Психологическая адаптация личности в Санкт-Петербурге
14.02.2022
Начиная с момента рождения, человек неразрывно связан с обществом. На протяжении всей жизни социум оказывает огромное влияние на формирование личности. Период, когда происходит активное приспособление индивида к условиям социальной среды называют социально-психологической адаптацией.
В этот период личность приспосабливается и адаптируется к системе социальных, психологических и профессиональных связей и отношений, принятые в данном социуме. Она играет свою роль, исполняя надлежащие ей функции. Человек пассивно или активно усваивает нормы, правила, ценности как общества в целом, так и своего ближайшего социального окружения: семьи, друзей, общественной группы (детского сада, школы, ВУЗа или трудового коллектива). Это выражается в привыкании к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.
Виды социально-психологической адаптации личности
Жизнь человека в социуме разнообразна и включает несколько сфер жизни, к которым ему необходимо адаптироваться.
- Социальная адаптация заключается в приспособлении индивида к системе нравственных, религиозных, этнических, правовых отношений, принятых в обществе.
- Психологическая адаптация определяется вовлечением личности в систему неформальных связей и отношений с исполнением определённой социальной роли.
- Профессионально-деятельная адаптация заключается в приспособлении к условиями жизни в профессиональных и образовательных группах.
- Адаптация психики человека к техногенным условиям жизни и особенностям экологической среды.
В зависимости от того, насколько глубоко личность встраивается в окружающую ее действительность выделяют несколько видов адаптации.
- Внутренняя или глубокая адаптация. В этом случае личность полностью перестраивается, внутренне принимая и одобряя нормы, правила и требования социума. Человек полностью понимает и принимает общественное мироустройство, свою роль в обществе.
- Внешняя психологическая адаптация.
Индивид внутренне не меняется, сохраняя свою индивидуальность и неповторимость, но внешне старается частично соответствовать нормам и правилам жизни, принятым в этой социальной среде.
- Смешанная адаптация. В человеке происходят частичные личностные изменения, которые позволяют ему подстроится под внешние условия его существования в социуме. Внутренние мироощущения человека мало меняются, но он старается полностью соответствовать внешним условиям жизни.
Процесс психологической адаптации, затрагивая и влияя на все аспекты жизни человека, его психику, поведение, взаимоотношения с близким и дальним окружением, позволяет индивиду найти свое место в социуме и эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Значение социально-психологической адаптации личности
Психологически адаптируясь в социальной среде человек чувствует себя спокойным, защищенным, избавляется от беспокойства, психического напряжения и неуверенности в себе. Это дает ему силы и уверенность для саморазвития, профессиональной самореализации, способствует построению гармоничных отношений в семье и профессиональному росту.
Психологически адаптированная личность способна приспосабливаться к изменяющимся условиям, вырабатывает оптимальные способы поведения, помогающие преодолевать различные затруднения. Социально адаптированная личность –это индивид:
- способный контролировать события;
- понимать причины стресса:
- предпринимать адекватные решения для выхода из сложных ситуаций;
- проявлять гибкость в решении проблем;
- имеющий низкий уровень тревожности;
- поддерживающий оптимальный баланс напряжения и расслабления.
Не всегда процесс адаптации протекает адекватно. Под действием негативных факторов, либо при отказе самой личности приспосабливаться, могут развиться неприемлемые в данном обществе формы поведения.
Дезадаптация личности может выражаться в трудностях, связанных с профессиональной деятельностью, серьезными проблемами в межличностных отношениях, неадекватных эмоциональных реакциях (депрессия, агрессия, тревожность, изолированность, закрытость и др. ). В этом случае будет важна помощь профессиональных психологов и психотерапевтов. Специалисты клиники «Медицинская коллегия» смогут выявить причины психологических трудностей и предложить оптимальные и эффективные способы решения проблем. Записаться на прием в любое удобное время можно по телефону или с помощью формы онлайн записи на сайте.
назад ко всем статьям следующая статья
Социально-психическая адаптация и её уровни – каковы её формы и особенности
Легко ли ты входишь в новый коллектив? Спокойно ли привыкаешь к новым условиям жизни или испытываешь тревогу? Боишься ли ты перемен? Если ты ответила на эти вопросы «да», то у тебя слабые адаптивные способности. Эта статья посвящена социально-психологической адаптации личности, тебе пригодится эта информация, если перемены приводят тебя в ужас.
В этой статье:
Понятие социально-психологической адаптацииФормы психологической адаптацииОсобенности протекания социально-психологической адаптацииПонятие о дезадаптация личностиВиды дезадаптированности
Понятие социально-психологической адаптации
Фото автора cottonbro: Pexels
Впервые тему адаптации поднял древнегреческий философ Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая целесообразность.
Изначально термин «адаптация» использовался в биологии. В дальнейшем термин проник и в иные науки: психологию, социологию, педагогику и многие другие.
Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности.
Социально-психологическая адаптация — это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Социально-психологическая адаптация — это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения. Социально-психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
- В социальной сфере со всем многообразием ее содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и многих других).
Адаптация к взаимодействию с новыми людьми, к новым политическим или социальным условиям. Вспомни, как ты адаптировалась к условиям жизни в ситуации пандемии короновируса.
- В системах психологических связей и отношений личности, включения ее в исполнение различных социально-психологических ролей.
Адаптация к новой социальной роли и действиям в рамках этой роли. Согласись, если ты стала мамой, женой или начальником – твоя жизнь кардинально меняется и к этим условиям нужно адаптироваться.
- В сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности.
Здесь речь идет именно к приспособлению к новым коллективам в профессиональной деятельности или учебной. Сюда можно отнести адаптацию ребенка к детскому саду и школе, адаптацию к новой работе и так далее.
Формы психологической адаптации
В психологии различают три формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую.
- Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям.
Например, ты привыкаешь к новым трудовым обязанностям.
Адаптация на новом рабочем месте
- Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Например, ты привыкаешь к новым людям в коллективной деятельности (учеба, работа, хобби).
- Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Здесь идет речь именно о привыкании к новой социальной роли – студента.
Особенности протекания социально-психологической адаптации
Адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении контроля за ее ходом. Период социально-психической адаптации, связан с ломкой прежних стереотипов и установок. В процессе социально-психологической адаптации ты можешь испытать следующие трудности:
- Негативные переживания, связанные с новыми условиями;
- Неопределенность мотивации, недостаточная психологическая подготовка к ней;
- Неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
- Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- Налаживание быта и самообслуживания в новых условиях;
- Отсутствие навыка к выполнению новой деятельности;
- Повышенная тревожность и эмоциональность;
- Стресс;
- Наличие страхов.
Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Обрати на них внимание:
- Высокий. Ты успешно адаптировалась к новым условиям;
- Средний. Ты адаптировалась к ряду изменений, но все еще есть трудности, с которыми ты сталкиваешься;
- Низкий. Новые условия создают ситуацию эмоционального выгорания.
Понятие о дезадаптация личности
Иногда происходит так, что человек в силу каких-то препятствий так и не смог адаптироваться к новым условиям. Процесс дезадаптации личности является противоположным процессу адаптации. Дезадаптация – это разрушающий и деструктивный процесс.
У тебя дезадаптация, если не происходит разрешения проблемной ситуации, связанной с новыми условиями, а наоборот происходит ее усугубление, усиление трудностей и ты чувствуешь стойкое переживание неприятных переживаний и чувств.
Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений. В патологическом случае дезадаптационные состояния и конфликты могут стать истоком рискованного и аутоагрессивного поведения человека.
Будь осторожнее, если ты чувствуешь, что с тобой происходит дезадаптация, обратись к психологу, либо выйди из этой ситуации. Стоит задуматься, если есть следующие признаки:
- Изменение поведения в социальной сфере;
- Несоответствие поведения своим социальным функциям;
- Психические сдвиги;
- Состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.
Виды дезадаптированности
Выделяют три вида дезадаптированности личности:
- Временная дезадаптированность;
- Устойчивая ситуативная дезадаптированность;
- Общая устойчивая дезадаптированность.
Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает ее отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться. Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов.
Как видишь, дезадаптация является тем самым состоянием, которое может навредить психике человека. Если возникают трудности с социально-психической адаптацией – обратись за помощью.
Психологическая адаптация и воспринимаемая социальная поддержка у детей с врожденными/приобретенными дефектами конечностей
. 1992 февраль; 15(1):31-44.
дои: 10.1007/BF00848376.
Дж.В. Варни 1 , Y Setoguchi, L R Rappaport, D Talbot
принадлежность
- 1 Факультет педиатрии, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес -1752.

- PMID: 1583672
- DOI: 10.1007/BF00848376
Дж. В. Варни и соавт. Дж. Бехав Мед. 1992 Февраль
. 1992 февраль; 15(1):31-44.
дои: 10.1007/BF00848376.
Авторы
Дж.В. Варни 1 , Ю. Сетогучи, Л. Р. Раппапорт, Д. Талбот
принадлежность
- 1
- PMID: 1583672
- DOI:
10.
1007/BF00848376
Абстрактный
Негативное влияние на психологическую адаптацию хронического напряжения жизни с дефектами конечностей, по-видимому, опосредовано воспринимаемой социальной поддержкой. Было проведено многофакторное исследование для выявления эмпирически психологических коррелятов адаптации воспринимаемой социальной поддержки у 49 детей с врожденными/приобретенными дефектами конечностей. Множество корректирующих факторов (депрессия, личностная тревожность, самооценка) были по-разному связаны с воспринимаемой социальной поддержкой родителей, учителей, одноклассников и друзей. Иерархический множественный регрессионный анализ предоставляет первоначальные доказательства потенциально мощных эффектов социальной среды школьной среды, при этом воспринимаемая социальная поддержка одноклассников является единственной значимой переменной-предиктором депрессивной симптоматики, личностной тревожности и общей самооценки.
Похожие статьи
Детерминанты самооценки у детей с врожденными/приобретенными дефектами конечностей.
Варни Дж.В., Рубенфельд Л.А., Талбот Д., Сетогучи Ю. Варни Дж.В. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 1989 февраль; 10(1):13-6. Джей Дев Бехав Педиатр. 1989. PMID: 2925863
Влияние корректировки родителей на адаптацию детей с врожденными или приобретенными дефектами конечностей.
Варни Дж.
В., Сетогучи Ю. Варни Дж.В. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 1993 февраль; 14(1):13-20. Джей Дев Бехав Педиатр. 1993. PMID: 8432874
Влияние стресса, социальной поддержки и самооценки на депрессию у детей с дефектами конечностей.
Варни Дж.В., Сетогучи Ю., Раппапорт Л.Р., Талбот Д. Варни Дж.В. и др. Arch Phys Med Rehabil. 1991 декабрь; 72 (13): 1053-8. Arch Phys Med Rehabil. 1991. PMID: 1741656
Социальная поддержка и психологическая адаптация к хронической ишемической болезни сердца: операционализация модели поведенческой системы Джонсона.
Ригель Б. Ригель Б. ANS Adv Nurs Sci. 1989 янв.; 11(2):74-84. doi: 10.1097/00012272-198
0-00011. ANS Adv Nurs Sci.
1989. PMID: 2493771 Обзор.
Влияние самооценки и социальной поддержки на взаимосвязь стигмы и депрессивной симптоматики у родителей, ухаживающих за детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Кантуэлл Дж., Малдун О., Галлахер С. Кантуэлл Дж. и др. J Intellect Disabil Res. 2015 окт; 59 (10): 948-57. doi: 10.1111/jir.12205. Epub 2015 1 июня. J Intellect Disabil Res. 2015. PMID: 26031805 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Поддержка, информация и интеграция генетики для детей с врожденными дефектами нижних конечностей в Британской Колумбии, Канада.
Кэмпбелл Т., Чен С.Дж., Чхина Х., Чахал Р., Купер А., Эллиотт А.
М. Кэмпбелл Т. и др. Педиатр Здоровье ребенка. 2019 сен; 24 (6): 395-401. doi: 10.1093/pch/pxz001. Epub 2019 12 февраля. Педиатр Здоровье ребенка. 2019. PMID: 31528111 Бесплатная статья ЧВК.
Оценка потребностей в охране здоровья детей с врожденными отклонениями верхних конечностей в Никарагуа: тематическое исследование сообщества.
Канисарес М.Ф., Риос Роке Дж.Дж., Рамос Селайя Г., Джеймс М.А. Канисарес М.Ф. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2017 24 мая; 5:123. doi: 10.3389/fpubh.2017.00123. Электронная коллекция 2017. Фронт общественного здравоохранения. 2017. PMID: 28596954 Бесплатная статья ЧВК.
Оценка Я-концепции и эмоционально-поведенческого функционирования детей с родовой травмой плечевого сплетения.
Белфиоре Л.А., Розен С., Саршалом Р., Гроссман Л., Сала Д.А., Гроссман Дж.А. Бельфиоре Л.А. и соавт. J Инъекция периферического нерва плечевого сплетения. 2016 24 октября; 11 (1): e42-e47. doi: 10.1055/s-0036-1593440. Электронная коллекция 2016. J Инъекция периферического нерва плечевого сплетения. 2016. PMID: 28077960 Бесплатная статья ЧВК.
Как справиться с врожденными различиями рук.
Franzblau LE, Chung KC, Carlozzi N, Chin AYT, Nellans KW, Waljee JF. Franzblau LE, et al. Plast Reconstr Surg. 2015 г., апрель; 135(4):1067-1075. doi: 10.1097/PRS.0000000000001047. Plast Reconstr Surg. 2015. PMID: 25502854 Бесплатная статья ЧВК.
Смешанные чувства детей и подростков с односторонним врожденным дефицитом ниже локтя: онлайн-исследование фокус-группы.
де Йонг И.Г., Рейндерс-Месселинк Х.А., Янссен В.Г., Поэлма М.Дж., ван Вийк И., ван дер Слуис К.К. де Йонг И.Г. и др. ПЛОС Один. 2012;7(6):e37099. doi: 10.1371/journal.pone.0037099. Epub 2012 8 июня. ПЛОС Один. 2012. PMID: 22715362 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
использованная литература
- Психологический бык. 1985 сент; 98 (2): 310-57 — пабмед
- J Health Soc Behav. 1981 декабрь; 22 (4): 337-56 — пабмед
- J Consult Clin Psychol.
1987 Октябрь; 55 (5): 755-61 — пабмед
- J Consult Clin Psychol.
- J Pediatr Psychol. 1989 Декабрь; 14 (4): 515-30 — пабмед
- Психомед. 1987 Февраль; 17 (1): 91-108 — пабмед
Типы публикаций
термины MeSH
7.

- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 70896
Теории подросткового развития часто фокусируются на формировании идентичности как на центральной проблеме. Например, в классической теории стадий развития Эриксона (1968 [8] ) формирование идентичности было выделено как первичный показатель успешного развития в подростковом возрасте (в отличие от смешения ролей, которое могло бы быть показателем неуспешного достижения цели). задача подросткового возраста). Марсия (1966 [9] ) описала формирование личности в подростковом возрасте как процесс принятия решений и обязательств в отношении идеологий (например, религии, политики) и профессий. Он описал четыре статуса идентичности: лишение права выкупа, распространение идентичности, мораторий и достижение идентичности. Лишение права выкупа происходит, когда человек соглашается с личностью, не изучая варианты. Рассеивание идентичности происходит, когда подростки не исследуют и не придерживаются какой-либо идентичности. Мораторий — это состояние, в котором подростки активно изучают варианты, но еще не взяли на себя обязательств. Достижение идентичности происходит, когда люди изучают различные варианты, а затем берут на себя обязательства по идентичности.
Основываясь на этой работе, другие исследователи исследовали более конкретные аспекты идентичности. Например, Финни (1989 [10] ) предложил модель развития этнической идентичности, которая включала этапы неисследованной этнической идентичности, поиска этнической идентичности и достигнутой этнической идентичности.
Агрессия и антиобщественное поведение
Рисунок 7.
Раннее антиобщественное поведение приводит к дружбе с другими людьми, которые также ведут себя антиобщественно, что только увековечивает нисходящий цикл агрессии и противоправных действий.
Несколько основных теорий развития антисоциального поведения рассматривают подростковый возраст как важный период. Паттерсона (1982 [11] ) модель раннего и позднего начала развития агрессивного и антисоциального поведения различает молодых людей, чье асоциальное поведение начинается в детстве (раннее начало) от подросткового (позднее начало).
В соответствии с теорией, те, кто рано начали, подвергаются большему риску долгосрочного антиобщественного поведения, которое распространяется на взрослую жизнь, чем те, кто поздно начал. Теоретически поздно начинающие дети, которые становятся асоциальными в подростковом возрасте, испытывают плохой родительский контроль и надзор, аспекты воспитания, которые становятся более заметными в подростковом возрасте. Плохой контроль и отсутствие надзора способствуют более тесному общению с девиантными сверстниками, что, в свою очередь, способствует собственному антиобщественному поведению подростков. Поздно начинающие воздерживаются от антиобщественного поведения, когда изменения в окружающей среде делают другие варианты более привлекательными. Точно так же Моффит (1993 [12] ) устойчивая на протяжении всей жизни модель по сравнению с моделью, ограниченной подростками, различает антисоциальное поведение, которое начинается в детстве, и подростковом возрасте. Моффит считает, что антиобщественное поведение, ограниченное подростками, является результатом «разрыва в зрелости» между зависимостью подростков от взрослых и их контролем и их желанием продемонстрировать свою свободу от принуждения взрослых. Однако по мере того, как они продолжают развиваться и им становятся доступны законные взрослые роли и привилегии, становится меньше стимулов к антиобщественному поведению, что приводит к отказу от этого антиобщественного поведения.
Тревога и депрессия
В моделях развития тревоги и депрессии подростковый возраст также рассматривается как важный период, особенно с точки зрения появления гендерных различий в показателях распространенности, которые сохраняются во взрослом возрасте (Rudolph, 2009 [13] ). Начиная с раннего подросткового возраста, по сравнению с мужчинами, у женщин уровень тревожности примерно в два раза выше, а уровень депрессии — в 1,5–3 раза выше (American Psychiatric Association, 2013 9).0211 [14] ). Хотя показатели различаются в зависимости от конкретных диагнозов тревоги и депрессии, показатели некоторых расстройств заметно выше в подростковом возрасте, чем в детстве или во взрослом возрасте. Например, показатели распространенности специфических фобий составляют около 5% у детей и 3–5% у взрослых, но 16% у подростков. Тревога и депрессия вызывают особое беспокойство, поскольку самоубийство является одной из основных причин смерти в подростковом возрасте. Модели развития фокусируются на межличностных контекстах как в детстве, так и в подростковом возрасте, которые способствуют депрессии и тревоге (например, Rudolph, 2009). [15] ). Семейные невзгоды, такие как жестокое обращение и психопатология родителей в детстве, создают основу для социальных и поведенческих проблем в подростковом возрасте. Подростки с такими проблемами создают стресс в своих отношениях (например, плохо разрешая конфликты и чрезмерно ища утешения) и выбирают более неадекватные социальные контексты (например, сценарии «страдание любит компанию», в которых депрессивные подростки выбирают других депрессивных юношей в качестве друзей, а затем часто совместно размышляют при обсуждении своих проблем, усугубляя негативный аффект и стресс). Эти процессы интенсивнее у девочек по сравнению с мальчиками, потому что у девочек больше целей, ориентированных на отношения, связанные с близостью и социальным одобрением, что делает их более уязвимыми для разрушения этих отношений.
Затем тревога и депрессия усугубляют проблемы в социальных отношениях, что, в свою очередь, способствует устойчивости тревоги и депрессии с течением времени.
Успеваемость
Подростки проводят в школе больше времени бодрствования, чем в любом другом контексте (Eccles & Roeser, 2011 [16] ). Успеваемость в подростковом возрасте определяется межличностными (например, участие родителей в образовании подростков), внутриличностными (например, внутренняя мотивация) и институциональными (например, качество школы) факторами. Успеваемость важна сама по себе как показатель положительной адаптации в подростковом возрасте, а также потому, что академическая успеваемость закладывает основу для будущих образовательных и профессиональных возможностей. Наиболее серьезным последствием неуспеваемости в школе, особенно отсева из школы, является высокий риск безработицы или неполной занятости в последующем взрослом возрасте. Высокие достижения могут подготовить почву для колледжа или будущей профессиональной подготовки и возможностей.