болезни памяти, Appleton, New York,

Papers

  • Google Scholar
  • Альба, Дж. В. и Хашер, Л. (1987) Является ли память схематичной? Психологический бюллетень 93: 203-3 1.
  • Бауэр, Г.Х. (1972) Ментальные образы и ассоциативное обучение. В: Л. Грегг (ред.) Познание в обучении и памяти, Нью-Йорк: Джон Уайли.
  • Бауэр, Г.Х. (1981) Настроение и память, американский психолог 36: 129-48.
  • Эстес, В.К. (1982) Обучение, память и интеллект. В: Р.Дж. Штернберг (ред.) Справочник по человеческому интеллекту , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Крейцер, М.А., Леонард, К. и Флавелл, Дж.Х. (1975a) Интервью-исследование знаний детей о памяти, Монографии Общества исследований детского развития 40: нет. 159.

Дополнительная литература

Соответствующие цитаты

  • «Память — это не что иное, как хранилище фрагментарных, но« релевантных »функций» — Уолтер Дж. Онг
  • «Плохая память, которая работает только в обратном направлении» — «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, гл. 5, Шерсть и вода.
  • «Существование письменности изменило характер памяти» — Дженнифер Уайз, в Дионис пишет: Изобретение театра в Древней Греции , 1998, стр.25
  • «Язык гомеровского эпоса демонстрирует« шаблонный »лингвистический стиль [для помощи памяти]» — Дженнифер Уайз, в Дионис пишет: Изобретение театра в Древней Греции , 1998, стр. 27
  • «Я считаю, что человеческий мозг изначально подобен маленькому пустому чердаку, и ты должен обставить его такой мебелью, какой захочешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *