Психофизиологические функции это: 1. Психофизиологические функции

2.3. Психофизические функции

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет де­ятельность, нельзя забывать, что этот субъект представ­ляет собой одновременно и организм с высокоорганизо­ванной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п. По существу, психология никогда об этом и не забывала, но ей не удавалось органически включить работу мозговых механизмов в психическую деятельность. Эта работа рас­сматривалась, например, В. Вундтом параллельно с ана­лизом процессов сознания. Под психофизиологическими функциями в теории де­ятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способнос­тей нашего организма, такие, как способности к ощуще­нию, к образованию и фиксации следов прошлых воз­действий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях.

К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, ко­торые созревают в течение первых месяцев жизни.

Понятно, что граница между операциями-автоматиз­мами и психофизиологическими функциями достаточно условна, и здесь повторяется та же трудность четкого разделения соседних уровней, которая встречалась при обсуждении отношения операций и действий. Однако, несмотря на это психофизиологические функции выде­ляются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера. Они достаются субъекту де­ятельности, так сказать, от природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

Как же «вписываются» психофизиологические функ­ции в деятельность? Можно сказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Возьмем для примера память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими.

Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иног­да — просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковский синдром» (по имени выдающегося русского психиатра С. С. Корсакова, впервые его описавшего). Она состоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такие больные могут, например, несколько раз в день поздо­роваться с врачом, не помнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

Очевидно, что если бы такой больной попытался спе­циально заучить какой-нибудь текст, то он тут же забыл бы не только этот текст, но и сам факт заучивания.

Итак, можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и поста­новка самих задач.

Уровень психофизиологических функций.


Обратная связь

Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение (способности организма: к ощущению, моторная способность и др.) протекания психических процессов. Отличаются от операций тем, что находятся на органическом уровне (являются необходимыми предпосылками и средствами).

 

Типы, виды, формы деятельности:

1. Типы Д – это типы отношений субъекта к объекту:

а) практическая (преобразование мира в соответствии с целями)

б) познавательная (понимание объективных законов существования мира)

в) эстетическая (оперированиеобразами, представлениями о предметах)

2. Внутри каждого типа Д выделяются виды Д – в зависимости от мотивов (игровая, учебная, трудовая Д и мн. др.).

3. Выделяются две формы Д:

а) внешняя (чувственно-предметная, материальная деятельность)

б) внутренняя (скрытая от прямого наблюдения Д субъекта с образами объектов).

Внутренняя деятельность:

имеет принципиально то же строение, что и у внешней деятельности, но отличается формой протекания. Внутренняя деятельность также побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами. А вместо реального продукта получается мысленный результат.

произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. В умственном плане отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе. Весь процесс протекания проходит намного быстрее.



Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность избежать грубых, роковых ошибок.

 

Свойства Д. (по Леонтьеву):

— осознанность;

— целенаправленность;

— предметность;

— социальный характер

 

Закономерности развития Д (по Давыдову):

1. существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.).

2. ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).

3. различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни(поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой, трудом, спортом и т.д.).

4. каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.

 

Д как объяснительный принцип.

Развитие психики.

Психика возникает в связи с необходимостью ориентировки Д субъекта в дискретной (дробной, неоднородной) среде обитания. Развитие психики связано с развитием деятельности. Источник развития психики – противоречие между особенностями среды и содержанием отражения.

Основные стадии развития психики:

Стадия Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
1. Элементарная (сенсорная) Предметная среда Свойства среды, предмета Ощущения Инстинкт (безусл. рефлекс). Преобладаниеинстинктивного (видового) поведения. Достижение животным результата тесно связано со способом его достижения. Пример – опыт А.Н. Леонтьева с американским сомиком (ниже)
2. Перцептивная Среда отношениймежду предметами Различение предметов в форме образа Образы Навык (усл. рефлекс). Преобладаниеиндивидуально-изменчивого поведения. Появление операций
3. Интеллект И среда – отношений между предметами и содержание отражения – отношения между предметами (нет противоречия) Предметные ситуации, функциональные понятия Появление двухфазного поведения (подготовка, реализация) -интеллектуальное поведение.

 

Психические процессы.

Эльконин Д.Б.. Решающую роль в психологических новообразованиях играет деятельность. Ведущая Д– это Д, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Период Ведущая деятельность
Младенчество (2-12 месяцев) Непосредственное эмоциональное общение c близким взрослым
Ранний возраст (1-3 года) Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия.
Дошкольный (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра.
Младший школьный (7-11 лет) Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).
Младший подростковый возраст (12-15 лет) Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.
Старший подростковый возраст (15-17 лет) Учебно-профессиональная.

 

Зинченко П.И.. Непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Лучше запоминается то, что имеет отношение к «цели» деятельности (а не просто находящееся в поле зрения).

П. Я. Гальперин. Анализ отношения между внутренней и внешней Д привел к гипотезе поэтапного формирования умственных действий. Основной тезис: «психическая Д. есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий». Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д …».

 

Д и личность.

Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений.Личность человека производится/создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей (иерархия мотивов – по Капустину). Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект.

Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура:

Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (этот уровень по А.Н. Ленотьеву характеризует понятие индивид).

Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.

Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).




ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПОНТАННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У КОМБАТАНТОВ. Калныш В. В., Швец А. В., Мальцев А. В.

https://doi.org/ 10.33573/ujoh3018. 02.029

Калниш В. В., Шветс А. В., Малсев.0011

Украинская военно-медицинская академия, г. Киев

Полная статья (PDF), UKR

Введение . Продолжительность и динамика трансформации функционального состояния при восстановлении психофизиологических функций комбатантов неодинаковы, так как зависят от условий зоны вооруженного конфликта, интенсивности перенесенных стрессов, исходного уровня функционального состояния военнослужащего до направления на фронт. район операции и т. д. Поэтому крайне важно тщательно проанализировать процесс самопроизвольного выздоровления военнослужащих после выхода из этой зоны и дальнейшего выполнения ими своих служебных обязанностей.

Цель исследования – оценка и прогнозирование динамики восстановления психофизиологических функций условно здоровых военнослужащих, принимавших непосредственное участие в боевых действиях и продолживших профессиональную деятельность после возвращения из зоны вооруженного конфликта.

Материалы и методы. При анализе результатов анкетирования были охвачены несколько групп военнослужащих в возрасте от 20 до 35 лет: 1-я группа, не принимавшие участие в зоне проведения операции Объединенных сил (ООС) (54 человека), 2-я группа, чей срок службы не менее 1 месяц после возвращения из зоны ООС (52 человека), 3 группа, срок службы которых на момент возвращения из зоны ООС составлял от 1 до 3 месяцев (34 человека), 4 группа, срок службы которой после возвращение из зоны ООС было от 3 месяцев и более (46 человек). Для оценки индивидуально-типологических функций нервной системы изучали показатели функциональной подвижности нервных процессов и силы нервных процессов, а также характеристики реакции на движущийся объект для оценки психодинамических функций. Исследование вегетативной нервной системы проводилось в соответствии с общепринятыми стандартами анализа вариабельности сердечного ритма.

Результаты . На основании анализа динамики уровня психофизиологических функций военнослужащих установлено наличие различных механизмов спонтанного восстановления психофизиологических функций после пребывания в зоне боевых действий. На основании этих закономерностей можно предположить, что механизмы адаптации к действию избыточного стресса у этих лиц также существенно различаются. Выявлено наличие значимого влияния фактора времени на процесс спонтанного восстановления психофизиологического состояния после участия в зоне ООС по данным регуляции сердечного ритма исследуемых групп (p Выводы. Доказано, что военнослужащих следует считать как разнородный контингент, состоящий из двух групп, отличающихся своими профессионально важными психофизиологическими функциями на этапе, предшествующем участию в боевых действиях.Военнослужащие с низкими психофизиологическими показателями, а также те, у которых спонтанное восстановление психофизиологического состояния было кратковременным, можно отнести к группам повышенного риска по проведению вторичного психофизиологического отбора Восстановление психофизиологических функций и регуляции сердечного ритма имеют одинаковую тенденцию у всех обследованных военнослужащих, восстановление регуляции сердечного ритма у группе с более высокими психофизиологическими показателями происходит быстрее, а восстановление самих психофизиологических функций различается по своей структуре и уровню (простые психодинамические функции восстанавливаются неодинаково, тогда как смешанные индивидуально-типологические функции восстанавливаются более одинаково). Разработана модель поддержки принятия решений для прогнозирования реакции на потенциально травмирующие события; позволяет отнести военнослужащего, еще не побывавшего в потенциально травмоопасных условиях боевой обстановки, к группам с разным процессом восстановления психофизиологического состояния.

Ключевые слова: психофизиологическое состояние, работоспособность, операция объединенных сил, вооруженная агрессия, восстановительный период

Список литературы

  1. Калныш В.В., Швец А.В. (2008), «Совершенствование методики определения психофизиологических характеристик операторов», Украинский журнал гигиены труда, 4, 49–54.
  2. Калныш В.В., Пышнов Г.Ю. и Швец А.В. (2017), «Чтобы душу вылечить», Оборонный вестник, 3, 20–25.
  3. Кочина М.Л., Фирсов А.Г. (2010), «Многофункциональный прибор для проведения психофизиологических исследований», Прикладная радиоэлектроника, 9 (2), 260–265.
  4. Кочина М.Л. и Каминский А.А. (2010), «Компьютерный ритмограф», Радиотехника, 160, 263–267.
  5. Тринка И. С., Ещенко В. И., Канныш В. В., Пышнов Г. Ю. (2017), «Сохраним здоровье солдата», Оборонный вестник, 7, 24–29.
  6. Тринка И. С., Калныш В. В., Швец А. В., Мальцев О. В. (2016), «Особенности влияния факторов боевой обстановки на военнослужащих», Вийскова медицина Украины, 2, 73–80.
  7. Чайковский И. А. и Файзильберг Л. С. (2009), Медицинские аспекты применения устройства «Фазаграф» в клинической практике и в домашних условиях, Киев, Украина.
  8. Шойгу Ю.С. (ред.) (2007), Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных, Смысл, Москва.
  9. Халафян А. А. (2007), СТАТИСТИКА 6. Статистический анализ данных: учебник, (3-е изд.), Бином Пресс, Москва, Россия.
  10. Чарльз В.Н. (2015), «Измерение долгосрочного воздействия военной службы в зоне боевых действий на поколения и изменение определений посттравматического стрессового расстройства», JAMA Psychiatr, 72 (9), 861–862. https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2015.1066
  11. Клементе-Суарес В. Дж., Паломера Р. Р. и Роблес-Перес Дж. Дж. (2017), «Психофизиологическая реакция на острые стрессовые боевые ситуации у профессиональных солдат», Стресс и здоровье, 33 (4), 861–862.
  12. Дрискелл Дж. Э. и Салас Э. (2013), «Стресс и работоспособность человека», Psychology Press, 89.–126.
  13. Левицки П. и Хилл Т. (2006 г.), «Статистические методы и приложения. Полный справочник по науке, промышленности и интеллектуальному анализу данных», Талса, О.К., StatSoft Inc., США

ORCID ID соавторов и их вклад в подготовку и написание статьи:

Канныш В.В. (ORCID ID 0000-0002-5033-6659) — оценка индивидуально-типологических функций нервной системы военнослужащих — участников боевых действий, оценка полученных результатов, формирование выводов;
Швец А.В. (ORCID ID 0000-0002-9461-7129) — исследование и оценка состояния вегетативной нервной системы военнослужащих, участвующих в боевых действиях; разработка модели поддержки принятия решений по прогнозированию реакций на потенциально травмирующие события, формирование выводов;
Мальцев О. В. (ORCID ID 0000-0002-5432-8701) — изучение уровня психофизиологических функций военнослужащих, обзор литературы по теме работы, проведение статистической обработки полученных данных, формирование выводов.

Психофизиология: исследования, измерения и примеры

Наши эмоции не только управляют нашими когнитивными процессами и способствуют памяти, но и наши сознательные убеждения также формируют наше восприятие. Например, простое знание цены вина влияет на то, насколько оно нравится нашим чувствам и какое удовольствие мы получаем от него (1). Человеческий разум сложнее, чем могут охватить Системы 1 и 2, и психофизиология предоставляет нам ценные инструменты для изучения процессов, которые могут быть недоступны для сознательного мышления.

Что такое психофизиология?

Когда речь заходит о биометрических исследованиях, люди чаще всего связывают ее с поведенческой неврологией. Однако когда мы изучаем электродермальную активность, вариабельность сердечного ритма или даже префронтальную асимметрию, более точным термином для использования будет психофизиология.

Психофизиология относится к нисходящему подходу в нейронауках с упором на то, как психологические, социальные и поведенческие явления связаны с физиологическими событиями и принципами и раскрываются через них (2). Другими словами, когда мы измеряем реакцию проводимости кожи респондентов или любую другую физиологическую реакцию в этом отношении, мы фокусируемся не на изолированных компонентах тела, а скорее на взаимодействии между человеком и окружающей средой, предполагая, что эта информация может пролить некоторый свет. свет на человеческий разум.

Психофизиология рассматривает разум как имеющий физический субстрат, и, поскольку он предлагает инструменты для добычи информации о бессознательных и неописываемых процессах, он может существенно способствовать нашему пониманию познания, эмоций и поведения (там же). Интересная демонстрация физических субстратов эмоций связана с темой аффективного слепого зрения, когда пациенты с повреждением первичной зрительной коры не могут сообщать о каких-либо зрительных стимулах, но надежно реагируют на свою эмоциональную валентность (по данным фМРТ и ЭЭГ) ( 3) и даже имитировать выражение лица, которому они подвергаются (4).

Психофизиология, несомненно, является широкой областью, где каждый подход несет в себе важные методологические соображения, а также большое количество литературы. Вместо того, чтобы углубляться в различные методологии, цель здесь состоит в том, чтобы представить некоторые всеобъемлющие принципы и примеры, связанные с этой увлекательной дисциплиной.

Триединый мозг, эмоции и познание

Говоря о чем-то сложном мозге, полезно обратиться к концепции «триединого мозга» Маклина и провести различие между тремя слоями, основанными на эволюции, — мозг рептилий, млекопитающих и мозг приматов ( 5). Мозг рептилий, старейший с точки зрения его эволюционного происхождения, контролирует деятельность по выживанию, такую ​​как дыхание, частоту сердечных сокращений и равновесие (6).

Мозг млекопитающих расположен над мозгом рептилий и состоит в основном из системы областей мозга, называемой лимбической системой. Он развился, чтобы реагировать на эволюционное давление млекопитающих, и, как описано Дж. Панксеппом, включает в себя различные эмоциональные системы, каждая из которых имеет отдельную «схему подключения». Четыре основные системы эмоций, которые появляются вскоре после рождения у всех млекопитающих, включают поиск, страх, ярость и панику, а по мере развития млекопитающего также включаются системы вожделения, заботы и игры (7). В соответствии с эволюционной обусловленностью лимбическая система скорее будет «в безопасности, чем в сожалениях», что объясняет, почему связанные со страхом или иным образом значимые стимулы сразу же привлекают внимание и запускают автоматические телесные реакции (8).

Лимбическая система также играет важную роль в человеческих эмоциях, и ее влияние проявляется в отношении регулирования валентности и значимости. Подобно тому, как голодные люди находят сигналы, связанные с едой, более заметными и позитивно окрашенными, люди с зависимостями имеют более позитивные оценки (9) и повышенную реакцию на стимулы, связанные с наркотиками (10). Однако желание не всегда сочетается с симпатией, особенно когда речь идет о зависимостях. Предвосхищающий компонент вознаграждения (желание) относится к значимости стимула, тогда как завершающий компонент (приятность) связан с гедонистическим воздействием. Эти компоненты вознаграждения фактически диссоциированы как на психологическом, так и на нейробиологическом уровнях (11).

Мозг приматов, также называемый неокортексом, развился совсем недавно в нашей эволюционной истории. Он не только контролирует выражение эмоций, возникающих в лимбической системе, но также позволяет нам адаптироваться к динамичной среде и общаться, используя более тонкий эмоциональный репертуар. Наши сложные когнитивные, лингвистические, двигательные, сенсорные и социальные способности происходят из процессов этого внешнего слоя головного мозга (6), однако на эти процессы более высокого уровня по-прежнему влияют лежащие в их основе эмоциональные системы и телесные процессы.

Гипотеза соматических маркеров Дамасио (12) предполагает, что сложные человеческие рассуждения и принятие решений управляются эмоциональными процессами. Более конкретно, на процессы более высокого уровня влияют маркерные сигналы, возникающие в биорегуляторных процессах и выражающиеся в эмоциях и чувствах. В соответствии с этой теорией Бечара и Дамасио также предложили нейронную теорию экономических решений, согласно которой эмоциональные системы предоставляют ценные неявные или явные знания для принятия быстрых и выгодных решений (13).

Автоматические и контролируемые процессы

Предпосылка , что как явные, так и неявные знания могут влиять на процессы более высокого уровня, указывает на то, что у нас нет сознательного доступа ко всему, что происходит в нашем уме. На самом деле, почти все когнитивные задачи, а также зрение и рабочая память имеют как сознательные, так и бессознательные или отчетливые и нерегистрируемые компоненты. Концепция сознания тесно связана с контролируемыми и автоматическими процессами, где первые можно описать как последовательные и требующие усилий, а вторые — как параллельные и не требующие усилий (14).

Означает ли это, что мы можем рассматривать разум как состоящий из двух противоположных систем, где первую можно охарактеризовать как эффективную, непреднамеренную, неконтролируемую и бессознательную (Система 1), а вторую как неэффективную, преднамеренную, контролируемую и сознательную (Система 2 )?

За последние десятилетия и после публикации бестселлера Д. Канемана «Думай быстро и медленно» эта типология двойного процесса быстро приобрела популярность. Критики двухсистемных теорий, однако, отмечают, что такие схемы не имеют эмпирической поддержки, противоречат общепризнанным выводам и внутренне непоследовательны (15) (16). Еще один аргумент против типологии двойного процесса состоит в том, что невозможно связать воедино все атрибуты, связанные с системами 1 и 2 соответственно (17), а также существует множество свидетельств различных несоответствий между различными функциями обработки (16).

Кроме того, нейровизуализирующее исследование, посвященное выбору и стратегическим предпочтениям в задаче принятия решений, показало, что упрощенный выбор, основанный на эвристике, был связан с когнитивными системами мозга более высокого порядка, тогда как обдуманный выбор, максимизирующий выгоды или минимизирующий потери, был связан с низшим порядком. , эмоциональные системы (18). Эти результаты противоречат предсказаниям двухсистемных теорий, поэтому предполагается, что структура может быть чрезмерно упрощенной или даже вводящей в заблуждение (19).). Таким образом, нам следует остерегаться выводов о том, что обязательно существуют только две системы. Человеческий мозг, вероятно, будет более сложным, чем это.

Чему нас научила психофизиология?

Напомним, что психофизиология основана на рассмотрении взаимодействий организма и окружающей среды, и основное внимание уделяется высшим когнитивным процессам, на которые, в свою очередь, влияют эмоциональные системы. Как же тогда психофизиология способствовала нашему пониманию человеческого разума?

Прежде всего, мы знаем, что избирательное внимание обычно приводит к сознательному осознанию, которое, в свою очередь, позволяет изучать и формулировать эпизодические и декларативные воспоминания. Различные исследования показали, что повышенное эмоциональное возбуждение во время события приводит к более сильным воспоминаниям — это относится к пугающим видеоклипам (21), а также к возбуждающим словам (22).

Определяя внимание как способность выбирать информацию для познавательных целей, мы можем различать произвольное и автоматическое внимание, которые в реальном мире обычно смешиваются. Произвольное внимание участвует в подготовке и применении целенаправленного выбора стимулов и ответов, в то время как система автоматического внимания специализирована на обнаружении релевантных для поведения, существенных и неожиданных стимулов (6). В соответствии с этим было показано, что на самых ранних стадиях зрительной системы мы не можем различать большие буквы Т и Л, но при тех же условиях мы можем обнаруживать животных или транспортные средства в новых сценах (23). Кроме того, при выполнении задачи визуального поиска участники находят такие объекты, как пауки или змеи, намного быстрее, чем цветы и грибы, что позволяет предположить параллельный поиск целей, связанных со страхом, и последовательный поиск целей, не связанных со страхом (24).

Помимо объективных сигналов окружающей среды, наши воспоминания и субъективные убеждения также влияют на то, как мы воспринимаем различные раздражители и реагируем на них. Известное исследование, сравнивающее нейронные корреляты потребления кока-колы и пепси, показало, что воздействие марки кока-колы запускает активацию в областях мозга, которые связаны с предвзятым поведением, основанным на аффекте (25). Точно так же, когда людей заставляют поверить, что они пьют более дорогое вино, они не только сообщают, что оно вкуснее, но и более активны области мозга, которые кодируют ощущение удовольствия (26).

Как упоминалось ранее, психофизиология изучает сознание как имеющее физический субстрат, и по мере развития технологий и исследований также будут углубляться и расширяться прозрения. Исследование ЭЭГ, проведенное в 1990 году, уже могло сказать нам, что просмотр настоящих улыбок (Дюшенна) по сравнению с притворными улыбками вызывает более сильную мотивацию приближения (27). Более поздние применения ЭЭГ показали, что мы также можем использовать ее для прогнозирования различных форм поведения, таких как решения потребителей о покупке (28), готовность платить (29). ) и даже кассовые сборы фильмов (30).

Хотите узнать больше об одном из методов, используемых в психофизиологических исследованиях? Загрузите наш бесплатный карманный справочник по ЭЭГ.

Источники:

[1] Плассманн, Х., О’Доэрти, Дж., Шив, Б., и Рангель, А. (2008). Маркетинговые действия могут модулировать нейронные представления о переживаемом удовольствии. Труды Национальной академии наук , 105 (3), 1050-1054.

[2] Качиоппо, Дж. Т., Тассинари, Л. Г., и Бернтсон, Г. (ред.). (2007). Справочник по психофизиологии . Издательство Кембриджского университета.

[3] де Гелдер, Б., и Тамиетто, М. (2007). Аффективное слепое зрение. Scholarpedia , 2 (10), 3555.

[4] Тамиетто М., Кастелли Л., Вигетти С., Пероццо П., Джеминиани Г., Вайскранц Л. и де Гелдер, Б. (2009). Невидимые выражения лица и тела вызывают быстрые эмоциональные реакции. Труды Национальной академии наук , 106 (42), 17661-17666.

[5] MacLean, PD (1990). Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях. Springer Science & Business Media.

[6] Баарс, Б.Дж., и Гейдж, Н.М. (2010). Познание, мозг и сознание: Введение в когнитивную нейронауку. Академическая пресса.

[7] Панксепп, Дж. (2004). Аффективная нейробиология: основы эмоций человека и животных. Издательство Оксфордского университета.

[8] Оман, А., и Минека, С. (2001). Страхи, фобии и готовность: к развитому модулю страха и обучения страху. Психологический обзор , 108 (3), 483

[9] Могг, К., Брэдли, Б.П., Филд, М., и Де Хаувер, Дж. (2003). Движения глаз к изображениям, связанным с курением у курильщиков: взаимосвязь между искажениями внимания и неявными и явными мерами валентности стимула. Добавление , 98 (6), 825-836.

[10] Каливас П.В. и Волков Н.Д. (2005). Нейронная основа зависимости: патология мотивации и выбора. Американский журнал психиатрии , 162 (8), 1403-1413.

[11] Берридж, К.С., Робинсон, Т.Е., и Олдридж, Дж.В. (2009). Анализ компонентов вознаграждения: «нравится», «желание» и обучение. Текущее мнение по фармакологии , 9 (1), 65-73.

[12] Дамасио, А. Р. (1996). Гипотеза соматических маркеров и возможные функции префронтальной коры. Фил. Транс. Р. Соц. Лонд. B , 351 (1346), 1413-1420.

[13] Бечара, А., и Дамасио, А. Р. (2005). Гипотеза соматических маркеров: нейронная теория экономических решений. Игры и экономическое поведение , 52 (2), 336-372.

[14] Шнайдер, В. (2009). Автоматизм и сознание. У. Бэнкс (ред.), Энциклопедия сознания (стр. 83–92)

[15] Керен Г. и Шул Ю. (2009). Два не всегда лучше, чем один: критическая оценка двухсистемных теорий. Перспективы психологической науки , 4 (6), 533-550.

[16] Мельникофф, Д. Э., и Барг, Дж. А. (2018). Мифическое число два. Тенденции в когнитивных науках , 22 (4), 280-293.

[17] Evans, JSB (2008). Счета с двойной обработкой рассуждений, суждений и социального познания. год. Преподобный Психолог. , 59 , 255-278.

[18] Венкатраман, В., Пейн, Дж. В., Беттман, Дж. Р., Люс, М. Ф., и Хюттель, С. А. (2009). Отдельные нейронные механизмы лежат в основе выбора и стратегических предпочтений при принятии рискованных решений. Нейрон , 62 (4), 593-602.

[19] Плассманн, Х., Венкатраман, В., Хюттель, С., и Юн, К. (2015). Потребительская нейробиология: приложения, проблемы и возможные решения. Journal of Marketing Research , 52 (4), 427-435.

[20] Корбетта, М., и Шульман, Г.Л. (2002). Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Nature обзоры нейронауки , 3 (3), 201.

[21] Кэхилл, Л., Хайер, Р. Дж., Фэллон, Дж., Алкир, М. Т., Танг, К., Киатор, Д., … & Макго, Дж. Л. (1996). Активность миндалевидного тела при кодировании коррелировала с долговременным свободным воспроизведением эмоциональной информации. Труды Национальной академии наук , 93 (15), 8016-8021.

[22] Шарот Т. и Фелпс Э. А. (2004). Как возбуждение модулирует память: распутывание эффектов внимания и удержания. Когнитивная, эмоциональная и поведенческая неврология 4 (3), 294–306.

[23] Ли, Ф. Ф., Ван Руллен, Р., Кох, К., и Перона, П. (2002). Быстрая категоризация естественных сцен при полном отсутствии внимания. Труды Национальной академии наук , 99 (14), 9596-9601.

[25] Оман, А., Флюкт, А., и Эстевес, Ф. (2001). Эмоции привлекают внимание: обнаружение змеи в траве. Журнал экспериментальной психологии: общий , 130 (3), 466.

[26] МакКлюр, С. М., Ли, Дж., Томлин, Д., Сайперт, К. С., Монтегю, Л. М., и Монтегю, П. Р. ( 2004). Нейронные корреляты поведенческого предпочтения культурно знакомых напитков. Нейрон , 44 (2), 379-387.

[27] Экман П., Дэвидсон Р. Дж. и Фризен В. В. (1990). Улыбка Дюшенна: эмоциональное выражение и физиология мозга: II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *