Просветительская работа психолога в школе – ߻ . —

Отчет о просветительской работе психолога


Просветительская работа
Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 5-х и 10-го классов. Для этого с учащимися пятых классов была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа. С учащимися 10-го класса также была проведена диагностическая работа, а также классные часы на снятие тревожности, сплочение коллектива.
С целью расширения познавательного кругозора учащихся в рамках просветительской, профилактической работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.
С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного возраста (по проблеме адаптации, по сдаче ЕГЭ, «Возрастные и психологические особенности старшеклассников»). Родители обеспечиваются информационными листовками, буклетами. С классными руководителями проводились беседы по предупреждению психологической нагрузки школьников.
Совместно с администрацией и педагогами в течение всего учебного года принималось участие в педагогических советах.
Классные руководители обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.
Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» осуществляется с помощью различных форм, методов и приемов работы. Данная работа проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консуль

educontest.net

Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога

в статье представлен опыт работы по психологическому просвещению в образовательном учреждении.

«ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА».

В настоящее время психологические знания проникают практически во все сферы человеческой деятельности. Наблюдается возрастание интереса и потребности  в психологических знаниях во всех возрастных категориях. Увеличивается количество обращений к психологам за консультациями, в периодической печати возросло количество не только  научной, но и  популярной литературы по психологии. Постоянно растущий интерес к психологии связан с тем, что люди стали заинтересованы в более качественном, продуктивном взаимодействии, в личностном развитии, формировании в российском обществе новых ценностей – ценности саморазвития и самообразования. Развитие каждой отдельной личности становится приоритетным направлением развития страны в целом.

В соответствии с нормативными документами традиционно деятельность психолога образования организуется по следующим направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая и консультационно-просветительская. И хотя ссылок на то, что какое- либо из данных направлений является приоритетным нет, на практике всё же большее внимание уделяется диагностической, коррекционной и консультационной работе. Анализ психолого – педагогической литературы также  показывает, что данные направления деятельности школьного психолога наиболее  широко изучены, разработаны и представлены в научно-методической литературе. А вот вопросам просвещения  в литературе уделяется не так много внимания. А между тем, именно психологическое просвещение, по мнению Н.В. Быковой и С.В. Истоминой, открывает широкие возможности для создания таких условий, в которых участники образовательного процесса могут получить личностно значимые для них знания, и способствует формированию потребности в социально-психологическом знании, развитию психологической культуры.

Среди  традиционных форм работы по психологическому просвещению мною систематически используются такие как: родительские собрания, дни открытых дверей, педагогические советы и педагогические консилиумы, уроки по профориентации, элективные курсы по психологии, классные часы, беседы, подготовка стендов на определенную тему, подготовка и распространение памяток и брошюр, подготовка учащихся к научно-практической конференции. Однако желание активизировать самих участников образовательного процесса в самосовершенствовании, занятии ими более деятельной позиции в процессе овладения психологической культурой, ознакомление с опытом работы по внедрению разнообразных форм работы представленных в литературе и  открывающиеся возможности использования технических средств — всё это побуждает к поиску новых форм работы по психологическому просвещению.

Таким образом, собственный опыт  показал эффективность по внедрению таких форм работы как:

·       Олимпиада по психологии и профориентации.

Первоначально опыт внедрения данной формы работы проводился на базе школы среди учащихся старших классов. Данная форма работы стимулирует учащихся к активной работе по совершенствованию себя и своей психологической культуры. Положительный опыт использования данной формы привел к идее проведения олимпиады не только в рамках одного образовательного учреждения. И в этом году были приглашены к участию школьники из других школ. Олимпиада предполагала обязательный теоретический тур и организацию совместной деятельности (создание коллажа на заданную тему).  Данная форма работы позволила не только реализовать цели просветительской работы, но и организовать общение сверстников разных школ.   А некий соревновательный момент (так как школьники не только  показывали уровень своих психологических знаний, но и отстаивали честь своей школы) принёс моральное удовлетворение многим участникам олимпиады и повысил самооценку. Продуктивность данной формы определяется отзывами участников олимпиады, их руководителями, анализом детских работ и последующими заявками от других школьников.

·       Выставка подборки психологической литературы на определенную тематику.

На определенную и чаще всего актуальную тему мною подбирается психолого-педагогическая литература, которая содержит теоретические основы, практические рекомендации, результаты новейших психологических исследования. Выставка литературы организуется в учительской. Педагоги получают возможность изучения большого количества литературы по определенной тематике. Данная форма работы позволяет  психологу ненавязчиво  предлагать информацию, повышать интерес и потребность в психологических знаниях. Часто просмотр, изучение литературы приводит к совместному обсуждению и обмену опытом.

·       Выставка предметов.

В этом году была организована и проведена предметная выставка по теме «Как бороться со стрессом?». В школьном музее на стеллажах были представлены разнообразные вещи и предметы, которые способствуют расслаблению и помогают снять стресс. Среди экспонатов представленных на выставке были массажёры, аромомасла, продукты питания, музыкальные диски и т.д. Желающие могли просмотреть компьютерные презентации по теме «Стресс», а также пройти компьютерное тестирование. Причём  обработка теста была автоматической и результат тестирования был доступен только для самого тестируемого, такой анонимный подход привлёк множество желающих пройти тестирование. Выставка вызвала большой интерес среди педагогов и учащихся и пользовалась популярностью. В книге отзывов и пожеланий осталось много положительных откликов.

·       Издание школьной психологической газеты.

Выпуск школьной  психологической газеты преследует такие задачи, как восполнение недостающих психологических знаний среди педагогов и администрации, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с учащимися, популяризация психологических знаний, знакомство с видами и формами работы психолога, ознакомление с результатами новейших психологических исследований и т.д.

·       Создание странички школьного психолога на школьном сайте.

Создание школьного сайта позволило открыть собственную страничку школьного психолога. И хотя данная форма работы ещё апробируется, потенциальные возможности для психологического просвещения очевидны. Доступность получения психологических знаний для всех участников образовательного процесса, тесная связь содержания предлагаемого материала с конкретными проблемами данного образовательного учреждения и  активность самих участников в получении информации всё это является большим преимуществом данной формы работы.

·       Телевизионная переменка.

Наличие большого телевизионного экрана в рекреации второго этажа школы натолкнули на мысль об организации «телевизионных переменок». Во время больших перемен для учащихся прокручиваются специально подготовленные ролики различного тематического содержания. Cоветы психолога на актуальные проблемы, яркое оформление, доступное содержание, музыкальное сопровождение, создают не только положительный эмоциональный фон, но и предлагают  информацию в интересной и необычной форме.

·       Психологический КВН.

В настоящее время проводится подготовительная работа по внедрению такой формы как психологический КВН. Планируется  проведение КВНа по профориентации, где участниками мероприятия будут не только школьники, но их родители.  Важным преимуществом такой формы работы является ее активизирующий характер, участники мероприятия находятся в активной позиции, они являются не только слушателями,  но и носителями определенных знаний и опыта. Кроме того совместное сотрудничество детей и родителей в непринужденной обстановке предоставляет возможность решать задачи не только психологического просвещения.

          Анализ собственной деятельности по психологическому просвещению участников образовательного процесса позволяет сделать вывод об эффективности использования как традиционных, так и новых форм работы по данному направлению. А предположение о возможностях психологического просвещения подтверждается результатами практической работы.

В тоже время обозначенные возможности психологического просвещения в работе школьного психолога раскрывают новые перспективы  и проблемы в данном направлении, а именно разработка более точных критериев оценивания качества психологических знаний полученных участниками образовательного процесса, использования их в практической деятельности и результатов психологического просвещения, что и  будет являться целью моего дальнейшего исследования.    

 В заключении хочется подчеркнуть, что творческий подход в выборе форм работы по реализации целей психологического просвещения делает этот процесс не только полезным, но и увлекательным

pedsovet.org

Учебно-методический материал по психологии на тему: Основные виды деятельности школьного психолога

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

РЕФЕРАТ

на тему: Основные виды деятельности школьного психолога

Автор:

Юлия Николаевна Авдонина

педагог – психолог

ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

г.Кемерово 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3   

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА                                                                            5

1.1 Школьная прикладная диагностика                                                                 5

1.2 Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися                   9

1.3  Консультирование и просвещение школьников, их родителей

 и педагогов                                                                                                            11  

1.4 Социально – диспетчерская деятельность                                                    16                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   18                                                                           

                                                                                             

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                     20                                                               

Введение

В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение.

Деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами.

Но, далеко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специалистов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учителей.

Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме.

Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных.

Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного процесса в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение —  это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это —  цель и способ организации всего педагогического процесса в школе. Также можно подчеркнуть, что серьезная психологическая работа неизбежно окажет огромное влияние на всю образовательную систему данной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую деятельность.

Глава 1 Основные виды деятельности школьного психолога

  1. Школьная прикладная психодиагностика

Диагностическая работа — традиционное звено работы школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает львиную долю рабочего времени специалиста. Причины такого положения очевидны. Во-первых, диагностика это то, чему больше всего и лучше всего обучили школьного психолога, какой бы тип образования он не получил. Во-вторых, это наиболее «презентабельный» вид психологической деятельности (то, что можно показать, чем можно отчитаться перед начальством) и наиболее понятный «заказчикам» — педагогам и родителям. Наконец, диагностика отнимает у психолога так много времени и сил на проведение, обработку и осмысление результатов, потому что в большинстве существующих форм она не приспособлена для использования в школьной ситуации ни технически, ни по существу.

Итак, школьная диагностическая деятельность отличается от традиционной исследовательской диагностики. Она должна занимать меньше времени, быть простой и доступной в обработке и анализе, ее результаты должны «переводиться» на педагогический язык. А самое главное отличие— в целях и сдачах диагностической работы.

Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.

Названные выше цели, задачи и специфику школьной прикладной психодиагностики мы постарались учесть при разработке системы диагностической деятельности. Прежде всего, в рамках этой системы выделяются три основных диагностических схемы: диагностический минимум, первичная дифференциация формы и патологии умственного развития и углубленное психодиагностическое обследование. Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения, обладает своей «разрешающей» способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной школьной практике применяются в определенной системе, последовательности. К анализу школьной диагностики как единого процесса мы обратимся, дав общую характеристику каждой схемы.

Первая психодиагностическая схема — диагностический минимум. Она представляет собой комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация схемы позволяет, во-первых, определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, во-вторых, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешного сопровождения. К первым относятся, например, высокий уровень личностной или школьной тревожности, слабое развитие определенных когнитивных процессов и навыков (произвольное внимание, сформированность важнейших умственных действий и др.), признаки социальной дезадаптации в поведении и общении и т. д. (подробно речь об этом пойдет ниже). Ко вторым относятся умственная работоспособность и темп умственной деятельности, особенности системы отношений школьника к миру и самому себе и пр.

Наконец, диагностический минимум служит важнейшим механизмом, запускающим реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными типами проблем обучения и развития. В случае выявления проблем, свидетельствующих о возможных нарушениях умственного развития, реализуется схема 2 — дифференциация нормы и патологии, в случае наличия проблем обучения и развития, разворачивающихся на фоне сохранного интеллекта — схема 3— углубленное обследование личности школьника.

Вторая диагностическая схема — первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника. Отметим, что речь идет именно о первичной дифференциации. Школьный психолог не уполномочен нами заниматься установлением типа выявленного нарушения, постановкой патопсихологического или психиатрического диагноза. Задача школьного психолога — по возможности точно ответить на вопрос, связаны ли проблемы данного ребенка с нарушениями его психического развития, носящими .клинический характер. В случае положительного ответа (здесь мы снова невольно затрагиваем процессуальные аспекты деятельности) школьный психолог выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос нужному специалисту.

Кроме того, реализация данной схемы относится, прежде всего, к запросам, связанным с предполагаемыми нарушениями умственного развития ребенка, и касается, соответственно, школьников младшего школьного и частично младшего подросткового возраста. Что касается других нарушений психического развития, то в их отношении основной формой работы школьного психолога будет являться диспетчерская в сочетании с консультированием и психологической поддержкой педагогов и родителей.

Третья диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка. Она представляет собой деятельность школьного психолога по отношению к детям:

— с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска решения которого необходимо получение дополнительной психологической информации;

— с особенностями и проблемами в познавательной сфере (в рамках возрастной нормы умственного развития).

То есть по итогам диагностического минимума выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития. Также по итогам проверки запроса педагога или родителя на обоснованность, ребенок либо относится к категории «проблемных», либо работа психолога ориентирована на консультирование самих авторов запроса, решение их проблем. Далее, в отношении каждого школьника из группы «проблемных» выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей. В соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего диагностического обследования. Школьники, охарактеризованные по результатам диагностики как «психологически благополучные», не подвергаются обследованию до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса с их стороны либо со стороны родителей и педагогов.

В целом любая психодиагностическая деятельность в рамках парадигмы сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками

Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Первая форма в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. Вторая форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены и обучении, поведении (общении) или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников.

Коррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации, другие формы — дополняют или заменяют ее при необходимости. Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, — целостность. это означает для нас следующее:

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема, так же как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.

Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Такая изначальная ориентация в рамках целостного воздействия вполне возможна, так как предполагает выделение некоторого приоритетного направления при выборе методов и приемов. Работа может осуществляться в различных формах.

Психокоррекционная работа в школьной практике, как уже отмечалось, ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Психолог, работая с большим количеством детей, в преобладающем большинстве случаев не может создавать под каждую проблему индивидуальную программу коррекции. Нам представляется, что он должен быть оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных, прежде всего, по возрастам, а внутри каждого возраста — по важнейшим проблемам, с которыми может столкнуться и в состоянии работать школьный психолог.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.

  1. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

Консультирование и просвещение школьников. Просвещение как форма практической профессиональной деятельности привычна для школьного психолога. Скажем так, это наиболее безопасный вид психологической работы в школе и для самого специалиста, и для его аудитории. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.

Насколько можно судить по различным опросам школьных психологов и выпускаемой методической литературе, психологическое просвещение школьников сегодня очень популярно. Но несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро, на наш взгляд, стоит вопрос о его эффективности. С точки зрения задач сопровождения включение психологического просвещения в процесс предметного обучения не является эффективным. Результатом просвещения мы считаем присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. А чтобы полученное знание могло активно использоваться школьниками, оно должно быть живым, активным. То есть получаемые ребенком социально-психологические знания не должны ложиться мертвым грузом в его интеллектуальную копилку, как это происходит с большей частью предметного знания, получаемого в школе.

Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания.

На наш взгляд, такой подход к психологическому просвещению способствует формированию у подростков и старшеклассников потребности в социально-психологическом знании, культуры потребления определенной научной информации.

Таким образом, психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.

Консультирование школьников — еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. В существующей отечественной и зарубежной литературе подробно особенности консультирования школьников 13-17 лет, излагается содержательная и организационная специфика такой работы.

Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

Можно рассмотреть  консультирование как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:

— оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии

— обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития

— оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания

Консультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны школьника. Однако необходимо учитывать, что в школьной практике бывают ситуации, когда психолог предпринимает определенные шаги, не дожидаясь добровольного обращения к нему подростка или старшеклассника. Это часто провоцирует негативную реакцию школьника и требует от психолога высоко профессиональных действий, направленных на привлечение ученика к диалогу и процессу решения проблем.

Психологическое консультирование и просвещение педагогов — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в решении вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.

Итак, психолого-педагогическое консультирование —  это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:

— равноправное взаимодействие психолога и педагога

— формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем

— принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения

 — распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Третье направление консультирования — социально-посредническая работа школьного психолога в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов вшкольных системах отношений: учитель— учитель, учитель—ученик, учитель—родители и др. Мы считаем, что в настоящее время из всех специалистов, работающих в школе, даже с учетом вновь вводимых должностей социального работника, социального педагога и др., психолог лучше всех подготовлен к оказанию конфликтологической помощи любым участникам школьного взаимодействия. Позиция профессионального посредника в конфликтной ситуации, несомненно, отличается от позиции психолога — консультанта, психотерапевта. Однако школьному психологу, с его специфическим кругом обязанностей, она, представляется, достаточно близка. В рамках посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Организуя разговор оппонентов «через себя», психолог помогает снять эмоциональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики. Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Таким образом, принцип просвещения педагогов— органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.

Консультирование и просвещение родителей имеют общую цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – это  создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего— родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы. Если говорить о содержании, то в задачи школьного психолога, на наш взгляд, не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.

В любом случае, итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его школьного обучения.

1.4  Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в школе является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги (как правило, все отношения с этими службами строятся, увы, на личных контактах).

Когда школьный психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.

Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:

— определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;

— поиск специалиста, способного оказать помощь;

— содействие в установлении контакта с клиентом;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;

— осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

Выделяя эти задачи, надо подчеркнуть, что школьный психолог не снимает с себя ответственность за обучение и развитие ребенка в школе, переадресуя квалифицированную работу с ним другому специалисту. В его обязанности по-прежнему входит сопровождение ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные направления деятельности школьного психолога.

 

Заключение

И так, психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование.

Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении.

Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности.

Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

Таким образом, от успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

Литература

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

2. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.

4. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.

5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.

6. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.

7. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.

8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.

10. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.

11. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.

13. Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии./ Под ред. Ильясова, И. И., Ляудис, Я. М. М., 1981.

14. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979.

15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.// Психология: классические труды. М., 1996.

16. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М., 1999.

18. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

19. Курс общей, возрастной и педагогической психологии./ Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982.

20. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002.

21. 3 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

22. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. 1997. № 4.

23. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.

nsportal.ru

Рабочая программа по психологии по теме: План работы педагога-психолога в школе

Контингент

Вид

деятельности

Предполагаемые формы и средства

Цели

и задачи

Сроки

У Ч А Щ И Е С Я

1. Диагностика

1 класс

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Тестирование,

скрининговая диагностика,

диагностические методики,

беседа, опросник,

 анкетирование;

 индивидуальная

 и групповая форма

Изучение психолого-педагогичекого статуса школьника

(согласно программе

изучения сформированности основных ЗУНов

и необходимых компетентностей), личностных качеств

учащихся, определение успешности прохождения адаптационного процесса и выявление детей, испытывающих трудности адаптации,  с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению учащихся;

оказание помощи

учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии

Сентябрь-октябрь

1 класс

Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе

Октябрь-ноябрь

5 класс

Диагностика уровня адаптации пятиклассников

Сентябрь, ноябрь

      8-11 класс

Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов

Февраль-март

1-5 класс

Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся

Январь-март

1-11 класс

Индивидуальная и групповая диагностика учащихся по запросу

В течение года

1-11 класс

Выявление и диагностика учащихся категории «одаренные»

Ноябрь-январь

9, 11 класс

Диагностика психологической  готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ

Март-апрель

1-11 класс

Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации, диагностика детско-родительских отношений (по запросу педагогов, родителей)

В течение года

дошкольники

Диагностика готовности к обучению в школе (по запросу)

Апрель-май

2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа

1-11 класс

Индивидуальная развивающая и  коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу  родителей, педагогов)

Психогимнастика, игры и игровые упражнения, занятия с использованием  изобразительных средств, музыки, сказок

    Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года

3. Групповая развивающая работа

1-11 класс

Групповая психопрофилактическая работа по запросу

Тренинговые занятия, сюжетные и

 ролевые игры,

развивающие и игровые

упражнения,

дискуссии,

 упражнения с  использованием  изобразительных средств, музыки, сказок

Создание условий

для самопознания и личностного развития учащихся с учетом возрастных особенностей,

развития навыков

общении и эмпатии,

развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся; 

для учащихся 8-11 класса – создание условий для жизненного и профессионального самоопределения;

психопрофилактика  школьной и социальной дезадаптации; формирование установок на здоровый образ жизни

В течение года

1-4 класс

Занятия с учащимися по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности

5-11 класс

Групповые занятия по следующим направлениям:

  • самопознание;
  • творческое и личностное саморазвитие;
  • азбука общения;
  • профессиональное самоопределение (для 8-11 классов).

9, 11 класс

Занятия с учащимися по психологической подготовке к экзаменам

Формирование умения противостоять стрессу, навыка уверенного поведения; психопрофилактика эмоционального стресса

Апрель-май

4. Консультирование

5-11 класс

Консультирование учащихся по:

  • результатам диагностики,
  • развитию самопонимания, самооценке,
  • оказанию помощи при адаптации к различным жизненным ситуациям,
  • оказанию помощи по преодолению кризисов (личностных, межличностных),
  • преодолению проблем в обучении,
  • проблеме взаимодействия с родителями, учителями,
  • оказание психологической помощи в ситуации актуального стрессового состояния, конфликта, сильного эмоционального переживания,
  • оказанию помощи в личностном и профессиональном самоопределении,
  • психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Индивидуальное

и групповое

консультирование;

беседа,

интервью

Оказание помощи

учащимся, испытывающим

трудности в обучении,

 общении  и развитии;

обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа,

использования своих психологических особенностей и возможностей

для успешного обучения и развития;

оказание психологической помощи и поддержки школьникам,

находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта,

сильного эмоционального переживания

В течение года

1-11 класс

Консультация учащихся по запросу родителей, педагогов

                            5. Просветительская работа

5-9 класс

«Я и мои эмоции, или как приручить внутреннего дракона»

Занятия, включающие

игры, дискуссии,

 круглые столы, классные часы,

 лекции-беседы,

презентации с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога

Формирование навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения;

формирование мотивации на здоровый образ жизни,

активную  и позитивную жизненную позицию

В течение года

«Быть здоровым – это модно!»

«Мое свободное время»

«Откуда берутся конфликты и как их избежать?»

«Первая любовь…»

5-11 класс

«Как справиться с плохим настроением» (профилактика суицида в подростковом возрасте)

5-11 класс

Профилактика употребления ПАВ

9, 11 класс

Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов

Формирование умений противостоять стрессу

Третья, четвертая четверть

8-11 класс

«Парад профессий»

Организация профориентации учащихся

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е К Т И В

1. Диагностика

Педагогический коллектив

Диагностика стилей педагогического общения учителей

Тестирование, анкетирование

Изучение стилей педагогического общения, профессиональных и личностных качеств учителей с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания

Ноябрь

Диагностика «Синдрома эмоционального сгорания» учителей

Март-апрель

2. Просветительская работа

Педагогический коллектив

Участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей

Выступления по теме педагогического совета, МО

Повышение уровня

психологической

компетентности педагогов, профилактика

синдрома

 профессионального

выгорания

В течение года

Лекции-беседы на темы:

— «Синдром эмоционального сгорания и как его избежать»

— «Стили педагогического общения и их эффективность»

— «Как понять ребенка, или особенности взаимодействия с учениками»

Лекции-беседы, тренинговые упражнения

3. Консультирование

nsportal.ru

Профилактическая работа школьного психолога

В настоящее время одной из наиболее актуальных и острых проблем нашей страны является демографический кризис: численность населения страны постепенно уменьшается. Создавшаяся ситуация обусловлена многими факторами: низким уровнем жизни населения, остро стоящей жилищной проблемой, желанием женщин сделать карьеру, ухудшением генофонда страны, возрастанием количества с рождения больных детей, угрожающим состоянием окружающей среды и пр. Решение многих из этих проблем находится в компетенции государства, другие можно решить только совместными усилиями всех жителей Земли, смягчить или нейтрализовать влияние третьих может каждый человек. В условиях загрязненной окружающей среды человеку необходимо с удвоенной энергией заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья, но происходит обратный процесс. Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.

В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает задача формирования у подрастающего поколения мотивации на ведение здорового образа жизни. В школе профилактическая работа проводится как педагогами, так и психологом. Объем работы по данному направлению должен включать в себя теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой информирование детей о здоровье, о его важности в жизни человека, о средствах и способах его сохранения и укрепления, о факторах, негативно влияющих на здоровье. Практический блок – цикл занятий с детьми по проблемам сохранения и укрепления здоровья. Здесь можно и нужно использовать широкий спектр форм организации деятельности: беседа, деловая игра, соревнование, доклад, конкурсы различного плана, рассказ, конференция, тренинг, ведение дневников, шефский контроль, экскурсии, встречи, игры, викторины, День здоровья и многое другое. Полезно использовать наглядные материалы, элементы арт-терапии, песочной терапии и т. п.

Хотелось бы предложить вашему вниманию одно из мероприятий практического блока – методическую разработку беседы о здоровом образе жизни, которая неоднократно была использована и неплохо зарекомендовала себя.

Цель беседы – сформировать у детей правильное представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Актуализировать и расширить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Развивать мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3. Воспитывать сознательное отношение к сохранению своего здоровья.

4. Культурно организовать досуг детей.

Объект проведения: группа детей в возрасте 9-10 лет. Опыт показывает, что количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек, в противном случае не все дети будут включены в процесс общения, что значительно снизит эффективность работы.

Необходимые материалы: листы бумаги (по числу участников), цветные карандаши и/или фломастеры, ватман со схемой “Круг здоровья”, черный маркер, мел, доска, кнопки (или другие приспособления для крепления ватмана).

Предварительная подготовка: Необходимо заранее начертить на листе ватмана схему в виде круга. В этом круге нужно выделить два сектора, один примерно в два-три раза больше другого. Площадь обоих секторов должна быть меньше половины круга. Оставшуюся часть нужно разделить на 7 примерно равных секторов. <Приложение1>. В кабинете нужно прикрепить этот ватман на доску, стулья нужно расставить кругом или полукругом, таким образом, чтобы всем участникам было хорошо видно доску, а ведущий мог легко встать и подойти к ней, чтоб написать необходимое.

Ход беседы

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся: меня зовут …

Дети представляются.

ВЕДУЩИЙ: Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами о здоровом образе жизни. Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни?

Дети высказывают свои предположения. Ведущий дополняет их ответы, при необходимости формулирует иначе, обобщает.

ВЕДУЩИЙ: Итак, здоровый образ жизни – это образ жизни, при котором человек почти совсем не болеет, хорошо себя чувствует, он сильный и здоровый. А скажите мне, как вы думаете, что значит – вести здоровый образ жизни?

Выслушивая ответы детей, ведущий обобщает их, при необходимости дополняя, выписывает на доску 7 составляющих здорового образа жизни, которые назовут дети или дополнит он сам: соблюдать режим труда и отдыха; соблюдать правила гигиены; регулярно выполнять физические упражнения правильно питаться; не употреблять алкоголь и наркотики, не курить; закаляться; не находиться в местах, опасных для жизни и здоровья.

ВЕДУЩИЙ: Какие вы молодцы, все знаете. Скажите, кто из вас знает, зачем человеку нужно вести здоровый образ жизни?

Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.

ВЕДУЩИЙ: Правильно, чтобы не болеть. А как вы думаете, больной человек – какой он? Болеть — это хорошо или плохо, объясните, почему? Как вы думаете, здоровый человек – какой он? Быть здоровым человеком – это хорошо или плохо и почему? От чего, от каких условий зависит, будет человек здоровым или не будет?

Дети отвечают, после каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы детей, поощряя их активность.

ВЕДУЩИЙ: Вы все сказали правильно, но я хочу дополнить. Посмотрите на эту схему. Представьте, что этот круг – здоровье человека, а каждый сектор – условие, от которого зависит здоровье. Видите самый большой сектор? Это состояние окружающей среды – то состояние природы, в которой мы живем.

Пишет на большом секторе: “Окружающая среда”.

ВЕДУЩИЙ: Это то, насколько чистые воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, земля, продукты которой мы едим. Сейчас на нашей планете и воздух, и вода, и почва очень сильно загрязнены. Все это ухудшает наше здоровье. Поэтому мы можем закрасить этот сектор.

Закрашивает сектор “Экология” черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Видите сектор поменьше? Это то здоровье, которое дано нам от рождения.

Пишет на секторе: “Рождение”.

ВЕДУЩИЙ: Часто бывает, что человек рождается больным. Какие врожденные болезни вы знаете?

Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.

ВЕДУЩИЙ: Видите, как часто человек уже рождается больным, поэтому этот сектор тоже можно закрасить.

Закрашивает сектор “Рождение” черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, дети, мы закрасили большую часть круга, но не весь круг. Маленькие сектора – это те части здорового образа жизни, которые мы с вами назвали раньше и написали на доске (ватмане).

Пишет на маленьких секторах: “Режим дня”, “Закаливание”, “Питание”, “Упражнения”, “Гигиена”, “Нет опасным местам”, “Нет вредным привычкам”.

ВЕДУЩИЙ: Каждый маленький сектор, который мы с вами обозначили, – это шаг к здоровому образу жизни, а значит, и к здоровью. Давайте с вами поговорим о каждом шаге. Какой режим дня правильный? Как нужно закаливаться? Сколько раз в день нужно есть? Какие полезные и вредные продукты вы знаете? Какие физические упражнения вы знаете? Кто покажет?

Желающие по очереди показывают упражнения для зарядки, все повторяют. Это хороший отдых для детей.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас продолжим наш разговор. Какие правила личной гигиены вы знаете? Какие могут быть опасные для жизни и здоровья места? Про какие вредные привычки вы знаете? Как они вредят здоровью?

Дети отвечают, ведущий обобщает и дополняет ответы.

ВЕДУЩИЙ: Делать или не делать эти семь шагов к здоровью – зависит от самого человека. Если человек будет правильно питаться, соблюдать режим дня и правила гигиены, будет закаляться, делать физические упражнения, не будет пить, курить, употреблять наркотики, ходить в опасных местах, то большая часть его круга здоровья останется чистой, и человек будет здоров. Вы знаете и сегодня сами сказали, почему хорошо быть здоровым. А если он не будет всего этого делать, будет пить, курить, находиться в опасных местах, будет наркоманом, то и остальную часть круга можно будет закрасить.

Закрашивает остальные секторы черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Тогда человек будет очень болен и может даже умереть. Вы сами сегодня сказали мне, что болеть – это плохо. Как вы думаете, вы ведете здоровый образ жизни? Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

ВЕДУЩИЙ: Смотрите сами: правильный режим дня вы можете организовать, можете делать зарядку, посещать уроки физкультуры, есть полезные продукты, соблюдать правила личной гигиены. И то, будете ли вы делать все семь шагов к здоровому образу жизни, зависит от вас, от того, будете ли вы все это делать, зависит ваше здоровье. Вы согласны со мной? А теперь мы немного отдохнем. Возьмите лист бумаги, фломастеры, карандаши и нарисуйте на одной стороне листа здорового человека, а на другой – больного человека.

Дети рисуют.

ВЕДУЩИЙ: Теперь давайте снова сядем в круг, и вы по очереди будете показывать всем сначала больного человека, а потом здорового, и рассказывать, что они у вас делают.

Дети показывают рисунки и дают необходимые объяснения.

ВЕДУЩИЙ: А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет, каким – здоровым или больным – он хотел бы быть и почему? Можете ли вы сделать так, чтоб ваше здоровье было хорошим, как это сделать и будете ли вы это делать? Скажите, что вы поняли по итогам нашего разговора, будете ли вы теперь вести здоровый образ жизни, и если да, то что именно будете делать?

Дети по кругу отвечают сначала на первый, затем на второй, затем на третий вопросы, дают необходимые объяснения.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, мы с вами сегодня очень хорошо и эффективно поработали. Я уверена, что очень скоро вы станете более здоровыми и сильными, но помните: очень многое зависит от вас самих. Спасибо за интересную беседу. До свидания.

Дети прощаются.

Последействие. По возможности через несколько дней можно прийти в класс и спросить, помнят ли дети о беседе, ведут ли здоровый образ жизни. Можно завести дневники и выставлять оценки по здоровому образу жизни, устроить конкурс “Самый ЗОЖ-ный”, прийти с этой беседой (вместе со взрослыми) в младший класс, на большом ватмане в произвольной форме составить памятку по здоровому образу жизни и повесить ее на видном месте, начать выпускать стенгазету “Я и ЗОЖ” и т. д. Главное – чтобы беседа не стала первым и последним мероприятием по формированию мотивации детей на ведение здорового образа жизни.

Методические рекомендации по проведению беседы. Желательно, чтоб с детьми до этой беседы проводились теоретические и/или практические занятия по здоровому образу жизни, в этом случае дети будут давать больше ответов, будут говорить правильнее. Но даже без предварительной работы у детей 9-10 лет имеющихся знаний достаточно для плодотворной работы. Рекомендуемая форма общения – в кругу, как во время тренинга, чтобы дети видели друг друга и были на равных позициях друг с другом и ведущим. Если дети психологу незнакомы, начать работу можно с изготовления бейджиков с именами, чтобы во время беседы психолог обращался к каждому ребенку по имени. На знакомство не следует тратить много времени. Ведущему не рекомендуется употреблять термины, которые дети не знают: даже при объяснении их значения понимание материала будет снижено; рекомендуется говорить простыми, недлинными предложениями, повторять мысли. Ведущий должен постоянно следить, понимают ли его дети, успевают ли следить за развитием его мысли, постоянно спрашивать: “Вы меня поняли?”. При выслушивании ответов детей необходимо повторять их; поощрять детей за работу (“Молодец”, “Правильно” и пр.), даже если они повторяют ответы, подытоживать и обобщать. Если кто-то из детей не включается в работу, можно обратиться напрямик к нему. Рекомендуется в процессе беседы повторять основные идеи для лучшего их усвоения. Желательно использовать именно маркер и ватман, а не рисовать на доске: в этом случае вместо затемнения секторов (“загрязнения” с помощью маркера) будет происходить их высветление (мелом на доске), эффект потеряется. Рекомендуется разрешить детям высказываться свободно, без поднятия рук (это свободное общение, не урок), но не перебивая друг друга. Дети быстро устают только сидеть и говорить, можно разрешить им подвигаться (закрашивать сектора на схеме, подольше походить по кабинету – поискать место для рисования, рисовать лежа, стоя, изображать что-либо по теме разговора).

Эту беседу может провести не только психолог, но и классный руководитель.

Хочется надеяться, что предложенная беседа не останется без внимания и займет место в методической копилке каждого педагога, заинтересованного в том, чтобы его подопечные вели здоровый образ жизни.

urok.1sept.ru

Направления в работе школьного психолога

Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)

Направления в работе школьного психолога:

  • Профилактико – просветительская работа.

В этом направлении педагог- психолог формирует потребность у родителей, учащихся, учителей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и в работе с ребенком.

Проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развития гимназистов, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Способствует психологической подготовке детей к профессиональному самоопределению.

  • Психодиагностическая работа.

Проведение психодиагностических исследований позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить эмоционально- волевую, личностную, познавательную сферы личности учащегося, определить учебную направленность, интересы, способности и возможности  ребенка, его индивидуально-типологические особенности.

  • Коррекционная работа.
    • Коррекция познавательной сферы
    • Коррекция тревожности, страхов и депрессивных состояний
    • Коррекция агрессивного поведения
    • Тренинги общения
    • Тренинги личностного роста
    • Релаксационные тренинги

 

4.  Консультативная работа. Как пример: (у вас может быть другая консультативная работа)

  • Влияние неблагоприятных условий семейного воспитания на формирование личности
  • Особенности подросткового возраста.
  • Стиль семейного воспитания
  • Как помочь гимназисту выбрать профессию
  • Микроклимат класса и его влияние на формирование личности
  • Стратегия поведения в конфликтной ситуации
  • Помощь ребенку в снятии внутреннего напряжения.
  • Функциональные состояния личности (страхи, тревожность, агрессия, депрессия)
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Как развивать творческие способности
  • Одаренный ребенок в семье

 

 

www.vashpsixolog.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Общая схема

Класс (ы)
Возраст
Новообразования
Проблемы возраста
Родительские проблемы
Темы к родительским собраниям
Группа риска
Темы консультаций с родителями

Работа учителя с родителями часто ограничивается эпизодическими встречами на родительских собраниях и в частных беседах. Причем как правило ограничивается собственно учебной деятельностью (точнее даже только одной его стороной — успеваемостью) ребенка и его поведением в школе. Многие из проблем, возникающих в школе, обусловлены не неспособностью ребенка учиться, не его интеллектуальными способностями, а способностью социальной адаптации, коммуникативными способностями, эмоциональными отношениями в семье, взаимодействием со сверстниками. И здесь для педагога как нельзя более необходимо полноценное взаимодействие с родителями, ощущение их поддержки и желания сотрудничать в деле воспитания их ребенка. Многие из возникающих проблем обусловлены простым незнанием возрастных особенностей ребенка, особенно в так называемые переходные периоды как себя вести с ребенком чтобы не обострять ситуацию не отталкивать его от себя а помочь и себе и ему Для разрешения конфликта или его предотвращения чаще всего нужно минимум усилий К психологу обращаются как правило уже в случае обострения и усугубления конфликта проблемы когда уже необходима определенная психологическая помощь и целенаправленная работа по разрешению ситуации. Педагог же всегда ближе и доступнее для родителя, он хорошо знает и ребенка и семейную ситуацию и может вовремя предупредить нежелательные конфликты. Для родителей важна и определенная просветительская работа по осознанию своих отношений с ребенком и необходимостью что-то менять в них когда ребенок подрастает
Задачи методички:
предоставить учителям “психологическую начинку” для родительских собраний в целях профилактической и просветительской работы с родителями по предупреждению наиболее частых школьных проблем, обусловленных незнанием возрастных особенностей ребенка их проявлений незнанием что с ними делать. Многие из этих проблем могут быть предупреждены и не требуют специального привлечения психолога. Вовремя сказанное и разумное авторитетное мнение педагога позволит избежать многих проблем. Данное методическое пособие должно послужить помощью в такой деятельности педагога. На наш взгляд, ценным и фактически уникальным является “календарный” характер расположения материала. Темы бесед для родительских собраний расположены таким образом, соответственно возрасту детей и потенциальными психологическими проблемами свойственными именно этому периоду жизни ребенка — психологической, социальной и собственно школьной. Темы родительских собраний предваряются кратким обзором возрастными особенностями данного периода и описанием основных проблем — как детских, так и родительских.
1 класс (6-7 лет)
Новообразования
Проблемы возраста
изменение образа жизни Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
адаптация к новой среде, новому виду деятельности Для успешной адаптации ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.
перестройка системы отношений, общения.
Особенности переходного периода. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха “быть не тем”. Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. В младшем школьном возрасте страх “быть не тем” достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.
В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка — не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей личности.
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс, довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости ребенка. Бывает, что и мы сами способствуем этому, Желая быстрее воспитать в ребенке способности к саморегуляции и самоконтролю, мы часто читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждаем его массой запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний.
Внимание родителей!
Особенности анатомо-физиологического строения — опасность физического и нервного перенапряжения, необходимость установления режима
Помощь родителей в организации и планировании действий ребенка, выполнение их в определенной последовательности, соотношение во времени, осуществление самоконтроля.
Поддержка интереса к школе и желания учиться, одобрение, поддержка, интерес к адаптации в школьном коллективе (с кем дружишь?)
новые трудовые обязанности
о чувстве социальной и психологической компетентности (или социальной и психологической неполноценности): дифференцированности своих способностей
Предупреждение о возможных функциональных отклонениях
Не глобализировать оценку: “Ты плохой, потому что плохо учишься”
У ребенка должно быть право на ошибку и ее исправление и знание об этом праве.
Родительские проблемы
Отношение родителей к школе:
страх, что ребенку будет плохо, что ребенок будет болеть
ожидание высоких достижений и демонстрирование недовольства его неудачами
отсутствие внимания и помощи со стороны родителей к интеллектуальному и психомоторному развитию ребенка
несформированность в семье чувства “мы”, что затрудняет вхождение в новую социальную общность — школу
Темы к родительским собраниям
Школьник — новый социальный статус. Особенности переходного периода (1 четверть)
Роль родителя в овладении ребенком учебной деятельностью

Группа риска
дети с “избыточной” педагогической готовностью и педагогически запущенные
Снятие страха перед школой и разочарования
Темы консультаций с родителями

 

Класс (ы) 2-3
Возраст 8-9 лет
Новообразования
Проблемы возраста
Родительские проблемы
Темы к родительским собраниям
Искусство быть родителями
1) Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека.
2) О стиле семейного воспитания. Что такое родительский авторитет.
3) Азы семейной педагогики.
4) Какую роль в развитии ребенка играют человеческие отношения.
Группа риска
Темы консультаций с родителями

 

Класс (ы) 4-5
Возраст 10-11 лет
Новообразования
развитие теоретического мышления
возникновение рефлексии
Проблемы возраста
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников меняется социальное окружение (новый состав класса или учителей)
и система деятельности (учебная ситуация новой системы образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние сопровождается состоянием внутренней напряженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Такое психологическое напряжение будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
И конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии ребенком окружающей среды, построении адекватных отношений с одноклассниками и новыми учителями, если высок уровень личной и школьной тревожности. Это осложняет сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной.
Переход из начальной школы в среднюю означает для пятиклассников смену учителей, разнообразие системы требований учителей, занятия в разных кабинетах, необходимость вступать во взаимодействие со старшеклассниками.
Целостный образ-Я ученика, который сложился у него благодаря учителю начальной школы распадается на множество составляющих, которое на математике действует одним образом, на уроке русского языка — другим. Ребенок уже не получает ощущения успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем. Соответственно взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьника могут быть противоположными. Для ребенка это означает первое столкновение с жизненными противоречиями, потому что и в будущем на его пути будут встречаться люди, относящиеся к нему по-разному. Наиболее важная задача для ребенка в этой ситуации — сохранить самоуважение. А для педагога и родителей — помочь ему сохранить самоуважение.
Возрастной период 10-11 лет
изменяется характер отношения к окружающим людям и себе То, что переход этот совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.
Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен.
Опыт показывает, что педагоги и родители зачастую одновременно и “овзросляют” пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают их “детскость”, что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научабщимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.
В это время у школьников очень сильно выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызвало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).
Вместе с тем с этой особенностью связаны и определенные проблемы. Во-первых, такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением более общего явления, характерного для этого периода, — доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребенка, в том числе “работу” психических процессов. Но известно, что слишком сильные или длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные, способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту. Во-вторых, общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать: но при первой же трудности бросают: не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное — не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. Все это необходимо учитывать при любой работе с детьми данного возраста. Наиболее важным является ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования.
Учащиеся 5 классов особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля. Большая эффективность “демократического” стиля руководства сравнительно с “либеральным” (попустительским) и авторитарным именно в этом возрасте.
должна развиваться саморегуляция и произвольность
учебная деятельность теряет свое ведущее значение, хотя остается основной
собственное мнение
взаимоотношения со сверстниками — “стихийные детские нормы”
меняется характер самооценки — к негативной
критичность —
Родительские проблемы
потребность в общей положительной оценке своей личности взрослыми — стимул к развитию//препятствие полноценного формирования личности
родители и учителя
Темы к родительским собраниям
Группа риска
Темы консультаций с родителями

 

Класс (ы) 6-7
Возраст 12-13 лет
Новообразования
Проблемы возраста
развитие и укрепление чувства взрослости Это один из центральных моментов развития: школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого, прежде всего равных с окружающими взрослыми прав. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждения своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.
Это переживание имеет существенное значение для развития личности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с “детских” норм на “взрослые”, на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых.
Важная сторона чувства взрослости — стремление делать что-то “не игрушечное”, а реально полезное, социально признаваемое. Этим во многом определяется увлеченность школьников данного возраста просоциальной или общественно полезной деятельностью. Современные подростки высоко ценят заработок не только потому, что он дает возможность удовлетворить многочисленные желания, не прибегая к помощи родителей (что само по себе важно для утверждения чувства взрослости), но и как свидетельство действительной пользы их деятельности.
В настоящее время в нашей стране указанные сильные стороны чувства взрослости и порождаемые им потребности подростка часто остаются невостребованными. Разъяснять окружающим подростка взрослым значимость проявлений общественной активности для школьников этого возраста и невозможность замены ее психологической работой.
Вместе с тем подросток осознает, что его взрослость еще не совсем “подлинная”, чувствует неуверенность в своей новой позиции. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками. Поэтому формы проявления “чувства взрослости” часто носят ярко выраженный демонстративный характер: подросток как бы предъявляет “свою волю”, свои требования окружающим, чувствительно реагируя на то, как они его воспринимают в этом новом для него качестве. Диапазон демонстративных проявлений чрезвычайно широк… Но во всех этих случаях для подростка более важны признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация.
По мере развития чувства взрослости эти требования постепенно наполняются определенным содержанием, состоящим из “житейских мелочей” — занятий, времени, которое должно отводится на те или иные дела, и времени прихода домой, разговоров по телефону, порядка в комнате или на столе подростка, выполнения домашних обязанностей и пр. Эти “мелочи”, по отношению к которым подросток и взрослый занимают часто диаметрально разные позиции, служат источником многих конфликтов подростков и взрослых, прежде всего, конечно, родителей.
В 12-13 лет появляются первые признаки “ценностного” конфликта, в полной мере характерного для следующего — юношеского периода развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственного понимания справедливости в самых разных областях — от замечаний учителя до политических проблем.
Для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни. Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития, прежде всего “познавательный эгоцентризм”, когда реально существующее и потенциально возможное меняются местами и аффективно значимые интеллектуальные построения кажутся для подростка более реальными, чем окружающая жизнь. Важно отметить, что “проведение” определенных принципов в жизнь для подростка — это чаще всего не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих принципов.
Важно показать взрослым, что решение “ценностных” конфликтов не в том, чтобы пассивно соглашаться с подростком, а в том, чтобы выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. Именно подобное спокойное, доброжелательное противодействие оказывается наиболее значимым для подростка, поскольку позволяет ему “оттачивать” свою логику, утверждать свои принципы в достаточно мягком и безопасном противоборстве. Оно раскрывает подростку необходимость учета прав, чувств, позиций и целей другого человека.
В этот период появляется своеобразное “потребительское“ отношение к родителям и учителям. Сложность ситуации — в двойственности потребностей подростка по отношению ко взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность, как взрослый, и в опеке, как ребенок. Чувство защищенности, безопасности необходимо для благополучного прохождения кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни.
Ревность к заботам взрослых. Требование, чтобы взрослый был прежде всего родителем, всегда поглощенным своим ребенком. Полезно и родителям, и подросткам раскрывать источник этих требований. Кроме того, важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе.
“Подростковая ревность” усиливается в связи с тем, что в этот период многие подростки начинают сопротивляться открытому выражению чувств, других же форм выражения любви ко взрослым у них нет. Родители тоже начинают чувствовать определенную неловкость, выражая свою любовь к подростку в старых формах, и часто не знают, как это выразить по-другому. Важнее, однако, то, что и те и другие начинают сомневаться в любви друг друга.
Необходимо объяснять и подросткам и взрослым, что проявления детско-родительской любви закономерно меняют свои формы по мере взросления детей.
В сложностях взаимоотношений со взрослыми, переживании подростком невозможности что-либо объяснить им нередко кроются причины подростковой лжи. Она связана с тем, что подросток еще достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения, он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим — отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на просьбы объяснить причины своего поведения.

множество физических и физиологических изменений — нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего Я (чувство идентичности)
неустойчивость настроения, поведения, колебания самооценки ранимость, неадекватность реакций — требует внимания, деликатности, вдумчивости, осторожности
общение со сверстниками:
стремление к автономии в коллективе сверстников
поиск признания ценности собственной личности
потребность “быть значимым в глазах сверстников”
Родительские проблемы
развитие в себе способности к “децентрации”, увидеть проблемы подростка со сверстниками его глазами
нельзя сохранять “детские” формы контроля и общения — потребность в общении “на равных”
потребность в автономии
виновником конфликта всегда признается подросток
не старайтесь только что-то дать подростку
Темы к родительским собраниям
Группа риска
Темы консультаций с родителями

 

Класс (ы) 8-9
Возраст 14-15 лет
Новообразования
Проблемы возраста
Родительские проблемы
Темы к родительским собраниям
Группа риска
Темы консультаций с родителями

Класс (ы) 10-11
Возраст 16-17 лет
Новообразования
Проблемы возраста
Родительские проблемы
Темы к родительским собраниям
Группа риска
Темы консультаций с родителями

 

www.vashpsixolog.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *