Психологическая проблема первого впечатления: Эффект первого впечатления — Психологос

Эффект первого впечатления — Психологос

Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление — поэтому важно использовать шанс первый и единственный, для того, чтобы хорошо зарекомендовать себя.

Как произвести хорошее первое впечатление?

  • Кредит доверия от сцены.

Сцена дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Изначальный кредит доверия и уважением — это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема.

Задача оратора кредит доверия использовать — то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением.

  • Правило семи секунд.

В течение какого времени формируется первое впечатление? Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется.

Возможная поправка: есть данные, что первое впечатление формируется в первые 2 секунды и после этого практически не меняется (меняется в малой степени). Смотри 2 секунды на впечатление

Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис — впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Поэтому помните — выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис! Типичная ошибка неопытного оратора: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое складывается впечатление? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений. Поэтому — никакой «кухни» на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

  • Поведение Хозяина.

В этом емком слове — Хозяин — заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что.

А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость. В чем частая причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина. Рекомендуемый тренинг – «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство»

Рекомендуемые тренинги

  • ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство.

Если оценивать человека, первое впечатление может стать последним / Хабр

Всем известная поговорка призывает не судить о книге по её обложке. Но люди склонны к этому даже после того, как они прочитали одну или две главы. Вивиан Заяс (Vivan Zayas), профессор психологии в Корнелльском университете, и её коллеги обнаружили, что люди остаются под влиянием внешности другого человека даже после продолжительного взаимодействия. Первые впечатления, складывающиеся от одного только просматривания фотографий предопределяли, что люди чувствовали и думали о человеке после живого общения, которое следовало позднее.

Внешний вид человека, его образ, оказывают сильное влияние на то, что мы к нему чувствуем или думаем о том, что он из себя представляет. Черты лица являются очень мощным инструментом формирования отношения даже при наличии дополнительной информации о человеке.

Исследователи провели эксперимент, в котором 55 участников рассматривали фотографии четырёх женщин, которые на одной карточке улыбались, а на другой сохраняли нейтральное выражении лица. Изучив каждую, испытуемые должны были оценить, насколько она привлекательна. Их просили предположить, является ли она экстравертом, эмоционально стабильным, добросовестным и открытым для новых впечатлений человеком, и смогли бы они с ней подружиться.

От месяца до полугода спустя, участники эксперимента встретились с одной из этих женщин, не осознавая, что ранее они оценивали её фотографию. Они играли в викторины и другие игры около 10 минут, а затем им было поручено узнать друг друга как можно лучше в течение следующих 10 минут. После каждого взаимодействия участники эксперимента снова оценили привлекательность женщины и черты её личности. В результате исследователи обнаружили строгую согласованность между тем, как участники оценивали человека на основе фотографии, и живым общением.

Если испытуемые думали, что человек на фотографии – симпатичный и приятный, эмоционально стабильный, открытый и добрый, это впечатление сохранялось и после очной встречи. Участники, которые посчитали, что человек на фотографии несимпатичный и эмоционально неустойчивый, сохранил эту точку зрения после того, как они встретились. Примечательно то, что участники общались с одним и тем же человеком, но даже после 20-минутного взаимодействия лицом к лицу сохраняли свои кардинально отличающиеся впечатления.

Вивиан Заяс дает несколько объяснений результатов эксперимента. По её мнению, формирование стойкой симпатии в данном случае – не что иное, как результат действия концепции поведенческого подтверждения или самоисполняющегося пророчества. Упоминания об этой концепции можно найти в мифах Древней Греции и Индии, но сам термин популяризировал американский социолог Роберт К. Мертон в XX веке. Самоисполняющееся пророчество – это предсказание, которое кажется истинным, но на самом деле таковым не является. Оно может в значительной степени влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению пророчества.

Те участники исследования, которым понравился человек на фотографии, как правило взаимодействуют с ним более дружественным и активным образом. Они улыбаются немного больше и наклоняются вперед во время беседы немного сильнее. Их невербальные сигналы будут «теплее». Когда кто-то расположен к человеку с самого начала, проявляет более активное участие, тот отвечает ему тем же. Такая реакция подкрепляется тем, что участнику эксперимента нравится такая женщина больше.

Если говорить о том, почему участники сохранили свои суждения о личности женщины после встречи, то здесь вступает эффект ореола – когнитивное искажение, в результате которого человек склонен переносить общее впечатление на чувства и характер собеседника. Участники, которые дали положительную оценку женщине на фотографии, продолжили приписывать им положительные качества и дальше. «Когда мы видим привлекательного человека, обладающего определенным авторитетом, мы автоматически предполагаем, что их браки крепче, а дети счастливее. Мы идем по направлению первоначального суждения и приписываем симпатичному нам человеку другие положительные характеристики», – отмечает Заяс.

В ходе близкого по своей сути исследования, которое проводила Заяс и её коллеги, люди заявляли, что они пересмотрели бы своё суждение о людях на фотографиях, если бы у них был шанс встретиться с ними лично.

Так они получили бы больше информации, на основе которой можно было бы дать оценку, утверждали участники эксперимента. Но последняя работа за авторством Вивиан Заяс демонстрирует нам, что это не так. Люди действительно уверены в том, что они пересморят свое решение, но этого не происходит: они демонстрируют гораздо большее постоянство в своих суждениях, а доказательств пересмотра очень мало.

Научная работа опубликована в журнале Social Psychological & Personality Science
DOI: 10.1177/1948550616662123

Как избежать типичных ошибок при первом впечатлении — Коммуникационная разведка

Первое впечатление не всегда становится неизгладимым, но иногда, как показывают исследования, оно остается окончательным суждением независимо от новой информации. Это может привести к неприятным взаимодействиям, вызовам и проблемам, поэтому изучение того, как это происходит и как справляться с этим разумнее, является ценным пониманием.

Впечатления от переживаний могут быть явными или неявными признаками ссылок. Знание того, что означают эти термины, важно для обсуждения.

«Явные  выводы о чертах характера относятся к умозаключениям, которые мы формируем о личностных чертах других намеренно и сознательно », — говорит Ирмак Олчайсой Октен, доктор философии, научный сотрудник Нью-Йоркского университета со степенью магистра наук. и доктор философии получил степень бакалавра социальной психологии в Университете Лихай и степень магистра социальной психологии в Университете Богазичи.

«Так, например, в контексте заявления о приеме на работу работодатели могут тщательно изучить материалы заявления, имея  явное намерение понять, достаточно ли компетентен кандидат для данной работы. То есть они явно делают вывод о своей высокой или низкой компетентности на основании своих материалов заявки.

» Неявные выводы о чертах, однако, относятся к выводам, которые мы формируем о личностных чертах других без намерения или осознания . Существующие исследования показывают, что, даже когда мы пассивно смотрим на действия других без намерения сделать вывод о какой-либо черте личности или даже сформировать какое-либо впечатление, мы все равно делаем это.

«Например, видя, как новый коллега сдает задание с опозданием, вы можете сделать вывод о его неряшливости и ожидать, что этот человек снова будет неряшлив в будущем, в другом контексте.

«Поскольку неявные умозаключения формируются неосознанно, в первую очередь, в отличие от явных умозаключений, люди могут быть не в состоянии легко передать эти умозаключения другим. Они могут не осознавать, что когда-либо думали, что новый коллега — «неряшливый человек», но они все еще формируют эту ассоциацию в своем мозгу, и исследования показывают, что эти ассоциации по-прежнему влияют на их оценки, суждения и решения об этом человеке», — Олчайсой Октен. говорит.

Это может означать, что нас тоже судят, а человек, который судит, даже не подозревает, что он это делает. Они испытывают нас, воспринимают, кто мы есть, и создают ярлык. Тем не менее, мы тоже можем стать жертвами сильных убеждений, которые могут не быть полными или точными оценками.

Исследования показали, что эти сознательные предубеждения, основанные на знании, могут, по словам Олкайсоя Октена, «сохраняться и существенно влиять на межличностные взаимодействия, даже когда воспринимающие убеждены, что их впечатления изменились в свете новой информации». говорит, это « отсутствие   личная осведомленность . Поскольку люди иногда не осознают, что формируют эти потенциально неправильные впечатления, они не обновляют их автоматически перед лицом новой противоположной информации».

Это указывает на то, насколько трудно может быть воспринято и запомнено иначе, чем неблагоприятное или плохое первое впечатление. Это также должно предупредить нас о нашей собственной склонности не корректировать свое мышление на основе обновленного опыта и предпочитать верить в то, что может не быть более полной и тщательной картиной кого-то.

«…наши исследования показали, что первоначальный имплицитный вывод о «неряшливости» не полностью исчезает из памяти, несмотря на этот новый опыт, опровергающий неряшливость нового коллеги», — говорит Олчайсой Октен. «Люди продолжают вспоминать несвоевременную подачу документов как «небрежное» поведение, не принимая во внимание новые доказательства. Поскольку первоначальный вывод сохраняется в памяти как есть, остается вероятность того, что в будущем они снова сочтут нового коллегу неряшливым».

Распространенная проблема первых впечатлений – недостаточное количество, качество и точность увиденного, услышанного или пережитого. Это не всегда приводит к полезному восприятию, анализу и суждению.

«Выводы из такой ограниченной информации могут привести к неправильным решениям с более широкими последствиями», — говорит Олчайсой Октен.

Это может привести к повсеместному использованию эвристик или умственных сокращений, чтобы понять людей и наш мир. Однако эвристики не всегда являются надежными суждениями. Эта реальность заставляет задуматься над двумя вопросами, говорит Олчайсой Октен.

«Во-первых, как мы можем не использовать эти эвристики, во-первых, и, во-вторых, если мы это делаем, как мы можем не полагаться на эти эвристики при принятии важных решений о других?

«Ответить на первую часть сложнее, хотя есть несколько многообещающих исследований, предлагающих в первую очередь стратегии по уменьшению ошибочных суждений. Решительное принятие цели быть объективным и давать людям возможность сомневаться, по крайней мере, в таких важных контекстах принятия решений, как найм, кажется, первым шагом.

«Учет ситуационных факторов, которые могли повлиять на производительность независимо от их компетентности: проблемы со здоровьем, что-то, что произошло дома — и использование нескольких показателей компетентности при принятии важных решений вместо одной оценки может быть полезным», — говорит она. .

Интересный и важный вывод, который может удивить многих, заключается в том, что «желание быть объективным и беспристрастным само по себе не очень эффективно, когда речь идет о неявных предубеждениях», — обнаружил Олкайсой Октен. «Нам нужны инструменты, такие как конкретные и личные планы, чтобы противостоять искушению использовать эти эвристики и принимать быстрые решения. Исследования показывают, что одним из таких инструментов является попытка принять точку зрения другого человека при формировании впечатлений на основе поведения других людей, которое обычно можно объяснить по-разному».

Процесс осознанного мышления гораздо лучше, если не полагаться на ошибочные предположения, говорит она.

«Вторая проблема, не полагающаяся на существующие эвристики, такие как стереотипы, при принятии решений, может быть проще в решении. Многие исследования, включая наше собственное, показали, что ключом к успеху являются время и обдумывание; не следует торопиться с принятием важных решений и полагаться на «интуитивное чувство», поскольку первоначальные неверные суждения, скорее всего, влияют на интуицию».

Это, конечно, повышает вероятность более качественного анализа и выводов, но требует двух ресурсов, которые люди часто обнаруживают или считают, что они в дефиците.

«Когда у людей есть время и энергия, чтобы уточнить свои мысли о других, они с большей вероятностью примут во внимание то, что последовало за их потенциально вводящими в заблуждение первоначальными суждениями, то есть дополнительные доказательства или контрдоказательства их впечатлений», — говорит Олчайсой Октен. «Затем, например, они рассматривают возможность того, что новый коллега мог сдать задание с опозданием из-за непонимания с их стороны. Не потому, что новый коллега — неряшливый человек».

Можно не всегда точно знать или вообще не знать, как они впервые пережили это, но если они узнают или предположат, что все прошло не очень хорошо, что тогда?

«Первые впечатления формируются быстро, даже за миллисекунды, и они, как правило, устойчивы», — говорит Олчайсой Октен. «Тогда я предлагаю скорее исправить «неправильное» впечатление других о нас. Если кто-то чувствует, что во время первого взаимодействия он не точно отразил свой образ, он может попытаться исправить это позже с помощью открытого разговора. Исследования показывают, что если воспринимающие достаточно мотивированы и сосредоточены, впечатления могут измениться».

Сюрпризы случаются с учеными в их исследованиях. Это случилось и с Олчайсой Октен.

«Самым удивительным открытием в моих исследованиях было то, как легко и быстро мы формируем первое впечатление и насколько оно долговечно», — говорит она.

«В ходе нескольких исследований я показывал участникам исследования фотографии других людей в сочетании с простыми действиями, такими как сдача задания с опозданием или тайное перекладывание денег в кошелек нуждающегося друга. У участников было всего 5 секунд, чтобы прочитать каждую пару «поведение-картинка», всего было 24 пары. Когда через 48 часов они вернулись на очередную учебную сессию, большинство из них вспомнил свои впечатления от черт примерно половины этих людей, которые они вкратце узнали о два дня назад.

«Так, например, человека, сдавшего задание с опозданием, они признали «ленивцем», а человека, подсунувшего деньги, «помогающим». Это говорит о том, что если мы ненадолго встретимся на вечеринке с двумя десятками человек, у нас вполне может сложиться длительное впечатление о каждом человеке, не имея намерения или даже осознания этого. И эти быстрые впечатления, кажется, тоже не так легко меняются. Мы с коллегами предполагаем, что именно так формируются и поддерживаются стереотипы», — говорит она.

Научиться развивать большую ясность, точность и предотвращать или управлять недостатками и рисками в мышлении при взаимодействии с другими людьми может быть очень полезно, если не полагаться на предположения о небольших объемах выборки информации, осознавая проблемы, которые могут возникнуть.

«Понимание происхождения и последствий первых впечатлений — это первый шаг к устранению предубеждений в этих впечатлениях», — говорит Олкайсой Октен. и точнее воспринимать людей?

«Это вопрос на миллион долларов», — заявляет она. «Я думаю, что постановка реальной цели быть беспристрастным или объективным — это первый важный шаг к эффективному регулированию предвзятости.

«Важно, исследования показывают, что цель быть беспристрастным должна быть подлинной, а не продиктованной другими, и автоматизированной. Один из способов автоматизировать это — составить план «если-то» . Доктор Питер Голлвитцер и его группа социальных психологов показали, что формирование простого плана « если-то» , связывая сигнал окружающей среды с желаемым действием, может помочь автоматизировать желаемое поведение, например, иметь непредвзятое восприятие других».

Она приводит пример того, как это может работать на практике.

«Например, работодатель может напомнить себе, что если он проводит собеседование с кандидатом на работу в конференц-зале, он будет уделять все внимание тому, что говорит кандидат. Они могут несколько раз отрепетировать: «Если я буду в конференц-зале, я полностью сосредоточусь». Даже такой простой план может помочь справиться с предубеждениями в определенное время и в определенном месте».

У такого практичного и полезного предложения есть одна оговорка.

«Но я думаю, очень важно помнить, что не существует простого и универсального решения для более точного понимания других. Это требует усилий и практики с постоянной мотивацией с нашей стороны».

###

Источником вдохновения для этого интервью и статьи послужила статья Олкайсоя Октена « Изучение первых впечатлений: что следует учитывать » в Ассоциации психологических наук.

Эффекты первого впечатления в организационной психологии

. 2022 март; 107(3):346-369.

doi: 10.1037/apl0000921. Epub 2021 31 мая.

Брайан В. Свайдер 1

, Т Брэд Харрис 2 , Цин Гун 3

Принадлежности

  • 1 Колледж бизнеса Уоррингтона.
  • 2 Школа бизнеса Нили.
  • 3 Бизнес-колледж Шеллера.
  • PMID: 34060883
  • DOI: 10.1037/apl0000921

Брайан В. Свайдер и соавт. J Appl Psychol.

2022 март

. 2022 март; 107(3):346-369.

doi: 10.1037/apl0000921. Epub 2021 31 мая.

Авторы

Брайан В. Свайдер 1 , Т Брэд Харрис 2 , Цин Гун 3

Принадлежности

  • 1 Колледж бизнеса Уоррингтона.
  • 2 Школа бизнеса Нили.
  • 3 Бизнес-колледж Шеллера.
  • PMID: 34060883
  • DOI: 10. 1037/apl0000921

Абстрактный

Изучение первых впечатлений, которые постоянно демонстрируют значимое и удивительно стойкое влияние на отношение, поведение и познание, широко распространено в психологических дисциплинах. В этом интегративном концептуальном обзоре мы сосредоточимся на первых впечатлениях в литературе по организационной психологии, которые были исследованы во впечатляющем разнообразии тематических областей (например, отбор, социализация, отношения лидер-подчиненный, производительность труда и команды), хотя в значительной степени фрагментарно. способы. Наш обзор пытается устранить основные различия в том, как исследователи подошли к эффектам первого впечатления, чтобы прийти к единому мнению о том, что такое эффекты первого впечатления, как они возникают и сколько времени требуется для их развития. Синтезируя этот, казалось бы, разрозненный массив исследований, мы разрабатываем интегративную структуру эффектов первого впечатления, включающую четыре фундаментальных элемента — реплики, мотивы, процессы и результаты, — которые необходимо рассматривать как по отдельности, так и вместе, чтобы понять эффекты первого впечатления в организационной среде в их полнота. Используя эту структуру, мы анализируем существующую литературу и определяем важные сквозные линии, в том числе фокус на эффектах, ориентированных на отображающего или воспринимающего, и предполагаем, что эффекты первого впечатления предвзяты или достоверны. Нашу структуру фундаментальных элементов можно использовать для систематической каталогизации и согласования предыдущей работы, а также для разработки более сильных, более теоретически связных исследований в будущем. Мы обрисовываем основные последствия для теории и практики первых впечатлений на рабочем месте. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2022 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Характеристики воспринимающего и целевого объекта по-разному влияют на формирование впечатления в зависимости от расы и пола.

    Се С.И., Флаке Дж.К., Хехман Э. Се С.И. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2019 авг; 117(2):364-385. дои: 10.1037/pspi0000160. Epub 2018 13 декабря. J Pers Soc Psychol. 2019. PMID: 30550328

  • Индивидуальные различия в реакциях на оплату: теория компенсации-активации и интегративный концептуальный обзор.

    Фулмер И.С., Шоу Д.Д. Фулмер И.С. и др. J Appl Psychol. 2018 сен; 103 (9): 939-958. doi: 10.1037/apl0000310. Epub 2018 7 июня. J Appl Psychol. 2018. PMID: 29878798 Обзор.

  • Плохая работа подчиненных как фактор стресса для благополучия лидера: посредническая роль оскорбительного надзора и сдерживающая роль мотивов жестокого обращения.

    Шэнь В., Лян Л.Х., Браун Д.И., Ни Д., Чжэн Х. Шен В. и др. J Occup Health Psychol. 2021 дек; 26 (6): 491-506. дои: 10.1037/ocp0000307. Epub 2021 22 ноября. J Occup Health Psychol. 2021. PMID: 34807678

  • Сочетание работы и отдыха: комплексный концептуальный обзор и основа для будущих исследований.

    Смит Т.А., Баттс М.М., Кортрайт С.Х., Дюрден М.Д., Видмер М.А. Смит Т.А. и соавт. J Appl Psychol. 2022 Апрель; 107 (4): 560-580. DOI: 10.1037/apl0000924. Epub 2021, 13 сентября. J Appl Psychol. 2022. PMID: 34516159

  • COVID-19 и рабочее место: последствия, проблемы и идеи для будущих исследований и действий.

    Книффин К.М., Нараянан Дж., Ансил Ф., Антонакис Дж., Эшфорд С.П., Баккер А.Б., Бамбергер П., Бапуджи Х., Бхаве Д.П., Чой В.К., Крири С.Дж., Демерути Э., Флинн Ф.Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *