Психолог круг обязанностей: Профессия психолог (как стать, чем занимается, заработная плата) | должностные обязанности психолога, требования к должности

8. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога).

Эргономика это одновременно и научная и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в трудовой деятельности. В системных научных эргономических исследованиях объединяются знания и методы, накопленные в антропологии, гигиене и охране труда, физиологии труда и биомеханике, социологии и экономике труда, технологии и организации труда, инженерной психологии и психологии труда. Синтез данных разных наук необходим в решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей – трудовых функций, предназначенных для людей- субъектов труда.

Психологи-эргономисты работают на промышленных предприятиях и в специальных лабораториях. Они принимают участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Они разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки.

При такой оценке исследуется деятельность профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.).

Таким образом, специалисты в области эргономики (инженерные психологи) обеспечивают безопасность и эффективность деятельности оператора в автоматизированных системах управления. С этой целью они исследуют процесс информационного взаимодействия оператора с машиной, с другими операторами, процессы переработки информации и принятия решений, психологические механизмы регуляции деятельности операторов. Психологи, изучая деятельность рабочего-оператора, выявляют, какие особенности его деятельности, личностные особенности, характеристики машины, особенно пульта управления вызывают у него излишнее утомление, ошибки при восприятии или переработке информации.

На основании своих исследований он обосновывает предложения и рекомендации по усовершенствованию деятельности, машины. Психолог-эргономист участвует в разработке различных машин, механизмов. Он дает рекомендации по расположению и оформлению рычагов, тумблеров, кнопок и циферблатов на пультах управления и т.п. С помощью знаний по инженерной психологии он оценивает, насколько интенсивность шума и освещенность приемлемы для эффективной работы.

Часто в обязанности психолога-эргономиста входит анализ причин низкой эффективности работы, утомления, текучести кадров, производственных конфликтов, он разрабатывает соответствующие рекомендации и предложения.

Психолог на промышленном предприятии также может быть занят анализом психологических причин аварий, травматизма и разработкой мероприятий по повышению безопасности труда.

Услугами психологов в основном пользуются торговые компании и предприятия, оказывающие информационные услуги: рекламные агентства, «public relations» (связь с общественностью), дизайнерские фирмы, организации по продаже информационных пакетов. Появляются иностранные компании, обучающие свой персонал в России.

Специфика работы психолога на предприятии сферы обслуживания заключается в решении следующих проблем:

  • обучение персонала навыкам общения с клиентом,

  • обучение способам психологической самозащиты, т.е. тому, как сделать так, чтобы человек, постоянно работающий с клиентами, не износился слишком быстро, не превратился в невротика, ведь клиенты бывают разные, иногда слишком агрессивные.

  • психологическое обеспечение рекламы. Сейчас при создании рекламы стали все больше использоваться психологические и социологические знания. При создании рекламы ставится задача не просто обратить внимание, но создать запланированное впечатление, оказать запланированное воздействие, донести задуманный образ.

  • Участие в разработке стратегии и тактики компании, отслеживание динамики популярности компании, ее продукта, выявление причин изменения этой динамики и т. п.

Душевное устройство: как работают школьные психологи | Статьи

Психологическое здоровье детей и подростков уже давно стало объектом пристального внимания специалистов, ведь проблему всегда легче устранить на раннем этапе. Правда, для этого ее нужно сначала обнаружить, а здесь возникают сложности. Часто верно истолковать поведение ребенка родителям мешает нехватка знаний. Помочь им в этом могли бы школьные психологи, но до них по разным причинам доходят немногие. В 2016 году после очередной трагедии, связанной с гибелью двух подростков, правительство задумалось о реформировании службы психологической помощи в стране. Как сейчас заботятся о душевном равновесии школьников — разбирались «Известия».

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2017 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года. В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы.

Фото: Depositphotos

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

Круг обязанностей

Но даже в случаях, если психологу позволяют выполнять свои прямые обязанности, их круг приходится серьезно ограничивать. Обычно работа сводится к диагностике готовности детей к школе, изучению адаптации к школьному обучению, профориентации и подготовке к экзаменам.

В условиях бюрократической машины и эта работа отнимает немало времени. «Диагностика в школе часто может быть представлена в виде тестирования обучающихся. Звучит просто: тестирование. На деле же этот процесс напоминает квест, — делится психолог Светлана Богданчик. — Для начала необходимо собрать письменные согласия всех родителей, дети которых должны пройти тест. Потом само тестирование, обработка данных, составление отчета о результатах, написание рекомендаций законному представителю каждого обучающегося, прошедшего тест. При этом тестированию одновременно может привлекаться несколько классов или даже параллелей. А собрать 200–250 согласий с родителей — непростая задача, особенно в случае сжатых сроков».

Порой, чтобы облегчить себе задачу, психологи могут не отчитываться перед родителями. Но такой вариант лишь уменьшает и без того невысокий уровень доверия родителей к таким специалистам. По мнению руководителя психологической службы школы «Интеллектуал» Инги Толстых, с родителями, напротив, нужно всячески стремиться наладить контакт. «Иногда они не знают, как выстроить отношения с ребенком, сомневаются в его «правильном» физиологическом развитии, не знают, как помочь в выборе профессионального профиля или вуза — все эти вопросы можно и нужно обсуждать с психологом.

В школах обязательно должен быть информационный стенд с расписанием и контактами психолога, чтобы родители могли позвонить и записаться на встречу», — уверена эксперт.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Не менее важно помогать и педагогам, которые регулярно сталкиваются с профессиональным выгоранием. «По-хорошему, с ними надо работать не меньше, чем с детьми. Логично исправить манеру преподавания одного человека, чем регулярно работать с «жертвами» его системы — детьми, — рассказывает в беседе с «Известиями» координатор психологической службы одной из государственных школ. — Но тут тоже много проблем: в одних случаях, педагоги не верят психологу и не пойдут к нему, в других — психологи сами мало обучены работе с такими преподавателями.

Специалисты, которые умеют всё, не часто идут на работу с зарплатой в 40 тыс. за ставку».

Еще острее дефицит кадров стал ощущаться с приходом в школы инклюзивной системы, делится эксперт: «В одном нашем корпусе 20 детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия»), с каждым из которых нужно работать по часу в неделю. При этом есть еще 800–900 обычных детей, и времени на то, чтобы вести консультацию с ними, уже не хватает. По рекомендации Министерства образования на одного психолога должно быть не больше 20 учеников, но в реальности всё, конечно, по-разному. У нас эта отметка уже подошла, а дадут ли нам еще ставку, мы не знаем».

Раскрыть потенциал

Из-за большого и расплывчатого перечня компетенций, психолога часто не относят к категории педагогов, хотя он таковым является. Именно этот специалист, следя за образовательным процессом, может вовремя обнаружить проблемы ученика и помочь ему выстроить индивидуальный план. «Часто таланты ребенка подавляют, зацикливаясь на его слабых сторонах, вместо того, чтобы развивать сильные. Родители, желая сравнять свое чадо с общей массой детей, нанимают репетиторов по предметам, которые ребенку совершенно неинтересны. Таким образом было загублено огромное количество юных гениев», — уверена коуч-психолог Мария Голосова.

Правда, учитывая ситуацию в современных школах, в одиночку организовать такую кропотливую работу ни один специалист не в состоянии, а расширять кадровый состав некем — профессионалы в государственные учреждения идут всё менее охотно.

Фото: Depositphotos

По-своему этот вопрос решили в Израиле, где к работе над адаптацией учебного процесса привлекаются и специалисты без психологического образования. Там пришли к выводу, что помочь детям раскрыться может творчество, например, арт-терапия, для преподавания которой специальный диплом не нужен.

Для детей, по разным причинам требующим более пристального внимания, в израильских школах действует коммерческая программа «Особенное образование». В каждом отдельном случае (гиперактивность, задержки в развитии, сложная семейная ситуация) составляется индивидуальный план работы, по которому ребенок занимается после обычного учебного дня в школе.

«Обычные дети схватывают всё быстрее, но у этих есть свои таланты и способности. Наша задача — выяснить их интересы и помочь их развить. С детьми занимаются спортивными играми, работают в компьютерном классе. Я, журналист по образованию, была тренером-консультантом по арт-терапии, — делится своим опытом в израильской школе Мария Гуляко. — С гиперактивным ребенком мы уделяли повышенное внимание деталям, прорабатывали какие-то особенные орнаменты, занимались каллиграфией. Всё это очень успокаивает. Пассивных и замкнутых детей мы, наоборот, вовлекали в игры с большим количеством участников».

Иногда для того, чтобы помочь ребенку, его достаточно просто выслушать. «У нас был мальчик, который сильно заикался и очень долго говорил. Как-то раз он встал передо мной на перемене и стал что-то объяснять. Сначала тоже возникало желание убежать, но я понимала, что должна выслушать до конца, — вспоминает Гуляко. — Оказалось, что он хочет создать компьютерную презентацию о сотворении мира, подобрать картинки и написать текст. Уровень его работы был совершенно не детский. Это фактически работа профессионального дизайнера. В свои восемь лет он прекрасно понимал основы художественной композиции, цветосочетания. Когда презентацию показали учителям, они даже не поверили, что это он сделал. На него фактически забивали, не понимали, что он может. А требовалось просто немного больше времени, чем другим детям».

Фото: Depositphotos

Так, чтобы оказать благотворное влияние на психику детей, не всегда нужен диплом специалиста. Частично снять нагрузку со школьного психолога способны и энтузиасты. «Нужно просто интересоваться детьми и понимать, что им требуется больше внимания, — уверена Гуляко. — Мне потребовалось два-три месяца, чтобы наладить контакт до такой степени, что не требовалось повышать голос, было достаточно одного взгляда и баловство прекращалось. Дети меня слушались и понимали. Было, конечно, сложно, но ужасно интересно».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образец должностной инструкции психолога | Workable

 

Используйте это описание работы психолога, чтобы разместить объявление о своих вакансиях и найти подходящих кандидатов. Не стесняйтесь изменять обязанности и требования в зависимости от ваших потребностей

В обязанности психолога входит:
  • Проведение плановых осмотров пациентов для оценки состояния их здоровья и выявления возможных проблем
  • Предоставление соответствующих советов по здоровым привычкам и профилактическим действиям для улучшения общего состояния здоровья
  • Постановка информированного диагноза на основе научных знаний и истории болезни пациента

Краткое описание работы

Мы ищем психолога, который присоединится к нашей команде и будет поддерживать благополучие наших пациентов.

В обязанности психолога входит оценка пациентов и сбор их анамнеза, прежде чем диагностировать проблемы, требующие внимания, с помощью тестов для разработки плана лечения, обеспечивающего здоровье и успех ваших пациентов. Они будут беседовать с пациентами и проводить диагностические тесты, чтобы получить более четкое представление об их проблемах с психическим здоровьем.

В конечном счете, вы предоставите людям индивидуальные варианты лечения, чтобы они могли лучше понять себя, помогая другим найти способы изменить свое поведение и облегчить проблемы в своей жизни.

Обязанности

  • Использовать знания психологической теории и практики
  • Помогите клиентам решить проблемы с психическим здоровьем или изменить свое поведение
  • Продемонстрируйте превосходные коммуникативные навыки, чтобы раскрыть сложные проблемы психического здоровья
  • Помогите людям решить основные поведенческие проблемы
  • Сопереживать широкому кругу людей
  • Сосредоточьтесь на потребностях ваших клиентов
  • Разрабатывать и рекомендовать планы лечения на основе потребностей пациента и диагноза
  • При необходимости давать направления для получения дополнительной помощи, обследования или лечения
  • Сотрудничать с преподавателями, персоналом и другими специалистами для обеспечения наилучшего ухода

Требования и навыки

  • Должен иметь опыт работы психологом или в смежной области
  • Возможность пройти тщательную проверку биографических данных
  • Продемонстрировать способность эффективно работать с различными группами населения
  • Обладать хорошими практическими знаниями методов диагностики 
  • Отличные навыки межличностного общения и общения
  • Лицензия, имеющая право на практику в вашей юрисдикции
  • Докторская степень по аккредитованной программе клинической или консультационной психологии

Часто задаваемые вопросы

Чем занимается психолог?

Психологи оценивают, диагностируют и лечат психические расстройства. Они решают проблемы пар или семьи, а школьные психологи поддерживают поведенческие и учебные потребности детей в образовательных учреждениях.

Каковы обязанности и ответственность психолога?

Психологи оценивают, диагностируют и лечат психологические проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. Они способствуют профилактике заболеваний и способствуют здоровому поведению, повышая качество жизни пациентов.

Что делает хорошего психолога?

Психологи обладают интуитивным пониманием, состраданием, творчеством и способностью говорить правду. Они стремятся понять и улучшить жизнь людей, движимые сочувствием и стремлением раскрыть правду.

С кем работает психолог?

Психологи работают в одиночку или сотрудничают с поставщиками медицинских услуг, такими как врачи и медсестры, для оказания комплексной помощи пациентам в медицинских учреждениях. Они работают вместе как одна команда, чтобы улучшить психическое и физическое благополучие пациентов, обеспечив комплексное лечение и поддержку.

Какими навыками должен обладать психолог?

Активное слушание, эмпатия, аналитическое мышление, эффективное общение, культурная компетентность, этическое сознание, исследовательские навыки, решение проблем, критическое мышление, навыки межличностного общения и психологическая оценка.

Психолог Образец должностной инструкции | Monster.com

[Вводный абзац] Должностная инструкция вашего психолога должна начинаться с нескольких вступительных заявлений о компании. Дайте потенциальным кандидатам заглянуть в культуру, чтобы они поняли, что уникального в организации; надеюсь, это заставит их захотеть присоединиться к команде.

Психолог Должностные обязанности:

  • Беседует с людьми и способствует их положительному психическому здоровью и личностному росту.
  • Оценивает потребности пациентов и соответствующим образом их удовлетворяет.
  • Изучает факторы, влияющие на поведение человека.
  • Разрабатывает планы лечения.
  • Проводит психологические тесты и определяет результаты.
  • Консультации: консультирует в рамках групповых или индивидуальных занятий.
  • Поведенческие: исследует изменения в поведенческих моделях на протяжении жизни человека, исследует социальные тенденции и пытается исправить нарушения, вызванные неправильным развитием.
  • Судебно-медицинский эксперт: работает с сотрудниками правоохранительных органов и выступает в качестве экспертов в различных судебных делах, оценивает компетентность, работает со свидетелями и проводит психологическую оценку.
  • Клинические: занимается профилактикой, диагностикой и лечением психических расстройств, а также работает с врачами над определением наилучшего курса лечения пациентов.

[Рабочие часы и льготы] Размещение информации о рабочих часах и льготах здесь помогает поддерживать интерес аудитории. Соискатель хочет иметь четкое представление о том, что повлечет за собой его типичный рабочий день. Упомяните конкретную информацию об условиях работы или требованиях; это будет варьироваться в зависимости от специальности. Например, психологу, работающему в больнице, возможно, придется работать допоздна, в отличие от того, кто работает в школе, исследовательской или деловой среде. Кроме того, важно обсудить любые льготы или специальные привилегии, которые предоставляет ваша организация, которых нет у других работодателей.

Психолог Квалификация/навыки:

  • Знание теории и практики психологии
  • Превосходные коммуникативные навыки
  • Навыки исследования
  • Интерес к тому, как люди думают и обрабатывают информацию
  • Способность сопереживать широкому кругу людей
  • Навыки слушания
  • Способность справляться со стрессовыми и возможными нестабильными ситуациями

Образование и опыт Требования: 9

  • Часто требуется государственная лицензия
  • [Призыв к действию] Завершите должностную инструкцию психолога призывом к действию .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *