3. Деятельность и психические процессы.
Психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, речь) не только участвуют в человеческой деятельности в качестве компонентов, но и развиваются в ней, представляя собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности человека приобретает важнейшие качества, формируются следующие его виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Так например, манипулирования ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводится в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Связь деятельности с воображением проявляется в том, что человек не в состоянии представить то, чего не было в его личном опыте, не было бы элементом, предметом, условием или моментом какой-либо его деятельности.
Взаимодействие памяти и деятельности ярко проявляется в двух основных ее процессах: запоминании и воспроизведении. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет собой мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию. Это – структуирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п. Воспроизведение также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление).
В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также является особого рода деятельностью. Характеризуя ее, обычно, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».Психические процессы и по своему происхождению и по своей структуре являются деятельностью. Доказано, что психические процессы можно формировать через организованную внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, превращения их в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения представляют собой элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством (например, точно и правильно выполнять какое-либо действие). Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
Умения, в отличие от навыков, всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда возникают нестандартные ситуации, требующие принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов:
двигательные;
познавательные;
теоретические;
практические.
Двигательные включают разнообразные движения, простые и сложные, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.
Познавательные включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.
Теоретические связаны с абстрактным интеллектом и выражаются в способности человека анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Привычка отличается от умений и навыков тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки, как правило, связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часть и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от умения привычка не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
Контрольные вопросы:
Дать определение деятельности, раскрыть основные ее характеристики.
Показать отличие деятельности человека от активности животных.
Охарактеризовать структуру человеческой деятельности и дать характеристику основных ее компонентов.
Сравнить между собой процессы интериоризации и экстериоризации.
Перечислить виды человеческой деятельности, раскрыть их особенности.
Дать сравнительную характеристику общения игровой, учебной и трудовой деятельности.
Охарактеризовать познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.
Дать сравнительную характеристику навыков, умений и привычек.
Литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988. –С.95-128.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982. –С.73-123.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. –М.,2000. –С.145-165.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. –Т. 1. –М., 1989. С.14-64.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов. –М.-Ростов-на-Дону. -2003. –С.23-25.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это — структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя
IS7
ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». «Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии»1.
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельно-стями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий, подробно рассматриваемая во второй книге учебника). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интерио-ризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних, и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
[Решено] Умственная деятельность, связанная с мышлением, принятием решений
- Зрительные образы
- Познание
- Понятия
- Предложения
Вариант 2 : Познание
9 0012 БесплатноПробный тест по развитию ребенка и педагогике
8,3 тыс. пользователей
10 вопросов
10 баллов
8 минут
Вся сфера того, как мы формируем концепции и идеи, как мы организуем наш опыт и все процессы, такие как ощущение, восприятие, память, 9Анализ, обобщение и т. д., происходящие в нас, относятся к нашему познавательному развитию.
Ключевые моменты
- Познание относится к термину, связанному с умственными процессами , такими как мышление, принятие решений, язык. Это деятельность познания: приобретение, организация и использование знаний.
- Все наши умственные способности — восприятие, запоминание и рассуждение, организованы в сложную систему, общее функционирование которой называется познание . Эта грань позволяет нам заключить, что ощущение, внимание, восприятие, анализ и т. д. являются различными этапами в стремлении к познанию.
- Основное внимание в когнитивном анализе обучения уделяется ментальной структуре или схеме учащегося — концепции, которая включает не только предыдущие знания и идеи учащегося, но также и стратегии, которые учащийся может использовать в текущей ситуации.
- С этой точки зрения явное допущение состоит в том, что учащиеся далеко не равны, и именно предсуществующая сеть концепций, стратегий и понимания человека делает опыт значимым и в высшей степени индивидуальным. В этом и есть суть процесса познания.
Таким образом, делается вывод, что умственная деятельность, связанная с мышлением, принятием решений, языком и другими высшими психическими процессами, называется познанием.
Подсказка
- Зрительный образ — это ментальный образ, аналогичный зрительному восприятию.
- Концепция представляет целый класс; это набор свойств, которые мы связываем с определенным классом. Концепции — это планы, идеи или намерения, которые генерируются для эффективного и продуктивного решения проблемы.
- Предложение является формой мысленного представления, но не в форме слов или образов. Это относится к основному смыслу отношений между понятиями. Например, «деревья зеленые». Это утверждение представляет собой наименьшее предложение, закодированное двумя аргументами (есть, деревья, зеленый).
Поделиться в WhatsApp
Последние обновления HTET
Последнее обновление: 17 апреля 2023 г.
Опубликованы дополнительные результаты HTET 29th декабрь 2022 г. на официальном сайте. Ранее результаты были опубликованы 19 декабря 2022 года. Экзамен HTET проводился 3 и 4 декабря 2022 года. Этот экзамен представлял собой MCQ, основанный на 150 баллах за каждый уровень без отрицательных оценок. Экзамен проводится Советом по школьному образованию штата Харьяна, чтобы составить окончательный список подходящих кандидатов на должности PGT и TGT в государственных школах штата Харьяна. Уведомление за 2023 год будет опубликовано в ближайшее время.
Предлагаемые экзамены
Содержание | Глава 07: познание
Часть первая: обработка визуальной информации
- Анализ визуальной сцены
- Ментальные образы
- Резюме: визуальная обработка информации
Часть вторая: язык
- язык
- Понимание
- Чтение
- Заблуждения скорочтения
- Письмо
- Резюме: Язык
Часть третья: Двигательная активность
- Двигательная активность
- Двигательная активность как познавательный процесс
- Автоматика
- Резюме: Двигательная активность
Часть четвертая: мышление и решение проблем
- мышление
- Внимание
- Метапознание
- Решение проблем
- Экспертиза
- Резюме: Мышление и решение проблем
Обзор главы 7: Познание
Слово познание относится ко всем видам умственного процесса, который включает в себя знание или мышление. Эмоции несколько игнорировались в 1960-х и 1970-х годах, но теперь они определенно включены, как и бессознательные процессы. В результате когнитивная психология включает все психические процессы; ни один из них не опущен намеренно.
Все познавательные процессы включают внутреннее представление. Фраза «внутреннее представление» включает в себя знание мира, в том числе социальное знание и знание самих себя. Роджер Шанк, влиятельный когнитивист, сказал просто: «У нас в уме есть модель мира» (Schank, 1983).
Мы берем мир внутрь себя, чтобы участвовать в нем. В результате мы можем моделировать в наших внутренних представлениях (например, снах) почти все, что мы можем испытать во внешней реальности, и даже больше.
Во сне вы можете представить себе полет, психокинез (перемещение объектов с помощью силы воли) и различные формы магии, никогда не встречавшиеся во внешней реальности. Даже не видя сновидения, музыкальный человек может представить себе сложные песни, спортсмены — сложные двигательные движения и т. д.
Около 97% из нас могут генерировать картинки или образы в уме; остальные 3%, вероятно, умеют, когда спят, но не знают, как создавать образы во время бодрствования. Когнитивная психология ясно дает понять, что человеческий мозг — это совершенный синтезатор.
В конце 1970-х годов появилась новая дисциплина под названием когнитивная наука , представляющая собой сочетание когнитивной психологии, искусственного интеллекта, неврологии, лингвистики и любой другой дисциплины, связанной с интеллектуальной обработкой информации.
Ученые-когнитивисты интересуются как программным обеспечением (логика и обработка информации), так и аппаратным обеспечением (мозговые механизмы) человеческого познания. Когнитивные нейробиологи объединяют исследования мозговых процессов и когнитивной психологии.
Технологии сканирования мозга дали толчок развитию когнитивной нейронауки в 1980-х и 1990-х годах. В 21 веке сканирование мозга часто включается в качестве одной из нескольких мер в статьи по когнитивной науке.
Мы едва встали на путь понимания того, как работает разум. Если прогресс продолжится, однажды мы оглянемся на эту эпоху как на первые шаги очень долгого пути к пониманию познания.
Как организована эта глава
Мы начнем главу с анализа визуальной сцены , подхода к визуальному восприятию, впервые разработанного исследователями искусственного интеллекта (ИИ) в Массачусетском технологическом институте. Он устанавливает тему, которая повторяется на протяжении всей главы: продукты познания собираются в атмосфере ограничения в процессе, напоминающем решение проблемы. Мы также обсуждаем ментальные образы в разделе, посвященном зрительному восприятию, и рассматриваем доказательства как минимум двух типов человеческих образов.
Второй раздел главы посвящен языку. Мы рассматриваем этапы развития языка у человека и рассматриваем проблему понимания языка, которая, как оказывается, имеет принципиальное сходство с проблемой анализа визуальной сцены.
Двигательная активность, которой посвящен третий раздел, у большинства людей не ассоциируется с познанием. Но она следует той же схеме, что и другие познавательные действия. Оно творческое, оно основано на схемах, оно может быть сознательным или бессознательным, его можно представить в воображении.
Наконец, в четвертом разделе мы обсудим мышление и решение проблем. Мы рассматриваем компьютерное моделирование решения проблем, от общего решения проблем (GPS) до экспертных систем и программы SOAR, которая пытается объединить более ранние подходы.
Связанные темы в других главах
Глава 1 (Психология и наука) описывает самые ранние работы по разуму и сознанию, а также когнитивную революцию 1970-х годов. Глава 3 (Состояния сознания) начинается с обсуждения сознательной и бессознательной обработки, концепции внимания и предложения Нейссера о двух режимах сознания.
Глава 4 (Чувства и восприятие) представляет гештальт-психологию, постоянство размера и восприятие глубины в зрительной системе.