Психическая активность: Психическая активность | это… Что такое Психическая активность?

Содержание

Сферы и направления исследования активности

В связи с тем, что активность присуща всему живому и является cпособом адаптации и условием воспроизводства его различных видов, то тема активности, весьма значима для многих наук о человеке, и в том числе и для психологии.

Наиболее четко выделяются активности: психическая, когнитивная; умственная, интеллектуальная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая, которые, по мнению В.Д. Небылицына, «существенно зависят от уровня возбуждения, создаваемого в лобных структурах коры восходящими влияниями ретикулярной формации среднего мозга». В.Л. Хайкин в труде «Активность: характеристика и развитие» обобщил имеющуюся информацию по основным направлениям и сферам активности.

Одной из наиболее разработанных сфер является психическая активность. В исследованиях выдвинут ряд важных позиций при сопоставлении психической активности со свойством активированности, то есть с индивидуальным уровнем активации, выделенным Э.

А. Голубевой, что приобретает большое значение в познании активности в широкой ее представленности.

Активированность трактуется Э.А. Голубевой как «безусловно-рефлекторный баланс возбуждения и торможения, выражающийся в параметрах устойчивых характеристик разных людей по соотношению активирующих и инактивирующих влияний в их энцефалограммах». Характеристиками индивидуального уровня активации в работах Э.А. Голубевой и ее сотрудников служат ЭЭГ-показатели: альфа-комплекс, гармоники и амплитуда вертекс-потенциала. Названные показатели рассматриваются как природные особенности отдельных людей, определяющие у них уровень активированности.

Раскрывая нейрофизиологические предпосылки активности, исследователи (как Э.А. Голубева, так и Н.С. Лейтес, А.И. Крупное, Б.Р. Кадыров и В.Д. Мозговой, И.М. Палей, В.М. Русалов и др.) показали сложное отношение между природными особенностями, обусловливающими уровень активации, и психической активностью.
Так, Б.Р. Кадыров в своем исследовании выявил U-образную зависимость между ними, объясняемую сознательной, выработанной установкой на новизну в группе низкоактивированных лиц, которая обеспечивает достижение ими уровня высокоактивированных лиц, имеющих реальную тягу к «разнообразию».


Эти выводы, раскрывающие, в частности, источники, пути реализации и повышения активности, приобретают важное значение, ибо в целом многочисленные исследования психической активности позволили представить ее структуру, выделить отдельные компоненты, характеристики, понять их взаимосвязь.

Практически в любой ситуации жизнедеятельности человека проявляется когнитивная активность. Когнитивная активность имеет связь с важнейшими психологическими характеристиками человеческой активности. Эта активность предполагает получение когнитивного результата, переживаемого человеком как чувство удовлетворения от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворенности от самого процесса и его результата.

Лисина М.И., как исследователь умственной активности, считает, что центральное ядро умственной активности, имеющей более ограниченный объем, чем активность вообще или активность психическая, составляют когнитивные функции и процессы.

Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова определяют умственную активности как «потребность в мыслительной деятельности», а Н.С. Лейтес дает расширенную формулировку, указывая, что «умственная активность… во многом выражает природно обусловленную Потребность в умственных впечатлениях и умственных условиях». Причем простейшей формой умственной активности выступает, как установил Б.Р. Кадыров, стремление к разнообразию.

Н.С. Лейтес также пришел к выводу о сущности умственной активности как широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными.

Начиная с 60-70-х годов XX столетия, все тщательнее изучается еще более узкое понятие в ряду активности-психическая активность — умственная активность — понятие интеллектуальной активности, которая фактически выделяется и которым обусловлено направление исследования. Это понятие обозначает только мыслительную (а не вообще когнитивную) деятельность, да еще развертывающуюся в своеобразных условиях. Выдвижение и наиболее частой использование данного термина связано с работами Д.Б. Богоявленской. «Интеллектуальная активность, — по ее мнению, — является интегральным свойством некоторой гипотетической системы, основными компонентами (подсистемы) которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и не интеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности».

По данным М.Р. Гинзбурга, «интеллектуальная активность является адекватной единицей, отражающей процесс взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик творчества в их единстве».

Творческая активность.  Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. В данном русле изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:

  • подготовку;
  • созревание идеи;
  • озарение;
  • проверку.

Центральным звеном процесса считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.
Исследованиями Н.Н. Поддьякова, Н.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A.

M. Матюшкин, В.В. Давыдов).

Познавательная активность. Особую сферу активности составляет познавательная активность. По утверждению М. И. Лисиной, познавательная активность занимает «структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной активности, то состояние, которое предшествует деятельности и Порождает ее». «Познавательная активность, — по ее мнению, — это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминания». Включая в себя признаки интереса, развития внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности, или любопытства, распространенных в англоязычной психологической литературе, где подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск.

Поведенческая активность. Значительное место в психологии отводится изучению поведенческой активности. Здесь особый интерес представляют работы Дмитрия Узнадзе и его учеников в рамках теории установки. Согласно данной теории, в зависимости от потребности предметной и социальной среды создается определенная установка, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Под влиянием потребности и окружающей ситуации в данный момент времени может возникнуть импульсивное поведение. Дмитрий Узнадзе выделяет также принудительное поведение, вызванное принуждением со стороны других людей, социальной среды и направленное на удовлетворение потребностей групп, общества, других людей. Поведение такого типа протекает на сознательном уровне вследствие признания субъектом норм общественного поведения. Установка на реализацию такого поведения может формироваться мотивацией опасности или потребностью признания, причастности к обществу (группе).

Если поведение формируется при активном участии самой личности и человек принимает решение действовать в определенном направлении, то у него возникает установка на волевое поведение. Это поведение связано с удовлетворением личностно значимых потребностей, соответствующих ценностным ориентациям индивида социальным требованиям, с осознанием возможных результатов поведения. Волевому поведению предшествует и сопутствует интенсивная внутренняя активность.

Личностная активность. В качестве особой сферы выступает личностная активность. При ее изучении особое внимание уделяется формам, уровням проявления, зависимости от условий и характера осуществления деятельности, в которой она реализуется.

Установлено, в частности, что личностная активность характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Реализация личностной активности зависит от степени эффективной организации ситуаций, обеспечивающих возможности их соответствия уровню притязаний, потенциальным возможностям личности и внешним требованиям к результату.

Предметом устойчивого внимания выступает коммуникативная активность. Коммуникативная активность человека в окружающем его многомерном пространстве изучается на разном уровне и в разных формах ее проявления. Особый интерес она вызывает в связи с развитием информационных систем, включая Интернет, втягивающих человека в новые формы связей, ситуации диалога.Значительный опыт накоплен в этой сфере в плане изучения общения людей. Результатом общения как особой формы активности, по выражению Б.Ф. Ломова, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми». Эта форма активности и ее динамика определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных и производственных отношений, ролью в той или иной общности людей, сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными, правовыми нормами и т.д.

Коммуникативная активность, непосредственная или косвенная (опосредованная), прежде всего через письменность и другие средства массовой коммуникации создает человеку условия для его социального, культурного, физического функционирования. Благодаря коммуникации человек осваивает опыт прошлого, существует в реальном социально-культурном пространстве настоящего, планирует будущее.

Коммуникативная активность проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и т.п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения, взаимодействия становится важной задачей психологического исследования коммуникативной активности личности.

Так Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций общения:

  • информационно-коммуникативную — охватывает процессы передачи и приема информации и связана с психологическим механизмом, определяющим активность субъектов, участвующих в этих процессах;
  • рефляционно-коммуникативную — проявляется во взаимной регуляции и коррекции поведения субъектов, участвующих в общении К процессах общения индивид может воздействовать на мотив, и на программу принятия решения, на выполнение отдельных действий, определяющих активность партнера. Регуляционно-коммуникативная функция общения приводит к активности субъекта, возникает на основе подражания, внушения, убеждения;
  • аффективно-коммуникативная функция общения — относится к эмоциональной сфере человека. В процессе общения людей изменяется их эмоциональное состояние, которое существенно влияет на уровень и направленность их активности.

Специальному анализу подвергается трудовая активность. Наиболее действенная в преобразовании окружающей среды трудовая активность приводит не только к изменениям в окружающей среде, но и вызывает изменения в самом субъекте. Она не может происходить без участия интеллектуальных, мыслительных процессов планирования и контроля, разрешения проблемных ситуации. В производстве, в любой операции, которую может выполнять автомат, машина, механизм, где не требуется непосредственное участие человека, опосредованно все равно проявляется как активность творца тех автоматов, машин, механизмов.

Трудовая активность представляет собой необходимое состояние и определяющую характеристику любой профессиональной деятельности (являющейся в свою очередь характеристикой и состоянием трудовой), деятельности социально значимой, обеспечивающей основания воспроизводства жизнедеятельности человека, изменения, самоизменения его самого. Поэтому здесь возникает ряд специфических проблем, решение которых предполагает дифференцированный подход к профессиональной деятельности как особой трудовой и одновременно при выделении Общих характеристик трудовой активности в ее психологических и измерениях.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):

  1. социальное;
  2. общественное.

Всегда связанное с природным социальное — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же — это не синоним социального, а более конкретная — типологическая — характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, — это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в общественно-трудовой жизни», — утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом — Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Особую сферу активности составляет надситуативная активность, специально вычлененная и обоснованная В.А. Петровским. По его мнению, «в актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта».

Особенности надситуативной активности изучались В.А. Петровским в явлениях «бескорыстного» риска, альтруистического проведения, «сверхнормативности» в коллективной деятельности и прочее.

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВО СНЕ. Основы нейрофизиологии

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВО СНЕ

В конце прошлого столетия З. Фрейд высказал мнение, что сновидения выполняют катарсическую (цензурную) функцию, являясь своеобразными клапанами для «не отрегулированных в бодрствовании мотивов». Согласно психоаналитической концепции эти мотивы не могут быть «допущены» в бодрствующее сознание, поскольку «находятся в непримиримой конфронтации с социальными установками (моралью общества) поведения индивида». В сновидении эти мотивы, согласно концепции З. Фрейда, в трансформированном виде достигают сознания вследствие того, что «цензура» сознания ослаблена. Это предположение очень трудно проверить экспериментально. Вместе с тем концепция не получила полного подтверждения. Например, не обнаружено специфики влияния каждого из периодов сна («медленного» и «быстрого») на отдельные психические функции, которые можно тестировать по батарее психологических тестов.

Врачи отмечают, что наиболее заметно влияет на психику общая длительность сна. Как показали специальные исследования влияния депривации «быстрого» сна, это в значительной степени определяется психическим статусом личности субъекта, а также существенно зависит от характера предъявляемых психологических тестов.

Эти данные в общем не противоречат концепции З. Фрейда, который считал, что сновидения служат для разрядки определенных мотивов (например, агрессивности или сексуальности). Данные последнего времени говорят в пользу того, что сновидения могут быть и в «медленном» сне. Отсюда делается вывод, что потребность в сновидениях существует независимо от потребности в «быстром» сне как таковом и может быть даже первичной по отношению к определенным стадиям сна.

В последние годы получены данные об изменении структуры сна при обучении или при адаптации к новым условиям. Исследования в этом направлении приводят к заключению, что «быстрый» сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой ситуации и для усвоения только такой информации, к восприятию которой индивид не готов. В этой концепции не определено главное – для чего нужен «быстрый» сон? На этот вопрос есть несколько ответов. Например, можно предположить, что стадия «быстрого» сна в сложных ситуациях нужна для нахождения новых путей взаимодействия с этой ситуацией. Возможно, именно во время «быстрого» сна происходит творческое решение поставленной задачи. Другой ответ может состоять в предположении, что пути решения в новой ситуации находятся во время бодрствования, а закрепление (консолидация) путей решения творческой задачи происходит в «быстрой» фазе сна. Другими словами, «быстрая» фаза сна служит для улучшения мнестических процессов. Возможно, что «быстрый» сон только способствует консолидации за счет устранения препятствий (например, в этой стадии сна происходит блокирование входящей информации).

В настоящее время накоплены многочисленные сведения о психической активности человека во время различных стадий сна. При засыпании изменение психики происходит в следующей последовательности. Вначале наступает утрата волевого контроля за своими мыслями; затем присоединяется неуверенность в окружающей обстановке, элементы дереализации (нарушение контакта с реальностью). Эти изменения психики обычно объединяют под названием «регрессивный тип мышления». Под этим понимают мышление со следующими характеристиками: наличие единичных изолированных впечатлений или изолированных образов; наличие неполных (отрывочных) сцен; неадекватные, иногда фантастические представления; диссоциация зрительных образов и мыслей (зрительные образы не совпадают с направлением мыслей). Вместе с тем человек не утрачивает полностью контакта с внешним миром. В период засыпания психическая активность весьма многообразна. Часто возникают так называемые гипнагогические галлюцинации. Галлюцинации этого типа похожи на серию слайдов или картин. В отличие от них сновидения скорее похожи на фильмы. Отмечается, что гипнагогические галлюцинации возникают только при исчезновении из ЭЭГ доминирующего ритма бодрствования.

Все исследователи согласны с тем, что психическая активность в стадии «сонных веретен» сходна с «фрагментарным мышлением», вспоминанием мыслей, предшествующих засыпанию. Существует мнение, что в «медленный» сон эпизодически внедряются компоненты «быстрого» сна и пробуждения, случайное совпадение с ними приводит к сновидческим отчетам (сноговорение). Эпизоды сноговорения имеют место как в «медленном», так и «быстром» сне, хотя чаще наблюдаются в «медленном». С фазами «медленного» сна коррелируют такие сложные формы невербального поведения, как сомнамбулизм. Интересно, что отчет о сновидениях при пробуждении из «быстрого» сна меньше – 100% (обычно 70–95%). Считают, что частота отчетов зависит от нескольких факторов: эмоционального состояния субъекта перед сном, особенностей личности, что напрямую связано со степенью психологической защиты, и, по-видимому, от адаптивных возможностей самих сновидений (т.е. способности сновидения справиться с предъявляемой нагрузкой).

Таким образом, число отчетов о сновидениях может быть обусловлено двумя противоположно действующими факторами: 1) малой потребностью в сновидениях у лиц с высокой психологической защитой, обусловленной активностью защиты по типу перцептуального отрицания или интеллектуализации; 2) недостаточной адаптивной способностью самих сновидений при наличии выраженной потребности в них у высокосенситивных личностей в условиях внутрипсихического конфликта. Большинство сновидений базируются на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что они больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что в них используется язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из гипотез состоит в предположении, что информация, воспринятая во время дневного бодрствования, может активировать неприемлемые мотивы и неразрешимые конфликты, т.е. выполнять функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. Возможно, во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С этой позиции сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а при помощи образов. Благодаря этому вытесняется невротическая и непродуктивная тревога. Таким образом, утверждается, что сновидения – это возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом происходит блокирование поступления внешней информации, т.е. мозг выполняет функцию психологической защиты.

Вопросы

1. Ретикулярная формация мозгового ствола и ее роль в функциях больших полушарий головного мозга.

2. Стадии сна человека и их периодичность в ночном сне.

3. Изменение фаз сна человека в постнатальном развитии.

4. Психическая активность во сне.

Литература

Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М.: Мир, 1965.

Росси Я. А., Цанкетти А. Ретикулярная формация ствола мозга. М.: ИЛ, 1960.

Шульговский В. В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ

7. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ Электрическая активность кожи (ЭАК) связана с активностью потоотделения, однако физиологическая основа её до конца не изучена. Из центральной нервной системы к потовым железам поступают влияния из коры больших полушарий и из глубинных

2.9. Электрическая активность центров зрительной системы

2.9. Электрическая активность центров зрительной системы При действии света в рецепторах, а затем и в нейронах сетчатки генерируются электрические потенциалы, отражающие параметры действующего раздражителя (рис. 4.4 а, а). Суммарный электрический ответ сетчатки глаза на

1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ

1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ 1.1. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности При всём многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой из групп в качестве основного

1.3. Активность

1.3. Активность Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи [Анохин, 1978].

4.1. Активность как субъективное отражение

4.1. Активность как субъективное отражение Рассмотрение соотношения индивида и среды с позиций ТФС уже давно привело к заключению о том, что поведенческий континуум целиком занят процессами организации и реализации функциональных систем (см. рис. 14.1), причём специального

Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность Отклонения в поведении животных в настоящее время встречаются так же часто, как и отклонения в поведении людей. Создается впечатление, что агрессивность, жестокость, неадекватная сверхактивность и другие формы девиантного поведения

Двигательная активность

Двигательная активность Навряд ли это есть базовое свойство, т. к. за однотипной манерой двигательного проявления могут стоять разные причины, хотя для описания индивидуальной особенности внешнего поведения это свойство достаточно ярко и практично.Исторически

Влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность эмбриона

Влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность эмбриона Выше приводились примеры рефлекторных движений зародышей, производимых преимущественно в ответ на тактильные раздражения. Сенсомоторная активность составляет единый процесс на всех этапах жизни

Как мозговая активность создает ложные знания

Как мозговая активность создает ложные знания В настоящее время есть уже немало исследований, демонстрирующих, что активность мозга может создавать ложный опыт, касающийся происходящих в окружающем мире событий. Один из примеров такого опыта связан с эпилепсией. На

Универсальная форма поведения при стрессе – смещенная активность

Универсальная форма поведения при стрессе – смещенная активность Понятие смещенной активности было сформулировано Николасом Тинбергеном[103]. Он писал, что при смещенной активности энергия, накопленная внутри одной мотивации, разряжается в виде ФКД другой мотивации.

Груминг – стресс-протективная смещенная активность

Груминг – стресс-протективная смещенная активность Чистка тела – часто встречающаяся смещенная реакция, характерная и для животных, и для человека. Почесывание, выкусывание, вылизывание и т. п., когда они являются не гигиенической процедурой, а смещенной активностью,

Повышенная половая активность (онанизм)

Повышенная половая активность (онанизм) Является, как правило, следствием недостаточного по времени выгула собак, малых физических нагрузок, чрезмерного кормления. Собаки с повышенной половой охотой беспокойны, бегают из угла в угол, скулят, бросаются на различные

Психическая защита

Психическая защита Признав, что дельта-сон — это этап процесса переработки информации, мы должны будем воздать должное проницательности Фрейда, писавшего о скрытой, бессознательной подготовке материала для сновидений, происходящей непосредственно перед ними.

Активность нейронов коры головного мозга у голодных животных Ю.

А. ФАДЕЕВ (Москва)

Активность нейронов коры головного мозга у голодных животных Ю. А. ФАДЕЕВ (Москва) Успехи, современной нейрофизиологии, связанные с использованием новых тонких методов электрофизиологического исследования мозга, позволили подойти к изучению центральных механизмов

Влияние полного экспериментального голодания на неосаждаемую активность некоторых лизосомальных гидролаз А. А. ПОКРОВСКИЙ, Г. К ПЯТНИЦКАЯ (Москва)

Влияние полного экспериментального голодания на неосаждаемую активность некоторых лизосомальных гидролаз А. А. ПОКРОВСКИЙ, Г. К ПЯТНИЦКАЯ (Москва) В связи с тем вниманием, которое в настоящее время уделяется роли лизосом в развитии повреждения клеток тканей различных

Влияние голодания на активность ферментов пентозофосфатного пути в печени и мозге крыс Ю. Л. ЗАХАРЬИН (Москва)

Влияние голодания на активность ферментов пентозофосфатного пути в печени и мозге крыс Ю. Л. ЗАХАРЬИН (Москва) В последние годы в клинике часто применяется с лечебными целями, в частности, для лечения психических заболеваний, полное голодание. Не вызывает сомнения, что

13 способов улучшить память, концентрацию и умственные способности

Мозг участвует во всем, что мы делаем, и, как и любая другая часть тела, о нем тоже нужно заботиться.

Тренировка мозга для улучшения памяти, концентрации или повседневных функций является главным приоритетом для многих людей, особенно в пожилом возрасте. Тем не менее, люди всех возрастов могут извлечь пользу из включения в свою повседневную жизнь нескольких простых упражнений для мозга, которые мы рассмотрим более подробно в этой статье.

Исследования показали, что существует множество способов отточить остроту ума и помочь своему мозгу оставаться здоровым, независимо от того, сколько вам лет. Выполнение определенных упражнений для мозга, которые помогут улучшить вашу память, концентрацию и внимание, может сделать повседневные задачи более быстрыми и легкими, а также сохранить остроту вашего мозга, когда вы станете старше.

Давайте подробнее рассмотрим 13 упражнений, основанных на фактических данных, которые обеспечивают максимальную пользу для развития мозга.

Собираете ли вы Эйфелеву башню из 1000 деталей или соединяете 100 частей, чтобы сделать Микки Мауса, сборка пазлов — отличный способ укрепить свой мозг.

Исследования показали, что сборка пазлов задействует несколько когнитивных способностей и является защитным фактором зрительно-пространственного когнитивного старения. Другими словами, собирая пазл, вы должны смотреть на разные части и выяснять, как они вписываются в общую картину. Это может быть отличным способом бросить вызов и тренировать свой мозг.

Когда вы в последний раз играли в карты? Исследователи, проводившие в 2015 году исследование умственной стимуляции взрослых, говорят, что быстрая карточная игра может привести к увеличению объема мозга в нескольких областях мозга. То же исследование также показало, что игра в карты может улучшить память и навыки мышления.

Попробуйте научиться одной из этих проверенных карточных игр:

  • пасьянс
  • бридж
  • джин рамми
  • покер
  • червы
  • у вас богатый словарный запас . Но знаете ли вы, что вы также можете превратить быстрый урок словарного запаса в стимулирующую игру для мозга?

    Исследования показывают, что в словарных задачах участвует гораздо больше областей мозга, особенно в тех областях, которые важны для зрительной и слуховой обработки. Чтобы проверить эту теорию, попробуйте выполнить упражнение, повышающее когнитивные способности:

    • Держите при себе блокнот, когда читаете.
    • Запишите одно незнакомое слово, затем посмотрите его определение.
    • Попробуйте произнести это слово пять раз на следующий день.

    Центры по профилактике и контролю заболеваний отмечают, что изучение новых танцевальных движений может повысить скорость обработки информации и память вашего мозга. Другими словами, сделайте движение на танцполе, и ваш мозг скажет вам спасибо.

    Хотите проверить? Попробуйте одно из этих танцевальных занятий:

    • Запишитесь на уроки сальсы, чечетки, хип-хопа или современного танца.
    • Попробуйте зумбу или джазовые упражнения.
    • Посмотрите онлайн-видео с забавными танцевальными движениями, которые вы всегда хотели выучить.
    • Бери партнера и учись бальным танцам.
    • Собери друзей и отправляйся танцевать.

    Исследовательский отчет за 2015 год предполагает, что использование всех ваших органов чувств может помочь укрепить ваш мозг.

    Чтобы дать тренировку своим чувствам и мозгу, попробуйте выполнять действия, которые одновременно задействуют все пять ваших чувств. Вы можете попробовать испечь печенье, посетить фермерский рынок или посетить новый ресторан, сосредоточившись на обонянии, осязании, вкусе, зрении и слухе одновременно.

    Изучение нового навыка — это не только весело и интересно, но и может помочь укрепить связи в вашем мозгу.

    Исследования 2014 года также показывают, что изучение нового навыка может помочь улучшить функцию памяти у пожилых людей.

    Есть ли что-то, чему вы всегда хотели научиться? Возможно, вы хотели бы знать, как отремонтировать свой автомобиль, использовать определенную программу или покататься на лошади? Теперь у вас есть еще одна веская причина изучить этот новый навык.

    Один из лучших способов расширить свое обучение — научить навыкам другого человека.

    После того, как вы изучите новый навык, вам нужно попрактиковаться в нем. Чтобы научить этому кого-то другого, вам нужно объяснить концепцию и исправить все ошибки, которые вы допустили. Например, научитесь махать клюшкой для гольфа, а затем научите друга шагам.

    Хотите простой способ увеличить творческие способности мозга? Ответ может заключаться в том, чтобы включить музыку.

    Согласно исследованию 2017 года, прослушивание веселых мелодий помогает найти более инновационные решения по сравнению с тишиной. Это означает, что включение хорошей музыки может помочь улучшить ваше творческое мышление и умственную силу.

    И если вы хотите научиться играть музыку, сейчас самое время начать, потому что ваш мозг способен осваивать новые навыки в любой момент вашей жизни. Вот почему вы никогда не будете слишком стары, чтобы начать играть на таком инструменте, как пианино, гитара или даже барабаны.

    Не зацикливайтесь на повседневных задачах. Вместо этого будьте готовы попробовать новые способы делать то же самое.

    Каждую неделю выбирайте другой маршрут, чтобы добраться до работы, или попробуйте другой вид транспорта, например, ездите на велосипеде или пользуйтесь общественным транспортом вместо автомобиля. Ваш мозг может извлечь выгоду из этого простого изменения, и вы можете быть удивлены тем, насколько легко изменить свое мышление.

    Ежедневная медитация может успокоить ваше тело, замедлить дыхание и уменьшить стресс и тревогу.

    Но знаете ли вы, что это также может помочь улучшить вашу память и увеличить способность вашего мозга обрабатывать информацию?

    Найдите тихое место, закройте глаза и по пять минут медитируйте каждый день.

    Обзор исследований, проведенных в 2012 году, убедительно доказал многочисленные когнитивные преимущества способности говорить более чем на одном языке.

    Согласно многочисленным исследованиям, билингвизм может способствовать улучшению памяти, улучшению зрительно-пространственных навыков и повышению уровня творчества. Свободное владение несколькими языками также может помочь вам легче переключаться между разными задачами и отсрочить начало возрастного умственного упадка.

    Хорошая новость заключается в том, что никогда не поздно пожинать плоды изучения нового языка. По мнению исследователей, вы можете улучшить свою память и улучшить другие умственные функции, изучая новый язык в любой момент своей жизни.

    Ни для кого не секрет, что занятия тай-чи могут принести пользу вашему здоровью во многих отношениях, включая психическое здоровье. Кроме того, это также может помочь вам сосредоточиться, когда жизнь кажется неуравновешенной.

    Регулярная практика тай-чи может помочь уменьшить стресс, улучшить качество сна и память. Исследование 2013 года показало, что длительная практика тай-чи может вызывать структурные изменения в мозге, что приводит к увеличению его объема.

    Новичкам лучше всего ходить на курсы по изучению различных движений. Но как только вы освоите основы, вы сможете заниматься тай-чи где угодно и когда угодно.

    В следующий раз, когда вы будете общаться с кем-то, обратите внимание на четыре вещи о нем. Может быть, вы заметили цвет их рубашки или брюк. Они в очках? Есть ли на них шляпа, и если да, то какая? Какого цвета у них волосы?

    Как только вы решите, какие четыре вещи нужно запомнить, сделайте мысленную пометку и вернитесь к ней позже в тот же день. Запишите, что вы помните об этих четырех деталях.

    Сосредоточение внимания на здоровье мозга — это один из лучших способов улучшить концентрацию, внимание, память и сообразительность независимо от возраста.

    Включив упражнения для мозга в свою повседневную жизнь, вы бросите вызов своему разуму, отточите свои когнитивные навыки и, возможно, попутно узнаете что-то новое и полезное.

    13 способов улучшить память, концентрацию и умственные способности

    Мозг участвует во всем, что мы делаем, и, как и любая другая часть тела, о нем тоже нужно заботиться.

    Тренировка мозга для улучшения памяти, концентрации или повседневных функций является главным приоритетом для многих людей, особенно в пожилом возрасте. Тем не менее, люди всех возрастов могут извлечь пользу из включения в свою повседневную жизнь нескольких простых упражнений для мозга, которые мы рассмотрим более подробно в этой статье.

    Исследования показали, что существует множество способов улучшить остроту ума и помочь мозгу оставаться здоровым в любом возрасте. Выполнение определенных упражнений для мозга, которые помогут улучшить вашу память, концентрацию и внимание, может сделать повседневные задачи более быстрыми и легкими, а также сохранить остроту вашего мозга, когда вы станете старше.

    Давайте углубимся в 13 упражнений, основанных на фактических данных, которые предлагают наилучшие преимущества для развития мозга.

    Собираете ли вы Эйфелеву башню из 1000 деталей или соединяете 100 частей, чтобы сделать Микки Мауса, сборка пазлов — отличный способ укрепить свой мозг.

    Исследования показали, что сборка пазлов задействует несколько когнитивных способностей и является защитным фактором зрительно-пространственного когнитивного старения. Другими словами, собирая пазл, вы должны смотреть на разные части и выяснять, как они вписываются в общую картину. Это может быть отличным способом бросить вызов и тренировать свой мозг.

    Когда вы в последний раз играли в карты? Исследователи, проводившие в 2015 году исследование умственной стимуляции взрослых, говорят, что быстрая карточная игра может привести к увеличению объема мозга в нескольких областях мозга. То же исследование также показало, что игра в карты может улучшить память и навыки мышления.

    Попробуйте научиться одной из этих проверенных карточных игр:

    • пасьянс
    • бридж
    • джин рамми
    • покер
    • червы
    • сумасшедшие восьмерки

    Богатый словарный запас может заставить вас выглядеть умным. Но знаете ли вы, что вы также можете превратить быстрый урок словарного запаса в стимулирующую игру для мозга?

    Исследования показывают, что в словарных задачах участвует гораздо больше областей мозга, особенно в тех областях, которые важны для зрительной и слуховой обработки. Чтобы проверить эту теорию, попробуйте выполнить упражнение, повышающее когнитивные способности:

    • Держите при себе блокнот, когда читаете.
    • Запишите одно незнакомое слово, затем посмотрите его определение.
    • Попробуйте произнести это слово пять раз на следующий день.

    Центры по профилактике и контролю заболеваний отмечают, что изучение новых танцевальных движений может повысить скорость обработки информации и память вашего мозга. Другими словами, сделайте движение на танцполе, и ваш мозг скажет вам спасибо.

    Хотите проверить? Попробуйте одно из этих танцевальных занятий:

    • Запишитесь на уроки сальсы, чечетки, хип-хопа или современного танца.
    • Попробуйте зумбу или джазовые упражнения.
    • Посмотрите онлайн-видео с забавными танцевальными движениями, которые вы всегда хотели выучить.
    • Бери партнера и учись бальным танцам.
    • Собери друзей и отправляйся танцевать.

    Исследовательский отчет за 2015 год предполагает, что использование всех ваших органов чувств может помочь укрепить ваш мозг.

    Чтобы дать тренировку своим чувствам и мозгу, попробуйте выполнять действия, которые одновременно задействуют все пять ваших чувств. Вы можете попробовать испечь печенье, посетить фермерский рынок или посетить новый ресторан, сосредоточившись на обонянии, осязании, вкусе, зрении и слухе одновременно.

    Изучение нового навыка — это не только весело и интересно, но и может помочь укрепить связи в вашем мозгу.

    Исследования 2014 года также показывают, что изучение нового навыка может помочь улучшить функцию памяти у пожилых людей.

    Есть ли что-то, чему вы всегда хотели научиться? Возможно, вы хотели бы знать, как отремонтировать свой автомобиль, использовать определенную программу или покататься на лошади? Теперь у вас есть еще одна веская причина изучить этот новый навык.

    Один из лучших способов расширить свое обучение — научить навыкам другого человека.

    После того, как вы изучите новый навык, вам нужно попрактиковаться в нем. Чтобы научить этому кого-то другого, вам нужно объяснить концепцию и исправить все ошибки, которые вы допустили. Например, научитесь махать клюшкой для гольфа, а затем научите друга шагам.

    Хотите простой способ увеличить творческие способности мозга? Ответ может заключаться в том, чтобы включить музыку.

    Согласно исследованию 2017 года, прослушивание веселых мелодий помогает найти более инновационные решения по сравнению с тишиной. Это означает, что включение хорошей музыки может помочь улучшить ваше творческое мышление и умственную силу.

    И если вы хотите научиться играть музыку, сейчас самое время начать, потому что ваш мозг способен осваивать новые навыки в любой момент вашей жизни. Вот почему вы никогда не будете слишком стары, чтобы начать играть на таком инструменте, как пианино, гитара или даже барабаны.

    Не зацикливайтесь на повседневных задачах. Вместо этого будьте готовы попробовать новые способы делать то же самое.

    Каждую неделю выбирайте другой маршрут, чтобы добраться до работы, или попробуйте другой вид транспорта, например, ездите на велосипеде или пользуйтесь общественным транспортом вместо автомобиля. Ваш мозг может извлечь выгоду из этого простого изменения, и вы можете быть удивлены тем, насколько легко изменить свое мышление.

    Ежедневная медитация может успокоить ваше тело, замедлить дыхание и уменьшить стресс и тревогу.

    Но знаете ли вы, что это также может помочь улучшить вашу память и увеличить способность вашего мозга обрабатывать информацию?

    Найдите тихое место, закройте глаза и по пять минут медитируйте каждый день.

    Обзор исследований, проведенных в 2012 году, убедительно доказал многочисленные когнитивные преимущества способности говорить более чем на одном языке.

    Согласно многочисленным исследованиям, билингвизм может способствовать улучшению памяти, улучшению зрительно-пространственных навыков и повышению уровня творчества. Свободное владение несколькими языками также может помочь вам легче переключаться между разными задачами и отсрочить начало возрастного умственного упадка.

    Хорошая новость заключается в том, что никогда не поздно пожинать плоды изучения нового языка. По мнению исследователей, вы можете улучшить свою память и улучшить другие умственные функции, изучая новый язык в любой момент своей жизни.

    Ни для кого не секрет, что занятия тай-чи могут принести пользу вашему здоровью во многих отношениях, включая психическое здоровье. Кроме того, это также может помочь вам сосредоточиться, когда жизнь кажется неуравновешенной.

    Регулярная практика тай-чи может помочь уменьшить стресс, улучшить качество сна и память. Исследование 2013 года показало, что длительная практика тай-чи может вызывать структурные изменения в мозге, что приводит к увеличению его объема.

    Новичкам лучше всего ходить на курсы по изучению различных движений. Но как только вы освоите основы, вы сможете заниматься тай-чи где угодно и когда угодно.

    В следующий раз, когда вы будете общаться с кем-то, обратите внимание на четыре вещи о нем. Может быть, вы заметили цвет их рубашки или брюк. Они в очках? Есть ли на них шляпа, и если да, то какая? Какого цвета у них волосы?

    Как только вы решите, какие четыре вещи нужно запомнить, сделайте мысленную пометку и вернитесь к ней позже в тот же день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *