Психолог в детском саду что должен делать: Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении

Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении

Категория: В помощь педагогам-психологам

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА (с сокращениями)

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия , свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение ряда взаимосвязанных видов работы как с персоналом детского сада, так и непосредственно с детьми и их родителями.

Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от того места, которое он сумеет занять в коллективе, его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он должен, ни в коем случае не подменяя руководство, выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Но для того, чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, всей своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Функции психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них – участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел – индивидуальная работа с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических особенностей.

К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т. п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т.п.

Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики.

Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

 
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РОДИТЕЛЕЙ

Формы работы по психологическому просвещению:

• лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях или родительских собраниях,

• групповые и индивидуальные консультации,

• подготовка памяток,

• подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы.

Начиная работу в детском учреждении, психолог должен, прежде всего, познакомить коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать. При этом важно учитывать, что среди населения (а также среди части педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо четко объяснить, что детская психология занимается прежде всего изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий.

Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Но главное – не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Его центральным моментом должно быть убеждение в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.

Необходимо отказаться от привычной схемы, по которой для всех детей существует один, единственно правильный путь развития, жестко определяющийся перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности, которые будто бы обеспечивают «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности. Психологу следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

НАЛАЖИВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ.

Одна из важнейших задач психолога – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию всей воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. А это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях обще групповых занятий, и по мере возможности психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах, деления их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать и др.

).

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дадут богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут прежде всего обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой – агрессивных, недисциплинированных и т.п. Однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на таких воспитанников, которые, не являясь помехой, отличаются личностным неблагополучием – застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Меры по преодолению их эмоционального неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психологу следует иметь в виду, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя вследствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка.

Психолог может наметить и реализовать ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где психолог сможет проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с коллективом возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно намечать средства их разрешения. Конечно, эти виды работы возможны и при отсутствии специального помещения.

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь введение по инициативе психолога «одомашнивания» их жизни в группе, налаживания более тесной связи с семьей. Должно всячески поощряться посещение родителями в любое время группы, в которой воспитывается их ребенок, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках.

 
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, и адаптация, привыкание к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно.

Это отпугивает многих родителей и наводит их на размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.

Прием новых детей в группу связан с определенными трудностями и для воспитателей. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимых контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Иногда процесс привыкания осложняется тем, что у некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад.

Время проходит, а в группе остаются «неадаптированные» или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.

Чтобы этого не происходило и чтобы помочь ребенку безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей приучить его к новым требованиям, психолог должен своевременно организовать подготовку к приему новичков, помочь воспитателям завоевать симпатии детей, постоянно поддерживать у них хорошее, бодрое настроение.

Необходимым условием этого является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду.

Психолог помогает воспитателям организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы обеспечить потребность в содержательной деятельности, чтобы дети не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными и т.п.

Разумеется, подбор игрушек в организации среды имеет немаловажное значение для привыкания детей, но самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников.

Если психолог и воспитатель помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе – тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: ДИАГНОСТИКА И ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада разработана слабо. Она очень сложна и крайне актуальна. Как показали исследования, в каждой группе детского сада среди 5-6-летних детей благополучными являются лишь несколько детей, все же остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений со сверстниками.

Основной путь коррекции взаимоотношений между детьми – организация и руководство разными видами их совместной деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игрой.

Особые симпатии сверстников вызывает тот, кто умеет хорошо, интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр. К сожалению, у некоторых детей полноценная игровая деятельность самостоятельно не складывается. Задача психолога – подсказать педагогу, как он может помочь каждому ребенку. Повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.

Психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.

Необходимо помнить, что коррекция должна осуществляться с двух сторон – со стороны самого ребенка (исправление тех черт поведения, которые раздражают или огорчают других) и со стороны устоявшегося «общественного мнения».

 
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП МЕЖДУ СОБОЙ

В настоящее время в большинстве городских детских садов детей распределяют строго по возрастам. Это прежде всего удобно нам, взрослым – облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Именно требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей и требование выполнения программы обучения в детском саду, так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. С другой стороны, большие городские детские сады экономически более выгодно, даже если взять в расчет только количество персонала.

Таким образом, в современных городских детских садах дети фактически лишены естественной возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнять этот пробел. Необходимо организовывать как можно чаще контакты между разновозрастными группами детей.

Контакты можно осуществлять в следующих формах:

Ежедневно:

Во время приема детей поощрять старших (2-3 ребенка) помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия.

Во время еды, укладывая спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить и одевать – раздевать детей.

Во время занятий детям старших групп помогать воспитателю готовить группу к занятию и помогать убирать ее после занятий.

Во время прогулок поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, постройки на участках, экскурсии.

В вечерние часы можно устраивать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.

Не реже одного раза в месяц устраивать «хождение в гости» детей в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольного театра и диафильмов, демонстрация выставок рисунков, аппликаций, лепки, выполненных детьми.

Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним.

Перед переходом детей в следующую группу желательно готовить и проводить специальные совместные беседы старших и младших детей, где старшие должны уметь рассказать, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные дела и обязанности.

В самые первые дни приема малышей в детский сад необходимо присутствие в этих группах старших детей с целью помощи и скорейшей адаптации малышей к условиям новой жизни в детской саду.

Следует поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах, чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах.

Важно продумать и осуществить возможность общения с детьми, «окончившими» детский сад, особенно если в детском саду остались их младшие братья и сестры. Хорошо осуществлять и визиты в школу детей детского сада.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе – одна из важных задач дошкольного воспитания. Однако психологу необходимо иметь в виду, что эта задача является не только не единственной, но даже и не самой главной, так как основное при всех обстоятельствах – обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

Оптимальным является вариант, когда учитель первого класса (и школьный психолог) рассматривает его как подготовительный и ведет специальную работу по постепенному переводу детей от дошкольных к школьным формам жизни (от игры к учению). Но в любом случае от дошкольников нельзя требовать наличия в уже готовом виде «школьных» психологических качеств. Речь может идти лишь о некоторых их предпосылках.

При определении готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им знания о каждом ребенке. Могут быть им использованы и различные диагностические методики из числа описанных выше. Наиболее информативными в этом отношении являются стандартизованные диагностические методики, особенно методика «учебная деятельность». Стандартизованные методики могут применяться в работе с детьми, начиная с конца шестого года жизни.

Источник: Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: Руководство для практического психолога. — М., МП «Новая школа», 1993.

чем занимается и какие рабочие инструменты использует

27.07.2022

Наряду с воспитателями, в детских садах работают педагоги-психологи, основными задачами которых являются: помощь в адаптации детей к саду и выявление особенностей развития и психологических проблем у малышей. Психологи консультируют родителей и персонал ДОУ относительно поведения и воспитания дошкольников, способствуют формированию здорового психологического микроклимата в детском учреждении.

В этой статье мы расскажем, зачем нужен психолог в детском саду, как строится его работа и какие инструменты специалист использует в своей деятельности.

На консультации детский психолог проверяет память, логику, мелкую моторику ребенка, дает советы родителям по воспитанию малыша

Практика психолога в детском саду

У многих родителей возникает вопрос, нужен ли психолог в детском саду, если это не врач, который может назначить лечение при обнаружении проблемы. Действительно, воспитатель-психолог – это в первую очередь педагог, и его задача состоит не в выявлении психических отклонений, а в работе с индивидуальными особенностями детей. Однако в случае обнаружения проблем, требующих медицинского вмешательства, специалист обязательно порекомендует обратиться к неврологу или психотерапевту.

Основная задача психолога в детском саду – сделать пребывание детей в ДОУ комфортным, укрепить их психологическое здоровье и обеспечить гармоничное развитие.

Педагог-психолог раскрывает потенциал малышей, объективно оценивает их развитие и поведение, оказывает помощь родителям и воспитателям в решении неурядиц, возникающих в разных жизненных ситуациях.

На первых порах пребывания в детском саду специалист участвует в адаптации детей к новым условиям и коллективу. Если необходимо, прорабатывает страхи, недоверие к людям, сложности в коммуникациях со сверстниками.

В дальнейшем психолог наблюдает, как развиваются воспитанники, дает советы по грамотному воспитанию, разрешению конфликтов, безболезненному преодолению кризисных периодов взросления.

Воспитатель-психолог в детском саду проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми и ведет просветительскую работу с родителями

Инструментарий детского психолога

Чтобы лучше понять, в чем заключается работа психолога в детском саду, рассмотрим основные приемы и инструментарий.

  • Диагностика интеллектуальных и творческих способностей

Специалист проводит беседы и тестирования для определения уровня умственного развития, познавательных навыков, готовности детей к школе, выявления талантов и склонностей. Проводит диагностику одаренности и дает рекомендации на основе полученных результатов. Для этого используются специальные программы с научно доказанной эффективностью: матрицы Дж. Равена, методика «Угадайка», корректурная проба, тест Торренса, рисуночный тест Силвер и другие.

  • Диагностика особенностей личности

На занятиях психолог ДОУ использует оценочную практику, направленную на определение индивидуальных характеристик детей с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Задействует личностные тесты, детский опросник Кеттела, тест «Домики» Ореховой О. А. для дифференциации эмоциональной сферы ребенка, тест детской апперцепции и другие методики. Эти инструменты позволяют определить отношение ребенка к себе, учебной деятельности, педагогам, родителям, сверстникам.

  • Диагностика социально-психологического климата (СПК)

Для обеспечения комфортной обстановки и гармоничного развития детей в ДОУ специалист регулярно проводит диагностику СПК по методике О. Немова или с помощью других инструментов. Определяет показатели сплоченности, контактности, открытости. Результаты доводятся до руководства ДОУ с рекомендациями по улучшению микроклимата в коллективе.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей

Практика педагога-психолога предполагает использование различных игр и развивающих пособий. На занятиях применяются:

  • наборы Пертра для конструирования на плоскости, классификации предметов, развития концентрации и внимания, моторики и координации;
  • игры с песком, чтобы скоординировать движения глаз и рук, сформировать навыки письма;
  • дидактические наборы «Игры с тенями» для развития пространственного и образного мышления, психомоторики, воображения, интеллекта;
  • наборы для детского творчества: лепка из гипса, пальчиковые краски, смеси для строительства, наборы для выжигания и т. п.
  • инструменты кукло-, арт- и музыкотерапии;
  • пособия Монтессори: дроби-вкладыши, тактильные цифры, веретёна и др. ;
  • интерактивные сенсорные, тактильные, музыкальные панели для зрительной и тактильной стимуляции, развития осязательных навыков, слуха, интеллекта;
  • сухие бассейны и воздушно-пузырьковые колонны для снятия эмоционального напряжения.

Психолог в детском саду – это прежде всего друг ребенка, который помогает ему познать себя и окружающий мир, почувствовать уверенность и раскрыть свои способности.

Детям очень нравятся занятия у психолога, потому что они проходят в игровой форме и дружественной обстановке

В центре «Ректор» вы сможете приобрести методические пособия для психологов и всевозможный инструментарий для работы с детьми в ДОУ, а также заказать комплектацию кабинета психолога под ключ.

Мы должны признать, как трудно малышам ходить в детский сад, говорят психологи

Как родитель, вы жизненно важны для своего ребенка.

Ваш ребенок полностью доверяет вам. Их переживания, когда их берут на руки и утешают, дают еду или сухой подгузник, становятся ожиданиями.

Вы здесь и присматриваете за своим ребенком.

«Дети устанавливают иерархию в своих отношениях. Для многих детей в мире мама находится на первом месте, но с таким же успехом это может быть и папа.

Когда дети испытывают стресс, они в первую очередь ищут человека на вершине своей иерархии ухода, по словам Пиа М. Ришолм Мотандер, старшего преподавателя психологии развития на факультете психологии Стокгольмского университета.

Дети начинают посещать детские сады, когда они еще закрыты

Пиа М. Ришолм Мотандер говорит, что у детей формируется иерархия ухода в отношениях. (Фото: Стокгольмский университет)

Что происходит, когда маленький ребенок остается с другими взрослыми и новыми привычками?

Ида Брандтзэг и Стиг Торстейнсон считают, что мы должны отнестись к этому вопросу более серьезно, чем сегодня.

Они оба специалисты в области психологии и директора Образовательного центра и клиники психологов привязанности.

Ранее они работали с маленькими детьми в Институте Ника Ваальса, больнице Ловисенберг, Детском центре Алин и R-BUP East and South.

«Мы должны лучше понимать, как тяжело приходится маленьким детям, когда они начинают ходить в детские сады», — говорит Брандтзэг.

Сегодня большинство детей начинают посещать детский сад в тот период жизни, когда они еще «закрыты» для других людей, кроме тех, к кому они привязаны, говорит она. Этот период длится до второго года жизни ребенка.

«Парадоксально, но в этот период от ребенка ожидается открытие большего количества новых людей. Это влечет за собой облегчение сложной задачи по уходу, чтобы опыт был положительным для ребенка», — говорит она.

Стиг Торстейнсон говорит, что многие детские сады сегодня хорошо справляются с привязанностью у детей. (Фото: психологи привязанности)

Мы знаем довольно много

Постепенно мы узнали довольно много о том, что важно для того, чтобы у ребенка развилась надежная привязанность к взрослым в условиях детского сада, говорят два психолога.

«К счастью, несколько детских садов теперь хорошо понимают, как удовлетворять потребности детей. Сейчас они больше говорят о периоде привязанности, чем о переходном периоде», — говорит Торстейнсон.

Некоторые центры подчеркивают, что у ребенка должен быть один или два постоянных объекта привязанности, а не несколько человек.

Ряд центров помогает родителям проводить больше времени в детском саду, чтобы и родители, и дети могли познакомиться там со взрослыми – и наоборот.

Родители должны знать, насколько они важны для ребенка

Понятно, что сотрудники детских садов должны установить рамки организации первых дней и недель, говорят Брандтцег и Торстейнсон.

В то же время важно оставить место для гибкости. По словам психологов, существует множество индивидуальных различий в том, сколько времени ребенку нужно, чтобы приспособиться к новой среде.

«И родителям, и детскому саду важно понимать, насколько важны родители для благополучия ребенка. Они знают о ребенке вещи, которые невероятно ценны для центра и должны передаваться постепенно, чтобы у ребенка был безопасный старт», — говорит Торстейнсон.

Подарите ребенку душевный покой

Ида Брандтзэг говорит, что ребенок должен чувствовать себя в безопасности с одним или двумя взрослыми в детском саду, прежде чем они смогут должным образом его утешить. (Фото: психологи привязанности)

Брандтзэг и Торстейнсон интересуются новыми знаниями о мозге. В исследовании говорится о «предсказывающем мозге».

Психологи считают, что главная задача мозга — спросить себя: «Что сейчас произойдет?» и «Был ли я в похожей ситуации раньше?»

Внутренний мир в ребенке поддерживается, когда «предсказательный мозг» может предполагать, что произойдут хорошие вещи.

Когда ребенок переходит из дома с родителями в детский сад, предсказательная задача мозга ставится под сомнение. Ребенок сталкивается как с новыми людьми, так и с новыми ситуациями.

«Тогда вы можете себе представить, что мозг ребенка должен много работать, чтобы интегрировать новый опыт и, надеюсь, сформировать новые позитивные и доверительные отношения. Это одна из причин, по которой у детей усиливается стресс, когда они начинают ходить в детский сад», — говорит Брандтзэг.

Дневной уход может уменьшить стресс

«Мы помогаем «предсказательному мозгу» ребенка, когда у него есть возможность хорошо познакомиться с одним или двумя людьми», — говорят психологи.

Кроме того, важно, чтобы люди, с которыми знакомится ребенок, предлагали отношения, обеспечивающие надежную привязанность. Это доверие помогает детям научиться знакомиться с новыми людьми и окружением, чтобы они меньше подвергались стрессу.

Сколько фигур привязанности у ребенка?

Брандтзэг и Торстейнсон — специалисты по детской привязанности. В настоящее время они активно работают над улучшением качества отношений между детьми и персоналом по уходу за детьми посредством различных программ.

Мнения в рамках теории привязанности расходятся в отношении того, действительно ли дети имеют только одну фигуру привязанности в первый год жизни или могут иметь несколько отношений привязанности.

Исследования в других культурах, где у детей есть несколько опекунов, показывают, что ребенок, испытывающий высокий уровень стресса, ищет одного опекуна, который может более эффективно регулировать эмоции, чем другие.

Когда эмоции не такие сильные, поддержку могут оказать другие люди.

Но если ребенок очень устает или расстраивается, человек, находящийся на вершине иерархии заботы о ребенке, больше всего его утешает, говорит Брандтзэг.

«Вот почему воспитатели в детских садах, даже если они предлагают комфорт в соответствии с передовой практикой, не всегда могут связаться с ребенком, пока ребенок не установит связь с одним или двумя сотрудниками», — говорит она.

Узнайте больше о людях

Мотандер считает, что знакомство со взрослыми в раннем возрасте полезно для детей.

Однако в начале жизни человек, стоящий на вершине иерархии ухода, лучше всего может регулировать эмоции ребенка.

«В процессе развития младенец не может иметь слишком много отношений. Но по мере развития мозга растет и способность обобщать и проводить границы между различными отношениями.

Однако этот процесс не происходит в одночасье и развивается посредством постепенного когнитивного созревания. Когда ребенок начинает ходить в детский сад, общение со взрослыми постепенно становится легче.

«Приятно встретить много надежных, любящих и внимательных людей, готовых пойти навстречу ребенку. Ребенок начинает доверять другим людям». Мотандер считает, что эта уверенность и безопасность произведут впечатление на личность ребенка.

Должны сшить два мира вместе

Брандтзэг и Торстейнсон отмечают, что во всем мире нередки случаи, когда за маленькими детьми присматривают несколько взрослых.

В так называемых коллективистских культурах о детях заботятся бабушки, тети, дяди, соседи, братья и сестры. По их словам, раньше так было в Норвегии и многих других странах.

Развитие в Норвегии с 1950-х и 1960-х годов по настоящее время сместилось от матерей, которые в основном заботятся о своих детях, к более коллективному уходу за детьми, когда за детьми присматривают несколько человек.

Сегодня в Норвегии государственный сектор и семья объединились для создания нового коллектива по уходу за детьми, говорят Брандтзэг и Торстейнсон.

Эта модель может работать хорошо, но требует увеличения слаженности между подразделениями в коллективах. Они считают переходный период между домом и детским садом особенно важным.

Более тесное сотрудничество между учреждением по уходу за детьми и домом также облегчает работу «предсказательного мозга» ребенка.

Больше, чем вытирание носов

Психологи считают, что мы должны признать, насколько чрезвычайно важной и требовательной является работа, выполняемая в детском саду.

«Детские сады стали местом, где начинается жизнь детей. Персонал по уходу за детьми берет на себя большую эмоциональную и умственную работу. Ответственные органы должны понимать, что то, чем они занимаются, это нечто большее, чем просто сидеть в песочнице и вытирать носы.

«Многие другие профессиональные группы, такие как психологи, понимают, насколько требовательна работа с чувствами других людей, — говорит Торстейнсон. Он считает, что воспитатели детских садов нуждаются в таком же признании.

Многие сотрудники заинтересованы и мотивированы

Поэтому персоналу детских садов нужна здоровая рабочая среда, расширенные рекомендации и знания о детской психологии и о том, какая умственная работа требуется для оказания профессиональной помощи, говорят психологи.

«Сотрудникам иногда приходится выполнять серьезные эмоциональные задачи, не имея хороших условий труда. Это создает стресс для сотрудников, что, в свою очередь, влияет на уровень стресса у детей», — говорит Брандтзэг.

Норвежские детские сады всегда будут нуждаться в дальнейшем развитии.

Два психолога обнаружили, что многие детские сады заинтересованы и мотивированы на усовершенствование.

Перевод: Ингрид П. Нусе

Ссылки:

Ида Брандтзэг, Стиг Торстейнсон, Гуро Ойестад: Se barnet innenfra (Взгляните на ребенка изнутри), Kommuneforlaget, 2013.

Ида Брандтзэг, Стиг Торстейнсон, Ларс Смит: Barn og relasjonsbrudd (Дети и разрыв отношений), Fagbokforlaget, 2019 г. .

Anders Broberg, Pia Risholm Mothander, Pehr Granqvist: Anknytningsteori (теория привязанности), Natur & Kultur, 2020.

———

Прочтите Норвежскую версию в Сервиса по оказанию помощи на помощь. Ваш ребенок в школе

Служба поддержки, чтобы помочь вашему ребенку в школе


Школьный консультант
(нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей программе районного школьного консультирования)
     Школьный консультант встречается с каждым ребенком детского сада в начале учебного года, чтобы представиться ему/ей. Она работает с каждым ребенком, чтобы создать стартовое карьерное портфолио. В детсадовском году они заполняют простую информацию и рисуют себя. Наши школьные консультанты также предлагают еженедельные уроки для всего класса, посвященные обществу, личной безопасности, решению проблем, самоуважению, сотрудничеству, поиску друзей и изучению ранней карьеры
     Школьный консультант также может помочь учащимся, которые испытывают трудности с самочувствием в начале детского сада и у которых есть проблемы с разлукой с родителями. Она также доступна в течение всего года, чтобы помочь любому ребенку, который нуждается в поддержке с навыками преодоления трудностей, понимания и обращения с чувствами. Если вашему ребенку нужна постоянная поддержка со школьным консультантом, она свяжется с вами, чтобы запросить ваше разрешение.

Специалисты по учебной поддержке и чтению
     Педагог, который встречался с вашим ребенком во время августовской летней оценки, может работать с небольшими группами детей, которым нужна дополнительная поддержка для освоения начальных навыков чтения. Кроме того, учащиеся могут также работать со своим специалистом по чтению, чтобы поддерживать формирующиеся навыки грамотности. Дети, получающие такую ​​поддержку, ежемесячно обследуются для наблюдения за прогрессом и определения наилучшего вмешательства для них. Процесс группы учебной поддержки также доступен для поддержки детей в других областях. Если вашему ребенку понадобится такая поддержка, учитель вашего ребенка свяжется с вами, чтобы вы могли принять участие в нашей поддержке.

Поддержка речи и языка
    Логопед в каждой школе может помочь детям, которым нужна дополнительная помощь с артикуляцией и/или языковыми навыками. Иногда логопед будет работать с детьми в неформальной обстановке, чтобы помочь им более последовательно правильно произносить определенный звук. В других случаях она будет работать с детьми, у которых есть индивидуальная образовательная программа с конкретными речевыми и языковыми целями и задачами. Если вашему ребенку понадобится любой из этих уровней поддержки, логопед свяжется с вами.


Трудотерапия
    Трудотерапевты тесно сотрудничают с воспитателями детских садов, чтобы наблюдать и оценивать учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи в обучении мелким моторикам, таким как застегивание пуговиц, застегивание молнии, захват карандаша, письмо, вырезание и т. д. учителем ребенка и/или пройти дополнительные обследования, в результате которых ребенок может работать непосредственно с эрготерапевтом. Если ваш ребенок нуждается в непосредственных услугах эрготерапевта, учитель вашего ребенка и/или эрготерапевт свяжутся с вами.

Специальное обучение в рамках Индивидуальной образовательной программы (IEP)
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей окружной программе специального образования)
     Дети, которые нуждаются в поддержке за пределами обычного класса, могут иметь право на получение услуг специального образования. В большинстве случаев дети, которым требуется IEP, переходят в детский сад из дошкольного учреждения с IEP. Преподавательский состав школы встретится с вами, чтобы рассмотреть IEP и, возможно, провести повторную оценку. Детей, у которых еще нет IEP, но которым может потребоваться дополнительная интенсивная поддержка, могут быть направлены в группу поддержки обучения в школе для вмешательства и возможного направления на психолого-педагогическую оценку у школьного психолога. Родители являются важной частью этого процесса.


Изучение английского языка (ELL)
(нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей окружной программе ELD)

            Дети, которые не говорят по-английски или только начинают изучать английский язык, получают дополнительные инструкции, которые помогут им в развитии речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *