Жизнь потеряла смысл — что делать? Как избежать психологическую смерть? PEOPLETALK
- Психология
В чем смысл жизни? Ты на этот вопрос вряд ли ответишь сразу. А может, ты никогда не задумывался. Но поверь, смысли жизни у тебя есть. И потерять его — подобно смерти. Психологической смерти. Еще Лев Толстой писал в «Исповеди», что потеря смысла жизни смерти равна. Это значит, что твое существование становится как бы бессмысленным. Тебя ничто не радует, плевать, что будет дальше, и, если тебе скажут, что ты умрешь завтра, ты даже не особо расстроишься. В груди мерзкое сверлящее ощущение пустоты, а жизнь проходит на автомате: дом, работа, дом.
Чаще всего психологическая смерть наступает после какого-то потрясения: смерти близкого человека, очень болезненного расставания с возлюбленным, глубокого кризиса на работе. Явление это поэтапное, и всего психологи насчитывают пять стадий. Первая — отрицание. «Этого не может быть, я не верю», — думаешь ты и отказываешься принимать случившееся. Вторая — возмущение: «Почему это случилось именно со мной, почему мир так несправедлив?» Третья – стадия переговоров. «Ладно, мне плохо. И наверное, лучше не станет. Значит, нужно сделать вот это, пока мне не стало совсем невыносимо». Четвертая —депрессия. Человек не хочет никого видеть, он смирился со своим состоянием и даже находит в этом какой-то комфорт. Люди вокруг раздражают, а близкие, которые пытаются помочь, неимоверно бесят — у них-то все хорошо.
И последняя, пятая стадия — собственно, смерть. Точнее, ее принятие. Бороться с собой сил не осталось, жизнь проходит на полном автомате: удовольствия нет ни от еды, ни от людей. Все, что раньше приносило удовольствие, теперь не вызывает никаких чувств.Способ не начать «угасать» только один: понять, что жизнь не кончилась. Как бы трудно ни было, нужно выходить из дома, встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми и ни в коем случае не отказываться от повседневной рутины, которая раньше доставляла удовольствие: спортзал, салоны красоты, кино.
Недооценивать психологическую смерть ни в коем случае нельзя — это может привести к ужасным последствиям: нередко психическое состояние человека влияет на физическое, люди «угасают» и умирают. Психолог Артем Пашкин рассказал, на какие признаки следует обратить внимание в первую очередь.
Тусклые глаза и мешки. Даже если человек много спит, взгляд у него все равно уставший и потерянный.
Заторможенная реакция. Нервная система больного расшатана, от этого мыслительные процессы проходят замедленно.
Однообразная речь. Говорить о чем-то невозможно — тебя слушают для проформы, а отвечают максимально однотонно.
Что же делать? Выход здесь только один — найти новый смысл жизни. Если твой близкий по всем признакам страдает от психологической смерти, не отмахивайся: вытаскивай его на улицу, заставляй общаться с людьми, води в кино, театры, музеи, корми вкусной и неполезной едой, найди психотерапевта — в общем, делай все, чтобы расшевелить его. Да, будет трудно и долго. Но желание жить этого стоит.
Рекомендуем
На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных — в Политике конфиденциальности.
Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии //Психологическая газета
Экзистенциальные проблемы жизни и смерти всегда волновали человечество. Однако долгое время эта проблематика рассматривалась в рамках философских, этических и религиозных концепций. Психологическое изучение этой проблематики началось сравнительно недавно.
Психологический интерес к экзистенциальной проблематике определяется личностно-индивидуализированным и глубоко интимным характером отношения человека к жизни и смерти. Неслучайно обсуждение этих вопросов исходно началось в контексте психологического анализа проблем человеческого бытия (Р. Мэй, 2004), смысла жизни (В. Франкл, 1990), т.е. проблем, связанных с осознанием проблемы жизни человека.
В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д. А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов. В целом надо отметить, что на современном этапе обнаруживается тенденция к интегральному рассмотрению понятий жизни и смерти в контексте целостного опыта или жизненного пути личности. При этом в психологическом изучении проблем отношения к жизни и смерти доминирует экзистенциально-гуманистический подход, в рамках которого решение субъектом этих вопросов рассматривается как позитивный фактор, предпосылка и необходимое условие личностного роста ( Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь, Т. и Э. Йоманс, А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Рейнуотер, В. Франкл, И. Ялом и др.). Причем имеющиеся в научной психологической литературе исследования касаются преимущественно проблемы отношения к собственной смерти и смерти близких человеку людей.
Иначе дело обстоит в области юридической психологии. Прежде всего, надо отметить, что психолого-правовые исследования экзистенциальной проблематики носят преимущественно прикладной характер, редко поднимаясь на уровень теоретических и тем более методологических обобщений. Можно полагать, что существующее положение дел является проявлением общего кризиса методологии юридической психологии.
Длительное время юридическая психология развивалась в недрах юридической науки и практики. В результате концептуальные схемы теории права, уголовно-правовой теории и криминологии долгое время служили теоретической базой конкретной практики психолого-правовых исследований. Даже прежнее разделение судебной психологии на части Общую и Особенную несло отчетливый отпечаток уголовно-правовой традиции и не отражало специфику ее предмета. В работах по юридической психологии, как теоретических, так и прикладных, обнаруживается тенденция присоединения авторов к позиции законодателя. Большинство психолого-правовых исследований ориентировано на объяснение уже принятых правовых норм и интерпретацию применительно к праву понятий, по существу психологических либо имеющих психологическое содержание (личность, вина, мотив, воля, несовершеннолетний и т.
п.). Стремление «задним числом» обосновать результаты законотворчества, осуществлявшегося, как правило, без учета мнения специалистов-психологов, и объясняет недостаток фундаментальных исследований в области юридической психологии.Все это в полной мере относится и к изучению экзистенциальной проблематики. По сути дела, единственной развернутой концепцией смысла жизни применительно к проблематике криминальной психологии является ценностно-нормативная теория А.Р. Ратинова (1979). Автор рассматривает ценностно-нормативную сферу личности преступника через ее системную организацию. Одно из наиболее существенных положений его концепции — это представление личности как ценностно-нормативной системы, имеющей сложный многомерный динамический характер [4, с.73].
В качестве базового ядерного образования личности автор рассматривает мировоззрение. Включение мировоззрения в структуры личности является традиционным в отечественной психологии.
При этом смысл жизни, как и система отражаемых в нем ценностей, является иерархически организованным и динамическим образованием. Личностные ценности могут существенно различаться по степени значимости и органичности для субъекта, устойчивости, изменчивости, интимности и глубины усвоения, широты и обобщенности, а главное — они по-разному сочетаются, сосуществуют или конфликтуют и так или иначе интегрируются в ценностной системе.
Как утверждает профессор А.Р. Ратинов, «различия в смысле жизни у разных людей состоят вовсе не в том, что одни что-то ценят, а другие то же самое решительно отвергают. Люди есть люди, и базовые общечеловеческие ценности признают все, но предпочитают их по-разному. Видимо, рельеф ценностно-нормативной системы в разных социальных средах и группах у разных индивидов при всей общности должен обладать определенной спецификой» [4, с. 79]. Исследованиям смысла жизни, специфических акцентов и предпочтений в его понимании разных категорий преступников посвящены многочисленные работы коллектива научных сотрудников ВНИИ прокуратуры РФ, руководимого профессором А.Р. Ратиновым.
В последние годы появилось много прикладных исследований содержательного компонента смысла жизни и смысложизненных ориентаций. В то же время надо отметить очевидный недостаток работ, посвященных изучению аффективно-ценностного компонента смысла жизни.
Активная разработка танатологической проблематики в психологии началась только во второй половине ХХ в. Причем смерть рассматривается как продолжение жизни, обнаруживается тенденция ко всё большей интеграции понятий жизни и смерти в целостный опыт личности и признание значимости подобного опыта для личностного роста и самоактуализации. Считается, что изучение представлений и установок в отношении смерти может пролить свет и на установки людей в отношении к своей жизни и основным ее ценностям.
Для юридической психологии проблемы смерти и отношения к ней, напротив, являются исходными, и трактовка их менее однозначна. Танатологические вопросы рассматриваются в юридической психологии в рамках исследования трех проблемных направлений: при изучении личности насильственных преступников, и в частности убийц, в исследованиях причин и мотивов суицидального поведения и в контексте психолого-правовых проблем эвтаназии.
Начало этих исследований было связано с социальным заказом необходимости гуманизации уголовного права и проблемами изучения личности преступника.
В истории юридической психологии проблему отношения к смерти впервые поставил последователь Ч. Ломброзо итальянский юрист Энрико Ферри. Еще в 1888 г., рассматривая структуру личности антропологического типа убийцы, Э. Ферри выделил в качестве одной из его характеристик психическую (или нравственную) нечувствительность, проявляющуюся в безразличии к страданиям и смерти, что обнаруживается в отношении к жертве, своим товарищам и соучастникам и, наконец, даже самому себе. Психическая нечувствительность, по его мнению, является следствием физиологической нечувствительности, которая, в свою очередь, определяется анатомо-физиологическими аномалиями организма и может быть установлена с помощью объективных методов.
Надо заметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных личности насильственных преступников, и в частности, убийц (С.Н. Абельцев, В.Н. Кудрявцев, А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, Е.А. Писаревская и др.), экзистенциальные аспекты этой проблематики в рамках криминальной психологии и криминологии рассматривались явно недостаточно. Причем в имеющихся в научной литературе концепциях обнаруживается отчетливое влияния фрейдизма и неофрейдизма.
Как известно, сам З. Фрейд проблемами преступности специально не занимался, поэтому криминальная агрессия осталась вне поля его зрения. Однако он постулировал существование у человека бессознательного желания смерти, которое он связывал со стремлениями к разрушению и самоуничтожению. В рамках модели классического психоанализа З. Фрейда Жизнь постоянно борется со Смертью. Сравнивая современного человека с первобытными людьми, их отношением к чужой смерти, З. Фрейд утверждал, что мы «те же убийцы, какими были наши предки» [7, с. 184].
Еще большее влияние на взгляды отечественных криминологов оказала концепция Э. Фромма (1994). В качестве одной из форм «непродуктивной ориентации характера» человека он выделил некрофилию, под которой подразумевается тяга к разрушению — стремление сделать жизнь механической, контролируемой, омертвелой, в противоположность биофилии — любви ко всему живому.
В основе некрофилии лежит механизм бегства по типу деструктивизма. В отличие от садизма, направленного на усиление одного индивида путем доминирования над другим, деструктивизм направлен на устранение любой потенциальной грозы извне. Именно из таких людей, утверждает Э. Фромм, вербуются палачи, террористы, истязатели. Именно к этой категории людей он относит убийц.
Э. Фромм полагал, что некрофилия как феномен психической патологии выступает как неизбежное следствие задержки развития, душевной «инвалидности» и как результат непрожитой жизни. По его мнению, если человек «…не может вырваться из оков своего нарциссизма и постоянно ощущает свою изолированность и никчемность, единственный способ заглушить это невыносимое чувство ничтожества и какой-то «витальной импотенции» — самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварского разрушения жизни. Для совершения акта вандализма не требуется ни особого старания, ни ума, ни терпения; все, что нужно разрушителю, — это крепкие мускулы, нож или револьвер…» [8].
В то же время, как он полагает, нет жесткой границы между некрофильской и биофильской направленностью: каждый индивид представляет собой сложную совокупность, комбинацию признаков, находящихся в конкретном сочетании; количество таких сочетаний фактически совпадает с числом индивидов.
Полностью некрофильские характеры встречаются сравнительно редко, таких людей следует рассматривать как тяжелобольных и искать генетические корни этой патологии. У большинства людей мы можем обнаружить смесь из биофильских наклонностей и некрофильских тенденций, причем последние достаточно сильны, чтобы вызвать внутренний конфликт личности.
Так, например, Ю.М. Антонян (1997) в качестве причин убийства также выделяет некрофилию. Причем в отличие от Э. Фромма, исключавшего сексуальный смысл этого слова, Ю.М. Антонян рассматривает некрофилию как неудержимое влечение к смерти, включая и патологическое половое влечение.
Рассматривая психологию убийства, он пишет: «Убийство — это отрицание жизни и отвращение к ней, это наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или социальная система отчуждены от конструктивных ценностей» [1, с. 84].
По мнению Е.Г. Самовичева (2002), в сознании подавляющего числа людей проблема онтологических основ, специфики их «бытийного» статуса не отражается. Уверенность большинства в своем праве на существование подтверждается для них уже самим этим фактом. В то же время, как полагает автор, преступники-убийцы представляют собой категорию людей, для которой право на собственное существование не очевидно, а доказывается исключительно фактом криминального лишения ими жизни другого человека. Как пишет Е.Г. Самовичев, «убийцы демонстрируют совершенно специфический способ существования человека, в основе которого лежит отсутствие субъективно-психологической определенности данного факта и более того — своего права на существование» [5, с. 59]. Причем именно этот онтологический статус личности обладает мощным мотивирующим потенциалом.
Автор утверждает, что «убийство не имеет внешней мотивации, его нельзя оправдать никакими внешними обстоятельствами (хотя таковые почти всегда можно найти). Оно имеет чисто субъективную мотивацию, суть которой не в достижении какого-либо конкретного предметного результата, а в преодолении своей «противоестественной» жизненной позиции» [там же, с. 59]. Таким образом, по мнению автора, в сознании убийц ценность собственной жизни подтверждается смертью другого человека.
Весьма интересным представляется эмпирическое исследование отношения к смерти лиц, осужденных за совершение различных преступлений, проведенное А.А. Бакановой (1999). Она полагает, что отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце. В соответствии с различным соотношением рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет восемь жизненных стратегий совладания с ними: «Стремление к росту», «Поиск смысла жизни», «Любовь к жизни», «Страх перед жизнью», «Захват жизни», «Страх изменений», «Самоуничижение» и «Гедонизм». Несомненно, что это исследование представляет большой интерес. Однако ее выборка включала осужденных как за насильственные, так и ненасильственные преступления, что не позволяет, в конечном счете, определить специфику отношения осужденных к этим экзистенциальным проблемам, связанную с их собственным опытом столкновения со смертью.
Еще одним интересным исследованием является работа С.В. Коваленко, которая исследовала отношение к смерти подростков, совершивших убийства, но в силу малолетства не привлеченных к уголовной ответственности. В ее исследовании показано, что несовершеннолетние, совершившие гомицидные деликты, характеризуются специфическим по сравнению со сверстниками содержанием представлений о смерти, в рамках которого облегченное принятие смерти другого человека сочетается с избеганием оценки и/или отрицанием вероятности собственной смерти, и выраженностью аффективно-ценностного компонента отношения к смерти, что обнаруживается как когнитивно-аффективная озабоченность смертью и на уровне страха смерти, и на уровне танатической тревоги.
Еще одно из направлений изучения отношения к смерти в контексте психолого-правовых проблем — это вопрос о допустимости эвтаназии. Термин «эвтаназия» (благоумирание) был предложен английским философом Френсисом Бэконом еще в XVII в. для определения «легкой смерти». Проблема возможности ускорения смерти неизлечимого больного с целью ограждения его от невыносимых страданий (исключительно в тех случаях, когда сам больной просил об этом) трактовалась им как право на свободу выбора. Современное определение термина «эвтаназия» было дано Конгрегацией Вероучения в «Декларации об эвтаназии» от 5 мая 1980 г. «Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое по своей сути или намерению приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания». То есть в ее прямом значении, эвтаназия — это умышленное убийство при помощи метода, причиняющего наименьшие боль и страдания, совершенное «из жалости» для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается «нечеловеческой», «недостойной самого человека».
Надо заметить, что эта проблематика включает два основных аспекта: вопрос о праве человека на добровольный уход из жизни и вопрос об отношении к чужой смерти, вопрос о допустимости убийства другого человека (пусть из самых благих побуждений). Причем в литературе, посвященной проблемам эвтаназии, наиболее обсуждаемым является первый вопрос — право человека на добровольный уход из жизни. Работ же, посвященных эвтаназии как убийству из сострадания, к сожалению, явно недостаточно. Между тем совершенное убийство, из каких бы «благородных» мотивов оно ни совершалось, не может не влиять на личность убийцы. Психолого-правовые и нравственные аспекты этой проблемы требуют самостоятельного изучения.
И, наконец, третье направление танатологических проблем в юридической психологии связано с изучением психолого-правовых аспектов суицидального поведения. В рамках этой проблематики преобладают исследования, направленные на обоснование методологии производства судебно-психологических экспертиз по уголовным делам о суицидах и суицидальных попытках. В результате основная масса исследований в этом направлении ориентированы на практику производства судебно-психологических экспертиз и редко достигают достаточно высокого уровня теоретических обобщений.
Таким образом, теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что в рамках юридической психологии исследования экзистенциальной проблематики носят преимущественно прикладной характер, редко поднимаясь на уровень теоретических и тем более методологических обобщений.
Причем в рамках отношения к смерти в научной литературе преимущественно анализируются проблемы, связанные с собственной смертью и утратой близких субъекту людей. В то же время необходимо отметить, что ощущается явный дефицит работ, посвященных отношению к смерти людей, ее причиняющих, как в научной литературе в целом, так и в криминально-психологической литературе, в частности. Представляется, что именно в этом направлении будут открыты новые перспективы изучения проблемы личности преступника.
- Антонян Ю.М. Психология убийства. – М.: Юристъ, 1997. – 304 с.
- Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: автореф. дисс…. канд. психол. наук. – СПб, 2000. – 22 с.
- Коваленко С.В. Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.06. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 20 с.
- Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 3–33.
- Самовичев Е.Г. Психологическая этиология убийства // Психологический журнал. – 2002. – Том 23. – No 5. – С. 49–59.
- Ферри Э. Психология предумышленного убийцы // Юрид. вестник. – М. – 1888. – Т. ХХIХ. – Кн. 1. – С. 3–30. – Кн. 2. – С. 167–98.
- Фрейд 3. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1998. – С. 182–198.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Источник: Шкуратов В.А., Михайлова О.Ю., Котова Т.А. Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. №2. С. 16–22.
Психология смерти | Блог
«Реальность такова, что вы будете горевать вечно. Вы не «переживаете» потерю любимого человека; вы научитесь жить с этим. Вы исцелитесь и восстановите себя после потери, которую вы понесли. Ты снова будешь целым, но никогда не будешь прежним. И ты не должен быть таким же, да и не хотел бы».
— Элизабет Кюблер-Росс.
В какой-то момент жизни смерть близкого человека неизбежна. Неизбежная смерть, переживание и исцеление от горя по поводу смерти близкого человека должны быть сосредоточены на попытке понять психологию смерти.
Психологи проводили различные исследования, некоторые из которых были направлены на то, чтобы понять отношение людей к смерти, страху перед смертью и тому, как человек продвигается в жизни после того, как испытал боль потери любимого человека. Герман Фейфель, считающийся пионером и отцом современного движения за смерть, написал « Значение смерти», сборник эссе психологов, психиатров, теологов и философов. Книга представляет собой целостный обзор смерти и призывает читателей критически мыслить и пересматривать фундаментальные убеждения и предубеждения против изучения смерти.
Неймейер и его коллеги (2004) проанализировали различные исследования, в которых изучалась тревога смерти среди таких групп населения, как пожилые люди, лица, ухаживающие за больными, люди, страдающие физическими заболеваниями и психологическими расстройствами, а также религиозные группы, и это лишь некоторые из них. В некоторых из рассмотренных исследований сообщалось о положительной связи между ними, в то время как в других не было выявлено никакой связи; это несоответствие было приписано как результат переменных модераторов, таких как социальная поддержка, стратегии и стили преодоления трудностей, а также религиозные убеждения. Кроме того, повышенная социальная поддержка, стратегии выживания, основанные на подходе и принятии, внутренняя религиозность и вера в позитивную загробную жизнь, как правило, ассоциировались с меньшей тревогой смерти.
Чтобы полностью понять последствия смерти и умирания, необходимо понять концепцию горя и тяжелой утраты. Горе определяется простыми словами как тоска, испытываемая после значительной утраты, как правило, любимого человека. Американо-швейцарский психиатр Элизабет Кюблер-Росс и писатель Дэвид Кесслер в своей книге «О горе и горе», исследуют пять стадий горя, которые не могут быть испытаны всеми линейно, с привязкой ко времени. Пять стадий горя:
Отрицание: Человек испытывает оцепенение, бессмысленность и переполняется потерей. Отрицание и шок помогают справиться с ситуацией и делают возможным выживание скорбящего, поскольку они усиливают чувство горя.
Гнев: Стадия гнева приближает человека к исцелению, так как помогает ему по-настоящему почувствовать свои эмоции. Он может действовать как якорь, придавая временную структуру небытию, которое человек может испытать. Гнев становится мостом, который помогает соединиться с умершим. Это соответствует силе любви, которую человек испытывает к умершему.
Торг: Перед тем, как испытать потерю, они могут торговаться с чем-то, что они считают высшей силой, говоря, что они сделают все, чтобы спасти своего любимого человека от смерти. После проигрыша торг принимает форму временного перемирия. Скорбящий человек теряется в череде «а что, если бы» и «если бы только», например: «Что, если я просто проведу всю свою жизнь, помогая другим, смогу ли я проснуться и понять, что все это — дурной сон?» и «если бы мы обнаружили опухоль раньше, мы могли бы спасти его/ее».
Депрессия: После отказа от того, что можно было бы сделать (торга), внимание сосредоточено исключительно на настоящем и на том, что осталось. Эта стадия может привести к тому, что пустота выйдет на передний план, порождая четвертую стадию горя, а именно депрессию. Депрессия является необходимой и подходящей реакцией, поскольку реальность того, что умерший никогда не вернется, осознается. С другой стороны, не испытывать депрессию при потере любимого человека было бы необычно.
Приемка:. Это не означает, что человек чувствует себя хорошо или хорошо с потерей. Это никогда не может быть о хорошем самочувствии. Скорее, речь идет о принятии того факта, что человек физически ушел навсегда и что эта новая реальность постоянна. Человек начинает находить новые роли и смыслы, не забывая человека, которого потерял. Люди начинают расти, развиваться и идти дальше по жизни, с любовью и памятью о любимом человеке. Они могут найти новые отношения и роли, в которых можно разделить любовь и быть любимыми. Это приближает человека к исцелению.
Доктор Дж. Уильям Уорден в своей книге « Консультирование и лечение горя». В Справочнике для практикующего психиатра описаны задачи, связанные с трауром. Предпосылка этой модели заключается в том, что горе — это работа, требующая мотивации, приверженности и активного участия. Четыре задачи таковы: принять реальность потери, справиться с болью горя, приспособиться к среде, в которой умерший отсутствует, и эмоционально переместить умершего и двигаться дальше по жизни.
Доктор Терри Мартин приписывает в своем обзоре модели первое задание с поиском умершего как поведение, которое угасает при отсутствии подкрепления. Это означает, что, поскольку поиски умершего не увенчались успехом, поиски в конечном итоге прекращаются. Чтобы выполнить первую задачу, скорбящий должен принять потерю интеллектуально и эмоционально.
Вторая задача состоит в том, чтобы испытать боль, а не избегать ее с помощью таких стратегий, как отрицание или гнев.
Третье задание требует от гривера внешних, внутренних и духовных приспособлений к своей жизни. Внешнее приспособление влечет за собой признание роли умершего в жизни скорбящего; это можно сделать, изучая новые навыки, переосмысливая и находя новый смысл жизни. Внутреннее приспособление требует, чтобы горюющий отделил себя от умершего и осознал себя как «я», а не как часть «мы». Это можно сделать, найдя ответы на такие вопросы, как «Кто я сейчас?» и преодоление проблем своего предполагаемого мира, таких как вопрос, существует ли на самом деле духовная сила, в которую верят, или нет.
Четвертая задача скорбящего — осознать свою связь с умершим и найти способ помнить умершего, продолжая свой жизненный путь. Д-р Уорден утверждает, что процесс скорби многомерен, у всех разный и не ограничен во времени (у некоторых людей скорбь может длиться всю жизнь). Он предполагает, что выполнение этих четырех задач важно для исцеления.
После прохождения этих стадий и задач горя человек приближается к исцелению, при котором утрата не может быть ни обращена вспять, ни скорбящий не может быть таким же, как прежде. Потери никогда нельзя сравнивать, и поэтому нет больших или малых потерь. Однако важно, чтобы скорбящий давал себе достаточно времени, чтобы справиться и помнить, что со временем он обязательно успешно справится со своей потерей.
Дивья Мирани
Три Лица | Антропологические взгляды на смерть
Опубликовано 22 февраля 2018 г. Памелой Лиу | 2 комментария
После прохождения курса философии религии у доктора Венди Фарли у меня появился интерес к изучению смерти и страдания. Естественно, я стал больше обращать внимание на то, как смерть появлялась в повседневной жизни и как мы (как смертные существа) взаимодействуем с идеей и последствиями смерти. Первой книгой по теме, которую я взял в руки после этого, была Священное искусство умирания: как мировые религии понимают смерть, и я часто читали книгу за прилавком кофейни медленным днем. Хотя прошло уже два года с тех пор, как я прочитал эту книгу, я отчетливо помню автора Кеннета Крамера, который в своем предисловии описал смерть в трех лицах: физическую смерть, психологическую смерть и духовную смерть.
Он описывает физическую смерть таким образом, который соответствует медицинской и биологической смерти, которую мы изучали в классе. Наблюдается необратимая потеря мозговых волн, поражение центральной нервной системы и прекращение сердечной и дыхательной функций (Kramer 19). 88 стр.11). Психологическая смерть — это «жизнь квазисознания, живущая, как бы уже умершая», а духовная смерть — это «трансформация старых паттернов, привычек, ролей, идентичностей и рождение нового человека» (Крамер 1988 с.11). ). Последние два лика смерти заставили меня задуматься. В то время как мне было комфортно и знакомо с физической смертью, Крамеровское представление о психологической и духовной смерти было потрясающим и новым для меня. Книга посвящена духовной смерти и объясняет религиозные аспекты смерти, такие как отношения и ритуалы. (Супер рекомендую книгу всем интересующимся!)
Чтение о духовной смерти вдохновило меня на поездку за границу, чтобы более внимательно изучить страдание и буддизм, но об этом в другой раз. В настоящее время я созерцаю лицо психологической смерти и ее значение. Интересно, можно ли квалифицировать некоторые случаи тяжелой депрессии как психологическую смерть. Крамер описывает психологическую смерть как «обратимое прекращение личной жизни», «своего рода эмоциональную смерть» и «уменьшение жизни» (Kramer 1988, стр. 18-19). Скажем, мы предполагаем, что депрессия действительно является формой психологической смерти. Рассказы о депрессии и психическом здоровье часто рассказывают о онемении, апатии, отсутствии воли, потере интереса и удовольствия от деятельности, безнадежности и многом другом. Эти симптомы и переживания болезни соответствуют характеристикам психологической смерти, описанным Крамером. Мысль о самоубийстве можно рассматривать как желание испытать физическую смерть, если, возможно, человек уже чувствовал себя психологически мертвым. Представление об обратимости психологической смерти может также говорить о поддающемся лечению аспекте депрессии с помощью лекарств, консультирования, психоанализа, медитации и других форм терапии. Я не знаю, является ли психологическая смерть чем-то широко принятым или обсуждаемым, но я думаю, что это интересный способ представить психическое заболевание.
Ссылка
Kramer, K. 1988, Священное искусство умирания: как мировые религии понимают смерть. Нью-Йорк: Paulist Press.
Эта запись была размещена в рубрике Без рубрики с пометкой Памела Лиоу. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
О
Этот блог представляет собой коммуникационную платформу для курса колледжа Эмори под названием «Антропология смерти и погребения». Цель состоит в том, чтобы использовать этот блог, чтобы пригласить мир в наш класс, опираясь на текущие события или явления, которые нас окружают и которые имеют отношение к нашему исследованию темы смерти и того, как люди справляются с ней. Курс является явно междисциплинарным, и помимо антропологии мы также исследуем тему смерти через призму биологии, истории, религиоведения, медицины, права, философии, социологии, литературы и искусства. Приглашаем исследовать и участвовать!
Кто мы
Авторами этого блога являются студенты бакалавриата Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия (США). Курс ведет доктор Лив Нильссон Штутц, археолог, проявляющий особый интерес к археологии погребений и ритуальным исследованиям.