Отчет о просветительской работе психолога
Просветительская работа
Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 5-х и 10-го классов. Для этого с учащимися пятых классов была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа. С учащимися 10-го класса также была проведена диагностическая работа, а также классные часы на снятие тревожности, сплочение коллектива.
С целью расширения познавательного кругозора учащихся в рамках просветительской, профилактической работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.
Совместно с администрацией и педагогами в течение всего учебного года принималось участие в педагогических советах.
Классные руководители обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.
Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» осуществляется с помощью различных форм, методов и приемов работы. Данная работа проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консуль educontest.net
Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога
в статье представлен опыт работы по психологическому просвещению в образовательном учреждении.
«ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА».
В настоящее время психологические знания проникают практически во все сферы человеческой деятельности. Наблюдается возрастание интереса и потребности в психологических знаниях во всех возрастных категориях. Увеличивается количество обращений к психологам за консультациями, в периодической печати возросло количество не только научной, но и популярной литературы по психологии. Постоянно растущий интерес к психологии связан с тем, что люди стали заинтересованы в более качественном, продуктивном взаимодействии, в личностном развитии, формировании в российском обществе новых ценностей – ценности саморазвития и самообразования. Развитие каждой отдельной личности становится приоритетным направлением развития страны в целом.
В соответствии с нормативными документами традиционно деятельность психолога образования организуется по следующим направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая и консультационно-просветительская. И хотя ссылок на то, что какое- либо из данных направлений является приоритетным нет, на практике всё же большее внимание уделяется диагностической, коррекционной и консультационной работе. Анализ психолого – педагогической литературы также показывает, что данные направления деятельности школьного психолога наиболее широко изучены, разработаны и представлены в научно-методической литературе. А вот вопросам просвещения в литературе уделяется не так много внимания. А между тем, именно психологическое просвещение, по мнению Н.В. Быковой и С.В. Истоминой, открывает широкие возможности для создания таких условий, в которых участники образовательного процесса могут получить личностно значимые для них знания, и способствует формированию потребности в социально-психологическом знании, развитию психологической культуры.
Среди традиционных форм работы по психологическому просвещению мною систематически используются такие как: родительские собрания, дни открытых дверей, педагогические советы и педагогические консилиумы, уроки по профориентации, элективные курсы по психологии, классные часы, беседы, подготовка стендов на определенную тему, подготовка и распространение памяток и брошюр, подготовка учащихся к научно-практической конференции. Однако желание активизировать самих участников образовательного процесса в самосовершенствовании, занятии ими более деятельной позиции в процессе овладения психологической культурой, ознакомление с опытом работы по внедрению разнообразных форм работы представленных в литературе и открывающиеся возможности использования технических средств — всё это побуждает к поиску новых форм работы по психологическому просвещению.
Таким образом, собственный опыт показал эффективность по внедрению таких форм работы как:
· Олимпиада по психологии и профориентации.
Первоначально опыт внедрения данной формы работы проводился на базе школы среди учащихся старших классов. Данная форма работы стимулирует учащихся к активной работе по совершенствованию себя и своей психологической культуры. Положительный опыт использования данной формы привел к идее проведения олимпиады не только в рамках одного образовательного учреждения. И в этом году были приглашены к участию школьники из других школ. Олимпиада предполагала обязательный теоретический тур и организацию совместной деятельности (создание коллажа на заданную тему). Данная форма работы позволила не только реализовать цели просветительской работы, но и организовать общение сверстников разных школ. А некий соревновательный момент (так как школьники не только показывали уровень своих психологических знаний, но и отстаивали честь своей школы) принёс моральное удовлетворение многим участникам олимпиады и повысил самооценку. Продуктивность данной формы определяется отзывами участников олимпиады, их руководителями, анализом детских работ и последующими заявками от других школьников.
· Выставка подборки психологической литературы на определенную тематику.
На определенную и чаще всего актуальную тему мною подбирается психолого-педагогическая литература, которая содержит теоретические основы, практические рекомендации, результаты новейших психологических исследования. Выставка литературы организуется в учительской. Педагоги получают возможность изучения большого количества литературы по определенной тематике. Данная форма работы позволяет психологу ненавязчиво предлагать информацию, повышать интерес и потребность в психологических знаниях. Часто просмотр, изучение литературы приводит к совместному обсуждению и обмену опытом.
· Выставка предметов.
В этом году была организована и проведена предметная выставка по теме «Как бороться со стрессом?». В школьном музее на стеллажах были представлены разнообразные вещи и предметы, которые способствуют расслаблению и помогают снять стресс. Среди экспонатов представленных на выставке были массажёры, аромомасла, продукты питания, музыкальные диски и т.д. Желающие могли просмотреть компьютерные презентации по теме «Стресс», а также пройти компьютерное тестирование. Причём обработка теста была автоматической и результат тестирования был доступен только для самого тестируемого, такой анонимный подход привлёк множество желающих пройти тестирование. Выставка вызвала большой интерес среди педагогов и учащихся и пользовалась популярностью. В книге отзывов и пожеланий осталось много положительных откликов.
· Издание школьной психологической газеты.
Выпуск школьной психологической газеты преследует такие задачи, как восполнение недостающих психологических знаний среди педагогов и администрации, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с учащимися, популяризация психологических знаний, знакомство с видами и формами работы психолога, ознакомление с результатами новейших психологических исследований и т.д.
· Создание странички школьного психолога на школьном сайте.
Создание школьного сайта позволило открыть собственную страничку школьного психолога. И хотя данная форма работы ещё апробируется, потенциальные возможности для психологического просвещения очевидны. Доступность получения психологических знаний для всех участников образовательного процесса, тесная связь содержания предлагаемого материала с конкретными проблемами данного образовательного учреждения и активность самих участников в получении информации всё это является большим преимуществом данной формы работы.
· Телевизионная переменка.
Наличие большого телевизионного экрана в рекреации второго этажа школы натолкнули на мысль об организации «телевизионных переменок». Во время больших перемен для учащихся прокручиваются специально подготовленные ролики различного тематического содержания. Cоветы психолога на актуальные проблемы, яркое оформление, доступное содержание, музыкальное сопровождение, создают не только положительный эмоциональный фон, но и предлагают информацию в интересной и необычной форме.
· Психологический КВН.
В настоящее время проводится подготовительная работа по внедрению такой формы как психологический КВН. Планируется проведение КВНа по профориентации, где участниками мероприятия будут не только школьники, но их родители. Важным преимуществом такой формы работы является ее активизирующий характер, участники мероприятия находятся в активной позиции, они являются не только слушателями, но и носителями определенных знаний и опыта. Кроме того совместное сотрудничество детей и родителей в непринужденной обстановке предоставляет возможность решать задачи не только психологического просвещения.
Анализ собственной деятельности по психологическому просвещению участников образовательного процесса позволяет сделать вывод об эффективности использования как традиционных, так и новых форм работы по данному направлению. А предположение о возможностях психологического просвещения подтверждается результатами практической работы.
В тоже время обозначенные возможности психологического просвещения в работе школьного психолога раскрывают новые перспективы и проблемы в данном направлении, а именно разработка более точных критериев оценивания качества психологических знаний полученных участниками образовательного процесса, использования их в практической деятельности и результатов психологического просвещения, что и будет являться целью моего дальнейшего исследования.
В заключении хочется подчеркнуть, что творческий подход в выборе форм работы по реализации целей психологического просвещения делает этот процесс не только полезным, но и увлекательнымpedsovet.org
Учебно-методический материал по психологии на тему: Основные виды деятельности школьного психолога
государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
РЕФЕРАТ
на тему: Основные виды деятельности школьного психолога
Автор:
Юлия Николаевна Авдонина
педагог – психолог
ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
г.Кемерово 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 5
1.1 Школьная прикладная диагностика 5
1.2 Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися 9
1.3 Консультирование и просвещение школьников, их родителей
и педагогов 11
1.4 Социально – диспетчерская деятельность 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20
Введение
В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение.
Деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами.
Но, далеко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специалистов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учителей.
Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме.
Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных.
Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного процесса в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение — это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это — цель и способ организации всего педагогического процесса в школе. Также можно подчеркнуть, что серьезная психологическая работа неизбежно окажет огромное влияние на всю образовательную систему данной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую деятельность.
Глава 1 Основные виды деятельности школьного психолога
- Школьная прикладная психодиагностика
Диагностическая работа — традиционное звено работы школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает львиную долю рабочего времени специалиста. Причины такого положения очевидны. Во-первых, диагностика это то, чему больше всего и лучше всего обучили школьного психолога, какой бы тип образования он не получил. Во-вторых, это наиболее «презентабельный» вид психологической деятельности (то, что можно показать, чем можно отчитаться перед начальством) и наиболее понятный «заказчикам» — педагогам и родителям. Наконец, диагностика отнимает у психолога так много времени и сил на проведение, обработку и осмысление результатов, потому что в большинстве существующих форм она не приспособлена для использования в школьной ситуации ни технически, ни по существу.
Итак, школьная диагностическая деятельность отличается от традиционной исследовательской диагностики. Она должна занимать меньше времени, быть простой и доступной в обработке и анализе, ее результаты должны «переводиться» на педагогический язык. А самое главное отличие— в целях и сдачах диагностической работы.
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.
Названные выше цели, задачи и специфику школьной прикладной психодиагностики мы постарались учесть при разработке системы диагностической деятельности. Прежде всего, в рамках этой системы выделяются три основных диагностических схемы: диагностический минимум, первичная дифференциация формы и патологии умственного развития и углубленное психодиагностическое обследование. Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения, обладает своей «разрешающей» способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной школьной практике применяются в определенной системе, последовательности. К анализу школьной диагностики как единого процесса мы обратимся, дав общую характеристику каждой схемы.
Первая психодиагностическая схема — диагностический минимум. Она представляет собой комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация схемы позволяет, во-первых, определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, во-вторых, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знание которых необходимо для успешного сопровождения. К первым относятся, например, высокий уровень личностной или школьной тревожности, слабое развитие определенных когнитивных процессов и навыков (произвольное внимание, сформированность важнейших умственных действий и др.), признаки социальной дезадаптации в поведении и общении и т. д. (подробно речь об этом пойдет ниже). Ко вторым относятся умственная работоспособность и темп умственной деятельности, особенности системы отношений школьника к миру и самому себе и пр.
Наконец, диагностический минимум служит важнейшим механизмом, запускающим реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными типами проблем обучения и развития. В случае выявления проблем, свидетельствующих о возможных нарушениях умственного развития, реализуется схема 2 — дифференциация нормы и патологии, в случае наличия проблем обучения и развития, разворачивающихся на фоне сохранного интеллекта — схема 3— углубленное обследование личности школьника.
Вторая диагностическая схема — первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника. Отметим, что речь идет именно о первичной дифференциации. Школьный психолог не уполномочен нами заниматься установлением типа выявленного нарушения, постановкой патопсихологического или психиатрического диагноза. Задача школьного психолога — по возможности точно ответить на вопрос, связаны ли проблемы данного ребенка с нарушениями его психического развития, носящими .клинический характер. В случае положительного ответа (здесь мы снова невольно затрагиваем процессуальные аспекты деятельности) школьный психолог выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос нужному специалисту.
Кроме того, реализация данной схемы относится, прежде всего, к запросам, связанным с предполагаемыми нарушениями умственного развития ребенка, и касается, соответственно, школьников младшего школьного и частично младшего подросткового возраста. Что касается других нарушений психического развития, то в их отношении основной формой работы школьного психолога будет являться диспетчерская в сочетании с консультированием и психологической поддержкой педагогов и родителей.
Третья диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка. Она представляет собой деятельность школьного психолога по отношению к детям:
— с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска решения которого необходимо получение дополнительной психологической информации;
— с особенностями и проблемами в познавательной сфере (в рамках возрастной нормы умственного развития).
То есть по итогам диагностического минимума выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития. Также по итогам проверки запроса педагога или родителя на обоснованность, ребенок либо относится к категории «проблемных», либо работа психолога ориентирована на консультирование самих авторов запроса, решение их проблем. Далее, в отношении каждого школьника из группы «проблемных» выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей. В соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего диагностического обследования. Школьники, охарактеризованные по результатам диагностики как «психологически благополучные», не подвергаются обследованию до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса с их стороны либо со стороны родителей и педагогов.
В целом любая психодиагностическая деятельность в рамках парадигмы сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками
Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Первая форма в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. Вторая форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены и обучении, поведении (общении) или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников.
Коррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации, другие формы — дополняют или заменяют ее при необходимости. Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, — целостность. это означает для нас следующее:
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема, так же как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Такая изначальная ориентация в рамках целостного воздействия вполне возможна, так как предполагает выделение некоторого приоритетного направления при выборе методов и приемов. Работа может осуществляться в различных формах.
Психокоррекционная работа в школьной практике, как уже отмечалось, ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Психолог, работая с большим количеством детей, в преобладающем большинстве случаев не может создавать под каждую проблему индивидуальную программу коррекции. Нам представляется, что он должен быть оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных, прежде всего, по возрастам, а внутри каждого возраста — по важнейшим проблемам, с которыми может столкнуться и в состоянии работать школьный психолог.
Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.
- Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов
Консультирование и просвещение школьников. Просвещение как форма практической профессиональной деятельности привычна для школьного психолога. Скажем так, это наиболее безопасный вид психологической работы в школе и для самого специалиста, и для его аудитории. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.
Насколько можно судить по различным опросам школьных психологов и выпускаемой методической литературе, психологическое просвещение школьников сегодня очень популярно. Но несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро, на наш взгляд, стоит вопрос о его эффективности. С точки зрения задач сопровождения включение психологического просвещения в процесс предметного обучения не является эффективным. Результатом просвещения мы считаем присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. А чтобы полученное знание могло активно использоваться школьниками, оно должно быть живым, активным. То есть получаемые ребенком социально-психологические знания не должны ложиться мертвым грузом в его интеллектуальную копилку, как это происходит с большей частью предметного знания, получаемого в школе.
Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания.
На наш взгляд, такой подход к психологическому просвещению способствует формированию у подростков и старшеклассников потребности в социально-психологическом знании, культуры потребления определенной научной информации.
Таким образом, психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.
Консультирование школьников — еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. В существующей отечественной и зарубежной литературе подробно особенности консультирования школьников 13-17 лет, излагается содержательная и организационная специфика такой работы.
Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.
Можно рассмотреть консультирование как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:
— оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии
— обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития
— оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания
Консультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны школьника. Однако необходимо учитывать, что в школьной практике бывают ситуации, когда психолог предпринимает определенные шаги, не дожидаясь добровольного обращения к нему подростка или старшеклассника. Это часто провоцирует негативную реакцию школьника и требует от психолога высоко профессиональных действий, направленных на привлечение ученика к диалогу и процессу решения проблем.
Психологическое консультирование и просвещение педагогов — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в решении вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.
Итак, психолого-педагогическое консультирование — это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:
— равноправное взаимодействие психолога и педагога
— формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем
— принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения
— распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Третье направление консультирования — социально-посредническая работа школьного психолога в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов вшкольных системах отношений: учитель— учитель, учитель—ученик, учитель—родители и др. Мы считаем, что в настоящее время из всех специалистов, работающих в школе, даже с учетом вновь вводимых должностей социального работника, социального педагога и др., психолог лучше всех подготовлен к оказанию конфликтологической помощи любым участникам школьного взаимодействия. Позиция профессионального посредника в конфликтной ситуации, несомненно, отличается от позиции психолога — консультанта, психотерапевта. Однако школьному психологу, с его специфическим кругом обязанностей, она, представляется, достаточно близка. В рамках посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Организуя разговор оппонентов «через себя», психолог помогает снять эмоциональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики. Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Таким образом, принцип просвещения педагогов— органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.
Консультирование и просвещение родителей имеют общую цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям – это создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего— родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы. Если говорить о содержании, то в задачи школьного психолога, на наш взгляд, не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.
В любом случае, итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его школьного обучения.
1.4 Социально-диспетчерская деятельность
Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в школе является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги (как правило, все отношения с этими службами строятся, увы, на личных контактах).
Когда школьный психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.
Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:
— определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
— поиск специалиста, способного оказать помощь;
— содействие в установлении контакта с клиентом;
— подготовка необходимой сопроводительной документации;
— отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
— осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.
Выделяя эти задачи, надо подчеркнуть, что школьный психолог не снимает с себя ответственность за обучение и развитие ребенка в школе, переадресуя квалифицированную работу с ним другому специалисту. В его обязанности по-прежнему входит сопровождение ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.
Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные направления деятельности школьного психолога.
Заключение
И так, психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование.
Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении.
Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.
Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности.
Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
Таким образом, от успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Литература
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
2. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
4. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
6. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
7. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
10. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.
11. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
13. Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии./ Под ред. Ильясова, И. И., Ляудис, Я. М. М., 1981.
14. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.// Психология: классические труды. М., 1996.
16. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
18. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
19. Курс общей, возрастной и педагогической психологии./ Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982.
20. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002.
21. 3 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
22. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. 1997. № 4.
23. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.
nsportal.ru
Контингент | Вид деятельности | Предполагаемые формы и средства | Цели и задачи | Сроки | |||||||||||||||
У Ч А Щ И Е С Я | |||||||||||||||||||
1. Диагностика | |||||||||||||||||||
1 класс | Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе | Тестирование, скрининговая диагностика, диагностические методики, беседа, опросник, анкетирование; индивидуальная и групповая форма | Изучение психолого-педагогичекого статуса школьника (согласно программе изучения сформированности основных ЗУНов и необходимых компетентностей), личностных качеств учащихся, определение успешности прохождения адаптационного процесса и выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению учащихся; оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии | Сентябрь-октябрь | |||||||||||||||
1 класс | Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе | Октябрь-ноябрь | |||||||||||||||||
5 класс | Диагностика уровня адаптации пятиклассников | Сентябрь, ноябрь | |||||||||||||||||
8-11 класс | Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов | Февраль-март | |||||||||||||||||
1-5 класс | Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся | Январь-март | |||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальная и групповая диагностика учащихся по запросу | В течение года | |||||||||||||||||
1-11 класс | Выявление и диагностика учащихся категории «одаренные» | Ноябрь-январь | |||||||||||||||||
9, 11 класс | Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ | Март-апрель | |||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации, диагностика детско-родительских отношений (по запросу педагогов, родителей) | В течение года | |||||||||||||||||
дошкольники | Диагностика готовности к обучению в школе (по запросу) | Апрель-май | |||||||||||||||||
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа | |||||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) | Психогимнастика, игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам | В течение года | |||||||||||||||
3. Групповая развивающая работа | |||||||||||||||||||
1-11 класс | Групповая психопрофилактическая работа по запросу | Тренинговые занятия, сюжетные и ролевые игры, развивающие и игровые упражнения, дискуссии, упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание условий для самопознания и личностного развития учащихся с учетом возрастных особенностей, развития навыков общении и эмпатии, развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся; для учащихся 8-11 класса – создание условий для жизненного и профессионального самоопределения; психопрофилактика школьной и социальной дезадаптации; формирование установок на здоровый образ жизни | В течение года | |||||||||||||||
1-4 класс | Занятия с учащимися по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности | ||||||||||||||||||
5-11 класс | Групповые занятия по следующим направлениям:
| ||||||||||||||||||
9, 11 класс | Занятия с учащимися по психологической подготовке к экзаменам | Формирование умения противостоять стрессу, навыка уверенного поведения; психопрофилактика эмоционального стресса | Апрель-май | ||||||||||||||||
4. Консультирование | |||||||||||||||||||
5-11 класс | Консультирование учащихся по:
| Индивидуальное и групповое консультирование; беседа, интервью | Оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении и развитии; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания | В течение года | |||||||||||||||
1-11 класс | Консультация учащихся по запросу родителей, педагогов | ||||||||||||||||||
5. Просветительская работа | |||||||||||||||||||
5-9 класс | «Я и мои эмоции, или как приручить внутреннего дракона» | Занятия, включающие игры, дискуссии, круглые столы, классные часы, лекции-беседы, презентации с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога | Формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию | В течение года | |||||||||||||||
«Быть здоровым – это модно!» | |||||||||||||||||||
«Мое свободное время» | |||||||||||||||||||
«Откуда берутся конфликты и как их избежать?» | |||||||||||||||||||
«Первая любовь…» | |||||||||||||||||||
5-11 класс | «Как справиться с плохим настроением» (профилактика суицида в подростковом возрасте) | ||||||||||||||||||
5-11 класс | Профилактика употребления ПАВ | ||||||||||||||||||
9, 11 класс | Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов | Формирование умений противостоять стрессу | Третья, четвертая четверть | ||||||||||||||||
8-11 класс | «Парад профессий» | Организация профориентации учащихся | |||||||||||||||||
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В | |||||||||||||||||||
1. Диагностика | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Диагностика стилей педагогического общения учителей | Тестирование, анкетирование | Изучение стилей педагогического общения, профессиональных и личностных качеств учителей с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания | Ноябрь | |||||||||||||||
Диагностика «Синдрома эмоционального сгорания» учителей | Март-апрель | ||||||||||||||||||
2. Просветительская работа | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей | Выступления по теме педагогического совета, МО | Повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактика синдрома профессионального выгорания | В течение года | |||||||||||||||
Лекции-беседы на темы: — «Синдром эмоционального сгорания и как его избежать» — «Стили педагогического общения и их эффективность» — «Как понять ребенка, или особенности взаимодействия с учениками» | Лекции-беседы, тренинговые упражнения | ||||||||||||||||||
3. Консультирование |
nsportal.ru
Профилактическая работа школьного психолога
В настоящее время одной из наиболее актуальных и острых проблем нашей страны является демографический кризис: численность населения страны постепенно уменьшается. Создавшаяся ситуация обусловлена многими факторами: низким уровнем жизни населения, остро стоящей жилищной проблемой, желанием женщин сделать карьеру, ухудшением генофонда страны, возрастанием количества с рождения больных детей, угрожающим состоянием окружающей среды и пр. Решение многих из этих проблем находится в компетенции государства, другие можно решить только совместными усилиями всех жителей Земли, смягчить или нейтрализовать влияние третьих может каждый человек. В условиях загрязненной окружающей среды человеку необходимо с удвоенной энергией заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья, но происходит обратный процесс. Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.
В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает задача формирования у подрастающего поколения мотивации на ведение здорового образа жизни. В школе профилактическая работа проводится как педагогами, так и психологом. Объем работы по данному направлению должен включать в себя теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой информирование детей о здоровье, о его важности в жизни человека, о средствах и способах его сохранения и укрепления, о факторах, негативно влияющих на здоровье. Практический блок – цикл занятий с детьми по проблемам сохранения и укрепления здоровья. Здесь можно и нужно использовать широкий спектр форм организации деятельности: беседа, деловая игра, соревнование, доклад, конкурсы различного плана, рассказ, конференция, тренинг, ведение дневников, шефский контроль, экскурсии, встречи, игры, викторины, День здоровья и многое другое. Полезно использовать наглядные материалы, элементы арт-терапии, песочной терапии и т. п.
Хотелось бы предложить вашему вниманию одно из мероприятий практического блока – методическую разработку беседы о здоровом образе жизни, которая неоднократно была использована и неплохо зарекомендовала себя.
Цель беседы – сформировать у детей правильное представление о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания детей о здоровом образе жизни.
2. Развивать мотивацию на ведение здорового образа жизни.
3. Воспитывать сознательное отношение к сохранению своего здоровья.
4. Культурно организовать досуг детей.
Объект проведения: группа детей в возрасте 9-10 лет. Опыт показывает, что количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек, в противном случае не все дети будут включены в процесс общения, что значительно снизит эффективность работы.
Необходимые материалы: листы бумаги (по числу участников), цветные карандаши и/или фломастеры, ватман со схемой “Круг здоровья”, черный маркер, мел, доска, кнопки (или другие приспособления для крепления ватмана).
Предварительная подготовка: Необходимо заранее начертить на листе ватмана схему в виде круга. В этом круге нужно выделить два сектора, один примерно в два-три раза больше другого. Площадь обоих секторов должна быть меньше половины круга. Оставшуюся часть нужно разделить на 7 примерно равных секторов. <Приложение1>. В кабинете нужно прикрепить этот ватман на доску, стулья нужно расставить кругом или полукругом, таким образом, чтобы всем участникам было хорошо видно доску, а ведущий мог легко встать и подойти к ней, чтоб написать необходимое.
Ход беседы
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся: меня зовут …
Дети представляются.
ВЕДУЩИЙ: Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами о здоровом образе жизни. Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни?
Дети высказывают свои предположения. Ведущий дополняет их ответы, при необходимости формулирует иначе, обобщает.
ВЕДУЩИЙ: Итак, здоровый образ жизни – это образ жизни, при котором человек почти совсем не болеет, хорошо себя чувствует, он сильный и здоровый. А скажите мне, как вы думаете, что значит – вести здоровый образ жизни?
Выслушивая ответы детей, ведущий обобщает их, при необходимости дополняя, выписывает на доску 7 составляющих здорового образа жизни, которые назовут дети или дополнит он сам: соблюдать режим труда и отдыха; соблюдать правила гигиены; регулярно выполнять физические упражнения правильно питаться; не употреблять алкоголь и наркотики, не курить; закаляться; не находиться в местах, опасных для жизни и здоровья.
ВЕДУЩИЙ: Какие вы молодцы, все знаете. Скажите, кто из вас знает, зачем человеку нужно вести здоровый образ жизни?
Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.
ВЕДУЩИЙ: Правильно, чтобы не болеть. А как вы думаете, больной человек – какой он? Болеть — это хорошо или плохо, объясните, почему? Как вы думаете, здоровый человек – какой он? Быть здоровым человеком – это хорошо или плохо и почему? От чего, от каких условий зависит, будет человек здоровым или не будет?
Дети отвечают, после каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы детей, поощряя их активность.
ВЕДУЩИЙ: Вы все сказали правильно, но я хочу дополнить. Посмотрите на эту схему. Представьте, что этот круг – здоровье человека, а каждый сектор – условие, от которого зависит здоровье. Видите самый большой сектор? Это состояние окружающей среды – то состояние природы, в которой мы живем.
Пишет на большом секторе: “Окружающая среда”.
ВЕДУЩИЙ: Это то, насколько чистые воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, земля, продукты которой мы едим. Сейчас на нашей планете и воздух, и вода, и почва очень сильно загрязнены. Все это ухудшает наше здоровье. Поэтому мы можем закрасить этот сектор.
Закрашивает сектор “Экология” черным маркером.
ВЕДУЩИЙ: Видите сектор поменьше? Это то здоровье, которое дано нам от рождения.
Пишет на секторе: “Рождение”.
ВЕДУЩИЙ: Часто бывает, что человек рождается больным. Какие врожденные болезни вы знаете?
Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.
ВЕДУЩИЙ: Видите, как часто человек уже рождается больным, поэтому этот сектор тоже можно закрасить.
Закрашивает сектор “Рождение” черным маркером.
ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, дети, мы закрасили большую часть круга, но не весь круг. Маленькие сектора – это те части здорового образа жизни, которые мы с вами назвали раньше и написали на доске (ватмане).
Пишет на маленьких секторах: “Режим дня”, “Закаливание”, “Питание”, “Упражнения”, “Гигиена”, “Нет опасным местам”, “Нет вредным привычкам”.
ВЕДУЩИЙ: Каждый маленький сектор, который мы с вами обозначили, – это шаг к здоровому образу жизни, а значит, и к здоровью. Давайте с вами поговорим о каждом шаге. Какой режим дня правильный? Как нужно закаливаться? Сколько раз в день нужно есть? Какие полезные и вредные продукты вы знаете? Какие физические упражнения вы знаете? Кто покажет?
Желающие по очереди показывают упражнения для зарядки, все повторяют. Это хороший отдых для детей.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас продолжим наш разговор. Какие правила личной гигиены вы знаете? Какие могут быть опасные для жизни и здоровья места? Про какие вредные привычки вы знаете? Как они вредят здоровью?
Дети отвечают, ведущий обобщает и дополняет ответы.
ВЕДУЩИЙ: Делать или не делать эти семь шагов к здоровью – зависит от самого человека. Если человек будет правильно питаться, соблюдать режим дня и правила гигиены, будет закаляться, делать физические упражнения, не будет пить, курить, употреблять наркотики, ходить в опасных местах, то большая часть его круга здоровья останется чистой, и человек будет здоров. Вы знаете и сегодня сами сказали, почему хорошо быть здоровым. А если он не будет всего этого делать, будет пить, курить, находиться в опасных местах, будет наркоманом, то и остальную часть круга можно будет закрасить.
Закрашивает остальные секторы черным маркером.
ВЕДУЩИЙ: Тогда человек будет очень болен и может даже умереть. Вы сами сегодня сказали мне, что болеть – это плохо. Как вы думаете, вы ведете здоровый образ жизни? Почему вы так думаете?
Дети отвечают.
ВЕДУЩИЙ: Смотрите сами: правильный режим дня вы можете организовать, можете делать зарядку, посещать уроки физкультуры, есть полезные продукты, соблюдать правила личной гигиены. И то, будете ли вы делать все семь шагов к здоровому образу жизни, зависит от вас, от того, будете ли вы все это делать, зависит ваше здоровье. Вы согласны со мной? А теперь мы немного отдохнем. Возьмите лист бумаги, фломастеры, карандаши и нарисуйте на одной стороне листа здорового человека, а на другой – больного человека.
Дети рисуют.
ВЕДУЩИЙ: Теперь давайте снова сядем в круг, и вы по очереди будете показывать всем сначала больного человека, а потом здорового, и рассказывать, что они у вас делают.
Дети показывают рисунки и дают необходимые объяснения.
ВЕДУЩИЙ: А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет, каким – здоровым или больным – он хотел бы быть и почему? Можете ли вы сделать так, чтоб ваше здоровье было хорошим, как это сделать и будете ли вы это делать? Скажите, что вы поняли по итогам нашего разговора, будете ли вы теперь вести здоровый образ жизни, и если да, то что именно будете делать?
Дети по кругу отвечают сначала на первый, затем на второй, затем на третий вопросы, дают необходимые объяснения.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, мы с вами сегодня очень хорошо и эффективно поработали. Я уверена, что очень скоро вы станете более здоровыми и сильными, но помните: очень многое зависит от вас самих. Спасибо за интересную беседу. До свидания.
Дети прощаются.
Последействие. По возможности через несколько дней можно прийти в класс и спросить, помнят ли дети о беседе, ведут ли здоровый образ жизни. Можно завести дневники и выставлять оценки по здоровому образу жизни, устроить конкурс “Самый ЗОЖ-ный”, прийти с этой беседой (вместе со взрослыми) в младший класс, на большом ватмане в произвольной форме составить памятку по здоровому образу жизни и повесить ее на видном месте, начать выпускать стенгазету “Я и ЗОЖ” и т. д. Главное – чтобы беседа не стала первым и последним мероприятием по формированию мотивации детей на ведение здорового образа жизни.
Методические рекомендации по проведению беседы. Желательно, чтоб с детьми до этой беседы проводились теоретические и/или практические занятия по здоровому образу жизни, в этом случае дети будут давать больше ответов, будут говорить правильнее. Но даже без предварительной работы у детей 9-10 лет имеющихся знаний достаточно для плодотворной работы. Рекомендуемая форма общения – в кругу, как во время тренинга, чтобы дети видели друг друга и были на равных позициях друг с другом и ведущим. Если дети психологу незнакомы, начать работу можно с изготовления бейджиков с именами, чтобы во время беседы психолог обращался к каждому ребенку по имени. На знакомство не следует тратить много времени. Ведущему не рекомендуется употреблять термины, которые дети не знают: даже при объяснении их значения понимание материала будет снижено; рекомендуется говорить простыми, недлинными предложениями, повторять мысли. Ведущий должен постоянно следить, понимают ли его дети, успевают ли следить за развитием его мысли, постоянно спрашивать: “Вы меня поняли?”. При выслушивании ответов детей необходимо повторять их; поощрять детей за работу (“Молодец”, “Правильно” и пр.), даже если они повторяют ответы, подытоживать и обобщать. Если кто-то из детей не включается в работу, можно обратиться напрямик к нему. Рекомендуется в процессе беседы повторять основные идеи для лучшего их усвоения. Желательно использовать именно маркер и ватман, а не рисовать на доске: в этом случае вместо затемнения секторов (“загрязнения” с помощью маркера) будет происходить их высветление (мелом на доске), эффект потеряется. Рекомендуется разрешить детям высказываться свободно, без поднятия рук (это свободное общение, не урок), но не перебивая друг друга. Дети быстро устают только сидеть и говорить, можно разрешить им подвигаться (закрашивать сектора на схеме, подольше походить по кабинету – поискать место для рисования, рисовать лежа, стоя, изображать что-либо по теме разговора).
Эту беседу может провести не только психолог, но и классный руководитель.
Хочется надеяться, что предложенная беседа не останется без внимания и займет место в методической копилке каждого педагога, заинтересованного в том, чтобы его подопечные вели здоровый образ жизни.
urok.1sept.ru
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики) | |||
Направления в работе школьного психолога:
В этом направлении педагог- психолог формирует потребность у родителей, учащихся, учителей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и в работе с ребенком. Проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развития гимназистов, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Проведение психодиагностических исследований позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, изучить эмоционально- волевую, личностную, познавательную сферы личности учащегося, определить учебную направленность, интересы, способности и возможности ребенка, его индивидуально-типологические особенности.
|
www.vashpsixolog.ru
Общая схема Класс (ы) Работа учителя с родителями часто ограничивается эпизодическими встречами на родительских собраниях и в частных беседах. Причем как правило ограничивается собственно учебной деятельностью (точнее даже только одной его стороной — успеваемостью) ребенка и его поведением в школе. Многие из проблем, возникающих в школе, обусловлены не неспособностью ребенка учиться, не его интеллектуальными способностями, а способностью социальной адаптации, коммуникативными способностями, эмоциональными отношениями в семье, взаимодействием со сверстниками. И здесь для педагога как нельзя более необходимо полноценное взаимодействие с родителями, ощущение их поддержки и желания сотрудничать в деле воспитания их ребенка. Многие из возникающих проблем обусловлены простым незнанием возрастных особенностей ребенка, особенно в так называемые переходные периоды как себя вести с ребенком чтобы не обострять ситуацию не отталкивать его от себя а помочь и себе и ему Для разрешения конфликта или его предотвращения чаще всего нужно минимум усилий К психологу обращаются как правило уже в случае обострения и усугубления конфликта проблемы когда уже необходима определенная психологическая помощь и целенаправленная работа по разрешению ситуации. Педагог же всегда ближе и доступнее для родителя, он хорошо знает и ребенка и семейную ситуацию и может вовремя предупредить нежелательные конфликты. Для родителей важна и определенная просветительская работа по осознанию своих отношений с ребенком и необходимостью что-то менять в них когда ребенок подрастает Группа риска
Класс (ы) 2-3
Класс (ы) 4-5
Класс (ы) 6-7 множество физических и физиологических изменений — нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего Я (чувство идентичности)
Класс (ы) 8-9 Класс (ы) 10-11
|
www.vashpsixolog.ru