Психика и организм
Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.
- Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психические явления — это психические познавательные процессы, состояния и свойства.
- Психика — совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
- Психика — субъективное отражение объективного мира.
- Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
- Психика — свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.
В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. — отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов.
Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить — значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности — в литературе, искусстве, науке?
Так что отражение в психологии — далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, зачастую, искажено.
Не случайно Еникеев М. И. пишет: «Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».
В словаре Головина также делается оговорка: отражение — свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности».
Основные функции психики:
- отражение окружающего мира;
- понимание мира;
- регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации (если говорить коротко, то различительная, оценочная, адаптационная).
У всех ли организмов есть психика? Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой природы. Всё живое имеет способность к росту. Но психика есть только у животных и человека. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.
Немов Р. С. пишет, что есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи.
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное (материя и сознание). И психика (как явление идеальное) существует независимо от материального тела.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам — одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность, на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению.
Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей.
Чувствительность — способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией — звук, запах и др.
Чувствительность возникает на базе раздражимости и представляет собой проявление психики и показатель её возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев).
Первые признаки жизни на Земле, согласно теории эволюции, появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток.
Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закреплённых свойств по наследству.Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере её усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения (деятельности) и появление уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, сознания, рефлексии.
Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.
Учёные, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт её развития. Она, как и материя, существует вечно. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это — психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение, языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Психика и организм
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Факторы, которые влияют на функционирование психики человека
На функционирование психики влияет не только деятельность нервной системы и головного мозга личности, но и физиологическое, гормональное функционирование всего тела и организма человека. Для того чтобы хорошо работала человеческая сложно организованная психика необходимо поддерживать ряд необходимых биологических условий. Это степень содержания кислорода в клетках мозга и крови, здоровая температура тела, хороший обмен веществ и т.д. Есть целый ряд аналогичных органических параметров, которые влияют на нормальное функционирование психики человека. Так, различные болезни и нарушения в работе организма вызывают ряд специфических проявлений в психике человека. Доказано, что практически все хронические заболевания ведут к росту раздражительности, эмоциональной нестабильности и утомляемости, что приводит к изменениям в психологическом тонусе.
Пример 1 К примеру, во время поступления желчи в кровь, которое происходит во время болезни желтухой, происходят значительные изменения в психике. Человек становится подавленным, раздражительным, замечается тоскливое настроение и апатия, а также отмечается угнетение интеллектуальных функций.Э. Кречмер отмечал влияние телосложения человека на вид психических заболеваний и ряд основных личностных особенностей психики человека.
Влияние пола на психику человека
Взаимосвязь психики и организма можно рассмотреть в разрезе различий человека по полу. Отмечено, что пол человека влияет на специфику психики и психических процессов. В. А. Геодакян разработал эволюционную теорию пола, согласно которой эволюционно-генетическая целесообразность определяет специфику мужской и женской психики.
Основная задача женского начала состоит в обеспечении неизменности потомства из поколения в поколение, иными словами, ему необходимо сохранить уже имеющиеся признаки.
На плечах мужского начала лежит необходимость адаптации к совершенно новым условиям. Это объясняет высокую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых часто встречаются особо талантливые люди.
Замечание 1К вырождению в любой популяции более склонны мужские особи. Данная закономерность видна даже на генном уровне.
Пример 2К примеру, около 4 тыс. лет назад в женской X – хромосоме было около 4 тыс. генов, а в мужской Y – хромосоме было около 1,5 тыс. генов. Сегодня под влиянием всевозможных негативных факторов, таких как экологическое загрязнение, распространение генномодифицированных продуктов питания, замечен процесс деградации и уменьшения генов. На сегодняшний день женская X – хромосома содержит 1098 генов, а мужская Y – хромосома – 76 генов, из которых 54 гена похожи на гены женской X – хромосомы. Эти генные нарушения объясняются негативными изменениями в физиологии и психике современных мужчин и женщин. Мы знаем, что увеличивается количество женоподобных мужчин, имеющих гомосексуальные склонности и другие нарушения в психике, а также растет количество женщин, которые имеют проблемы с детородной функцией.
Связь физических различий полов с жизненными функциями
Ученые выяснили, что физические различия полов напрямую связаны с их жизненными функциями.
Мужчина в качестве преобразователя внешнего мира может как созидать, так и разрушать его. Мужчина является новатором в области освоения времени и пространства, а также различных совершенно новых сфер деятельности. Осуществление данной жизненной функции становится возможно благодаря ряду физических качеств. Мужчина обладает высоким ростом и длинными конечностями, широкими плечами, выявленным рельефом мышц, физической силой, сравнительно большим весом, который образуется за счет строения скелета и костной ткани, грубой кожей, выраженным волосяным покровом на теле. Все эти параметры мужского организма необходимы в выполнении физических нагрузок, в борьбе и активном преобразовании внешнего мира.
Женщины при выполнении жизненной функции по сохранению человеческой жизни и человеческого рода, пытаются все стабилизировать, сохранить мир, покой и благополучие, а также закрепляют достигнутые успехи в семье и обществе. Осуществление жизненных функций в продолжении и сохранении рода возможно за счет особых физических свойств. Грудной тип дыхания, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища по сравнению с конечностями – все эти особые физические свойства позволяют женщине родить и выкормить ребенка. Также женщина обладает рядом свойств, обеспечивающих ее привлекательность. Это наличие у женщины красивых волос, гладкой и нежной кожи, округлость тела и эстетичность. Все эти женские качества играют особую роль в интимных отношениях, а как следствие, в продолжении человеческого рода.
Различия в обменных метаболических процессах мужчин и женщин
Женским обменным процессам свойственно преобладание анаболических процессов, которые включают ориентацию на интеграцию, питание, сохранение энергии. Все эти процессы способствуют повышенной выживаемости женского организма.
Особенность мужского организма в катаболических процессах, которые связаны с расходом энергии, дезинтеграцией и размножением.
Существует ряд психологических исследований, доказывающих превосходство девочек в вербальных способностях. Мальчики тем временем имеют более высокий уровень агрессивности, а также склонны к математическим и визуально-пространственным способностям.
Ученые определили связь между разумом и телом в человеческом мозгу
ВАШИНГТОН, 19 апреля (Рейтер). Связь между человеческим разумом и телом была предметом, который на протяжении тысячелетий интересовал великих мыслителей, включая философов Аристотеля и Декарта. Однако ответ, по-видимому, кроется в самой структуре мозга.
Исследователи заявили в среду, что они обнаружили, что части области мозга, называемые моторной корой, которые управляют движением тела, связаны с сетью, участвующей в мышлении, планировании, умственном возбуждении, боли и контроле внутренних органов, а также в таких функциях, как как кровяное давление и частота сердечных сокращений.
Они идентифицировали ранее неизвестную систему в моторной коре, проявляющуюся во множестве узлов, которые расположены между областями мозга, которые, как уже известно, отвечают за движение определенных частей тела — рук, ног и лица — и задействованы, когда много разных тел движения выполняются вместе.
Исследователи назвали эту систему сомато-когнитивной сетью действия, или SCAN, и задокументировали ее связи с областями мозга, которые, как известно, помогают ставить цели и планировать действия.
Эта сеть также соответствует областям мозга, которые, как показали исследования с участием обезьян, связаны с внутренними органами, включая желудок и надпочечники, что позволяет этим органам изменять уровни активности в ожидании выполнения определенного действия. По их словам, это может объяснить физические реакции, такие как потливость или учащение пульса, вызванные простым обдумыванием сложной будущей задачи.
Моторная кора является частью самого внешнего слоя мозга, коры головного мозга.
«По сути, теперь мы показали, что двигательная система человека не является единой. Вместо этого мы считаем, что существуют две отдельные системы, которые контролируют движение», — сказал профессор радиологии Эван Гордон из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе. автор исследования, опубликованного в журнале Nature.
«Одна система предназначена для изолированных движений рук, ног и лица. Эта система важна, например, для письма или разговора — движений, которые должны задействовать только одну часть тела. Вторая система, СКАН, более важна. для интегрированных движений всего тела и больше связан с областями планирования высокого уровня в вашем мозгу», — сказал Гордон.
Находки подробно описывают связь между мозгом и телом.
«Современная неврология не включает в себя никакого дуализма разума и тела. В наши дни это несовместимо с тем, чтобы быть серьезным нейробиологом. Я не философ, но одно краткое утверждение, которое мне нравится, гласит: «Разум — это то, что делает мозг». .’ Сумма биовычислительных функций мозга составляет «разум», — сказал старший автор исследования Нико Дозенбах, профессор неврологии Медицинской школы Вашингтонского университета.
«Поскольку эта система, SCAN, по-видимому, объединяет абстрактные планы-мысли-мотивации с реальными движениями и физиологией, она дает дополнительное нейроанатомическое объяснение того, почему «тело» и «разум» неразделимы или разделены», — добавил Дозенбах. .
Исследователи решили использовать современные методы визуализации мозга, чтобы проверить влиятельную карту, созданную девять десятилетий назад нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом областей мозга, контролирующих движение. Их выводы показали, что карта Пенфилда, ограниченная технологиями того времени, нуждалась в доработке.
SCAN был идентифицирован с помощью точной визуализации у семи взрослых для изучения особенностей организации мозга, а затем подтвержден в больших наборах данных, которые в совокупности охватывают тысячи взрослых. Дальнейшая визуализация выявила цепь SCAN у 11-месячного и 9-летнего детей, но обнаружила, что у новорожденного она еще не сформировалась. Эти наблюдения были подтверждены на больших наборах данных о сотнях новорожденных и тысячах 9-летних детей.
Исследование показало, что о человеческом мозге можно узнать еще больше.
«На самом деле, назначение мозга широко обсуждается, — сказал Гордон. «Некоторые нейробиологи думают о мозге как об органе, предназначенном в первую очередь для восприятия и интерпретации окружающего мира. Другие думают о нем как об органе, предназначенном для получения наилучших «выходных данных» — обычно физических действий — для оптимизации выживаемости и эволюционной приспособленности для любого человека. данная ситуация».
«Возможно, оба варианта верны», — добавил Гордон. «SCAN лучше всего соответствует последней интерпретации: он объединяет цели и планирование с действиями всего тела».
Отчетность Уилла Данэма, редактирование Розальбы О’Брайен
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Как это отображается в мозгу
Кейтлин Фогель, 26 апреля 2023 г. — Факт проверен Джилл Селади-Шульман, доктором философии.
Поделиться на PinterestНовое исследование показывает, как мозг связывает наши тела с нашим разумом. Изображение предоставлено: Анджела Уэй/Stocksy.- Новое исследование показывает, что области мозга, отвечающие за движение, связаны с сетями, участвующими в мышлении и планировании, и контролируют артериальное давление и сердцебиение, а также другие непроизвольные действия тела.
- Исследователи обнаружили неподвижные области мозга, которые не становились активными во время движения, но становились активными, когда человек думал о движении.
- Нейробиологи поддерживают идею «планирования движения» и того, как мозг работает в связи с принятием решений о том, когда двигаться, о последствиях движения и так далее.
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature , еще раз подтверждает концепцию о том, что разум и тело неразрывно связаны.
Согласно исследованию, части мозга, которые влияют на движение, связаны в сети, которые отвечают за мышление и планирование и влияют на некоторые непроизвольные функции организма, включая артериальное давление и сердцебиение.
Эти результаты являются многообещающими, поскольку ранее не было научных данных, показывающих, как работает эта связь между разумом и телом.
Исследователи обследовали семь взрослых с помощью фМРТ-сканирования мозга во время отдыха или выполнения задач. Используя эти данные, они разработали «карты мозга» для каждого участника.
Затем они сравнили эти результаты с большим набором данных, содержащим сканирование мозга примерно 50 000 человек.
«Мы нашли место, где очень активная, целеустремленная часть вашего разума «иди, иди, иди» соединяется с частями мозга, которые контролируют дыхание и частоту сердечных сокращений. Если вы успокоите одного, это обязательно повлияет на другого», — отмечает ведущий автор доктор Эван М. Гордон, доцент радиологии в Институте радиологии им. Маллинкродта при Медицинской школе.
Интересно, что исследователи обнаружили, что неподвижные области мозга, которые не активизировались во время движения, активизировались, когда человек думал о движении.
В целом, это исследование показывает важную связь между разумом и телом и, возможно, более конкретно, между мозгом и телом.
Доктор Эндрю Ньюберг, нейробиолог и директор по исследованиям Института интегративного здоровья Маркуса и врач Университетской больницы Джефферсона, не участвовавший в исследовании, прокомментировал важность этого исследования для Medical News Today :
«В мире интегративной медицины и неврологии уже давно существует сложная взаимосвязь между мозгом и телом, так что многие наши эмоции выражаются через телесные процессы, а многие телесные процессы, такие как сердце скорость информирования наших эмоций и познания об окружающей среде. Это исследование более прямо показывает, как это происходит через сеть между моторными и когнитивными областями мозга».
Это также имеет смысл, поскольку наше поведение, включая двигательную активность и речь, должно быть связано с нашими когнитивными и эмоциональными процессами. Эта сеть помогает нам понять, как это работает, — объяснил доктор Ньюберг.
Полученные данные также относятся более конкретно к идее о том, что наши мысли и чувства влияют на двигательные части мозга, которые подготавливают мозг к различным видам поведения и действиям, фактически не участвуя в этих действиях.
«Подразумевается, что наши мысли и чувства связаны с тем, как мы думаем о движении и поведении», — добавил доктор Ньюберг. «Точно так же наши действия связаны с нашими мыслями и чувствами. Эта информация демонстрирует взаимное взаимодействие, которое мы имеем с окружающей средой, а также между нашими мыслями, чувствами и действиями».
Кейланд Купер, доктор наук в области когнитивных наук и неврологии в Калифорнийском университете в Ирвине, также поделился своими мыслями о том, как определенные области мозга отвечают за различные функции.