Глава 5 Психофизиология восприятия
В. Саар. Наблюдение (Science. 1998. March/April).
116
Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств. Человек, как и другие высшие животные, получает информацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о наличии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря раннему обучению в критический период формирования систем восприятия (см. гл. 20). Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обратную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощущений.
Иллюстрацией к сказанному может быть следующий эксперимент. Взрослым испытуемым надевали очки, переворачивающие изображение. Оказалось, что люди, которые могли двигаться в пространстве, уже через неделю научились видеть неперевернутое изображение в этих очках. Те же испытуемые, которые находились в кресле и rie могли перемещаться, не сумели приспособиться к восприятию неперевернутых объектов в линзах, переворачивающих изображение. Таким образом, восприятие чрезвычайно чувствительно к возможности человека проверять собственные ощущения в деятельности.
Восприятие внешних объектов не является простым их копированием, т. е. внутренний образ предмета не идентичен самому предмету, потому что состояние организма в этот момент, предыдущий опыт взаимодействия с этим объектом, субъективное отношение к нему меняют результат восприятия (рис. 5.1).
Восприятие включает внутреннюю обработку сенсорной информации и внутренний код, необходимый для этой цели.
Носителями кода являются нейроны. Код складывается как из порядка следования импульсов нейронов, так и из пространственной организации этих нейронов. Код, таким об-119
Рис. 5.3. Параллелизм обработки информации (Хелд, Ричарде, 1972)
разом, является внутренним пространственно-временным выражением приходящих извне сигналов, которые и представляют собой сенсорную информацию.
Сенсорная информация об объекте может меняться, но мозг продолжает, несмотря на это, воспринимать все тот же объект. Этот феномен называется константностью. Например, длина волны света, отраженного от поверхности стола, зависит от освещения, однако для мозга его цвет остается одним и тем же в разное время суток. Проекция лица говорящего собеседника на сетчатку
Рис. 5.2. С. Дали. Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера. В центре картины изображены две маленькие монахини, стоящие плечом к плечу. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, их фигуры — в его нос, а белые части одежды у талии — в его подбородок (Линдсли, Норман, 1974).
сительно глаза, но мозг оценивает его истинный размер, хотя расстояние может постоянно меняться, например, при восприятии качающихся качелей.
Можно заключить, что задача мозга состоит в том, чтобы вычленять постоянные (инвариантные) признаки объектов из непрерывно меняющегося потока поступающей
от них информации. Интерпретация сенсорной информации основана на ощущениях, но для осознания увиденного нервной системе недостаточно просто анализировать стимуляцию от рецепторов, она активно конструирует видимый мир (рис. 5.2).
Организм
не в состоянии обработать абсолютно
все приходящие извне сигналы.
Только в зрительной системе более 1
млн. каналов. Если предположить, что
каждые десять из них работают независимо,
то при максимальной частоте
импульсации, равной 100 импульсам в
секунду, нейронные каналы смогут
пропустить
до 10
«Почему мотыльки летят на свет?» — Дмитрий Сатин о психологии восприятия и психофизиологии пользователей интерфейсов — Дизайн на vc.ru
Вы читаете конспект выступления Дмитрия Сатина на конференции UX Марафон. Дмитрий Сатин — инженерный психолог, основатель компании USABILITYLAB и экс Советник Министра Связи — работает в области юзабилити и UX с 1997 года.
1097 просмотров
По ходу текста я также ссылаюсь на психологические принципы дизайна интерфейсов, известные под названием Mental Notes (Заметки о психике). Эти психологические принципы сформулировал и собрал воедино Стефен Андерсон, автор книги «Приманка для пользователей», а мы с Ринатом Шайхутдиновым перевели карты на русский язык.
Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉
Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook.
“Восполнить понятийный провал”
Такую цель обозначил Дмитрий для своего выступления.
В качестве базы Дмитрий рекомендует лекции Валерия Викторовича Петухова, психолога, кандидата психологических наук, лектора МГУ.
Психология познания: элементы
Сначала, Дмитрий “причесывает” понятия и выделяет в психологии познания 4 ветви (см. рис.).
Психология восприятия “зарыта” где-то там, внутри процессов. Разбираемся вместе с Дмитрием:
Универсальные процессы (сквозные)
Эти процессы участвуют в осуществлении любой деятельности — не только познания:
Память
Включает три этапа: запечатление -> сохранение -> воспроизведение. Упрощенно: сначала мы видим объект, потом выделяем ему место в памяти, а затем — вытаскиваем из памяти.
Дмитрий говорит, что память не сосредоточена в мозге: к примеру, мы можем записать информацию на листочке (то есть перенести из мозга на носитель), а потом достать листочек — и вспомнить информацию. Листочек в данном случае будет некой подсказкой — триггером, запустившим процесс вспоминания.
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Сигнал к действию — о триггерах в интерфейсе, напоминающих пользователю о действии
- Принцип узнавания через напоминание — о том, что человеку легче припомнить знакомый вариант из списка (скажем, из выпадающего меню), чем ввести что-то по памяти в пустое поле.
- Прайминг — о том, что небольшие визуальные подсказки рождают у нас в мозгу определенные ассоциации, посредством которых мы можем управлять поведением пользователей.
Внимание
Выделяем 2 процесса: отбор и удержание.
Упрощенно: рассмотрим летящий самолет. Пока он взлетает, мы видим его крупно (осуществляем “отбор” этого объекта в область внимания). Мы следим за самолетом взглядом и видим его даже когда он уже едва различим (осуществляем удержание). Но стоит отвести взгляд — и нам уже не найти на небе тот далекий самолет.
Применительно к интерфейсам: Когда пользователь заходит на страницу, его мозг калибрует, сканирует страницу и “отбирает” ту область, которая его интересует. Если интерфейс сложный (много рабочих областей) можно облегчить пользователю “удержание” фокуса — например, немного затемнить остальные рабочие области интерфейса.
Воображение
По сути — моделирование будущего на основании существующих знаний.
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Стереотип “Знакомое — надежнее” — о том, что когда мы видим новый продукт, мы сомневаемся в нем просто потому, что не знакомы с ним. Чтобы помочь пользователю “смоделировать” образ продукта, нужно провести аналогии со знакомыми ему вещами.
- Концептуальные метафоры — нам проще понять новую идею, связав ее чем-то подобным, уже существующим в нашей реальности.
Познавательные процессы
Процессы, относящиеся непосредственно к познанию:
Ощущения
Мы получаем ощущения посредством разных органов чувств, особенно зрения. Зрение не идеально — поскольку совершенно разные объекты могут давать одну и ту же проекцию на глаз (“сетчаточный образ”).
Ощущения рассматриваем в контексте порога чувствительности в 2 плоскостях:
Верхний и нижний пороги чувствительности
Наш интерфейс и его элементы должны попадать между верхним и нижним порогами чувствительности. Упрощенно: слишком тихий звук — не слышно (нижний порог чувствительности слуха), слишком высокая яркость — больно глазам (верхний порог чувствительности зрения).
Применительно к интерфейсам: Например, не писать серым текстом по белому фону — не видно.
Разностный порог чувствительности
Способность заметить изменение в рамках пределов чувствительности. Человек видит разницу, если изменение составляет ⅓ от эталона. Иначе разница трудноразличима.
Применительно к интерфейсам: Когда шкала прогресса движется слишком медленно, непонятно: идет ли процесс, или это твое воображение рисует движение шкалы?
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Эффект относительности времени — о важности шкалы прогресса и прелоадера в интерфейсе: если людям приходится ждать, нужно создать ощущение движения вперед.
Кроме того, Дмитрий высказывает гипотезу, что ощущения формировались в эволюции поэтапно:
1 этап: восприятие наличия света. Даже дождевые черви обладают таким восприятием
2 этап: восприятие движения. Лягушка не видит комара, пока он неподвижен.
Применительно к интерфейсам: Движение пробуждает в пользователе первобытные механизмы — естественно, мы обращаем внимание на движущиеся объекты. Обратная сторона медали: движение отбирает слишком большую долю нашего внимания. Например, видео здорово отвлекает нас от других элементов интерфейса.
3 этап: восприятие контраста. Дмитрий приводит в пример полосы Маха. Исследование показало, что на границах контраста у людей возникают более сильные ощущения. Акцент на границы заложен в нас природой — так как это может иметь жизненно важное значение.
Применительно к интерфейсам: Почему плохо, когда на странице у всех элементов есть четкие границы (рамочки)? Потому что при прохождении каждой границы происходит ментальная вспышка и мозг перегружается. Лучше ограничивать объекты пустотой (белым пространством).
Почему мотылек летит на свет?На самом деле он пытается улететь от света. Мотылек живет в “темном мире”. Приближаясь к источнику света, мотылек проходит некий градиент (подобный полосам Маха), где граница всегда видится ему более темной. Мотылек движется к субъективно более темному месту, а объективно — приближается к источнику света.
4 этап: ощущение цвета. В данной лекции не раскрыто.
Восприятие
Вот и оно — восприятие. (Хотя лично я, в силу своего обывательского представления, раньше относила к восприятию все вышеописанное, а вы?)
“О жизни на Марсе мы знаем больше, чем о том, как работает восприятие” — Джером Гибсон
Кратко о видах восприятия:
- объектно-ориентированное: всё необходимое для восприятия есть в стимуле.
- субъектно-ориентированное: Субъект «видит» то, чего нет, интерпретируя ощущения на основе своего опыта (в том числе ожиданий и установок)
- экологическое восприятие Гибсона — восприятие это акт получения информации из окружающей среды.
Мышление
Это обязательно решение задач. Если нет задачи — мышление не задействовано. Структура:
Упрощенно: В клетке обезьяны, высоко под потолком висит банан. Обезьяна не может достать банан (выявление проблемы: короткие руки, короткое тело). Обезьяна “запускает процесс мышления” и находит решение (инсайт): “удлинить” тело при помощи лестницы из ящиков. Обезьяна сбивает банан палкой (решение проблемы).
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Достижимые цели — люди любят задачки, они активизируют мозговые процессы (теперь мы знаем, что это мышление). Кроме того, успешное решение задачи приносит удовольствие. Одним из способов использования “достижимых целей” в интерфейсе является геймификация, с ее значками и баллами.
Интеллект
Вы еще помните начальную схему? Третья ветвь психологии познания — интеллект.
Чтобы определить, что такое интеллект, Жан Пиаже работал с “нулевым” материалом — детьми.
Дмитрий рассказывает о таком эксперименте Жана Пиаже. Детям показывали два одинаковых кусочка пластилина — один в форме высокого цилиндра, другой — сплющеный, и спрашивали, какой кусочек больше. Дети отвечали, что кусочек в форме высокого цилиндра больше.
Из личного опыта: отчетливо помню момент из своего детства, когда мама пыталась объяснить мне, что курица на одной ноге весит столько же, сколько и на двух. Помню, как это не укладывалось у меня в голове. Понимание пришло позже, совершенно естественно. Видимо, в какой-то момент развития интеллекта до меня просто “дошло”.
Итак, в течение жизни человека происходит модификация структур интеллекта и применение структур интеллекта.
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Приверженность и последовательность — люди стараются вести себя последовательно: согласно своим принципам и выбранной манере поведение (и, очевидно, поведение определяется сформированными структурами интеллекта)
Сознание
Гипотеза Дмитрия, что мозг — это не сознание, это не “я”. Был такой эксперимент: при помощи аппарата МРТ ученые выяснили, что мозг испытуемого нашел решение задачи на 30 секунд раньше, чем его сознание (“я”) выдало ответ. Дмитрий предполагает, что “я” это иллюзия, которую создает мозг, чтобы у нас было ощущение контроля.
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Принцип автономии — нас привлекают ситуации, в которых мы имеем контроль или оказываем влияние на что-либо. Очень важно обеспечить пользователю ощущение контроля над интерфейсом.
Сознание (“я”) — гораздо шире. Возьмем например границы своего “я” — то есть границы восприятия, точку контакта “я” и окражающего мира. Всегда ли она заключена в нашем теме?Например, когда слабовидящий человек идет по дороге с палочкой, то, по его словам, его точка контакта — это не рука, которая держит палочку, а сам конец палочки.
По мере освоения какого-то предмета, границы нашего “я” расширяются и вбирают в себя этот предмет. В этом случае, сознание может уже не участвовать в использовании предмета.
Например, магазины: мы приходим в супермаркет и идем за молоком, следуя знакомому паттерну. Сознание не задействовано и нас не интересуют остальные товары в магазине — только наше молоко. Мы не собираемся менять модель поведения, если только наш паттерн не разрушится (коварные владельцы магазина поменяют расстановку товаров, чтобы “подключить” наше сознание: в поисках молока, мы заметим товары, которые не видели, когда действовали в рамках паттерна)
В тему: Психологические принципы Mental Notes | Заметки о психике
- Установление закономерностей (паттернов) — наш мозг стремится все систематизировать, выявить закономерности. Само наличие паттернов очень важно для облегчения ориентации.
- Достигнутый статус — мы не хотим менять свой статус и модели поведения, если на то нет веских причин.
На этом хочу завершить свой обзор. Статья получилась длинной, но, на мой взгляд, в лекции нет пустых слов — конспектировать и запоминать хочется все.
Надеюсь эта статья станет той самой подсказкой-триггером, который поможет запустить процесс “вспоминиая” лекции Дмитрия Сатина на UX марафоне.
Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.
Скачать приложение в Appstore →
Физиология восприятия
Физиология восприятияРеклама
1 из 13
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения офлайн Биологический процесс, определяющий, как происходит восприятие.Реклама
Реклама
Реклама
Физиология восприятия
- Представлено: Анвеш Чаухан Магистр клинической психологии (Я Сэм) Кафедра психологии Дев Санскрити Вишвавидьялая, Харидвар
- Гештальтпсихология была основана в начале 20 века Немецкие психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Колер, и они сосредоточились на том, как люди интерпретируют мир. Чтобы лучше понять, как человек восприятие работает, гештальт-психологи предложили ряд законов организации восприятия.
- ОРГАНИЗАЦИЯ Фон рисунка, группировка ВЫБОР СТИМУЛОВ Внешний — размер, характер, местонахождение. Внутренний — возраст, потребность, интерес. ПОЛУЧЕНИЕ СТИМУЛОВ Внешний внутренний ПЕРЕВОД Атрибуция, Стереотипы, Проекция ОТВЕТ Скрытое открытое
- Этот подход касается- «Определение биологических механизмов, ответственных за восприятие». Эти физиологические механизмы запускаются, когда рецепторы, чувствительные к специфическим виды раздражителей — свет для зрения, звук для слуха и т. д. активируются и вызывают электрические сигналы, которые в конечном итоге приводят к активации нейронов в большое количество структур, как до достижения головного мозга, так и внутри сложная архитектура большого количества взаимосвязанных областей мозга.
- Определено, как стимулы в представлена окружающая среда возбуждением нейронов и активация головного мозга и продемонстрированные связи между определенными областями мозга и восприятие конкретных виды раздражителей. Например, Визуальные паттерны, такие как лица, сложные звуки, и химические соединения со специфическими структурными компоненты были связаны с определенным мозгом области.
- A. Стимулы восприятия B. Посещаемый стимул C. Активность рецепторов и молекулярные процессы D. Нейронная обработка и нейронная реакция E. Организация сенсорных систем F. Сенсорный код G.Восприятие H. Признание I.Действие
- Стимулы для восприятия посещаемый стимул Раздражителем является все, что находится в нашем окружении. имеет возможность быть воспринятым. Это может включают в себя все, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, унюхал или услышал. Конкретный объект в окружающей среде, на котором наше внимание сосредоточено. Во многих случаях мы могли бы сосредоточиться на знакомых нам раздражителях.
- нейронная обработка и нейронная …….ответ: Рецепторная активность и молекулярные ……..процессы: Рецепторы помогают определить, какие аспекты раздражители представлены в нервной системе. Например, для зрения светочувствительные пигменты в рецепторах активируются определенными длинами волн света. Основой нейронной обработки является возбуждение и ингибирование. Отношения, которые были установлены между характеристиками раздражителей и физиологические реакции составляют основу представление о том, что внешние раздражители представлены возбуждением в нервной системе.
- организация сенсорных систем: сенсорный код: Активность органов чувств, таких как визуальные стимулы, расширяется от основной зрительной приемной области в затылочной доли к височной и теменной долям и для прослушивания и тактильные ощущения, также выходит за рамки их первичные принимающие области и активность, генерируемая всеми чувства распространяются на лобную долю. Специализированный области существуют, но активность по конкретному стимулу часто широко распространены по всему мозгу. (1) Кодирование специфичности – мало нейронов (2) Разреженное кодирование — небольшое количество нейронов (3) Распределенное кодирование — большое количество нейронов
- восприятие : признание: Заключительный этап процесса восприятия включает какое-то действие в ответ на окружающую среду стимул. Фаза действия развития восприятия включает в себя тот или иной тип двигательной активности, который происходит в реакция на воспринимаемый и распознаваемый раздражитель. Теперь мы действительно воспринимаем объект-раздражитель. в окружающей среде. Именно в этот момент мы осознать раздражитель. Наша способность интерпретировать и придавать смысл объекта называется узнаванием. Это неотъемлемая часть восприятия, поскольку оно позволяет нам осмыслить мир вокруг нас. действие:
- • Энциклопедия восприятия — Э. Брюс Гольдштейн • Восприятие и процесс восприятия — www. verywellmind.com • Физиологический подход – sk.sagepub.com • Психология – Чиккарелли и Уайт • Психология UGC-NET – Р.Гупта. • https://www.verywellmind.com/what-is-gestalt-psychology-2795808
Реклама
Когда восприятие является сознательным? | Восприятие мира
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие мираЭпистемологияФилософияФилософия разумаФилософия восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие мираЭпистемологияФилософияФилософия разумаФилософия восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Принц, Джесси Дж. , «Когда восприятие сознательно?», в Бенс Нанай (ред.), Восприятие мира (2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2011 г.), https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780195386196.003.0011, по состоянию на 27 июня 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие мираЭпистемологияФилософияФилософия разумаФилософия восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие мираЭпистемологияФилософияФилософия разумаФилософия восприятияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе отстаивается тезис о том, что восприятие является сознательным тогда и только тогда, когда мы обращаем внимание на то, что воспринимаем. Внимание — это то, что делает восприятие сознательным. Рассмотрены эмпирические доказательства этого тезиса и предложен анализ внимания, согласно которому внимание делает перцептивные состояния доступными для рабочей памяти, но не обязательно требует кодирования в рабочей памяти. Идея о том, что сознание включает в себя доступность рабочей памяти, имеет сходство с другими теориями сознания в литературе, но также существенно отличается. Глава заканчивается критическим обзором недавних экспериментальных результатов, направленных на установление диссоциации между вниманием и сознанием.
Ключевые слова: внимание, сознание, восприятие, оперативная память
Предмет
Философия восприятияФилософияЭпистемологияФилософия разумаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.