Упражнения группы “психодрама”
“Монолог”. Ведущий предлагает участнику читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух. Возможно исполнение в стандартной позе, ситуации: на стуле, болтая ногами и т.д., т.е. сидеть свободно и непринужденно. Эффективное средство раскрытия мыслей и чувств.
“Игра в будущее”. Предлагается проигрывать конфликтные ситуации. Это способствует вооружению на будущее.
“Два круга”. Делается два круга. Ведущим ставится проблема. Внутренний круг – участники обсуждения, а внешний – за их спинами – “внутренний голос”. По ходу дискуссии, в паузах этот “внутренний голос” проявляет эмоциональное состояние “своего” участника. Можно к нему обратиться по поводу состояния “его” участника.
“Дубляж”. Дублирование ролей, когда одна роль проигрывается несколькими людьми и таким образом показывается, что репертуар ролей широк.
“Ум, чувства, тело”. Участник выбирает из группы троих, кто будет его “умом”, кто – “чувствами”, кто – “телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали “частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания своих частей. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.
Развлекательные упражнения
Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки.
Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.“Кто остался без стула?” По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен занять ближайший стул.
Вариант: количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
“Догонялки”. Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием – например, поймать за ухо, за палец.
“Мигалки”. Пары располагаются по кругу таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.
Упражнения группы “гештальт-терапия”
“Здесь и сейчас”. Ведущий предлагает участникам в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что они в данный момент сознают, замечают. Начинать каждое предложение необходимо со слов “сейчас”, “в этот момент”, “здесь”. Рекомендуется повторить после анализа несколько раз.
Анализ: С какими трудностями вы столкнулись? Почему вы остановились?
“Сила языка”. Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Ведущий: “Глядя в глаза партнерам, скажите три фразы, начиная каждую словами: “Я должен…”. Затем замените в них слова “Я должен…” на “Я предпочитаю…”, сохранив неизменной остальную часть высказывания. Посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы и облегчения. То же проделайте с фразами, начинающимися со слов “Я не могу…” – “Я не хочу…”, “Мне надо…” – “Я не хочу…”, “Я боюсь, что.
..” – “Я хотел бы…”, “Меня возмущает…” – “Меня восхищает…”.Анализ: “Я должен…”, “Я не могу…” отрицают способность человека, произносящего их, быть ответственным. Изменяя язык, можно сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
“Два стула”. Ведущий: “Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: “дружелюбное Я” и “раздраженное Я””.
Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека — какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.
“Непосредственная способность воспринимать мир”. Ведущий: “Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Какие из них постоянные? Какие прерывающиеся? Осознайте их интенсивность и высоту.
Далее прислушайтесь к запахам. Когда вы вдыхаете воздух, какие запахи узнаете?
Далее сосредоточьтесь на привкусе во рту. Что он напоминает?”
“Ваше положение в пространстве”. Ведущий: “Заморозьте ту позу, в которой вы находитесь, т.е. сидите так, как вы сидите, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или места, где тело соприкасается с чем-то внешним. Например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести между ними беседу”.
“Обострение ощущения тела”. Ведущий: “Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, “пройдите” вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности?”
Анализ: Полностью ли вы осознаете себя? Какие “белые пятна”, “пустоты” отмечаете в своем теле?
“Наше лицо”. Ведущий: “Примите удобное положение. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и начинайте чувствовать свое лицо изнутри, просто отмечайте, что с ним происходит. Постепенно, после того, как вы нашли какое-либо напряжение, усильте его там, где обнаружили, даже если вашему лицу неудобно. Заметьте, не напрягается ли какая-нибудь часть тела. Отметьте, не приходит ли в голову какая-нибудь мысль, образ, воспоминание. Осознайте основную эмоцию своего тела. Наше лицо всегда “знает, что происходит”.
“Жизнь без себя”. Ведущий: “Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны… Теперь вернитесь к себе”.
Анализ: Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?
“Ваши способности к искренности”. Это упражнение для того, чтобы лучше узнать свои способности к искренности. Проводится в парах в течении 15 минут.
Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.
Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами.
Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяются ваши чувства.
Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз.
Анализ: Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?
Психодрама Морено как метод психотерапии: техники
Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.
Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.
Содержание
- Определение понятия метода
- Основные принципы
- Теория спонтанности
- Социометрия
- Теория ролей
- Направления психодрамы
- Виды
- Типы взаимоотношений
- Этапы практики психодрамы
- Упражнения
- Магазин
- Автобус
- Семья
- Заключение
Определение понятия метода
Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я. Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».
Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.
В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.
Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.
В психодраме участвуют 5 основных элементов:
- Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
- Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
- Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
- Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
- Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.
Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.
Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.
Основные принципы
Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
Теория спонтанности
Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.
Социометрия
Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.
Теория ролей
В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.
Типы ролей:
- телесные (соматические), например, роль едока;
- психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
- социальные, например, роль дочери, матери, жены;
- интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.
Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.
Направления психодрамы
Современные направления психодрамы:
- Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
- Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
- Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
- Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
- Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.
Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.
Виды
Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):
- Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
- Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
- Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.
Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.
Типы взаимоотношений
Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):
- Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
- Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
- Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.
Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.
Этапы практики психодрамы
Существуют три фазы психодрамы:
- Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
- Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
- Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.
Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.
В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.
При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.
Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.
Упражнения
Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.
Магазин
Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.
Автобус
Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.
Семья
Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.
Заключение
Психодрама позволяет человеку увидеть, проанализировать и осознать свои ошибки, опробовать новые модели поведения и закрепить лучшие из них, перенести их в реальную жизнь. Эта техника подходит для решения проблем любого размера и типа. Мысль о том, что это просто игра, помогает человеку расслабиться, отпустить защитные механизмы и увидеть суть ситуации.
Психодрама подходит для решения вопросов из сферы саморазвития и самоопределения, в том числе профессионального самоопределения, для выхода из кризисов и конфликтов, избавления от страхов и фобий, работы с ночными кошмарами, решения психосоматических проблем и много-много другого. Это один из самых эффективных, универсальных и безопасных (экологичных) методов психотерапии.
Психодрама с детьми – InterPlay
Как играют дети
«Ребенок очень серьезен, когда играет» — так говорит Руссо в романе «Эмиль». Йохан Хейзинга также упомянул значение каждой пьесы в своей книге «Homo Ludens» (играющий человек). Он говорит, что дети очень хорошо умеют конструировать собственную реальность. Они сами выбирают подходящие роли и способны находить собственные решения своих повседневных проблем.
Дети играют, выбирают предметы, места и роли. Так они самовыражаются, развиваются и развлекаются. Можно сказать, что это истоки психодраматической терапии. Джейкоб Л. Морено, основатель этого метода, основывал свою психодраматическую работу на этом виде игры и включал основные этапы и элементы человеческого развития. Морено видел в пьесе аспект, который можно объяснить следующим образом: люди, играющие, получают новую возможность войти в собственное творчество и, таким образом, принять активное участие в создании собственного образа жизни. Вот почему символическая игра и символическое действие очень важны в терапии детей. Это создает аффективную и когнитивную гибкость и области обучения (для детей). Современная неврология подтверждает, насколько необходимы эмоции и активное участие тела для любого изменения поведения и стратегий выживания.
Помощь в игровой форме
Психодраматическая терапия детей существенно отличается от лечения взрослых этим методом и требует от психодраматолога очень многого. Дети общаются иначе, чем взрослые. Игра является их инструментом выражения своего внутреннего мира, и они используют для этого символы. Можно сказать: игра — это их «королевский способ» (Фрейд) выражать бессознательное. Они ищут свои возможности в «Делании и действии». Они проверяют свои внутренние образы, разыгрывая их и доводя до соответствующей стадии.
Дети редко находят слова для болезненных отношений, от которых они страдают. Вы можете понять этих детей, войдя в их мир, играя с ними и вступая с ними в контакт, принимая участие в их игре. Это дает им своего рода защиту от перегруженности их текущими проблемами. Играющие дети показывают высокий уровень творчества. Они находят роли с аспектами веселья и удобства вместо того, чтобы вернуться к своим ролям страданий. Они становятся живыми существами и могут чувствовать свою жизнедеятельность и осознавать себя как активные человеческие существа. Ребенок также может контролировать действия по приближению к ужасному опыту, который он/она пережил. Это дает ощущение безопасности и защиты, и он/она может снова начать испытывать самоэффективность. В игре ребенок может контролировать и влиять на события. Поступая так и занимаясь творчеством, к вам возвращаются средства к существованию и уверенность в себе.
«Дети есть дети, есть дети, есть дети». Эта поговорка описывает опыт, в который любят играть дети всех культур и языков — во всем мире! Спектакль — это инструмент коммуникации, а мир символов дает пространство для самовыражения в безопасности. Это факт, что дети, которые не могут выразить себя вербально, очень хорошо могут общаться с окружающим миром, играя.
С нейробиологической точки зрения исследователи выяснили, что когда дети играют, в миндалевидном теле снижается потребление кислорода из-за снижения активности центральной нервной системы. Этот регион активен, когда мы беспокоимся.
Нейронные сети активированы и связаны, чтобы справиться с задачей игры. Центры вознаграждения в мозгу начинают активироваться, и человек чувствует удовольствие и радость жизни. Дети в возрасте 6 лет должны играть от 7 до 8 часов в день. Это означает, что дети в основном спокойны и полны радости, когда играют.
Изобретатели метода
Мы обязаны немецким психодраматистам Альфонсу Айхингеру и Вальтеру Холлу за разработку метода применения психодрамы в терапии детей. В 19В 70-х годах в своем консультационном центре в Ульме они разработали метод, в котором терапевт и ребенок играли вместе.
После безуспешных попыток применить методы взрослой психодрамы к детям они разработали детскую психодраматическую групповую терапию, подходящую для детей в возрасте 5-12 лет.
В последние годы детская психодрама Альфонса Айхингера была специально адаптирована для индивидуальной и семейной терапии. В Part Work фигурки животных и символическая игра изображают детские симптомы и проблемы как внутренние пропорции и потребности и сопровождают детей в процессах прояснения и примирения.
ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
Научиться действовать и вести себя в группе можно только в группе. Это простое утверждение о социальном обучении описывает необходимость такого рода условий для терапевтической работы. Большая часть развития и социализации ребенка проходит в группах; особое влияние имеют группы сверстников. Они обеспечивают природный ресурс для их развития. Основываясь на этом, психодраматическая групповая терапия для детей успешно работает в течение многих лет. В этой обстановке дети учатся договариваться друг с другом, регулировать свои совместные действия в общей «игре». Договоренности могут ограничивать индивидуальную свободу по отношению к другим, и в то же время они создают общую основу и рамки для всеобщего блага. Опыт, полученный за эти годы, показывает, что дети принимают эти правила и в основном соблюдают их. Они ценят то, что они получают, рамку безопасности и надежности, где конфликты могут быть разыграны безопасным способом.
Индивидуальная терапия с детьми
Существенное отличие от групповой терапии с детьми заключается в отсутствии других детей, которые могли бы присоединиться к драме, или двух терапевтов. Таким образом, роли даются промежуточным объектам, таким как фигурки животных или куклы, чтобы дать детям возможность выразить свою проблему в сцене. Терапевт, как правило, также должен брать на себя различные роли и воплощать их в жизнь.
Игра и созвездие самостоятельно выбранных символов (фигурки животных) дают ребенку возможность представить свои интрапсихические и межличностные конфликты. Это обрабатывается с помощью знакомых основных приемов психодрамы зеркального отражения, обмена ролями и удвоения, хотя и в несколько измененной форме.
Основные потребности детей
Этот подход предполагает, что проблемы с идентичностью вызваны продолжающейся или особенно сильной фрустрацией основных психологических потребностей. Психологические и поведенческие проблемы могут возникнуть, когда человек пытается справиться с этим разочарованием и напряжением неадекватным и «нездоровым» образом.
Психолог Клаус Граве (2004, 2007) называет 4 основные потребности людей, и Альфонс Айхингер адаптировал эти потребности к детской игре:
- Потребность в привязанности: «Я хочу быть рядом с другими людьми и иметь кого-то, на кого я могу положиться».
- Потребность в ориентации и контроле: «Я не хочу быть беспомощным, но хочу привести свою жизнь в порядок. Мне нужно контролировать свое окружение и отношения, чтобы достичь своих целей».
- Потребность в самооценке: «Я хочу гордиться собой! Я хочу верить, что я достойный и ценный человек».
- Потребность в максимизации удовольствия и минимизации боли: «Я хочу искать и испытывать радость, мне нужно избегать болезненных и неприятных вещей».
Понимание расстройств у детей
совершаемые действия для того, чтобы приспособиться к условиям жизни, к которым в то время нельзя было приспособиться по-другому. …»
(Шахт 2010, стр. 89).
Это примерно соответствует базовым потребностям, которые Айхингер неоднократно подчеркивал как основные мотивы «симптомов» или (тревожного) поведения, которые также составляют столпы психодраматической работы, описанной здесь:
Действия детей по адаптации к ситуации в семье и школе могут быть многоуровневыми и в первую очередь должны рассматриваться как стратегии преодоления или подход к проблемам опасной жизненной среды. Акты приспособления ребенка происходят «с добрыми намерениями в подавляющей ситуации, которую нельзя ни понять, ни контролировать, где преобладают сильные чувства страха, бессилия, гнева и горя.
Итак, начнем играть вместе…………………….
Игровая психодрама с Мундой
Зарегистрироваться? Прокрутите вниз до формы контактов ниже
Для кого? А что такое групповая психодрама/театротерапия для детей?
Для кого?Если ваш ребенок: застенчивый, заторможенный или имеет социальную тревожность, а также дети с агрессией, отвлекаемостью, раскованные, добро пожаловать в психодраму в игровой группе. У некоторых детей могут быть симптомы СДВГ, АСПР или проблемы с привязанностью, они могут прийти два раза на индивидуальную терапию, и тогда мы увидим, какая психодраматическая группа лучше всего подходит для вашего ребенка.
•Театральная терапия в игровой группе Munda: если ваш ребенок решает социальные проблемы в театре, у него повышается самооценка!
Игровая театральная терапия Munda тренирует социальные навыки, и ваш ребенок думает, что это очень весело!
Что такое игровая психодрама/театртерапия?
Психодрама для детей — это групповая терапия для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Психодрама — это удобный для детей и игровой метод, который подходит для самых разных детей.
Раз в неделю от четырех до шести детей примерно одного возраста собираются вместе на час, чтобы поиграть под руководством двух терапевтов, которые также являются актерами. Каждый ребенок хочет быть где-то своим, а дружба с другими детьми дает чувство безопасности. Некоторые дети замыкаются в себе и чувствуют себя подавленными при общении со сверстниками. Другие дети проявляют давление или агрессивное поведение в группе, в результате чего их исключают из группы или подвергают остракизму. Психодрама для детей в группе дает детям общее чувство принадлежности, в котором они будут работать вместе и помогать друг другу посредством символической игры. Группа с высококвалифицированными терапевтами и театральными актерами работает как добрая старшая мать, залечивающая раны и неадекватное поведение вашего ребенка. В совместной игре дети начинают больше общаться с собой и другими через творческое и спонтанное самовыражение. Они также откроют в себе источники силы. Через эту специализированную форму игры под руководством терапевта, а иногда и с его вмешательством, дети осознают новые альтернативы своему поведению. Каждую неделю дети придумывают новые роли и разрабатывают одну связную историю и групповую тему. Каждый ребенок может добавить к этой групповой теме свою личную проблему или конфликт.
Предлагаем группы для детей от 4-5 лет; 5-6; 7-8; лет и с 8 до 9 лет и 10-12 лет. Мы предлагаем группу для детей 8-9 лет, начиная с пятницы 18 и в субботу утром 19 ноября 2022 года по февраль 2023 года.
Где и когда:В Амстердам-центре Weteringschans 74 в Ita Wegmanhuis в пятницу днем 15:45 и в субботу утром 11:30-12:30.
В Амстердаме-West Kinkerbuurt (Borgerstraat) в понедельник днем: 15.45-16.45
Игровая психодрама в субботу утром началась 24 сентября в/м 17 декабря 2022: 10.00-11.00 (4,5-6 января). Er zijn nog enkele plaatsen vrij voor 4–5, en 5–6 jaar en 8–9плюс 9-10 лет. Вы все еще можете присоединиться к группе. Еще есть свободные места!
Игровая психодрама, пятница, полдень, начало 18 ноября 2022 года: 14:30–15:30 (7–8 января).
Игровая психодрама, пятница, полдень, начало 18 ноября 2022 года: 15:30–16:30 (8–10 января).
Праздники
В осенние каникулы (суббота 15 и 22 октября 2022 г.) и в синтерклаас (2 и 3 декабря) психодрама для детей не проводится. Ваш ребенок должен посещать курс каждую неделю, потому что это групповой процесс. Но мы свободны в праздники. Группы возобновляют работу после новогодних праздников: понедельник 9ян. 2023, пятница 13 и суббота 14 января 2023.
Новые игровые группы психодрамы начинаются каждый год в феврале, апреле, сентябре и ноябре. В любое время вы можете спросить, может ли ваш ребенок зайти, это зависит от вашего ребенка.
Зарегистрироваться? Прокрутите вниз до контактной формы.
Зарегистрироваться
Вы можете записаться на индивидуальную и групповую терапию через контактную форму: прокрутите вниз.
Как известно, дети играют и так они выражают себя, развиваются и развлекаются. Играя, они выражают свой внутренний мир. Когда дети вместе играют в психодраме собственные фантастические роли, они исследуют свои отношения с собой и другими. Они исследуют свои внутренние образы и внутренние конфликты, разыгрывая их с исключительной изобретательностью.
Лечение, вмешательство и компенсация
Группа психодрамы дает детям возможность разыгрывать внутренние конфликты на общем игровом поле с помощью символического театрализованного представления, которое ведут два терапевта и актеры. Во время игры дети приходят к новым альтернативам своего поведения под наблюдением и поддержкой лидеров группы. Этот новый поведенческий опыт приводит к глубоким изменениям в самосознании ребенка. Отношения, в которые дети вступают со сверстниками в группе психодрамы, дают дополнительный ресурс для саморазвития. Дети выздоравливают благодаря специальному вмешательству двух терапевтов во время игры. Отдаленные, неуверенные в себе дети станут более яркими и выразительными. Дети с социальной тревожностью становятся более счастливыми в группе, дети с селективным мутизмом начинают говорить после 10 занятий. Все они разовьют большую уверенность в себе, и во время лечения у них будет ощущение, что они играют в театр!
Импульсивные, агрессивные дети обнаружат, что они иногда делают паузу, любя немного тишины, они учатся сначала обдумывать план в театральной постановке, а затем уже действовать, и что приятно больше делиться и любить себя и других детей .
В группах с младшими детьми многие из них находят время, чтобы быть детенышем животного на ферме, потому что им нравится снова быть ребенком, забота терапевта, играющая день на ферме, делает их счастливыми, а позже они развивают персонажей, демонстрируя свои силы и индивидуальность.