Психологическая ️ теория происхождения государства кратко: основные положения и представители
Содержание:
- Суть психологической теории происхождения государства
- Основные теоретики теории
- Достоинства и недостатки теории
- Проблемы объективности и субъективности психологической теории
- Роль теории для современной науки
- Примеры государств
Содержание
- Суть психологической теории происхождения государства
- Основные теоретики теории
- Достоинства и недостатки теории
- Проблемы объективности и субъективности психологической теории
- Роль теории для современной науки
- Примеры государств
Суть психологической теории происхождения государства
Государство как политическая форма организации общества существовала не всегда. С момента выделения человека из животного мира до обретения им самосознания и перехода к образу жизни под государственным управлением прошло много лет постоянного изменения структуры общества.
Считается, что возникновение основных институтов власти произошло еще на первобытной стадии развития человеческого общества, однако полноценным государством данную структуру назвать сложно.
Единого термина понятия «государство» нет ни в международном праве, ни в науке. Нет также и единой даты появления государства как формы организации людей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основными теориями происхождения государства являются:
- теологическая;
- патриархальная;
- договорная;
- классовая;
- органическая;
- теория насилия;
- психологическая.
Последняя по списку теория получила свое развитие в научных кругах в конце XIX – начале XX веков.
Психологическая теория происхождения государства — концепция, согласно которой государство образовалось вследствие естественного разделения людей по психологическим причинам на управляющих (или ведущих) и управляемых (или ведомых).
Содержание описанной концепции общества основывалось не на материальных ценностях, а на психологическом взаимодействии индивидов.
Человек как биосоциальное существо нуждается в постоянном нахождении в обществе, так как оно:
- обеспечивает ему защиту от физических опасностей и голода;
- предоставляет постоянную психологическую поддержку;
- в основном пассивно и нуждается в управлении;
- организованно по структуре благодаря выделению управленцев, стремящихся к контролю и воздействию на массы;
- является структурой с деструктивными членами, которые должны либо подчиниться контролю, либо быть изгнаны, чтобы не нарушать спокойствие других индивидов.
Коллективное взаимодействие помогло развитию у человека сознания и самосознания, которые привели к институционализации государства как механизма и совершенствованию права.
Следствие
Психика человека, его эмоции и импульсы, нуждающиеся в порядке и спокойствии, в сущности привели к появлению государства и права.
Психологическая концепция появления государства получила широкое развитие в момент своего становления. Она логически отражает постепенное формирование государственной системы, связанное с психологической готовностью людей к подобному способу организации общественной жизни. Данная концепция объясняет социальные протесты, войны, отделение религии и политики, превалирование науки и философии в политологии в последнее время.
Основные теоретики теории
Основателем психологической теории формирования государства является русско-польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. В своих трудах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» правовед и дипломат описал взаимосвязь психологии человека и теории права.
Родоначальник теории опирается на человеческую психику с особыми потребностями, эмоциями и переживаниями, реализующимися исключительно во время социального взаимодействия. Первопричиной же создания государственной формы организации является выделение психически сильных людей и главенство их над основной менее активной массой.
Пассивные люди подвержены желанию подчиняться авторитету активных людей, что в форме государственного управления обществом дает людям чувство стабильности и спокойствия, уверенности в будущем.
Другой теорией, на которую опирается психологическая концепция создания государства, является идея «копирования» или «имитации» французского социолога и сторонника Петрижицкого Габриэля Тарда. По его мнению, в мире существуют «творцы», наделенные способностью создавать новое и «имитаторы», которые могут только копировать.
Творения и тех, и других постепенно приживаются в обществе, создавая социальные институты и право, регулирующее их. Общество людей постепенно движется к усвоению и применению открытий, становится более гармоничным под руководством права и правителей.
Еще один представитель психологической теории, Зигмунд Фрейд, в «Психологии масс» объяснял существование любых общностей как следствие свойств человеческой психики. Ученый считал, что человек изначально подсознательно выбирает группу, к которой будет принадлежать в обществе, он готов к ней и к исполнению ее ролей. Взаимодействие индивидов с уже заранее известными ролями и привело к появлению и долгому существованию государства.
Достоинства и недостатки теории
Психологическая теория формирования государства стала очень популярна в конце XIX – начале XX веков. Это было связано отчасти с формированием и популяризацией психологии как отдельной от философии науки. Психология поведения человека, а также все, на что она влияет, воспринималась с большим энтузиазмом и интересом.
Достоинствами теории является ее способность объяснить многие процессы, происходящие при формировании государства и права. Психология человека действительно стремится к гармонизации и стабилизации общества, пытается сформировать наиболее выгодные для индивида условия существования.
Теория в полной мере рассмотрела возможности общества. Плюсом также будет упоминание личностного участия каждого индивида, его воли, которые рассмотрены в процессе становления государственного строя как важные и активные для принятия решений.
Однако психологическая теория достаточно однобоко рассматривает государство как систему, уделяя внимание лишь социальным сферам общества и упуская из внимания все остальное. Данная теория также не рассматривает влияние социально-политической деятельности на человеческую психику, забывая, что общественное сознание формируется под действием первого фактора, а не второго.
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Объективность является одной из основных характеристик научного знания, а проблемы объективности всегда относятся к наиболее трудным и неоднозначным проблемам.
В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.
Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.
Примечание
Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.
Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.
Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.
Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Роль теории для современной науки
Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.
Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.
Примеры государств
Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.20 (Голосов: 10)
Поиск по содержимому
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX—XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др. ). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там». Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица». Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: «Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом». На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.
Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.
Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».
Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов», — подчеркивал Петражицкий.
Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.
Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.
Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.
Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».
Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).
Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Психологическая теория
Психологическая теория Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно отметить Петражицкого, Тарда, Фрейда. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во
B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь»
B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь» В современной практике международного права в большинстве случаев считается, что никто не может получать для себя выгоду из собственных противоправных действий, даже
Ее психологическая основа
Ее психологическая основа Но, может быть, такая тесная связь религиозных обрядов и вообще форм с сущностью вероучения сама по себе есть только недостаток религиозного воспитания и верующий дух может обойтись без этих тяжелых обрядовых накладок, а потому надобно
Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).
Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще
ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права
ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой
ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права
ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию
ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права
ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной
ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права
ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности
КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии
КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии ГЛАВА I Изменения в должностях и феодах Сначала графы посылались в округа только на один год. Но вскоре они стали покупать право продления своей должности.
Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля
Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля 1. Природа есть фатальность материальных объектов, подверженных движению (подвижных). Аристотель не дает четкого определения понятия «природа», однако из того, что он пишет в «Физике»1, становится ясно, что он
4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права
4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права В предклассовых обществах всех типов огромную роль играло обычное право. Когда социоисторические организмы были сравнительно малы, обычное право регулировало отношения как между ними, так и между
2. Теория групп и теория общества
2. Теория групп и теория общества Первая книга Лэйнга «Разделенное Я» должна была включать две части – «Я» и «Другие», в конце концов изданные отдельными книгами как «Разделенное Я» и «Я и Другие». Чистой теории личности без теории коммуникации Лэйнг никогда не мыслил.
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677). Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал
Позитивная психология: определение, теории и примеры
Позитивная психология: определение, теории и примеры Сара Спербер Что такое позитивная психология? Читайте дальше, чтобы узнать историю позитивной психологии, теорию, примеры и то, как позитивная психология может вам помочь. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов. Хотите узнать больше о позитивной психологии? Возможно, вы слышали об этом в классе, в телешоу или в Интернете. Что ж, в этой статье мы дадим вам более подробную информацию. Мы поговорим о том, что такое позитивная психология, о ее истории, о некоторых самых популярных книгах по позитивной психологии и о том, как вы можете использовать ее для улучшения своей жизни. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой бизнес в области велнеса! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее
Криминологические теории | Три психологические концепции преступного поведенияПерейти к содержимому
Те, кто работает в сфере уголовного правосудия, быстро узнают, что понимание криминологических теорий, объясняющих, почему люди обращаются к преступникам, является ключом к снижению уровня преступности и повышению безопасности общества. После трех десятилетий исследований возникли три основные психологические теории времени: психодинамическая теория, поведенческая теория и когнитивная теория. Изучение этих теорий криминологии и способов их применения на практике является компонентом онлайн-программы бакалавриата наук в области уголовного правосудия. Для многих студентов понимание того, почему люди совершают преступления, является одной из основных причин, по которой они хотят работать в сфере уголовного правосудия. Три основные криминальные теории появились после десятилетий исследований сознания преступников. Психодинамическая теория сосредоточена на опыте раннего детства человека и на том, как он влияет на вероятность совершения преступления. Поведенческая теория фокусируется на том, как восприятие мира влияет на поведение. А когнитивная теория фокусируется на том, как люди проявляют свое восприятие, которое может привести к преступной жизни. Психодинамическая теорияЭта теория во многом принадлежит известному психологу Зигмунду Фрейду. Он утверждал, что у всех есть инстинктивные побуждения (называемые «ид»), которые требуют удовлетворения. Моральные и этические кодексы (называемые «супер-эго») регулируют эти побуждения, и взрослые позже развивают рациональную личность (называемую «эго»), которая является посредником между ид и супер-эго. Основываясь на этой идее, преступное поведение рассматривается в первую очередь как провал Супер-Эго. В более общем плане психодинамическая теория рассматривает преступное поведение как конфликт между Ид, Эго и Супер-Эго. Этот конфликт может привести к развитию у людей проблемного поведения и правонарушений. Проблема с этой теорией в том, что ее трудно проверить. Теория поведенияЭта теория основана на идее о том, что человеческое поведение развивается благодаря опыту. В частности, поведенческая теория фокусируется на идее о том, что люди развивают свое поведение на основе реакции окружающих на их поведение. Это форма обусловленности, при которой поведение усваивается и подкрепляется вознаграждением или наказанием. Итак, если человек находится в компании тех, кто оправдывает и даже вознаграждает преступное поведение, особенно авторитетных фигур, то он будет продолжать заниматься этим поведением. Например, теоретик социального обучения Альберт Бандура утверждает, что люди не рождаются с врожденной способностью действовать насильственно. Вместо этого он предлагает людям научиться агрессивному поведению, наблюдая за другими. Как правило, это происходит из трех источников: семья, экологический опыт и средства массовой информации. Когнитивная теорияКогнитивная теория фокусируется на том, как люди воспринимают мир и как это восприятие управляет их действиями, мыслями и эмоциями. Большинство теоретиков познания разбивают этот процесс на три уровня так называемого «морального развития».
не развивать моральное суждение выше доконвенционального уровня. Все три из этих криминологических теорий подвергаются постоянному изучению и пересмотру, но они обеспечивают основу, на которой основаны современные идеи. Эти теории являются одним из самых интересных аспектов криминологии, изучаемых теми, кто поступает на программу обучения в области уголовного правосудия. |