Психологическая теория кратко: Психологическая ️ теория происхождения государства кратко: основные положения и представители

Содержание

Психологическая ️ теория происхождения государства кратко: основные положения и представители

Содержание:

  • Суть психологической теории происхождения государства
  • Основные теоретики теории
  • Достоинства и недостатки теории
  • Проблемы объективности и субъективности психологической теории
  • Роль теории для современной науки
  • Примеры государств

Содержание

  • Суть психологической теории происхождения государства
  • Основные теоретики теории
  • Достоинства и недостатки теории
  • Проблемы объективности и субъективности психологической теории
  • Роль теории для современной науки
  • Примеры государств

Суть психологической теории происхождения государства

Государство как политическая форма организации общества существовала не всегда. С момента выделения человека из животного мира до обретения им самосознания и перехода к образу жизни под государственным управлением прошло много лет постоянного изменения структуры общества.

Считается, что возникновение основных институтов власти произошло еще на первобытной стадии развития человеческого общества, однако полноценным государством данную структуру назвать сложно.

Единого термина понятия «государство» нет ни в международном праве, ни в науке. Нет также и единой даты появления государства как формы организации людей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основными теориями происхождения государства являются:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • классовая;
  • органическая;
  • теория насилия;
  • психологическая.

Последняя по списку теория получила свое развитие в научных кругах в конце XIX – начале XX веков.

Теоретиками данной концепции на первых порах выступили французский ученый Г. Тард, австрийский психолог З. Фрейд и русско-польский правовед Л. И. Петражицкий.

Психологическая теория происхождения государства — концепция, согласно которой государство образовалось вследствие естественного разделения людей по психологическим причинам на управляющих (или ведущих) и управляемых (или ведомых).

Содержание описанной концепции общества основывалось не на материальных ценностях, а на психологическом взаимодействии индивидов.

Человек как биосоциальное существо нуждается в постоянном нахождении в обществе, так как оно:

  • обеспечивает ему защиту от физических опасностей и голода;
  • предоставляет постоянную психологическую поддержку;
  • в основном пассивно и нуждается в управлении;
  • организованно по структуре благодаря выделению управленцев, стремящихся к контролю и воздействию на массы;
  • является структурой с деструктивными членами, которые должны либо подчиниться контролю, либо быть изгнаны, чтобы не нарушать спокойствие других индивидов.

Коллективное взаимодействие помогло развитию у человека сознания и самосознания, которые привели к институционализации государства как механизма и совершенствованию права.

Следствие

Психика человека, его эмоции и импульсы, нуждающиеся в порядке и спокойствии, в сущности привели к появлению государства и права.

Психологическая концепция появления государства получила широкое развитие в момент своего становления. Она логически отражает постепенное формирование государственной системы, связанное с психологической готовностью людей к подобному способу организации общественной жизни. Данная концепция объясняет социальные протесты, войны, отделение религии и политики, превалирование науки и философии в политологии в последнее время.

Основные теоретики теории

Основателем психологической теории формирования государства является русско-польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. В своих трудах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» правовед и дипломат описал взаимосвязь психологии человека и теории права.

Родоначальник теории опирается на человеческую психику с особыми потребностями, эмоциями и переживаниями, реализующимися исключительно во время социального взаимодействия. Первопричиной же создания государственной формы организации является выделение психически сильных людей и главенство их над основной менее активной массой.

Пассивные люди подвержены желанию подчиняться авторитету активных людей, что в форме государственного управления обществом дает людям чувство стабильности и спокойствия, уверенности в будущем.

Другой теорией, на которую опирается психологическая концепция создания государства, является идея «копирования» или «имитации» французского социолога и сторонника Петрижицкого Габриэля Тарда. По его мнению, в мире существуют «творцы», наделенные способностью создавать новое и «имитаторы», которые могут только копировать.

Творения и тех, и других постепенно приживаются в обществе, создавая социальные институты и право, регулирующее их. Общество людей постепенно движется к усвоению и применению открытий, становится более гармоничным под руководством права и правителей.

Еще один представитель психологической теории, Зигмунд Фрейд, в «Психологии масс» объяснял существование любых общностей как следствие свойств человеческой психики. Ученый считал, что человек изначально подсознательно выбирает группу, к которой будет принадлежать в обществе, он готов к ней и к исполнению ее ролей. Взаимодействие индивидов с уже заранее известными ролями и привело к появлению и долгому существованию государства.

Достоинства и недостатки теории

Психологическая теория формирования государства стала очень популярна в конце XIX – начале XX веков. Это было связано отчасти с формированием и популяризацией психологии как отдельной от философии науки. Психология поведения человека, а также все, на что она влияет, воспринималась с большим энтузиазмом и интересом.

Достоинствами теории является ее способность объяснить многие процессы, происходящие при формировании государства и права. Психология человека действительно стремится к гармонизации и стабилизации общества, пытается сформировать наиболее выгодные для индивида условия существования.

Теория в полной мере рассмотрела возможности общества. Плюсом также будет упоминание личностного участия каждого индивида, его воли, которые рассмотрены в процессе становления государственного строя как важные и активные для принятия решений.

Однако психологическая теория достаточно однобоко рассматривает государство как систему, уделяя внимание лишь социальным сферам общества и упуская из внимания все остальное. Данная теория также не рассматривает влияние социально-политической деятельности на человеческую психику, забывая, что общественное сознание формируется под действием первого фактора, а не второго.

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Объективность является одной из основных характеристик научного знания, а проблемы объективности всегда относятся к наиболее трудным и неоднозначным проблемам.

В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.

Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.

Примечание

Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.

Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.

Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.

Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Роль теории для современной науки

Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.

Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.

Примеры государств

Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 3.20 (Голосов: 10)

Поиск по содержимому

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX—XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др. ). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там». Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица». Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: «Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом». На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».

Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов», — подчеркивал Петражицкий.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».

Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психологическая теория

Психологическая теория Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно отметить Петражицкого, Тарда, Фрейда. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь»

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь» В современной практике международного права в большинстве случаев считается, что никто не может получать для себя выгоду из собственных противоправных действий, даже

Ее психологическая основа

Ее психологическая основа Но, может быть, такая тесная связь религиозных обрядов и вообще форм с сущностью вероучения сама по себе есть только недостаток религиозного воспитания и верующий дух может обойтись без этих тяжелых обрядовых накладок, а потому надобно

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии ГЛАВА I Изменения в должностях и феодах Сначала графы посылались в округа только на один год. Но вскоре они стали покупать право продления своей должности.

Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля

Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля 1. Природа есть фатальность материальных объектов, подверженных движению (подвижных). Аристотель не дает четкого определения понятия «природа», однако из того, что он пишет в «Физике»1, становится ясно, что он

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права В предклассовых обществах всех типов огромную роль играло обычное право. Когда социоисторические организмы были сравнительно малы, обычное право регулировало отношения как между ними, так и между

2. Теория групп и теория общества

2.  Теория групп и теория общества Первая книга Лэйнга «Разделенное Я» должна была включать две части – «Я» и «Другие», в конце концов изданные отдельными книгами как «Разделенное Я» и «Я и Другие». Чистой теории личности без теории коммуникации Лэйнг никогда не мыслил.

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677). Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал

Позитивная психология: определение, теории и примеры

Позитивная психология: определение, теории и примеры

Сара Спербер
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое позитивная психология? Читайте дальше, чтобы узнать историю позитивной психологии, теорию, примеры и то, как позитивная психология может вам помочь.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Хотите узнать больше о позитивной психологии? Возможно, вы слышали об этом в классе, в телешоу или в Интернете. Что ж, в этой статье мы дадим вам более подробную информацию. Мы поговорим о том, что такое позитивная психология, о ее истории, о некоторых самых популярных книгах по позитивной психологии и о том, как вы можете использовать ее для улучшения своей жизни.
 
​Учитывая ваш интерес к позитивной психологии, мы подумали, что сначала расскажем вам о нашем тесте на самочувствие, который немного расскажет о вашем текущем уровне благополучия. Или, если вы предприниматель, консультант или тренер, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса. Теперь давайте определим позитивную психологию.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой бизнес в области велнеса!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный1 контент3 

Что такое позитивная психология? (Определение)

Когда люди думают о психологии и о том, чем занимаются психологи, на ум приходят такие клинические проблемы, как тревога и депрессия. Позитивная психология возникла отчасти как реакция на традиционное внимание психологии к «проблемам психического здоровья». Вместо того, чтобы пытаться исправить то, что «не так» с людьми, позитивная психология спрашивает, как мы можем развивать человеческие сильные стороны, такие как устойчивость, радость и смысл.

Если вы не знакомы с областью позитивной психологии, название может показаться, что оно относится к чему-то вроде «позитивного мышления». Однако, хотя оптимизм, безусловно, имеет отношение к позитивной психологии (о чем будет сказано ниже), это просто одна из многих концепций, подпадающих под широкий эгидой позитивной психологии.

Психологи Мартин Селигман и Михали Чиксентмихайи, которых часто считают основателями области позитивной психологии, определяют ее как «научное исследование положительного человеческого функционирования и процветания на множестве уровней, включая биологический, личный, реляционный, институциональный, культурные и глобальные измерения жизни» (2000).

История позитивной психологии

Позитивная психология возникла не на пустом месте, а была вдохновлена ​​различными психологическими и философскими традициями. Хотя приведенное выше определение взято из статьи, посвященной позитивной психологии, опубликованной в 2000 году, подобные области исследований существовали задолго до нового тысячелетия.

Например, гуманистическая психология, возникшая в середине 20 века и имеющая корни в древнегреческой философии, часто считается важным фактором, влияющим на позитивную психологию. Среди выдающихся гуманистических психологов Карл Роджерс, известный своей разработкой клиент-центрированной терапии, и Абрахам Маслоу, известный своей иерархией человеческих потребностей. В отличие от несколько пессимистичных теорий о функционировании человека, характерных для более ранних психоаналитических теорий (например, Фрейда), Роджерс, Маслоу и другие психологи-гуманисты сосредоточили свое внимание на потенциале человека и присущих ему хороших качествах.

В своей книге « Позитивная психология в двух словах » психолог Илона Бонивелл прослеживает историю позитивной психологии до этого гуманистического движения (2008). Она подчеркивает, что перед Второй мировой войной у области психологии было три цели: 1) вылечить психически больных, 2) улучшить нормальную жизнь и 3) выявить и взрастить высокие таланты. Из-за сокращения ресурсов и явных страданий в результате войны основное внимание было сосредоточено на первой цели, а к последним двум был меньший интерес. С этого момента психология оперировала «моделью болезни» — подходом, фокусирующимся на выявлении того, что «не так» с людьми.

Когда Селигман и Чиксентмихайи представили позитивную психологию, они стремились отойти от модели болезни. По их словам, «цель позитивной психологии состоит в том, чтобы начать катализировать изменение фокуса психологии с озабоченности только исправлением худших вещей в жизни на также формирование положительных качеств» (Seligman & Csikszentmihalyi, 2014).

Мартин Селигман о позитивной психологии

Селигман не рассматривает позитивную психологию как замену традиционной психологии, а вместо этого подчеркивает некоторые недостатки модели болезни и то, как позитивная психология может заполнить эти пробелы. Хотя модель болезни привела к важным инновациям («мы можем сделать несчастных людей менее несчастными»), Селигман утверждает, что «мы забыли об улучшении нормальной жизни» (Seligman, 2008).

Теории позитивной психологии

Теория позитивной психологии: PERMA
Конечной целью большей части человеческой психологии (не только позитивной психологии) является повышение благосостояния. В то время как традиционная психология обычно устраняет препятствия на пути к благополучию (например, психические заболевания), позитивная психология пытается добавить к благополучию факторы (например, устойчивость). Селигман теоретизирует пять «столпов» благополучия в том, что он называет моделью PERMA (Seligman, 2018):

1. Положительные эмоции
2. Участие
3. Отношения
4. Смысл
5. Достижение

Селигман утверждает, что каждый из вышеперечисленных компонентов по своей сути мотивирует и способствует благополучию.

Теория позитивной психологии: три счастливые жизни
В родственной теории Селигман предполагает, что удовлетворенность жизнью является результатом трех типов «счастливых жизней» (Seligman, 2008):

1. Приятная жизнь. Это относится к жизни, характеризующейся как можно большим количеством положительных эмоций. Определенные навыки, такие как смакование и внимательность, могут усилить эти эмоции и внести свой вклад в Приятную Жизнь. Несколько недостатков ведения только такого образа жизни заключаются в том, что исследователи обнаружили, что он на 50% передается по наследству, положительные эмоции не полностью поддаются изменению, а положительные эмоции быстро привыкают, то есть мы быстро к ним привыкаем.

2. Жизнь помолвки. Это относится к жизни, характеризующейся потоком, о котором мы поговорим ниже. В этой жизни большую часть времени вы тратите на деятельность (работу, воспитание детей, отдых и т. д.), которая настолько вас увлекает, что вы теряете счет времени. Селигман предлагает вам определить свои самые сильные стороны и перестроить свою жизнь, чтобы максимально использовать их.

3. Осмысленная жизнь. Эта жизнь характеризуется глубоким чувством смысла. Как и в случае с помолвленной жизнью, вы осознаете, в чем ваши самые сильные стороны. Однако вы находите больший смысл, используя свои сильные стороны, чтобы принадлежать и служить чему-то большему, чем вы сами.

Хотя каждая из этих жизней может привести к разным типам благополучия, исследования Селигмана показывают, что осмысленная жизнь вносит наибольший вклад в общую удовлетворенность жизнью.

Примеры позитивной психологии

Как упоминалось выше, позитивная психология — это широкий зонтик, охватывающий множество различных тем и идей. Различные области исследований росли и развивались под этим зонтиком — ниже приведены несколько примеров этих различных областей.

Flow in Positive Psychology
Михай Чиксентмихайи, упомянутый ранее, считается одним из основателей современного движения позитивной психологии. Он, пожалуй, наиболее известен тем, что ввел термин «поток» и популяризировал это понятие в области психологии. Поток относится к особому психическому состоянию, характеризующемуся интенсивным погружением: «во время потока люди обычно испытывают глубокое удовольствие, творчество и полную вовлеченность в жизнь» (Csikszentmihalyi & Bar, 19).90). Чтобы выяснить, как эта концепция может помочь вам, может быть полезно заметить, какие действия вызывают у вас это состояние «потока», и попытаться увеличить количество этих действий в своей жизни.

Осознанность и позитивная психология
Еще одна тема, которой уделяется большое внимание в мире позитивной психологии, — это осознанность, «осознание, возникающее в результате целенаправленного сосредоточения внимания на настоящем моменте и без осуждения» (Кабат-Зинн). , 1990). Как упоминалось выше, развитие внимательности — это один из способов, который, по словам Селигмана, может способствовать «приятной жизни», усиливая или помогая нам лучше осознавать приятные эмоции и переживания.

Наученный оптимизм и позитивная психология
Мартин Селигман не занимался исследованиями позитивной психологии на протяжении всей своей карьеры. Наоборот, некоторые из его ранних работ были сосредоточены на конкретной теории депрессии, называемой «выученной беспомощностью». Эта теория утверждает, что клиническая депрессия возникает из-за того, что человек считает, что не может контролировать негативный опыт (Seligman, 1972).

Позже Селигман решил пойти в другом направлении в своих исследованиях, сосредоточившись на психологических чертах, которые по сути противоположны беспомощности, таких как оптимизм. В знак уважения к своей прошлой работе Селигман назвал одну из своих новых книг 9.0010 Наученный оптимизм (2011). Смысл этой книги в том, что оптимизм — это приобретаемый навык, который может противодействовать стрессовым переживаниям.

Позитивные психологические вмешательства

Внимательность / Наслаждение и позитивная психология
«Разница между страданием и счастьем зависит от того, что мы делаем со своим вниманием». — Шарон Зальцберг

Выше мы обсуждали, как внимательность может помочь усилить положительные эмоции. Помимо развития внимательности с помощью таких техник, как медитация, Селигман предлагает следующие конкретные действия для дальнейшего развития положительных эмоций. Для этого занятия вы планируете для себя «прекрасный день», включающий приятные занятия. Затем вы следуете этому плану, осознанно смакуя каждый опыт (2008).

Благодарность и позитивная психология
Селигман описывает следующее упражнение в качестве примера того, как развитие благодарности может улучшить жизнь: подумайте о ком-то, кто сделал что-то важное, что положительно изменило вашу жизнь, и кого вы так и не поблагодарили должным образом. Напишите отзыв об этом человеке из 300 слов, а затем прочитайте то, что вы ему написали. Исследования показали, что люди, выполняющие это упражнение, более счастливы и менее подавлены (Seligman, 2011).

Положительные психологические мероприятия для отношений
Психиатр Роберт Уолдингер подчеркивает важность качественных отношений для длительного благополучия: «Хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее» (Waldinger, 2016). Он описывает следующее упражнение, которое направлено не только на укрепление существующих отношений, но и включает в себя еще одну идею позитивной психологии — выявление и использование своих сильных сторон. В этом упражнении пара определяет свои самые сильные стороны и планирует вечер, на котором они оба используют свои сильные стороны.

Еще одно упражнение, которое Уолдингер предлагает для того, чтобы подчеркнуть важность отношений, состоит в том, чтобы выполнять как веселую, так и альтруистическую деятельность и противопоставлять эти два опыта. Уолдингер утверждает, что, хотя вы будете получать удовольствие от веселой деятельности, чувство удовлетворения, возникающее в результате альтруистической деятельности и помощи другим, будет длиться дольше.

Ведение дневника позитивной психологии
Позитивные психологи часто поощряют самоанализ как способ измерения текущего уровня благополучия. Выявление своих сильных сторон и областей, в которых вы чувствуете себя счастливым, напрямую повышает благополучие, а также выявляет области, требующие улучшения. Вы можете измерять различные виды счастья и сравнивать свои баллы со средними показателями на веб-сайте, основанном Селигманом.

Ведение журнала может быть эффективным способом записи ваших результатов, анализа того, на чем вы могли бы сосредоточиться для улучшения, и отслеживания любых изменений с течением времени.

Кроме того, Илона Бонивелл дает несколько советов по ведению дневника позитивной психологии (2008). Например, следующие две подсказки побуждают вас подумать о том, как вы можете проводить время в настоящем, чтобы быть самым счастливым в будущем.

  • Кем ты хочешь быть через 10-20 лет?
  • Что можно сделать для каждого аспекта, чтобы воплотить его в жизнь?

3 Ted Talks о позитивной психологии

Видео: Новая эра позитивной психологии

Видео: Что делает жизнь хорошей? Уроки самого продолжительного исследования счастья

Видео: Преимущество счастья: связь положительного мозга с производительностью

8 цитат о позитивной психологии

  • Цель позитивной психологии состоит в том, чтобы катализировать изменение психологии от озабоченности только исправлением худших вещей в жизни к также созданию лучших качеств в жизни. — Мартин Селигман
  • Радостная жизнь — это индивидуальное творение, которое нельзя скопировать по рецепту. — Mihaly Csikszentmihalyi
  • Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия. — Карл Роджерс
  • Любовь и работа для людей то же, что вода и солнце для растений. — Джонатан Хайдт
  • Если вы планируете быть чем-то меньшим, чем вы способны быть, вы, вероятно, будете несчастны всю свою жизнь. — Авраам Маслоу
  • Каждый человек на этой земле полон великих возможностей, которые можно реализовать с помощью воображения, усилий и настойчивости. — Скотт Бэрри Кауфман
  • Следуй за своей мечтой. Выясните, где вы хотели бы быть, что вы хотели бы делать, а затем выясните, что вам нужно сделать, чтобы достичь этого. — Кеннон Шелдон
  • Хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее. — Роберт Уолдингер

10 книг по позитивной психологии

  • Наученный оптимизм: как изменить свое мышление и свою жизнь
  • Позитивная психология в двух словах: наука о счастье
  • Истинное счастье: использование новой позитивной психологии для реализации вашего потенциала для постоянного удовлетворения
  • Flourish (Новое видение счастья и благополучия)
  • Flow: The Psychology of Optimal Experience (Harper Perennial Modern Classics)
  • Преимущество счастья: как позитивный мозг питает успех в работе и жизни
  • Как это сделать счастья: новый подход к жизни, которую вы хотите
  • Гипотеза счастья: поиск современной истины в древней мудрости
  • Счастливее: узнайте секреты ежедневной радости и постоянного удовлетворения
  • Позитивность: первоклассное исследование раскрывает соотношение 3 к 1, которое изменит вашу жизнь

А вот наша электронная книга, которая поможет вам построить позитивные нейронные сети: Электронная книга о позитивности: тренируйте свой мозг, чтобы создавать позитивные воспоминания (электронная книга)

Больше статей, связанных с позитивной психологией

Вот еще несколько статей, которые могут помочь вам узнать больше о позитивной психологии.

  • Оптимизм: определение, примеры и советы, как стать более оптимистичным
  • Думайте позитивно: 16 простых способов начать мыслить позитивно
  • 90 вещей, за которые следует быть благодарными
  • Позитивность: психология, определение и примеры
  • Позитивное отношение: определение, примеры и стратегииПозитивное мышление: 17 способов сделать ум более счастливым
  • Позитивное мышление: 17 способов стать счастливее Разум

Заключительные мысли о позитивной психологии

Позитивная психология — это больше, чем просто «позитивное мышление». Это широкая область психологической практики и исследований, направленных на выявление и развитие человеческих сильных сторон и позитивного опыта. Узнав больше о позитивной психологии и внедрив некоторые из ее уроков в свою жизнь, вы сможете улучшить свое самочувствие.

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Бонивелл, И. (2008 г.). Позитивная психология в двух словах: сбалансированное введение в науку об оптимальном функционировании. Соединенное Королевство: PWBC.
  • Чиксентмихайи, М., Бар, Ю. (1990). Поток: психология оптимального опыта. Израиль: Харпер и Роу.
  • Кабат-Зинн, Дж. (1990). Полная катастрофическая жизнь: используйте мудрость своего разума, чтобы противостоять стрессу, боли и болезни. Нью-Йорк: Делл.
  • Селигман, М.Э. (1972). Выученная беспомощность. Ежегодный обзор медицины, 23(1), 407-412.
  • Селигман М. (2008 г., июль). Новая эра позитивной психологии [Видео]. Конференции ТЭД.
  • Селигман, М.Э. (2011). Наученный оптимизм: как изменить свое мнение и свою жизнь. США: Издательская группа Knopf Doubleday.
  • Селигман, MEP (2011). Процветать: дальновидное новое понимание счастья и благополучия. Индия: Книги Атрии.
  • Селигман, М. (2018). PERMA и строительные блоки благополучия. Журнал позитивной психологии, 13(4), 333-335.
  • Селигман, М. Э.П., и Чиксентмихайи, М. (2000). Позитивная психология: введение. Американский психолог, 55 (1), 5–14.
  • Уолдингер, Р. (2016, январь). Что делает жизнь хорошей? Уроки самого продолжительного исследования счастья [Видео]. Конференции ТЭД.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Key Articles:

  • Happiness​
  • Well-Being
  • Emotions
  • Stress Management
  • Self-Confidence
  • Self-Care
  • Manifestation
  • ​All Articles…

Content Packages :

  • All-Access Pass​
  • Пакеты контента PLR
  • Курсы PLR​

Криминологические теории | Три психологические концепции преступного поведения

Перейти к содержимому
  • Просмотреть увеличенное изображение

Те, кто работает в сфере уголовного правосудия, быстро узнают, что понимание криминологических теорий, объясняющих, почему люди обращаются к преступникам, является ключом к снижению уровня преступности и повышению безопасности общества. После трех десятилетий исследований возникли три основные психологические теории времени: психодинамическая теория, поведенческая теория и когнитивная теория.

Изучение этих теорий криминологии и способов их применения на практике является компонентом онлайн-программы бакалавриата наук в области уголовного правосудия. Для многих студентов понимание того, почему люди совершают преступления, является одной из основных причин, по которой они хотят работать в сфере уголовного правосудия.

Три основные криминальные теории появились после десятилетий исследований сознания преступников. Психодинамическая теория сосредоточена на опыте раннего детства человека и на том, как он влияет на вероятность совершения преступления. Поведенческая теория фокусируется на том, как восприятие мира влияет на поведение. А когнитивная теория фокусируется на том, как люди проявляют свое восприятие, которое может привести к преступной жизни.

Психодинамическая теория 

Эта теория во многом принадлежит известному психологу Зигмунду Фрейду. Он утверждал, что у всех есть инстинктивные побуждения (называемые «ид»), которые требуют удовлетворения. Моральные и этические кодексы (называемые «супер-эго») регулируют эти побуждения, и взрослые позже развивают рациональную личность (называемую «эго»), которая является посредником между ид и супер-эго. Основываясь на этой идее, преступное поведение рассматривается в первую очередь как провал Супер-Эго.

В более общем плане психодинамическая теория рассматривает преступное поведение как конфликт между Ид, Эго и Супер-Эго. Этот конфликт может привести к развитию у людей проблемного поведения и правонарушений. Проблема с этой теорией в том, что ее трудно проверить.

Теория поведения 

Эта теория основана на идее о том, что человеческое поведение развивается благодаря опыту. В частности, поведенческая теория фокусируется на идее о том, что люди развивают свое поведение на основе реакции окружающих на их поведение. Это форма обусловленности, при которой поведение усваивается и подкрепляется вознаграждением или наказанием.

Итак, если человек находится в компании тех, кто оправдывает и даже вознаграждает преступное поведение, особенно авторитетных фигур, то он будет продолжать заниматься этим поведением. Например, теоретик социального обучения Альберт Бандура утверждает, что люди не рождаются с врожденной способностью действовать насильственно. Вместо этого он предлагает людям научиться агрессивному поведению, наблюдая за другими. Как правило, это происходит из трех источников: семья, экологический опыт и средства массовой информации.

Когнитивная теория

Когнитивная теория фокусируется на том, как люди воспринимают мир и как это восприятие управляет их действиями, мыслями и эмоциями. Большинство теоретиков познания разбивают этот процесс на три уровня так называемого «морального развития».

  • Доконвенциональный уровень . Это касается детей и того, как они узнают внешние последствия своих действий.
  • Обычный уровень . Это касается подростков и молодых людей, которые начинают основывать свое поведение на взглядах и ожиданиях общества.
  • Постконвенциональный уровень . У лиц старше 20 лет основное внимание уделяется оценке моральной ценности социальных ценностей и правил и тому, как они соотносятся с ценностями свободы, благосостояния и прав человека

не развивать моральное суждение выше доконвенционального уровня.

Все три из этих криминологических теорий подвергаются постоянному изучению и пересмотру, но они обеспечивают основу, на которой основаны современные идеи. Эти теории являются одним из самых интересных аспектов криминологии, изучаемых теми, кто поступает на программу обучения в области уголовного правосудия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *