Понятие о психике человека
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Итак, психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.
Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы «видим» даже несуществующие грани треугольников.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.
Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безoбразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.
Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты — индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное — она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.
ПСИХИКА | английское значение — Cambridge Dictionary
Таким образом, концепции эволюции и будущего человека все глубже укоренялись в общественной психике .Из Кембриджского корпуса английского языка
Утверждалось, что такой подход отражает природу зрелого психика и ее естественное движение к самопознанию.Из Кембриджского корпуса английского языка
Как разрешить внутреннюю жизнь psyche со всем, что лежит снаружи в сценарии цветовой формы?Из Кембриджского корпуса английского языка
Испокон веков спонтанность, музыка и надежда взаимодействовали в человеческой психике таким образом.Из Кембриджского корпуса английского языка
Развитие электропсихологии продемонстрировало творческий потенциал, а также историческую универсальность как электричества, так и психики .Из Кембриджского корпуса английского языка
Положительный вклад демократии в характер и psyche являются дополнительными источниками его ценности.Из Кембриджского корпуса английского языка
Неписаная история таких сражений связана с их забытым статусом в национальной психике .Из Кембриджского корпуса английского языка
Из Кембриджского корпуса английского языка
Утверждение, что психика животных содержит в себе то или иное ощущение, не относится к биологии.Из Кембриджского корпуса английского языка
Монстр воплощает в себе отвергнутую часть 9. 0003 психика культурно отложена в женском.Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, именно psyche является бесспорным двигателем изменений в первом, в то время как во втором ситуация гораздо более расплывчата.Из Кембриджского корпуса английского языка
Бабочка, возможно, является символом психики .Из Кембриджского корпуса английского языка
Женщины имеют другие организационные принципы, вокруг которых строится их психика.Из Кембриджского корпуса английского языка
Целью психотерапии во второй половине жизни тогда считалось содействие естественному расширению зрелой психики .Из Кембриджского корпуса английского языка
Оно позиционировалось на неустойчивой границе между телом и психикой , драматизируя противоречие, заложенное в идее сознательной материи.Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Когнитивная психология Определение и концепция — 823 слов
Определение
Это раздел психологии, который занимается психическими процессами человека. Это включает в себя то, как люди думают, вспоминают и учатся. Далее рассматривается то, как люди воспринимают вещи (Goldstein, 2008).
Эта отрасль психологии в основном занимается тем, как люди получают и обрабатывают информацию (Goldstein, 2008). Далее рассматривается, как информация хранится в человеческом мозгу.
Этот термин был впервые использован в 1967 году американским психологом по имени Ульрик Нейссер (Willingham 2007). Это было, когда он написал книгу о когнитивной психологии. Далее он разработал значение когнитивной психологии. До 1950-х годов психологи использовали бихевиоризм для изучения человеческого разума.
Бихевиоризм в основном занимался изучением поведения людей. Когнитивная психология пыталась научно изучить человеческий разум и психический процесс, стоящий за ним. Когнитивная психология стала фаворитом среди многих психологов из-за огромных недостатков, присущих бихевиористской психологии. Считается, что это одна из основных причин перехода от бихевиористской психологии к когнитивной психологии.
Вехи в развитии когнитивной психологии
Есть несколько факторов, которые, как полагают, стояли за развитием когнитивной психологии. Некоторые из факторов включают в себя;
Критика бихевиоризма
Психология бихевиоризма, которая использовалась в течение некоторого времени, имела огромные недостатки. Бихевиористская школа мысли не смогла объяснить некоторые вопросы, поднятые психологами. Это произошло потому, что он полагался только на поведение, чтобы делать предположения о том, как функционирует человеческий разум (Willingham 2007).
Многие психологи считают, что применение когнитивной психологии возникло из-за того, что бихевиоризм не смог помочь психологам в эффективном изучении человеческого разума. Он также не смог объяснить внутренние процессы человеческого мозга.
Неврология
Это один из основных факторов, который, как считается, способствовал развитию когнитивной психологии. Нейробиологи изучают, как человеческий мозг и нервная система работают вместе, чтобы определить поведение человека (Goldstein 2008). Благодаря этим исследованиям нейробиологи смогли объяснить поведение, наблюдаемое у людей.
Эти ученые используют абстрактные конструкции и гипотетические представления для объяснения разумного человеческого поведения. Эти методы использовались психологами для определения функциональности человеческого мозга и объяснения некоторых психических процессов, лежащих в основе человеческого поведения (Willingham 2007).
Модель обработки информации
Это один из многих методов, используемых для изучения человеческого мозга. Психологи пошли дальше и использовали эту модель для объяснения и более глубокого понимания человеческого разума. Модель обработки информации сравнивает человеческий разум с компьютером (Willingham 2007).
Согласно модели, человеческий разум работает почти так же, как компьютер. Модель предполагает, что тот же самый процесс, посредством которого компьютер получает информацию, хранит информацию и систематически упорядочивает, как эта информация будет извлекаться, почти совпадает с тем, как работает человеческий разум (Quinlan & Dyson 2008). Единственное отличие состоит в том, что люди используют органы чувств для получения информации. В организме человека есть два основных органа чувств: глаза и уши.
Искусственный интеллект
Это логика разработки различных компьютерных программ. Это было полезно при изучении науки о том, как работает человеческий разум. Это потому, что компьютерные программы предназначены для работы почти так же, как человеческий разум. Это помогло психологу изучить человеческий разум и то, как он работает. Это стало одним из основных факторов развития когнитивной психологии (Quinlan & Dyson, 2008).
Важность наблюдения за поведением в когнитивной психологии
Это служит одним из ключевых компонентов в развитии когнитивной психологии. Именно благодаря изучению поведения психологи смогли оценить и проверить человеческий разум. Кроме того, благодаря изучению поведения психологи смогли придать смысл поведению, демонстрируемому людьми (Quinlan & Dyson, 2008). Это также помогает психологам делать выводы после тщательной оценки человеческого поведения.
Наблюдение за поведением позволит психологам использовать некоторые теории тестирования, используемые в когнитивной психологии. К ним относятся экспериментальные, описательные и рациональные теории тестирования. Наблюдение за поведением также поможет когнитивным психологам делать точные и безошибочные выводы. Наблюдение — единственный способ, с помощью которого психологи могут объяснить психические процессы, ведущие к определенному поведению.
Заключение
Когнитивная психология стремится понять человеческий разум, используя наблюдаемое человеческое поведение. Именно через когнитивную психологию можно понять тайну человеческого поведения. Он использует различные научные методы, которые помогают в изучении человеческого поведения.
Когнитивная психология помогла расширить психологию как дисциплину благодаря своему уникальному способу изучения человеческого разума. Некоторые из факторов, которые помогли развитию когнитивной психологии, включают нейробиологию, критику бихевиоризма, модель обработки информации и искусственный интеллект. Эти факторы помогли психологам эффективно изучать человеческий разум.
Ссылки
Goldstein, EB (2008). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта (2-е изд.). Австралия: Томсон Уодсворт.
Куинлан, П. Т., и Дайсон, Б. (2008). Когнитивная психология . Харлоу, Эссекс, Англия: Пирсон/Прентис Холл.
Уиллингем, Д. Т. (2007). Познание: мыслящее животное