Психический образ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психический образ могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Они несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психический образ возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения, в котором существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ обеспечивает систему движений.
На этом рисунки при рассмотрении вертикального ряд изображений фигура в центре интерпретируется как число 13.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности; они многомерны — функционируют в контексте данной деятельности (рис.).
В психических образах актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость — он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Отражение мира в образах опосредовано у человека его общественно-трудовой сущностью. Мир человека — очеловеченный мир. Образы мира категориальны, они охватываются понятиями.
Действительность и осознается человеком постольку, поскольку охватывается системой доступных ему понятий. (Как говорил древнегреческий философ Протагор, «человек — мера вещей».)Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней.
Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько целика, что мы даже «видим» несуществующие грани треугольников.
То, что мы воспринимаем, зависит не только от того, что находится перед нами, но и от нашей психической активности и психической организации. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
Итак, психика, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями. Идеальность психического образа есть не что иное, как представленность в нем общественно-исторического опыта, теоретически обобщенного в системе понятий.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
13. Основные характеристики психического отражения.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; • психическое отражение углубляется и совершенствуется; • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; • преломляется через индивидуальность человека; • носит опережающий характер.
Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов. Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объективной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д. Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, — но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. Уильям Джемс (1842-1910) считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения. В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации — это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств.
Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна. Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения, как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.Содержание, характеристики и функции мысленных образов
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 9 0 объект /Заголовок /Предмет /Автор /Режиссер /Ключевые слова /CreationDate (D:20221229111028-00’00’) /ModDate (D:20120619153440+02’00’) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать 2012-06-19T15:34:40+02:002012-06-19T15:34:37+02:002012-06-19T15:34:40+02:00Acrobat PDFMaker 10.0 для Worduuid:b1c06802-c1c5-47f5-88f8- 5aa7e3b71588uuid:bf7bf8ae-4e75-46aa-9d62-e0ccbda988afapplication/pdf
Изображение
ИзображениеНазад на главную страницу когнитивной психологии Назад к темам
ОБЗОР Большинство людей воспринимают мысленные образы как «картинки в нашем уме». Верно, образы и восприятие, по-видимому, имеют много общих характеристик. Наше сознание опыт образов очень похож на опыт исходного восприятия.
- Также есть очень важные отличия:
- изображений никогда не бывают такими интенсивными или яркими — изображения никогда не бывают такими мгновенными. подробный
- сенсорные рецепторы не вовлечены
- больший диапазон индивидуальных различий, чем в восприятии.
- С философской точки зрения, не является ли понятие просмотра мысленного образа мысленный взор задает вопрос гомункула?
- Теоретически, основаны ли эти переживания на истинных аналоговых представлениях? или на пропозициональных реконструкциях?
- АНАЛОГОВАЯ ТЕОРИЯ
- аналоговых представлений, очень похожих на физические объекты, которые они представлять или;
- ТЕОРИЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ
- пропозициональных представлений (абстрактные понятия, наборы определяющих уравнений) которые определяют наш опыт. В этом случае образ является эпифеноменом.
- Paivio (1974), например, предлагает теорию двойного кода, в которой информация хранится как в образном, так и в словесном коде.
- Требуются оба, потому что воображаемый код демонстрирует свойства, которые вербальные код не может описать.
- Kosslyn (1981) разработал сложную модель на основе литературы. включающая просмотр визуальных образов.
- Веские доказательства аналоговой теории видны, когда временные и другие отношения, характеризующие осмотр зрительного стимула, — это такой же, как при сообщении о визуальном изображении.
- Литература по характеристикам зрительных образов содержит множество таких доказательств.
- Пилишин (1978, 1984) был основным сторонником или вычислительная позиция. Эта позиция утверждает, что информация на самом деле хранится в виде предложений или абстрактных понятий или в виде набора уравнения, описывающие отношения между элементами.
- «Образы», которые мы переживаем, созданы из концептуального материала. извлеченные из памяти — они эпифеномены.
- В качестве доказательства он приводит различия между перцептивным опытом и мысленные образы (реинтерпретация, обнаружение скрытой части).
- Также некоторые операции возможны для восприятия (зеркальные, негативные изображения) невозможно для мысленных образов.
- ПОВОРОТ ИЗОБРАЖЕНИЙ
- Классическое исследование Shepard & Metzler (1971) предполагает, что операции которые мы выполняем над мысленными образами, аналогичны операциям, которые мы выполняем над собственно физические объекты. Испытуемых просили оценить, соответствуют ли две линии рисунки были одинаковыми или нет. Угловое несоответствие двух фигур варьировался в 2-х или 3-х измерениях. Результаты показали, что время реакции было функция углового несоответствия, как и в случае с реальными объектами.
- ИЗОБРАЖЕНИЕ И РАЗМЕР
- Kosslyn (1975) в серии классических экспериментов установил, что характеристики легче «увидеть» на большом мысленном образе, чем на маленьком. один.
- Когда размером мысленного образа манипулировали путем привязки к большего или меньшего объекта, суждения были сделаны на 0,21 секунды быстрее для крупный объект, чем для тех же более мелких объектов.
- (щелкните значок для демонстрации, предложенной Matlin (1994)
- ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФОРМА
- Пайвио (1978) просил испытуемых принять решение о образованном угле. двумя стрелками на ментальных часах.
- Результаты показали, что время принятия решения было связано с размером разницы между углами. Когда углы были почти равны, решение занимало больше времени. Это похоже на взаимосвязь, обнаруженную при визуальном осмотре настоящий стимул.
- Испытуемые также характеризовались высокими и низкими способностями к воображению. Высококачественные тепловизоры показали более короткое время реакции, чем низкочастотные.
- Наконец, дополнительные данные показали отсутствие связи между временем реакции и вербальные способности. Эти выводы подтверждают предсказания, сделанные на основе аналоговой теории.
- РАССТОЯНИЯ НА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТАХ
- Kosslyn, Ball и Reiser (1978) показали, что время сканирования между две локации на ментальной карте напоминают те, что найдены на реальных картах.
- Субъекты изучали карту вымышленного острова, пока не научились рисовать это точно по памяти. Затем их попросили сосредоточиться на месте. Было названо второе место, и они должны были указать, когда они мысленно нашел это.
- Косслин и др. обнаружил, что чем дальше друг от друга находятся два объекта, тем больше время реакции.
- Эти данные еще раз говорят о том, что когда люди оперируют мысленными образами, они, по-видимому, проходят через процесс, аналогичный реальному функционированию физический объект.
- ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
(для просмотра изображений нажмите на значки) ~~~(от Матлин, Познание (1994))
(щелкните значок для демонстрации)~~~(от Матлин, Познание (1994))
(нажмите на значок, чтобы увидеть результаты) (от Матлин, Познание (1994))
(нажмите здесь, чтобы посмотреть карту)
(нажмите на значок, чтобы увидеть результаты) (от Матлин, Познание (1994))
- Количество времени, необходимое для поворота мысленного образа, зависит от степени вращения, как и при вращении физического объекта.
- Требуется больше времени, чтобы судить о характеристиках малых психические объекты, чем крупные.
- Когда два мысленных образа похожи, сравнение занимает больше времени, чем когда изображения разные.
- Путешествие на большие расстояния в мысленных образах занимает больше времени.
- Зрительные задачи мешают зрительным образам.
- Зрительные образы могут мешать зрительным задачам.
- ОБЗОР
- Основываясь на литературе по исследованию зрительных образов, Косслин предложил Структурная теория образов.
- Теория предполагает, что внутренние структуры, используемые в генерации ментальные образы подобны некоторым из тех же структур, используемых в восприятии.
- ДВА КОНСТРУКТИВНЫХ КОМПОНЕНТА
- Kosslyn предлагает два структурных компонента: Представление поверхности и Глубокое представление.
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
- Квазиграфический объект, похожий на изображение на ЭЛТ-дисплее.
- Временное пространственное отображение в рабочей памяти.
- Отвечает за отчет об изображениях, похожих на картинки.
- Производится в зрительной коре.
- ГЛУБОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- Это информация, хранящаяся в долговременной памяти, которая используется для генерации поверхностное представление. Два вида:
- БУКВАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Содержит окончание того, как что-то выглядело на самом деле — как изображение
- ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Вербально описывает объект или сцену.
- ЧЕТЫРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТА
- Генерация изображения происходит, когда изображение поверхности формируется на основе информации, хранящейся в долговременной памяти.
- Создание этого изображения осуществляется путем обработки четырех компонентов:
- Процесс ИЗОБРАЖЕНИЕ — преобразует буквальное кодирование в изображение поверхности.
- Процесс НАЙТИ — ищет на изображении поверхности определенную часть.
- Процесс PUT — выполняет функции, необходимые для создания порции изображения в правильном месте.
- Процесс IMAGE — координирует остальные три компонента.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ
Ментальное представление, которое кодирует пространственное расположение среда. Представление передает информацию о:- Расстояние между точками на карте
- угловые соотношения между элементами
- относительное расположение элементов на карте
- Сложность связанных элементов — чем больше количество промежуточных соединенных элементов, тем дальше воспринимаемое расстояние между конечными баллы
- Семантические категории — объекты, принадлежащие к одной и той же семантической категории воспринимаются как близкие