Лекция 4 — Познавательные психические процессы
Тема 4.
Психические процессы. Познавательные психические процессы.
Ощущение как психический познавательный процесс.
Восприятие как психический процесс. Классификация и основные свойства восприятия.
Внимание как психический процесс. Свойства внимания и их обусловленность. Классификация основных видов внимания.
Память как психический процесс. Индивидуальные особенности и типы памяти. Основные процессы, связанные с памятью.
Воображение как особый вид деятельности. Основные виды воображения.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные виды мышления.
Речь и её функции. Развитие и расстройства речи.
Психический процесс
— Это смена состояний во времени.
Психические процессы
Познавательные
Эмоциональные
Волевые
Ощущение
Это познавательный психический процесс, продукт переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.
Классы ощущений (Ч.С.Шеррингтон)
Контактные ощущения
Дистантные ощущения
Основные характеристики и закономерности
Порог ощущений
Нижний абсолютный порог ощущений
Верхний абсолютный порог
Дифференцированный порог
Адаптация ощущений (сенсорная адаптация)
Сенсибилизация
Контраст ощущений
Синестезия (совместное ощущение)
Восприятие
Основные процессы восприятия
Формирование образа
Опознание образа
Формирование образа
Опознание образа
Классификация восприятия
Свойства восприятия
Предметность
Целостность
Константность
Осмысленность
Избирательность
Апперцепция
Внимание
Функции внимания
Функция отбора значимых, существенных воздействий
Функция удержания (сохранения) в сознании образов объектов до завершения процесса (достижения цели)
Функция регуляции протекания процесса деятельности и контроль над ним.
Основные свойства внимания
Виды внимания
Непроизвольное внимание
Произвольное внимание
Послепроизвольное внимание
Память
Это познавательный психический процесс, связанный с накоплением, закреплением, сохранением и воспроизведением человеком своего опыта.
Классификация памяти
По характеру психической активности
Двигательная (или моторная) память
Эмоциональная память
Образная
Словесно-логическая (вербальная)
По характеру целей деятельности
Произвольная память
Непроизвольная
По продолжительности сохранения материала
Непосредственная или сенсорная память (1/4 сек)
Кратковременная (~20 сек)
Долговременная память
Классификация памяти Э. Тульвинга. Схема мнемического процесса.
Процедурная память (рефлексы, навыки)
Семантическая память
Эпизодическая память
Основные процессы связанные с памятью
Кодирование
Хранение (архивация)
Пространственная организация
Линейная организация
Ассоциативная организация
Иерархическая организация
Извлечение (воспроизведение)
Узнавание
Воспоминание
Припоминание
Реминисценция
Эйдетизм
Забывание
Нарушения памяти
Воображение
Это познавательный психический процесс, выражающийся в создании нового в форме образа или идеи, путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.
Виды воображения
Мышление
Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного выявления устойчивых, закономерных свойств и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление существенных связей и отделение их от случайных совпадений.
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое мышление
Теоретическое мышление
Практическое мышление
Интуитивное
Аналитическое
Реалистическое и аутистическое мышление
Продуктивное и репродуктивное
Мыслительные операции
Анализ
Сравнение
Синтез
Обобщение
Абстрагирование
Формы логического мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Индуктивные
Дедуктивные
Аналогия
Качества мышления
Широта
Глубина
Самостоятельность
Гибкость мысли
Быстрота ума
Критичность ума
Нарушения мышления
Нарушение темпа (динамики) мыслительной деятельности
Нарушение подвижности мышления или патологическая обстоятельность
Резонерство
Паралогическое мышление
Разорванность мышления
Нарушение содержательной стороны мышления
Навязчивые мысли, идеи, сомнения, воспоминания, страхи.
Речь
Физиологические основы речи
Функции речи
Виды речи
Внешняя речь
Устная речь
Диалогическая
Монологическая
Письменная речь
Внутренняя речь
Активная речь
Пассивная речь
Тема 2. Психические познавательные процессы. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоприменительной деятельности
Вопросы темы:
1. Сознание. 33
2. Отражение воздействий окружающей действительности. 31, формы психического отражения. 36
3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды.. 38
4. Сущность и особенности восприятий. 40
5 Свойства, виды и возможности внимания. 43
6. Сущность и характеристика памяти. 45. Законы и эффекты памяти. Виды памяти. 48. Продуктивность памяти. 50
7. Сущность и особенности воображения. 52
8. Содержание и особенности мышления. 54. Виды, операции и формы мышления. 57. Качества мышления. 59
9. Характеристика интуиции и структура интеллекта. 62
10. Психологическая характеристика речи. 65
Цели и задачи:
Цели и задачи изучения данной темы – получение знаний о совокупности психических познавательных процессов, их видах, характеристиках и особенностях. Вдумчивое уяснение возможностей широкого спектра ощущений, восприятий, представлений, воображений, памяти, мышления и речи, с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста, позволит студентам более эффективно формировать программу личностного роста и обеспечивать процесс развития профессионально важных качеств.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
содержательные стороны психических познавательных процессов;
их функции, виды и формы проявления;
познакомитесь с психологическим инструментарием определения у себя выраженности этих процессов и возможностью их развития
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
умение оценки возможностей использования специальных познаний о психических познавательных процессах в правоприменительной практике;
умение оценки выраженности, развитости у себя психических познавательных процессов;
навыки развития отдельных психических познавательных процессов;
способность оценки выраженности индивидуальных психических познавательных процессов у других людей
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;
психические познавательные процессы — процессы, обеспечивающие ориентировочную основу поведения, формирующие его информационную базу;
ощущением называется психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
восприятие — это отражение предметов и явлений в целостном виде;
внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления;
память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта;
воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности;
мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира;
интуиция — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений;
речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
7 советов по улучшению когнитивного мышления
По сравнению с любым другим видом на Земле, люди эволюционировали семимильными шагами, чтобы создать мир, в котором мы сейчас живем. Как? Большая часть этого связана с нашими когнитивными способностями, также известными как наша способность думать, знать, запоминать, судить и решать проблемы. Когнитивные навыки необходимы, чтобы помочь нам стать мыслящими и самосознательными людьми, которые учатся на своих ошибках и стремятся постоянно улучшать себя и мир вокруг нас.
На протяжении всей нашей жизни наш мозг постоянно меняется и развивается, и очень важно постоянно улучшать наши навыки когнитивного мышления, особенно по мере того, как мы приближаемся к старости, поскольку эти навыки необходимы для предотвращения умственного упадка.
Если вы заинтересованы в дальнейшем развитии своего понимания человеческого развития и познания, вам может подойти наш диплом о высшем образовании в области психологии. Эта степень, аккредитованная в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позволит вам понять современные психологические дисциплины и ускорить свое образование с помощью 100% онлайн-обучения.
Роль когнитивного мышления
Для лучшей жизни на любом этапе важно оптимальное когнитивное мышление, поскольку оно позволяет нам лучше работать во время учебы и работы. Понимание и целенаправленное развитие этих навыков позволяет нам реализовать свой потенциал и максимизировать наше психическое и физическое здоровье.
Подобные практики могут помочь улучшить когнитивное мышление:
- Оставаться активным
- Высыпаться
- Социальное участие
- Практика внимательности
- Пробовать новое
- Изучение нового языка
- Игра в игры.
Понимание того, как люди изучают и сохраняют информацию, и как применять эти методы, может помочь улучшить когнитивное мышление и процессы.
Что такое когнитивное мышление?
Когнитивное мышление — это умственный процесс, который люди используют, чтобы думать, читать, учиться, запоминать, рассуждать, обращать внимание и, в конечном счете, понимать информацию и превращать ее в знания. Затем люди могут превратить эти знания в решения и действия.
Когнитивное мышление происходит в мозге с использованием клеток мозга, называемых нейронами. Нейроны взаимодействуют друг с другом с помощью электрических сигналов, а затем формируют мысли посредством химического процесса. Эти процессы занимают всего доли секунды, но невероятно влияют на то, насколько хорошо мы действуем в школе, на работе и в жизни в целом.
Каждый день когнитивные способности играют важную роль в обработке новой информации, например, при изучении новых навыков или выполнении новых задач. Когнитивное мышление помогает людям усваивать, сохранять и использовать информацию, и этот тип мышления необходим для успеха в школе, на работе и в жизни.
Причина, по которой мы так много знаем о том, что такое когнитивное мышление, в основном связана с работой когнитивных психологов, которые исследуют процесс человеческого мышления. Когнитивные психологи в настоящее время исследуют множество тем, которые могут пролить свет на то, как мы думаем и устанавливаем связи.
«Быстрое» и «медленное» мышление
Люди обладают многочисленными навыками когнитивного мышления более высокого порядка. Эти навыки включают в себя способность рассуждать и принимать решения, и люди используют их каждый день, чтобы применять логику к проблемам и делать выбор, используя данные и продвинутые рассуждения.
Психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски первыми исследовали этот тип мышления. Они назвали это «медленным» мышлением, так как требуется больше времени и энергии, чтобы обдумать и применить рассуждения к проблеме. Они утверждали, что этот тип мышления коренным образом отличается от того, что они называли «быстрым» мышлением (которое используется большей частью животного мира), и является более автоматическим и интуитивным. Этот тип мышления приводит к «достаточно хорошим» решениям.
Когнитивные искажения
Другой важной темой исследований в области когнитивного мышления являются когнитивные искажения. Когнитивные предубеждения относятся к склонности людей предвзято относиться к стереотипам или информации, которые лучше всего или легче всего служат им. Такие предубеждения часто возникают подсознательно, поэтому задача когнитивных психологов в этой области состоит в том, чтобы помочь изолировать и понять эти предубеждения, чтобы мыслить более объективно.
Когнитивные психологи интересуются множеством различных типов предубеждений.
Предвзятость привязки
Предвзятость привязки заставляет людей верить или привязываться к первой доступной информации, а затем бессознательно использовать ее, чтобы влиять на процесс принятия решений, даже если эта информация неверна.
Это предубеждение может привести к неверным решениям и ошибочным суждениям, особенно если они не нашли время, чтобы обдумать решение.
Предвзятость подтверждения
Обычно люди хотят верить в то, во что они уже верят. Предвзятость подтверждения гарантирует, что это произойдет, поскольку мозг ищет и сосредотачивается на информации, которая поддерживает убеждения, игнорируя при этом другие факты или информацию, которые противоречат этим убеждениям, независимо от их значимости.
Негативное предубеждение
В целом люди наслаждаются позитивными событиями, но на них больше влияют негативные события и последствия. По этой причине они чаще обращают внимание на негатив, чем на позитив.
Негативное предубеждение, таким образом, относится к тому, как негативные события и обстоятельства влияют на большее количество людей и как они используют эти воспоминания для принятия решений.
Предвзятость актера-наблюдателя
Предвзятость актера-наблюдателя относится к тому, как люди видят себя в ситуации, в отличие от того, как они видят других.
Лица, действующие в какой-либо конкретной ситуации, с большей вероятностью будут рассматривать свои действия как результат внешних и ситуационных факторов. Напротив, когда те же люди наблюдают за другими людьми, они с большей вероятностью воспринимают свои действия как основанные на внутренних факторах. Это может привести к отсутствию самосознания.
Эффект ореола
Эффект ореола — это тип предвзятости, характеризующийся первым впечатлением, которое может сложиться у человека о ком-то или о чем-то. Например, если они видят кого-то красивым, они с большей вероятностью поверят, что у этого человека есть и другие положительные качества — успешный, умный, уверенный в себе.
Обратное может быть правдой, если у человека сложилось негативное первое впечатление о ком-то; они будут полагать, что у них есть и другие негативные черты.
Когнитивные процессы и психическое здоровье
Одной из особенно интересных областей исследований для когнитивных психологов является то, как можно использовать когнитивное мышление для улучшения психического здоровья с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Этот тип терапии может быть эффективным при лечении тревоги и депрессии.
КПТ работает, помогая людям выявлять, понимать и бороться с бесполезными мыслями, а затем помогая им изучить практические стратегии, которые позволяют им добиться положительных изменений в своей жизни. КПТ особенно полезна, помогая людям понять, как когнитивное мышление может влиять на их настроение. КПТ рассматривает мышление как любую другую привычку, на которую можно положительно повлиять и которую можно изменить.
Когнитивные процессы и навыки
По сути, когнитивные процессы позволяют нам думать, приобретать знания, запоминать, читать, концентрировать внимание и принимать важные решения. Когнитивные процессы и навыки жизненно важны для обработки новой информации и обеспечения того, чтобы мозг понимал мир и создавал полезные хранилища данных.
Когнитивные процессы
Шесть основных когнитивных процессов:
1. Мышление
Являясь одним из фундаментальных когнитивных процессов, мышление необходимо, чтобы помочь людям принимать решения, решать проблемы и получать доступ к навыкам рассуждения более высокого порядка, которые помогают они оценивают достоинства доступных им вариантов.
2. Внимание
Как следует из названия, внимание — это то, насколько хорошо люди могут оставаться сосредоточенными на текущей задаче, независимо от того, что их отвлекает. Внимание связано с памятью, потому что хорошее внимание приводит к лучшему воспроизведению краткосрочной и долгосрочной памяти.
3. Язык
Язык и языковое развитие Когнитивные процессы относятся к способности людей понимать и выражать свои мысли и чувства посредством устной или письменной речи.
Формулировка мыслей с помощью языка — важный когнитивный процесс, поскольку он необходим для общения.
4. Обучение
На протяжении всей жизни люди постоянно получают новую информацию и учатся. Обучение — это когнитивный процесс, связанный с пониманием новых вещей, синтезом информации и ее интеграцией с прошлым опытом для овладения новыми навыками или взгляда на вещи с другой точки зрения.
5. Восприятие
Восприятие – это когнитивный процесс, который позволяет людям воспринимать образы, звуки, запахи и информацию посредством осязания, а также мысленно обрабатывать эту информацию и реагировать на нее.
Восприятие — это то, как люди обрабатывают первоначальную информацию, полученную с помощью органов чувств в их непосредственном окружении, а также то, как их мысли об этом меняются с течением времени.
6. Память
Память — это когнитивный процесс, связанный с тем, насколько хорошо люди запоминают информацию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Плохая память может повлиять на знание человеком фактов, дат, времени, задач и людей. Хорошая память имеет решающее значение для успеха как на работе, так и в повседневной жизни.
Когнитивные навыки
Когнитивные навыки используют когнитивные процессы, чтобы люди могли лучше приобретать знания и принимать важные решения. Практикуя, люди могут улучшить свои когнитивные навыки.
Вот пять основных когнитивных навыков.
1. Критическое мышление
Критическое мышление помогает людям оценивать информацию и проводить логические мыслительные процессы. Навыки критического мышления позволяют людям анализировать ситуации и находить наилучшие решения, даже если эти решения не являются прямыми или очевидными.
2. Количественные навыки
Количественные навыки включают использование математики и статистики, чтобы помочь людям превратить идеи в измерения и использовать эти измерения для принятия важных решений. Использование количественных навыков помогает людям быть более объективными при принятии решений и особенно полезно в сфере технологий и науки, а также в повседневной жизни.
3. Логика и рассуждение
Логика и рассуждение — это навыки, необходимые людям для решения сложных задач на основе доступной информации. Логика и рассуждения помогают людям обдумывать различные доступные им варианты и взвешивать достоинства каждого из них. Сильная логика помогает людям понять, какие задачи нужно выполнять и в каком порядке.
4. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект, также известный как эмоциональный коэффициент (EQ), помогает людям понимать эмоции других людей, а также помогает им справляться со стрессом, реагируя наиболее адекватно. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение для поддержания позитивных отношений.
5. Сосредоточенное внимание
Сосредоточенное внимание помогает людям расставлять приоритеты в задачах, особенно когда существует несколько конкурирующих приоритетов. Этот важный когнитивный навык помогает людям оставаться сосредоточенными и организованными.
Обучение, память и познание
Когнитивные процессы не существуют в вакууме. Все они взаимосвязаны, и когнитивные процессы влияют на такие важные функции, как память и обучение.
Чтобы понять процессы обучения, памяти и познания, важно понять, как мозг учится и запоминает.
Как мозг обучается
Всякий раз, когда в мозг поступает новая информация, между нейронами образуются новые связи. Если эта информация подкреплена, связи станут прочнее, но если нет, связи ослабнут. Обучение происходит, когда между сетью нейронов образуются новые связи, а когда эти связи исчезают, происходит забывание.
Связи внутри мозга образуются, когда два стимула соединяются вместе. Например, когда дети наблюдают за поведением взрослых, они используют это поведение как образец для себя.
Как мозг запоминает
Память — это процесс, при котором мозг кодирует, сохраняет и извлекает информацию. Этот процесс помогает управлять поведением людей, когда они вспоминают факты и опыт из прошлого и вспоминают их при принятии решений о том, что им следует делать в будущем. Память включает в себя как то, что люди помнят сознательно, так и укоренившиеся знания, которые они могут осознавать неосознанно.
Существует множество различных типов памяти, от ярких воспоминаний из чьего-либо прошлого (иначе называемых долговременной памятью) до функциональной или процедурной памяти, которая позволяет людям выполнять повседневные задачи (иначе называемой рабочей памятью).
Когнитивная теория обучения
Понимание того, как люди учатся, является важной областью исследований для когнитивных психологов. Одной из теорий, которая помогает им понять это, является теория когнитивного обучения.
Теория когнитивного обучения использует метапознание, или идею о том, что люди думают о своем собственном мышлении, чтобы объяснить, как люди учатся на протяжении всей своей жизни. Когнитивная теория обучения фокусируется на внутренних когнитивных структурах людей и стремится понять, как люди придают значение новой информации и событиям. По сути, теория когнитивного обучения может быть использована для того, чтобы помочь людям улучшить сохранение памяти и общую продуктивность за счет понимания их мыслительных процессов во время обучения, а это означает, что их обучение можно направлять более эффективно.
Стадии когнитивного развития
Согласно психологу развития Жану Пиаже, дети проходят четыре стадии когнитивного развития, становясь взрослыми. На каждом этапе возможен разный уровень метапознания, или «мышление о мышлении». Понимание этих этапов важно для понимания того, что люди способны изучать и понимать в любой момент своей жизни.
Стадия 1: Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)
На сенсомоторной стадии младенцы и дети ясельного возраста приобретают знания с помощью органов чувств и обращения с объектами. Их развитие в основном происходит посредством основных рефлексов и двигательных реакций, включая сосание, хватание, взгляд и слушание.
На этом этапе они начинают осознавать, что являются отдельными существами от остального мира, а также начинают понимать причину и следствие.
Стадия 2: Дооперациональная стадия (от двух до семи лет)
На дооперационной стадии начинает развиваться речь. Дети на этом этапе начинают использовать слова и изображения и понимать отношения между языком и объектами в своей повседневной жизни.
Однако им трудно смотреть на вещи с точки зрения других и мыслить очень конкретно.
Стадия 3: Конкретно-операционная стадия (от 7 до 11 лет)
На конкретно-операционной стадии дети лучше используют логику и понимают точку зрения других. Они начинают понимать, как вести более сложные разговоры, и могут использовать индуктивную логику (рассуждения на основе конкретной информации).
Стадия 4: Стадия формальной эксплуатации (от 12 лет)
На этапе формальной работы, заключительном этапе когнитивного развития, дети и молодые люди улучшают использование логики и могут понимать абстрактные идеи. Они также способны решать более сложные проблемы и могут думать о жизни с моральной, философской, этической и социальной точек зрения.
Совместное обучение
Теория когнитивного обучения также может применяться на рабочем месте, чтобы помочь людям преуспеть и добиться успеха в своей карьере посредством обучения на рабочем месте.
Инструкторы на рабочих местах используют следующие концепции теории когнитивного обучения:
Социальная когнитивная теория
Социальная когнитивная теория исследует, как люди меняют свое поведение с течением времени для достижения целей.
Инструкторы могут использовать различные методы, чтобы помочь людям корректировать свое поведение и учиться более эффективно, включая следующие:
- Положительное и отрицательное подкрепление
- Взаимный детерминизм
- Обучение через наблюдение
- Возможность саморегулирования
- Эмоциональное преодоление.
Когнитивно-поведенческая теория
Когнитивно-поведенческая теория пытается объяснить, как мысли и чувства могут влиять на поведение и как, в свою очередь, эти мысли и чувства могут влиять на обучение.
Используя когнитивно-поведенческую теорию, преподаватели пытаются помочь учащимся настроиться на позитивный лад, чтобы они могли учиться наиболее эффективно и запоминать информацию. Преподаватели стараются мотивировать и стимулировать учащихся и следить за тем, чтобы они могли сосредоточиться на занятиях.
Неявное и явное обучение
Концепции неявного и явного обучения помогают преподавателям структурировать свое обучение, чтобы максимизировать объем информации, которую учащиеся могут усвоить.
Неявное обучение — это обучение, которое происходит без усилий, тогда как явное обучение требует усилий. Преподаватели обычно стремятся к тому, чтобы 70 % обучения студентов проходило «на работе» (или, что более косвенно, во время приобретения опыта), при этом 10 % обучения приходилось на явное обучение в классе, а 20 % — на социальное обучение, которое может быть как неявные, так и явные.
Советы по развитию когнитивного мышления
На протяжении всей жизни когнитивное мышление играет большую роль для здоровья, счастья и успеха. Улучшение когнитивного мышления также может иметь много других преимуществ, в том числе:
- Помогает людям принимать более объективные решения.
- Повышает производительность труда.
- Обеспечивает более насыщенную социальную жизнь.
- Улучшает способность к обучению.
- Улучшает память.
- Задерживает начало снижения когнитивных функций.
При всех этих преимуществах важно инвестировать в улучшение когнитивного мышления. Вот семь советов, как его повысить.
1. Оставайтесь активными
Исследования показали, что физическая активность улучшает когнитивные функции и память, в том числе способность учиться, справляться со стрессом и принимать более взвешенные решения. Причина этого в том, что упражнения улучшают приток крови к той части мозга, которая отвечает за память (гиппокамп).
Советы по поддержанию активности для развития когнитивного мышления:
- Следите за ежедневными шагами с помощью шагомера или фитнес-трекера.
- Совершайте ежедневные прогулки.
- Делайте групповые упражнения.
2. Высыпайтесь
Качественный и достаточный сон (в идеале от семи до девяти часов каждую ночь) помогает улучшить настроение людей и дает им энергию, необходимую им в течение дня. Сон также помогает обострить мозг, вымывая токсины, которые накапливаются в течение дня.
Сон также необходим для хранения воспоминаний, решения проблем и концентрации.
Советы по высыпанию для улучшения когнитивного мышления:
- Избегайте использования экрана перед сном (включая телефоны и ноутбуки).
- Не пейте напитки с кофеином после 14:00.
- Сон в соответствии с естественным циклом сна.
3. Участие в общественной жизни
Регулярное общение с другими людьми на работе, в общении или даже виртуально помогает поддерживать активность мозга человека. Когнитивные навыки, необходимые для взаимодействия, включая использование языка и памяти, имеют решающее значение для поддержания здоровья мозга.
Советы по социальному взаимодействию для улучшения когнитивного мышления:
- Поддерживайте регулярную связь с друзьями и семьей по телефону или лично.
- Регулярно посещайте людей.
- По возможности живите рядом с другими людьми.
4. Практикуйте внимательность
Эмоциональное благополучие может по-разному влиять на здоровье человека, а стресс, тревога и депрессия могут сказываться на когнитивных способностях мышления, потенциально приводя к ухудшению памяти и снижению когнитивных функций.
Для борьбы со стрессом важно практиковать осознанность, в том числе выделять время на ее практику, а также выявлять первопричину стресса и разрабатывать эффективные стратегии преодоления.
Советы по практике осознанности для улучшения когнитивного мышления:
- Ежедневно уделяйте время медитации.
- Регулярно гуляйте на природе.
- Напишите в журнале благодарности.
5. Пробуйте новое
Один из лучших способов улучшить когнитивное мышление — пробовать новое. Когда вы пробуете что-то новое, в мозгу образуются новые связи, которые помогают поддерживать здоровье мозга и создают для человека новые интересные задачи.
Советы, как попробовать что-то новое для улучшения когнитивного мышления:
- Старайтесь регулярно пробовать новое хобби или занятие.
- При выполнении рутинных задач, например, при прогулке, попробуйте новый маршрут.
- Попробуйте изменить другие повседневные привычки, например, приготовить новые блюда.
6. Изучение нового языка
Изучение нового языка может значительно улучшить когнитивное мышление, поскольку помогает людям понять, как общаться совершенно по-другому. Это также дает представление о различных культурах и точках зрения.
Вопреки распространенному мнению, люди могут выучить новый язык в любой момент своей жизни, практикуя и проявляя терпение.
Советы по изучению нового языка для улучшения когнитивного мышления:
- Загрузите языковое приложение и регулярно практикуйтесь.
- Посещайте языковую школу.
- Путешествуйте и живите за границей, если это возможно.
7. Играйте в игры
Настольные, карточные и видеоигры могут помочь активировать когнитивные навыки более высокого порядка, поскольку они включают в себя общение, разработку стратегий, рассуждения, решение проблем и многие другие навыки.
К играм, которые особенно хороши для развития когнитивных навыков мышления, относятся следующие:
- Кроссворды
- Судоку
- Шахматы
- Мост.
Улучшите свои познавательные способности для лучшей жизни
Ваш мозг станет сильнее и будет работать лучше при более интенсивном использовании. Инвестирование в развитие когнитивного мышления имеет решающее значение для повышения производительности на работе и в жизни. Это может помочь вам принимать более правильные решения, быть более продуктивным, вести лучшую социальную жизнь и, что важно, предотвратить ухудшение когнитивных функций с возрастом.
В конечном счете, понимание когнитивного мышления может дать вам представление о том, как вы думаете, а также о том, почему вы думаете именно так. Вооружившись этой информацией, вы сможете объективно оценивать и работать над достижением своих жизненных целей.
Хотите узнать больше о человеческом познании и поведении? Наш диплом о высшем образовании в области психологии (Bridged) даст вам возможность узнать о современных теориях психологии, включая социальную и когнитивную психологию. Свяжитесь с нашими дружелюбными консультантами по регистрации, чтобы узнать больше по телефону 1300 535 9.19 или по электронной почте [email protected].
Когнитивный подход | Психология
Идея о том, что люди осуществляют психические процессы на основе поступающей информации, т. е. человеческое познание, вышла на передний план психологической мысли в середине двадцатого века, игнорируя фокус стимул-реакция бихевиористского подхода. Развился доминирующий когнитивный подход, утверждающий, что сенсорной информацией манипулируют внутренне до того, как будут сделаны ответы — например, под влиянием наших мотивов и убеждений.
Интроспекция – субъективный метод, преимущественно используемый философскими и психодинамическими подходами – был отвергнут в пользу экспериментальной методологии для научного изучения внутренних процессов.
Когнитивный подход предполагает
- Разум активно обрабатывает информацию от наших органов чувств (осязание, вкус и т.д.).
- Между стимулом и реакцией находятся сложные психические процессы, которые поддаются научному изучению.
- Людей можно рассматривать как системы обработки данных.
- Работа компьютера и человеческого разума схожи — они кодируют и хранят информацию, и у них есть выходные данные.
Изучение внутренних психических процессов
Используя экспериментальные методы исследования, когнитивный подход изучает внутренние психические процессы, такие как внимание, память и принятие решений. Например, исследование может сравнить способности групп запоминать список слов, представляя их устно или визуально, чтобы сделать вывод 9039. 4, какой тип сенсорной информации легче всего обрабатывать, и можно было бы дополнительно исследовать, меняется ли это с разными типами слов или людьми.
Теоретические и компьютерные модели предлагаются для объяснения и вывода информации о психических процессах. Например, модель обработки информации (рис. 1) описывает разум как компьютер с точки зрения взаимосвязи между поступающей информацией, подлежащей кодированию (от органов чувств), мысленным управлением ею (например, хранением, решением), и, следовательно, управление выводом (например, поведением, эмоцией). Примером может быть художник, смотрящий на живописный пейзаж, решающий, какой цвет краски подходит для данной области, прежде чем нанести выбранный цвет на холст.
Рис. 1. Блок-схема, иллюстрирующая роль умственной обработки, определяемой моделью обработки информацииВ последние десятилетия более новые модели, включая модели Computational и Connectionist , отвлекли некоторое внимание от ранее преобладавшей аналогии с обработкой информации:
- Модель Computational аналогично сравнивается с компьютером, но больше фокусируется на том, как мы структурируем процесс достижения поведенческих результатов (т. е. цели, стратегии и предпринятых действий), не уточняя, когда и сколько информации обрабатывается .
- Коннекционист модель придерживается нейронной линии мысли; он рассматривает разум как сложную сеть нейронов, которые активируются в регулярных конфигурациях, характеризующих известные ассоциации между стимулами.
Роль схемы
Ключевой концепцией подхода является схема, внутренний «сценарий» того, как действовать или чего ожидать от данной ситуации. Например, гендерные схемы предполагают, как ведут себя мужчины/женщины и как лучше всего реагировать соответственно, т.е. ребенок может предположить, что все мальчики любят играть в футбол. Схемы подобны стереотипам и альтернативной обработке поступающей информации; их роль в показаниях очевидцев может быть отрицательной, поскольку то, что кто-то ожидает увидеть, может исказить их память о том, что было действительно свидетелем.
Возникновение когнитивной нейронауки
Эта смежная область стала преобладающей во второй половине двадцатого века, включив в себя методы нейронауки, такие как сканирование мозга, для изучения влияния структур мозга на когнитивные процессы.