Психодрама Морено как метод психотерапии: техники
Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.
Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.
Содержание
- Определение понятия метода
- Основные принципы
- Теория спонтанности
- Социометрия
- Теория ролей
- Направления психодрамы
- Виды
- Типы взаимоотношений
- Этапы практики психодрамы
- Упражнения
- Магазин
- Автобус
- Семья
- Заключение
Определение понятия метода
Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я. Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».
Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.
В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям.
Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.
В психодраме участвуют 5 основных элементов:
- Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
- Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
- Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
- Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
- Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.
Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.
Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.
Основные принципы
Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
Теория спонтанности
Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.
Социометрия
Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.
Теория ролей
В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.
Типы ролей:
- телесные (соматические), например, роль едока;
- психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
- социальные, например, роль дочери, матери, жены;
- интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.
Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.
Направления психодрамы
Современные направления психодрамы:
- Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
- Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
- Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
- Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
- Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.
Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.
Виды
Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):
- Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
- Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
- Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.
Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.
Типы взаимоотношений
Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):
- Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
- Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
- Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.
Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.
Этапы практики психодрамы
Существуют три фазы психодрамы:
- Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
- Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
- Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.
Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.
В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.
При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.
Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.
Упражнения
Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.
Магазин
Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.
Автобус
Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.
Семья
Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.
Заключение
Психодрама позволяет человеку увидеть, проанализировать и осознать свои ошибки, опробовать новые модели поведения и закрепить лучшие из них, перенести их в реальную жизнь. Эта техника подходит для решения проблем любого размера и типа. Мысль о том, что это просто игра, помогает человеку расслабиться, отпустить защитные механизмы и увидеть суть ситуации.
Психодрама подходит для решения вопросов из сферы саморазвития и самоопределения, в том числе профессионального самоопределения, для выхода из кризисов и конфликтов, избавления от страхов и фобий, работы с ночными кошмарами, решения психосоматических проблем и много-много другого. Это один из самых эффективных, универсальных и безопасных (экологичных) методов психотерапии.
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 12/12: rabota_psy — LiveJournal
Цели психологической помощи детям — жертвам насилия определяются исходя прежде всего из особенностей этих детей. Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) показали, что оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.
Начало
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 1/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 2/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 3/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 4/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 5/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 6/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 7/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 8/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 9/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 10/12
Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие 11/12
Окончание.
12.ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения для разогрева
Упражнение «Встретились два существа»
Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.
Индивидуальная техника «Матрешка»
Цель — облегчить участнику тренинговой группы самопредставление и стимулировать у него стремление к самопознанию и самораскрытию.
Ведущий держит в руках матрешку и, обращаясь ко всем членам группы или к человеку, с которым ведет индивидуальную работу, говорит, что упражнение направлено на самопознание. Затем ведущий вручает матрешку тому, с кем будет работать. Слова могут быть примерно такими.
Давным-давно один четырнадцатилетний мальчик написал удивительные стихи:
Маленький мальчик играет с матрешкой…
Розовой, маленькой теплой ладошкой
Он разбирает матрешку на части.
Смотрит, а что там таится внутри?
Ну-ка скорее туда посмотри…
Ты как матрешка, и я как матрешка.
Взглядом, как маленькой теплой ладошкой,
Мы разбираем друг друга на части:
Смотрим, а что там таится внутри…
Упражнение, которое ты сейчас (если, конечно, захочешь) будешь выполнять, — очень напоминает это стихотворение. Оно дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрывается за твоей внешней оболочкой… Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний — это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними…
Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким ты видишься другим людям. Затем — открыть матрешку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт… Пожалуйста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать.
Когда участник групповой работы согласится представить себя подобным образом, ведущий может передать ему матрешку и сказать: «Пожалуйста, держи матрешку в руках и начинай со слов: «Это я (назови себя), каким меня видят окружающие».
Обратите внимание, что в данной технике используется предмет-посредник. Этот прием помогает избежать дискомфорта, зачастую возникающего при вторжении на «внутреннюю территорию» человека, и обеспечивает подростку, который решился выполнить упражнение, своеобразную психологическую безопасность. В технике «Матрешка» и других, подобных ей, человек незаметно для самого себя прячется за внешней маской, оставляя в неприкосновенности собственное «Я».
Упражнение «Из семечка в дерево»
Дети лежат или сидят в эмбриональной позе, поджав колени к голове. Ведущий предлагает участникам группы представить себя семечком дерева, которое упало в конце лета на землю. На начальных стадиях сессии можно использовать повязки на глазах, но потом, когда наработан опыт, отказаться от них.
Ведущий. Семечко постепенно уходило все дальше под землю и наконец опустилось на какой-то уровень. Сначала было тепло, грело солнце. Но наступила осень и подул ветер… Опали с деревьев листья… Деревья стоят голые, они спят. Так же спокойно сейчас спят семена в земле.
Землю сковал мороз, падает снег, а семена спят в земле. Бушует вьюга, но им тепло.
Время идет… Приближается весна. Солнышко начинает пригревать все сильнее и сильнее. Тает снег, по земле течет вода. Постепенно вода проникает в землю, и семена потихоньку начинают разворачиваться. Сначала из семени прорастает росток, он медленно движется, тянется к поверхности земли. Идет время, и деревце появляется, растет, крепнет. Его ветви-руки колышутся, тянутся к солнцу, к свету. Ветер усиливается, но деревце прочно держится корнями за землю. Оно растет.
В этом упражнении «вырастание», или личностный рост, выражен символически: путем изменения положения ребенка относительно земли. Он поднимается из самого низкого положения до самого высокого (в конце упражнения он стоит в полный рост на полупальцах, вытянув руки вверх, даже пальцы устремлены вверх, к «солнцу»). То есть в течение этой динамической медитации шаг за шагом уменьшается площадь внешней опоры тела, и это может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека (его уверенности в себе и доверия к своим возможностям).
Упражнение выполняется очень медленно, плавно, с перетеканием из одной позы в другую, без резких толчков и остановок. Такой характер движений позволяет подросткам лучше погрузиться в себя, сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях.
В целом схема выполнения упражнения может выглядеть следующим образом.
Объяснение участникам основного принципа движения, его образности (важно объяснить подросткам, что здесь неуместны действия по команде, двигаться надо, опираясь не только на слова ведущего, но и на собственные телесные ощущения и возникающие зрительные образы).
Выполнение упражнения (с музыкальным сопровождением).
Обсуждение впечатлений. Приведем возможные вопросы для обсуждения.
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
В какой момент вы почувствовали себя наиболее (наименее) комфортно?
Чем вы можете это объяснить?
Как вы ощущаете себя сейчас, после выполнения упражнения?
Отличается ли ваше настоящее состояние от того, что было перед началом упражнения? Если да, то чем?
Литература
Барцалкина В. Ад благих намерений. Путь к себе, 1993, № 8—9.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми? М., 1991.
Кадыров И. Психодрама и психоанализ: два театра для психологической драмы. Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 1.
Морено З. Обзор психодраматических техник. Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 1.
Наталья Осухова, кандидат педагогических наук, ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г.Москва
Данная статья была опубликована в N 43/200 еженедельника «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Со страницы http://psychodrama.narod.ru/text/drama_nasilie.html
Психодрама Групповая терапия для детей
Стефан Флегельскамп
Abstract
Стефан Флегельскамп описывает психодраму для группы детей от 8 лет и старше. Дети должны быть одного возраста и иметь одинаковый уровень развития. Целью терапии является социализация детей через детскую игру. Фокус направлен на неязыковые процессы, которые показывают соответствующие действия; обучение по назначенному им смысловому содержанию понимать и адекватно реагировать в игре.
Статья
Введение
Группе сверстников здесь разрешено пробовать и практиковать новые роли, которые не определяются возрастом и полом, как это обычно бывает в семейной ячейке; и проверить их приверженность существующим стандартам. Группа социализирует ребенка через общение и сотрудничество и тем самым способствует преодолению эгоцентризма и усилению эгалитарных компонентов через признание и неприятие. Группа дает ребенку возможность определить, какими он хочет видеть свои отношения с этими «другими». Претензии могут быть выражены; намерения согласовывались и объявлялись, и в процессе объединения определялись и, возможно, даже изменялись нормы, правила и ограничения.
Эти новые действия ведут к глубокому изменению представления ребенка о самом себе.
Наблюдение за игрой детских форм общения приводит к корректировке применяемых приемов психодрамы. Фокус будет направлен на неязыковые процессы, которые показывают соответствующие действия; обучение по назначенному им смысловому содержанию понимать и адекватно реагировать в игре.
Этап подготовки
Этап подготовки включает в себя уточнение показаний для каждого ребенка, вопросы для рассмотрения и выводы относительно состава группы, а затем окончательное заключение контракта на работу.
Будет выяснено, действительно ли у ребенка есть желание быть вместе с другими детьми и улучшать отношения с ними, и существует ли соответствующая возрасту способность общаться с другими детьми. В этой фазе уровень развития «Я» более важен, чем тип проявляемых симптомов.
Кроме того, будет предпринята попытка зафиксировать интер- и интрапсихическую конфликтную ситуацию и ее связь с видимыми симптомами у ребенка. Четкое понимание и проникновение в динамику семейной системы и значение ребенка как «идентифицированного пациента» особенно важно.
Противопоказание
Для детей, которые в первые годы жизни испытывали слишком мало безопасности или перенесли травматические травмы и поэтому не смогли развить базовое доверие, и им не хватает личной инициативы или самостоятельности, целесообразно определить может ли помочь групповая терапия.
Дети должны пройти достаточно далеко в развитии «Я», чтобы хотя бы временно быть способными идентифицировать себя с другими детьми, чтобы участие в общей игре было возможно в ограниченной степени.
Состав группы
Для детей от 8 лет подойдет группа из 6 детей. Дети должны быть одного возраста и иметь одинаковый уровень развития. Рекомендуется сочетание раскованных и энергичных детей, так как это позволяет им наиболее эффективно извлекать пользу друг из друга.
Контракт
В рамках договорных переговоров с родителями и ребенком будут обсуждаться следующие вопросы:
- причина терапии и желаемое изменение
- презентация метода
- объяснение необходимости испытательного срока в пять часов; по истечении этого времени все участники будут иметь возможность еще раз пересмотреть свое пребывание в группе
- предполагаемая продолжительность группы около одного года.
Настройка
Групповая комната площадью не менее 30 кв. м. Набивка из пеноматериала, которую можно использовать в качестве сидений и строительных блоков. Ассортимент подушек большего и меньшего размера, ящик или шкаф, одежда, шарфы и головные уборы. Корзины из мягкого нейлона толщиной в палец, игровые материалы, клей и несколько мягких игрушек.
Дети также должны принести свои игрушки и игровые принадлежности.
Группа проходит еженедельно и длится 60 минут.
Группу возглавляет постоянно присутствующая команда из 2 терапевтов.
Структура детского занятия
Начальная фаза
Каждое занятие начинается с того, что дети сидят в кругу и выясняют, во что дети хотят играть вместе.
Детям предлагается предложить истории для разыгрывания. Даже если идеи, которые приходят в голову детям, кажутся лишь поверхностными темами из телевизионных программ, они будут иметь для детей более глубокое значение. За фасадом банальной «консервной культуры» они развивают свои индивидуальные истории, внутренние образы и групповые темы. Соответствующие доминирующие задачи развития детей в сочетании с их отдельными личностными структурами и индивидуальными копинг- и защитными механизмами создают рамки и фильтры для предлагаемых тем.
Затем ведущие помогают детям найти общую тему и одну значимую сцену для развития и разыгрывания из разнообразных и несвязанных предлагаемых вопросов. Это обсуждается и договаривается. Голосование большинства никогда не может в этой ситуации заменить стремление к консенсусу.
После того, как тема для разыгрывания найдена, дети выбирают роли для этой сцены. Ведущие разработают ключевые качества ролей с помощью нескольких точных вопросов. Для определенных ролей, которые связаны с осуществлением власти, должно быть дано согласие других или достигнуты другие соглашения. Важно, чтобы дети знали об ограничениях ролей, которые они будут изображать.
Когда все дети выбрали свои роли, они вместе решают, какие роли будут играть лидеры двух групп. При этом особое внимание должно уделяться развитию группы и отдельных лиц в ней. В случае хаотичного и деструктивного поведения лидеры сами выбирают игроков на роли вспомогательного эго.
Затем вся комната делится и оформляется в соответствии с выбранной темой. Внимательность к деталям оформления «сценической» зоны открывает перед детьми еще больше возможностей для деятельности.
Перед началом спектакля каждый ребенок объясняет и демонстрирует свой реквизит и оборудование, которые должны учитываться остальными во время действия спектакля.
Фаза отыгрыша
После этапа планирования и проектирования пространства можно начинать игру. Во время разыгрывания пьесы дети также вольны импровизировать. Предлагаемое действие и финальное отыгрывание истории не обязательно должны совпадать. Динамика взаимодействия часто приводит к совершенно иной последовательности событий.
Однако, чтобы обеспечить общий курс действий, всем участникам необходимо помочь понять происходящие изменения. Спектакль — это отправная точка; средство для творческого развития и расширения.
В этом особом пространстве потенциала дети могут разыграть «плохие сцены», от которых им пришлось страдать, и пережить сцены, которые они жаждут пережить снова. Они способны здесь показать свои пережитые эмоционально-напряженные ситуации и выявить вытесненные чувства. Они становятся способными в акте катарсиса освободиться от угрожающего характера этих плохих переживаний и чувств. Наступает снижение интрапсихологического напряжения и формирование здорового самопринятия.
Поскольку эта совместная игра для них еще и развлечение, дети находят в ней непрерывное течение присущих им жизненных и творческих процессов.
Психодраматические методы взрослой групповой психотерапии здесь используются в модифицированном виде. Техники смены ролей, зеркального отражения, монолога, удвоения и интерпретативных вмешательств происходят в основном на уровне символов, поскольку терапевты сами берут на себя роли и могут влиять на ход игры.
Фаза закрытия
Цель завершающей фазы — позволить действию пьесы прийти к завершению и облегчить краткий обзор того, что произошло. Завершение сеанса сопряжено с особыми трудностями, поскольку тяжелые эмоциональные процессы были запущены на короткое время и либо угасают, либо нуждаются в успокоении и успокоении.
Дети освобождаются от своих ролей примерно за 10 минут до окончания сеанса. Чтобы нейтрализовать символический эффект игровой ситуации и вернуть группу в реальность, терапевты снимают реквизит, костюмы и головные уборы и возвращают «декорации» в исходное состояние. Во время короткого раунда обсуждения, в котором, в основном, лидеры выражают похвалу за смелый выбор роли, детям будут даны другие положительные отзывы.
Информация об авторе
Штефан Флегельскамп: дипломированный социальный работник; детский и юношеский психотерапевт; тренер по психодраме для детей и взрослых
Психодрама с детьми – InterPlay
Как играют дети
«Ребенок очень серьезен, когда играет», – говорит Руссо в романе «Эмиль». Йохан Хейзинга также упомянул значение каждой пьесы в своей книге «Homo Ludens» (играющий человек).
Дети играют, выбирают предметы, места и роли. Так они самовыражаются, развиваются и развлекаются. Можно сказать, что это истоки психодраматической терапии. Джейкоб Л. Морено, основатель этого метода, основывал свою психодраматическую работу на этом виде игры и включал основные этапы и элементы человеческого развития. Морено видел в пьесе аспект, который можно объяснить следующим образом: люди, играющие, получают новую возможность войти в собственное творчество и, таким образом, принять активное участие в создании собственного образа жизни. Вот почему символическая игра и символическое действие очень важны в терапии детей. Это создает аффективную и когнитивную гибкость и области обучения (для детей). Современная неврология подтверждает, насколько необходимы эмоции и активное участие тела для любого изменения поведения и стратегий выживания.
Помогите игриво
Психодраматическая терапия детей глубоко отличается от лечения взрослых этим методом и требует от психодраматолога очень многого. Дети общаются иначе, чем взрослые. Игра является их инструментом выражения своего внутреннего мира, и они используют для этого символы. Можно сказать: игра — это их «королевский способ» (Фрейд) выражать бессознательное. Они ищут свои возможности в «Делании и действии». Они проверяют свои внутренние образы, разыгрывая их и доводя до соответствующей стадии.
Дети редко находят слова для болезненных отношений, от которых они страдают. Вы можете понять этих детей, войдя в их мир, играя с ними и вступая с ними в контакт, принимая участие в их игре. Это дает им своего рода защиту от перегруженности их текущими проблемами. Играющие дети демонстрируют высокий уровень творчества. Они находят роли с аспектами веселья и удобства вместо того, чтобы вернуться к своим ролям страданий. Они становятся живыми существами и могут чувствовать свою жизнедеятельность и осознавать себя как активные человеческие существа. Ребенок также может контролировать действия по приближению к ужасному опыту, который он/она пережил. Это дает ощущение безопасности и защиты, и он/она может снова начать испытывать самоэффективность. В игре ребенок может контролировать и влиять на события. Поступая так и занимаясь творчеством, к вам возвращаются средства к существованию и уверенность в себе.
«Дети есть дети, есть дети, есть дети». Эта поговорка описывает опыт, в который любят играть дети всех культур и языков — во всем мире! Спектакль — это инструмент коммуникации, а мир символов дает пространство для самовыражения в безопасности. Это факт, что дети, которые не могут выразить себя вербально, очень хорошо могут общаться с окружающим миром, играя.
С нейробиологической точки зрения исследователи выяснили, что когда дети играют, в миндалевидном теле снижается потребление кислорода из-за снижения активности центральной нервной системы. Этот регион активен, когда мы беспокоимся.
Нейронные сети активированы и связаны, чтобы справиться с задачей игры. Центры вознаграждения в мозгу начинают активироваться, и человек чувствует удовольствие и радость жизни. Дети в возрасте 6 лет должны играть от 7 до 8 часов в день. Это означает, что дети в основном спокойны и полны радости, когда играют.
Изобретатели метода
Мы обязаны немецким психодраматистам Альфонсу Айхингеру и Вальтеру Холлу за разработку метода применения психодрамы в терапии детей. В 19В 70-х годах в своем консультационном центре в Ульме они разработали метод, в котором терапевт и ребенок играли вместе.
После безуспешных попыток применить методы взрослой психодрамы к детям они разработали детскую психодраматическую групповую терапию, подходящую для детей в возрасте 5-12 лет.
В последние годы детская психодрама Альфонса Айхингера была специально адаптирована для индивидуальной и семейной терапии. В Part Work фигурки животных и символическая игра изображают детские симптомы и проблемы как внутренние пропорции и потребности и сопровождают детей в процессах прояснения и примирения.
ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
Научиться действовать и вести себя в группе можно только в группе. Это простое утверждение о социальном обучении описывает необходимость такого рода условий для терапевтической работы. Большая часть развития и социализации ребенка проходит в группах; особое влияние имеют группы сверстников. Они обеспечивают природный ресурс для их развития. Основываясь на этом, психодраматическая групповая терапия для детей успешно работает в течение многих лет. В этой обстановке дети учатся договариваться друг с другом, регулировать свои совместные действия в общей «игре». Договоренности могут ограничивать индивидуальную свободу по отношению к другим, и в то же время они создают общую основу и рамки для всеобщего блага. Опыт, полученный за эти годы, показывает, что дети принимают эти правила и в основном соблюдают их. Они ценят то, что они получают, рамку безопасности и надежности, где конфликты могут быть разыграны безопасным способом.
Индивидуальная терапия с детьми
Существенное отличие от групповой терапии с детьми заключается в отсутствии других детей, которые могли бы присоединиться к драме, или двух терапевтов. Таким образом, роли даются промежуточным объектам, таким как фигурки животных или куклы, чтобы дать детям возможность выразить свою проблему в сцене. Терапевт, как правило, также должен брать на себя различные роли и воплощать их в жизнь.
Игра и созвездие самостоятельно выбранных символов (фигурки животных) дают ребенку возможность представить свои внутрипсихические и межличностные конфликты. Это обрабатывается с помощью знакомых основных приемов психодрамы зеркального отражения, обмена ролями и удвоения, хотя и в несколько измененной форме.
Основные потребности детей
Этот подход предполагает, что проблемы с идентичностью вызваны продолжающейся или особенно сильной фрустрацией основных психологических потребностей. Психологические и поведенческие проблемы могут возникнуть, когда человек пытается справиться с этим разочарованием и напряжением неадекватным и «нездоровым» образом.
Психолог Клаус Граве (2004, 2007) называет 4 основные потребности людей, и Альфонс Айхингер адаптировал эти потребности к детской игре:
- Потребность в привязанности: «Я хочу быть рядом с другими людьми и иметь кого-то, на кого я могу положиться».