Промежуточные переменные в психологии: Переменная промежуточная | Понятия и категории

📖 Промежуточные переменные, Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), Глава 11 Бихевиоризм: после основания. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 185. Читать онлайн


Промежуточные переменные

Как бихевиорист, Толмен считал, что инициирующее причинное поведение и окончательное результирующее поведение должны быть объективно наблюдаемыми и пригодными для описания в терминах операций. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что выражается математическим уравнением.

Между этими наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим ответным поведением (зависимой наблюдаемой переменной) Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными «>88. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантой поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией. Формула бихевиоризма S — R (стимул — реакция) теперь должна читаться как S — О–R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.


88 промежуточные переменные — ненаблюдаемые и предполагаемые факторы организма, фактически являющиеся детерминантой поаедения.


Поскольку эти промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается связать с экспериментальными (независимыми) переменными и с поведенческими (зависимыми) переменными.

Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного человека или животного. И тем не менее, голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными — например, с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу. Кроме того, его можно увязать и с объективной реакцией или с переменной поведения — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, ненаблюдаемый фактор вмешательства — голод — может получить точную эмпирическую оценку и следовательно становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

Психология bookap

Путем определения независимых и зависимых переменных, каковыми являются наблюдаемые события, Толмен получил возможность составить операциональные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Сначала он называл свой подход «оперантным бихевиоризмом», прежде чем выбрать термин «промежуточные переменные».

Промежуточные переменные оказались весьма полезными для разработки теории поведения, постольку они были эмпирически связаны с экспериментальными и поведенческими переменными. Однако для того, чтобы сделать этот подход всеобъемлющим, потребовался такой громадный объем работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной» (Mackenzie. 1977. P. 146).

Промежуточные переменные

Как бихевиорист, Толмен считал, что инициирующее причинное поведение и окончательное результирующее поведение должны быть объективно наблюдаемыми и пригодными для описания в терминах операций. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что выражается математическим уравнением.

Между этими наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим ответным поведением (зависимой наблюдаемой переменной) Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными 88. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантой поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией. Формула бихевиоризма S — R (стимул — реакция) теперь должна читаться как S — О–R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Поскольку эти промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается связать с экспериментальными (независимыми) переменными и с поведенческими (зависимыми) переменными.

Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного человека или животного. И тем не менее, голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными — например, с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Кроме того, его можно увязать и с объективной реакцией или с переменной поведения — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, ненаблюдаемый фактор вмешательства — голод — может получить точную эмпирическую оценку и следовательно становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

Путем определения независимых и зависимых переменных, каковыми являются наблюдаемые события, Толмен получил возможность составить операциональные описания ненаблюдаемых, внутренних состояний. Сначала он называл свой подход «оперантным бихевиоризмом», прежде чем выбрать термин «промежуточные переменные».

Промежуточные переменные оказались весьма полезными для разработки теории поведения, постольку они были эмпирически связаны с экспериментальными и поведенческими переменными. Однако для того, чтобы сделать этот подход всеобъемлющим, потребовался такой громадный объем работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной» (Mackenzie.

1977. P. 146).

Научение играло важнейшую роль в целенаправленном бихевиоризме Толмена. Он отвергал закон эффекта Торндайка, утверждая, что вознаграждение или поощрение оказывает слабое воздействие на научение. Взамен этого Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Толмен называл эти создаваемые научением связи Гештальт — знаками, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения какого — либо действия.

Давайте запомним эти идеи Толмена и попробуем понаблюдать за голодной крысой в лабиринте. Крыса бегает по лабиринту, исследуя иногда правильные, а иногда неправильные ходы или даже тупики. Наконец крыса находит еду. При последующих прохождениях лабиринта цель (поиск пищи) придает поведению крысы целенаправленность. С каждой точкой разветвления связываются некоторые ожидания.

Крыса приходит к пониманию того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой разветвления, наводят или не наводят на то место, где находится пища.

Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то знак гештальта (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт — знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой. Эта схема представляет собой то. что выучило животное, а именно когнитивную карту лабиринта, а вовсе не набор некоторых моторных навыков. В некотором смысле крыса обретает всеобъемлющее знание своего лабиринта или иной окружающей ее среды. В се мозге вырабатывается что — то вроде полевой карты, которая позволяет ей перемещаться от точки к точке, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.

В классическом эксперименте, который подтвердил теорию Тол — мена, выяснялось, действительно ли крыса в лабиринте изучает его когнитивную карту или же просто запоминает набор моторных реакций. Был использован лабиринт крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу на одном и том же месте, даже если для того, чтобы добраться до пищи, им при разных точках входа приходилось иногда поворачивать нс направо, а налево. Моторные реакции отличались, но пища оставалась на том же самом месте.

Крысы второй группы должны были всегда повторять одни и те же движения, но пища всякий раз находилась в другом месте. Например, начиная путь с одного конца крестообразного лабиринта, крысы находили пищу, только повернув в точке выбора направо; если же крысы входили в лабиринт с противоположной стороны, то для того, чтобы найти пищу, им все равно надо было повернуть направо.

Результаты эксперимента показали, что крысы из первой группы, то есть те, которые изучили место действия, ориентировались гораздо лучше, чем крысы из второй группы, которые заучивали реакции. Тол — мен пришел к выводу, что аналогичное явление наблюдается и у тех людей, которые хорошо знают свои окрестности или город. Они могут пройти из одной точки в другую различными маршрутами, поскольку в их мозге сформирована когнитивная карта местности.

Другой эксперимент исследовал латентное научение 89— то есть такое научение, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит. Голодную крысу поместили в лабиринт и предоставили ей возможность свободно бродить по нему. Сначала в лабиринте не было никакой пищи. Сможет ли крыса обучиться чему — либо при отсутствии подкрепления? После нескольких неподкрепленных попыток крысе дали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения крысой лабиринта резко возросла, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигли такого же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.

Промежуточная переменная: определение, примеры — статистика Как сделать


Определения исчисления >

Промежуточная переменная служит причинно-следственной связью между другими переменными. На него действует независимая переменная, а затем он сам действует на зависимую переменную, вызывая изменение.

Предположим, вы хотите изучить взаимосвязь между более высоким доходом и продолжительностью жизни. Высокий доход не оказывает непосредственного положительного влияния на продолжительность жизни человека, но он может обеспечить доступ к лучшему питанию и медицинскому обслуживанию. Это лучшее питание и медицинское обслуживание, в свою очередь, влияют на продолжительность жизни человека, так что это промежуточные переменные.


Промежуточную переменную иногда также называют промежуточной переменной, промежуточной переменной или промежуточной переменной.


Промежуточная переменная и полное и частичное опосредование

Прийти к пониманию того, как причинно-следственная связь включает в себя промежуточную переменную, называется поиском модели опосредования , которая может принимать различные формы. Опосредующая переменная может учитывать все причинно-следственные связи между двумя переменными или только небольшую их часть. В некоторых ситуациях может быть более одной опосредующей переменной.

Если независимая переменная влияет на зависимую переменную только через промежуточную переменную, это называется полным посредничеством. Если вы нарисовали свою модель посредничества, как показано на изображении выше, вы бы хотели пропустить путь C. Единственная значимая связь проходит через путь A/B.

Если промежуточная переменная отвечает только за часть отношения, это называется частичным посредничеством. В этом случае пути A/B и пути C являются важными, и отключение переменной-посредника не остановит причинный процесс.

Разница между модераторской и промежуточной переменной

Хотя они звучат похоже, модерирующие переменные концептуально отличаются от промежуточных (промежуточных) переменных. Разница очень тонкая; В зависимости от вашего вопроса некоторые переменные могут быть как модератором, так и посредником [1].

  • Модераторы отвечают на вопрос «когда?» или «при каких условиях?» . Модераторы могут усиливать, ослаблять или изменять отношения. Например, уверенность в своей способности выполнить задачу смягчает связь между важностью задачи и степенью беспокойства [2].
  • Посредники отвечают на вопрос «как?» или «почему?» . Например, люди с более высокими доходами, как правило, живут дольше благодаря промежуточной переменной: доступу к лучшему медицинскому обслуживанию.

Ссылки

[1] Что такое посредничество и модерация? Получено 30 июня 2022 г. с: https://ademos.people.uic.edu/Chapter14.html#1_what_are_mediation_and_moderation
[2] Nie, Y., Lau, S., & Liau, A.K. (2011). Роль академической самоэффективности в смягчении связи между важностью задачи и тревогой перед тестами. Обучение и индивидуальные различия, 21(6), 736-741.

Типы переменных. Y520 Осень 2002 г. Примечания к курсу: Стратегии образовательных исследований. Университет Индианы. Получено с http://www.indiana.edu/~educy520/sec5982/week_2/variable_types.pdf 22 июня 2019 г.
Немеревер, Зои. Визуализация Поли 30. Получено с https://pages.ucsd.edu/~tfeenstr/teaching/Winter2018/Visualizing_POLI30.pdf 22 июня 2019 г. «Промежуточная переменная: определение, примеры» из StatisticsHowTo.com : Элементарная статистика для всех нас! https://www.statisticshowto.com/intermediate-variable/

————————————————— ————————-

Нужна помощь с домашним заданием или контрольным вопросом? С Chegg Study вы можете получить пошаговые ответы на свои вопросы от эксперта в данной области. Ваши первые 30 минут с репетитором Chegg бесплатны!

Комментарии? Нужно опубликовать исправление? Пожалуйста Свяжитесь с нами .


Промежуточная переменная: простое определение и примеры


Типы переменных > Промежуточная переменная


Что такое промежуточная переменная?

Промежуточная переменная — это гипотетическая переменная, используемая для объяснения причинно-следственных связей между другими переменными. Промежуточные переменные нельзя наблюдать в эксперименте (поэтому они гипотетичны). Например, существует связь между бедностью и более короткой продолжительностью жизни. Тот факт, что кто-то беден, не означает, что это приведет к ранней смерти, поэтому для объяснения этого явления используются другие гипотетические переменные. Эти промежуточные переменные могут включать: отсутствие доступа к здравоохранению или плохое питание.

В психологии промежуточную переменную иногда называют переменной-медиатором. В статистике промежуточная переменная обычно считается подтипом опосредующей переменной. Однако границы между этими двумя терминами несколько размыты, и они часто используются взаимозаменяемо.

Ограничения

Промежуточные переменные представляют собой гипотетические конструкции, такие как личность, интеллект или отношение. Поскольку они не являются «настоящими» переменными, одно серьезное ограничение заключается в том, что их нельзя измерить. Поэтому невозможно количественно определить, какая часть экспериментальных результатов обусловлена ​​независимыми переменными, а какая — каждой из промежуточных переменных.

Промежуточные и независимые/зависимые переменные

Бостонский университет определяет промежуточную переменную как «управляющую переменную, которая следует за независимой переменной, но предшествует зависимой переменной в причинно-следственной последовательности». Таким образом, вы также можете рассматривать промежуточные переменные с точки зрения независимой переменной и зависимой переменной; промежуточная переменная вмешивается или опосредует их. В приведенном выше примере с долголетием независимой переменной являются деньги (или их отсутствие), а зависимой переменной — продолжительность жизни. Отсутствие или доступ к здравоохранению или плохое питание вмешиваются или заполняют разрыв между независимой и зависимой переменной.
.

История

Термин , промежуточный , впервые был использован для переменных психологом-бихевиористом Эдвардом С. Толменом в 1938 году во время исследований поведения крыс в отношении пищевого вознаграждения. Он предположил, что голод был промежуточной переменной (его нельзя было наблюдать во время реальных экспериментов). Работа Толмена над промежуточными переменными была чрезвычайно важным вкладом в когнитивную психологию, поскольку эта концепция позволяла рассматривать и измерять невидимое поведение. Источник: (a2zpsychology.com, 2002 г.)

Промежуточная переменная также называется промежуточной переменной или промежуточной переменной .

Посетите наш канал YouTube, чтобы посмотреть сотни видеороликов с базовой статистикой.

Ссылки

(без даты). Эдвард с. Толман. Получено 12 декабря 2016 г. с веб-сайта www.a2zpsychology.com: http://www.a2zpsychology.com/great_psychologist/edward_c_tolman.htm

. «Промежуточная переменная: простое определение и примеры» из StatisticsHowTo.com : Элементарная статистика для всех нас! https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *