Психолог наталья колмановская: Как побороть чувство страха — The-Challenger.ru

Как побороть чувство страха — The-Challenger.ru

Психолог Наталья Колмановская помогает людям, пережившим тяжёлый травматический опыт. Она работала в Беслане и Крымске, оказывала психологическую помощь людям, ставшим заложниками в «Норд-Осте». Наталья рассказала и объяснила, почему мы не должны испытывать чувство страха. Никогда — даже сейчас.

— Последнее время европейский мир жил в относительном спокойствии — с момента окончания самой страшной войны прошло семьдесят лет. За эту «паузу» успело вырасти поколение людей, которые не знают, что такое война. Да, в силу своей работы я часто бываю в местах, где ведутся боевые действия или совершаются теракты, но для большинства жителей России и Европы подобные вещи не являются нормой, скорее наоборот — чем-то из ряда вон выходящим. Вспомните, между Первой и Второй мировыми войнами был совсем небольшой временной промежуток, который во многом и сформировал поколение людей, привыкших к войне и напуганных ею.

У Ремарка в «Трёх товарищах» один из героев, глядя на младенца, говорил: «Интересно, в какую войну он попадёт, когда вырастет?».

Вторая мировая война закончилась испытанием самого смертоносного оружия, с которым человечество прежде никогда не сталкивалось. После взрыва атомной бомбы люди не сразу поняли, что именно произошло, и только спустя 20 лет в полной мере смогли осознать масштаб содеянного. Осознали и ужаснулись. После этого пришло понимание — нужно сделать всё, чтобы войны больше не было, ведь её развёртывание неминуемо ведёт к усилению вооружения. Нужно всё больше и больше оружия, оно должно быть ещё более смертоносным и более разрушительным. И в итоге в ход идёт то, без чего изначально хотели обойтись.

Война — это, по сути, политтехнологии, которые цинично используются для того, чтобы произвести впечатление и ввести людей в состояние животного страха, ведь в этот момент мозги не работают и человеком легко управлять. Он начинает совершать ошибки.

И, на мой взгляд, один из основных аргументов, почему не надо поддаваться панике, заключается в том, что разрешать собой манипулировать — по меньшей мере унизительно для человеческого достоинства. И угроза, как известно, всегда сильнее её исполнения. Любое преступление (теракт в том числе) преследует какую-то цель, механизм которой очень прост — пусть все умрут от страха, а мы отвлечём внимание и сделаем то, что нам на самом деле нужно. Террористам необходимо вызвать у людей агрессию — чувство, которое не помогает и не защищает, а наоборот, убивает мозг и совесть. Вызывание этой агрессии нужно для того, чтобы отвлечь разумных людей от конкретных логических умозаключений. Да, мы действительно живём в незащищённом мире, в котором никто ни от чего не застрахован: цунами, наводнения, землетрясения, метеорит, в конце концов, в любую минуту может упасть. Люди убивают друг друга чаще, чем падают метеориты, но ничто не мешает и по этому поводу впасть в паранойю. Здесь важно самому себе сказать, что нет такой катастрофы, в которой погибли бы все, и если в какой-то части света происходит что-то трагическое, то в другой ещё живут люди, которые могут оставаться людьми.
Оппозиция страху — это желание работать над последствиями. Если я боюсь, значит, я уже не могу помочь людям, которые пострадали. Я не могу помочь детям, которые напуганы. Если мы, взрослые, будем терять присутствие духа, то что тогда остаётся им, а главное — кем они вырастут?

На мой взгляд, людям, которых напрямую теракт не коснулся, не следует излишне педалировать ситуацию описанием собственного страха, ведь что в таком случае остаётся делать тем, кто оказался в эпицентре событий? Нужно, забыв про себя, помогать пострадавшим, выражать своё сочувствие и солидарность. Для них это очень важно, и, более того, им больно, когда этого не происходит. Ведь так человек остаётся один со своей бедой, с несправедливостью и с обидой, что остальные продолжают жить как ни в чём не бывало. Когда мы вовлечены в собственные страхи, мы забываем о тех, кто пострадал. Я видела людей, попавших в такую ситуацию — это страшная травма. И я не перестаю вспоминать одну чудесную женщину, которая в результате землетрясения потеряла двух маленьких детей, лишилась обеих ног и крыши над головой.

Удивительно, но она всегда со всеми разговаривала, к ней тянулись люди, на её кровати в больнице всегда кто-то сидел. Я наблюдала за этой женщиной уже несколько месяцев, когда в какой-то момент сказала ей: «Какая ты мужественная! Как ты всех поддерживаешь», а она на это ответила: «Что ты, Наташа! Я сначала хотела умереть, но потом подумала — нет, буду жить, чтобы другие видели, что бывает ещё хуже». Так может лучше думать — раз с вами этого не случилось, то вы можете что-то изменить, попытаться предотвратить эту войну, хотя бы для себя осознать, насколько она опасна и невыносима. И ещё не стоит ни в коем случае впадать в спекуляцию и пафос. Когда погибает столько людей, у многих возникает соблазн говорить об этом высокопарно, произнося море громких, но пустых слов. Но, на мой взгляд, это по меньшей мере бестактно, а кроме того неэффективно и не очень честно. Про случившееся нужно говорить — нельзя забывать погибших людей, забывать страдания их родственников, но пока мы пафосно перебираем факты, мы никому не помогаем.

Вот несколько прикладных советов, которые помогут справиться с чувством страха:

  1. Необходимо заняться тренировкой крупной моторики — увеличить физическую нагрузку, больше двигаться, пойти на пробежку или в спортзал; и мелкой моторики — начать рисовать, собирать что-то из бисера, лепить.
  2. Научиться регулировать свою поведенческую агрессию. Когда люди пугаются, они становятся озлобленными. И если с самим чувством ничего сделать нельзя, то повлиять на поступки, которые оно провоцирует, можно. Не следует говорить того, что думаешь в этот момент, и совершать недобрые жесты. Оказывается, если человек немного сдерживает свою агрессию, то она постепенно входит в берега, и в следующий раз он не так быстро рассердится и не так долго будет в этом состоянии. И только когда приступ проходит, можно объясниться — прийти и сказать: «Знаешь, ты неправ. Ты тогда сказал, а я подумал над этим и не согласен. Мне кажется, правильно вот так».
  3. В остром состоянии страха высшие психические функции (память, речь, внимание, мышление, воображение) начинают работать хуже, поэтому их нужно постоянно тренировать. Изучение иностранных языков (родной тоже не мешает подтянуть) и решение примеров по математике (можно умножать двухзначные числа в уме, решать логические задачи или обратиться к давно забытому дидактическому сборнику) — лучший способ привести мозг в порядок.
  4. Позаботиться о близких: уделить им больше внимания, сделать то, что им было бы приятно. Да, сейчас все перепуганы, но если считать, что другой напуган чуть больше, чем я, то мне уже не так плохо.

И всё-таки самое главное — это верить в людей. Психическое важнее, чем биологическое. Когда нас ставят в такое положение, когда существует угроза жизни, то получается наоборот — биологическое становится выше, чем психическое. Но это неправда. Биология не может управлять психикой, у неё нет такого ресурса, это предыдущая ступень эволюции. Это психика может объяснять, доказывать, находить какие-то логические ходы — ведь можно же объяснить себе, почему вредны те или иные продукты, почему надо высыпаться, почему нельзя заводить сексуальные отношения со всеми подряд.

Когда психика уходит на второй план, её нужно скорее возвращать — она многое расставит на свои места.

Мы пережили гораздо более страшные войны. Мы их пережили и сохранили в себе человека. Мы научились уважать друг друга, а это самое главное знание, которое у нас есть. И за это нужно держаться.

Подпишись на The Challenger!

чего боятся родители и школьники? Советы психолога Александра Колмановского

40:52

10598

— Круглый стол

#Психология #Образование

31.08.2018

  • Александра Яковлева
  • Михаил Козырев
  • Евгения Воскобойникова

Скоро в школу! Накануне первого сентября психолог Александр Колмановский объясняет, чего боятся родители и школьники и как справиться с этими страхами. В программе также приняли участие ведущая Евгения Воскобойникова, Михаил Козырев, дочери которого в этом году идут в первый класс, и редактор программы «Психология на Дожде» Александра Яковлева, мама двоих детей.

 

Другие выпуски

43:04

28.11.2021

Почему помогать неидеальным мамам намного эффективнее, чем помогать идеальным детским домам

49:32

02.10.2021

Школа не для всех? Изнанка обучения в России детей с особенностями развития

48:01

15.09.2021

Образ тела: как и когда у ребенка формируется представление о самом себе

51:30

31. 08.2021

«Кадыров угрожал ей». Чем опасно решение ЕСПЧ, который счел недоказанной вину властей в убийстве Натальи Эстемировой

38:40

30.08.2021

Только славяне. Почему в России детей-мигрантов не берут в школы и как это может привести к образованию гетто

58:39

17.06.2021

«Я не хочу знать». Как пациенту относиться к неблагоприятному диагнозу и что должны говорить врачи

01:17:30

10.06.2021

Спецоперация «Юрий Дмитриев»: как судили главного историка репрессий в России и что с ним будет дальше

52:22

#Антон Долин

01. 06.2021

Насилие как норма: как защитить своего ребенка от себя самого?

Показать больше

49:45

#Здоровье

14.05.2021

Что большинство людей не знает о болезнях печени, к какому врачу обращаться и как не довести ситуацию до рака

37:37

28.01.2021

«Антисемитизм продолжает существовать». Почему важно помнить Холокост и что смотреть на кинофестивале «Хроники катастрофы»

35:49

#Здоровье

19.12.2020

Что такое предиабет? Кто в группе риска? Как его выявить и можно ли излечиться? Отвечают эндокринолог, диетолог и фитнес-тренер

58:46

29. 09.2020

На волне как на войне. Новая эпидемия уже здесь? Всех опять закроют дома? Чем лечиться? Павел Лобков говорит с врачами, научными журналистами и экономистами о возвращении COVID-19

47:02

07.09.2020

Врожденные патологии у детей: что делать родителям? Советы врачей, психологов и самих родителей

38:37

21.05.2020

Рак не ушел на карантин. Как онкобольные в России ищут доноров при закрытых границах, когда каждый день на счету

49:20

10.03.2020

Нефть обвалилась, коронавирус все ближе — насколько тяжелый экономический шок нас ждет? Круглый стол с Жанной Немцовой

54:17

04. 03.2020

Как паника из-за коронавируса разрушает экономику и частную жизнь

Показать больше

31:10

20.02.2020

«Благодаря хосписам ты понимаешь, как жить». Как устроена детская паллиативная помощь в Москве и регионах

57:44

04.02.2020

Маски бесполезны, лекарства нет, но вирус не страшный. Павел Лобков раскороновывает коронавирус Иммунологи, эпидемиологи, биологи рассказывают про новый вирус из Китая

38:59

11.11.2019

Кибербуллинг. Что делать, когда текст становится травлей?

35:35

#Здоровье

29. 10.2019

Псориаз. Что это? Им можно заразиться? Какие сейчас есть методы лечения?

50:51

04.10.2019

«Мне казалось, что слова на „ревма-“ это про пожилых людей или спортсменов»: как и за сколько в России лечат ревматические заболевания

40:15

21.09.2019

День донора костного мозга на Дожде: все о трансплантации, подборе донора и симптомах лейкоза

49:33

05.09.2019

Россия 228: как подбрасывают наркотики и массово сажают людей

39:04

07.08.2019

«Сорокин Трип». Обсуждаем фильм о самом значительном русском писателе современности с его авторами — Антоном Желновым и Юрием Сапрыкиным

Показать больше

44:59

07. 08.2019

Дело Егора Жукова. Студенты, преподаватели и руководство ВШЭ массово вступились за арестованного студента

02:29:59

#Людмила Улицкая

06.08.2019

Тихий герой нашего времени. Почему дело историка Дмитриева объединило всех Спецэфир Дождя с Людмилой Улицкой, Николаем Эппле и Виктором Ануфриевым

43:45

23.05.2019

Шиес, Екатеринбург, Иркутск и Магнитогорск. Корреспонденты Дождя рассказывают о самых горячих протестах в России

41:32

#Кирилл Рогов, #Александр Баунов, #Олег Кашин, #Аббас Галлямов, #Константин фон Эггерт

16.05.2019

Сотрудничать с режимом или ломать систему? «Казус Федермессер» обсуждают Шендерович и Кашин, Баунов и Эггерт, Галлямов и Рогов

01:13:06

19. 04.2019

Ассанж — предатель или герой, журналист-разоблачитель или пешка спецслужб? Горячий спор Эггерта, Кучерены и ведущих расследователей России

01:11:52

24.03.2019

Выхода нет. Кашин, Чичваркин, Радзинский и Цуканов спорят о «брексите» и будущем Британии

01:05:18

28.12.2018

«Все построено так, чтобы конкурсы выигрывали свои»: единственный поставщик Росгвардии о знакомстве с Золотовым и расследовании Навального Ксения Собчак, Антон Желнов, Дмитрий Муратов и Роман Шлейнов поговорили с бизнесменом Борисом Ванинским

55:52

#Екатерина Шульман

23.11.2018

Травля в школе: что делать? Обсуждаем правовые аспекты с Екатериной Шульман

Показать больше

42:56

16. 11.2018

Профессиональный разговор о смерти: куда звонить, когда врачи уже не могут помочь Как горячая линия фонда «Вера» помогает неизлечимо больным пациентам

45:42

14.11.2018

Гражданское общество отвечает рублем: Альбац, Синдеева, Шульман и Сванидзе о рекордном краудфандинге для The New Times

55:10

#Евгения Альбац, #Дмитрий Муратов, #Станислав Кучер

09.11.2018

Пришли за The New Times. Что делать? Спецэфир Дождя о свободе СМИ В студии Евгения Альбац, Ксения Собчак, Наталья Синдеева, Дмитрий Муратов, Станислав Кучер, Вадим Прохоров

43:29

11.10.2018

«Мы ждем вмешательства президента». Спецэфир о протестах в Ингушетии из-за границы с Чечней

46:41

25. 09.2018

У 80% детей в детдомах есть родители. Как в России помогают вернуть ребенка в семью

44:48

31.08.2018

ДЦП лечить не надо. Как объяснить, что это не болезнь, и как помочь людям с таким диагнозом

47:08

13.07.2018

«Если все будут жить как россияне, понадобится 3,5 планеты»: как немного изменить свою жизнь, отдать долг Земле и при этом сэкономить

44:26

10.07.2018

Как переубедить Путина? Соболь, Удальцов, Гонтмахер и Орлов спорят о пенсионном возрасте

Популярное

02:55

#События

05.03. 2012

Иранские лесбиянки сотрясают Исламскую республику

03:54

#События

06.03.2013

Скандальный гей-фильм запретили к показу в Австралии из-за откровенных сцен

11:55

#События

05.11.2015

Самые откровенные российские фильмы последнего времени

48:17

#О жизни, #Психология

02.05.2016

Секс и холостой президент. О чем можно говорить? #ВечерняЯХиллари с Хакамадой, Сорокиной, Рудковской и Холиной. Премьера

12:18

#События

07. 10.2016

Шесть лучших фильмов о сексе и любви В Москве открывается фестиваль Love.Doc

19:20

29.03.2017

Смерть, развод и секс: как правильно говорить с детьми о сложном Лекция психолога Ирины Млодик

20:29

#Психология

03.08.2017

Четыре признака детской травмы: как распознать и что делать родителям (а что категорически нельзя) Объясняет семейный психолог Алена Прихидько

19:52

#Психология

11.10.2017

Что делать родителям, когда ребенок начинает хамить и огрызаться? Советы психолога Александра Шадуры

Показать больше

22:23

15. 11.2017

Если женщина не вовлечена в секс, это сигнал для мужчины: почему женщины подают на развод?

38:44

#Психология

07.01.2018

Перезагрузка себя: что делать, если все вокруг скучно, надоело и раздражает? Мастер-класс Ирины Хакамады

24:23

#Психология

14.02.2018

Страсть прошла, а отношения остались: куда и почему уходит секс у людей, которые долго вместе

18:06

#Психология

21.11.2018

Фригидность, точка G, сквирт и девственная плева: сексолог Наталья Фомичева развенчивает мифы о женской сексуальности Лекция, которая пригодится как женщинам, так и мужчинам

38:43

30. 03.2019

«У Миши была программа — умереть молодым»: Князь вспоминает Горшка и то, как они придумали «Король и Шут»

01:07:14

#Музыка, #Диана Арбенина

07.07.2019

Диана Арбенина: «После каждой новой песни я умираю, меня нет в живых. Она меня всю выпивает» Самый музыкальный выпуск программы «Как все начиналось»

15:21

#Психология

10.07.2019

Травма брошенного и бросившего. Как перешагнуть через болезненное расставание Советы клинического психолога Люции Сулеймановой

27:07

#О жизни, #Психология

18.04.2020

Вы стали меньше заниматься сексом на карантине? Вот почему

Показать больше

35:23

28. 07.2020

Главные мифы о первом сексе. Почему для многих он становится травмой на всю жизнь

40:15

#Психология

16.10.2020

Клитор всему голова? Каким бывает женский оргазм, и почему кто-то его никогда не испытывает

24:41

31.10.2020

Маму не изменить, себя — можно. Почему взрослым так сложно общаться с родителями

36:08

#Психология

07.12.2020

Путь в никуда. Почему обида — худшая из возможных реакций и как перестать «дуться»

21:14

04. 04.2021

Сексуальные фантазии и реальность: как понять скрытый смысл своих желаний

20:41

#Психология

02.05.2021

«Не корми чертей»: как побороть ревность и сделать ее своим другом

41:38

#Психология

12.09.2021

Искусство слушать: чего нельзя делать в разговоре и как раскрыть собеседника

28:24

#Психология

22.09.2021

Мужчины глазами женщин: что не так с установками из детства

Исследование возрастных рейтингов анимационных фильмов — Культурно-историческая психология — 2014. Том. 10, нет. 4

Культурно-историческая психология
2014. Том. 10, нет. 4, 27–36
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

3260

Аннотация

Статья посвящена малоизученной проблеме восприятия мультипликационных фильмов детьми дошкольного возраста. Проверяемая в исследовании гипотеза касается различий в восприятии ребенком подходящих и неподходящих (для его возраста) анимационных фильмов. В исследовании принимали участие дети 5—6 лет, которым предлагалось посмотреть два мультфильма: соответствующий их возрасту («Варежка/Варежка») и неподходящий («Бен 10»).

Ключевые слова: анимационные фильмы, восприятие художественного произведения, возрастные особенности, возрастные рейтинги, авторская позиция, осмысление, идентификация с персонажем, продолжение и оригинальность сюжета

Рубрика журнала: Психология развития

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Смирнова Е. О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастных рейтингов анимационных фильмов. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2014. Том. 10, нет. 4, стр. 27–36. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаськина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. развития искусства]. Москва: МГППУ, 2006. 160 с.
  2. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экспертиза Психологическая экспертиза произведений для детей. искусства для детей]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2012, нет. 6, с. 3—10.
  3. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализ нравственно-нравственного развития ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) [Анимационный фильм как средство социально-психологического анализ нравственного развития ребенка (по материалам исследований 1985 и 1985 гг. ). 2006 г.)]. У Собкина В.С. (ред.) Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования [ Социология дошкольного образования: Труды по социология образования ]. Т. XI. Вып. XIX. Москва: Центр социологии. образования РАО, 2006. С. 73—101.
  4. Собкин В.С., Колмановская О.А. Особенности понимания конфликтной ситуации ситуации фильма в младшем школе ном возрасте как показатель социальной активности [Особенности понимания конфликтной ситуации фильма в младший школьный возраст как показатель социальной активности. В Коротаева Г.С.(ред.) Формирование социальной активности младших школьников в процесс обучения и воспитания [ Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания ]: Межвуз. сб. науч. тр. Свердлов. гос. пед. ин-т. Свердловск: Изд. СГПИ, 1990, с. 64—72.
  5. Шакарова М. А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетноролевой игры современных дошкольников (на примере мультипликационных сериалов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *