Эффект первого впечатления — Психологос
Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление — поэтому важно использовать шанс первый и единственный, для того, чтобы хорошо зарекомендовать себя.
Как произвести хорошее первое впечатление?
- Кредит доверия от сцены.
Сцена дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Изначальный кредит доверия и уважением — это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема.
Задача оратора кредит доверия использовать — то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением.
- Правило семи секунд.
В течение какого времени формируется первое впечатление? Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется.
Возможная поправка: есть данные, что первое впечатление формируется в первые 2 секунды и после этого практически не меняется (меняется в малой степени). Смотри 2 секунды на впечатление
Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались.
Когда выходите из-за кулис — впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Поэтому помните — выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис! Типичная ошибка неопытного оратора: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое складывается впечатление? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений. Поэтому — никакой «кухни» на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.- Поведение Хозяина.
В этом емком слове — Хозяин — заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость. В чем частая причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина. Рекомендуемый тренинг – «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство»
Рекомендуемые тренинги
- ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство.
Первое впечатление — что это такое: какое может быть 1 мнение о человеке и самое ли оно верное
В этой статье я расскажу о том, насколько важно первое впечатление о человеке, и приведу несколько аргументированных примеров. Именно от такой оценки зависит, какие взаимоотношения сложатся у вас в дальнейшем. Если на этапе знакомства у вас возникли проблемы, устранить их в будущем будет крайне тяжело. Такие ситуации могут негативно сказаться как на установлении деловых связей, так и на личной жизни.
Введение
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Внешний вид человека
Внешний вид делового человека многое о нем говорит. Даже если ты никогда не носишь деловые костюмы, то это можно понять. Пусть они сами носят свои зауженные брюки. Но это не означает, что ты должен выглядеть как попало. Не зря в народе есть поговорка о том, что встречают по одежке, а проважают по уму.
Здесь играют свою роль многие детали. Допустим, ходишь ли ты бритым или нет. Если отращиваешь бороду, то следишь ли ты за ней (это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд). Моешь ли голову, начищена ли обувь, отклажена и постирана ли рубашка. Можно одеваться довольно недорого, но при этом опрятно и стильно. Кроме того, одежда должна быть уместной в том обществе, куда ты пришел. Иначе — печаль беда.
Одежда и внешний вид реально могут стать причиной успеха или не успеха. Например, когда я пришел на зачисление в вуз, декан выгнал одну девушку из-за того, что она пришла на зачисление с голым пупком (в летнем виде, почти пляжном). Когда ты сам собственник своей фирмы ты можешь ходить хоть в трусах по ней, если это не вредит психике твоих сотрудников и не мешает заключению деловых контрактов. Но все-таки одеваться нужно в соответствии с обстановкой и здравым смыслом.
Эксперты отмечают, что важной частью при формировании первого впечатления является ухоженное, доброжелательное лицо, которое излучает спокойствие, уверенность в себе и оптимизм. А улыбка на лице на уровне рефлексов вызывает положительные эмоции у твоих собеседников.
Не менее важна и прическа, а также осанка. Хорошая осанка делает тебя более привлекательным для противоположенного пола. Осанка — это показатель высокой или низкой самооценки. Тут нужно почитать статьи: как обрести уверенность в себе, заняться повышением самооценки, а также обратить внимание на позитивный настрой. Но нужно работать и над самой осанкой. Здоровье — залог успеха. Для хорошей осанки нужен крепкий мышечный корсет. Начинай заниматься любительским спортом.
Жесты и другие невербашльные сигналы рассказывают твоим партнерам о твоем моральном состоянии, настроении и даже о темпераменте. Разумеется более предпочтительными являются открытые жесты и открытые позы, которые покажут, что ты относишься к партнеру доброжелательно, хочешь с ним общаться. Не скрещивай руки и ноги, не сжимай кулаки, не закрывай лицо руками. То есть лучше, если ты будешь максимально открытым для собеседника. Жестикуляция желательно должна быть плавными. Руки должны быть на виду, голова немного приподнята. Многочисленные исследования указывают на то, что положение тела прямо влияет на гормональный фон, а следовательно и на успех твоих преговорах. Лучше занять уверенную позу. В итоге ты будешь вести себя более уверенно и спокойно, чем если ты изначально сядешь в закрытой или неудобной позе.
Факторы, влияющие на формирование первого впечатления
Особенности личности изучаемого человека
Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.
В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.
Особенности личности воспринимающего человека
Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается»[1]
Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.
· Эталоны
У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.
· Стереотипы
У человека – субъекта познания других людей — всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высоко энергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.
Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, — «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.
· Собственное поведение оценивающего субъекта
В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерыва, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, какой из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почто все ответили, что первый.
· Проецирование
Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.
В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.
Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.
Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.
· Уверенность в себе
Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.
Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.
Общая привлекательность
Общая привлекательность зависит от того, насколько внешность соответствует сложившимся представлениям об идеале красоты.
Психологами был проведен эксперимент. Нескольким учителям были розданы фотографии разных детей и описания совершенных ими незначительных проступков. Они должны были высказать свое мнение по поводу поведения каждого школьника. Те дети, которые были более привлекательны внешне, получили более снисходительную оценку, чем менее красивые сверстники.
Эффект внешней привлекательности имеет значение только при первом знакомстве. Внешне симпатичные нам люди оцениваются как более умные, приятные и интересные, то есть происходит переоценка личностных качеств. Непривлекательные люди часто недооцениваются. В дальнейшем общении большее значение придается поступкам и характеру человека.
Это нужно понимать при построении важной для вас беседы, при первой встрече — собеседование или свидание. Понятие привлекательности очень субъективно. Одни качества, которые вы видите как достоинства, можно показать на первом плане, а недостатки скрыть или показать их как достоинства (если такое возможно).
Я думаю не нужно говорить про опрятную одежду, обувь и прическу. Должны быть хорошие духи и приятный запах изо рта. Несомненно, первое впечатление о себе можно исправить, но зачем, если можно сразу постараться сделать все правильно.
Верно ли первое впечатление
Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным.
В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало тревожит. Нам нравится думать, что мы можем мгновенно оценить человека.
Еще более опасным первое впечатление становится в случаях, когда оно определяет наше будущее отношение к человеку. Если нам кто-то не нравится с первого взгляда. Велико искушение вести себя по отношению к нему или к ней негативно. В таком случае собеседники, вероятно, ответят нам тем же. И это нас порадует, поскольку наше первое впечатление подтвердится, и мы будем довольны своей способностью сразу распознать дурного человека.
Насколько же верное представление о человеке дает нам первое впечатление?
Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека – о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее, образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением.
Говоря о трудностях правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф. М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасных безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевский, — чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редки только мгновенья человеческое лицо выражает главную свою черту свою, свою самую характерную мысль… Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным»[2]
Как формируется
На то, чтобы о незнакомом человеке сформировалось особое мнение, достаточно нескольких минут, обычно не более 2-4. Главную роль при этом играет такой познавательный процесс, как восприятие. Это значит, что мы смотрим на незнакомца, воспринимаем его облик как нечто цельное, а затем передаем полученную информацию в мозг, где и происходит ее переработка.
В первую очередь речь идет не о словах, сказанных собеседником, а о поведенческих факторах. Мы запоминаем не более 20% от всего, что сказано в ходе беседы, но не менее 70% всего того, что увидено. Так происходит из-за особенностей работы мозга, которому проще опознать и обработать зрительную информацию, чем слуховую.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Предвзятость первого впечатления — Лаборатория принятия решений
Одна минута или меньше, чтобы произвести впечатление
Основная идея
Теория, практика и консультации
TDL — это прикладное исследование. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Каждый хочет произвести хорошее первое впечатление, будь то собеседование при приеме на работу или первая встреча с родителями партнера. Но знаете ли вы, что у нас есть меньше минуты, чтобы сделать это? Ученые-бихевиористы называют это предвзятостью первого впечатления : ограничение в обработке информации человеком, которое заставляет нас делать быстрые и неполные наблюдения о других на основе первой части информации, которую мы воспринимаем. 9
Первые впечатления часто очень важны, поскольку они приводят к быстрым предположениям и суждениям. Чтобы произвести первое впечатление, требуется всего десятая доля секунды или до 30 секунд; более того, ведется много споров о том, верны ли эти впечатления. Предвзятость первого впечатления влияет на работу, отношения, идеи, бизнес и даже медицину.
“Ваше первое впечатление о предмете формирует ваши последующие убеждения. Если компания кажется вам некомпетентной, вы можете предположить, что все остальное, что они делают, является некомпетентным.
– Даниэль Канеман
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем. 9Наши консультационные услуги 2
Эффект ореола: когнитивное искажение, при котором первоначальное положительное впечатление о человеке, бренде или продукте бессознательно влияет на наше восприятие их в целом. 5 Например, если вы считаете кого-то общительным или привлекательным, вы также можете считать его более умным, чем он есть на самом деле.
История
Ранние исследования психологии первых впечатлений были сосредоточены почти исключительно на физических чертах и личности, поскольку считалось, что атрибуты лица говорят о чертах характера человека. В 1700-х годах Иоганн Каспар Лафатер, швейцарский пастор, опубликовал серию эссе о том, как такие черты лица, как форма носа и сближение бровей, важны для определения интеллекта, доброты и настойчивости человека. Затем эта информация может быть использована для определения того, подходит ли человек для конкретной профессии. 12 Однако этот подход потерял популярность в 19 веке из-за его сходства с френологией, лженаукой, которая связывает измерения бугорков на черепе с личностными характеристиками.
Более поздняя работа по предвзятости первого впечатления была сосредоточена на том, как другие когнитивные искажения, такие как эффект ореола и предвзятость подтверждения, увековечивают предвзятость первого впечатления. Эффект ореола был открыт Эдвардом Торндайком, американским психологом и одним из первых бихевиористов, в 1920 г.38 С. М. Харви. 5 Предвзятость подтверждения позже была описана Питером Уэйсоном в 1960 году с использованием теста обнаружения правила Уэйсона. 2
В более поздних работах основное внимание уделялось роли первого впечатления в различных дисциплинах и культурах. Например, Фанг и его коллеги (2020) обнаружили, что национальная культура — общее отношение или убеждения, отделяющие членов одной группы от другой, — уменьшает предвзятость первого впечатления. 4 Напомним, что предвзятость первого впечатления может повлиять на оценку кандидата рекрутером; следовательно, кажется, что если национальная культура является общей для кандидата и вербовщика, вербовщик не будет делать предположений о способностях или характере кандидатов, как это было бы с кем-то, кто не принадлежит к той же национальной культуре.
Последствия
Предвзятость первого впечатления может заставить лиц, принимающих решения, придавать большее значение информации, полученной в первый раз, чем информации, полученной позже. 7 Это имеет много значений, но интересный пример существует среди финансовых специалистов. Хиршлейфер и его коллеги (2020) исследовали, могут ли первые впечатления аналитика о фирме вызвать предвзятость в поведении аналитиков при прогнозировании. Они обнаружили, что профессиональные финансисты склонны предвзято относиться к первому впечатлению в своих прогнозах доходов фирм, которые они охватывают. В частности, Хиршляйфер и его коллеги обнаружили, что если фирма показывает хорошие результаты в течение года, предшествующего тому, как аналитик последует за этой фирмой, аналитик оптимистичен в последующих прогнозах, и наоборот. Кроме того, этот вывод может быть перенесен на целевые цены и рекомендации. Примечательно, что предвзятость первого впечатления не является изолированным эффектом, а скорее приводит к развитию многих последующих когнитивных искажений, таких как эффект ореола и предвзятость подтверждения.
Эффект Пигмалиона возникает, когда чьи-то высокие ожидания от нас становятся самоисполняющимся пророчеством, подталкивающим нас к лучшему. Узнайте больше здесь .
Долгосрочное последствие предвзятости первого впечатления называется эффектом ореола , который проявляется, когда положительное первое впечатление об одной черте, такой как красота, заставляет людей делать вывод о существовании других черт, таких как как интеллект. Этот эффект особенно проблематичен во время собеседований при приеме на работу, поскольку было подсчитано, что неправильный найм может стоить компании от одного до семи раз больше первой годовой зарплаты человека. 6 Например, рассмотрим интервьюера, который чувствует сильную связь с кандидатом на работу. Из-за эффекта ореола интервьюер, скорее всего, поверит, что эта связь отразится на рабочем месте и проявится как трудолюбивый и способный новый сотрудник. Однако на самом деле у этого нового сотрудника может быть мало реального опыта и навыков для выполнения работы, и он, возможно, полагался исключительно на свою харизму при ее получении.
Другим последствием предвзятости первого впечатления является развитие предвзятость подтверждения , на работе, когда люди ищут информацию, которая подтверждает их ранее существовавшие убеждения, и игнорируют информацию, которая противоречит их убеждениям. Поддавшись предвзятости подтверждения, вы получите длинный список негативных последствий по всем направлениям. Это влияет на то, как исследователи формулируют гипотезы и разрабатывают эксперименты, как читатели потребляют и распространяют новости, как компании разрабатывают продукты и даже почему люди придерживаются негативных межличностных отношений. Например, давайте рассмотрим бизнес, разрабатывающий новый продукт. Генеральный директор предлагает новую идею продукта и считает, что она будет иметь бешеный успех. Затем она поручает своей группе маркетинговых исследований изучить его осуществимость, проводя фокус-группы, проводя опросы и анализ рынка. На первый взгляд это может показаться совершенно нормальным; многие предприятия часто делают это. Но подумайте о предвзятых убеждениях генерального директора о продукте, что он будет очень успешным, и о том, как эти убеждения могут повлиять на исследовательский опыт ее команды. Маркетинговая команда проводит исследования, зная ожидания своего начальника, что может привести к формированию гипотез, основанных на этих ожиданиях, тем самым подтверждая эти взгляды. В конце концов, этот предвзятый процесс может привести к провалу продукта, поскольку не проводится никаких реальных исследований его дизайна или рыночного потенциала, что в конечном итоге стоит бизнесу больших денег. 3
Споры
Точность первого впечатления является предметом споров. Нобелевский лауреат, психолог и автор книги « Мышление, быстрое и медленное » Дэниел Канеман считает, что первые впечатления действительно в определенной степени точны. Канеман утверждает, что вы можете очень быстро решить, понравится ли человек вам или другим. Однако он добавляет предостережение: первые впечатления не идеальны, и исправить их очень сложно, поскольку мы часто становимся жертвами эффекта ореола и/или предвзятости подтверждения. 1
Напротив, Александр Тодорокс, исследователь из Принстонского университета и автор книги « Номинальная стоимость, », утверждает, что первые впечатления в основном неточны. Тодоров утверждает, что, хотя теории физиогномики — науки о выводе характеристик личности из тонких черт лица — в корне неверны, в них все же есть доля правды. Он специально пишет, что «мы сразу формируем впечатления от внешнего вида, мы соглашаемся с этими впечатлениями и действуем в соответствии с ними». Другими словами, как только мы формируем первое впечатление о ком-то, мы склонны придерживаться его и относиться к нему как к факту. Вот почему люди, которые «выглядят» более компетентными, например, носят очки, с большей вероятностью будут наняты на руководящие должности. Проблема, однако, в том, что эти суждения полностью субъективны; какие мимические подсказки превращаются в компетентность для одного человека, могут быть неверными для другого человека. Это субъективное представление о том, как «выглядит» лидер, также может иметь опасные последствия, когда дело доходит до приравнивания лидерства к фамильярности, что препятствует разнообразию и прогрессу.
Подробнее: Одна из неосознанных предубеждений не позволяет женщинам занимать руководящие должности. Лица не статичны; они динамичны. Хотя улыбающийся человек часто оценивается как более благонадежный, между улыбкой и благонадежностью нет никакой связи — даже если бы она была, улыбки исчезают. 12
Примеры из практики
Пользовательский опыт и визуальная привлекательность
В статье 2006 года Линдгаард и его коллеги исследовали, может ли первое впечатление сформироваться при кратковременном просмотре веб-сайта. Участники просматривали главные страницы веб-сайтов в течение 50 миллисекунд каждая, а затем оценивали визуальную привлекательность каждой страницы. Линдгаард и его коллеги обнаружили, что участники достоверно определяли, какие домашние страницы им нравятся, а какие нет, в течение 50 миллисекунд. Они предполагают, что это указывает на то, что на впечатления от веб-сайтов в значительной степени влияет визуальная привлекательность, тесно связанная с макетом дизайна и выбором цвета. Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, в которых изучалось, как юзабилити веб-страницы влияет на взаимодействие с пользователем, и было обнаружено, что визуальная привлекательность сайта на самом деле отвлекает внимание от проблем юзабилити. 10 Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, как долго длится это первое впечатление, но веб-дизайнеры должны учитывать визуальную привлекательность так же важно, как удобство использования при разработке веб-сайтов. 11
Предвзятые медицинские диагнозы
Известно, что первое впечатление влияет на суждения и решения больше, чем информация, полученная позже. Нанятые врачи осмотрели шесть пациентов, у трех из которых мог быть рак. Каждый рак включал две консультации. Прочитав описание пациента и представив проблему, врачи могли запросить дополнительную информацию о пациенте. Авторы измерили связь первых впечатлений с окончательными решениями по диагнозу. Костопула и его коллеги обнаружили, что действительно существует сильная связь между первоначальным диагнозом врача и последующими диагнозами. Таким образом, врачи, вероятно, основывали свои окончательные диагнозы в основном на первых фрагментах информации, которую они узнали о пациентах, и, возможно, искали информацию, подтверждающую эти первоначальные догадки (таким образом, используя предвзятость подтверждения). Этот вывод может быть проблематичным, особенно если первоначальное впечатление врача заключается в отсутствии рака. Когда у пациентов проявляются малозаметные или неубедительные симптомы, врачам может быть недостаточно информации на раннем этапе, чтобы рассмотреть возможность серьезного наблюдения, что может привести к задержкам в диагностике и дальнейшим осложнениям для здоровья пациентов. 8
Сопутствующее содержимое TDL
Объяснение эффекта ореола.
Если вам интересно узнать больше о связанных предубеждениях, в этой статье описывается эффект ореола: как положительные впечатления от людей в одной области могут повлиять на наши ожидания и чувства по отношению к ним в несвязанных аспектах их жизни.
Эффект первенства, объяснение.
Если вам интересно узнать больше о том, как порядок информации, которую мы воспринимаем, имеет значение, в этой статье рассказывается об эффекте первичности: как часто мы запоминаем первые детали, с которыми сталкиваемся, лучше всего.
Смещение привязки, объяснение.
Если вам интересно узнать больше о последствиях чрезмерного использования исходной информации, в этой статье описывается эффект привязки и то, как им манипулируют в зале суда.
Источники
- Можно ли доверять первому впечатлению? (2019, 7 ноября). Психология. https://www.psychologies.co.uk/self/can-we-trust-first-impressions.html
- Определение предвзятости подтверждения . (н.д.). Инвестопедия. https://www.investopedia.com/terms/c/confirmation-bias.asp
- Предвзятость подтверждения: как она влияет на вашу организацию | HBS онлайн . (2016, 18 августа). Business Insights https://online.hbs.edu/blog/post/confirmation-bias-how-it-affects-your-organization-and-how-to-overcome-it
- Fang, X., Rajkumar, Т. М., Сена М. и Холсаппл К. (2020). Национальная культура, тип онлайн-среды и предвзятость первого впечатления. Журнал организационных вычислений и электронной коммерции , 30 (1), 51-66. https://doi.org/10.1080/10919392.2020.1713686
- Эффект ореола – Предубеждения и эвристика | Лаборатория решений . (2020, 24 августа). Лаборатория решений. https://thedecisionlab.com/biases/halo-effect/
- Хэтчер, Р. (без даты). «Эффект ореола» и его влияние на ваши решения о найме . МАУ | Кадровое обеспечение и рекрутинг. https://www.mau.com/workforce-insights/how-to-avoid-the-halo-effect-in-your-hiring-process
- Хиршлейфер Д., Лурье Б., Рухти Т. Г. и Труонг П. (2020). Предвзятость первого впечатления: данные из прогнозов аналитиков*. Обзор финансов . https://doi.org/10.1093/rof/rfaa015
- Костопулу, О., Сирота, М., Раунд, Т., Самаранаяка, С., и Делани, Б. К. (2016). Роль первых впечатлений врачей в диагностике возможных онкологических заболеваний без тревожных симптомов. Принятие медицинских решений , 37 (1), 9–16. https://doi.org/10.1177/0272989×16644563
- Лим, К. Х., Бенбасат, И., и Уорд, Л. М. (2000). Роль мультимедиа в изменении предвзятости первого впечатления. Исследования информационных систем , 11 (2), 115-136. https://doi.org/10.1287/isre.11.2.115.11776
- Линдгаард Г. и Дудек К. (2002). Удовлетворенность пользователей, эстетика и удобство использования. Достижения IFIP в области информационных и коммуникационных технологий , 231-246. https://doi.org/10.1007/978-0-387-35610-5_16
- Линдгаард Г., Фернандес Г., Дудек К. и Браун Дж. (2006). Вниманию веб-дизайнеров: у вас есть 50 миллисекунд, чтобы произвести хорошее первое впечатление! Поведение и информационные технологии , 25 (2), 115–126. https://doi.org/10.1080/01449290500330448
- Психология первых впечатлений: точны ли они? (2020, 9 августа). Рэй Уильямс. https://raywilliams.ca/psychology-first-impressions-accurate/
Психология первых впечатлений
Как лучше управлять первыми впечатлениямиПсихология первых впечатлений очень интересна.
Все мы слышали о важности первого впечатления и о том, как трудно потом его изменить, верно?
На самом деле, исследование говорит нам, что достаточно одного моргания, чтобы оценить другого человека с точки зрения привлекательности и надежности.
В течение следующих трех секунд мы формируем более «полное» заключение о новом знакомом в отношении его предполагаемой личности и компетентности.
Очевидно, за этот короткий промежуток времени мы так и не узнали другого человека. Скорее, мы использовали наши когнитивные предубеждения и фильтры, чтобы сформировать «моментальное суждение» о ком-то, точно так же, как они о нас.
Эти суждения могут быть точными, а могут и нет, но они остаются в силе. А если вынесенное суждение отрицательное, то трудность изменить чье-то мнение чрезвычайно высока.
Мгновенное суждение о первых впечатлениях во многом связано с эффектом ореола, когда восприятие положительных качеств в одной вещи или ее части приводит к восприятию сходных качеств в связанных вещах или в целом.
Соответственно, важно знать, как лучше управлять первым впечатлением и повышать вероятность его положительного впечатления.
Ниже мы сосредоточимся на том, как это сделать.
Однако начнем с нескольких вещей, влияющих на первое впечатление.
Общие факторы, влияющие на первое впечатлениеБольшая часть общения происходит на невербальном уровне.
Это означает, что сенсорные факторы, такие как то, как мы выглядим, издаем звук и обоняние, определяют большую часть впечатлений, передаваемых при встрече с новым человеком.
Язык тела во много раз важнее слов, которые мы произносим.
Люди, осознающие это или нет, обычно предпочитают тех, кто похож на них по внешнему виду, характеру, взглядам, убеждениям и поведению. Отклонения в нашей внешности, речи и поведении, вероятно, повлияют на первоначальное впечатление о нас (и нас о них).
К счастью, люди также склонны думать, что другие разделяют их мнения и убеждения больше, чем они на самом деле, так что есть польза от сомнения, что не следует нарушать слишком рано, демонстрируя наши различия с кем-то, с кем мы встречаемся в первый раз. время.
Одним из самых больших когнитивных искажений, которые есть у людей, является фундаментальное искажение атрибуции: мы склонны приписывать поведение других их врожденным чертам или (не)компетентности, но склонны связывать наше собственное поведение с внешними обстоятельствами и окружающей средой.
Например, если кто-то, проходящий собеседование при приеме на работу, немного спотыкается, входя в комнату, интервьюер, скорее всего, сочтет его неуклюжим или инвалидом, в то время как интервьюируемый, скорее всего, будет винить пол в офисе и/или свою обувь.
Психологическая литература полна других когнитивных искажений и эффектов, которые могут формировать первое впечатление. Мы отслеживаем более 100 когнитивных искажений по адресу Six Degrees , чтобы помочь в разработке наших психосенсорных принципов и усилиях по созданию бренда.
Конкретные факторы, влияющие на первое впечатлениеНиже приведены лишь некоторые из конкретных факторов, которые, как показали исследования, влияют на первое впечатление людей о новых знакомствах.
Процесс создания бренда
Процесс создания бренда Процесс создания бренда для некоторых может быть очень запутанным и пугающим процессом. Но это не обязательно. Комп…
Подробнее
Важно помнить, что это склонности и склонности, а не неизбежные выводы, которые сделает любой конкретный человек.
Вероятное первое впечатление | |
Физическая красота | Здоров, лучше меня |
Одеться «по-умному» | Успешно |
Выглядеть умным и богатым | Влиятельный/важный |
Больше зрительного контакта | Интеллектуальный |
Говорить быстрее | Более компетентный |
Легкая, легкая походка | Более авантюрный, экстравертный, надежный |
«Детское лицо» (округлые, большие глаза, маленький нос и подбородок) | Более доверчивый, наивный |
Прямая поза | Более компетентный, целенаправленный |
Множественные пирсинги на лице | Более творческий, но менее умный |
Несколько татуировок | Более распутный, менее надежный |
Больше макияжа | Более женственный, более привлекательный |
Практичная/доступная обувь | Более приятный |
Стильная обувь | Более богатый |
Новая/отполированная обувь | Более тревожный / нуждающийся в принадлежности |
Как создать лучшее первое впечатление
Итак, теперь, когда мы знаем, что формирует первое впечатление и как важно производить положительное впечатление, вот несколько советов по созданию эффективного первого впечатления.
1) Оденьтесь немного лучше, чем того требует случай.
2) Чаще смотрите в глаза, особенно во время разговора, но избегайте доминирующего взгляда.
3) Улыбка (мы ищем улыбки и замечаем их на большом расстоянии).
4) Подумайте о самой положительной черте другого человека (это создаст вам приятное настроение).
5) Подстроить свой голос, жесты, позу и слова к другому человеку (помните, мы предпочитаем людей, похожих на нас).
6) Дайте людям презумпцию невиновности (т. е. помните о фундаментальной ошибке атрибуции).
7) Будьте уверены в себе и не пытайтесь быть тем, кем вы не являетесь.
8) Заранее выразите те качества, которые вы больше всего хотите передать.
Первые впечатления (и психология первых впечатлений) важны, и, как говорится, у вас есть только одна возможность произвести его. Но это не повод их бояться.
Знание того, что работает для создания лучшего первого впечатления, и действия в соответствии с ним помогут вам в этом.