Психофизика это в психологии: Психофизика. Что такое «Психофизика»? Понятие и определение термина «Психофизика» – Глоссарий

Психофизика. Что такое «Психофизика»? Понятие и определение термина «Психофизика» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Психофизика раздел общей психологии, предметом изучения которого является изучение взаимодействия между физическими процессами и субъективными ощущениями.

Основы психофизики были заложены в XIX веке немецким психологом Густавом Теодором Фехнером, который рассматривал психофизику как науку, изучающую функциональное соотношение между сознанием и телесным миром. На современном этапе психофизика изучается в рамках нейробиологии, полимодальной биофизики и синергологии. Особенное развитие получили исследования в области сенсорных процессов, где выделяются два уровня вопросов – изучение порога восприятия и построение сенсорных шкал, которые определяют психофизические функции.

Данные, полученные в рамках этих исследований, широко применяются в психодиагностике, психосемантике, в психологии эмоций – это дает наглядное представление о смежности психофизики и других дисциплин и расширении определения, данного Фехнером. Для оценки эффективности воздействующих факторов в настоящее время принято использовать не только сознательные ощущения, но и различные ответные реакции организма. Кроме того, раздражителями считаются любые стимулы (не только поддающиеся количественному измерению – как это было ранее), которые наблюдатель может идентифицировать по какому-либо признаку.

В связи с этим можно говорить о том, что первоначальное определение Фехнера со временем было расширено до понимания психофизики как науки об ответных реакциях организма на стимулы внешней среды, что послужило основой для разделения психофизики на традиционную и современную.

< Психотроника

Психофизиология >

Популярные термины

    Психофизика

    Тал Бен-Шахар: «Я ошибался насчет формулы счастья»

    В свои 50 лет Бен-Шахар – один из самых видных и влиятельных ученых в области позитивной психологии, основатель исследовательского Института благополучия (Wholebeing Institute) и, возможно, тот самый человек, который знает, как построить свою жизнь, чтобы она получилась счастливой.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • Сексуальная гармония и удовлетворенность браком: как любовь к телу улучшает отношения — выводы ученых
    • Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога
    • Так говорил Жванецкий: 12 мудростей
    • Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых
    • «Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
    • Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов

    Сегодня читают

    • «Что делать с чувством пустоты внутри?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству
    • Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    ПСИХОФИЗИКА • Большая российская энциклопедия

    ПСИХОФИ́ЗИКА, от­расль экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая свя­зи ме­ж­ду ве­ли­чи­ной ощу­ще­ния (пе­ре­жи­ва­ние, воз­ни­каю­щее в оп­ре­де­лён­ной сен­сор­ной мо­даль­но­сти) и со­от­вет­ст­вую­щей ему ин­тен­сив­но­стью раз­дра­жи­те­ля, или сти­му­ла (к. -л. фи­зич. воз­дей­ст­вие). В бо­лее ши­ро­ком кон­тек­сте П. мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как нау­ка об из­ме­ре­нии от­ве­тов ор­га­низ­ма на воз­дей­ст­вия внеш­ней сре­ды.

    Ос­но­ва­на Г. Т. Фех­не­ром («Эле­мен­ты пси­хо­фи­зи­ки», 1860), сфор­му­ли­ро­вав­шим глав­ный пси­хо­фи­зич. за­кон, вы­ра­жае­мый ло­га­риф­мич. фор­му­лой: $R=k \log (I/I_0)$, где $R$ – ве­ли­чи­на ощу­ще­ния, $I$ – ин­тен­сив­ность вы­звав­ше­го его раз­дра­жи­те­ля, $I_0$ – ве­ли­чи­на аб­со­лют­но­го по­ро­га ощу­ще­ния раз­дра­жи­те­ля дан­но­го ти­па (дан­ной мо­даль­но­сти), $k$ – кон­стан­та. За­кон, вы­ве­ден­ный Фех­не­ром, ос­но­вы­вал­ся на пси­хо­фи­зич. за­ко­но­мер­но­сти, ус­та­нов­лен­ной его учи­те­лем Э. Г. Ве­бе­ром, а до это­го франц. фи­зи­ком П. Бу­ге­ром (за­кон Бу­ге­ра – Ве­бе­ра): при оп­ре­де­ле­нии по­ро­га раз­ли­че­ния двух сти­му­лов ($S$ и $S_1$) от­но­ше­ние ед­ва раз­ли­чае­мой че­ло­ве­ком сти­муль­ной раз­ни­цы ($ΔS$) к ве­ли­чи­не од­но­го из сти­му­лов ($S$) есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная: $ΔS/S=k$. Для из­ме­ре­ния по­ро­гов сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти Фех­нер раз­ра­бо­тал три ме­то­да – ме­тод ми­ним. из­ме­не­ний, ме­тод ср. ошиб­ки и ме­тод по­сто­ян­ных раз­дра­жи­те­лей.

    В со­вре­мен­ной П. вы­де­ля­ют два осн. на­прав­ле­ния: 1) изу­че­ние сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти в свя­зи с оцен­кой пре­дель­ных спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка (и жи­вот­ных) об­на­ру­жи­вать сла­бые раз­дра­жи­те­ли или раз­ли­чать не­зна­чи­тель­ные сти­муль­ные раз­ли­чия; 2) шка­ли­ро­ва­ние, или по­строе­ние пси­хо­фи­зич. функ­ций, ко­ли­че­ст­вен­но свя­зы­ваю­щих ин­тен­сив­ность фи­зич. воз­дей­ст­вия с ве­ли­чи­ной со­от­вет­ст­вую­ще­го ему ощу­ще­ния.

    В рам­ках пер­во­го на­прав­ле­ния в 1950–1970-х гг. бы­ли соз­да­ны но­вые ме­то­ды из­ме­ре­ния сен­сор­ной чув­ст­ви­тель­но­сти (напр., ме­тод «да–нет», ме­тод двух­аль­тер­на­тив­но­го вы­ну­ж­ден­но­го вы­бо­ра, ме­тод оцен­ки уве­рен­но­сти). С их по­мо­щью, в от­ли­чие от клас­си­че­ских трёх ме­то­дов Г. Т. Фех­не­ра, оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко эф­фект фи­зич. n$, где $n$ – по­ка­за­тель сте­пе­ни, соо­твет­ст­вую­щий сти­му­лам оп­ре­де­лён­ной мо­даль­но­сти. Сти­венс раз­ра­бо­тал т. н. ме­то­ды пря­мой оцен­ки, пред­по­ла­гаю­щие спо­соб­ность че­ло­ве­ка вы­но­сить ко­ли­че­ст­вен­ные су­ж­де­ния о ве­ли­чи­не сво­их ощу­ще­ний.

    В от­ли­чие от это­го пря­мо­го под­хо­да к шка­ли­ро­ва­нию, амер. учё­ный Л. Тер­сто­ун, ис­поль­зуя ме­тод пар­ных срав­не­ний, раз­ра­бо­тал про­це­ду­ру кос­вен­но­го шка­ли­ро­ва­ния, по­зво­ляю­щую стро­ить мет­рич. шка­лу ин­тер­ва­лов. Этот под­ход по­зво­лил совр. пси­хо­ло­гам на ос­но­ве час­то­ты срав­нит. су­ж­де­ний че­ло­ве­ка о сход­ст­ве/раз­ли­чии оце­ни­вае­мых объ­ек­тов стро­ить са­мые раз­ные шка­лы (по­пу­ляр­но­сти по­ли­ти­ков пе­ред вы­бо­ра­ми, пред­поч­те­ний то­ва­ров, сте­пе­ни воз­дей­ст­вия на зри­те­ля про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва и т. п.).

    Ор­га­ни­зо­ван­ное в 1985 Ме­ж­ду­нар. пси­хо­фи­зич. об-во (International Society for Psychophysics) ка­ж­дый год про­во­дит ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­цию Fechner’s Day. Важ­ней­шее пе­рио­дич. из­да­ние – «Attention, Perception and Psycho­phy­sics» (США).

    Психофизика | Психология Вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


    Психофизика — раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими раздражителями и их восприятием.

    Густав Теодор Фехнер основал психофизику в 1860 году, когда он опубликовал Elemente der Psychophysik . Он описал исследования, связывающие физические стимулы с тем, как они воспринимаются, и изложил философские основы этой области.

    Фехнер хотел разработать теорию, которая могла бы связать разум с материей, описать отношения между миром и тем, как он воспринимается (Снодграсс, 19).75). Работы Фехнера легли в основу психологии как науки. Вильгельм Вундт опирался на работу Фехнера, когда он основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском университете.

    Психофизики обычно изучают стимулы, которые можно объективно измерить, например интенсивность света или звука. Были изучены все чувства, включая зрение, слух, осязание (включая кожное и кишечное восприятие), вкус, обоняние и чувство времени.

    Психофизика чаще всего используется для создания шкал человеческого восприятия различных аспектов физических раздражителей. Возьмем для примера физический раздражитель частоты звука. Частота звука измеряется в герцах, циклов в секунду. Но человеческий опыт звуковых частот не совпадает с частотами. Во-первых, есть частота, ниже которой звуки не слышны, какими бы интенсивными они ни были (около 20 Гц, в зависимости от человека), и есть частота, выше которой звуки не слышны, какими бы интенсивными они ни были.

    (около 20 000 Гц, опять же в зависимости от человека). Во-вторых, удвоение частоты звука (например, со 100 Гц до 200 Гц) не приводит к удвоению опыта. Перцептивный опыт частоты звука называется шаг , и измеряется психофизиками в мелах.

    Более аналитические подходы позволяют использовать психофизические методы для изучения нейрофизиологических свойств и механизмов сенсорной обработки. Это имеет особое значение в исследованиях человека, где другие (более инвазивные) методы не используются по этическим соображениям.

    Области исследования включают сенсорные пороги, методы измерения чувствительности и теорию обнаружения сигналов.

    Содержание

    • 1 Эксперимент
      • 1.1 Пороги
      • 1.2 Методы экспериментов
        • 1.2.1 Метод пределов
        • 1.2.2 Метод постоянных раздражителей
        • 1.2.3 Способ регулировки
      • 1.3 Дискриминация
    • 2 Психофизические эксперименты с животными
    • 3 См. также
    • 4 Ссылки и библиография
    • 5 Ключевые тексты
      • 5.1 Книги
      • 5.2 Документы
    • 6 Дополнительный материал
      • 6.1 Книги
      • 6.2 Документы
    • 7 Внешние ссылки
    • 8 Артикул

    Экспериментирование

    В психофизике эксперименты направлены на то, чтобы определить, может ли субъект обнаружить стимул, идентифицировать его, отличить его от другого стимула и описать величину или природу этого различия (Snodgrass, 1975).

    Пороги

    Порог (или предел) — это точка интенсивности, при которой участник может просто обнаружить присутствие стимула. Стимулы с интенсивностью ниже порога не обнаруживаются. Однако субъект не обнаруживает каждый раз один и тот же стимул; таким образом, пороговые значения рассматриваются как среднее значение испытаний, а не как абсолютный предел (Snodgrass, 19).75). Из-за этого в экспериментах доля попыток при данном стимуле, о которых испытуемый сообщает об обнаружении стимула, известна как

    p .

    Существует два вида порогов: абсолютные и дифференциальные. Абсолютный порог — это уровень какого-либо свойства стимула, при котором субъект способен обнаружить присутствие стимула в течение некоторого времени ( p ; часто используется 50%). Примером абсолютного порога является неспособность почувствовать прикосновение одного волоса к тыльной стороне ладони, хотя прикосновение к одному и тому же месту несколькими волосками может быть обнаружено, то есть может превысить порог.

    Порог различия — это величина различия между двумя стимулами разной интенсивности, которую субъект способен обнаружить в некоторой части времени (опять же, часто используется 50%). Для проверки этого порога используется несколько разностных методов. Субъекта могут попросить отрегулировать один стимул до тех пор, пока он не будет восприниматься таким же, как другой, его можно попросить описать величину разницы между двумя стимулами или можно попросить обнаружить стимул на фоне.

    Абсолютный и разностный пороги иногда считаются одинаковыми, потому что всегда есть фоновый шум, мешающий нашей способности обнаруживать стимулы (Snodgrass, 1975), однако изучение разностных порогов все еще происходит, например, в задачах распознавания высоты звука.

    Методы экспериментирования

    В психофизических экспериментах традиционно использовались три метода проверки восприятия испытуемыми в экспериментах по обнаружению стимулов и обнаружению различий: метод пределов, метод постоянных стимулов и метод приспособления (Снодграсс, 1975).

    Метод пределов

    Вильгельм Вундт изобрел метод пределов. Испытуемый сообщает, обнаруживает ли он или она стимул. В методе возрастания пределов некоторое свойство стимула начинается с такого низкого уровня, что стимул не может быть обнаружен, затем этот уровень постепенно увеличивается до тех пор, пока участник не сообщит, что он осознает его. Например, если в эксперименте проверяется минимальная амплитуда звука, которую можно обнаружить, звук начинается слишком тихо, чтобы его можно было воспринять, и постепенно становится громче. В метод ограничения по убыванию , это наоборот. В каждом случае порогом считается уровень свойства стимула, при котором стимулы только что обнаруживаются.

    В экспериментах восходящий и нисходящий методы используются попеременно, а пороги усредняются. Возможным недостатком этих методов является то, что испытуемый может привыкнуть сообщать о том, что он воспринимает стимул, и может продолжать сообщать таким же образом даже за порогом (ошибка привыкания). И наоборот, субъект может также предвидеть, что стимул вот-вот станет обнаруживаемым или необнаружимым, и может сделать преждевременное суждение (ошибка ожидания).

    Чтобы избежать этих потенциальных ловушек, Георг фон Бекеши в 1960 году в своем исследовании слухового восприятия ввел метод лестницы. В этом методе звук начинается слышимым и становится тише после каждого ответа субъекта, пока субъект не сообщает, что слышит его. В этот момент звук становится громче с каждым шагом, пока субъект не сообщит, что слышит его, после чего он снова постепенно становится тише. Таким образом, экспериментатор может «обнулить» порог.

    Метод постоянных стимулов

    Вместо представления в порядке возрастания или убывания, в методе постоянных стимулов уровни определенного свойства стимула не связаны от одного испытания к другому, а представлены случайным образом. Это не позволяет субъекту предсказать уровень следующего стимула и, следовательно, уменьшает ошибки привыкания и ожидания. Испытуемый снова сообщает, способен ли он обнаружить стимул.

    Метод настройки

    Также называемый методом средней ошибки, метод настройки просит субъекта контролировать уровень стимула, инструктирует его изменять его до тех пор, пока он не станет едва заметным на фоне фонового шума, или такой же, как уровень другого стимула.

    Дискриминация

    В экспериментах по различению экспериментатор пытается определить, в какой момент можно обнаружить разницу между двумя стимулами, например двумя весами или двумя звуками. Испытуемому предъявляется один стимул, например, гиря, и его просят сказать, тяжелее или легче другая гиря (в некоторых экспериментах испытуемый также может сказать, что две гири одинаковы). В точка субъективного равенства (PSE), субъект воспринимает два веса как одинаковые. едва заметная разница (JND), или разница в пределах (DL), представляет собой разницу в стимулах, которую испытуемый замечает в некоторой пропорции p времени (50% обычно используется для p ).

    Методы пределов, постоянных стимулов и корректировки можно использовать для обнаружения различий, попросив испытуемого обнаружить различие между стимулами, а не обнаруживать одиночный стимул.

    Психофизические эксперименты с животными

    За прошедшие годы было проведено множество остроумных экспериментов по изучению психофизических параметров самых разных видов.

    Основная статья: Психофизика животных

    См. также

    • Эксперименты
    • Анализ идеального наблюдателя
    • Важные публикации по психофизике
    • Лимен
    • Фотометрия (оптика)
    • Психометрия
    • Психометрическая функция
    • Сенсация
    • Степенной закон Стивенса
    • Терстон, Луи
    • Закон Вебера–Фехнера

    Ссылки и библиография

    Ключевые тексты

    Книги

    • Gescheider, G.A. (1997) Психофизика: Основы, 3-е изд. Lawrence Erlbaum Associates, Махва, Нью-Джерси.

    Papers

    • Engen, T. (1964) Психофизическое масштабирование интенсивности и качества. Анна. Академик Нью-Йорка наук, 116, 504–516.
    • Снодграсс Дж.Г. 1975. Психофизика. В: Экспериментальная сенсорная психология . Б * Шарф. (Ред.) стр. 17-67.
    • Стивенс С.С. (1950) Математика, измерения и психофизика. В Stevens, SS (ред.), Справочник по экспериментальной психологии. Уайли, Нью-Йорк, стр. 1–49.
    • Стивенс С.С. (1960) Психофизика сенсорной функции. Являюсь. Научная, 48, 226–253

    Дополнительные материалы

    Книги

    Статьи

    • Google Scholar

    Внешние ссылки

    Ссылка

    de:Psychophysik
    da:Psykofysik
    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

    8.2: Психофизические методы — Социальные науки LibreTexts

    1. Последнее обновление
    2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    136299
  • Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).

    • Несколько авторов
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
    Цели обучения

    Различать эксперименты по измерению абсолютных порогов, разностных порогов и оценок магнитуды

    Описать как минимум два различных метода оценки порога

    Понять, что такое подсознательное сообщение

    Объяснить закон Вебера (также называемый законом Вебера-Фехнера)

    Краткий обзор

    Психофизика количественно исследует взаимосвязь между физическими стимулами и ощущениями и восприятиями, которые они вызывают. Психофизика была описана как научное исследование связи между стимулом и ощущением или, более полно, как анализ процессов восприятия путем изучения влияния на опыт или поведение субъекта систематического изменения свойств стимула в одном или нескольких физических измерениях. .

    Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог . Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — рассмотреть, насколько тусклым может быть свет или насколько тихим может быть звук, который все еще может быть обнаружен в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь палочки (чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза) могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62) см. рисунок 8.4.1 ниже.

    Рис. 8.2.1 https://twitter.com/AP_Psychology/status/1094976965004705792/photo/1

    Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Сообщение ниже абсолютного порога недостаточно сильное, чтобы возбудить сенсорные рецепторы, посылающие нервные импульсы в мозг; когда это происходит, этот порог называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем этого. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не означает, что мы подчиняемся этим сообщениям или находимся под сильным влиянием этих сообщений; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 1980; Rensink, 2004; Nelson, 2008; Radel, Sarrazin, Legrain, & Gobance, 2009; Loersch, Durso, & Petty, 2013). .

    Методы оценки порогов

    Когда мы разрабатываем эксперименты, мы должны решить, как мы будем приближаться к пороговой оценке . Вот три распространенных метода:

    • Метод пределов . Экспериментатор может увеличивать интенсивность стимула (или разницу в интенсивности) до тех пор, пока наблюдатель не обнаружит стимул (или изменение). Например, увеличивайте громкость до тех пор, пока наблюдатель не уловит звук. Это интуитивно понятно, но также подвержено предвзятости — предполагаемый порог, вероятно, будет другим, например, если мы начнем с высокого уровня и будем работать вниз, а не начнем с низкого уровня и будем работать вверх.
    • Способ регулировки. Это очень похоже на метод пределов, за исключением того, что экспериментатор дает наблюдателю контроль над корректировкой стимула с инструкциями: «регулировать стимул, пока он не станет отчетливо виден» или «регулировать цвет пятна, пока он не будет соответствовать тесту». пластырь.»
    • Метод постоянных стимулов . Это самый надежный, но и самый трудоемкий. Вы заранее решаете, какие уровни вы собираетесь измерять, выполняете каждый из них определенное количество раз и записываете процент правильных результатов (или количество обнаружений) для каждого уровня. Если вы рандомизируете порядок, вы можете избавиться от предвзятости.

    Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога , порог различия изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зрители получили текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся их экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения разностного порога в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера .

    Закон Вебера приблизительно верен для многих аспектов наших чувств — для восприятия яркости, зрительного контраста, громкости и зрительной оценки расстояния наша чувствительность к изменениям снижается по мере того, как раздражитель становится больше или сильнее. Однако есть много органов чувств, для которых верно обратное: наша чувствительность возрастает по мере увеличения стимула. При поражении электрическим током, например, небольшое увеличение силы удара гораздо заметнее при сильном ударе, чем при малом. Психофизический исследователь по имени Стэнли Смит Стивенс попросил людей оценить величину их ощущений для множества различных видов раздражителей с разной интенсивностью, а затем попытался провести линии через данные, чтобы предсказать сенсорный опыт людей (Stevens, 1967). Он обнаружил, что большинство чувств можно описать степенным законом формы P ∝S n (где P — воспринимаемая величина, ∝ означает «пропорционально», S — величина физического стимула, и n — положительное число). Если n больше 1, то наклон (скорость изменения восприятия) увеличивается по мере увеличения стимула, а чувствительность увеличивается по мере увеличения интенсивности стимула. Такая функция описывается как экспансивная или сверхлинейная. Если n меньше 1, то наклон уменьшается по мере увеличения стимула (функция «переворачивается»). Эти ощущения описываются как компрессионные. Закон Вебера верен только (приблизительно) для компрессионных (сублинейных) функций; Степенной закон Стивенса полезен для описания более широкого диапазона чувств, см. рис. 8.4.2 ниже.

    Рис. 8.2.2 Различные сенсорные системы демонстрируют разные отношения между воспринимаемой величиной и интенсивностью стимула. Иногда имеет смысл не принимать во внимание или игнорировать увеличение интенсивности стимула выше определенной точки; компрессионные сенсорные модальности с показателем степени менее 1 достигают этого. В других случаях нам нужна повышенная чувствительность к стимулам повышенной интенсивности; экспансивные сенсорные модальности, описываемые степенным законом с показателем больше 1, достигают этого. Однако не всякое восприятие нелинейно; некоторые чувства лучше всего описываются линейной зависимостью между стимулом и восприятием.

    И Степенной закон Стивенса , и Закон Вебера верны лишь приблизительно. Они полезны для описания в общих чертах того, как наше восприятие стимула зависит от его интенсивности или размера. Они редко бывают точными для описания восприятия стимулов, близких к абсолютному порогу обнаружения. Тем не менее, они полезны для описания ожидаемой реакции людей на обычные повседневные раздражители.

    Краткий обзор ощущений и восприятия:

    Мир, каким мы его воспринимаем, чаще всего мультимодален, включая комбинации наших чувств в один перцептивный опыт. Комбинация органов чувств, которая позволяет нам наслаждаться аспектами нашей повседневной жизни, требует, чтобы наши чувства были интегрированы. Интересно, что мы на самом деле более сильно реагируем на мультимодальные стимулы по сравнению с суммой каждой отдельной модальности вместе, эффект, называемый супераддитивным эффектом мультисенсорной интеграции . Это может объяснить, как вы все еще можете понять, что говорят вам друзья на громком концерте, если вы можете получать визуальные подсказки, наблюдая за их речью. Если бы вы вели тихую беседу в кафе, вам, скорее всего, не понадобились бы эти дополнительные сигналы. Поскольку мы способны обрабатывать мультимодальные сенсорные стимулы, и результаты этих процессов качественно отличаются от результатов одномодальных стимулов, справедливо предположить, что мозг делает что-то качественно иное, когда они обрабатываются. С середины 19 века накапливается все больше доказательств.90-х по нейронным коррелятам мультисенсорной интеграции .

    Атрибуция
    • Разделы «Психофизические методы», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Open Stax»; https://cnx. org/contents/[email protected]:K-DZ-03P@12/5-1-Sensation-versus-Perception
    • Разделы «Психофизические методы», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Википедии»;
    • Разделы «Психофизические методы», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Психофизических методов»; https://pressbooks.umn.edu/sensationandperception/chapter/psychophysical-methods/

    Ссылки

    Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Кунст-Уилсон, В. Р., и Зайонц, Р. Б. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука, 207, 557–558.

    Нельсон, М. Р. (2008). Скрытые уговоры: тогда и сейчас. Журнал рекламы, 37 (1), 113–126.

    Окава, Х., и Сампат, А. П. (2007). Оптимизация передачи однофотонного ответа в биполярном синапсе типа «палочка-палочка». Физиология, 22, 279–286.

    Радель, Р., Саррацин, П., Легрен, П., и Гобансе, Л. (2009). Подсознательная подготовка мотивационной ориентации в образовательных учреждениях: влияние на успеваемость, обусловленное внимательностью. Журнал исследований личности, 43 (4), 1–18.

    Ренсинк, Р. А. (2004). Визуальное восприятие без видения. Психологическая наука, 15, 27–32.

    Стейнгримссон, Р.; Люс, Р. Д. (2006). «Эмпирическая оценка модели глобальных психофизических суждений: III. Форма для психофизической функции и фильтрации интенсивности». Журнал математической психологии . 50 : 15–29. doi:10.1016/j.jmp.2005.11.005

    Стивенс С.С. (1957). О психофизическом законе. Психологический обзор 64 (3): 153–181. PMID 13441853


    Эта страница под названием 8.2: Психофизические методы распространяется под смешанной лицензией и была создана, изменена и/или курирована несколькими авторами (Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *