Психолингвистика что изучает: ПСИХОЛИНГВИСТИКА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Что такое психолингвистика и с чем ее едят?: athenaie — LiveJournal

Что такое психолингвистика и с чем ее едят?: athenaie — LiveJournal ?
Categories:
  • Наука
  • Лингвистика
  • Cancel
  • Mood: working
Психолингвистика — наука сравнительно молодая, возникла она на рубеже XIX — XX веков. Ее главными основоположниками считаются Вильгельм фон Гумбольдт, считавший язык выражением народного духа, и А.П.Потебня; некоторые идеи, на которые опирается современная психолингвистика, рассматривались еще в работах Фортунатова, Шатова и Пешковского (вообще, русские лингвисты сыграли очень заметную роль в развитии психолингвистики, так что нам есть чем гордиться).

Психолингвистика предсавтляет собой сплав лингвистики и психологии. Возникла она, когда лингвисты заинтересовались функционированием языка и занялись изучением общения, а психологов заинтересовало, как сотносятся ситуации и выбор определенных слов, конструкций и т.д. Действительно, почему человеку на то, чтобы выбрать нужные слова и выражения и построить фразу, нужны доли секунды?.. Психолингвистику часто считают — в широком смысле — теорией речевой деятельности, но такое объяснение того, что она есть, слишком узкое. Психолингвистика занимается и историей развития текстов и речи, и тем, как происходит общение, и тем, какие факторы на общение влияют. Также она изучает особенности овладения языком — как родным (у маленьких детей), так и иностранным.Словом, психолингвистика изучает все аспекты коммуникации.
До сих пор нет единого мнения о том, что такое психолингвистика. Многие наши известные ученые (Сахаров, Горелов, Седов) считают ее направлением лингвистики; Алексей Алексеевич Леонтьев — направлением психологии, А.
А.Залевская — самостоятельной наукой. Я лично склоняюсь к последнему мнению :).

Теперь — и напоследок — чуть более научно: в чем заключаются объект, предмет и цель психолингвистики.
Объект: совокупность речевых событий и речевых ситуаций.
Предмет: соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности; соотношение языка и мира. Язык считается главной образующей образа мира (простите за вынужденную тавтологию).
Цель: описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена.

Tags: psycholinguistics

Subscribe

  • О каноне и эталоне — с точки зрения психолингвистики

    Великолепная Виктория Владимировна Красных на последней лекции рассказывала нам о каноне и эталоне. Вот то, что я записала; думаю, будет интересно…

  • 24.02

    Год назад ходила на митинг и сегодня ходила на митинг, но есть нюанс

  • Краткие итоги года-2022

    2022 год я начала с того, что улетела в любимую Галисию и прошла Камино Инглес, а также дошла до Фистерры и Мушии. Говорят, Фистерра — конец пути,…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 10 comments
    • 10 comments
    • О каноне и эталоне — с точки зрения психолингвистики

      Великолепная Виктория Владимировна Красных на последней лекции рассказывала нам о каноне и эталоне. Вот то, что я записала; думаю, будет интересно…

    • 24.02

      Год назад ходила на митинг и сегодня ходила на митинг, но есть нюанс

    • Краткие итоги года-2022

      2022 год я начала с того, что улетела в любимую Галисию и прошла Камино Инглес, а также дошла до Фистерры и Мушии. Говорят, Фистерра — конец пути,…

    что это за науки, объект и предмет исследований

    Содержание

    • 1 Что изучает нейролингвистика?
      • 1. 1 Предмет изучения
      • 1.2 Интересные факты
      • 1.3 Методы нейролингвистики
      • 1.4 Нейролингвистика и занятия с детьми
    • 2 Нейролингвистическое программирование
    • 3 Что изучает психолингвистика?
      • 3.1 Предмет и объект изучения
      • 3.2 Методы психолингвистики
      • 3.3 Связь психолингвистики с другими науками
      • 3.4 Языковая способность в психолингвистике
      • 3.5 Теория речевой деятельности в психолингвистике
      • 3.6 Текст как объект психолингвистики
      • 3.7 Речевое воздействие в психолингвистике
      • 3.8 Психологическая теория деятельности как основа психолингвистики
      • 3.9 Ментальный лексикон в психолингвистике
    • 4 Краткий экскурс в историю психолингвистики
      • 4.1 Психолингвистика первого поколения
      • 4.2 Психолингвистика второго поколения
      • 4.3 Психолингвистика третьего поколения
    • 5 Вопросы психолингвистики в современной культуре речи
    • 6 Книги для самостоятельного обучения
    • 7 А что же дальше?

    Нейролингвистика и психолингвистика — научные термины, смысл которых у нас вряд ли получится толково и доходчиво объяснить в двух словах. Если только вы не научный деятель и не профессионал в этих или смежных областях.

    Нейролингвистика — это научная дисциплина, тесно связанная с психологией, неврологией, лингвистикой. Психолингвистика — это комплексная наука, относящаяся и к психологическим, и к лингвистическим дисциплинам.

    Эти две науки идут рядом, решая общие проблемы. Нейролингвистику еще называют психолингвистикой мозга. Для начала как-то так. Если вам интересно, давайте узнаем об этом больше.

    Что изучает нейролингвистика?

    Предмет изучения

    Нейролингвистика — это наука, изучающая функционирование отделов головного мозга, связанных с речевой деятельностью человека.

    Она занимается исследованием человеческого мозга и дает ответы на вопросы:

    • какие участки мозга отвечают за языковую способность;
    • как работает нервная система в процессе речевой деятельности;
    • какую роль в формировании речи играют правое и левое полушарие;
    • как воспринимает мозг информацию на неродном языке;
    • как влияют на речь локальные поражения головного мозга.

    Основными проблемами нейролингвистики является широкий диапазон проводимых исследований и отсутствие точности и ясности ее положений. Человеческий мозг — слишком сложный предмет для изучения, чтобы можно было устанавливать четкие закономерности по отношению к нему.

    Нейролингвистика возникла в середине прошлого столетия для решения практических задач диагностики и речевой коррекции. Ей предшествовал период длиною в 100 лет, когда данные о нарушениях речи, связанных с патологическим состоянием мозга, накапливались и изучались.

    Ключевыми фигурами возникновения, становления и развития науки являются французский хирург и антрополог Поль Брока, немецкий психоневропатолог Карл Вернике, советский нейропсихолог А. Р. Лурия.

    Интересные факты

    В результате научных изысканий стало известно, что:

    1. Речевая деятельность человека координируется обоими полушариями головного мозга. При этом левое полушарие отвечает за правильность речи, а правое — за образность и эмоциональную окраску.
    2. Для процесса говорения и восприятия значимую роль играет левое полушарие. В нем находится зона Брока, ответственная за артикуляцию и грамматику, и зона Вернике, делающая возможным понимание речи и использование словарного запаса. Работая сообща, зона Вернике «собирает словарный пакет» для зоны Брока, где он «форматируются в текстовый файл и озвучивается». Повреждения в зоне Брока делают речь медленной и грамматически неверной, но связной; а нарушения в зоне Вернике — быстрой, правильной, но бессмысленной.
    3. Речевые зоны в коре головного мозга соседствуют с двигательной и слуховой зоной. Их деятельность взаимосвязана.

    Какие методы использует нейролингвистика в своих исследованиях?

    Методы нейролингвистики

    Нейролингвистические исследования проводятся следующими методами:

    1. Метод наблюдения. С помощью метода прямого наблюдения устанавливается связь между нарушениями в мозгу человека и изменениями в его поведении.
    2. Проникающие вмешательства. Этот метод связан с «проникновением в мозг» для лечения и исследования. При этом используются химические вещества, тепло, холод, электричество.
    3. Нейровизуальные методы. Электроэнцефалография, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс позволяют без хирургического вмешательства наблюдать за деятельностью различных участков головного мозга у здоровых людей или выявлять повреждения в мозговой ткани.

    Использование многочисленных методов продвигает науку вперед, но лишний раз доказывает, что каждый случай индивидуален, и одинаковое повреждение мозга может по-разному выглядеть в поведении нескольких людей. Немаловажно и то, что направленность исследований на функционирование отдельных участков мозга влечет за собой противоречия и нестыковки, потому что мозг — это орган, имеющий целостную структуру.

    Тем не менее, стремительно развиваясь, нейролингвистика предлагает приемы и методы для практического применения в жизни человека.

    Нейролингвистика и занятия с детьми

    В настоящее время обучение в школе требует от ребенка больших психических и физических затрат. Зачастую детский мозг не справляется с обработкой информации, поступающей извне, и работает в режиме перегрузок. Отсюда немотивированность, лень, невнимательность, тревожность, неуспеваемость.

    Своевременная и правильная нейролингвистическая помощь в корне меняет ситуацию. С помощью индивидуальной программы из игр и упражнений формируются навыки, необходимые для усвоения школьной программы, устраняется причина неуспеваемости — несформированность речевых способностей.

    В итоге появляются хорошие оценки и желание учиться, самостоятельно делать уроки и с удовольствием посещать учебное заведение.

    Нейролингвистическое программирование

    НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это популярное направление практической психологии. НЛП разрабатывает прикладные техники, повышающие эффективность коммуникаций для получения преимуществ в различных сферах деятельности человека.

    НЛП учит наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих, а именно:

    • помогает глубже понимать смысл речи собеседника,
    • делать свою речь более гибкой для восприятия,
    • владеть невербальными приемами общения,
    • управлять своей мотивацией и эмоциональным состоянием,
    • исцелять фобии и психологические травмы, поддерживать свое психическое здоровье,
    • определять глубинные переживания человека и устанавливать с ним доверительный контакт и пр.

    В научных кругах нейролингвистическое программирование относят ко лженауке из-за невозможности полноценного обоснования его теоретических положений.

    Также НЛП подвергается критике по этическим соображениям. Поощрение манипуляций людскими ресурсами, воздействие на человека против его воли при решении своих задач, несоблюдение специалистами НЛП норм морали и нравственности порождают вопросы этического характера и беспощадную критику этой «псевдонауки».

    Несмотря на неоднозначное отношение к данной дисциплине, ее приемы работают и приносят пользу, если соблюдать экологичность в их применении.

    А теперь поговорим об основах психолингвистики.

    Что изучает психолингвистика?

    Предмет и объект изучения

    Психолингвистика изучает речевые процессы с позиции психических механизмов, лежащих в их основе. В психолингвистике язык, как психическое явление, является отражением внутреннего мира человека.

    Психолингвистика как наука относится и к лингвистическим дисциплинам, так как изучает язык, и к психологическим, потому что рассматривает его в аспекте психики. А также принадлежит к числу дисциплин по социальной коммуникации, поскольку язык — это средство общения в социуме.

    Психолингвистика дает ответы на вопросы:

    • как рождается и воспринимается речь;
    • связаны ли язык и мыслительный процесс;
    • каким образом происходит процесс чтения;
    • какие процессы происходят при изучении родного и иностранного языков;
    • почему нарушается речь при неправильной работе центральной нервной системы;
    • что может сказать о человеке его речевая манера поведения.

    Основными ее проблемами являются:

    Эта наука имеет два основных раздела: теоретическая и прикладная психолингвистика.

    Теоретическая психолингвистика исследует речевую деятельность и речевое общение, а также некоторые аспекты познавательной деятельности человека. Она решает задачи по изучению речи в необычных ситуациях, например, при разных патологиях, в периоде ее становления, при психоэмоциональных переживаниях, при общении на жаргоне или диалекте.

    Прикладная психолингвистика широко применяется в самых разных областях общественной жизни человека:

    • обучение языкам в учебных заведениях;
    • речевая коррекция при отклонениях от нормы;
    • идентификация личности в судебной психиатрии;
    • использование в средствах массовой информации;
    • экспериментальная риторика — мастерство убеждения.

    Как она получает языковой материал?

    Методы психолингвистики

    В психолингвистике используются следующие методы:

    1. Самонаблюдение. Его суть — в наблюдении своих мыслей и чувств, которые представляют собой материал для исследования.
    2. Наблюдение. В обычных условиях наблюдают за вербальными и невербальными манерами человека. На основе этих данных строятся предположения о свойствах его психики, которые отражает мимика лица, привычка говорить, жестикулировать, создавать дистанцию и пр. Результаты анализируются, оцениваются, обобщаются. Допустимо применение фото-, аудио-, видеоаппаратуры.
    3. Эксперимент. Этот метод считается основным и самым объективным. Он основан на применении различных методик, например, методика чтения с саморегуляцией скорости, методика записи движения глаз, методика прямого толкования слова, ассоциативный эксперимент и др., с помощью которых собирается материал для психолингвистического анализа.
    4. Обработка. Это сравнение и описание полученных фактов.

    Связь психолингвистики с другими науками

    Психолингвистика связана и активно взаимодействует с такими науками, как:

    • философия — определяет стиль мышления;
    • психология — изучает тот же объект — речевой процесс;
    • лингвистика — исследует роль грамматической основы в понимании сообщения, изучает смысловую нагрузку слова, опирается на законы психолингвистики при формировании навыка орфографии;
    • семиотика — занимается изучением языка, как знаковой системы;
    • социология — изучает различные категории социализации человека, например, персональная, групповая;
    • медицина — логопедия, психиатрия, неврология предоставляют данные для исследования речевых патологий и норм;
    • технические науки, где есть возможность аппаратного и компьютерного наблюдения за речевой деятельностью.

    Давайте познакомимся с ключевыми понятиями этой научной дисциплины.

    Языковая способность в психолингвистике

    Языковая способность — это психофизический механизм понимания и воспроизведения речевых единиц.

    Существует два подхода к вопросу о ее природе:

    • биологическая, согласно которой эта способность врожденная и развивается по мере взросления;
    • социальная, утверждающая, что на ее формирование влияет опыт речевого общения.

    В психолингвистике различают несколько ступеней языковой способности:

    • Правильность —- соблюдение языковых правил;
    • Скорость — выстраивание речи во времени;
    • Насыщенность — богатый словарный запас и разнообразие словесных форм;
    • Адекватный выбор — соответствие сообщения его сути и ситуации;
    • Адекватный синтез целого текста — правильное соединение предложений в тексте.

    Языковая способность считается отлично развитой, если человек владеет этой многоступенчатой моделью.

    Теория речевой деятельности в психолингвистике

    Речевая деятельность — это социальная деятельность, при которой высказывание используется для определенной цели. Предметом ее является мысль, посредством которой отражаются фрагменты окружающего мира и происходит их детальный анализ.

    Цель речевой деятельности — формирование мысли и ее построение, а задача — правильное отображение мысли через систему вербальных и невербальных знаков. Она может осуществляться как посредством общения, так и через внутреннюю речь, которая связана с мышлением.

    Общая структура речевой деятельности в психолингвистике изображена на схеме:

    Текст как объект психолингвистики

    В психолингвистике слово, предложение, текст рассматриваются как знаки языка.

    Слово — это основная структурная единица, с его помощью называются предметы, явления, события. Предложения состоят из слов, и в них уже учитывается коммуникативная ситуация, позиция говорящего и реакция слушающего. Текст складывается из предложений и является завершенным произведением речетворчества.

    Текст, как единица речевого общения, регулирует отношения между говорящими, структурирует речевую деятельность. Он обладает цельностью, связностью, отражает чувства автора и его отношение к написанному, может содержать невербальные элементы, например, иллюстрации, цвет, шрифт, оказывающие решающее значение на осознание.

    Интересно: при восприятии текста читатель пропускает его через свою призму миропонимания, что может искажать замысел автора. Степень этого несоответствия определяется тем, насколько автор и читатель не похожи, как личности.

    К знакам речевой деятельности в психолингвистике также относится интонация.Темп и ритм выполняют выразительную и соединительную для элементов языка роль.

    Речевое воздействие в психолингвистике

    Речевое воздействие — это разнообразные формы социальной коммуникации:

    • митинги, выступления перед аудиторией;
    • средства массовой информации;
    • реклама;
    • пропаганда.

    Психолингвистика рассматривает как при этом языковые и речевые характеристики текста влияют на восприятие и обработку сообщения. Он должен привлекать внимание, быть легким в восприятии, иметь воздействующий эффект.

    Психологическая теория деятельности как основа психолингвистики

    Начало развития психологической теории деятельности — конец двадцатых годов прошлого столетия. Она оперирует такими терминами, как деятельность, действие, цель, сознание, поведение.

    Деятельность — это многоуровневое понятие, состоящее из отдельных видов, действий, операций и функций. Действие, как основная единица деятельности, — это сознательное движение к поставленной цели. Цель — это видение конечного результата.

    Так как действие сопряжено с поведением и сознанием, то сознание и поведение неразрывно связаны. Занимаясь деятельностью, человек действует целенаправленно и активно. Цель действия бывает биологической, например, прием пищи, а может носить социальный характер.

    Отсюда следуют основные принципы психологической теории деятельности, лежащей в основе речевой деятельности:

    Ментальный лексикон в психолингвистике

    Ментальный лексикон — это инструмент психики, обеспечивающий пользование словами и осуществляющий доступ к информационной базе человека.  Наиболее сильные связи в нем — это семантические (смысловые), они отражают знания человека о мире и его закономерностях.

    Поиск слов в ментальном лексиконе является важной стадией процесса осмысления речи. При ее восприятии человеком устанавливается связь между тем, что он слышит и тем, что хранится в памяти. Слова имеют свои характерные признаки, согласно которым хранятся в многоступенчатом механизме ментального лексикона.

    А теперь давайте проследим за развитием психолингвистической науки.

    Краткий экскурс в историю психолингвистики

    До возникновения психолингвистики в середине прошлого столетия учеными в области психологии и языкознания разрабатывались психолингвистические идеи, относящиеся к сфере будущей науки.

    Таким образом, речь, как высшая функция психики, и язык, как средство речевой деятельности, являлись предметом изучения и психологов, и лингвистов. К середине ХХ века накопленного материала было достаточно, чтобы объединить усилия ученых этих двух наук.

    Труды одного из основоположников отечественной психолингвистики Л.С. Выготского, а также других научных деятелей, таких как

    послужили предпосылкой для возникновения психолингвистики как отдельной науки. Немалую роль в этом сыграли и американские ученые

    Становление отечественной психолингвистики приходится на 60-е годы ХХ столетия. Благодаря своим лучшим представителям —

    психолингвистическая школа активно развивается и своими достижениями завоевывает мировое признание.

    Современная психолингвистика в России ориентируется на изучение процессов порождения речи, ее понимания; на анализ способности человека мыслить, определять свое отношение к действительности и отражать это в своей речи. Сегодня прикладная психолингвистика активно развивается и имеет большие перспективы.

    Развитие науки можно разбить на три этапа.

    Психолингвистика первого поколения

    Этот этап психолингвистики относится к пятидесятым годам 20 века и характеризуется доминированием концепции американского ученого Чарлза Осгуда.

    Ее отличают:

    • психологическое направление — речевые действия трактуются с психологической точки зрения;
    • реактивизм, когда теория речи выглядит как схема «стимул — реакция» в виде речевого приспособления к среде;
    • атомизм, когда слова усваиваются отдельно, а затем обобщаются;
    • индивидуализм, когда процесс коммуникации упрощен до схемы «говорящий — слушающий».

    Психолингвистика второго поколения

    Второй этап — психолингвистика американских ученых Н. Хомского и Дж. Миллера, шестидесятые годы 20 века.

    Ее особенности:

    • лингвистическая ориентация — большое внимание уделено языковой грамматике;
    • алгоритмичность, когда предложение рассматривается отдельно от коммуникативной ситуации и изолируется от целостного осмысленного текста;
    • изоляционизм — провозглашение идеи универсальных правил владения языком, согласно которой человек может без труда освоить любой язык;
    • преодоление атомизма — не просто освоение отдельных слов, а умение составить высказывание.

    Психолингвистика третьего поколения

    Психолингвистика 3 поколения начинает свой отсчет с середины 1970-х гг. и связана с именами Д. Верча, Ж. Мелера, Ж. Нуазе, Д. Дюбуа, Р. Румметфейта.

    Ее отличия:

    • ориентация на когнитивную (познавательную) психологию;
    • неприемлемость принципа реактивности;
    • преодоление изоляционизма — психолингвистические процессы рассматриваются в связи с мышлением, общением, памятью.

    Вопросы психолингвистики в современной культуре речи

    Процесс общения — это не просто обмен мыслями, идеями и чувствами, а обоюдное осмысление предмета и взаимное влияние в процессе общения. Эффективность этого процесса определяется именно психологическим воздействием.

    Оно становится возможным, если участники оперируют одной знаковой системой, то есть разговаривают на одном языке. Речь — это универсальное средство общения, когда вероятность донести смысл сообщения наиболее велика.

    Действия, направленные на увеличение результативности речевого воздействия, используются в экспериментальной риторике, которая учит мастерству убеждения через речь, применяя на практике знания психолингвистики.

    Вот примеры некоторых из них.

    При общении важно проявлять уважение к собеседнику: не прерывать его, изъясняться просто и доступно, не использовать слова, которые можно истолковать неправильно.

    В деловом общении демонстрация поддержки, доброжелательности, похвала, выражение одобрения помогают поддержанию речевого контакта.

    Установлению контакта способствует также использование имени собеседника. Это увеличивает доверие и сокращает дистанцию при диалоге.

    При коммуникации немаловажную роль играет язык жестов. Так, легкий наклон головы, приветливая улыбка, добрый взгляд в начале общения обеспечат дружескую атмосферу.

    Словесное приветствие, пауза — вот уже собеседник включается в общение. Теперь необходимо обратить внимание на его эмоциональное состояние, чтобы в ходе диалога поддержать заданный тон или мягко его трансформировать в нужное состояние.

    На следующем этапе — определение стратегии и тактики делового общения. Нужно постараться вовлечь партнера в активное обсуждение темы, а выявление его самооценки даст возможность распределить роли.

    Поддерживать доброжелательную атмосферу необходимо для успеха мероприятия.

    При невербальном деловом общении большое внимание уделяется следующим моментам:

    • выражение лица спокойное и уверенное;
    • поза непринужденная и открытая;
    • осанка ровная;
    • дистанция приемлемая, взгляд обращен к партнеру;
    • жесты сдержанные;
    • тон голоса соответствует ситуации;
    • голос негромкий;
    • соблюдение пауз.

    Так навыки речевого и невербального общения помогают обмениваться информацией в процессе совместной деятельности.

    Книги для самостоятельного обучения

    Предлагаем перечень учебников, лекций и статей по данной тематике:

    А что же дальше?

    Вот и подошло к завершению наше информационное погружение в научные глубины нейролингвистики и психолингвистики. Надеемся, что интерес к ним у вас не погас.

    Если у вас есть желание овладеть навыками вербального и невербального общения, научиться управлять своими эмоциями, устанавливать контакты и строить доверительные отношения, выучить иностранный язык или усовершенствовать родной, то эти знания не будут лишними — они раскрывают механизмы, которые лежат в их основе.

    Ну, а если наша статья побудила вас к познанию более детальному — успехов, захватывающих идей и неограниченных возможностей!

    Нейролингвистика | Лингвистическое общество Америки

    Лиз Менн

    Нейролингвистика — это изучение того, как язык представлен в мозгу: то есть, как и где наш мозг хранит наши знания о языке (или языках), на котором мы говорим, понимаем, читаем, и напишите, что происходит в нашем мозгу, когда мы приобретаем эти знания, и что происходит, когда мы используем их в повседневной жизни. Нейролингвисты пытаются ответить на такие вопросы: что в нашем мозгу делает возможным человеческий язык — почему наша система коммуникации настолько сложна и так отличается от системы других животных? Использует ли язык тот же тип нейронных вычислений, что и другие когнитивные системы, такие как музыка или математика? Где в вашем мозгу слово, которое вы выучили? Как «приходит на ум» слово, когда оно вам нужно (и почему оно иногда не приходит вам в голову?)

    Если вы знаете два языка, как вы переключаетесь между ними и как сделать так, чтобы они не мешали друг другу? Если вы с рождения изучаете два языка, чем ваш мозг отличается от мозга человека, говорящего только на одном языке, и почему? Является ли левое полушарие вашего мозга действительно «языковой стороной»? Если вы потеряете способность говорить или читать из-за инсульта или другой травмы головного мозга, насколько хорошо вы сможете снова научиться говорить? Какие виды терапии, как известно, помогают, и какие новые виды языковой терапии кажутся многообещающими? У людей, которые читают языки, написанные слева направо (например, английский или испанский), язык находится в другом месте, чем у людей, которые читают языки, написанные справа налево (например, иврит и арабский)? А что, если вы читаете на языке, который написан с использованием каких-то других символов вместо алфавита, например, китайского или японского? Если вы страдаете дислексией, чем ваш мозг отличается от мозга человека, у которого нет проблем с чтением? А если ты заикаешься?

    Как видите, нейролингвистика тесно переплетена с психолингвистикой, изучающей этапы языковой обработки, необходимые для произнесения и понимания слов и предложений, изучения первых и последующих языков, а также языковой обработки при нарушениях речи, язык, чтение. Информацию об этих расстройствах можно получить в Американской ассоциации по изучению речи и слуха (ASHA) по адресу http://www.asha.org/public/.

    Как работает наш мозг

    Наш мозг хранит информацию в сети клеток головного мозга (нейронов и глиальных клеток). Эти нейронные сети в конечном итоге связаны с частями мозга, которые контролируют наши движения (в том числе те, которые необходимы для воспроизведения речи) и наши внутренние и внешние ощущения (звуки, образы, прикосновения и те, которые исходят от наших собственных движений). Связи внутри этих сетей могут быть сильными или слабыми, а информация, которую посылает клетка, может повышать активность одних ее соседей и подавлять активность других. Каждый раз, когда соединение используется, оно становится сильнее. Плотно связанные окрестности клеток мозга выполняют вычисления, которые интегрируются с информацией, поступающей из других районов, часто с использованием петель обратной связи. Многие вычисления выполняются одновременно (мозг — массивно-параллельный информационный процессор).

    Изучение информации или навыка происходит путем установления новых связей и/или изменения силы существующих связей. Эти локальные и удаленные сети связанных клеток мозга демонстрируют пластичность http://merzenich.positscience.com/?page_id=143, то есть они могут изменяться на протяжении всей нашей жизни, позволяя нам учиться и восстанавливаться (в некоторой степени). ) от черепно-мозговых травм. Для людей с афазией http://www.asha.org/public/speech/disorders/Aphasia.htm (потеря речи из-за повреждения головного мозга), в зависимости от серьезности повреждения, интенсивная терапия и практика, возможно, в сочетании с транскраниальной магнитная стимуляция (ТМС) может привести к значительному улучшению речи, а также контроля движений; см. раздел «Афазия» ниже и размещенные там ссылки. Становятся доступными компьютерные методы для такой интенсивной языковой практики под наблюдением логопеда.

    Где находится язык в мозгу?

    На этот вопрос сложно ответить, потому что деятельность мозга подобна деятельности огромного города. Город устроен так, чтобы люди, живущие в нем, могли получать то, на что им нужно жить, но нельзя сказать, что сложная деятельность, например производство продукта, находится «в одном месте». Сырье должно поступать в нужное время, нужны субподрядчики, продукция должна быть отправлена ​​в разных направлениях. То же самое и с нашим мозгом. Мы не можем сказать, что язык находится «в» определенной части мозга. Неправда даже то, что конкретное слово находится «в» одном месте в мозгу человека; информация, которая собирается вместе, когда мы понимаем или произносим слово, поступает из многих мест, в зависимости от того, что означает это слово. Например, когда мы понимаем или произносим такое слово, как «яблоко», мы, скорее всего, будем использовать информацию о том, как яблоки выглядят, ощущаются, пахнут и на вкус, даже если мы не осознаем этого. Таким образом, слушание, понимание, говорение и чтение включают в себя деятельность многих частей мозга. Однако некоторые части мозга больше вовлечены в речь, чем другие части.

    Большинство частей вашего мозга, которые имеют решающее значение как для устной, так и для письменной речи, находятся в левой части коры головного мозга (левое полушарие), независимо от того, на каком языке вы читаете и как он пишется. Мы знаем это, потому что афазия почти всегда вызывается повреждением левого полушария, а не правого полушария, независимо от того, на каком языке вы говорите или читаете, или умеете ли вы вообще читать. (Это верно примерно для 95% правшей и примерно для половины левшей.) Большая часть мозга («белое вещество») состоит из волокон, которые соединяют разные области друг с другом, потому что использование речи (и мышление) требует быстрой интеграции информации, которая хранится и/или обрабатывается во многих различных областях мозга.

    Области справа необходимы для эффективного общения и понимания сути того, что говорят люди. Если вы говорите на двух языках, но не выучили оба языка с рождения, ваше правое полушарие может быть несколько больше задействовано во втором языке, чем в первом. Наш мозг несколько пластичен, то есть его организация зависит от нашего опыта, а также от наших генетических способностей. Например, многие из «слуховых» областей мозга, которые участвуют в понимании устной речи у людей с нормальным слухом, используются для (визуального) понимания языка жестов людьми, глухими от рождения или рано оглохшими (и не имеют кохлеарных имплантов). А слепые люди используют «зрительные» области своего мозга для обработки слов, написанных шрифтом Брайля, хотя шрифт Брайля читается наощупь. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=the-reading-region

    Говорящие на двух языках развивают специальные навыки контроля над тем, какой язык использовать и уместно ли им смешивать свои языки, в зависимости от того, с кем они разговаривают. Эти навыки могут быть полезны и для других задач. http://www.nih.gov/researchmatters/may2012/05072012bilingual.htm

    Афазия

    На что похожа афазия? Является ли потеря языка после повреждения мозга обратным процессом его изучения? Люди, у которых есть трудности с речью или пониманием языка из-за повреждения головного мозга, не похожи на детей. Использование языка требует многих видов знаний и навыков. Люди с афазией по-разному сочетают действия, которые они все еще могут делать по-взрослому, и действия, которые теперь они делают неуклюже или вообще не делают. На самом деле, мы можем наблюдать разные модели профилей сохраненных и нарушенных лингвистических способностей у разных людей с афазией.

    Терапия может помочь людям с афазией улучшить или восстановить утраченные навыки и наилучшим образом использовать оставшиеся способности. Взрослые, у которых было повреждение головного мозга и развилась афазия, выздоравливают медленнее, чем дети, у которых были такие же повреждения, но они продолжают медленно выздоравливать в течение десятилетий, если у них есть хорошая языковая стимуляция и нет дополнительных инсультов или других травм головного мозга. Для получения дополнительной информации обратитесь в ASHA (http://www.asha.org/public/speech/disorders/Aphasia.htm), в Национальную ассоциацию афазии (http://aphasia. org/), в Aphasia Hope (http:// www.aphasiahope.org/) или Академии афазии (http://www.academyofaphasia.org/ClinicalServices/)

    Дислексия и заикание

    Как насчет дислексии и детей, которые с трудом учатся говорить, даже если они нормально слышат? Почему люди испытывают трудности с чтением? Исследования показывают, что у дислексиков возникают проблемы с обработкой звуков языка и с трудом связывают печатное слово со звуками. Генетические различия и генетически обусловленные различия в мозге были обнаружены в семьях с дислексией и нарушениями развития речи, и исследования в этой области помогают нам понять, как гены действуют в настройке начальной «проводки» всего нашего мозга. Имеются убедительные доказательства того, что соответствующая языковая терапия эффективна для детей с нарушениями развития чтения и речи, включая заикание. ASHA предоставляет полезную информацию об обоих этих расстройствах: см. http://www.asha.org/public/speech/disorders/lbld.htm.

    Как изменились нейролингвистические идеи

    Многие устоявшиеся представления о нейролингвистике, в частности, о роли традиционных «языковых областей» (зона Брока, зона Вернике) в левом полушарии мозга, были подвергнуты сомнению, а в некоторых случаях и опровергнуты недавние доказательства. Вероятно, самые важные недавние открытия заключаются в следующем: 1) обширные сети, включающие области, удаленные от традиционных языковых областей, глубоко вовлечены в использование языка, 2) что языковые области также вовлечены в обработку неязыковой информации, такой как некоторые аспекты речи. музыка http://www.youtube.com/watch?v=ZgKFeuzGENs и 3) корреляции определенных областей мозга с определенными нарушениями речи намного хуже, чем считалось. Эта новая информация стала доступной благодаря значительному улучшению нашей способности видеть, что происходит в мозгу, когда люди говорят или слушают, а также благодаря накоплению и анализу многолетних подробных данных тестов на афазию.

    Как изменились нейролингвистические исследования

    Более ста лет исследования в области нейролингвистики почти полностью зависели от изучения понимания и воспроизведения языка людьми с афазией. Эти исследования их языковых способностей были дополнены относительно грубой информацией о том, где в мозгу была локализована травма. Неврологи должны были вывести эту информацию в том виде, в каком она была, учитывая, какие другие способности были потеряны, и данные вскрытия, которые не всегда были доступны. Некоторых пациентов, которым предстояла операция по облегчению тяжелой формы эпилепсии или опухолей, можно было изучить с помощью прямой стимуляции мозга, когда это было необходимо с медицинской точки зрения, чтобы отвести хирурга от областей, важных для использования пациентом языка.

    Компьютеризированные рентгеновские исследования раннего поколения (КТ, КТ) и рентгенографические исследования мозгового кровотока (ангиограммы) начали дополнять экспериментальные и наблюдательные исследования афазии в 1970-х годах, но они давали очень приблизительную информацию о том, где повреждены была расположена часть головного мозга. Эти ранние методы визуализации мозга могли видеть только те части мозга, которые имели серьезные повреждения или ограниченный кровоток. Они не могли дать информацию о реальной деятельности, которая происходила в мозгу, поэтому они не могли проследить, что происходит во время обработки речи у нормальных или афазичных говорящих. Исследования обычных говорящих в тот период в основном изучали, какая сторона мозга больше всего участвовала в обработке письменной или устной речи, потому что эту информацию можно было получить из лабораторных задач, связанных с чтением или прослушиванием в сложных условиях, таких как прослушивание различных видов информации. подносится к двум ушам одновременно (дихотическое прослушивание).

    С 1990-х годов в области нейролингвистики произошел огромный сдвиг. С помощью современных технологий исследователи могут изучить, как мозг нормальных носителей языка обрабатывает язык и как поврежденный мозг обрабатывает и компенсирует травмы. Эта новая технология позволяет нам отслеживать активность мозга, которая происходит, когда люди читают, слушают и говорят, а также получать очень точное пространственное разрешение местоположения поврежденных участков мозга. Высокое пространственное разрешение обеспечивается магнитно-резонансной томографией (МРТ), которая дает прекрасные изображения, показывающие, какие области мозга повреждены; разрешение компьютерной томографии также значительно улучшилось. Отслеживание текущей активности мозга может осуществляться несколькими способами. Для некоторых целей лучшим методом является обнаружение электрических и магнитных сигналов, которые нейроны посылают друг другу, с помощью датчиков вне черепа (функциональная магнитно-резонансная томография, фМРТ; электроэнцефалография, ЭЭГ; магнитоэнцефалография, МЭГ; и потенциалы, связанные с событиями). ЭРП). Другой метод — наблюдение оптического сигнала, связанного с событием, EROS; это включает в себя обнаружение быстрых изменений в том, как нервная ткань рассеивает инфракрасный свет, который может проникать через череп и видеть мозг примерно на дюйм. Третье семейство методов включает в себя отслеживание изменений притока крови к различным областям мозга путем наблюдения за концентрацией кислорода (выделено жирным шрифтом) или за изменениями в способе поглощения кровью ближнего инфракрасного света (ближняя инфракрасная спектроскопия, NIRS). . Активность мозга также можно временно изменить с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (стимуляция снаружи черепа, ТМС), поэтому исследователи могут увидеть влияние этой стимуляции на то, насколько хорошо люди говорят, читают и понимают язык. Методы NIRS, EROS, ERP и ЭЭГ не сопряжены с риском, поэтому с этической точки зрения их можно использовать для исследований на нормальных говорящих, а также на людях с афазией, которым участие в исследовании не принесло бы особой пользы. TMS также кажется безопасным.

    Очень сложно выяснить детали того, как информация из разных частей мозга может комбинироваться в режиме реального времени, поэтому другой вид прогресса произошел благодаря разработке способов использования компьютеров для имитации частей того, что может мозг делать во время разговора или чтения.

    Исследования того, что именно люди с афазией и другими языковыми нарушениями могут и не могут делать, также продолжают способствовать нашему пониманию взаимоотношений между мозгом и языком. Например, сравнение того, как люди с афазией выполняют тесты на синтаксис, в сочетании с детальной визуализацией их мозга, показало, что существуют важные индивидуальные различия в частях мозга, участвующих в использовании грамматики. Кроме того, сравнение людей с афазией в разных языках показывает, что различные типы афазии имеют несколько разные симптомы в разных языках, в зависимости от возможностей для ошибок, которые предоставляет каждый язык. Например, в языках, которые имеют разные формы для местоимений мужского и женского рода или прилагательных мужского и женского рода, люди с афазией могут делать гендерные ошибки в речи, но в языках, в которых нет разных форм для разных полов, эта конкретная проблема не может быть решена. объявиться.

     

    автор: Lise Menn

     

    Благодарности

    Большое спасибо членам LSA Шейле Э. Блумштейн, Дэвиду Каплану, Гэри Деллу, Нине Дронкерс и Мэтту Голдрику за очень полезные отзывы и предложения.

     

    Рекомендуемая литература (*) и ссылки

     

    Caplan, David, Gloria Waters, Gayle DeDe, Jennifer Michaud, & Amanda Reddy 2007. Исследование синтаксической обработки при афазии I: Поведенческие (психолингвистические) аспекты. Мозг и язык 101, 103-150.

    Каплан, Дэвид, Глория Уотерс, Дэвид Кеннеди, Натаниэль Альперт, Никос Макрис, Гейл ДеДе, Дженнифер Мишо и Аманда Редди. 2007. Исследование синтаксической обработки при афазии II: неврологические аспекты. Мозг и язык 101, 151-177.

    *Дехане, Станислав. 2009. Чтение в мозгу. Викинг Пресс.

    *Дронкерс, Нина и Берндт, Рита С. Афазия. Оксфордская международная энциклопедия лингвистики (2-е изд.), Vol. 16. Издательство Оксфордского университета.

    *Гарднер, Ховард. 1975. Расколотый разум: человек после повреждения мозга. Старинные книги.

    * Гудглас, Гарольд. 1993. Понимание афазии. Академическая пресса.

    Хикок, Грег. 2009. Функциональная нейроанатомия языка. Обзоры физики жизни, 6, 121–143.

    Январь, Д., Трусуэлл, Дж. К., и Томпсон-Шилл, С. Л. (2009). Совместная локализация разрешения Струпа и синтаксической неоднозначности в области Брока: последствия для нейронной основы обработки предложений. Журнал когнитивной неврологии, 21(12), 2434-2444. PMID: 19199402.

    *Менн, Лиз. 2011. Глава 2 «Как работает мозг» и глава 6 «Анализ афазической речи и общения» в книге «Психолингвистика: введение и приложения». Множественное издательство.

    Новик, Дж. М., Трусвелл, Дж. К., и Томспон-Шилл, С. Л. (2010). Зона Брока и языковая обработка: свидетельство связи когнитивного контроля. Языковой и лингвистический компас.

    *Пател, Анируддх Д. 2008. Музыка, язык и мозг. Издательство Оксфордского университета.

    Рамус, Франк. 2006. Гены, мозг и познание: дорожная карта для когнитивного ученого. Познание 101, 247-269.

    Шварц, Мирна Ф., Делл, Гэри С., Мартин, Надин, Гал, Сюзанна и Собель. П. (2006). Серийный тест интерактивной двухэтапной модели лексического доступа: свидетельство именования изображений. Журнал памяти и языка, 54, 228-264.

    Це, К.-Ю., Ли, К.-Л., Салливан, Дж. , Гарнси, С.М., Делл, Г.С., Фабиани, М., и Граттон, Г. (2007). Визуализация корковой динамики языковой обработки с помощью оптического сигнала, связанного с событием. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 104, 17157-17162.

    Туркен, А.Ю. и Дронкерс, Н.Ф. Нейронная архитектура сети понимания языка: сходящиеся данные анализа повреждений и связности. Frontiers in Systems Neuroscience, 2011, 5, 1-20

     Моделирование афазического языка: http://langprod.cogsci.illinois.edu/cgi-bin/webfit.cgi

    Психология и лингвистика: чему мы должны научить каждого другой?

    Главная » Ресурсы

    Автор: Anne H Anderson

    © Professor Anne Anderson

    Abstract

    В этом разделе веб-путеводителя рассматривается взаимосвязь между психологией и лингвистикой применительно к обучению и преподаванию. Основные вопросы, которые затрагиваются: какую лингвистику необходимо знать психологу и почему? Какую психологию необходимо знать лингвисту и почему? Дается краткая историческая справка о взаимоотношениях языкознания и психологии. Дан обзор того, как это отразилось на учебной программе бакалавриата по психолингвистике факультетов психологии и лингвистики Великобритании. Приведены образцы веб-ресурсов по психолингвистике.

    Содержание

    • Предыстория
    • Что обычно изучают британские студенты в области психолингвистики?
    • Веб-ресурсы
    • Библиография
    • Ссылки по теме

    История вопроса

    Основная область пересечения между лингвистикой и психологией находится в области, известной как психолингвистика. Область расширилась в 1960-х годах в ответ на интеллектуальное волнение, вызванное работой Хомского. Тогда вопрос о том, какую лингвистику необходимо знать психологу, был относительно ясен. Поскольку цель психологов языка состояла в том, чтобы исследовать психологическую реальность грамматик, особенно трансформационной грамматики, то очевидно, что курсы психологии должны были предоставить студентам достаточные знания синтаксиса Хомского для оценки доказательств. Это довольно прямое соответствие между лингвистикой и психологией господствовало в течение ряда лет.

    Со временем психологов стало меньше интересовать эта прямая связь между проблемами лингвистики и психологии. С конца 1970-х годов круг исследовательских вопросов, которыми психолингвисты хотели заниматься, расширился и гораздо меньше зависел от прямого отношения к лингвистике. Это затрудняло определение лингвистики, которую должен знать психолог.

    Ведущий психолог США Кинч (1984) отстаивал новый подход к взаимосвязи между психологией и лингвистикой. Он утверждал, что психологам необходимо опираться на лингвистику, но подчеркивал, что при этом необходимо руководствоваться явлениями исследования. Для Кинча, интересующегося тем, как люди понимают полные тексты, теории синтаксиса предложений не имеют большого значения, но многое можно узнать из лингвистики текста. Этот прагматичный подход к взаимосвязи между психологией и лингвистикой имеет значение для учебной программы.

    Хотя программа психолингвистических исследований расширилась с 1970-х годов, есть темы, которые широко изучаются и поэтому включены в учебную программу. Сегодня многие психолингвисты признают заявление Гарнхема (1985) о том, что в психолингвистических исследованиях существуют определенные предубеждения. Больше внимания уделяется пониманию, чем производству, и письменному, а не устному языку. Это часто находит отражение в учебных программах. Таким образом, большинство студентов-психологов на психолингвистических курсах в Великобритании получат достаточно знаний о синтаксисе и анализе, чтобы оценить изучение обработки предложений. У них будет меньше шансов понять фонетику или фонологию, поскольку они с меньшей вероятностью будут изучать производство разговорной речи.

    Альтманн (1997) описывает отношения между лингвистикой и психолингвистикой. «Лингвистика предоставляет словарь для обсуждения способов построения предложений из отдельных слов и способов построения самих слов из более мелких компонентов… психолингвистика пытается определить, как эти структуры… анализируются для получения значения… … Если лингвистика занимается языком, то психолингвистика занимается мозгом». Психологам необходимо как минимум достаточно изучить лингвистику, чтобы иметь этот систематический словарь, и, наоборот, лингвистам необходимо иметь представление о когнитивных процессах и их возможных нейронных основах.

    Важным моментом является то, что эти две дисциплины опираются на разные интеллектуальные традиции. Ребер (1987) напоминает нам, что для лингвистики это рационалистический подход, где аргументация является основным методом оценки обоснованности теоретических подходов. Для психологии эмпиризм является краеугольным камнем, а проверка гипотез путем сбора данных является основным научным методом. Эти довольно разные подходы влияют на то, как обычно преподается психолингвистика.

    Что обычно изучают британские студенты в области психолингвистики?

    Определения психолингвистики и спектр явлений, которыми она занимается, также явно влияют на вопросы разработки учебных программ: чему учить и как этому учить. На факультетах психологии Великобритании психолингвистика обычно появляется как часть вариантов или курсов для студентов последнего курса, хотя некоторые элементы могут быть охвачены курсами когнитивной психологии, изучаемыми в более ранние годы. Обычно основное внимание уделяется приобретению учащимися ключевых навыков: оценка научных данных; знакомство с лабораторными методами; понимание того, как развиваются теории и их связь с эмпирическими данными.

    В Университете Глазго психолингвистика преподается наряду с когнитивными науками. Студенты знакомятся с соответствующими лингвистическими концепциями по темам, изучаемым на курсах. Это включает в себя значение слов, обработку предложений, понимание дискурса. Таким образом, учащиеся знакомятся с формальной семантикой, грамматической структурой и теориями синтаксического анализа, а также с такими понятиями, как связность, схемы и структура дискурса. Программа психологических исследований академического персонала определяет выбор лингвистики для преподавания.

    Аналогичный подход к психолингвистике используется в психологии Эдинбургского университета с когнитивным подходом и особым вниманием к тому, как синтаксическая структура собирается во время обработки предложений. Учащиеся усваивают лингвистические принципы синтаксиса и синтаксического анализа, чтобы они могли понять, как развиваются научные аргументы, и оценить связь языковой обработки с общей когнитивной архитектурой.

    Эмпирический подход в психологии оказывает большое влияние на большинство психолингвистических программ. Многие прямо указывают, что предполагаемые результаты обучения для учащихся будут заключаться в том, чтобы позволить учащимся использовать эмпирические данные для аргументации теоретических утверждений, касающихся языковой обработки. Поскольку эмпирический подход, типичный для лабораторных экспериментов, менее распространен в лингвистике, лингвистические факультеты могут сделать этот научный подход явной частью своего обучения психолингвистике или в связанных модулях. Лингвистика в Эдинбурге включает в себя как модуль с отличием по психолингвистике, так и модуль с отличием по статистике и планированию экспериментов.

    Другие факультеты лингвистики опираются на методы исследования, более характерные для их дисциплинарной традиции, и иллюстрируют, как их можно использовать для изучения психолингвистических тем. Ланкастерский университет опирается на свои сильные стороны языковых корпусов, чтобы проиллюстрировать роль, которую корпуса могут играть в психолингвистике. Лидс сосредотачивается на аспектах психолингвистики, таких как эволюция языка, языковые патологии и овладение языком, которые были бы менее центральными во многих курсах психологии с их большим упором на когнитивные процессы, но отражают темы исследований и подходы, общие для других областей лингвистики.

    Веб-ресурсы

    Интернет-ресурсы также доступны для преподавания психолингвистики от корпусов до экспериментов в режиме онлайн, где студенты могут получить непосредственный опыт использования методов исследования, используемых во многих видах психолингвистических исследований. Отличная психология языковой страницы ссылок, которую ведет Роджер Кройц из Университета Мемфиса, обеспечивает очень ценный доступ к широкому спектру онлайновых ресурсов, включая большинство основных корпусов, а также базы данных, тесты и анкеты. Группа психолингвистических исследований в Йоркском университете проводит серию онлайн-экспериментов, как и Исследовательский центр человеческих коммуникаций в Эдинбургском университете, который управляет веб-порталом с доступом к ряду экспериментов на разных языках, проводимых различными психолингвистическими исследованиями. центры.

    Использование таких ресурсов, вероятно, будет долгожданным дополнением к будущим курсам и потенциально может позволить учащимся любой дисциплины получить более широкий доступ к множеству ценных ресурсов с образовательной точки зрения. Глобальный охват Интернета и, следовательно, доступность ресурсов из других стран и языков могут помочь преодолеть одну из проблем психолингвистики: ее уклон в сторону преподавания и исследований английского языка.

    Библиография

    Альтманн, Г. (1997). Восхождение на Вавилон. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Гарнем, А. (1985). Психолингвистика: центральные темы. Лондон: Рутледж.

    Кинч, В. (1984). Подходы к изучению языка. В Т. Бевер, Дж. Кэрролл и Л. Миллер (ред.), Talking Minds , 107–145. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Ребер, А. (1987). Взлет и (удивительно быстрое) падение психолингвистики. Синтез ,72,325-339.

    Ссылки по теме

    Психология языка Страница ссылок
    http://www.psychologygrade.net/resources/psychology-of-language/

    Веб-страницы исследовательской группы психолингвистики Йоркского университета
    http://www.york.ac.uk/res/prg/

    Университет Эдинбурга Центр исследования человеческих коммуникаций Портал психологических экспериментов над языком
    http://www.hcrc.ed.ac.uk/

    Ссылка на эту статью

    Ниже приведены возможные форматы ссылок на статьи Руководства по эффективной практике. Если вы пишете для журнала, пожалуйста, ознакомьтесь с инструкциями для авторов для получения полной информации, прежде чем отправлять свою статью.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *